Новиков Андрей Леонидович : другие произведения.

Антизритель

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   АНТИЗРИТЕЛЬ
   ТЫ НЕ КОНТРОЛИРУЕШЬ СИТУАЦИЮ, ГАРОЛЬД
   Шанс посмотреть кино с интересным не гадким сюжетом становится все меньше. Недавно мне повезло - наткнулся на незатейливый, казалось бы, фильм с Уиллом Ферреллом, Мэгги Гилленхаалл и Дастином Хофманом - "Персонаж". Простенький среднебюджетный, без спецэффектов, фильм о том, что живущий в Нью-Йорке сотрудник налогового департамента Гарольд Крик - на самом деле всего лишь персонаж новой книги известной писательницы, которая все свои книги заканчивает убийствами. И так бы она росчерками пера и убила его, если бы они не познакомились. Писательница переписала сюжет, но до этого в своих книгах она уже убила несколько человек...
   В памяти сразу всплыли собственные криминальные рассказы, большинство из которых заканчиваются убийствами, но у меня есть оправдание - я не предугадываю, я восстанавливаю событие, которое уже произошло - мои персонажи уже мертвы. Мысль переключилась на тысячи и тысячи фильмов о войне и триллеры...
   Телевизор я почти не смотрю, и все реже возникает такое желание. Убивая, насилуя, избивая и проч. в угоду зрителю телегероев, ТВ зомбирует и убивает нас. Мы "съедаем" всю льющуюся на нас голубым светом экрана информацию, получаем новую дозу всеобщей деградации - часто не понимая, что это и есть телеубийство нас, телезрителей. Вам нужны доказательства? Не пожалев пары выходных, я попытался "съесть" самое ненужное на нашем ТВ и сделать выводы. Прошу не воспринимать нижеследующее, как антирекламу каких-либо отдельно взятых каналов - это болезнь всего телевидения...
   Уже после первых нескольких часов просмотра понимаю, что не зря я всегда не любил телевизор: вид искаженных в предсмертном ужасе лиц, разорванных рук или съеденных ног, самым магическим образом притягивал к себе и тот - психически-неуравновешенный редактор на ТВ - он знал лучше многих, чем привлечь внимание, и пичкал мой экран все новыми и новыми кровавыми сценами. Совсем недавно съедение человека акулами из страшных сцен перешло в разряд обыденных, и передовой опыт телебуйства демонстрировал отвратительную кровавую кашу под названием "Чистилище" (со статусом художественного фильма), которую создал некто Александр Невзоров, по сравнению с этим российским "шедевром" (вышедшим, кстати, на ЦТ) любой американский ужастик был просто детсадовским комиксом. Даже "Клещи" и "Пауки" стали ретро-ужасами - есть ведь 1,2,3-"Обитель зла", где модель русско-украинского происхождения Йовович со всей силы убивает чудовищ, а также российский клон данного ужастика - 1,2 - "Параграф-78"...
   Вглядываюсь в общедоступное телевидение в субботу, 17 мая. Телеканал "Казахстан-1", МТРК (Рен-ТВ), TV-Line 22.40. за время моего просмотра с помощью киношедевров "Вор", "Секретные материалы" и что-то там еще - 17 убитых. Далее на телеканалах НТК, КТК, Ел арна, Рахат-ТВ не считая криминальных телесериалов типа "инспектор Деррик" или "Она написала убийство", весь сюжет которых построен именно на убийстве, встречаются только такие фильмы, в которых кого-нибудь обязательно убивают, или сначала насилуют, а потом убивают, или даже наоборот. Итого с помощью родственников и второго телевизора за один день я увидел 134 (с погрешностью в десяток) киносмерти.
   Воскресенье 18 мая.
   Не включаю в список трупов из "индияфильм" "Любовь ли это?" - здесь герои умирают романтично как в сказке, без смакования подробностей (хотя и их становится жалко). Затем идет "Бал монстров" с несколькими десятками трупов и полутрупов, "Секретные материалы", "Улицы разбитых..." и прочие небезопасные сериалы, а также супербоевик "Под откос" в котором трупы сотнями падают направо и налево и даже прямо в телезрителя (считать бессмысленно) - всегда удивлялся тому, как щедро Америка убивает своих сограждан в телеверсии реальности. Переключаю с МТРК на КТК - ничего не меняется - здесь тоже бьют и убивают и, причем, почти в тех же сериалах - "Улицы разбитых, например, - такое ощущение, что на всех каналах. Под вечер - то же и на "Ел арна" и на "Хабаре"... Даже шедевральный "пятый элемент" (ох как же часто его показывают по всем каналам) не обрадовал: если считать не только инопланетян, но и людей - 19 гоблинов, 12 мандишаванов, 16 людей и Дива-плавалагуна - кино собственно не слишком жестокое... Вцелом, трупов в несколько раз больше чем вчера.
   Думается этого достаточно - необязательно даже исследовать бесконечные потоки кабельных смертей, чтобы представить себе, насколько часто мы видим смерть по телевизору - одного канала НТВ хватит, чтобы убить население небольшого городка. Один за другим сериалы: "Улицы разбитых...", "Закон и порядок", "Ставка на жизнь", "Кровавый круг"...
   Нет смысла спорить, что именно такие сцены наиболее динамичны и привлекательны в кино, тем более, что всякое убийство обосновано - если злодей убивает хорошего человека, значит, его самого ждет ужасная зрелищная смерть, если на Америку напали пришельцы, то она обязательно найдет в своих рядах супергероя, который будет яростно убивать всех встречных, если "спецназ послали в Чечню" - значит мы и "потанцуем" и постреляем десятки террористов...
   Безусловно, есть фильмы, в которых демонстрация смерти необходима - иначе - ну никак не достичь желаемого чувства у зрителя - например без смерти Ди Каприо в "Титанике" никто не расплачется, не умри Верещагин на баркасе - "Белое солнце пустыни" становится комедией. Однако когда нам скармливают откровенную ерунду, в которой сюжет отсутствует, а есть лишь безумные вопли, кровь, откушенные ноги - например "Американский оборотень в Париже" и "Семейство волка" (апогей режиссерского садизма), стоит задуматься о том, что нас просто зомбируют. А главное, что в последнее время большинство героев фильмов - убийцы, представленные героями. Я понимаю, трудно развенчивать героический нимб вокруг милашки Данилы Багрова (честно говоря, Сергей Бодров как актер мне очень нравится), или Лиса-антикиллера, Сереги Белого и прочих героев нового советского боевика - но ведь это люди-убийцы, причем в своих фильмах - самые крутые и матерые. И глядя на их подвиги - хочется быть как они. Выходят мальчики на улицу после просмотра очередной "бригады" и ищут с кем бы "стрелку набить"... последствия, я думаю, понятны.
   Вспомните, как недавно (лет 10-15 назад) в отечественной прессе жестоко осуждались кровавые фильмы американского производства, в пример приводился высочайший в мире уровень преступности - в вину ставилось убойное телевидение. "Да не допустим!" - гласили лозунги. Не только допустили, догоняем по количеству телесмертей... А режиссеры получают золотые награды, дескать: "Молодец, старайся дальше, радуй народ новыми смертями!" Вспоминается фраза психоаналитика-кинокритика, которого в "Персонаже" играет Хоффман: "Ты не контролируешь ситуацию, Гарольд, - говорит он "персонажу", - это ее лучшая книга и если она не убьет тебя в финале - книга провалится. Ты просто обязан умереть"...
   Кино - основной на сегодня элемент "культуры в массы", по его содержанию можно судить о культуре. Культура наша умирает под тяжестью смертельных ран убитых телевидением героев.
   И главное ведь - мы соглашаемся с тем, что это зрелище нам интереснее и важнее - никто не шлет гневных писем на ЦТ, как раньше бывало...
   ПРОСТИТУЦИЯ В РЕКЛАМЕ
   ТВ-реклама неизбежна. Телевизор при ее появлении никто обычно не выключает, а блуждание по каналам в половине случаев приводит к попаданию на новый рекламный блок. ТВ-реклама многократна. Принцип "повторение - мать учения" всегда действует безотказно, и те, кто размещают свою рекламу на ТВ, знают об этом лучше многих. После двадцать пятого просмотра даже самого тупого ролика мозг безошибочно запоминает его во всех подробностях - от треска разорванной рубахи до интонации, с которой была произнесена фраза "...вот она, реальная экономия!"
   ТВ-реклама навязывает свой образ мышления. Корректная реклама - это строчное объявление или прямоугольник с текстом, в котором сообщается, что и где можно купить. Такая реклама - просто предложение, которое человек волен принять или отвергнуть по своему желанию. Цель же большинства телевизионных рекламных роликов совсем другая: продать (синонимы: впарить, втюхать, всучить и т.д.) рекламируемый товар максимальному числу покупателей. Интересы последних в расчет уже не идут. В результате ежедневного просмотра телерекламы можно вообще потерять грань реальности и фантазии, в которой после выпитой бутылки пива "Ты станешь суперменом", а после поедания майонеза "Кальве" жена станет лучше...
   По закону о рекламе, оная должна уважать традиции масс, просматривающих рекламу. О каком же уважении идет речь, если моя бабушка чуть не плюется в телевизор, когда видит рекламу со своим любимым артистом Анатолием Кузнецовым (Сухов - "Белое солнце..."), который рекламирует "Дракон" - средство от простатита, а вслед за ним абсолютно голых (уже не полуголых) девушек, с прокладками.
   Телереклама постепенно делает из нас тех, кто ей нужен. Одинаковая информация, попадающая в голову каждого, заставляет всех думать, чувствовать и поступать по единой схеме. Она пытается воздействовать на образ мышления человека, определять его привычки и убеждения. Прочтенная книга или увиденный фильм тоже могут это сделать, но за ними всегда стоит автор - живой человек со своим видением мира, которым он хочет поделиться. Рекламе делиться нечем. И стоит за ней не личность, а какая-нибудь фирма, единственное желание которой - увеличить объемы продаж. И вы ее интересуете только с этой точки зрения.
   В таком же ключе можно оценить радиорекламу. Этот вид рекламы наиболее доступен, наиболее действен - потому что не приходится прилагать никаких дополнительных усилий к тому, чтобы с ней ознакомиться. Можно привести множество примеров творящегося в радиоэфире безобразия, но я приведу только один. Услышав однажды на радио рекламы небезызвестной оконной фирмы, я чуть было не подавился: речь идет о том, что женщина пилит своего мужа, чтобы он поставил в доме окна определенной конструкции и качества, когда тот отказывается - эта самая радиогероиня рекламы веселым голосом поет о том, что ушла от "миленочка" к тому, у кого эти самые окна есть. А затем поет про то, что "уступает" тому, кто эти окна ставит. Извините за слово, проституция какая-то. Нет, я не блюститель морали и нравственности, но слышать такое в ежедневном эфире, честное слово - стыдно. А ведь радио слушают и дети - что же они усваивают из таких вот рекламных трюков.
  
   Приятного просмотра
   Андрей Новиков
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"