Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

Прогресс и регресс как временные ступени развития сознания через живое

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    До сих пор понятия прогресса и регресса рассматриваются, хотя и детально, но объяснение этих явлений носит сугубо внешний характер без раскрытия того, что лежит в основе этих явлений. Поэтому имеет смысл показать на наглядных примерах информационную подоплеку этих явлений.

  
  .
  
  Ключевые слова: мироздание, вселенная, информация, время, сознание, бытие, живое, среда.
  
  Если вспомнить, что под понятием прогресса вполне разумно понимается развитие от низшего к высшему с его усложнением, то точно так же разумно можно задать вопрос: что же является причиной развития от низшего к высшему?
  Никакого вразумительного ответа на этот вопрос не наблюдается. И это не удивительно, потому что ответ не находится ни в ложе логики, ни в процессах наблюдения или экспериментов. Попытки аксиоматически разрешить этот вопрос так же не увенчались успехом [1].
  Так, где же следует искать этот ответ?
  Изучение эволюционирования Вселенной от Большого взрыва с ее явным усложнением всего лишь указывает на неточность стандартного определения прогресса как усложнения чего-то, так как нем отсутствует смысл усложнения мертвых структур, которые как усложняются, так и распадаются, следуя в общем закону неубывающей энтропии, в соответствии с которым та же Вселенная рано или поздно рассеется или схлопнется.
  Стало быть, обычного движения и изменения мертвых тел недостаточно для того, чтобы понять истинную суть прогресса.
  Из этого следует, что кроме мертвого, точнее, пассивного, вследствие его несамостоятельности, должно быть нечто, которому необходимо не только собственное усложнение, но и то, чтобы оно само осознанно или нет занималось этим усложнением в определенном направлении, непосредственно не связанным с движением пассивной материи.
  То есть требуется нечто активное и заинтересованное в собственном усложнении не ради этого усложнения, а для другого - собственного вписывания в окружающее так, чтобы в нем почувствовать себя всё лучше и комфортнее или, как минимум. удерживаться в потоке ощущений.
  Понятно, что на это способны только живые существа, не желающего своего распада и всегда борющиеся против него, то есть обладающие в этом отношении субъектностью.
  Иначе говоря, активность живых существ направлена на сохранение и улучшение своего быта в конкуренции с остальным живым благодаря тому, что они всегда вынуждены соображать, поскольку не равнодушны, в отличие от остальных объектов бытия, к собственному существованию в нем.
  Таким образом, прогресс возможен только как изменение в сторону, в той или иной степени, осмысленного усложнения вследствие неудовлетворенности имеющимся, что характерно только для живого.
  А это означает, что без живого всё остальное превращается в бессмысленное круговращение.
  Поэтому это круговращение в целом приобретает смысл только когда становится инфраструктурой для живого, которое отличается от пассивного своим непременным стремлением удержаться в положении восприятия ощущений, не желая попасть в пустоту небытия, то есть омертвиться.
  В этой борьбе за собственное существование всем формам живых существ волей-неволей приходится совершенствоваться в поколениях, усложняясь не механически, но стараясь приспосабливаясь к меняющемуся собственному окружению за счет наиболее выгодных добавлений и преобразований собственного организма, в основном используя позитивные мутации и метод проб и ошибок во времени, ход которого для них и из-за них явно меняется, постепенно ускоряясь.
  Одноклеточные организмы появились на Земле 3,5 миллиарда лет назад. Промежуток времени от возникновения одноклеточных примитивных организмов до образования более структурированных организмов в виде водорослей составил 2,3 миллиарда календарных лет.
  Животные появились примерно 550 миллионов лет назад. Соответственно промежуток времени от возникновения водорослей до появления первых животных оказался короче - около 650 миллионов календарных лет.
  Первые млекопитающие появились 220 миллионов календарных лет назад. То есть промежуток времени от возникновения первых примитивных животных до появления сложноорганизованных млекопитающих оказался еще короче - около 330 миллионов календарных лет.
  Таким образом, заметно, что развитие организмов на Земле шло ускоренно, то есть собственное время указанных групп организмов уплотнялось.
  Если проследить далее ход развития животного мира, то можно отметить непрекращающееся уплотнение собственного времени развития от более простых существ к более сложным.
  В частности, первые млекопитающие появились 220 миллионов календарных лет назад, первые обезьяны появились около 30 миллионов календарных лет назад, первые гоминиды появились 6 миллионов лет назад, первый человек разумный появился около 200 тысяч лет назад.
  Этот факт ускорения, как минимум, свидетельствует о том, что живые существа, находясь в астрономическом времени, вместе с тем имеют и собственное время, вписывающееся во внешнее - астрономическое, или календарное для нас. Более того, получается, что поскольку это время не сваливается на них откуда-то сверху, постольку они его непроизвольно и формируют, отличаясь также этим свойством от неживых объектов бытия.
  Столь странный для науки факт, тем не менее, объясняет, в частности, сам смысл прогресса как процесса развития живых существ, который производится ими непроизвольно, но вместе с тем их самостоятельность в направлении развития в своих поколениях означает присутствие в живом некоей активной и неравнодушной составляющей, которая, объединяясь с пассивным с вполне определенным каркасом, непременно содержащим органы-датчики, воспринимающие сигналы со стороны; систему обработки этих сигналов и программу развития, соответствующей структуре данного образования, делает это образование способным формировать собственное время в рамках астрономического времени.
  В этом собственном времени, составляющем не только фазы развития отдельных популяций с появлением новых видов или качественного изменения существующих, но и время жизни каждого живого существа от рождения до смерти, можно соображать и действовать, как минимум, для удержания себя в этом времени благодаря неудовлетворенности имеющимся, стимулирующим стремление к лучшему, волей-неволей меняясь с возможностью развиваться в поколениях сначала непроизвольно, а затем, с появлением человека, проектно-планово, подчиняя еще более себе свое время, но не подозревая об этом, хотя со стороны это видно по всё более ускоренному ходу этого времени в результате действий человеческих сообществ в рамках цивилизации, то есть в собственнических отношениях.
  Это повышенное многократно ускорение человеческих сообществ по сравнению с остальными сообществами живых существ первым подметил историк И. М. Дьяконов (СССР) в 1994 году: "Нет сомнения, что исторический процесс являет признаки закономерного экспоненциального ускорения. От появления Homo sapiens до конца I фазы прошло не менее 30 тысяч лет, II фаза длилась около 7 тысяч лет, III фаза - около 2 тысяч лет, IV фаза - около 1,5 тыс., V фаза около тысячи лет, VI - около 300, VII фаза - немногим более 100 лет, продолжительность VIII фазы пока определить невозможно. Нанесенные на график, эти фазы складываются в экспоненциальное развитие, которое предполагает в конце концов переход к вертикальной линии или вернее, к точке так называемой сингулярности. По экспоненциальному же графику развиваются научно - технические достижения человечества..." [2].
  Можно, конечно, по-разному оценивать фазы развития человеческих сообществ, то есть изменение их качественно, но очевидно, что с архаичных времен они всё более сокращаются в рамках астрономического времени, а точнее, уплотняются, и особенно высокую степень уплотнения приобрело собственное время развития человечества в рамках цивилизации.
  Если достроить график Дьяконова И. М. до вертикальной линии, то точка сингулярности приходится на 2022г.
  Именно в этом году начались особенно серьезные цивилизационные катаклизмы, чреватые сломом цивилизации.
  Эти события показывают конечность, или временность прогресса, то есть развития человечества от появления цивилизации с возникновением отношений собственности и до определенной условной точки - сингулярности, когда эти отношения девальвируются.
  Как бы то ни было, но с позиции информационной скрепы мироздания, реализующейся посредством живого, ускоренное развитие живых существ, включая прогресс человеческих сообществ, завершающийся регрессом в форме крушения всей цивилизации, на наш взгляд, находит вполне убедительное объяснение.
  Прежде всего, надо отметить, что с появлением человеческих сообществ в ряду сообществ живых существ, уплотнение собственного времени этих сообществ резко возросло, и видимая причина этого феномена заключается в том, что, в отличие от сугубо адаптивного поведения всех остальных живых существ, программа действий человека кардинально расширилась в сторону приобретения им возможности ставить цели и достигать их, применяя появившиеся у него способности к творчеству, проникая в своих идеях в будущее, и тем самым владея временем, то есть осознавая себя в нем, тогда как животные ограничиваются всегда только настоящим в виде ощущений.
  Лишь подобного рода осознание себя в мире текущего времени в размерности своей краткой жизни означает истинное очеловечивание живого существа, поскольку приводит к признанию собственного существования не только в мире ощущений, но и в мире идей, довольно гармонично объединяя в одном лице способность чувствовать и способность познавать как окружающий мир, так и себя самого.
  Объем информационных потоков в этом случае резко возрастает, окружающая среда начинает под воздействием этих новых существ целенаправленно изменяться, меняя вместе с тем и их самих в намного более быстром темпе, чем это происходило ранее.
  То есть человек в своих сообществах попадает в поле всё более увеличивающихся информационных потоков, которые воспринимаются его органами чувств, развивая как их, так и органы управления организма, вследствие чего, например, масса человеческого мозга по сравнению с массой мозга приматов возросла в несколько раз.
  Отметим теперь, как изменилось ускорение человеческих сообществ с возникновением цивилизации в рамках основных фаз их развития в единицах календарного времени.
  Рабовладельческий строй, сменивший первобытнообщинную организацию человеческих сообществ, которая заняла многие десятки тысяч лет, длился уже только несколько тысяч лет вплоть до перехода к феодальному типу хозяйствования.
  В эпоху феодализма развитие цивилизации еще более ускорилось по сравнению с периодом существования рабовладельческого строя, заняв чуть больше тысячи лет в Европе.
  Капитализм занял исторический период в несколько столетий - с XVII века по XXI век, ускорив развитие цивилизации в несколько раз по сравнению с феодализмом.
  Таким образом, становится понятным, что ускорение собственного времени человеческих сообществ непосредственно связано с информационными потоками.
  Тем не менее, собственное время протекает неявно, в рамках внешнего - открытого - времени, не фиксируясь людьми. Естественно, этот тип времени, зависимый от деятельности людей и, соответственно, расширения информационных потоков, в которых они же находятся, но не объясняющийся официальной наукой, которая объективирует календарное время, до сих официально игнорируется, несмотря на отмеченные выше факты ускорения этого типа времени, отличного от календарного (астрономического).
  Если время в процессе деятельности живых существ является информационным продуктом, то с изменением потоков информации, охватывающих живое существо или существа, время их собственной жизни и периодов жизни их родов или видов, а также фаз существования человеческих сообществ, отличающихся качественно, меняется в соответствии с изменением потоков информации, в которых они находятся, несмотря на то, что календарное время течет по-прежнему [3].
  Вышесказанное приводит к мысли, что информация есть сведения о состоянии материальных объектов, которые сознание живого существа способно распознать при сканировании им окружающего имеющимися в его распоряжении средствами. Инициатива в данном процессе принадлежит сознанию любого живого существа, включая человека, а не объектам, окружающим его.
  Информация, или дешифрованные сведения, обозначения, разъяснения и т.д. передаются от материальных объектов через материальные объекты, например, свет, к материальным объектам, например, приборам для конечного восприятия ее сознанием. То есть без материальных объектов, в том числе и самого сознания информация не существует. Она возникает только при выделении сознанием из общего "шума" тех сведений, которые сознание способно распознавать частично инстинктивно, частично осознанно, что характерно для человека.
  Иначе говоря, информация возникает только в сознании посредством имеющиеся у него, точнее, у носителя сознания ощущений, но не иначе, являясь понимаемой человеческим сознанием вполне материальной копией объекта или объектов, доступных через ощущения для сознания. Информацию невозможно квалифицировать как нечто нематериальное и независимое, поскольку она является выделенными и расшифрованными сознанием копиями сведений об объектах из окружающей сознание необозримой среды, своего рода "шума". Сознанием эти дешифрованные копии фрагментов материальных объектов, в частности, перерабатываются в образы, смыслы, чувства, которые так же являются вполне материальными составляющими сознания, влекущими последующие действия носителя сознания. На их основе вкупе с памятью он каждое мгновенье своего "настоящего" взаимодействует с окружающими объектами.
  Таким образом, все взаимодействия существа, обладающего сознанием, осуществляются в данном сквозном процессе только при условии поступления в его сознание соответствующих порций информации, каждая из которых обрабатывается, укладываясь в определенную длительность, составляя ряд последовательных мгновений от рождения до смерти носителя сознания.
  Этот информационный процесс автоматически помещает конкретное живое существо или сообщество живых существ в поле его собственного времени, которое они не замечает, поскольку оно находится как бы внутри них, отмечая только ход независимого от них внешнего (календарного) времени, основанного на периодическом движении планет и светил [4].
  Именно это явно текущее время - астрономическое - довольно тривиально признается нынешними учеными единственным.
  Данные факты уплотнения времени в процессе развития живых существ свидетельствуют о том, что прогресс проявляется только в случае расширения объема информационных потоков, что фиксируется сокращением соответствующих периодов (фаз качественного изменения) развития сообществ живых существ.
  Но, как мы знаем, наряду с прогрессом существует и регресс, поскольку прогресс, в частности, человеческих сообществ, не вечен.
  Научная трактовка регресса сводится к тому., что в эволюционном движении из-за возникновения тех или иных неблагоприятных условий происходит изменение популяций вплоть до их исчезновения. Причиной этого явления считается угасание способности организмов приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды [5].
  Так как человеческие сообщества представляют собой так же коллективы живых существ, то и они могут попасть в условия, неблагоприятные для их сохранения.
  Наиболее существенным из этих условий, кроме, конечно, природных катастроф, является информационный коллапс.
  В этом случае, объем поступающей информации начинает превышать возможности центров, которые ее обрабатывают. То есть человеческий мозг даже вкупе с искусственным интеллектом оказывается неспособным справиться с потоком поступающей информации, что влечет за собой принятие неверных решений, которые в предельном варианте быстро разрушают всю цивилизацию вплоть до ее уничтожения, например, если принимается решение о начале ядерной войны.
  Внешне подобная ситуация отражается в том, что "течение" времени для цивилизации (ее собственное время) прекращается (точка сингулярности), что означает остановку ее функционирования, то есть в потере цивилизацией прежнего качества окончательно или на длительное время.
  Вместе с тем возможен и другой случай катастрофического изменения функционирования цивилизации, в ходе которого поступающие в систему информационные потоки сводятся к минимуму или вообще прекращаются, то есть нормальное функционирование системы обнуляется, поскольку ход событий, инициируемых притоком информации для нее (собственное время), пресекается,
  Такого рода ситуация в технологической цивилизации происходит с бурным развитием компьютерных технологий и возникновением интернета, который обосновывается в каждом телефонном аппарате. Абонент может получить ответ фактически на любой вопрос, что обнуляет его мыслительный аппарат - собственный мозг. Происходит сравнительно быстрая деградация человечества, ведущая к остановке функционирования цивилизации, поскольку дебильные субъекты уже оказываются неспособными самостоятельно вырабатывать информацию для управления цивилизацией, сводя к минимуму поступление деловой (значимой) информации, которая становится для них всё более непонятной, так как способны только теперь только нажимать на кнопки.
  Подобное полагание не на свой, а на чужой, искусственный интеллект, который не способен предоставить принципиально новую информацию, быстро обрабатывая заложенную в него информацию всего лишь в рамках соответствующих программ, фактически лишает человечество развития, то есть смысла собственного существования.
  Внешне подобная ситуация отторжения развивающей информации ведет к цивилизации в своего рода "спящий" режим с потерей чувства времени и разрушению основ цивилизации, за которыми уже некому смотреть в силу деградации ее членов.
  Достижение точки сингулярности цивилизации или попадание ее в спящий" режим с полной деградацией ее членов в этих предельных случаях сходятся, так как цивилизация распадается.
  Различие же может быть в том, что, при перегрузке системы-цивилизации информацией (точка сингулярности) она разрушается, то есть ее собственное время завершается. На месте этой системы появляется уже нечто другое, возможно - подобное, а быть может, и система иного качества.
  Если же при начале существенного спада деловых (значимых для развития) информационных потоков удается провести своевременный возврат системы-организма к прежним информационным потокам, не допустив цивилизацию до впадения в ("спящий" режим, то она система-цивилизация может вернуться к нормальному функционированию,
  Таким образом, как состояние прогресса, так и регресса свидетельствует о том, что живое в лице самого его совершенного представителя - человека, не что иное как орудие в развитии сознания, которое протекает через сообщества живых существ ступенчато, но бесконечно.
  
  Библиография
  
  1. Lange M. M. Progress. Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2011.
  2. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. КомКнига. Москва. 2007г.
  3. Низовцев Ю. М. Время как информационный продукт живого. Журнал "Топос". РФ. 31.03.2022.
  Nizovtsev Yu. M. The vicissitudes of beingness (the collection of articles and essays). Section 10. Time, as a manifestation of the process of obtaining information. 22.03.22. Amazon.
  4. Низовцев Ю. М. Возможно ли непрерывное развитие разума беспредельно? Журнал "Топос". РФ. 21.02.2024.
  Nizovtsev Yu. M. Monography "What determines a person's thoughts and actions??
  Chapter 4. Is continuous development of reason (intellect) infinitely possible? 2024. Litres.ru. Amazon.
  5. Кон И. С. Регресс. Философская энциклопедия. Т. 5. Москва. 1967.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"