Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

Время как условие конечности в бесконечности для сознания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бытие содержит в себе сознание, без которого его проявление не было бы возможным. Сознание вводит бытие через себя в живом в текущее время, формируя собственное окружение из вещей, придавая ему смысл, а себе жизнь посредством отбора сведений о бытии из вневременной бесконечности, которые оно способно расшифровать, копировать и обработать для дальнейшего использования. Сознание фиксирует доступные ему изменения бытия в виде необратимого процесса, получая длительность в каждом настоящем мгновении последовательного ряда технически разделенных мгновений, но без разделения их в сознании, создавая, тем самым, собственное текущее время своими усилиями.

  Если допустить, что бесконечность бытия, включая и сознание, есть совокупность постоянно меняющихся материальных объектов в создаваемом ими для этого пространстве, и этот процесс изменений никогда не завершается, но является дискретным, то подобный процесс в материальном мире кажется связанным со временем.
  Физика уже довольно давно занимается загадкой времени. На данном этапе она считает, что имеется связь времени и движения. Действительно, эта связь кажется очевидной, поскольку движение материальных объектов вне времени невозможно, да и сами они вне времени, как кажется, не существуют.
  Однако и само время не может существовать без материальных объектов, поскольку нечему будет двигаться во времени. Сами же материальные объекты должны иметь место для движения, то есть пространство.
  Несмотря на эти очевидные факты, до сего времени не решен вопрос об истинном соотношении времени, пространства и материальных объектов, хотя рассуждений по этому вопросу довольно много.
  На наш взгляд, бытие в виде материальных объектов, времени и пространства представляется нам таким только потому, что мы все это наблюдаем как бы изнутри и нам кажется, что, так же как и в нашем окружении, существует общее место для всего, в котором это всё движется, одно сменяется другим. С другой стороны, если допустить отсутствие наблюдателя, то, как минимум, время, как таковое, исчезло бы, поскольку его некому было бы регистрировать.
  Значит, рассматривать раздельно материальные объекты, время и пространство, обозначая их свойствами бытия, бессмысленно в отсутствие наблюдателей, или сознания.
  В отсутствие наблюдателей, или сознания, непроявленное тем самым бытие вполне может быть нулевым или слитным в бесконечности без проявления, поскольку оторвать пространство и время от совокупности материальных объектов невозможно. Это в свое время было отмечено Парменидом [1], хотя он считал, что нулевое бытие, или небытие существовать не может.
  Материальные объекты сами по себе есть пространство, так как они не бесплотны, занимая место. Если же они находятся в движении, то оно без дополнительного места случиться не может. Материальные объекты сами по себе есть присутствие, событие для стороннего наблюдателя, то есть время. Пространство точно так же нельзя не признать материальным объектом и, вместе с тем, событием, так как в противном случае оно превращается в ничто, то есть не существует. События, или время есть нечто происходящее с чем-то и в чем-то, иначе оно отсутствует. Значит, пространство, материальные объекты и время совпадают, они есть одно и то же, или они неразрывно слиты, иначе говоря, - едины и целостны, распадаясь только в присутствии наблюдателя, который в виде сознания в живом уже может не только наблюдать, но и действовать в них.
  Кроме того, данное бытие не могло появиться вдруг, неважно, по божественному промыслу или в результате "Большого взрыва", поскольку тогда оно становится конечной структурой, то есть ограниченной в изменении, развитии: раз возникнув, оно должно исчезнуть.
  Однако бытие только и делает, что меняется, но не исчезает и не появляется ниоткуда, хотя бы потому, что оно материальное, а не бестелесное. Значит, это бытие должно существовать, в нашем понимании, вечно, то есть у него не было начала, не будет и конца. И действительно, вечность себе оно может обеспечить дискретным проявлением в конечном бесконечно.
  Оспаривать это утверждение сложно, если только софизмами, потому что бестелесного никто никогда не видел и доказать его существование ни практически, ни логически невозможно. В это можно только верить, что и происходит. Даже математические формулы возникают в уме только при мыслительном процессе и, тем самым, являются вполне материальным продуктом мыслей, которые так же материальны, как и всё остальное. Вообще, понятие бестелесного возникло только из ограниченности человеческого сознания.
  Человек, в силу собственной конечности и конечности всего, реально видимого им, не в силах представить возникновения мира без посторонних, внемировых, а значит, бестелесных сил. Тем более, он не в состоянии представить бесконечное и нециклическое развитие, то есть развитие не в бесконечной серии одинаковых конечных временных циклов, как это представлено в индуизме, а как бесконечный, дискретный, разнообразный поток бытия, без всяких искусственных перегородок.
  Вместе с тем, многие ученые сомневаются в том, является ли время вообще объективной категорией. И это понятно, поскольку, взятое в отрыве от пространства и материальных объектов, время становится неопределенной категорией и его можно квалифицировать по-разному, даже отрицать или устранять. Но, как нами было указано выше, время в отдельности не существует. Оно, как и пространство, не свойство бытия, а само бытие. Оно может возникнуть только в сознании в виде необратимого хода событий.
  В этом отношении проблематичен спор ученых о том, является ли время симметричным или асимметричным во Вселенной, так как само присутствие в бытии сознания в живом делает бытие асимметричным по направленности воспринимаемой каждым сознанием в живом информации.
  Процесс снятия информации с окружающего и ее обработки каждый момент обновляется по качеству и количеству информации, практически не повторяясь: сознание - не компьютер, оно каждое мгновенье собственного времени человека, или его "настоящего" произвольно или целенаправленно меняется, и восстановить эти изменения невозможно.
  Целенаправленно или в зависимости от ситуации человеческое сознание самому себе ставит вопросы и дает ответы в мыслях, чувствах, действиях. Таким образом, данный процесс идет последовательно и необратимо. Его механизм - дискретен, но в сознании эта дискретность не проявляется и человеку кажется, что время течет плавно и непрерывно. В это собственное время человека вписываются все его деяния, или его жизнь.
  Это есть наиболее существенная особенность взаимодействия материальных объектов с участием живых существ, в отличие, например, от симметричного взаимодействия неживых материальных объектов, при котором идет непрерывный обмен веществом и энергией: если один объект (объекты) теряет вещество и/или энергию, другой (другие) - приобретает в соответствии с законами сохранения.
  Сознание же при контакте с любыми объектами только копирует информацию, то есть те сведения от материальных объектов, которые ему нужны, не меняя сами объекты. При этом сам носитель сознания может не только созерцать объекты, но и взаимодействовать с ними.
  Для сознания этот процесс является односторонним по направленности. Он состоит из трех фаз: выделение объектов (оно может быть как сознательным, так и инстинктивно-рефлекторным), от которых последует информация; копирование только тех сведений об объектах, которые сознание может распознать и превратить их, тем самым, в информацию; обработка и оценка полученных сведений; после чего данная последовательность повторяется. Этот процесс идет с рождения до смерти человека, не прерываясь.
  Информация поступает как от окружающих объектов и явлений, так и от содержащихся в самом человеке органов, процессов, доступных ему баз данных. Данный процесс является дискретным, большей частью автоматическим, но кажется нам непрерывным. Он напоминает непрерывность для восприятия изображений на экране, возникающую в результате движения киноленты с фиксированными кадрами с определенной скоростью.
  Действительность проявляется как следствие съема с неё информации двояко: с одной стороны, информация идет от ощущений - от зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания - непрерывной, меняющейся картинкой всего, что окружает человека снаружи и внутри, с другой стороны, на эту меняющуюся картинку накладывается уже обработанная и осмысленная ранее информация из памяти, отбираемая сознанием каждый текущий момент по результатам восприятия отдельных фрагментов действительности, например, человек обращает внимание на другого человека и вспоминает его или нет; красит стену, подбирая колер; ведет автомобиль, соблюдая правила движения; и т.п. То есть человек этим самым создает свое собственное время, или своё настоящее, в котором он может жить так, как хочет и может.
  Процесс не прерывается даже во сне: сознание, питающееся информаций, функционирует в живом объекте всегда, черпая информацию изнутри и снаружи тела-носителя, покидая его только после смерти. Совокупность живых объектов на планете, создающих однонаправленное перемещение информационных копий, значительна, и данный процесс идет по всем имеющимся каналам в расчете на общее потребление. Значимая информация записывается и хранится для гарантированного доступа.
  Без подобного несимметричного действия бесчисленных сознаний в бытии однонаправленность его изменений, которое мы называем время, не существовало бы в известном нам виде для каждого сознания.
  Сами же люди, способные, в отличие от всех остальных живых существ известного нам материального мира, осознавать этот объективный процесс, представляют его превратно - как будущее, настоящее, прошлое, полагая, что приобретенная информация может переноситься из прошлого в будущее, изменяя его. Это расхожее представление основывается на непонимании того, что прошлое и будущее могут существовать только в воображении человека, живет же он только в собственном настоящем времени.
  Реально для человека существует только его настоящее, которое поэтому он интуитивно так и назвал. Именно в нем он осознает себя, мыслит, чувствует и действует, а не в прошлом или в будущем: прошлое возникает в его воображении в его настоящем в момент вспоминания, а будущего человек не знает и может только проектировать его в уме тоже в настоящем.
  Настоящее человека, или его собственное время состоит в мгновениях обработки поступающей в сознание информации от органов чувств в виде набегающих последовательно копий тех или иных сведений от окружающих живое существо материальных объектов.
  Таким образом, активным звеном бесконечного бытия, обеспечивающим его однонаправленное изменение, без которого жизнь невозможна, является сознание, получающее в результате своего рода канал для бесконечного развития в своих конечных проявлениях. Оно последовательно фиксирует доступные ему изменения материальных объектов, часть которых накапливает, запоминая, и использует при необходимости. При этом процесс обработки сознанием полученной информации является объективным, поскольку идет автоматически и не имеет отношения к фантазиям. Материальные объекты, не обладающие сознанием, не способны распознавать друг в друге необходимые для себя сведения и, тем более, расшифровывать их. Поэтому бытие может проявляться, как таковое, только в присутствии своего активного элемента - сознания.
  Этот процесс обработки сознанием полученной информации человек делит на интервалы между какими-либо событиями, которые именует промежутками времени. Наиболее значимые для человека промежутки времени связаны с природными циклами: сутки, отражающие полный оборот Земли вокруг своей оси, а также ночь, день, времена года, сам годовой цикл, отражающий полный оборот Земли вокруг Солнца.
  Настоящее человека заключает в себе, то есть, в конечном счете, в человеческом сознании, ограниченном возможностями и ресурсами носителя этого сознания, всё, весь мир, доступный человеческому сознанию, в виде всё более и более каждый миг растущего объема информации, способствующей выявлению и демонстрации окружающей человека среды. Это само по себе постепенно "отягощает" человеческое сознание и, в конце концов, структура ограниченного человеческого организма не выдерживает этой "тяжести" и разваливается - жизнь кончается. Однако безграничные возможности самого бесконечного сознания позволяют ему в виде индивидуального сознания каждого живого существа снова и снова "погружаться" в конечное: сознание продолжает жить снова и снова, "сбрасывая" каждую завершившуюся жизнь в "корзину" собственной безмерной памяти. То же самое происходит и с каждой человеческой цивилизацией, делая ее существование неизбежно ограниченной.
  Собственное время, или настоящее человека, а на самом деле процесс получения и обработки информации сознанием в человеке, объясняет непонятный до сего времени факт проявления в ребенке самосознания и сохранение самосознания человеком в течение жизни.
  Нам из практики известно, что у ребенка самосознание не проявляется в случае отсутствия общения с ним в детстве других людей. Действительно, общение с позиции подачи ребенку поначалу понятной для него речевой и знаковой информации, связанной с приемом пищи, прогулками развлечениями и т. п. постепенно формирует у него способность понимать окружающее и способность действовать в соответствии с этим пониманием. Для этого ему поначалу даже не надо разговаривать. Главное - это то, что он на примерах от взрослых учится отбирать из окружающего только те сведения, которые может расшифровать и осмыслить. Если подобный информационный канал отсутствует, то ребенок не может "попасть" в человеческое настоящее и остается во времени живого существа, не обладающего самосознанием, для которого характерны действия, основанные в основном на рефлексах и инстинктах.
  Известно, что человек, длительное время остающийся в совершенном одиночестве без притока информации довольно быстро дичает или, как говорят, "сходит с ума". Происходит это опять же потому, что его "настоящее" формируется копиями одного и того же внешнего. Для его сознания остается только информация изнутри в виде некоторых воспоминаний и инстинктивно-рефлекторных реакций. В результате, ход событий затормаживается, что проявляется в фактической остановке времени для него, и человек превращается в существо, обладающее лишь первичными инстинктами и рефлексами.
  В настоящее время сознание в представлении науки считается вторичным, следствием природных процессов. Как видите, всё происходит наоборот: однонаправленное изменение бытия как совместного комплекса отдельных составляющих: движущихся материальных объектов, пространства и времени возможно только при постоянном участии сознания. Отсутствие сознания в бытии означает фактическое отсутствие бытия, поскольку если даже предположить наличие такого бытия, то осознать его некому, поэтому безразлично, есть оно или нет, всё равно это останется неизвестным никому, так как этого кого-то не существует. И, наоборот: без опоры на бытие сознание теряется, так как для нет приложения для него, то есть делать ему совершенно нечего. Такого сознания, которому нечего делать, быть не может. О каком развитии сознания тут можно говорить?
  Материальное бытие в своем бесконечном разнообразии всегда слитно со своим же материальным звеном - сознанием, без которого это разнообразие не могло бы проявляться. Термин "всегда" означает, что вне длительности сознания нет, а значит, нет и бытия. Поэтому условием их совместного существования является время, в конечной длительности которого сознание в живом только и способно взаимодействовать с остальным бытием, раскрывать его так, как оно пока может, и раскрываться в нем в своих изменениях.
  Таким образом, не "вещь в себе находится вне всякого мышления", как утверждал Кант [2], но оба материальных объекта - вещи и сознание - только и сосуществуют реально в своем взаимодействии, поскольку не сознание само по себе только лишь влияет на себя и окружающее его, а и вещи всегда влияют на сознание. Это взаимное влияние означает, что друг без друга они теряются. Поэтому мысль Фихте: "Я сам делаю себя: свое бытие посредством своего мышления... Я - безусловно, свое собственное создание" [3], верна лишь наполовину. Без опоры сознания на остальное бытие сознание ничего создать не может, в том числе и себя. Хотя, при этом, трудно отрицать ведущую роль сознания в этом процессе взаимодействия.
  Для человека, хотя и обладающего сознанием, само сознание останется "вещью в себе" на любом уровне его развития. Человек сам неявно это давно признал, заявив, что сознание бестелесно, идеально. Действительно, его нельзя потрогать, но ведь и магнитное поле мы не можем ощутить.
  На самом деле нет ничего реальнее сознания, благодаря которому, собственно, всё и происходит, точнее, всё проявляется.
  Сознание как высшая материальная составляющая бытия отвечает за поддержание бытия как предмета собственного действия и проявляет его разнообразно, занимая себя и его. Однако подобная высокоорганизованная форма материи не имеет базы в нашем трехмерном измерении, а лишь как бы покрывает собственные носители, ограничивая себя в этом конечном, которому, естественно, остается только радоваться и удивляться этому приходу, но которому не удастся проникнуть в структуру материи самого "высокого" измерения. Поэтому мы можем только строить догадки о сознании и нашем собственном предназначении, как временные обладатели сознания,
  Стало быть, сознание и бытие не могут существовать друг без друга, то есть они соединены в неизвестной нам основе, но будучи как-то и где-то разделены, они вступают в бытие во взаимодействие уже в совместном состоянии.
  Каждое индивидуальное сознание в собственных носителях (живые существа) окружают другие живые существа, они в свою очередь, окутаны материальными объектами другого рода, которые предоставляют себя каждому индивидуальному сознания живом существе так, как оно способно их принять в свое существование.
  Подобный процесс определения себя в конечном позволяет индивидуальному сознанию, как минимум, существовать в низших формах, но всё-таки ощущая себя.
  Высшая форма сознания, то есть форма, осознающая себя, уже способна не просто ощущать себя, но и отделять себя от всего иного, а значит, и целенаправленно воздействовать на это отделенное.
  Что же, собственно, больше всего нужно сознанию от мира в конечном, и что оно может сделать здесь?
  Сознание в виде человека может многое: и мыслить, и действовать, и любить, и ненавидеть, и страшиться, и радоваться. Оно может познавать окружающий мир и себя, и делает это, развивая себя этим.
  Но само по себе накопление знаний может идти бесконечно, что обессмысливает его. Одно стремление к знаниям вытесняет все остальные стремления, которые не менее, а, быть может, более важны для развития сознания. Люди прекрасно понимают, что от многознания они не становятся лучше, оно часто отягощает их, да и индивидуальному сознанию человека интересно только то, к чему у него есть склонности, к чему его влечет.
  Рядовая жизнь с ее заботами, тяготами, огорчениями, волнениями, печалями и редкими моментами наслаждения, восторга, конечно, хороша сама по себе, позволяя каждому индивидуальному сознанию находиться в гуще событий, и не только в качестве статиста. Тут чувствуется биение общего, с которым сливается отдельное сознание. Поэтому каждый человек не желает отделяться от этого общего, и так цепляется за жизнь.
  Но познание и жизнь - это ли самое главное, к чему стремится сознание?
  Узнать это главное можно попытаться, если понять, что, прежде всего, делает каждое индивидуальное сознание человека. А оно в собственном конечном создает самое себя, формируя свое собственное время, или свое "настоящее". Что оно тут сделает, то и её. Плохо ли, хорошо, но отнять это невозможно у него. Это самоделание обеспечивают сознанию окружающие его материальные объекты, от которых оно способно через ощущения своего носителя отобрать информацию, обработать ее, обращая по ходу дела на что-то внимания больше или меньше в этом своем "настоящем". То есть без осмысливания и прочувствования сознанием поступающей информации с превращением конечного информационного продукта в деяния жизнь для человеческого сознания превращается в растительное существование.
  Однако человек не только получатель информации, он и ее потенциальный источник. Какой ему смысл копить всё в себе. Он, видя подобные себе живые существа, желает поделиться с ними тем, что накопил: и знаниями, и жизненными впечатлениям, и, в свою очередь, получить от них, быть может, что-то полезное или интересное. Он может попросить помощи и сам помочь кому-то не только советом, но и действием.
  Значит, самое главное из того, что нужно человеку, а значит, и его сознанию, что он хочет и без чего не может жить, - это выразить себя. Человек может думать о себе или других что угодно, но он всегда стремится оставить после себя нечто конкретное, чтобы его помнили: что-то посадить, построить, кого-то воспитать, придумать новую теорию, написать книгу, песню, сделать изобретение, помочь ближнему, или, наоборот, наказать, унизить, победить, подчинить, сломать, уничтожить, погубить, расстрелять и т д.
  Всё это вместе не имеет отношения к злу и добру, а всего лишь означает стремление человека как-то улучшить столь несовершенный мир по своему разумению. Но мир всё никак не улучшается, а человек всё никак не успокаивается. Ему, видимо, не дано понять, что несовершенство мира заложено в нем самом. Сам же он как конечное никогда не станет совершенным, да это и ни к чему, поскольку лишает его возможности борьбы, развития, выражения собственного несовершенства ради бесконечного избавления от него.
  Понятно, что выразить себя человеческое сознание может только через окружающие его материальные объекты, как бы оживляя их собой, будь то книга или саксофон, что показывает нераздельность сознания с бытием, возможность собственной реализации в полном виде только в нем.
  Так что идеалисты всех мастей, при желании, могут призадуматься, а материалисты - отдать должное сознанию, а не только якобы производящей всё движущейся материи.
  Человек никогда не сможет узнать, каким представится бытие сознанию после выхода его из конечного, то есть после смерти человека. Однако, если сейчас, когда он жив, в силу сливающихся в его сознании последовательных мгновений настоящего, мир перед ним и в нем не прекращает движения, подобно картине от стрекочущей киноленты, то и после его смерти движение для сознания не должно прекратиться.
  Мир не может застыть, он, перед сознанием и в нем, может только трансформироваться в совокупность иных материальных объектов, движущихся по-иному в каких-то иных измерениях вместе с сознанием и согласно с ним. Происходит это потому, что бытие может определяться только в настоящем времени сознания - в отрыве от сознания оно не существует так же, как и сознание не существует без бытия. Сознание представляет собой как бы стержень, вокруг которого вращается бытие. Выньте стержень, и все рассыплется, превратится в ничто.
  Как бы то ни было, каждому человеку, в отличие от невыразимой бесконечности, понятно про время то, что он сам находится в его потоке, по крайней мере, до того момента, пока он не умрет. И неважно для него, субъективен или объективен этот процесс.
  Каждый человек понимает, что он, в отличие от животных или растений, осознает себя в творчестве и самоделании, то есть он может в общении с подобными ему, пользуясь накопленной базой данных и оценивая непрерывно поступающую со всех сторон информацию, планировать собственные действия, или предвидеть свое будущее, которое на самом деле никогда не наступает, так как всё происходит в его настоящем.
  Человек, прежде чем приняться за дело, строит в уме модель собственных действий или поступков, которые не связаны, как у животных, только с адаптацией к среде и проблемами выживания, а скорее, связаны с его часто немотивированными желаниями, мечтами, фантазиями, жаждой новых знаний, ощущений, в чем, собственно, и состоит его свобода. И когда человек лишается или его лишают этих стремлений, которые кажутся отнюдь не необходимыми для текущей жизни, он теряет смысл жизни, превращаясь в тупую, а часто и жестокую скотину [4].
  Что такое сознание, наука не определила до сих пор. Наука даже не смогла понять, откуда взялось сознание, и от безвыходности решила признать сознание продуктом естественного развития всего живого, хотя откуда взялось само живое, наука тоже до сих пор не знает.
  Если исходить из того, что самосознание есть высшее звено бытия, которое именно потому, что способно к осознанным действиям, к преобразованию остального бытия, а не просто к приспособлению к нему, берет бытие на себя не только как подчиненную и вспомогательную материю, но и как опору для себя, без которой сознания просто не могло бы быть, то ему надо где-то проявляться отнюдь не для существования, которое не приличествует самосознанию, но для развития - неостановимого и бесконечного в неисчислимых сочетаниях меняющихся ситуаций, событий, что возможно только в процессе взаимодействия сознания и материальных объектов.
  События случаются только с сознанием или на глазах сознания. В противном случае это уже не события, а бессмысленные изменения неживых объектов, ведущие к тепловой смерти в соответствии с законом неубывающей энтропии. Любое событие есть информационный случай, а информация - это прерогатива сознания. Отсутствие сознания означает отсутствие событий, потому что сознание есть со-бытиё. Удаление сознания из бытия есть потеря однонаправленности времени, его необратимости, которое, собственно, и формируется сознанием в процессе обработки поступающей информации сознанием в живом во избежание разрушения текущей реальности, тогда как для неживых объектов существует вещественно-энергетический обмен, который может провоцировать разрушение или даже аннигиляцию взаимодействующих объектов.
  Именно время есть необходимое условие каких угодно событий. Ход событий может быть разным в различных условиях, но он неостановим - он не имел начала и у него не будет конца, - поскольку, если бы время остановилось, произошло обнуление всего, или разрыв бесконечности и исчезновение сознания вместе с бытием. Это является еще одним доказательством того, что время создается и удерживается в бытии сознанием как необходимый для него процесс снятия информации с окружающего.
  Поэтому сознание в бытии развивается во времени бесконечно, но не непрерывно, или плавно, а так же как "настоящее", проявляясь дискретно и последовательно через конечное в виде живого.
  Мы знаем всего лишь то, что развитие сознания происходит в условиях Земли с максимальным ускорением вместе с человеком, человеческими цивилизациями, которые конечны, в отличие от сознания. Это означает, что сознание выходит за рамки человека и его сообществ и всего лишь временно, но своевременно присутствует в них. Люди, цивилизации исчезают и появляются снова то тут, то там, а сознание остается, изменившись, обогатившись и укрепившись через них.
  Однако, как же бытие вместе со своим высшим звеном - сознанием - может развиваться бесконечно, то есть без всякого предела и начала? Это люди, по крайней мере, в своем большинстве понять не состоянии. Поэтому самая многочисленная религия - христианство - в свою основу заложила начало и конец света. Любопытно, что и наука на современном этапе развития пришла к тому же, обозначив за начало света "Большой взрыв", а за конец - схлопывание Вселенной. Само по себе это довольно несуразно, поскольку объяснить, что же было до начала и будет после конца света невозможно, как невозможно объяснить, почему всё вдруг началось и отчего все закончится. Тут, конечно, без Бога, на которого можно списать многое, не обойтись.
  Безначальное и бесконечное, но не цикличное развитие сознания в бытии автоматически снимает данную проблему. Однако возникают новые проблемы. В частности, возникает проблема бесконечного, то есть беспредельного развития сознания. Человеку кажется, что всему есть предел и по-другому не бывает.
  Так что же скрывается за беспредельным развитием сознания, возможно ли это, и как это происходит?
  Сама по себе беспредельность в бытии вполне возможна. Например, число комбинаций в шахматах при 64 клетках составляет 10 в 120-й степени, тогда как число атомов во Вселенной, между которыми происходят различные преобразования и комбинации, составляет 10 в 80-й степени. Современная наука утверждает, что бесчисленное количество вселенных появляется и исчезает, подобно пузырям. Так что число сочетаний бесконечного числа объектов так же бесконечно. Поэтому ход событий, в которых действует сознание, формально может идти без конца.
  Конкретно же, для каждого отдельного сознания, проявляющегося как выражение единого сознания голограммы [5], бесконечность отнюдь не есть непрерывное вечное развитие в сторону перманентного совершенствования сознания, делающее это отдельное сознание беспредельно мудрым.
  Сама по себе беспредельная мудрость, совершенство означают потерю интереса к жизни, которая есть полная противоположность человеческому сознанию в своих непрестанных ошибках, следовании чувствам, а не разуму, предпочтении не познания структуры атома или законов развития вселенных, а общения с себе подобными, или выражением себя, и вытекающими из этого любовью, ненавистью, беспокойством, страхом, надеждами, глупостью, стремлением к недостижимому и т. д.
  Это противоречие, кажущееся неустранимым, разрешается сознанием погружением раз за разом из своего бесконечного совершенства в обычную конечную, склочную жизнь, со всеми ее неприятностями и редкими счастливыми мгновеньями, где оно становится снова молодым, веселым и предприимчивым, а потом старым, грустным и смертельно больным.
  Как известно, с расширением круга знаний, познавательный простор становится все шире. Так что никакого успокоения и предела в познании для сознания не предвидится. Однако сознание развивается в своей совокупности и отдельно не столько для целей познания, - сколько для жизни в различных меняющихся мирах, то есть не только для того, чтобы знать, но и для того, чтобы чувствовать: переживать, умирать, рождаться, радоваться, горевать, бедствовать, болеть, ошибаться, обижаться, искать пути к выходу из создающихся ситуаций, любить и страдать, в общем, выражать себя всеми возможными способами и принимать на себя выражение себе подобных сознаний. Всё это выше мудрости и знаний, которые сами по себе бесплодны и которые могут быть применены в жизни не обязательно к добру и счастью для каждого живого существа.
  Поэтому любое индивидуальное сознание действует в конечном объекте в форме живого существа временно, но нераздельно с ним, как бы покрывая его, и не помня своих прежних жизней, соответственно своей всегдашней неудовлетворенности, выражающейся в желаниях и потребности в знаниях, ощущениях, исканиях. Всё это сознание может оценивать и сопоставлять с накопленным в прошлых жизнях соответствующего цикла развития после смерти живого существа для корректировки своего поступательного движения и развития.
  После завершения прохождения определенного уровня, например, уровня жизней в цивилизациях, подобных земным, и практическим исчерпанием возможностей для развития в данных условиях, сознание переходит к другому циклу в иных условиях.
  Паузы, которые вынуждена делать каждое сознание для отдыха после утомляющей ее жизни могут быть реализованы в равновесной цивилизации с ее равномерной жизнью без проблем и тягот [6]. Но эта пауза означает приостановку в развитии через борьбу, лишения, различные соблазны, где только сознание может найти и выразить себя, определить степень своей мудрости, смелости, творческих сил, способности искренне любить, а также степень собственного эгоизма, трусости, мужества в столкновениях с себе подобными. Поэтому сознание не может снова не окунуться в сопротивляющиеся миры, где неудовлетворенность его собой находит должное применение в различных стремлениях, которым всё вокруг может препятствовать.
  Однако каждое индивидуальное сознание человека должно преодолевать все препятствия - для того оно здесь. Все возникающие задачи должны быть решены, хотя бы для этого ему потребуются миллионы лет и сотни тысяч жизней. Всегдашняя неудовлетворенность, выражающаяся в коренном стремлении изменить себя, без чего не может быть развития, или то, что мы зовем свободой [4], не дает сознанию остановиться на своем пути. Неважно, сколь жалким может быть индивидуальное сознание человека на трудном участке своего пути, всё равно она преодолеет любые трудности и начнет искать новые. И так, без конца.
  Уровни бытия, которые проходит сознание для собственного развития даже если их не бесконечно много, оно может проходить в разном порядке бесконечно в соответствии как со своими желаниями, потребностями и возможностями, так и в соответствии со своими недостатками, упущениями, которые сознание так или иначе пытается исправить.
  Всё это в бесконечных сочетаниях сущего действительно может длиться бесконечно не только потому, что число сочетаний и превращений бытия, особенно в жизненных реалиях отношений определенных видов сознания, действующих в конечных объектах типа человека, не имеет пределов, но и потому, что полностью удовлетворить свои желания и искоренить свои недостатки невозможно. Именно поэтому сознание, как индивидуальное, так и единое сознание не могут иметь предела в своем развитии.
  Для нас, людей, может быть любопытно то, что сложно поддается пониманию, а именно: каждая индивидуальное сознание, являясь определенным звеном вполне материального бытия, как, впрочем, и любая другая составляющая бытия, никогда не рождается, то есть не появляется как бы ниоткуда, а также не умирает, или не исчезает в никуда, а только меняется в вечном процессе изменения бытия, то есть во времени, или в событиях (со-бытии), осознавая в обличье человека, в отличие от всех остальных объектов бытия, свои изменения и стремясь к ним.
  Имеющееся в форме живого сознание и самосознание означает, что это живое не обычный "кирпичик" бытия, который имеет строго определенное место в общей "кладке", но, в частности, каждое существо с самосознанием свободно, то есть делает, что пожелает. Однако, пожелав, она попадает в те или иные отношения с окружающим, и ему приходится учитывать эти отношения, прежде всего, с такими же, как она, существами.
  Каждое сознание как не рождающееся и не умирающее сущность обладает только ей присущей индивидуальностью. Оно раз за разом "окунается" в те или иные измерения во времени, проходит различные уровни бытия, становясь то мудрой и значительной, то вновь молодой, глупой, неопытной, но свежей и полной сил, в целом, непрестанно меняясь. Она в неявном виде не забывает собственных личностей из прошлых жизней, придающих ей ни с чем несравнимую индивидуальность. Все они накапливаются не только в самом индивидуальном сознании, но и вливаются в общую безмерную "копилку" единого сознания.
  Так что, каждое индивидуальное сознание в живом существе как бы поставляет единому сознанию свою частицу жизни, то есть не только все знания, умения, мысли, но и чувства различных оттенков, когда-либо возникавшие в нем на его пути.
  
  Библиография
  
  1. Лебедев А. В. Парменид. Новая философская энциклопедия. Институт философии РАН. М., Мысль. 2010. 978-5-244-1115-9.
  2. Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. М., 1965.
  3. И. Г. Фихте. Сочинения в 2-х томах. - СПб. Мифрил. 1993.
  4. Низовцев Ю.М. В чем, как и для чего действует свобода. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
  5. Низовцев Ю.М. Человек как голограмма. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
  6. Низовцев Ю. М. Коммуны как итог краха всей цивилизации. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"