Про ишимского священника отца Петра сложилось немалое количество легенд: и в Афганистане бывал, и в группе "Альфа" служил, а потом, дескать, не вынес тяжелых мыслей - ушел в церковь, да и стал священником, но до сих пор тренирует спецназовцев. Не жизнь, а настоящий киносценарий. Впрочем, легенды - легендами, а блокбастер можно сложить и из реальной биографии отца Петра...
Слава Богу и ВДВ!
13 февраля, 6:30. г. Ишим Тюменской области
Первые огоньки зажигаются в подсобных помещениях Покровского храма - одной из главных достопримечательностей города. Примечателен храм тем, что построен в начале 20-х годов прошлого века, что колокольня уж десяток лет клонится в сторону, как Пизанская башня, что 5 лет назад здесь открылось чудо - на стекле проявился нерукотворный лик, и что настоятелем храма служит тот самый легендарный священник.
С рассветом, пока меня раннего гостя кормят в трапезной послушницы, отец Петр собирается на утреннее богослужение, на знакомства и длительные беседы у настоятеля времени нет.
В половине восьмого к воротам церкви прибывает машина и мы, едва успев поздороваться, направляемся к воинской части, где в одной из казарм священника уже ждет две дюжины солдат - сегодня пятничная молитва.
Перед началом службы отец Петр внимательно следит, чтобы у каждого крещенного солдата был нательный крест: "Без креста нельзя!", у кого нет - дает новый. Служба проходит напряженно: молельный дом для солдат - казарма, а единственный образ держит на вытянутых руках один из бойцов. Время от времени к отцу Петру пытается обратиться дневальный - завсклада пришел, нужно несколько солдат направить на работу - но священник службы не прерывает, лишь однажды по окончании молитвы грозно говорит:
"Отвлекать не нужно - у нас есть время до 9 часов, так что иди, отжимайся, грешник!" Грешник и в самом деле уходит отжиматься: ведь отец Петр еще и тренер-инструктор по карате для этих ребят.
Молитва кончается словами "Слава Богу и ВДВ", и священник еще некоторое время разговаривает с будущими десантниками, интересуется, когда прыжки (с парашютом - авт.), кто полетит с ними... В это время на плацу уже стоят готовые к утренней молитве офицеры - еженедельное посещение священника для них стало привычнымлет6-7 назад.
"Перед богом все едины, - басит отец Петр, - а в армии без веры и вовсе нельзя!"
Сам отец Петр в армии не служил, а в Афганистане и быть не мог - молод еще, ему недавно 32 исполнилось. Но восточными единоборствами занимался с детства и был сыном военного полковника. Отсюда любовь к армии, а особенно к военной элите - ВДВ. Именно поэтому вскоре после выпуска из Тобольской семинарии отец Петр был причислен к синодальному отделу Московской патриархии по взаимоотношению с вооруженными силами. Иными словами отец Петр - военный священник. Правда главное его оружие, как и любого другого батюшки - слово и крест.
Живая вода
10:30 Ишимская городская больница.
После казарм мы лишь ненадолго вернулись в храм, чтобы тут же снова отправиться в город. Еще одно обязательное для отца Петра место - отделение интенсивной терапии. Здесь его появление также не новость - раз или два в неделю он посещает палаты самых тяжелых пациентов, заботится о том, чтобы у каждого на теле был крестик, а в голове икона Казанской божьей матери, молится и местные сестрички верят - помогает.
Реанимация - ужасное зрелище. На второй минуте нашего пребывания в отделении из одной палаты вывозят только что умершего человека. Становится несколько страшновато, но отец Петр, помолившись, переодевается в белый халат и уверенно идет вперед. Кстати ходить в обуви нельзя, а бахил для нас не находится. Его это не останавливает - отец Петр ходит босиком.
"Сестры, которые работают здесь - самые святые, - уверяет священник, - тяжелее труда, чем быть медсестрой, наверное, нет. Так неужели мне будет тяжело помолиться за тех, кому сестры помогают 24 часа в сутки". Для них и первая порция святой воды и благословения в каждой палате.
В одной палате девушка после "кесарева", в другой мужчина неопределенного возраста после тяжелых побоев, в третьей - бомж... Ко всем одинаково отец Петр подходит, интересуется, нужно ли что, и дает попить святой воды - небольшая пластиковая бутылочка с живительной водой всегда есть в арсенале ишимского священника. Над особо тяжелыми батюшка долго молится, повязывает на руку десантскую веревку с крестиком (десантская веревка - обычная суровая нитка, которую трудно порвать, а, значит, крестик не потеряется - авт.).
Над отделением терапии есть еще хирургия и травматология. Верующих и тяжело больных там не меньше...
- Вчера перенапрягся на тренировке, вот теперь спина болит, - отец Петр действительно двигается с трудом, - так бы домой и полежать, но душа зовет туда, к людям.
И вот двумя этажами выше отец Петр в течение долгих двух часов обходит всех верующих. Каждого выслушать, каждому ответить - труд тяжелый и по нему видно, что устал. И вдруг натыкается на несколько баптистских брошюр и гневно вспыхивает:
"Кроме своих бумажек и предложить больше ничего не могут!"...
После долгих часов в больнице отец Петр немного рассеян, чтобы сосредоточиться он "выгоняет дурь" - ходит босиком по снегу...
Бесконтактный бой
13: 20.После больницы отец Петр, видимо исполнив самую тяжкую обязанность, становится более разговорчив. И некоторое время рассказывает про свои командировки в Чечню, прыжки с парашютом, ночные полеты на "вертушках", обстрелы. Но рассказ получается несколько сухой - отец Петр не рассказчик, он священник - ему молились дивизии солдат, высшие чины прокуратуры, почти весь генштаб министерства обороны. Это он помнит хорошо и может долго рассказывать о том, как важна вера в армии.
- Я ведь в первую очередь священник, и веру ставлю во главу угла, на втором месте для меня ВДВ - потому что это самые настоящие воины, бесхитростные и честные, которые не предадут друга. Я видел их в бою, видел, как они ведут себя под обстрелами, когда насквозь прошиваются автоматными пулями стенки вертолета... А на третьем месте для меня карате...
Собственно спортзал - третий пункт нашего назначения в эту пятницу. Поэтому мы возвращаемся ненадолго в "штаб" настоятеля, где он переодевается и предстает передо мной в совершенно ином образе - в традиционном японском кимоно, подвязанном черным поясом.
Черный пояс у отца Петра - не декоративный. В начале 90-х годов он был одним из первых, кто поднялся на высшую ступень мастерства в России. С тех не прекращал занятий спортом никогда и считает, что это лучшее средство для восстановления душевных и физических сил. Сейчас у него второй дан по карате-шотокан.
Кстати одна из послушниц Покровского храма - сестра Ксения - также много лет занимается карате.
- Я занимаюсь единоборствами с раннего детства. - рассказывает отец Петр, пока мы едем к спортзалу. - Но поскольку я священник, мне нельзя драться, даже если меня будут бить. Поэтому у меня бесконтактное карате даже на тренировках. В дерево я могу бить и могу проломить семисантиметровую доску, а в человека - никогда не ударю.
Пока едем в спортзал, отец Петр слушает любимую музыку:
- Утро для меня начинается с песнопений хора Троице-Сергиевой лавры, днем я могу слушать "Голубые береты", а перед тренировкой вот это! (Диск с несколькими песнями группы Rammstain - авт.)
Как и любое дело, тренировка отца Петра начинается с молитвы - на стене спортивного зала висит икона Георгия Победоносца. Затем несколько минут полного покоя и отец Петр-священник превращается в ниндзя, отрабатывающего смертоносные удары, которые никогда не применит на практике.