Николенко Александр : другие произведения.

Ханский брод

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Как известно, город Майкоп был основан 18 мая 1857 года как военное укрепление на правом, обрывистом берегу реки Белой на территории, принадлежащей адыгскому народу. Как топоним Майкоп упоминался еще раньше, в 1823 году в военной документации российской армии и в 1825 году был рекогнесцирован как урочище Майкоп. Крепость заняла очень выгодное положение у ворот в горы. Многочисленные памятники археологии, в первую очередь такие, как майкопский курган Ошад, майкопская плита, святилища, келермесские, белореченские, курджипские и другие курганы, могильники, городища и древняя майкопская крепость Пэтапэ свидетельствуют о длительном существовании на этой территории нескольких развитых цивилизаций. Привлекательность этого места была обусловлена в первую очередь трудной доступностью, уединенностью и возможностью в случае большой угрозы быстрого ухода в спасительные лесистые горы, удобностью и выгодностью для жизни. Стратегически важные врата в горы, в саму древнюю Адыгею можно было легко запереть небольшим конным отрядом. Археологические находки подтверждают существование людей в этих местах на удалении нескольких тысяч лет назад. Многочисленные древние пещерные стоянки первых людей и не менее многочисленные загадочные сооружения - дольмены в урочищах рек Белой, Мезмая, Курджипса, Даха свидетельствуют о смешанном существовании нескольких культур. Смешавшиеся, но распределившиеся по этно - культурным признакам представители различных народов из Передней Азии, равнинной части Закубанья, степные скотоводы и горские племена адыгов, в первую очередь абазины, абадзехи создали майкопскую культуру. Большое влияние оказало близкое соседство древних абхазов, способствовавшее развитию адыгской общности и культуры. Безусловно, что практически вся территория современной Адыгеи представляет собой археологический полигон и впереди будет еще немало интересных археологических находок и открытий, и особенно в горной лесистой местности, к югу от русла реки Белой. Именно там раньше находилась богатая и густонаселенная территория проживания адыгского племенного союза. Правобережная, относительно русла реки Белой часть Адыгеи, из - за постоянной угрозы набегов кочевников, была менее населенной и использовалась в основном для отгонного скотоводства и земледелия. Стоит обратить внимание на генуэзскую (Анапскую ) дорогу, организованную генуэзцами для торговых сношений с золотоордынскими ханами, и проходившую через используемые конницей Ханский брод - переправу, в других местах высокий левый берег, примыкающий непосредственно к горам не давал такой возможности.
   Еще в середине 13 века, после учреждения на Крымском полуострове Кафы (Феодосии) генуэзцы начали искать надежные пути для доставки своих товаров на восток из своей крепости Анапа. Прежний степной путь таил немало опасностей от кочевавших степняков. Новый путь по северным предгорьям главного хребта Кавказа им представлялся более надежным, поскольку им удалось договориться с горцами за счет благодеяний от торговли и благодаря покровительству монгольских ханов. Анапская дорога имело направление от Анапы на современные Горячий ключ , Саратовскую, Ханскую и далее через Царскую (Новосвободную) по долинам рек на Кабарду и Карачай с выходом к прибрежью Каспийского моря и различными ответвлениями. На этом пути генуэзцы, оберегаемые покровительством золотоордынских ханов и привлекая к обеспечению прогона караванов горские племена, имели укрепленные фактории и складочные пункты. Их положение как торговцев было достаточно высоким, они были основными выгодоприобретателями от своей монопольной и очень доходной торговли. Присутствие генуэзцев длилось около четырех столетий, строились христианские храмы и часовни на всем протяжении торгового пути, укрепления и даже крепости. Майкопская пытапэ является самой мощной крепостью на удалении сотен верст и, несомненно, генуэзцы приложили к ее обустройству много сил и средств, хотя основы крепости были заложены еще задолго до этого другими народами. На восток шел мощный поток товаров, обратно шел еще более мощный поток рабов. Безусловно, что генуэзцы чувствовали себя полными хозяевами горских земель. И так длилось около четырехсот лет, до падения Константинополя. Затем пришло время оттоманской порты, по приказу турецкого султана в 1717 году крымские татары вторглись на землю адыгейских племен. Они решали задачу силового подчинения горцев, навязывая магометанство. Торговля генуэзцев была прекращена, татары начали заниматься грабежом скота, торговый поток стал состоять преимущественно из рабов. Около нынешней станицы Ханской стояла татарская ставка. Муллы проводили проповеди, склоняли головы адыгов к святому корану, требуя присяги, христианские храмы разрушались, на их месте возникали мечети и минареты. У адыгов до настоящего времени осталось уважение к кресту, особенно при тяжелых болезнях, падеже скота и других несчастьях.
  Задача: используя известные исторические сведения попытаться исследовать старый торговый путь в окрестностях Ханского брода.

   Чтобы понять важность бродов для преодоления водных преград, следует хорошо представлять особенности русла реки Белой. Привычный обрывистый правый берег дополняется еще более высоким и неприступным левым берегом. Сильное течение и высокий уровень воды, особенно в периоды сильных дождей и таяния снега в горах делали преодоление реки затруднительным. Исключение составляли редкие броды, дававшие возможность в летние и зимние месяцы преодолеть эту преграду. Наиболее удобным представлялся Ханский брод, образовавшийся в результате подмыва правого берега и изменения русла реки неподалеку от места слияния реки Ханки с рекой Белой. Образовавшаяся обширная намывная отмель предоставила хорошую возможность для конной переправы по каменистому дну реки. Отмель кратковременно затапливалась весной и осенью во время паводков. Следует отметить, что сам Ханский брод в период высокого уровня воды в реке Белой также непреодолим.

  Что же, к делу, беру старую проверенную карту двухсотку и выдвигаюсь в станицу Ханскую, она в двенадцати километрах к западу от Майкопа. Не доезжая центра станицы, сворачиваю налево и через три километра вижу реку Белая. Через реку перекинут крепкий бетонный мост. А всего пятьдесят пять лет назад здесь был только пешеходный мост на тросах с деревянным настилом, раскачивающимся при ходьбе. Рядом с этим мостом и был Ханский брод, сам с отцом на лошадях перебирался через бурлящую реку, спускаясь к воде по крутому спуску с высокого правого берега. Нет больше крутого спуска, он за ненадобностью засыпан и остался только в памяти.


Брод1 []


Сейчас я стою на левом берегу Белой, точно напротив спуска к Ханскому броду. Увы, брода нет.

Если взять метров двести выше по течению, то правый берег представляется более пологим и тоже мог бы использоваться для брода.


Брод2 []


Но это представление ложное, русло реки в этом месте глубже, на дне каменные гряды, мешающие движению.

  На громадной отмели левого берега, намытой за века, стоит дамба для защиты от паводков, стоят редкие дома.

Чуть далее и правее расположился небольшой хутор Веселый. Дорога забирает влево, развилка.

На карте, есть брать левее, видна большая поляна, омываемая с юга рекой Ханка.


Поляна []


На поляне видны постройки, признаки фермы, превратившейся в склад. Место очень удобное, защищенное от посторонних глаз и сильного ветра. На старой военной карте вижу крестик и надпись - Минарет. Нахожу его останки быстро, все в зеленой траве.


Минарет []


Вооружен только саперной лопаткой, надеясь на удачу, пробую грунт.

  Через час безуспешных поисков сажусь отдохнуть, глаза выхватывают фрагмент камня.

Не спеша выкапываю его и не верю своим глазам, это близнец другого камня, найденного год назад на удалении ста километров от этого места.


Камень []


Один в один, чудеса.

Эта поляна, в силу своего удачного расположения, несомненно могла быть стоянкой. Стоянкой перед переправой Ханский брод. Возвращаюсь к развилке, теперь понятно, что дорога, забирающая немного правее к западу и есть часть Анапской дороги, ее направление на станицу Кубанская, на обеих картах эта дорога совпадает.

  
  Возвращаюсь к мосту, намечая очередное место, где я обязательно должен побывать.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"