Нимченко Андрей Владимирович : другие произведения.

Эпическая сила

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    31% современной российской молодежи не читает художественную литературу. Причем чем старше становится человек, тем меньше желания у него возникает открыть книжку. А между тем любовь к чтению, утверждают ученые, делает нас не только умнее, успешнее, богаче материально и духовно, но даже... увеличивает продолжительность жизни.

  
  Все мы с детства мечтаем о сказке: чтобы раз - и все в жизни произошло, как нам хочется, по мановению волшебной палочки.
  Но уже с детства умные и серьезные взрослые методично разбивают эту мечту, убеждая нас, что просто так ничего не бывает, и для того, чтобы стать успешным и счастливым, надо много-много работать, терпеть, преодолевать, стараться и ограничивать себя. Только тогда и работа будет хорошая, и уважать тебя будут, и жизнь твоя станет веселой, полной и интересной. Но останется она таковой, только пока ты будешь много работать, терпеть, преодолевать, стараться и ограничивать себя.
  Зачем тебе такая "веселая" жизнь, и когда же получать от нее удовольствие, если все время работаешь и ограничиваешь себя, взрослые обычно не уточняют.
  Но на самом деле есть один способ стать успешным, не подвергая себя таким мучениям. Используя его, получаешь огромное удовольствие, умудряешься проживать тысячи судеб в течение своей одной, развиваешься без большого труда, имеешь хорошие оценки в школе и в жизни, запросто становишься душой компании, делаешь карьеру легко. И главное - никогда не скучаешь!
  Этот волшебный рецепт прост и доступен каждому - как и все волшебство этого мира. Его называют чтением. Правда, читать нужно качественную художественную литературу и, желательно, начинать с детства.
  Так ты привьешь любовь к чтению на всю жизнь. А ко всему уже перечисленному очень важно добавить еще одно: скорее всего, над тобой не обретет власть незаметный враг каждого человека, ускоряющий его смерть, - остановка в развитии.
  
  Все как у мышей?
  Конечно же, никакого рецепта долголетия, основанного на чтении, не существует. Нельзя утверждать, что если вы "осиливаете" в день 20 страниц Виктора Гюго, то проживете до 90 лет.
  Но, к примеру, не так давно выяснилось, что болезнью Альцгеймера и старческим слабоумием гораздо реже страдают пожилые люди, любящие читать и обсуждать с кем-либо прочитанное. Так тренируется память, приостанавливаются процессы деградации клеток мозга. Ведь организм сохраняет лишь то, что ты используешь, и стремится избавиться от того, что использовать перестаешь.
  Кроме того, геронтологи выяснили, что длительность периода развития человека влияет на продолжительность его активного долголетия. На физиологическом уровне это выглядит так - чем дольше нужно времени организму, чтобы достичь своего физического расцвета, тем дольше он живет в целом.
  Ученые оттолкнулись от фактов, которые наблюдали в животном мире. К примеру, обычная мышь, способная через несколько месяцев после рождения давать потомство, редко переживает трехлетний рубеж. А вот некоторые виды летучих мышей достигают зрелости в 15 лет и доживают до 40. При том с генетической точки зрения они довольно схожи со своими бескрылыми "товарищами".
  У людей действуют похожие законы. Однако к физиологии здесь добавляется еще и психология. А психика связана с телом сильнейшим образом - достаточно вспомнить, что как минимум 85% всех заболеваний, по данным последних исследований, имеют психосоматическую природу.
  Нетрудно заметить, что сегодня в мире происходят сразу два параллельных и, скорее всего, взаимосвязанных процесса. С одной стороны растет средняя продолжительность жизни. В ряде стран она уже перешагнула 80-летний рубеж, в России недавно перевалила за 70-летнюю отметку. Но одновременно растет период, необходимый для социализации молодежи, получения ими достаточного уровня образования, обретения самостоятельности, год от года увеличивается возраст создания семьи. Это особенно хорошо видно в странах Запада. Однако те же тенденции наблюдаются и в России.
  То есть взаимосвязь, которая у животных ограничивается взрослением тела, у человека во многом зависит и от взросления вообще. Более того, в жизни мы встречаем немало доказательств, что интеллектуально развитые люди дольше ведут активную жизнь и умирают позже, сохраняя ясный ум даже в преклонном возрасте. Прямой взаимосвязи интеллекта и долгожительства пока не обнаружили, у ученых есть лишь масса предположений на этот счет. От того, что умный человек чаще следит за своим здоровьем, до того, что мозговой активности неизменно сопутствует интерес к жизни, а это - самое лучшее лекарство от всех болячек.
  
  Подтверждено наукой
  Да что там пожилые - еще в сороковых годах прошлого века в Шотландии было положено начало исследованию детей, которое окончилось совсем недавно. В 1947 году были протестированы все 11-летние школьники, родившиеся в 1936 году (70 805 человек). С тех пор ученые следили за их развитием: судьбой, болезнями, социальным положением и т. д. Одной из задач было - выяснить, какие качества влияют на продолжительность жизни.
  Как выяснилось, из многочисленных детских качеств, которые учитывались при тестировании, больше всего на нее влияют интеллект (IQ) и так называемая "надежность" - добросовестность, упорство и стабильность настроения человека.
  Исследования 2004 года показали, что первая группа - самые умные - прожили дольше всех, менее умная вторая группа - немного меньше, люди с самыми слабыми, третьей и четвертой "категориями интеллекта" - еще меньше. Причем различия между ними довольно серьезные. Так, для детей, имевших в возрасте 11 лет высокий показатель IQ, вероятность дожить до 65-летнего возраста оказалась вдвое выше, чем для детей с низким IQ.
  
  Пресса литературу не заменит
  Универсальный способ сделать себя самого или своего ребенка умным - полюбить чтение. Причем речь идет не о чтении как таковом - интернет-серфинг и пресса здесь не помощники. Действительно расширяют внутренний мир человека качественные художественные произведения и те, что нацелены на его развитие.
  Выдающийся английский писатель Нил Гейман говорил, что жажда узнать, что же случится дальше с любимыми персонажами, вызывает необходимость продолжать чтение. И таким образом незаметно для себя ты узнаешь новые слова, понятия, обогащаешь свой внутренний мир образами и идеями. Ты развиваешься, умнеешь, изучаешь мир и человеческие взаимоотношения во всей их многогранности без усилий, испытывая только один вид сожаления - от того, что книга закончилась.
  Художественная литература порождает эмпатию - способность эмоционального сопереживания другим людям. А вот СМИ такого эффекта не дают. Это убедительно доказали недавние исследования ученых Амстердамского свободного университета. Во время эксперимента уровень эмпатии замерили до прочтения контрольными группами двух видов печатного слова. В одном случае - классических произведений литературы, где персонажам пришлось много страдать, а в другом - репортажей о беспорядках в Ливии и атомной катастрофе в Японии. И хотя в обеих группах читателям было легко идентифицировать себя с героями, через неделю те, кто читал прессу, по степени сопереживать откатились на прежние показатели. А в другой группе уровень эмпатии остался на прежнем уровне.
  А ведь именно эмпатия - то волшебное чувство, которое объединяет нас и не дает превратиться нам в самовлюбленных одиночек.
  
  Изменить мир
  В книгах есть еще кое-что важное для нас всех - мысль о том, что миру не обязательно быть именно таким, каков он есть в данный момент. Его можно изменить.
  В Китае, к примеру, после многих лет неодобрительного отношения к научной фантастике партия даже начала стимулировать читательский интерес к ней. Причина в том, что китайцы до этого умели отлично копировать придуманные кем-то вещи. Но не создавали своих, не изобретали. Чтобы разобраться, в чем дело, они изучили опыт крупнейших передовых компаний - Apple, Microsoft, Google - и выяснили, что люди, которые придумывают будущее, в детстве взахлеб читали научную фантастику. Так они учились фантазировать, а в конечном счете человеческая фантазия, сколь бы нереальные формы она не принимала - это черновой план развития общества. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, сколько идей из НФ-произведений, написанных в ХХ веке, реализовались в наши дни.
  
  Книгу в руки не беру
  Другой вопрос в том, что современные дети читают мало. В лучшем случае дело ограничивается обязательным школьным списком, который, к тому же, раздут и удлинен до бесконечности. При таком обилии рекомендуемых произведений изучать литературу можно лишь фрагментарно. Да и ряд произведений откровенно скучны и мало понятны для юношества - взять того же "провидца" в своем отечестве Солженицына с его "Архипелагом ГУЛагом". Не каждому взрослому по зубам эта тягомотина.
  Необходимость продираться сквозь эти неудобоваримые глыбы и "исторические" полотна способна напрочь убить всякое желание читать. К тому же, есть масса способов обойти систему - в Интернете или на книжных рынках нетрудно отыскать "шпаргалки", в которых содержание изучаемых произведений изложено в виде краткого пересказа.
  Не удивительно, что во "взрослую жизнь" бывшие школяры и студенты выходят с восприятием классики, как чего-то тяжелого, требующего излишнего напряжения ума. И как только исчезает необходимость читать "по программе" - книгу в руки уже не берут.
  В 2010 году Росстат опубликовал сборник, посвященный российской молодежи и в частности тому, как она проводит свободное время. Учитывался возрастной период от 15 до 29 лет. По данным статистических исследований, 31% молодых людей сегодня не читают художественную литературу, 46% читают менее часа ежедневно и только 23% проводят за чтением час и более в день.
  Другое наблюдение социологов касалось того, как меняются с возрастом привычные способы проводить свободное время. Если в 15-17 лет 73% этого времени молодой парень тратит на отдых на природе, то к 25-29 годам работающий мужчина уделяет этому 7% выходных. Зато период, который он проводит перед телевизором, увеличивается с 15% до 46%. Увы, чтение художественной литературы занимает в его приоритетах мизерный 1%.
  
  Увлечь или заставить?
  Выходит, если любовь к качественной литературе не возникла в детстве, скорее всего, во взрослые годы с их рабочей напряженностью, семейными хлопотами, небольшим количеством свободного времени и обилием способов "убить" его перед телеком или компьютером чтению будет обеспечен удел бедной родственницы в господском доме. О существовании которой знают, время от времени подкидывают ей кусок с барского стола, но по большей части стараются не замечать.
  Вопрос только в том, как привить ребенку любовь к чтению. Психологи и педагоги в один голос твердят, что насильно этого делать нельзя - так можно вызвать лишь отторжение. Однако у меня есть примеры, когда происходит как раз обратное. Мой друг, к примеру, заставлял свою дочь-третьеклассницу читать не менее двух часов в день. Поначалу были слезы, скандалы и попытки обхитрить родителей, когда за два часа прочитывались всего две страницы. Потом подход поменяли, ежедневной нормой стало количество не часов, а страниц. Спустя год девчонка отлично читает, и главное - любит это делать. Сейчас вот - в полном восторге от Тома Сойера. Еще у одного друга история с приучением дочери к книгам оказалась похожей на первую как две капли воды. Так что вопрос заставлять или нет, на мой взгляд, очень индивидуальный.
  Прежде всего, у ребенка должна быть постоянная практика чтения помимо классных заданий. Когда он научится понимать текст без усилий - а для этого потребуется немало поработать, чего большинство детей не любят - у него в руках будет инструмент познания мира. И можно будет считать, что подготовительный этап погружения в мир литературы окончен.
  В качестве вспомогательных средств педагоги здесь советуют следующее:
  1.Читать детям вслух с раннего детства. В дальнейшем практиковать совместное чтение с родителями - по очереди или по ролям.
  2.Дочитать до самого интересного места, а потом отложить книгу, заявив чаду, что у тебя сейчас дела. Велика вероятность, что дальше он продолжит сам. К слову, именно благодаря этому приему наша учительница по литературе в свое время сподвигла класс на прочтение нескольких десятков классических произведений.
  3.Самим читать книги на глазах у ребенка, чтобы он видел, что это - интересное занятие.
  Второй этап на пути приобщения к чтению - "подсадка" на него. Идеальный вариант здесь - найти тему, которая увлекает ребенка. Хорошо, если у него уже имеется сформировавшийся интерес к чему-то. Тогда можно оформить подписку на детский журнал по этой теме или вместе искать соответствующие книги в магазине, записаться в библиотеку. Если нет - начинайте методично предлагать произведения разных авторов и жанров до тех пор, пока чадо не "клюнет".
  Здесь важно не допустить распространенной ошибки. Обычно мы, взрослые, оцениваем интересность книг, исходя из своих собственных детских пристрастий либо из сегодняшнего мнения о том, что сыну или дочке полезно, а что нет. На самом деле нет плохих авторов или книг, потому что все дети - разные. Даже если вам кажется, что история банальна и не стоит тратить на нее время, это не так. Ваш малыш открывает ее для себя впервые. Дайте ему возможность учиться, пусть даже и на банальностях, потому что главное здесь - чтобы чтение доставляло удовольствие.
  Тогда наступит третий этап - расширение тематики, которая интересует ребенка. К примеру, ему понравился Желязны. Но даже он рано или поздно закончится, а привычка читать останется. Тогда ваш томимый жаждой любитель фантастики начнет рассматривать содержание семейной библиотеки. И, возможно, его привлечет по-своему фантастический Булгаков. Будьте готовы к этому - собирайте подходящие для его возраста и круга интересов книги. Устройте библиотеку прямо у него комнате или выделите место для детских книг в общем книжном шкафу.
  Обращайте внимание на то, что читают его друзья. Зачастую мнение ровесников более важно для подрастающей личности, чем мнение родителей.
  Посещайте книжные магазины. Если вам не понравится то, что выбрал ребенок, не заставляйте его отказываться от покупки. Но вы можете предложить компромисс: я покупаю то, что тебе приглянулось, но вместе мы почитаем то, что кажется интересным мне.
  И еще. Если ребенка не увлекла история, не заставляйте читать ее до конца. Лучше помогите найти ту, от которой он не сможет оторваться.
  
  
  КСТАТИ
  1
  Факты
  Не читаешь? В тюрьму!
  При строительстве частных тюрем в США используется простой принцип прогнозирования - сколько мест для заключенных понадобится через 10-15 лет. В Америке просто выясняют с помощью социальных опросов, какой процент 10 и 11-летних не может читать, в том числе и для собственного удовольствия.
  
  По данным соцопроса, проведенного в США, только половина взрослого населения прочитывает несколько книг за год.
  
  Ученые доказали, что задаваемые книгами изменения в мозгу человека не только сохраняются, но и продолжают происходить уже после того, как книга была прочитана.
  
  Профессор Энтони Гержински провел исследование среди школьников 10-15 лет, которое доказало, что книги о Гарри Поттере привили им толерантность, верность и неприятие дискриминации.
  
  В мире входит в моду библиотерапия - чтение книг для улучшения психического состояния человека. Она помогает при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, расстройствах речи и задержке психического развития у детей. Полезна и взрослым, столкнувшимся со сложной жизненной ситуацией. В Великобритании лечащий врач может прописать "лекарство" из списка в 30 произведений психологической литературы. К примеру, для борьбы с бессонницей советуют прочесть книгу Колина Эспи "Преодолевая бессонницу и проблемы со сном".
  
  Специалисты по информатике из университета Стоуни-Брук в США вывели компьютерный алгоритм, который помогает определять с вероятностью до 84%, будет ли книга коммерчески успешной. Оказалось, что лучше всего продаются истории, в которых авторы избегают штампов, отдают предпочтение существительным и прилагательным, не злоупотребляют глаголами. Популярнее те книги, глаголы в которых выражают не действия, а мыслительные процессы.
  
  Американские исследователи из университета Эмори доказали, что чтение художественной литературы ведет к увеличению числа нейронных связей в левой височной доле головного мозга, которая отвечает за восприятие языка. И мозг реагирует на поведение героя книги почти как на события реальной жизни.
  
  Дженис МакКейб из университета штата Флорида, проанализировав 6 000 детских книг прошлого века, выяснил, что 57% главных героев в них - мужчины, 23% - женщины, 8% - животные. В остальных случаях выделить героя не удалось или он не подходил ни под одну из основных категорий.
  
  2
  9 советов, как успевать больше
  
  Если читать вам хочется, но времени на это катастрофически не хватает, введите свои привычки это:
  
  1.Составьте список книг, которые вы хотели бы прочитать и пополняйте его. Он поможет контролировать процесс расширения своего кругозора.
  2.Записывайте прочитанные книги. Некоторые считают рост списка признаком своей интеллектуальности и отличным стимулом к новым свершениям.
  3.Пользуйтесь не только бумажными книгами, но и "читалками" в планшете и на телефоне. 4.Приобретайте аудиокниги.
  5.Высыпайтесь. Именно желание поспать мешает читать по дороге на работу в транспорте.
  6.Читайте по 10-15 минут перед сном. Это способ расслабиться после рабочего дня.
  7.Водите по строчкам пальцем или ручкой - это ускоряет процесс чтения на треть.
  8.Читайте одну книгу за раз. Распыляясь на две и больше, вы снижаете интерес к каждой конкретной книге.
  9.Читайте в туалете.
  www.adme.ru
  3
  Цитаты
  Писатель Нил Гейман:
  -Простейший способ гарантированно вырастить грамотных детей - это научить их читать и показать, что чтение - это приятное развлечение. Найдите книги, которые им нравятся, и дайте им доступ к этим книгам.
  
  Григорий Остер:
  -Читайте детям не нотации, а книги.
  
  Альберт Эйнштейн:
  -Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок.
  
  4
  Цифра в тему 2-е место заняли в 2011 году российские ученики 4 классов по результатам исследования PIRLS, которое проводилось в 49 странах и ставило своей целью выяснить качество чтения и понимания текста. Всего в нем поучаствовали 325 тысяч школьников. Первое место заняли школьники Гонконга, третье - у финнов, четвертое - у школяров Сингапура.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"