Никитюк Владимир : другие произведения.

Второе дыхание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Пролог
  
  Виктор не очень любил своё имя. Во-первых, оно звучало не как имя, а как название профессии. Во-вторых, имело какую-то странную уменьшительную форму. Витя... У других Юра, Дима или Саша, а у него вот Витя!
  На эту тему он сначала с мамой попытался поговорить. Но та от вопроса сына просто отмахнулась. Мол, имя твоё папа выбрал - у него и спрашивай. А я только согласилась...
  Папа вопросу удивился. И стал объяснять сыну, что его имя, наоборот, очень хорошее. Просто замечательное!
  Во-первых, сейчас большинство имён в России греческого происхождения. А имя Виктор - древнеримское. Уже редкость!
  Во-вторых, у него очень хорошее значение. Победитель! С таким именем в жизни не пропадёшь!
  - И где же я должен побеждать? - мрачно поинтересовался сын. - В драках с соседскими парнями? Так ведь ты сам мне это запрещаешь!
  - Ну почему обязательно драки? - смутился отец. - Вот ты в школу скоро пойдёшь. И если будешь там хорошо учиться - то, значит, ты победитель. А если плохо - то проигравший. Ясно?
  - Ясно-то ясно, - задумчиво ответил сын. - Только расскажи мне побольше о школе. Чтобы я хотя бы знал, к чему готовиться.
  
  - Ну... - начал отец осторожно, - в какой-то степени школа похожа на детский сад. Только в ней не играют, а учатся.
  - В детском саду мы тоже учились. Особенно в последний год.
  - Всё равно это было не то. В школе учёбой занимаются гораздо больше. И главное - в школе оценки ставят. За отличные знания - пятёрку. За хорошие - четвёрку. Если знания так себе - тогда тройка. А если школьник толком ничего не знает - получает двойку.
  - А единицу за что ставят? Это когда совсем-совсем плохо?
  - Единицу ставить не принято. А если иногда её и ставят, то неофициально. Понял?
  - А чего ж тут не понять? - обиделся Виктор. - Всё ясно.
  - Тогда слушай дальше, - улыбнулся отец.
  
  В тот вечер Виктор много чего узнал. Что учебный год делится на четверти. Что по каждому предмету в четверти ставится единая оценка. Что тот, у кого в четвертях одни пятёрки, называется отличником, а тот, у кого есть и пятёрки, и четвёрки, но нет троек, - хорошистом.
  - А если есть тройки в четвертях - тогда что? - спросил сын.
  - Тогда этот ученик - троечник.
  - А у кого в четверти есть двойки - тот двоечник?
  - Не совсем так. Двоечником могут назвать и за обычные, разовые, двойки. А двойка в четверти - это вообще очень плохо. За такое могут и на второй год оставить.
  - Неужели всего за одну двойку в четверти? - удивился Виктор.
  - Ну... - смутился отец, - точно я не знаю. Я вообще не помню, чтобы кого-то из моих одноклассников на второй год оставили. Ведь, чтобы остаться на второй год, надо очень сильно постараться. Поэтому нормальному человеку такое не грозит.
  - А очень трудно быть отличником? - сменил тему сын.
  - Да нет, не очень, - задумчиво сказал отец. - Просто во время учёбы надо сильно стараться. Я думаю, у тебя получится.
  
  Этот разговор оказался очень кстати. Дело в том, что некоторые взрослые уже несколько раз спрашивали Виктора о том, хочет ли он идти в школу и как будет там учиться.
  Раньше он от этих вопросов терялся. А после разговора с отцом стал уверенно отвечать, что в школу идти очень хочет. И учиться там будет исключительно на пятёрки.
  Собеседники очень удивлялись такой уверенности. Некоторые даже смеялись. А порой начинали объяснять Виктору, что в школе учиться не так просто. Так что зря он, мол, так в себе уверен. Вдруг он будет всего лишь хорошистом? Или вообще троечником?
  В конце концов мальчик стал сомневаться. А вдруг у него с учёбой будет что-то не так?
  С этой проблемой Виктор вновь обратился к отцу. И сказал, что хочет заранее научиться читать. Ведь тогда в школе ему будет гораздо проще учиться.
  Отец ответил не сразу. Сказал, что подумает. С мамой посоветуется.
  Мальчик расстроился. Мама у него была строгая и могла это не разрешить.
  
  - Витя хочет, чтобы я его читать перед школой научил, - сообщил жене за завтраком Георгий Михайлович.
  - По-моему, этого не стоит делать. Я ведь уже успела записать его в школу. И там меня специально предупредили, чтобы мы заранее детей не учили. Только, мол, всё испортим.
  - Ерунду они говорят, - усмехнулся Георгий Михайлович. - А раньше что, все в школах учились? Сколько людей дома образование получали! И это, кстати говоря, неплохо у них получалось.
  - Ну как знаешь, - махнула рукой жена. - Чтению можешь поучить. Но не письму. Этому лучше в школе научиться.
  - Трудно научить чтению, не уча письму, - задумчиво проговорил отец. - Давай сделаем так: я научу его писать, но только печатными буквами. А письменные буквы пусть он в школе учит.
  На этом и остановились.
  
  Нельзя сказать, что изучение букв пошло у Виктора очень легко. Но мальчик старался - и где-то за две недели твёрдо выучил весь алфавит. Причём научился не только различать буквы, но и сам их писать.
  Потом начался более интересный этап - соединение букв в слова.
  Самое трудное было понять, как согласный звук сливается с последующим гласным. Но когда мальчик с этим разобрался, всё пошло довольно быстро. Ещё через две недели Виктор уже неплохо читал.
  Кончились занятия довольно неожиданно: отец проверил знания сына и заявил, что теперь он читать умеет. Так что их договорённость выполнена.
  А что дальше? Дальше мальчик сам справится.
  
  - Ну что, кончились ваши занятия? - спросила Ирина Сергеевна мужа.
  - Кончились. Теперь пусть он сам читает.
  - Ты чересчур переоцениваешь возможности ребёнка. Я думаю, ему это скоро надоест. Так что зря ты время тратил.
  - Надоест? Плохо ты нашего сына знаешь. Я-то как раз думаю, что он будет читать всё больше и больше.
  - И испортит себе глаза - поджала губы женщина. Но её муж на это ничего не ответил.
  
  Ни один из пессимистических прогнозов не подтвердился. Виктору не надоело чтение. И зрение его ни капельки не ухудшилось. Каждый день он что-нибудь читал. И с каждым днём ему было всё легче это делать. То есть читал он всё быстрее и быстрее. И всё лучше понимал прочитанное.
  Единственное, что его пока ограничивало, - размер шрифта. Виктору пока было трудно читать книги с мелким шрифтом. С одной стороны, это было грустно, потому что большинство книг, находящихся в их квартире, были напечатаны именно таким шрифтом. С другой стороны, пока особой проблемы не создавало, так как у Виктора было довольно много его собственных книжек. Поскольку они все были детскими, то и шрифт у них был довольно крупный.
  Раньше эти книги ему читали родители, а теперь мальчик мог сам это делать. И им меньше заботы, и ему меньше проблем.
  
  Где-то через месяц, гуляя с сыном по парку, отец предложил ему игру 'в столицы'. Один играющий называет страну, а другой - её столицу.
  Мальчик очень плохо представлял, где какая столица. Да и стран, как оказалось, знал очень немного. Но это было дело поправимое. Буквально за несколько прогулок, в весёлой игровой форме, Виктор выучил очень много стан и их столиц. А потом эта игра отцу почему-то надоела - и они перестали в неё играть.
  Мальчик расстроился. Отец, правда, стал его утешать. Мол, какой смысл дальше играть, когда Виктор и так все столицы знает.
  Где-то через месяц, тоже в игровой форме, отец предложил сыну выучить океаны с прилегающими к ним морями. Это вообще удалось сделать за два занятия. Не так-то много на Земле морей...
  А потом повторилась та же история, что и со столицами. Отец заявил, что Виктор выучил все моря - и играть дальше не имеет смысла.
  Такая история повторялась несколько раз. Отец 'под настроение' начинал объяснять сыну что-то важное и интересное. Мальчик с жадностью впитывал новую информацию. Потом отцу надоедало - и занятия прекращались.
  
  Все эти занятия не остались секретом для мамы. И она их не очень одобряла.
  - Ну зачем ты это делаешь? - отчитывала она отца. - Всё равно Витя скоро в школу пойдёт и всё, что нужно, там и выучит.
  - Но ведь, чем лучше он будет подготовлен, тем легче ему будет в школе учиться.
  - Я слышала другое, - возразила мама. - Если ребёнка заранее учить, у него всё в голове перепутается. И в школе из-за этого будут проблемы.
  - Да брось ты, - махнул рукой муж. - Это всё сказки для бедных. Таких дурачков, как мы. А те, у кого есть большие деньги, почему-то денег на домашних учителей не жалеют.
  - Так то на учителей, - не сдавалась мама. - Ты же ведь не учитель!
  - Я человек с высшим техническим образованием! - возмутился отец. - И знаю побольше некоторых учителей.
  - Если тебе так нравится думать - я спорить не буду. Но ты меня всё равно не убедил!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"