Кризис национальной идентичности и маргинализация* масс
"We are living in Аmerica...."
Rammstein
Социальная и национальная идентичности являются результатом рефлексии субъекта - самоидентификации индивида как объекта определенных элементов социума и его функциональных отношений.
В конце 19 века в период интенсивного развития капитализма люди довольно четко определяли свои идентичность : я русский рабочий, я русский крестьянин, я русский купец, я русский инженер, я русский офицер, я русский художник.
Ныне мы видим , что человек часто затрудняется определить даже свою классовую принадлежность, даже собственная социальная позиция в обществе у человека как правило не отрефлексирована т.е. маргинализирована.
Что касается истории народов и государств, то буржуазная историография настолько переврала факты так извратила оценки, что рядовой гражданин уже не в состоянии разобраться в той гамме мнений, интерпретаций ,подтасовок и откровенных фальсификаций, что вливаются в его сознание мутным потоком как говорится "из каждого утюга", так что рефлексии по поводу национальной истории становятся невозможны без знания истинных фактов и овладения основами методики исторической науки.
Что до основного стержня национальной идентификации - культуры , то в условиях подмены национальной культуры буржуазной массовой эрзацкультурой у человека , зачастую , для национальной самоидентификации остается только национальный язык. При этом, то что подается как современная национальная общедоступная культура приводная от языка: литература, кинематограф, телевидение, театр призвана обслуживать интересы господствующего класса - буржуазии и финансовой олигархии, и является лишь пропагандистским инструментом (лубком) для подавления рефлексий классовой самоидентификации эксплуатируемых. Измена национальной культурной традиции, отсутствие внятной преемственности культурных кодов, как и низкие требования к художественным достоинствам пропагандистского эрзаца - призванного заменить произведения истинной национальной культуры, создают культурный вакуум , в котором индивид не находит питательной среды для своих национально-культурных рефлексий.
Вместе с национальным искусством умирает и национальная культура, а с ее смертью разрушается возможность национальной самоидентификации.
* Маргинализация (от позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.