В конце восьмидесятых годов в войсковую часть подземщиков поступил заказ на выполнение работ, ставших уже привычными. Надо было кое-что взорвать на "наружке" (на поверхности земли). Только вот место было уж очень необычным. Взрывать надо было в Североморске, на Окольной.
Со времени несанкционированного "салюта" и Большого Бабах прошло уже 5 лет, но словосочетание "Взрывы на Окольной" всё ещё воспринималось на Северном флоте только в одном контексте.
В этот раз взрывы должны были прозвучать мирные - необходимо было срезать небольшой выступ скалы, торчащий на берегу у корня нового причала, уже практически законченного. Небольшой - это, конечно, по меркам подземщиков. Куполообразный выступ скалы возвышался над поверхностью всего на полтора-два метра и имел в наибольшем диаметре не более 20 метров. Плёвая работа, если бы не место, где её надо выполнять. Действующий арсенал - это не самое безопасное место для проведения буровзрывных работ.
Согласовывали порядок проведения работ и комплекс сопутствующих мероприятий очень долго. Но, всему приходит конец, и на следующее утро после окончательного согласования последней бумажки, Михаил выпрыгнул из кабины кунгованного ЗИЛ-131 у обречённого к уничтожению скального выступа и дал команду выгружать оборудование. Компрессоры уже подогнали и установили в непосредственной близости от места проведения буровзрывных работ. Тащить СБУ-2К (самоходную бурильную установку с двумя манипуляторами) ради одной-двух смен работы никто, разумеется, даже не подумал. Такой "пятачок" можно и перфораторами обурить. Пусть не сразу, за несколько приёмов, всё равно предельная мощность одновременно взрываемого ВВ (взрывчатого вещества) жёстко ограничена, причём безотносительно от числа замедлений.
Шпуры забурили быстро. А вот с накрытием взрываемого поля защитными щитами пришлось повозиться. Лес на Севере дефицитен. Подвезли вагон подтоварника (тонкие брёвнышки диаметром менее 12 см) и сказали - это вам на весь объём работ. Связали из этих брёвнышек щиты в два взаимно-перпендикулярных слоя тонким стальным тросом. Аккуратно уложили их сверху автокраном "Ивановец".
На первый взрыв приехали главный инженер и два капитана первого ранга. Один со стороны хозяев площадки, а второй из штаба флота. Выставили оцепление из матросов, предупредили оперативного дежурного по флоту и жахнули.
Щиты приняли на себя удар выброшенных взрывом каменных осколков и взлетели в воздух. После этого они некоторое время совершали пируэты, живо напомнившие всем незабвенный полёт фанеры над славным городом Парижем и, разваливаясь ещё в воздухе, осыпались вниз как переломанные и добросовестно пожёванные спички.
Зрители остались очень довольны результатом, но на вопрос Михаила: - чем будем следующий раз накрывать? - никто сразу не ответил.
- Старые противолодочные сети хотите? - после непродолжительного раздумья предложил тот из каперангов, что являлся представителем хозяев.
- Конечно, хотим! - быстро согласился Михаил, даже не рассчитывавший на подобную халяву. Он-то считал, что задал риторический вопрос. Ну не баловали его раньше подобными этому предложениями. - А много их у Вас?
- Этого добра у нас как грязи.
- Десяток можете дать?
- А хватит?
- Хватит.
- Хорошо, завтра подвезут.
Противолодочная сеть состоит из отдельных замкнутых колец из тонкого стального троса, в каждое из которых продето четыре других кольца. Благодаря этому она обладает большой упругостью, тянется, перераспределяя нагрузку и, за счёт этого, почти никогда не рвётся. Острая как бритва грань взорванного камня может, разумеется, перерезать одно из звеньев, но к фатальным последствиям это не приведёт. Крупные камни в любом случае будут пойманы, а мелочь для ближайших сооружений не опасна. Только для людей и машин. А вот чтобы не допустить в зону, опасную по разлёту осколков, посторонних, желающих посмотреть: как там оно взлетает и куда падает, и предназначено оцепление.
Только вот на второй взрыв Михаилу, ввиду отсутствия начальства, матросов никто не выделил. Обошлись собственными силами. Справа отвесный склон гранитной сопки, слева - Кольский залив. Бригадир перекрыл дорогу за поворотом (с тыла), развернув поперёк неё ЗИЛ-131. Михаил расположился за бетонным КПП со стороны города, а взрывник Степанов укрылся в люке одного из элементов причала.
Время, в которое должен был прогреметь взрыв, было согласовано с оперативным дежурным по флоту. Массив, подлежащий взрыванию, в несколько слоёв обтянут противолодочными сетями. Их края закреплены клиновыми анкерами из 28-й арматуры, забитыми в наклонные шпуры. Оцепление выставлено. Можно начинать.
Взрывник запускает зелёную ракету, сигнализируя о готовности. Михаил и бригадир, также, запускают в ответ зелёные ракеты - всё спокойно, можно взрывать. Взрывник пускает красную ракету и скрывается в люке. Всё. Через 30 секунд прогремит взрыв.
В этот момент из-за поворота Кольского залива появляется АПЛ, идущая в надводном положении, и бодро направляется прямиком к месту взрыва. Михаил её видит, но сделать уже ничего не может, а взрывник, вращающий в этот момент ручку взрывной машинки, даже не подозревает, что на сцене появился не предусмотренный сценарием персонаж. Красная ракета, снижающаяся по параболической траектории, падает в воду в нескольких десятках метров перед носом подводного крейсера.
Лодка неторопливо движется вперёд, приближаясь к самому центру опасной зоны (взрыв направленный, причём не абы-куда, а в самую безопасную для арсенала сторону - в море).
- Третьим буду! - думает Михаил.
За всю историю Северного флота камнем в подводную лодку попадали только двое: Виктор Николаевич Нехаевский и Владимир Анатольевич Селькин. Утопить - не утопили, но лёгкий корпус оба раза повредили основательно. Валун диаметром в полметра, брошенный высоко в воздух силой взрыва, к моменту приземления обладает огромной кинетической энергией.
Грохочет взрыв нескольких десятков килограммов 6ЖВ. Заряд распределён по замедлениям, но человеческое ухо не может вычленить в общем гуле отдельные взрывы, разнесённые по времени на десятки миллисекунд. Сети вспухают чётко очерченным куполом и, практически мгновенно, осаживают взорванную скалу обратно. Валуны не ушли. А вот мелочёвка, включающая и пару ядер, размером с человеческую голову, устремляется в сторону АПЛ.
Крупные камни летят дальше. Мелочь ссыпалась в воду почти у береговой черты, а два наиболее крупных осколка полетели навстречу приключениям.
- Погода сегодня не лётная, - посетовал один.
- Ничего, лишь бы человек хороший попался, - ответствовал ему другой.
Один из камней немножко не долетел до АПЛ и врезался в воду с маленьким недолётом, а второй просвистел над рубкой и упал в воду сразу за ней. Оба камня взметнули вверх фонтаны воды, очень похожие на всплески от артиллерийских снарядов. Недолёт, потом перелёт - классическая артиллерийская "вилка".
Михаил не знал наверняка, какие именно мысли вертелись в этот момент в головах командира и офицеров АПЛ, но общий их смысл угадать было не сложно.
Тяжёлый поход остался позади. Ты входишь в главную базу флота. Летний солнечный день. Штиль. Вода тихо струится вдоль бортов подводного крейсера. Уже видно отражение Солнца в окнах штаба флота. И пожалуйста: красная ракета перечёркивающая курс, потом лодка оказывается в артиллерийской "вилке".
Михаил прямо чувствовал, как гудит воздух от интенсивного радиообмена между командиром АПЛ и оперативным дежурным по флоту. Щёки пылали. Вспоминали его явно нецензурными словами. Но, главное, он не попал! Предыдущие два офицера были в момент своих "подвигов" молодыми лейтенантами. И оба попали. А он, опытный капитан, промахнулся. Но, не смотря на это, Михаил был, почему-то, чрезвычайно рад своему промаху.