Аннотация: Добрая сказка о маленькой Машеньке, которую рыбка научила слышать звуки.
ЗВУКИ
За окном хлестал дождь, косыми полосами рассекая воду в больших лужах. Вода пузырилась и пенилась. Двор перед домом выглядел пустынным и совсем чужим. Мокрые деревья казались таинственными. Машенька тесно прижималась лбом к стеклу, внимательно разглядывая все проделки дождя. Холодный и тихий дождь медленно падал с серого неба, стучась в окно лёгкими ударами, словно звал её. С рождения Машенька не могла слышать и, наверное, поэтому много фантазировала:
Капля падает с крыши, сначала она разбухает, потом отваливается и падает в лужу. От неё идут круги, вздуваются пузыри.
Этот, маленький совсем, - пузырь-ребеныш, а этот - пузырь-папа.
Вон бежит зайчик, - глядя на промокший двор, думала Машенька.
Бедненький зайчик, у него нет домика. А на улице так холодно и мокро. Если бы я могла открыть окно и позвать его. Мы бы могли слышать друг друга, рассказывать всякие истории и доверять тайны. А ещё, мы бы подставили лестницу и забрались на небо. Ведь до неба же рукой подать: туда можно забраться по простой лестнице, по которой ангелы спускаются на землю запросто.
Мама объясняла Машеньке, что мир полон звуков. Звуки живут везде: и в яркой чашечке, из которой Машенька пьёт молоко, и в красивых туфельках, в которых Машенька бегает по травке. В природе звуки играют огромную роль. Машенька знала, что звуки в мире живых существ - это способ заявить о себе, напугать, сообщить что-то важное. По звуку или с помощью звука можно передать ощущение радости или опасности, нетерпение и страх. По причине того, что Машенька звуков не слышала, то все эти ощущения она передавала мимикой, движениями, пальчиками. Ещё мама объясняла Машеньке, что люди заблуждаются, считая все звуки живого мира доступными для их слуха. Настанет день и Машенька остановится где-нибудь и убедится, ведь полной тишины нет. Даже, если будет казаться, что вокруг тихо-тихо, несколько звуков она услышит непременно. Она стала думать о тёплых денёчках и о том, когда она будет сидеть на берегу озера, а рядышком будет много зайчиков. А потом она представила себе, что придёт бабушка, увидит много зайчиков, испугается и побежит звать маму. Машеньке стало смешно, она улыбнулась.
Машуня! - бабушка показала, что пора собираться.
Сегодня они уезжали на дачу. Машенька ждала этот день. Она любила лес, озеро. Ей нравилось засыпать в шезлонге, укутавшись в плед.
Бабушка стала расчёсывать ей волосы и рассказывать очередную историю. Бабушка всегда говорила негромко и напевно. Только Машенька не слышала этого. А бабушка, словно сказку рассказывала о городском шуме, который влияет на психику человека. О щебетанье птиц и концерте лягушек, которые, наоборот, благотворно влияют. Что от излишнего шума страдают не только люди, но и животные. Появляются серьезные и большие проблемы. Они столь же серьезны, что и борьба за чистый воздух и воду.
Приехал папа. Машенька обрадовалась и побежала его обнимать.
Господи! - всплескивала руками бабушка, - а мы еще не готовы.
Все заторопились. Машенька взяла любимого медвежонка и вышла из квартиры. Стоя в лифте близко-близко к его стене, она наблюдала, как по старому лаку рассыпались и расползались трещинки, они убегали и шевелились, словно гусеницы. Она вспомнила, что в прошлом году на даче соседский мальчик Дима давил гусениц ногой, прямо каблуком. Машеньке стало жалко их и хотелось плакать.
Дождь уже закончился, вышло солнышко. Машенька села в машину, потом в машину сели мама и бабушка. А папа еще несколько раз возвращался в квартиру за сумками.
Через час они были на даче. У дома лужайка изумрудного цвета с кустами еще не распустившихся роз. Машенька сразу почувствовала себя свободной. Подбежала к розам и стала им объяснять, что ей уже пять лет, завтра она пойдёт на озеро, а в городе идёт дождь. Она ощутила себя частью природы, частью уже знакомого дачного пейзажа. В глубине своей маленькой души она таила любовь к чудесам, она верила в них. Она объясняла бабушке, что видела птичек, превращающихся в зелёные листочки, а сосед из соседнего городского двора превратился в соседскую дачную собаку. Бабушка не верила в чудеса, и объясняла Машеньке, что их не существует, если бы чудеса существовали, они перестали бы быть чудесами: чудо только потому чудо, что оно не происходит в действительности. Если бы птички, в самом деле, превращались в листочки, это стало бы естественным, а не чудесным. Нельзя выйти за пределы, поставленные природой.
Нет и нет! - начинала сердиться Машенька, - не твоя правда, бабушка, я видела, как птички превращались в листочки.
Бабушка сразу же пыталась отвлечь Машеньку от этих фантазий, и предлагала пойти выпить чашечку чая или говорила, что у неё в духовке пирог может подгореть, а она здесь заболталась.
На следующий день Машенька проснулась очень рано. Утро было тёплым и солнечным. Она сразу погрузилась в свои заботы. Бегала по участку, каталась на велосипеде, а потом стала искать большой гриб и гусеницу. Проверила под кустом блюдце с молоком, которое они с мамой оставили вечером для ежа. Ёж вылакал молоко - такое приятное нежное лакание - и ушёл. Машеньку это обрадовало, и она побежала делиться своей радостью с мамой и бабушкой. Мама показала, что и сегодня они оставят блюдце с молоком для ежа. Может, снова пожалует?
Мама с Машенькой пошли на озеро. По дороге мама объясняла, что вокруг поют птицы. Люди долгое время думали, что птицы поют для удовольствия человека. Это не так. Своим пением птицы выражают чувства, обозначают свою территорию, самцы привлекают внимание самки. Некоторые птицы могут имитировать человеческий голос, например, попугаи или скворцы. А некоторые птицы успешно повторяют пение соседа. Мама объясняла, что скворец даже может замяукать.
Птички такие маленькие, а умеют говорить. Ведь они намного меньше меня, - переживала Машенька - видят ли птицы детей?
На берегу озера никого не было. Мама легла на песок загорать, а Машенька лепила куличики. Вскоре ей надоело, она побежала к воде. Глядя на зеркальную гладь воды, возле которой люди наслаждаются тишиной, Машенька думала:
Вода молчит, значит, она не умеет говорить, а может ли она слышать? Я умею произносить звуки, но я их не слышу.
По воде пошли разводы, а потом брызги. Машенька увидела, что из воды видна голова рыбки, ее губы шевелились. Она подумала, что рыбке плохо, что ей нужна помощь. Сильное волнение охватило Машеньку. Она стала ещё внимательней следить за рыбкой. И вдруг, случилось то, что сильно её испугало. Что это? Машенька слышала звук. Он повторился. Она стояла и не могла сдвинуться с места. Машенькины глазки смотрели на рыбку.
Ой! Как тепло! Много мошек! Я люблю мошек! - говорила рыбка.
Машеньке захотелось ей что-то ответить. Она пыталась сказать, что она её слышит, что мошек она никогда не ела. Она хотела, чтобы рыбка поняла, что она слышит её. Но свой голос Машенька не слышала. Рыбка опустилась в воду, а Машенька еще долго стояла на берегу и ждала рыбку.
Она побежала к маме и всё ей объяснила. Мама улыбнулась и пообещала завтра снова придти на озеро. Долго не могла уснуть Машенька. В эту ночь ей приснилась рыбка. Утром она быстро съела завтрак и даже не проверила блюдце с молоком для ёжика. Она стала тянуть маму на озеро.
На озере снова никого не было. Машенька очень долго стояла на берегу и ждала рыбку. Она хотела её позвать, но у неё ничего не получалось. Когда она стала терять надежду, рыбка появилась.
Я слышала тебя, - сказала рыбка - хочешь, я научу тебя слышать людей, птиц и животных?
Да, да! - кивала головой Машенька. Рыбка рассказала ей очень древнюю историю о Летающем человеке, который слышал все звуки. После его исчезновения на Земле остались люди, которые не умеют летать, которые слышат только людей, животных, птиц, природу, насекомых. Когда-нибудь всё равно рождаются люди, которые слышат остальные звуки, что исчезли со слухом летающего человека. Рассказала о времени, когда акулы и змеи ещё не были немыми и глухими. А потом рыбка скрылась в воде. Машенька ещё долго смотрела на воду, а когда она повернула голову в сторону, то увидела, что вокруг всё стало другим. Она слышала шум, писк, треск, шорох. И ещё, Машенька слышала свой голос.
Она подошла к маме и спросила:
Мама! А ты знаешь историю о Летающем человеке?
Нет, - ответила мама, со слезами на глазах.
Машенька рассказала ей эту удивительную историю.
Вот она:
Почему погиб летающий человек?
Мягко зашелестели складки огромных крыльев. Человек не торопясь, расправлял четыре метра тончайшей полупрозрачной пленки. Мгновение, и летающий человек медленно оторвался от земли и поплыл над водой. Сто миллионов лет назад он был полновластным хозяином воздуха и летал мастерски. Летать можно двумя способами: парить и махать крыльями. Все птицы и делятся на машущих и парильщиков. Жесткого разделения между ними нет. Ястреб или орёл нет-нет, да и взмахнёт крыльями, а воробей может и спланировать.
Человек был высокоспециализированным парильщиком. В этом он превзошел всех. Стоило ему расправить свои крылья навстречу малейшему ветру, как он уже оказывался в воздухе. Ничтожная скорость планирования обеспечивала ему взлёт и посадку. Он мог полускладывать крылья и снова расправлять их на лету. По мере надобности с помощью небольшой мембраны впереди ему удавалось менять угол атаки, форму крыла. У летающего человека были отличные органы управления: большие глаза и мозг. Он различал цвета, подобно современным птицам. У него был очень смышленый вид. Только оценить этого никто не мог. Ориентировался он по звёздам, легко запоминал картину неба. Тело его было покрыто тонким изящным мехом. Он слышал все звуки. Всё сущее на земле каждый день общалось друг с другом.
Почему он вымер? Вымерли летающие люди сами по себе. Летающий человек, подобно отдельному организму, возник, повзрослел, развился и, наконец, состарился и одряхлел. В период расцвета - полная власть на Земле, а затем - естественный закат. Выжили лишь мелкие формы.
После встречи с рыбкой, Машенька начала слышать не только все звуки, но и всем рассказывать, что она говорит на трёх языках. На одном языке она говорит цветами: он описывает прелести весны и лета, зимы и осени, лазурь небес и красу земных пейзажей, он мил её глазам и очаровывает глаза других.
На другом языке говорит словами. Он простую речь связывает в гармонию и звучит сладостной мелодией. Он в душе изображает то, что скрыто от других. На нём она беседует с мечтами и с чувствами, которые испытывает её сердечко.
Третий язык самый прекрасный. Его знают все. А Машенька первый раз его услышала от рыбки и с тех пор ей говорить на нём очень сладко. Когда Машеньку кто-нибудь обижал, то он трогал её до слёз. А, когда бабушка, выслушивая её печальную историю, утирала Машенькины слёзки, то каждый звук в ней отзывался нежным чувством. Когда же Машеньке наоборот было весело, то радость улыбалась вдвое.