Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

Каковы истинные причины ненормальности гениев?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Творческое начало присутствует в каждом человеке, достигая своего пика в немногих личностях. Однако эти гении, за редким исключением, страдают заболеваниями, которые не часто присущи их менее талантливым и многочисленным собратьям. Почему так происходит современная наука не обнаружила, констатируя лишь известные факты проявления рано или поздно в лучших людях болезненных отклонений, с которыми приходится только мириться. Причина этого явления показана ниже и подкреплена соответствующими примерами.

  
  (Об опасности высокой степени креативности)
  
  I
  В основе поступательного движения общества всегда находится отнюдь не ход бездушных вещей и явлений - они могут лишь поддерживать то или иное движение, - а изменение сознания живых существ. Оно проявляется прежде всего во взаимодействии с окружающим для того, чтобы выжить, а затем и между собой, создавая те или иные отношения, способствующие или препятствующие развитию как индивидов, так и их сообществ.
  Разнообразие форм человеческого сознания приводит к тому, что в обществе всегда появляются индивиды, которые более всего желают изменить свое окружение для большего удобства собственной жизни, и им это удается, так как они имеют не только такое желание, но и соответствующие способности в таких сферах деятельности, как техника, животноводство выращивание плодов и ягод, живое слово, создание форм, отражающих реальность в их понимании (живопись, скульптура) и т. д.
  Эти способности могут проявляться в разной степени - от гениальных свершений до мелких усовершенствований в быту, но они проявляются, как правило, инстинктивно, поскольку в своей основе являются стремлением любого живого существа к созданию больших удобств для существования в окружающей среде, проистекающего из неудовлетворенности тем, что есть.
  Вместе с тем у значительной части этих людей отсутствует сугубо эгоистический тренд, господствующий в животном мире, так как они не отделяют общественное благо от собственного и готовы поделиться своими достижениями и находками с обществом часто совершенно безвозмездно, ускоряя тем самым общественный прогресс как в области технологий, так в сфере культуры.
  Именно этим креативным персонам общество обязано своему довольно комфортному существованию к сегодняшнему дню за счет использования электричества, различных видов быстрого и удобного транспорта, средств связи и множества чисто бытовых приспособлений - от зубной щетки, вентилятора и вилки до смартфона и эффективных лекарств, существенно продлевающих срок жизни.
  Иначе говоря, в обществе имеются индивиды, всегда переполненные глубинным чувством неудовлетворенности по отношению к окружающей их среде, которое приходит к ним от природного сознания в его стремлении к созданию больших удобств для существования. Однако это чувство сочетается с их высшим сознанием в форме самосознания, то есть осознанием недостаточности общественного комфорта, развития науки и искусства, достигая высокой степени, и требует распространить достижения цивилизации и культуры на всех.
  Но доминирует при этом природное сознание, поскольку активность этих индивидов проявляется большей частью инстинктивно, без особых размышлений, с минимумом логических рассуждений, давая, тем не менее, наиболее креативные персоны из всех живущих.
  Это люди, которые как бы инстинктивно стремятся улучшить свою жизнь, находя и внедряя новые знания разными способами, не скрывая их от общества, но исходя из собственных интересов, совершают открытия, создают шедевры поэзии, живописи, инженерии, становятся выдающимися полководцами.
  То есть их деятельность ориентирована в основном на творчество, что привлекает их отнюдь не с точки зрения потребления каких-то благ - их интересует сам процесс.
  Если действительно в сознании творческих персон доминирует природное сознание, выражающее себя инстинктивно, то это обстоятельство должно отражаться и в определенной неадекватности наиболее креативных персон как в отношении с собственным окружением, так и в их физиологических и психологических особенностях.
  Дело в том, что выдающиеся способности к творчеству, закладывающиеся уже в генотипе, могут в значительной степени вытеснять обычные человеческие свойства и даже влиять на внешний облик человека и его психику, то есть для наиболее выдающихся творческих персон, именуемых гениями, такого рода замещение должно проявляться наиболее рельефно и довольно часто.
  Действительно, уже давно нередкие болезненные или необычные отклонения от нормы были замечены у выдающихся творческих персон в основном в сфере искусства, где их гений может наиболее свободно "разгуляться".
  Хотя детальных исследований по вычислению доли подобных отклонений у гениев по сравнению с обычными людьми не проводилось, да и не могло быть проведено, поскольку само понятия гениальности понимается исследователями не одинаково, однако довольно обширная информация об общепризнанных гениях в тех или иных сферах указывает на почти повсеместные и значительные болезненные отклонения в их психике, физиологии и даже во внешнем облике и поведении, являясь своего рода платой за повышенную степень креативности их сознания, что не характерно, например, для обывателей, составляющих большую часть населения.
  Поэтому имеет смысл обратиться к более обстоятельному исследованию причин данного феномена, делающего опасной высокую степень креативности для ее носителей, которая, с одной стороны, делает человека выдающимся творцом, а с другой стороны, создает в нем ущербность, которую он преодолеть не в состоянии.
  II
  Итак, за сотни миллионов лет формирования природного сознания на базе мозга в животном мире, когда еще ни о каком самосознании не могло быть и речи, в нем накопился целый кладезь информации различного рода, целенаправленное использование которой могло бы дать уже структурированную информацию в форме тех или иных находок для изменения окружающего мира вне эволюционного процесса, носящего большей частью случайный характер (мутации в генах).
  Однако о целевом подходе к использованию громадного объема информации в каждом мозгу достаточно развитого живого существа не могло быть и речи без коренного изменения сознания, точнее, добавления к природному сознанию новой формы сознания, или иных программ для действия живого существа, с помощью которых оно уже могло бы осознавать смысл своих действий, строя планы на более или менее отдаленное будущее и решая задачи не только для выживания в собственной нише существования, но и ставя цели по искусственному изменению обстановки в собственном ареале жизни сначала только для ее улучшения, а затем и для решения таких неутилитарных задач, как познание окружающего мира и самого себя, отражающиеся непосредственно в новых технических решениях и предметах искусства. Подробнее о процессе изменения сознания и появлении самосознания можно прочитать, например, в работе "Как и для чего из обезьяны получился человек?!" [1, Часть 1, ј 1].
  Проявление сознания человека происходит посредством вещественных образований в виде нейронов, наиболее структурированно собранных в мозгу,
  Основными формами сознания человека являются природное сознание, доставшееся ему от целого ряда существ - от рептилий до животных, последним из которых в эволюционном ряду была высокоразвитая обезьяна; и высшее сознание, выражающееся в осознании человеком себя и собственных действий в виде проектно-целевого мышления, проявившееся впервые в гоминидах, а также интеллект, представляющий собой центр получения, обработки, накопления и раздачи информации, который управляет функционированием организма и является тем самым источником информации как для природного сознания, так и для высшего сознания. Подробнее об интеллекте, его особенностях и отличии от собственно сознания рассказано в работе "Что в действительности представляет собой интеллект?" [2].
  Разумеется, единственно природное сознание у животных пользуется своим биологическим компьютером (интеллектом) только в качестве поставщика текущей информации и необходимыми в данный момент сведениями из глубинной или оперативной памяти без особых расчетов, поскольку, практически, каждая секунда в живой среде несет ту или иную угрозу и, практически, у любого живого существа нет времени для длительного обдумывания своих дальнейших действий. То есть сложные и длительные расчеты в живой среде невозможны, и поэтому приходится опираться большей частью на инстинкты и рефлексы, то есть как бы - уже отработанные и заложенные в памяти решения жизненных проблем в определенных условиях. Такого рода поведение для человека, когда он без особых раздумий, но имея в виду определенную цель, погружается в собственную глубинную память (в сферу природного сознания), квалифицируется как интуитивный подход к решению поступающих проблем.
  Для человека, поскольку он живет в социуме цивилизации, и где повседневные угрозы для жизни минимальны по сравнению с существованием в дикой природе, более характерен не интуитивный подход к жизни, а расчет своих действий на длительное время с опорой на традиции и использование возможностей социума с учетом законов, прав и прочих уложений.
  Поэтому подавляющая часть населения привыкает искать опору в жизни в упорядоченной среде социума, где всё течение жизни расписано достаточно детально, начиная с образования и воспитания, и кончая работой в тех или иных известных условиях.
  В результате, большая часть населения осознает себя защищенной социумом, становясь его послушными обывателями, которым нет нужды использовать информационные резервы своей глубинной памяти, поскольку они живут по узаконенному распорядку и ни на что другое не претендуют, в чем их поддерживают органы властные органы, которым легче управлять субъектами, желающими только спокойной, упорядоченной, сытой жизни без особых забот.
  Однако такого рода поведение при сбалансированно низком уровне проявления как природного, так и высшего сознания - прямой путь к деградации, но ее не происходит, так как даже в упорядоченном человеческом сообществе случаются природные катаклизмы, а также могут возникать столкновения между разными сообществами из-за различного рода собственности, увеличение объема которой может обеспечить, например, захват территорий собственных соседей.
  Подобного рода происшествия в окружающей среде вызывают появление в обществе индивидов с более высокими уровнями обеих форм сознания, которые способны задумываться над способами получения новых знаний, и они могут пригодиться и в войнах, и для общего развития сообщества. Эти индивиды также могут проявлять себя как великолепные организаторы, способствующие улучшению управления и функционирования сообществ, и создавать тем самым более благоприятные условия для победы тех или иных сообществ в их конкурентной борьбе.
  Отсюда ясно, что различные сочетания уровней проявления природного и высшего сознания (самосознания) в человеке может дать весьма отличные друг от друга типы индивидов по интересам, энергии и соответственно - направленности и эффективности их действий.
  Поскольку эта статья сконцентрирована в основном на рассмотрении природы индивидов с наиболее высокой степенью креативности, постольку перейдем к их характеристикам, а также попытаемся выявить причины болезненных отклонений у персон с наиболее высокой степенью креативности.
  III
  Отметим сразу, что индивидов с наиболее высокой степенью креативности, из которых могут получаться гении, комбинаторика интересует только во вторую очередь, поскольку они нацелены, как правило, на получение принципиально нового, то есть неочевидного знания, которое к тому же не просто добавляет нечто к известному, а переворачивает всю систему знаний или видения проблем так или иначе, тогда как комбинаторика не способна на открытие того, что отсутствует в природе и общественном сознании, поскольку она оперирует лишь созданием иного сочетания известных объектов и процессов.
  Не подлежит сомнению, что гений обязан иметь усложненную или необычную структуру мозга, соответствующее образование и набор знаний, стальную волю и возможность проявлять себя при благоприятном стечении обстоятельств или при соответствующем общественном запросе.
  Целью столь креативной персоны, как гений, является не просто получение неочевидного знания, что доступно, например, изобретателям, а этой целью могут быть лишь масштабные проекты, соединяющие в себе то, что ранее казалось не совместимым.
  Данный процесс может обеспечить отнюдь не логико-формализованный подход, используемый также вообще не имеющим сознания искусственным интеллектом, а обеспечить его способно только озарение (интуиция). Логика, интеллект, то есть аналитико-синтетические свойства мозга, лишь помогают подготовиться к озарению и систематизировать результаты озарения с их соответствующим обрамлением.
  Поэтому гений, если он действительно хочет не усовершенствовать, а перевернуть имеющиеся подходы к реальности, волей-неволей должен обратиться к интуиции в своем стремлении к новому, то есть он подобно животным должен использовать необъятное поле памяти природного сознания, но в отличие от них он может погружаться в это поле, имея в виду конкретное задание, чтобы добыть оттуда "элементы конструкции". Это задание воображается им в виде цели, а цель может появиться только на базе самосознания.
  Всё это означает, что при наличии указанных выше особенностей - от соответствующей структуры мозга до благоприятных условий работы, без которых высокая степень креативности не может появиться, она не способна возникнуть и без высокого уровня природного сознания, высокая степень неудовлетворенности которого создает стимул для изменения окружающего в стремлении индивида к более комфортному существованию. И эта форма сознания в такого рода персонах доминирует, причем ее вырождению в обычный эгоизм препятствует высокий уровень самосознания, способствующий не только формулированию цели и упорядочиванию полученных данных в логически понятную форму для окружающих, но и требующий распространить достигнутое на всех, поскольку индивида с достаточно высоким уровнем самосознания также волнует состояние общества, которому он стремится предоставить плоды своего труда.
  Подобное сочетание обоих форм сознания предполагает сосредоточение креативных персон именно на процессе, увлекающим их, а не на его результате, который всего лишь прагматический итог работы.
  Поэтому в этом процессе обретения нового преобладает проявление природного сознания в его стремлении к новому, которое лишь поддерживается проектно-целевой составляющей самосознания.
  Итак, случайное сочетание генов или мутации в них могут дать при развитии человека такую структуру мозга, которая позволит, например, определять тончайшие оттенки звуковых сочетаний, создавая на этой основе необычные мелодии, что является обязательным условием для любого композитора, но это случайное сочетание генов, естественно, не может передаться потомкам этого композитора. Поэтому, вероятность появления у гениальных композиторов столь же гениальных детей - композиторов - близка к нулю.
  Точно так же для художника важны особенности тех отделов мозга, которые могут дать ему уникальные представления об оттенках света, перспективе и т. п., для поэта - тончайшие оттенки чувственно-образного отражения реальности, для изобретателя - повышенные способности отмечать и создавать необычные сочетания окружающего и моделировать на их основе новые устройства того или иного типа.
  Иначе говоря, эти отделы мозга являются той частью биологического компьютера (интеллект человека), которая обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств, производя при этом повышенный расход энергии для творческой деятельности. У гениев подобные отделы мозга наиболее развиты и поэтому энергетические затраты при их работе являются максимально возможными.
  Но ничего не дается даром. Интенсивное функционирования одних отделов мозга, естественно, не может не наносить ущерба другим отделам мозга, в частности, обедняя их в отношении энергетических затрат.
  Кроме того, масштабность, непременно выражающаяся в творчестве гения, в отличие, например, от таланта, обеспечивается и тем, что на решение поставленных задач, то есть для получения и обработки информации гении способны задействовать значительную часть 150 миллиардов нейронов организма, а не только 11-19 миллиардов нейронов головного мозга в процессе озарения.
  Этот способ привлекать все возможные информационные резервы организма также не может не способствовать обеднению информационного обеспечения других функций организма, производя те или иные отклонения от нормы при развитии и функционировании организма индивида с повышенной степенью креативности при его творческих усилиях.
  Однако, как мы уже показали, коренная причина возникновения самой высокой степени креативности заложена не просто в эффективной обработке информации биологическим компьютером данного индивида, то есть его интеллектом. Этот интеллект является всего лишь поставщиком информации для совокупного сознания индивида, представляющего сочетание природного сознания и самосознания, которые в обычном режиме решают противоположные задачи: природное сознание решает проблемы выживания, а самосознание - в основном. проблемы гармонизации жизни индивида в сообществе аналогичных субъектов действия. И это - норма для обычных людей.
  В отличие от этой нормы для обывателей, любой гений обнаруживает свойство в моменты озарения объединять стремления своего природного сознания и самосознания вкупе со всем объемом информации из памяти и текущей информации, предоставляемой ему интеллектом (биологическим компьютером) с определенными уникальными особенностями отдельных секций мозга.
  Такого рода резонанс природного сознания и самосознания на основе оптимального использования своего уникального интеллекта, возможен только в одном случае - если природное сознание проявляется на максимально возможном уровне, а уровень проявления самосознания также достаточно высок для того, чтобы удерживать стремления природного сознания в рамках поставленной масштабной цели.
  В данном случае гений как бы инстинктивно обманывает свое природное сознание. Он своими намерениями показывает своему природному сознанию возможность существенно улучшить положение в занимаемой жизненной нише, что в целом соответствует действительности, но он имеет в виду на самом деле только достижение собственной конкретной цели.
  В результате, природное сознание в эти моменты озарения предоставляет гению возможность воспринять, если, конечно, он не отключится от происходящего процесса по тем или иным причинам, нужную ему информацию, хранящуюся в глубинной памяти организма, накопленной за сотни миллионов лет существования живых организмов, а уже после этого осознано обработать полученный материал для общественного потребления, для чего требуется также достаточно высокий уровень самосознания.
  Этот же высокий уровень проявления самосознания препятствует превращению индивидов с выдающимися способностями в монстров, то есть не дает им сфокусироваться на абсолютизации исключительности своей личности как следствия эгоцентричности природного сознания, причем имеет смысл отметить, что понижение уровня проявления самосознания при высоком уровне природного сознания приводит индивида к стремлению доминировать над окружающими, что выражается в желании властвовать, а еще более низкий уровень самосознания заставляет человека открыто отвергать установленные нормы общежития, пользуясь общественными благами без всякой отдачи, крайним выражением чего является криминалитет.
  Если вернуться к индивидам с повышенной степенью креативности, то следует отметить, что тот, кто справляется с решением задачи интуитивного восприятия нужной информации и ее адекватной обработки, получая масштабный и неочевидный для всех результат, рано или поздно признается обществом гением в силу фундаментальности позитивных изменений, внесенных в жизнь общества благодаря его трудам.
  Таким образом, усложненная или необычная структура мозга, соответствующее образование и набор специальных знаний, стальная воля и возможность действовать при достаточно благоприятном стечении обстоятельств или при соответствующем общественном запросе является необходимыми, но не достаточными условиями для проявления максимально высокой степени креативности с соответствующими результатами, что и демонстрирует нам история: миллионы людей имели или имеют все эти свойства в совокупности, но гениев, то есть персон, совершивших коренные перевороты в сознании людей своими открытиями или достижениями, за всю историю цивилизации насчитывается вряд ли больше нескольких тысяч.
  Подробнее о гениальности изложено в работе "В чем же тайна гениальности, до сих пор неразгаданная?" [3].
  Итак, резонанс природного сознания и самосознания на основе специфической работы биологического компьютера индивида в моменты озарения приводит к чрезмерно интенсивному использованию всех энергетических резервов организма в ущерб его основному функционированию, а частое и глубокое погружение в сферу подсознания может привести к неконтролируемому поведению, депрессии и смерти.
  Регулярное проникновение в сферу подсознательного (озарение для исследователей или вдохновение для деятелей искусства), то есть погружение в беспредельные базы информации природного сознания автоматически вводит данного индивида в соприкосновение с древними инстинктами, вплоть до инстинктов рептилий, которые могут довольно часто и в обычной жизни продолжать владеть индивидом с повышенной степенью креативности, представляя его перед обществом не совсем нормальным, точнее, не от мира сего (Лермонтов, Ван Гог, Врубель), склонным к сумасбродству или эктравагантности (Бетховен, Сергей Есенин) или беспорядочными и многочисленными половыми связями (Александр Пушкин, Рафаэль Санти), довольно быстро истощающими организм, или наоборот, в целях экономии энергии при здравом уме вынуждая креативного индивида уклоняться от контактов с женщинами, снижать уровень общения (одиночество), что может продлить жизнь в относительно неплохом состоянии здоровья, но неизбежно приводит к мизантропии и в конце концов к деменции (Иммануил Кант, Иоганн Себастьян Бах).
  Таким образом, все эти факторы в совокупности, отражаясь прежде всего на психике, являются причиной нарушения отлаженной работы человеческого сознания и соответственно - функционирования организма, что приводит в зависимости от длительности и регулярности их воздействия к различных психическим отклонениям, например, шизофрении и мании величия (Фридрих Ницше); недостаток энергии для функционирования основных внутренних органов организма может приводить к их деградации (Блез Паскаль, Людвиг Бетховен); раннее погружение в интенсивное творчество может отразиться на росте (Людвиг Бетховен - 162 см, Моцарт - 163 см) или деформации отдельных частей тела (раннее полысение и сутулость Михаила Лермонтова), хронической болезненности и психическим расстройствам в течение жизни (Николай Гоголь, Фридрих Ницше, Людвиг Бетховен).
  Ниже на нескольких примерах наиболее выдающихся творцов нового более детально показана связь их болезненных отклонений с интенсивным творческим процессом, не характерным для обычных людей, поскольку заглушить полностью воспринимаемые ими бушующие древние инстинкты природного сознания, если они систематически проникают в сознания индивида с высокой степенью креативности ради получения принципиально нового знания, невозможно. К тому же, проявление природного сознания у них таково, что имеющегося в них уровня самосознания не хватает для того, чтобы заставить этих креативных персон отказаться от своей творческой деятельности, продуцирующей наряду с новыми знаниями и открытиями истощение организма, ни убеждением, ни воспитанием, ни наказанием.
  Можно даже сказать, что высокая степень креативности, производящая вместе с тем независимо от воли ее носителей явные болезненные отклонения или просто быстрое истощение организма, отличает практически всех действительно великих и оригинальных в своих находках мыслителей, первооткрывателей и художников от менее талантливых деятелей науки и искусства, а также подражателей и ложных авторитетов, которых, в частности, можно отличить от великих творцов по их в целом неплохому самочувствию в течение жизни.
  Вы скажете: но ведь имеется множество знаменитых деятелей науки и искусства, наконец, - нобелевских и прочих лауреатов различных премий, признанных выдающимися творцами нового, которые обладали или обладают неплохим здоровьем, психикой, превосходной внешним обликом.
  Объяснение подобного кажущегося недоразумения таково.
  Дело в том, что такого рода знаменитые или остепененные "здоровяки" либо не предпринимали в течение жизни интенсивных творческих усилий, работая, например, лишь в сфере комбинаторики; либо эти усилия были редки или кратковременны; либо их одаренности оказалось недостаточно для создания шедевров; либо они являлись неплохими имитаторами творческой деятельности, особенно, если им удавалось примазаться к действительно творческих персонам или просто обворовывать их, тем более что истинное величие определяется лишь в довольно далекой исторической перспективе, а в настоящем может преобладать коммерческий расчет, зависть, искусственное преувеличение достоинств одних и умаление достижений других, в частности, из-за обычной конъюнктуры и т. д.
  Кроме того, довольно много творческих персон, неплохо заявив себя раз или два, по разным причинам теряют свой творческий запал, но не могут забыть, какие неподражаемые ощущения они получали в процессе озарения. Поэтому они пытаются в качестве подмены использовать алкоголь, успешно спиваясь или вовсе кончая жизнь самоубийством. Таковыми были американские писатели: О´Генри, Эрнест Хемингуэй, Скотт Фицджеральд, русский композитор Мусоргский.
  
  IV
  
  Блез Паскаль (1623-1662)
  Гениальный математик, физик и механик, открывший основной закон гидростатики и заложивший основы математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, Блез Паскаль, в детстве был не просто активным, любознательным и здоровым ребенком, но и - необыкновенно одаренным, и все его замечательные наклонности всячески поддерживались состоятельным отцом.
  Его сестра говорит об этом так: "Как только брат мой достиг того возраста, когда с ним можно было говорить, он стал выказывать ум необыкновенный - краткими ответами, весьма точными, а еще более - вопросами о природе вещей... по мере того как н становился взрослее, возрастала и сила его рассуждений..." [4, c. 5]. Подтверждением этих слов сестры Паскаля является то, что он уже в 16 лет он разработал новый подход к коническим сечениям, явившимся провозвестником проективной геометрии, а в 19 лет придумал вычислительную машину - прототип современного арифмометра.
  Однако интенсивность деятельности его сознания, приведшая уже с ранних лет к формированию у него новых и оригинальных идей, стала, начиная с 18 лет, сказываться на его здоровье. Как отмечает его сестра: "... оно стало ухудшаться, как только он достиг восемнадцати лет... [там же, c. 11]; ...и он говаривал нам, что с восемнадцати лет у него не было ни дня без страданий. Недомогания эти были разной тяжести, и как только они давали ему передышку, его ум сразу же устремлялся на поиски чего-то нового [там же, c. 12]; ... его недомогания (в 24 года) всё усиливались, и дошло до того, что он не мог глотать никакой жидкости, если она не была подогрета, и то лишь по капельке... ...кроме того он страдал невыносимыми головными болями, воспалением внутренностей и многими другими недугами..." [там же, c. 16-17].
  Любопытно, что как только, примерно в тридцатилетнем возрасте, он попытался уединиться и отойти от исследовательских занятий, признав их греховными, отказавшись вместе с тем и от удовольствий и излишеств, его здоровье резко улучшилось, чему также способствовало его целомудрие: "... он так почитал эту добродетель, что постоянно был настороже, стараясь не допустить, чтобы она хоть как-то была оскорблена, в нем ли самом или в других" [там же, c. 42].
  Тем не менее, серьезный ущерб здоровью Паскаля, нанесенный ранее, послужил причиной для врачей запретить ему возвращение к научному труду.
  Но несмотря на все попытки Паскаля соблюдать этот режим, у него ничего не вышло. Он провел фундаментальные исследования циклоиды, которое оказало влияние в дальнейшем на создание дифференциального и интегрального исчислений, разработал способ передвижения в многоместных каретах (в дальнейшем омнибусы), а также написал трактат о человеке, причинах вещей и вере, что сделало его еще и великим литератором.
  Всё эти изыскания добили его организм и в 39 лет Паскаль скончался.
  Его племянница пишет: "После смерти господина Паскаля тело его вскрыли и обнаружили, что желудок и печень его сморщены, а кишки в гангрене..." [там же, c. 76].
  Исаак Ньютон (1642-1727)
  Один из создателей классической физики, математик и механик, английский ученый Исаак Ньютон, с детства проявил необыкновенную одаренность по отношению к технике и науке. Он родился в состоятельной семье, его мать и дядя (отец умер) отправили Ньютона учиться в Кембриджский университет.
  Еще в студенческие годы он сделал математическое открытие: биномиальное разложение. В 23 года он доказал, что белый свет есть смесь цветов спектра, и далее он открыл закон всемирного тяготения. В 1671 году был продемонстрирован разработанный Ньютоном телескоп-рефлектор.
  В 1686 году в книге "Математические начала натуральной философии" Ньютон ввел понятия массы, силы, количества движения и сформулировал три основных закона механики. В 1707 году он стал основателем новой математической дисциплины - численного анализа.
  Ньютон никогда не был женат, поскольку, как он считал, это отвлечет его от научных занятий.
  "До 1689 года он был выраженным ипохондриком и в то же время - искусным лекарем, мгновенно гасящим свои действительные или мнимые болезни. Здоровье у него было отменное" [5, с. 248].
  С 1691 года появляются первые признаки психического расстройства: "Он чувствовал страшное беспокойство; сон пропал, работа не спорилась. Ему казалось, что его хотят убить, хотят разграбить его лабораторию, украсть его труды... Временами ему казалось, что он сходит с ума. Впрочем, это казалось не ему одному. В дневнике Гюйгенса есть следующая запись: "29 мая 1694 года - М. Колин, шотландец, сообщил мне, что 18 месяцев назад знаменитый геометр Исаак Ньютон впал в сумасшествие по причине усиленных занятий или же чрезмерного огорчения от потери, вследствие пожара, своей химической лаборатории и нескольких рукописей... Он был немедленно взят на попечение своих друзей, которые заперли его в доме и лечили, так что в настоящее время он настолько оправил свое здоровье, что начал понимать свои "Начала" ... [там же, с. 254]. Конец 1692 года: апатия, сонливость, перемежающаяся с мучительной бессонницей. Начало 1693 года - глубокая меланхолия, бессвязность мыслей" [там же, с. 256-257].
  "... в одном из писем, помеченных 13 сентября 1693 года, он сам заявляет, что потерял "связь своих мыслей". В этом письме, адресованном Пепису, Ньютон проявляет все признаки серьезной душевной болезни: бессвязность мыслей, неестественную подозрительность, необычайную хандру и враждебность к людям, ничего дурного ему не сделавших" [6, с. 146].
  "После 50-летнего возраста развивается психоз с бессвязностью речи, депрессией, параноидными чертами и идеями преследования. Его труд "Хронология" указывает на существование у автора психотических симптомов" [7, с. 175].
  Умер Ньютон в 1727 году: "Смерть наступила в состоянии сенильной деменции" [8, с. 552].
  Отдельные исследователи констатируют следующее: "... страдал тяжелым шизофреническим расстройством, и как показывает анализ, в самих его законах можно обнаружить следы шизофренического схизиса" [9, с. 127].
  Фридрих Ницше (1844-1900)
  Ницше является оригинальным мыслителем, ниспровергателем - и во многом справедливо - основ религии и морали буржуазного общества, что значительной степени повлияло на последующее общественное развитие.
  Безусловно, он открыл и описал в своих работах в афористичной форме новые и неочевидные факты и отношения между людьми, подвергнув критике существующие связи в обществе.
  Подобный углубленный творческий подход к исследованиям с ранних лет не мог не потребовать от него как громадного расхода энергии, так и способствовал соприкосновению его в моменты озарения с древними инстинктами, которые вполне могли вырваться, и, действительно, в конце концов вырвались наружу, заместив его самосознание, и сделав его умалишенным.
  Уже в 27 лет Ницше, будучи профессором классической филологии Базельского университета, просит о предоставлении ему временного отпуска для лечения, в связи с ухудшением здоровья (желудочные боли и бесcонница) [10, с. 816].
  В 1873 году наступило резкое ухудшение зрения вплоть до невозможности писать [там же с. 818]. В феврале 1874 проявилось начало психоневротического процесса в форме депрессии [там же с. 818]. В 1875 года снова появились проблемы с желудком (рвота), глазами, периодически возникала головная боль [там же с. 819]. В январе 1876 года следует освобождение от преподавания. Как пишет сам Ницше "Мои головные боли усиливаются от лекций. Я не могу ни писать, ни читать" [там же с. 819]. В 1877 году снова резкое ухудшение состояния, вынуждающее Ницше отправиться на лечение [там же с. 820]. С начала 1879 года начинаются постоянные приступы болезни, сопровождающиеся непрерывной рвотой, что привело Ницше к просьбе об отставке по состоянию здоровья [там же с. 820]. С начала осени 1881 года снова резкое ухудшение состояния здоровья: "Дошел до точки отчаяния. Боль побеждает волю к жизни" [там же с. 821]. В 1882 и 1883 годах его состояние не улучшается. В 1885 году Ницше пишет: "С глазами всё хуже и хуже... Вечные приступы, рвота за рвотой..." [там же с. 823]. В 1888 году он пишет: "Вечная головная боль, вечная рвота, рецидив всех старых болячек, глубокое нервное истощение..." [там же с. 825].
  Наконец, 3 января 1889 года у Ницше произошел апоплексический удар и окончательное помрачение. Из записей истории болезни психиатрической лечебницы: "Довольно часто испускает нечленораздельные крики. Принимает привратника за Бисмарка... Прыгает по-козлиному, гримасничает и выпячивает левое плечо... Время от времени ясное осознание своей болезни... Почти всегда спит на полу у своей постели" [там же с. 826].
  В таком состоянии Ницше прожил еще десять лет. В 1900 наступила его смерть [там же с. 827.
  Кроме перманентно болезненного состояния здоровья Ницше, начиная с 27 лет, был отмечен его мазохизм. Об этом, в частности, так писала его близкая знакомая и даже некоторое время невеста Лу фон Саломэ: "Поскольку жестокие люди являются всегда и мазохистами, целое связано с определенного рода бисексуальностью. И в этом сокрыт глубокий смысл. Первый, с кем я в жизни обсуждала эту тему, был Ницше (этот садомазохист в отношении самого себя)..." [там же с. 822].
  Если обратиться к работам Ницше, то можно отметить и другое его психическое отклонение - манию величия. Это просматривается даже из названий некоторых его работ: "Почему я так мудр" [там же с. 698]; "Почему я так умен" [там же с. 708]; "Почему являюсь я роком" [там же с. 762].
  
  Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
  Гоголь, признанный основоположник всей русской литературы, является более чем великим писателем всех времен. Неведомыми нам путями он открыл истинную личину человека в его взаимоотношениях с другими людьми, показав, как еще далеко ему до хоть какого-то приличия, кроме внешнего.
  Отчасти, по этой причине Гоголь столкнулся с непреодолимыми трудностями в определении хоть сколько-то доминирующих позитивных черт в человеке при попытках выявить положительных героев своего времени.
  Подобная истинно реалистичная картина человеческого общежития не могла не привести многих значительных писателей следующих поколений к аналогично пессимистическому взгляду на человека в обществе.
  Николай Гоголь в молодости был довольно плотным и живым малороссом, но первые же годы его литературного творчества, когда он невероятным усилием своего гения вскрыл в комедии "Ревизор" всю изнанку быта Российской империи, повлияли на него столь негативно, что он был вынужден для поправки здоровья уехать за границу, и, по возможности, начать там работу над "Мёртвыми душами". А ему тогда было всего 27 лет.
  Сам он в письме В. А. Жуковскому из Парижа в ноябре 1836 года отметил: "И мне сделалось страшно скучно. Меня не веселили мои "Мёртвые души", я даже не имел в запасе столько веселости, чтобы продолжать их. Доктор мой отыскал во мне признаки ипохондрии, происходившей от геморроя, и советовал мне развлекать себя... [11, c. 202]; ...желудок мой гадок до невозможной степени и отказывается решительно варить, хотя я ем теперь очень умеренно..." [там же, c. 213].
  Кроме того, как заметил знакомый Гоголя Золотарев И. Ф., "На него находил иногда род столбняка какого-то: вдруг среди оживленного, веселого разговора замолчит, и слова от него не добьешься" [там же, c. 215];
  Гоголь продолжал сочинять "Мёртвые души", лечиться и отвлекаться в своих поездах по Европе, но болезни его не утихали, а только развивались еще сильнее.
  Например, в письме М. П. Погодину в 1840 году Гоголь указывает: "Нервическое расстройство и раздражение возросло ужасно; тяжесть в груди и давление, никогда дотоле мною не испытанное, усилилось... ...к этому присоединилась болезненная тоска, которой нет описания... ...Я понимал свое положение и наскоро, собравшись с силами нацарапал, как мог, тощее духовное завещание, чтобы хоть долги мои были выплачены немедленно после моей смерти" [там же, c. 279].
  Через три года Гоголь снова отмечает в письме Н. М. Языкову: "Я одолеваем разными недугами, тем более несносными для меня, что они наводят томление, тоску и мешают как следует работать" [там же, c. 362]. В. А. Жуковский в 1845 году подтверждает жалобы Гоголя на самочувствие так: "Здоровье Гоголя требует решительных мер; ему надо им заняться исключительно, бросив перо..." [там же, c. 378].
  Сам Гоголь в 1845 году констатирует: "Болезни моей - ход естественный: она есть истощение сил" [там же, c. 380]. В 1846 году он сообщает А. П. Толстому: "От небольшого ветра меня то бросает в пот, то знобит" [там же, c. 393]. В 1850 году Гоголь опять сообщает Н. Я Прокоповичу: "С нового года напали на меня разного рода недуги. Всё болею и болею" [там же, c. 472].
  В 1851 году, незадолго до смерти Гоголя, И. С., Тургенев, увидев Гоголя у знакомых, отметил следующее: "В то время (1841 год) он смотрел приземистым и плотным малороссом; теперь он казался худым и испитым человеком... какая-то затаенная боль и тревога, какое-то грустное беспокойство примешивались к постоянно проницательному выражению его лица" [там же, c. 522].
  Перед смертью Гоголь, как пишет Н. П. Погодин, "...отвергал всякое пособие, ничего не говорил и почти не принимал пищи... Никакие убеждения не действовали" [там же. c. 557]. При осмотре больного был поставлен диагноз: "Желудочно-кишечное воспаление вследствие истощения" [там же, c. 565].
  В свою очередь, доктор Н. Н. Баженов в 1902 году отметил: "В течение 15-20 лет жизни он страдал той формою душеной болезни, которая в нашей науке носит название периодического психоза в форме так называемой меланхолии... Он скончался в течение приступа периодической меланхолии от истощения и острого малокровия мозга, обусловленного самою формою болезни, - сопровождавшим ее голоданием и связанным с нею быстрым упадком питания и сил..." [там же. c. 566].
  Сознавая постоянный упадок сил, особенно ускорившийся за последние годы его жизни, Гоголь пытался укрепиться религией, что, например, делал и Паскаль в аналогичной ситуации (см. выше). Однако у него ничего не получилось, видимо, вследствие его неврастении и ипохондрии.
  Опустошенный неудачами в творчестве, которое составляло для него всю жизнь, Гоголь, воспользовавшись постом, вполне сознательно уморил себя, констатировав в связи этим: "Как сладко умирать!" [там же, c. 563].
  Таким образом, и целомудрие Гоголя, и его постоянное лечение не помогли ему, как и Паскалю, избавиться от всё нарастающего разрушения прежде здорового организма, сведшего его в могилу уже в 42 года.
  Более-менее органичное объяснению подобному фатальному процессу как для Паскаля, так и для Гоголя состоит в их интенсивной творческой работе, в которой их гений находил себе пищу в неочевидных для обычных ученых и литераторов находкам с помощью погружения в неиссякаемое море собственного природного сознания, которое, увы, при регулярном использовании несет в себе, с одной стороны, разрушительные силы древних инстинктов, а с другой стороны, отнимает энергию для нормального функционирования основных органов тела.
  Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
  Лев Толстой был новатором во многих своих произведениях как по форме, так и по содержанию в своей попытке охватить весь необъятный мир человеческих отношений. Он даже попытался проникнуть в философию и религию, правда, не совсем удачно. Тем не менее, довольно оригинальной является его идея о христианском (ненасильственном) анархизме.
  Принципиально новые идеи, если их пытаться найти в течение всей жизни, часто дают определенный успех их авторам и даже могут оказать влияние на жизнь всего мирового сообщества, но, как мы уже указали выше, эти неочевидные идеи исходят не из воздуха и не из книг, и не только из личного опыта их автора со всей его одаренностью. Они в значительной степени черпаются из его подсознания, в которое еще надо зайти и суметь выйти из него с "добычей", для чего требуется и определенная нацеленность самосознания автора, которая может иногда создать своего рода резонанс природного сознания и самосознания при их полном совпадении в ходе решения поставленной задачи. Эти факторы, а также соответствующий опыт и подготовка, достаточное образование и воспитание, а также внешние благоприятные или, наоборот неблагоприятные, но стимулирующие к обращению к данной теме условия могут привести к получению неочевидного знания в удовлетворительной форме
  Столь важные и не всегда достижимые факторы и обстоятельства способствуют тому, что из сотен миллионов образованных и неглупых людей, живших и живущих ныне на земле, вершины креативности достигают совсем немногие.
  Однако достижение неочевидного знания с такими затратами физической и психической энергии не проходит бесследно и влекут определенные потери. О них тоже было сказано было выше, и эти энергетические потери и погружение в мир древних нечеловеческих инстинктов неизбежно накладывают свой отпечаток и на физиологию, и на душевный строй человека, тем более что интеллекту, который представляет собой внутренний компьютер, управляющий функционированием организма человека, становится сложно управлять нормальным функционированием организма, отвлекаясь на решение иных задач.
  В частности, и Лев Толстой не мог не испытать неприятности подобного рода.
  Психиатр Россолимо поставил ему такой диагноз: "Дегенеративная двойная конституция: параноидальная и истерическая с преобладанием первой" [12].
  Врач Маковицкий сообщал, что "обмороки случаются со Львом Николаевичем уже полтора года обыкновенно с шестинедельными интервалами, но бывали и три, пять, восемь недель" [13].
  Современные психологи даже полагают, что на творчество Толстого в немалой степени повлияла его болезнь: "Творчество Толстого по сути - эпилептоидно написанные автобиографии в художественных образах. Его реализм касается в основном психологизма и физиологичности человека: описания природы остаются на заднем плане, сатира и юмор отсутствуют вовсе, а на авансцене всегда присутствует напряженность душевных конфликтов героев... Толстой склонен поучать читателей тоном проповедника и моралиста. Он тоже хочет "спасти мир" и переделать его в лучшую сторону. Изрекать незыблемые истины для поучения человечества - давно известный психиатрам симптом "священной болезни эпилепсии" [там же].
  Однако, на наш взгляд, не болезнь повлияла на творчество Льва Толстого, а наоборот, высокий рабочий накал и регулярные открытия в сфере психики человека, которые он извлекал из собственного подсознания, постепенно истощили организм Толстого, вызвав у него черты эпилептоидной психики, которые только к концу его жизни проявились в форме морализаторства.
  Если бы подобные психические отклонения реально влияли на процесс творчества, то появилось бы много писателей, подобных "Льву Толстому", а возник только один писатель мирового масштаба - Фёдор Достоевский, который был столь же одарен и умел вводить в резонанс свое природное сознание и самосознание, получая соответствующие литературные результаты, и вместе с тем, как известно, нездоровую психику.
  
  Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 1841)
  Гениальный поэт, Лермонтов, дал миру непревзойденные шедевры поэтической проникновенной лирики, берущей за душу каждого, кто соприкасается с ней. Мы не можем узнать, как он достигал подобной теплоты или трагизма в необыкновенной гармонии ритмических строф, но ясно одно, что он уже с ранних лет смог проникать в безбрежные собственной подсознательной памяти, черпая оттуда по собственным соображениям всё великолепие мировой гармонии и страсти всех противоречий бытия.
  Доказательством того, что он удивительным образом соприкоснулся с запредельным в самом раннем возрасте, служат два стихотворения.
  Первое он написал в 15 лет. И ему можно только удивляться:
  
  Нищий
  
  У врат обители святой
  Стоял просящий подаянья
  Бедняк иссохший, чуть живой
  От глада, жажды и страданья.
  
  Куска ишь хлеба он просил,
  И взор являл живую муку,
  И кто-то камень положил
  В его протянутую руку.
  
  Так я молил твоей любви
  С слезами горькими, с тоскою;
  Так чувства лучшие мои
  Обмануты навек тобою!
  
  А мир восхищается до сих и будет восторгаться пока стоит свет непревзойденным строфам Лермонтова, набросанным им на бумагу в 17 лет:
  
  Парус
  
  Белеет парус одинокой
  В тумане моря голубом!..
  Что ищет он в стране далекой?
  Что кину он в краю родном?..
  
  Играют волны - ветер свищет,
  И мачта гнется и скрыпит...
  Увы, - он счастия не ищет
  И не от счастия бежит!
  
  Под ним струя светлей лазури,
  Над ним луч солнца золотой...
  А он, мятежный, просит бури,
  Как будто в бурях есть покой!
  
  Если отец Лермонтова был прекрасно сложен и необыкновенно красив, то его сын, напротив, достигнув зрелого возраста, оказался низкорослым, сутулым, кривоногим, с непропорционально большой головой, был толстоват и уже в двадцать лет стал лысеть.
  Великолепное образование, высокие мечты, необыкновенная одаренность, проявившаяся с юных лет и бездарное, ограниченное и даже мерзкое окружение Лермонтова, который, в сущности, восхищался одним Пушкиным, и очень горевал, узнав о его гибели, с одной стороны, заставили презирать и даже не уважать свое окружение, что выразилось в непрерывных издевках над знакомыми, с другой стороны, склонили его с головой углубиться в литературное творчество, в котором он достиг немыслимого совершенства.
  Но ничего не дается даром, и энергия, которую Лермонтов тратил на творчество с юных лет, фатально повлияла на его облик - карикатурный по сравнению с красавцем отцом, что в свою очередь еще больше делало его нервным, нелюдимым, часто злым, презиравшим всё и вся.
  Явное пренебрежение, высказываемое им к окружению, личная храбрость в боях на Кавказе вызывали во многих зависть и ненависть к поэту, которого в глубине души это задевало, но н не показывал вида и не менял своего "возмутительного" в глазах обывателей и высшего света поведения.
  Природа на Кавказе и дикие горцы дали дополнительную пищу для его новых великолепных стихов.
  Однако низкопробное окружение поэта, ненависть к нему его же начальников, отсутствие перспектив при нервическом строе характера, отразившись в поэме "Демон", в котором гордая душа отчуждает мир от себя, презирая его, неудовлетворенный поиск идеалов, а также опустошение собственного сознания огромными затратами энергии на выявление оригинальных поэтических находок привели его в конце концов к полному равнодушию к своей судьбе. И в двадцать семь лет он, по обыкновению, презрительно отнесясь к своему неудачливому приятелю, и ни о чем не жалея, подставил грудь под его пулю на дуэли.
  Таким образом. значительные затраты энергии на творчество, сказавшиеся на непритязательном облике поэта, заметно влиявшим на его настрой, и само тусклое время в казарменной России, в котором поэт оказался, заставили его в итоге не оказывать сопротивления переходу в иной мир, где, как он полагал, будет, по крайней мере, не хуже.
  Генрих Гейне (1797-1856)
  Великий романтик, несомненно отмеченный поэтическим гением, Гейне создал совершенно воздушные, лиричные и вместе с тем глубокие по содержанию произведения, которые неизменно трогают читателей., что бывает не так часто.
  Чтобы не быть голословным, приведу одно из его стихотворений:
  
  Хотел бы в единое слово
  Я слить мою грусть и печаль.
  И бросить то слово на ветер,
  Чтоб ветер унес его вдаль.
  
  И пусть бы то слово печали
  По ветру к тебе донеслось,
  И пусть бы всегда и повсюду
  Оно к тебе в сердце лилось!
  
  И если б усталые очи
  Сомкнулись под грёзой ночной
  О, пусть бы то слово печали
  Звучало во сне над тобой!
  
  Увы, вдохновенные поэтические прозрения в такой прозрачной и величественной форме не даются даром.
  Поэтому просто приведем краткое описание того, чем для Гейне обернулся высокий накал его великолепного творчества.
  "Головные боли начали преследовать Генриха Гейне еще в молодости... Для лечения мигрени приходилось ездить на курорты.
  Во время одной из таких поездок, в 1832 году, в Нормандии, дали о себе знать первые симптомы болезни, которая будет сопровождать Гейне последующие четверть века, до самой его кончины.
  Внезапно перестали слушаться два пальца на левой руке (признаки пареза - неврологического синдрома с поражением двигательного пути нервной системы). Потом, что называется, "отпустило", но уже в 1837 году писатель жаловался на то, что его левая рука парализована до локтя, "сохнет с каждым днем всё больше и больше, и скоро, как видно, отомрет совсем".
  Примерно в то же время Генрих Гейне начинает хуже видеть, появляются признаки диплопии (двойное зрение), псевдобульбарного синдрома - расстройства центральной нервной системы вследствие поражения продолговатого мозга.
  К 1842 году головные боли уже неотвязно преследуют Гейне, левый глаз закрыт полностью, а правым он вынужден читать только через лупу. Февраль 1845 года - паралич лицевого нерва, парез жевательных мышц.
  Весна 1848-го: после посещения Лувра у поэта отказали ноги, его принесли домой на носилках. Начиная с лета того же года он уже не вставал с постели до конца жизни..." [14].
  
  Исаак Левитан (1860-1900)
  Левитан создал настолько необычные своей живой красотой пейзажи, что они не идут ни в какое сравнение с самыми совершенными фотографиями, и мало кому удалось в дальнейшем приблизиться к такой божественной красоте на простом холсте (картины "Березовая роща", "Лилии").
  Его чувство переменчивых отсветов от натуры, адекватно отражаемых им на полотнах, которые несли к тому же и смысловую нагрузку, сделало из него абсолютного гения пейзажей.
  Приведем один из отзывов на творчество Левитана: "Воздушную картину, изображавшую Саввино-Сторожевский монастырь в предзакатном свете, обсуждала вся интеллигентская Москва. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести "Три года": "На первом плане - речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве... А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства" [15].
  Как и у любого реального гения, в самом разгаре его творческих успехов, вдруг появились болезни.
  В середине 1880-х годов у него обострилась болезнь сердца, и он отправился на лечение в Крым. В 1896 году усилились симптомы аневризмы сердца. А. П. Чехов, который, врач, осматривал Левитана, отмечает в своем дневнике: "Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук.... У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину". В 1899 году он снова ездил лечиться в Ялту, но безрезультатно. В конце мая 1900 года Левитан простудился и спустя месяц скончался [там же].
  Винсент ван Гог (1853-1890)
  Только в 27 лет - в начале 1880-х годов - голландец Ван Гог увлекся живописью. Он долго учился, в основном самостоятельно, и наконец нашел оригинальное решение восприятия реальности через фигуру человека.
  В 1896 году Ван Гог переехал в Париж, где продолжал учиться живописи, в частности, заинтересовавшись импрессионизмом и японской гравюрой. Вместе с тем он продолжал рисовать.
  Переехав в Арль в 1888 году, Ван Гог наиболее полно выразил себя в новых интенсивных художественных формах, одухотворенных и напряженных по своему колориту, оказав тем самым значительное влияние на всю последующую живопись.
  К тому времени интенсивная работа с многими великолепными и оригинальными находками оказала негативное влияние на Ван Гога. Психика его существенно нарушилась. В Арле в 1888 году он набросился с бритвой на своего друга Гогена, и впоследствии был помещен в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился, и он был помещен в палату для буйных больных с диагнозом "эпилепсия височных долей".
  После выписки из лечебницы его психика так и не пришла в нормальное состояние: он страдал от бессонницы, галлюцинаций и мании преследования, часто бредил.
  Ван Гог попытался вылечиться в лечебнице в Сен-Реми, но на него всё равно временами накатывались приступы буйства. Он понял, что болезнь приобрела неконтролируемый характер и летом 1890 года застрелился. Его последние слова: "Печаль будет длиться вечно" [16].
  
  Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
  Гениальный симфонист, автор замечательных и удивительно мелодичных сонат и концертов Людвиг Бетховен был вполне здоровым ребенком, но у него с детства обнаружился незаурядный талант к сочинению музыкальных композиций. В 12 лет он начал писать свои первые сочинения, а еще в юношеском возрасте создал новый фортепианный стиль с использованием массивных аккордных созвучий, проявившийся в необыкновенном звучании Патетической и Лунной сонат, которые он сочинил, когда ему не было 30 лет.
  В 26 лет он начал терять слух и процесс этот продолжался почти 20 лет. К тому же он так и остался малорослым (162 см). Когда ему исполнился 41 год, его стали мучить лихорадка и головные боли. Болезнь затянулась еще на год и возобновлялась не раз до 1827 года.
  Хронические боли в животе сопутствовали ему в течение 30 лет, доводя до мыслей о самоубийстве, что позволило современным психиатрам предположить, что он страдал биполярным расстройством психики. Это обстоятельство также подтверждает превращение жизнерадостного молодого человека в злонравного и неряшливого мизантропа, о чем он сам писал в своем "Гейлигенштадтском завещании" [17].
   В последние годы жизни его здоровье еще больше ухудшилось из-за тяжелого заболевания печени, в результате чего он скончался в марте 1827 года.
  Приходится констатировать, что интенсивность его творческой деятельности, выразившейся в создании великих музыкальных произведений, довольно быстро превратила молодого и здорового человека в отягощенного многими болезнями персонажа с дурным характером и расстроенной психикой.
  Поэтому он тоже может служить вполне удовлетворительным примером опасности высокой степени креативности, причины которой изложены выше.
  Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
  Моцарт явился нам как гениальный композитор, добившийся необыкновенных результатов практически во всех сферах музыкальных композиций.
  Весьма удачно сложился для него подход к музыке: его отец был скрипачом и композитором в Зальцбурге, сам Моцарт в музыкальном отношении необычайно одаренным ребенком и уже в трехлетнем возрасте научился подбирать созвучия. В пятилетнем возрасте он сочинял небольшие пьесы, в девять лет сочинил симфонию и несколько сонат. К семнадцати годам Моцарт сочинил 4 оперы, 13 симфоний, 24 сонаты.
  Наконец, в 25 лет Моцарт сочинил одну из лучших своих опер "Похищение из сераля", а в 27 лет - великолепную симфонию No 36, начал сочинять 6 квартетов и закончил эту работу над этими новаторскими сочинениями через два года. В 1785 году он написал знаменитую оперу "Свадьба Фигаро", а в 1787 году - оперу "Дон Жуан". В 1788 году Моцарт сочинил три свои необыкновенно мелодичные и загадочные симфонии: 39, 40, 41. В последний год жизни он сочинил оперу "Волшебная флейта" и знаменитый "Реквием".
  Подобная творческая работы столь высокого накала и таких бесподобных результатов не могла отразиться как на здоровье Моцарта, начиная уже с его юности, так и на строении его тела: он был мал ростом (163 см), худосочен, некрасив, страдал хроническим суставным ревматизмом, почечной недостаточностью, у него довольно часто случались депрессии и обмороки. При таком ослабленном здоровье неудивительно, что Моцарт умер от инфекции, попавшей в его организм и вызвавшей пневмонию. Было ему всего лишь 36 лет [18, с. 560].
  В этом отношении Моцарт мало чем отличается от Бетховена.
  Фридерик Шопен (1810-1849)
  Уже с восьми лет Шопен концертировал в Варшаве, где первые его музыкальные сочинения были напечатаны.
  В 20 лет этот гений музыки сочинил два концерта, которые до сих считаются непревзойденными шедеврами этого гения, а каждый, кто их слушает не может восторгаться новизной и необыкновенными переливами их музыкальных фрагментов.
  Он написал множество сонат, фантазий, баллад, скерцо, ноктюрнов, прелюдий, мазурок, вальсов, полонезов. И во всех этих творениях он достигал максимальной выразительности, красочности звучания, страстности, лиричности, которых во всех их полноте никто больше не достиг до сих пор.
  В свое время Н. Ф. Соловьев так оценил творения Шопена: "Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен дин из главных представителей этой новизны. Во всем, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение" [19].
  В соответствии с представленной выше концепцией, такой поток бурной творческой активности с ранних лет не мог не привести к целому ряду телесных и психических отклонений.
  Шопен был небольшого роста, хрупкого и тонкого сложения.
  Он страдал эпилепсией, которая часто сопровождалась видениями. Периодически обострялось хроническое заболевание его легких, по-видимому, туберкулез, от которого он и умер довольно рано - в 39 лет [20].
  Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)
  Гениальный австрийский композитор Гайдн, заложивший основы симфонии и струнного квартета, уже в восемь лет проявил свои выдающиеся музыкальные способности и в 1740 году оказался в Вене в роли певца. В 1756 году он написал свои первые струнные квартеты. К 1779 года он написал несколько опер и более сотни трио баритонов. В дальнейшем он написал большое количество партий для струнных квартетов и множество симфоний, число который превышает сотню. Он также сочинил несколько месс, ораторий и концертов, которые исполняются до сих пор вследствие их необычно мелодичного звучания.
  Столь высокая творческая нагрузка при создании произведений нового строя и звучания неизбежно должна была наложить на его здоровье или внешность тот или иной отпечаток.
  Действительно, в течение 30 лет его мучала хроническая болезнь, связанная с деформацией носоглотки, неоднократно подвергаясь сложным и опасным хирургическим операциям. Состояние Гайдна периодически ухудшалось и это страшно мучало его, тем более что приходилось дышать открытым ртом [21].
  Подобные страдания сделали Гайдна меланхоличным, а к старости начались головокружения, отечность ног и стала проявляться неспособность сосредоточиться. В таком состоянии он прожил с 1803 года еще шесть лет и скончался в мае 1809 года [20].
  Гайдн был некрасив и невысокого роста.
  Рихард Вагнер (1813-1883)
  Гениальный немецкий композитор Вагнер был крупнейшим реформатором оперы, органично слив музыку и драматическое действие, и наполнив этот сплав чудесными мелодиями, которые не могут не вызывать восторга.
  Вагнер с 15 лет принялся за постижение музыки, что дало ему возможность сначала стать хормейстером, а затем и дирижером.
  В начале 40-х годов он написал свою знаменитую оперу "Летучий голландец", а затем оперы "Золото Рейна", "Валькирия", "Тристан и Изольда".
  В 1864 году сочинил сначала оперу "Нюрнбергские мейстерзингеры", а затем - оперы "Зигфрид" и "Гибель богов". Его последней оперой была "Парсифаль", поставленная в 1882 году, а в следующем году он умер.
  Все эти музыкальные новации, их теоретическое обоснование оказали весьма негативное влияние на здоровье и психику Вагнера.
  Всю жизнь его мучали различные болезненные влечения, в том числе мания величия и бредовые идем, вроде ненависти к евреям как угнетателям человечества и носителям зла в своей погоне за золотом [20].
  Вот что говорит о болезненных отклонениях Вагнера в связи с его творчеством Томас Манн: "Бремя этого творчества покоится на плечах отнюдь не столь дюжих, как плечи св. Христофора, на организме столь хилом и по внешним признакам, и по субъективным ощущениям, что никто не осмеливался бы предположить, что он долго продержится и донесет эту ноше до намеченной цели. Это натура, ежеминутно находящаяся на грани изнеможения, для которой хорошее самочувствие является редкой случайностью. В тридцать лет этот человек, страдающий запорами, меланхолией, бессонницей, одержимый всяческими немощами, находится в таком состоянии, что часто в унынии садится и плачет с четверть часа. Его терзает нервный недуг - одна из тех неподдающихся точному определению болезней, которые в течение долгих лет изматывают человека и грозят сделать ему жизнь невыносимой, хотя и не являются "опасными для жизни". Их жертвы имеют веские основания не веровать в эту "неопасность", и Вагнер в своих письмах не раз высказывает убеждения, что смерть его близка. В тридцать лет он пишет сестре: "Мои нервы в конец расшатаны; быть может, благоприятное изменение внешних условий жизни способно будет искусственно отдалить мою смерть на несколько лет; но это могло бы удаться лишь в отношении самой смерти, - моего умирания оно уже не может задержать". В этом же году: "Я болен тяжелой нервной болезнью и после многократных попыток добиться радикального излечения уже не надеюсь на выздоровление... Моя работа - единственное, что меня поддерживает; но нервы головного мозга у меня настолько истощены, что я никогда не могу работать больше двух часов в день, и даже эти два часа я обретаю только в том случае, ели после работы мне удастся опять-таки на два часа прилечь и наконец ненадолго уснуть... На тридцать девятом году жизни он пишет Листу: "Я с каждым днем приближаюсь к верной гибели; я живу неописуемо презренной жизнью. Истинное наслаждение жизнью мне совершенно незнакомо; для меня наслаждение жизнью, любовью (это слово им подчеркнуто) существует лишь в моем воображении, но не в моем опыте. Вот почему моему сердцу пришлось вселиться в мой мозг, моей жизни - стать сплошь искусственной, лишь как поборник искусства, как "художник" могу я еще жить, "художник" поглотил во мне "человека" [23].
  Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
  Возможно, самый великий музыкант всех времен и народов, Иоганн Себастьян Бах, является непревзойденным автором не только органных произведений, но и множества произведений оркестровой и камерной музыки, а также ряд вокальных произведений.
  Бах был здоровым и крепким человеком. Поэтому творческое напряжение воздействовало на него большую часть жизни в форме буйства, когда он дрался со своими коллегами и оскорблял своих учеников. Однако к концу жизни он стал слепнуть и последние десять лет жизни фактически потерял связь с вешним миром. "Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу" [23 с, 98].
  
  Некоторые другие композиторы
  Уместно также, имея в виду связь высокой степени креативности и болезненных отклонений обратить здесь внимание на менее знаменитых композиторов, но всё же достаточно известных и признанных выдающимся, хотя в сравнении с Моцартом или Бетховеном их произведения выглядят довольно бледно, выделяясь только изредка, да и то на тот или иной вкус. Такими композиторами, например, являются Н. А. Мясковский, М. Брух, Я. Сибелиус. По всей вероятности, несмотря на их музыкальные способности, процесс озарения им не удавался, и соответственно необычные и вместе с тем прекрасные мелодии, воспринимаемые всеми как чудо, им не давались за редчайшими исключениями.
  Симфонии советского композитора Н. А. Мясковского не идут ни в какое сравнение с симфониями Моцарта или Бетховена. Он и прожил довольно долгую жизнь - 69 лет - без особых эксцессов.
  Немецкий композитор Макс Брух тоже прожил довольно спокойную и долгую жизнь, скончавшись в 82 года. Его произведения довольно мелодичны, но не акцентированы и как бы незакончены, то есть он не смог поймать птицу гениальности, сказывающуюся в высшей степени оригинальности и вместе с тем масштабности и неочевидности.
  Финский композитор Ян Сибелиус прожил 92 года, сочинил 7 симфоний, и как бы его ни хвалили музыкальные критик, достаточно послушать эти произведения и сравнить их симфонией Моцарта No 41, то всё становится ясно.
  С другой стороны, некоторым композиторам удавались озарения, хотя и не часто, и они стали знамениты, но даже эти немногие озарения фатально сказались на их здоровье.
  Например, австрийский композитор Густав Малер (1860-1911) сочинил множество музыкальных произведений в течение жизни, но удивительно мелодичными и оригинальными оказались две симфонии - первая и пятая, и отчасти, - 3, 8 и 9. Именно в годы интенсивной работы над этими симфониями у него были обнаружены проблемы с сердцем (1907 год), а после написания девятой симфонии в 1909 году и доработки восьмой симфонии в 1910 году он скончался весной 1911 года от воспаления внутренней оболочки сердца.
  Однако совсем немногие интенсивные творческие усилия с вхождением в процесс озарения, как правило, не причиняют существенного урона здоровью.
  Например, советскому композитору Дмитрию Шостаковичу (1906-1975) удалось создать несколько великолепных произведений, из которых наиболее выдающимся и оригинальным сочинением была пятая симфония. Ничего в столь же степени выдающегося он создать не сумел. Поэтому, несмотря на тяжелые жизненные перипетии, он прожил довольно долгую жизнь и не страдал психическими или иными тяжелыми расстройствами.
  Русский композитор Александр Глазунов (1865-1936) написал много интересных музыкальных композиций, но признанно оригинальным и наиболее мелодичным оказался только великолепный балет "Раймонда", сочиненный им еще до 30 лет. По-видимому, сожаление о недостаточном и неумелом использовании собственных возможностей в творческой деятельности привело его к алкоголизму.
  
  Заключение
  
  Приведенные примеры не столько любопытны в плане связи творчества с болезнями, сколько демонстрируют то, что высокий накал творческой деятельности при значительной одаренности индивида приводит не только к гениальным находкам, но и к появлению существенных болезненных отклонений, тем больших, чем глубже и чаще погружается мыслитель или художник в сам процесс творчества в форме озарения.
  Этот факт сам по себе безусловно предполагает наличие каких-то скрытых причин возникновения подобного феномена.
  Причины эти, исходящие от синхронного взаимодействия всех трех форм сознания - природного сознания, интеллекта и самосознания, были нами обнаружены и подробно описаны выше (раздел III).
  
  Библиография
  
  1. Низовцев Ю.М. Всё наоборот. Ответы на каверзные вопросы об интересном (сборник). 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
  2. Низовцев Ю.М. Что в действительности представляет собой интеллект? 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.proza.ru
  3. Низовцев Ю.М. Всё наоборот. Открой глаза свои (сборник). 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
  4. Блез Паскаль. Мысли. Издательство "Фолио". Москва. 2003 год.
  5. Карцев В. П. Ньютон.1987. М., "Молодая гвардия".
  6. Филиппов М. М. Ньютон. Его жизнь, научная и философская деятельность. Биографический очерк. 1997. // Паскаль. Ньютон. Линней. Лобачевский, Мальтус. Биографические повествования. 2-е изд. Челябинск: "Урал LTD".
  7. Grasset J. Demifous et demiresponsables. 1907.
  8. Gelineau. Les epileptiques celebres. 1900. // "Chron. Med." No 7.
  9. Руднев В. П. Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы. 2007. М.: Издательский дом "Территория будущего".
  10. Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Т. 2. Издательство "Мысль". Москва. 1990.
  11. В. Вересаев. Гоголь в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников. "Московский рабочий". 1990.
  12. http:\\.mindlabirinth.ru\stigma\soul\detail.php?pid=1213
  13. http:www.psyh.ru\nevrozy-mezhdu-strok\
  14. Генрих Гейне: биография, творчество, болезнь и смерть. www.mrtexpert.ru>articles
  15. http\\www.culture.ru\persons\8242\isaak-levitan
  16. Letter from Theo van Elisabeth van Gogh Paris. 5 August 1890. Webexhibits.org.2011.
  17. Великович Э. И. Великие музыкальные имена. Композитор. Пособие для музыкальных школ и гимназий. СПб., 3 апреля 2006. - No 030560.
  18. Аберт Г. В. А. Моцарт. Часть вторая, книга вторая. М. Музыка. 1990. ISBN 5-7140-0215-6.
  19. Н. Ф. Соловьев. Шопен. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  20. www.kompozitory-znaki-odarennosti.ru
  21. Dies A. C. Biographische Nachrichten von Joseph Haydn. Vienna. Camesinaische Buchhandlung. 1810.
  22. Томас Манн. Страдания и величие Рихарда Вагнера. Доклад. Мюнхенский университет. 10.02.1933. wagner.su>book.export>html
  23. Зарудко В. М. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. megabook.ru>auther> Зарудко В. М.
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"