БЕЗДОМНЫЙ - Иван Николаевич Понырев, поэт, пишет "чудовищные" стихи под псевдонимом Бездомный. Поэт, типичный для советской эпохи 20-30-х, как и его псевдоним, образованный по популярному идеологическому шаблону: Максим Горький (Алексей Пешков), Демьян Бедный (Ефим Придворов)и т. п.
Духовная эволюция Бездомного необычна, и читателю НЕОБХОДИМО обратить на это пристальное внимание.
Бездомный - бесшабашный молодой человек, лишенный "дома" (жизненной опоры), невежественный и вульгарный, готовый "засветить" "по морде" собрату по перу или "года на три" отправить в Соловки "инакомыслящего" профессора Канта.
ИМЕННО Бездомный под влиянием трагических обстоятельств обнаруживает ту самую добрую волю, которая и составляет важнейшую черту личности, и находит свой истинный облик, становясь профессором истории Иваном Николаевичем Поныревым.
В этой трудной и мучительной эволюции можно увидеть и сложную духовную эволюцию самого Булгакова от атеиста - студента медицинского факультета до глубоко верующего писателя-ясновидца.
ВАЖНО! Образ Бездомного является сюжетно СТЕРЖНЕВЫМ в романе.
Во-первых, он действует с самой первой главы романа.
Во-вторых, он в эпилоге становится ключевым для понимания замысла Булгакова: это - ЕДИНСТВЕННЫЙ в романе образ, который развивается, трансформируется.
В 1-й главе Бехдомный - это молодой, многообещающий поэт, в изображении которого Иисус получился 'ну прямо как живой'. И это неплохая характеристика талантливости. Признанием его таланта служит не только публикация стихов с его портретом на первой полосе 'Литературной газеты', и даже не отношение к нему со стороны собратьев по перу в литературном ресторане, где все увидели, 'что это - никакое не привидение, а Иван Николаевич Бездомный - _известнейший поэт_'.
Главным является то, что в качестве такового его вынужден признать даже приспособленец от литературы Рюхин, с которым у Бездомного мало чего общего.
О позиции Бездомного до 'трансформации' в клинике Стравинского свидетельствует его взволнованная реакция на рассказанное Воландом. Попав в клинику, он был ещё способен трезво мыслить, что проявилось в его резком, но справедливом обличении Рюхина. Тогда, в первый вечер, мы видим его ещё как Ивана Николаевича, занимающего чёткую гражданскую позицию в вопросах творчества.
В событиях следующего дня он уже фигурирует как ИВАН, к третьему дню вообще превращается в ИВАНУШКУ.
Как же происходило это превращение?
В первый вечер в клинике после получения укола у Бездомного притупилась острота переживаний, наутро он проснулся Иваном.
После осмотра профессором Стравинским и нового, приписанного им укола внутреннее 'я' поэта раздваивается, происходит борьба между вчерашним активным гражданином и новым, несколько усмирённым Иваном; до утра поэт становится Иванушкой.
И вот на этой последней стадии оболванивания поэта свою роль сыграл мастер: он пришел в лучах полной луны к Ивану, а покинул в полночь уже Иванушку. То есть, выполнил ту же функцию, которую не успели осуществить вампиры Гелла и Варенуха в отношении Римского.
(Продолжение следует)
Литература:
[1] Внутренний предиктор СССР. "Мастер и Маргарита": гимн демонизму, либо Евангелие беззаветной веры?
[2] Владимир Козаровецкий. "Шекспир - Пушкин - Булгаков"
[3] Альфред Барков. Роман Булгакова мастер и Маргарита: альтернативное прочтение
[4] Георгий Лесскис. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: "Белая гвардия"; "Записки покойника"; "Мастер и Маргарита". Комментарии.