Nirumerin : другие произведения.

Show must go on!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сплав: мифология + аниме Fate/Zero (можно спокойно читать, будучи знакомым только с чем-то одним). Даже находясь на пороге смерти, Энкиду продолжает бороться за свою жизнь. На слова песни Queen, "The Show Must Go On".

  

Show must go on!

  

Outside the dawn is breaking

  

But inside in the dark I'm aching to be free

  

~ Queen, "The Show Must Go On"

  
  

*Вот уж виден рассвет;

  

А внутри меня темнота

  

И я жажду найти свой ответ

  

На...?

  
  Мелкий песок, швыряемый сухим ветром, забивался в складки одежды и путался в волосах. С вершины зиккурата [1] были видны, как на ладони, и хаотично разбросанные, погружённые в серые предрассветные сумерки дома горожан, и мутная вода пересыхающих [2] каналов, и великая стена Урука, уже почти отстроенная после буйства Небесного быка [3]. Далеко-далеко, на самом горизонте, растекалась тонкая полоска тускло-розового света - предвестник сияющей колесницы Шамаша [4].
  - Как думаешь, в чём смысл жизни? - Энкиду сидел на самом краю ступени, отстранённо глядя вдаль, туда, где за зелёной лентой реки поднимались озарённые алым горы [5].
  - Смысл жизни в том, чтобы наслаждаться этим миром, по-моему, это очевидно, - пожал плечами прохаживающийся неподалёку лугаль [6]. - Зачем вообще об этом задумываться?
  - Знаешь, - Энкиду продолжал, как будто не слышал ответа друга, - Знаешь, Гил, последнее время меня не покидает ощущение, будто все наши подвиги, что мы совершили... нет, не бессмысленны, но они ничтожны, мелочны, так незначительны перед ликом Эрешкигаль [7]. Я всё время спрашиваю себя: для чего мы это делали?
  Лугаль продолжал ходить взад-вперёд, больше не перебивая. Он не очень понимал, к чему клонит друг, так как никогда не любил пространных разговоров, навевающих скуку и вселяющих в сердце тягость. Вместо того он размышлял, сколь неуловимы могут быть в человеке перемены и сколь поразителен их результат. Прежде рассеянный, скорее тонко чувствующий, чем склонный к грусти, Энкиду вдруг ударился в яркую философию, и вместе с тем во всём его поведении читалась какая-то удивительная внимательность по отношению к окружающим его вещам; какая-то мягкость, трепетность, что сродни любви молодой матери к первенцу. Казалось, свою собственную болезненную хрупкость он переносил на весь мир, и страстно любил его за это.
  -... Вот представляешь: пройдёт две, может, пять, десять тысяч лет, и Шумера не будет.
  - Как не будет? - поднял голову вырванный из размышлений Гильгамеш.
  - Так. МЕ [8] царственности перейдут к другим народам, или Адад [9] разгневается так, что реки выйдут из берегов и не вернутся, или ещё что-нибудь произойдёт. Ведь ничто не вечно, Гил. Даже самые дорогие нам вещи. Вечно - это даже представить невозможно, что это такое. Для человеческого разума эта мысль невыносима, потому что человек смертен. И вот когда посмотришь так изнутри 10] - все наши устремления и желания выглядят мочой в водах Евфрата [11]. Для чего мы изучаем таинство чисел? Зачем соревнуемся за благосклонность любимой? Зачем совершаем преступления? Всё одинаково бессмысленно на просторах Иркаллы [12].
  - Ну, это уж ты преувеличиваешь, - недоверчиво усмехнулся Гильгамеш; тоскливое беспокойство, в самом начале призрачный его отголосок, стремительно нарастало, и лугаль тщетно пытался отогнать его. Вот именно из-за таких тошнотворных настроений он философию и не выносил. Шумера не будет! Да если это и так, то лучше б никогда об этом не думать. Гораздо приятнее сознавать, сколько дел зависит от тебя сегодня: богослужение, охота, осмотр каналов, а затем - весёлая трапеза за финиковым пивом и широкобёдрые девушки... Всё просто и понятно.
  Энкиду задумчиво следил, как далёкие песчаные горы вспыхивают золотым огнём.
  - Возможно. Зато когда так думаешь, становится всё равно. И от этого - свобода. Я чувствую, что бы не случилось отныне, я буду рад любому подарку судьбы: безответной влюблённости, зимним дождям, лучшим, чем у меня, всходам соседа. Потому что всё это - часть единой жизни. И я живу.
  Они помолчали - каждый о своём - и Энкиду стал подниматься. Гильгамеш поспешил было ему на помощь, но тот жестом остановил его.
  Последнее время Гильгамеш избегал находиться в непосредственной близости от Энкиду, предпочитая бродить где-нибудь неподалёку. Тогда не так бросалось в глаза иссохшее тело друга, его истончившиеся руки, потемневшее, состарившееся лицо. И сейчас он не мог оторвать взгляда, наблюдая, как, ссутулясь под собственным весом и цепляясь за палку, поднимается на дрожащие ноги доживающее свои последние дни существо - уже даже не человек. Гильгамеш уже давно догадывался, что лекари, несмотря на все их заверения, не в силах совладать с болезнью, но он никогда не думал о том, что будет после. Малодушие уберегает от истины лишь ненадолго, зато потом она раскрывается перед человеком с ещё более ужасающей, неотвратимой глубиной. От боли и тоски вдруг сжалось сердце. "Не уходи," - хотелось ему позвать.
  "...Ведь ничто не вечно, Гил. Даже самые дорогие нам вещи..."
  "Нет, хотя бы ты не говори мне об этом!"
  Ему наконец открылось то, о чём хотел поговорить друг, позвав его в тихий предрассветный час на вершину зиккурата, и рыдания подступили к горлу. А Энкиду между тем всё распрямлялся - медленно, упорно, и пот капал с его щёк, когда, расправив за долгое время плечи, он раскинул руки, будто позволяя крепчающему ветру подхватить себя.
  - Хочу ей показать, - Энкиду тяжело дышал, глаза его остекленели от усилия. - Что я ещё не сдался. Смотри, Гил! Я всё ещё могу, - и он засмеялся хриплым, злым смехом, глядя в бездонную вышину Ану [13].
  Ветер трепал его одежду и истончившиеся, пахнущие ароматными маслами волосы, но Энкиду оставался недвижим; в зверином его оскале читалась ярость борьбы. Гильгамешу стало страшно, что друг так и будет стоять, пока не упадёт со ступени от изнеможения, и побежал к нему. Когда Энкиду наконец в изнеможении уронил руки, вся его фигура, казалось, стала ещё более иссохшей и изношенной.
  - Ладно, надо беречь силы. А тебе уже скоро в жреческие одежды облачаться. Пойдём, - заметил он с наигранной деловитостью, наваливаясь, почти падая, на плечо Гильгамеша; и лугаль медленно, осторожно повёл друга к лестнице.
  Это был единственный раз, когда они разговаривали о смысле жизни, но эхо его преследовало Гильгамеша ещё целых пять [14] месяцев.
  И когда однажды дерзкая, зеленоглазая женщина с мечом в руках заявила ему, что единственное её стремление - спасти страну, Гильгамеш и вправду не мог не расхохотаться.
  
  
  
  

Примечания

  
  *авторский перевод цитаты.
  
  Прежде всего пару слов бы хотелось сказать о терминологии, а именно названиях богов. Зарисовка базируется на Эпосе о Гильгамеше, а это уже всё же аккадская мифология (хоть и повествуется в ней и о героях Шумера, но опять же - в аккадской версии их образы были видоизменены и дополнены), поэтому все имена и названия беру уже по аккадскому образцу. Тем не менее, как будет видно ниже, чёткого разделения между двумя этими культурами нет. Да и сложно было бы это сделать, ведь шумерская культура не исчезла, а лишь растворилась в новых народах, дав им всё, что она успела в себе накопить.
  1. Зиккурат. К концу III тысячелетия в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма - зиккурат, возводившийся на нескольких платформах. Обновленный храм должен был возводиться на месте старого с сохранением прежнего престола, так что новая платформа возвышалась над старой, и в течение жизни храма такое обновление происходило неоднократно, в результате чего число храмовых платформ увеличивалось до семи.
  2. Земледелие в Нижней Месопотамии могло существовать только благодаря искусственному орошению. Воду с илом отводили в специально построенные каналы, чтобы в случае необходимости подавать на поля.
  Эпос состоит из двенадцати табличек, что некоторые специалисты трактуют как цикличную композицию, символизирующую ход года. Таким образом, смерть Энкиду приходится на седьмой месяц. Новый год в Месопотамии начинался весной в разлив рек, по Емельянову (Шумер. Очерки культуры) это март-апрель. Таким образом, Энкиду умирает где-то в сентябре-октябре. Обильные дожди в Месопотамии начинаются с ноября, до это стоит сильная жара и засуха. Поэтому я предположила, что в начале осени вода в каналах вполне могла бы пересыхать.
  3. Энкиду боги приговаривают к смерти после того, как друзья убивают Небесного быка. Неизвестно, где проходила битва, но я предположила, что бык вполне мог бы ворваться в город. В данном случае на меня повлияла работа Амариллис Л "Цепь Небес".
  4. Шамаш (шум. Уту) - бог солнца.
  5. Ввиду магического мышления древних у шумеров было довольно простое и недифференцированное деление на "свой-чужой". Словом "кур" - и звучит, и пишется одинаково - обозначался и загробный мир, и чужие неизведанные земли, и горы (которые, по сути, были далеко и не входили в территорию расселения шумеров и аккадцев). Не знаю, правда, было ли сохранена подобная полисемия в аккадском, но допустим.
  6. Лугаль - военный вождь шумерского города-государства. После 2900 г. до н. э. лугали фактически становятся царями во всех крупнейших городах, их власть становится наследной. Лугалям подчинялись энси - правители мелких городов. Выиграв битву с Аггой, Гильгамеш стал лугалем всего Шумера.
  7. Эрешкигаль - в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства, известного под названием Иркалла.
  8. МЕ - сложное понятие шумерской культуры. Нечто вроде внутренней природы вещей, их судьбы. Ими обладают как боги, так и люди, города и т.д. В одном из мифов названо более ста МЕ, среди них такие понятия как правосудие, героизм, мудрость, справедливость, раздоры, профессионально-ремесленнические наименования, символы власти и т.д. Есть мифы, где МЕ похищаются ради личной выгоды, и место/город/существо, у которого похищают МЕ, постигает несчастье (если, к примеру, похищается МЕ власти, главенства или процветания).
  9. Адад (шум. Ишкур) - бог грозы и сильного ветра.
  10. Авторская придумка. В Месопотамии представление о времени было цикличным, как о замкнутом круге (по аналогии с повторяющимися временами года). Поэтому, чтобы придать тексту больше историчности, я решила, что вместо современного выражения посмотреть "с высоты птичьего полёта" - в данном случае моему воображению представляется прямое, как стрела, шоссе - можно употребить "изнутри" - словно человек находится внутри круга, то есть самого времени.
  11. По мотивам Шумерской пословицы: Лисица помочилась в Тигр (и сказала): "Я вызвала половодье карпов!". За данную информацию поклон Celeste Ventru.
  12. Иркалла. см. примечание 7.
  13. Ану (шум. Ан) - бог неба. В основном по своей роли в мифологии пассивен, выступает лишь как высшая сущность в божественной иерархии, воплощение верховной власти, космоустроитель, верховный судья, покровитель царственности, "отец богов".
  14. Собственно, оставшиеся пять таблиц Эпоса посвящены странствиям Гильгамеша и поиску бессмертия. Последняя таблица - рассказ о жизни в загробном мире.
  
  Список литературы:
  ~"Гильгамеш", В.В. Емельянов
  ~"Шумер. Очерки культуры", В.В. Емельянов
  ~"Религия и философия в шумерских пословицах", В.В. Емельянов
  ~Википедия, родная и незаменимая.
  
  

P.S. Fairytales of yesterday will grow but never die


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"