Новиков Александр Николаевич : другие произведения.

Первый Из Могикан

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ПЕРВЫЙ ИЗ МОГИКАН. Фенимор Купер как первый идеолог экологического мировоззрения, в контексте зарождения молодёжных движений и российско-американского взаимодействия.

  
  
  
Джеймс Фенимор Купер []
  
  
"Их обязанность пролагать дороги..."
  
  3 марта 2022 года исполнится полвека со дня запуска беспилотного космического корабля "Пионер-10", отправленного NASA для изучения планеты Юпитер и далее, за пределы Солнечной системы. Кроме научной аппаратуры он несёт с собой своеобразное человеческое послание возможным братьям по разуму, в виде небольшой алюминиевой пластины с изображением мужчины и женщины на фоне зонда, а также нескольких символов, позволяющих определить масштабность и местоположение Земли в космическом пространстве. Автор эскиза - покойный Карл Саган, известный астрофизик и писатель-фантаст, в частности, автор романа и сценария к одноимённому кинофильму "Контакт" (1997).

  
Пластинка на борту Пионера-10 - копия []
  
   Последний раз зонд "Пионер-10" отправил на Землю слабый сигнал 23 января 2003 года, уже покинув пределы Солнечной системы, и приближаясь со скоростью около 12 километров в секунду в район звезды Альдебаран, где он теоретически может оказаться лишь через два миллиона лет. Красный гигант Альдебаран в 150 раз ярче Солнца!
  "Пионер-10" - первый из класса аппаратов сверхдальней космической разведки, отсюда и название: пионер - значит первый. И всё же многим в СССР 1972 года было немного странно услышать, что зонд назван американцами именно так. В то время советская молодёжь проходила неизбежный этап пионерства, поэтому семантические ассоциации были далеки от космических исследований. Где же истоки термина? Стоит заметить, что если бы про космический зонд каким-то чудом услышали россияне столетием раньше, то их ассоциации могли быть совершенно иными.
  В некоторых европейских странах и в России после реформ Петра Великого пионерами называли солдат инженерных войск. "Толковый словарь живого Великорусского языка" В. И. Даля, составленный в середине XIX века, лаконично сообщает:
  "ПИОНЕР м. франц. воин для земляных работ; пионеры, как и саперы, принадлежат к инженерам: их обязанность пролагать дороги".
  В древности на тяжёлых работах обычно использовали подневольный труд. Русское произношение слова "пионер" с окончанием на согласную "Р" появилось от буквального прочтения английского написания, где "R" не читается, указывая на изначальное слово "пеон".
  Пионерско-скаутский обычай подвязывать галстук косвенно подтверждает французское или испанское происхождение слова, этимологически связанное с "пеонажем", одной из форм крепостного права в Южной Европе и позднее в колониях, где платки типа бандан, обычно носимые на шее, были необходимы пеонам для защиты головы от солнечных лучей во время работ на плантациях. Да и типично скаутские (в нашем современном понимании) навыки выживания в дикой природе были столь же необходимы тем, кто уходил от экономического рабства в леса и прерии Нового Света, способствуя освоению новых территорий.
  Известно, что кабальный в своей основе пеонаж был узаконен во французской провинции Квебек, то есть именно там, где после колониальной войны между Францией и Англией пионерами называли скваттеров, первопроходцев Североамериканского континента.
  Есть смысл считать, что пионерское движение зарождалось в атмосфере аболюционизма, как его основной антирабовладельческой сути, так и в более позднем экологическом понимании - непричинения вреда живым существам, что сродни древневедийскому понятию ахимсы, важнейшему в Джайнизме и Буддизме.
  
  
Сетон-Томпсон или Баден-Пауэлл?
  
  Идейным и фактическим создателем групп молодёжного Пионеринга стал автор книги "Маленькие дикари", канадский писатель и художник анималист Эрнест Сетон-Томпсон, впечатлённый пенталогией Джеймса Фенимора Купера про легендарного траппера Натти Бампо, жившего среди индейцев.

  
Сетон-Томпсон []
  
  Сетон-Томпсон - один из зачинателей всемирного экологического движения - не случайно обратился к американскому классику и его главному герою, который, обладая феноменальной меткостью, никогда не убивал животных сверх необходимого для личного пропитания и одежды:
  "...перестаньте вырубать леса. Разве птица лесная да и сами леса - не божьи творения? Пользуйтесь ими, но не истребляйте без толку. Разве не для того существуют леса, чтобы давать приют зверю и птице? И, если человеку нужно их мясо, мех или перья, пусть он ищет их в лесах. Я понесу к себе в хижину только ту птицу, которую добыл себе в пищу, я не коснусь ни одного из этих несчастных созданий, которыми устлана вся равнина. Они смотрят на меня и будто хотят сказать мне что-то, только вот говорить не умеют..." (Цитирую по книге: Д. Ф. Купер "Пионеры, или У истоков Саскуиханны", - Москва, 1979).
  Американского следопыта Натти Бампо можно по праву назвать и предтечей российского Дерсу Узала в литературе.
  Свой первый роман пенталогии (четвёртый по развитию сюжета) Купер опубликовал в 1823 году, и уже тогда в нём прозвучал мощный природоохранный мотив. Это удивительно, потому что на просторах США ещё паслись десятки миллионов бизонов, казалось бы - неистребимых, но чья численность к концу XIX века сократится до тысячи голов... Это удивительно и потому, что роман "Пионеры" был написан за три десятилетия до знаменитой книги Генри Дэвида Торо "Уолден, или Жизнь в лесу" и более чем за десятилетие до создания бостонского "Трансцендентального клуба", оказавшего большое влияние на мировоззрение северян-республиканцев в будущем гражданском противостоянии в США. Все основные манифестации американских трансценденталистов, в духе Ралфа Уолдо Эмерсона, можно найти в более раннем творчестве Джеймса Фенимора Купера.
  Созданный Сетоном-Томпсоном в начале XX века Пионеринг - это не новое "кадетство", и даже не навыки выживания в дикой природе, но скорее - глубокая идея и способ освобождения человеческой личности от пут духовного рабства и бессмысленного цивилизаторства пред ликом Природы, что дòлжно прививать с детства.

  
Баден-Пауэлл []
  
  Немного позднее, почти религиозная воспитательная миссия канадского писателя по созданию групп юных следопытов была подхвачена английским полковником Робертом Баден-Пауэллом на волне событий англо-бурской войны в Южной Африке, где мальчишки-разведчики сражались не хуже взрослых. Так возник Скаутинг, более военизированный и дисциплинарный по сравнению с романтическим Пионерингом Сетона-Томпсона. Быстрому распространению именно скаутского варианта подобных организаций в разных странах мира способствовала нарастающая милитаризация общества в предчувствии Первой мировой войны; особенно после её англо-бурской увертюры, когда стало ясно, что объединённая ещё Бисмарком Германия не остановится в своей попытке перекроить карту мира с помощью крупповской стали. Кстати, в нацистской Германии сложился свой вариант скаутской организации - печально известный Гитлерюгенд, о чём рассказано в германо-франко-британском кинофильме 1996 года "Лесной царь" [Der Unhold], с участием Джона Малковича.
  Справедливый вопрос о том, кто же был истинным создателем молодёжных организаций - Сетон-Томпсон или Баден-Пауэлл, написавший книгу "Юный разведчик", - не имеет особого значения: первый из них создал Пионеринг, а второй Скаутинг... Но в целом данный феномен является своеобразным архетипом человечества, восходящим к древнейшим инициативным группам и сообществам доисторического периода. Это можно наблюдать и в практике современных традиционных племён, где принято с определённого возраста уводить подростков из-под опеки родителей в тренировочно-испытательные лесные лагеря, организуя там подобие охоты или войны. Здесь проявление не столько Цивилизации, сколько Культуры; конкретно - важнейшего этапа жизни любого нормального человека, когда он расстаётся с инфантильностью, вступая в период ответственности перед обществом.
  
  
Казённость советской пионерии
  
  Примечательно, что повсеместно организованное властью Пионерское движение в СССР было названо от изначального американо-канадского Пионеринга, но по своей внешней "армейскости" напоминало английский Скаутинг, хотя и относилось к последнему как к "буржуазному явлению".

  
Н. К. Крупская среди пионеров 1927 год. []
  
  Самый ранний период советской пионерии 20-х годов прошёл под знаком ликбеза и революционно-аболюционистской мантры "рабы не мы, мы не рабы". Кроме прямого смысла, знаменитый палиндром неявно, но в то же время достаточно громко намекал на немоту, присущую рабам. Правда, уже в 30-х годах про эту "немоту" вспоминали лишь с использованием персидской витиеватости, обрамляющей героический культ Павлика Морозова. Трагическая гибель уральского пионера, посмертно возвеличенного в основном за донос, которого он не совершал, послужила сигналом для финальной репрессивной кампании против вольных селян, не желавших вступать в колхозы. После всеобщей принудительной коллективизации наступил голод 1933 года... Так очередной немотой закончились "рабы не мы".
  Явный идеологический перехлёст в истории с Павликом Морозовым, чьё имя в народе со временем стало нарицательным, был уравновешен в предвоенные годы позитивным культом добрых дел тимуровцев, вдохновлённых книгой Аркадия Гайдара "Тимур и его команда".
  После Великой Отечественной войны советское Пионерство незаметно выродилось в самую массовую в стране организацию идеологического воспитания, управления и контроля за подрастающим поколением в духе идей Марксизма-Ленинизма; можно сказать, выродилось в гипсовый слепок железобетонной системы. Практически все советские дети проходили этап пионерства, готовясь к Ленинскому комсомолу, который, в свою очередь, становился этапом для приёма в компартию. Да и пионеры были не первой "ступенькой" в этой карьерно-тоталитарной "лесенке в небо", поскольку начиналась она с совсем уж юных октябрят, названных так в честь большевистского переворота в октябре 1917 г. в Петрограде. Это яркий пример того, насколько можно умертвить хорошую идею с помощью государственной политики и, заодно, полностью забыть про истоки при сохранении названия. Советские пионеры не сомневались, что их организация зародилась в СССР по инициативе вождя мирового пролетариата Ленина. Разумеется, многие с интересом читали книги Купера и Сетона-Томпсона, - первый писал про индейцев, второй про животных... Казалось бы, при чём здесь пионерский галстук?
  
  
Шпион, Пионер и Лоцман
  
  Возвращаясь к неординарной личности Джеймса Фенимора Купера, которому современная Америка во многом обязана становлением национального самосознания и появлением первой литературы всемирного значения, нельзя не вспомнить один из периодов его биографии. Весной 1826 года писатель, уже хорошо известный за пределами США, отправился вместе с женой и пятью детьми в Европу, получив необременительную должность американского консула в Лионе. Довольно насыщенное творческое путешествие продлится семь лет, с проживанием во Франции, Англии, Италии, Германии, Бельгии и вновь во Франции. Масса впечатлений от личных контактов с самыми выдающимися европейскими интеллектуалами оставят неизгладимое впечатление. К сожалению, из-за событий в Польше Купер так и не посетил Россию, но позднее, за пять или шесть лет до своей смерти на родине, он напишет российскому дипломату князю Д. И. Долгорукому:
  "...Своим собственным представлением в европейское общество я прежде всего обязан вниманию русских, ибо в течение месяцев я жил в Париже, никому не известный и всеми игнорируемый, пока не был принят с утонченным великодушием в кругу различных членов семьи Голицыных, о которых я до сих пор вспоминаю с удовольствием. У Голицыных я встречался со многими другими воспитанными и умными русскими, большинству которых я обязан за те любезность и доброту, которые были оказаны мне в чужой стране. Во всех случаях я находил, что русские питают расположение к нам, американцам. В Риме я встречался с доброжелательной и умной княгиней З. А. Волконской, а также с князем Г. И. Гагариным. Где бы я ни встречался с русскими, я всякий раз находил в них друзей; и я имею основания полагать, что и другие американцы испытывали с их стороны такую же доброту..." (Цитирую по книге С. С. Иванько "Фенимор Купер", - Москва, 1990).
  Было ли это письмо лишь вежливостью стареющего моряка, литератора и дипломата? Едва ли. В Европе первой половины 20-х годов XIX века многие смотрели на США как на политического бунтаря, угрожающего своим примером старым монархиям, только что отряхнувшимся от ужасов Великой французской революции и самоубийственного милитаризма Бонапарта.
  О глубинных течениях мировой политики прошлого нам известны лишь версии, однако трудно отделаться от мысли, что знаменитый автор уже изданных романов "Шпион", "Пионеры" и "Лоцман" волею судьбы сам оказался "шпионом", "пионером" и "лоцманом" в созидании российско-американского взаимодействия. Быть может, не случайно он отправился в Европу практически сразу после известий о восстании декабристов?
  Есть удивительная синхронность в одном важнейшем политическом движении двух стран. Через десять лет после смерти Д. Ф. Купера крепостное крестьянское рабство будет отменено в России методом административных реформ... Почти одновременно в США в результате гражданской войны будет отменено рабство настоящее. Из сильнейших стран мира Россия тогда единственная открыто поддержит северян-республиканцев, отправив две небольших эскадры для патрулирования американского побережья. На этот демарш Англия и Франция, поддержавшие южан-конфедератов, ничем не ответят, несмотря на свою сомнительную победу в Крымской войне, где они оказались союзниками Турции, страны классической работорговли.
  
  
Полотняный городок Сергея Голицина
  
  О реалиях пионерского движения в СССР есть добротная документальная повесть советского писателя Сергея Михайловича Голицына "Полотняный городок", изданная в 1961 году, когда отношения СССР и США были наихудшими, и ровно век исполнился после отмены крепостничества в России. Автор - из рода тех самых Голицыных, что некогда помогли создателю Натти Бампо начать светскую жизнь в Европе. У самого же Сергея Михайловича она была совсем не светской, а типично советской для тех, кому не повезло с происхождением, о чём он довольно подробно рассказал в "Записках уцелевшего" и "Записках беспогонника", по цензурным соображениям опубликованным уже после смерти писателя в 1989 году.

  
Сергей Михайлович Голицын (1909-1989) []
  
  При жизни С. М. Голицын стал автором многократно переизданных у нас и за рубежом книг для детей: о Русской истории и искусстве, о родной природе и своей первой основной профессии изыскателя.
  Он был топограф и в начале Великой Отечественной войны попал в инженерные войска, без звания прослужив до конца 1946 года военным "пионером" в том дореволюционном смысле, о котором сказано в Толковом словаре Даля. Начав со строительства самой бессмысленной в человеческой истории оборонительной линии, "линии Сталина", Голицын закончил войну восстановлением дорог и мостов в Европе. Искренне гордился, что не убил ни одного немца.
  В послевоенные годы писатель много сил и внимания уделял вопросам воспитания подрастающего поколения, словно предчувствуя надвигающуюся катастрофу современной российской действительности.
  
  
  
  
Литература
  
  
  
   Баден-Пауэлл Роберт ЮНЫЙ РАЗВЕДЧИК. - Петроград, 1916.
  
   Богданов М.Н. ИЗ ЖИЗНИ РУССКОЙ ПРИРОДЫ. - Москва, 1960.
  
   Голицын С.М. ЗА БЕРЕЗОВЫМИ КНИГАМИ. - Москва, 1963.
  
   Голицын С.М. ЗАПИСКИ БЕСПОГОННИКА. - Москва, 2010.
  
   Голицын С.М. ЗАПИСКИ УЦЕЛЕВШЕГО. - Москва, 1990.
  
   Голицын С.М. ЛАДЬИ ПЛЫВУТ НА СЕВЕР. - Москва, 1985.
  
   Голицын С.М. МЫ ЧИТАЕМ ЗЕЛЕНУЮ КНИГУ. - Москва, 1959.
  
   Голицын С.М. ПОЛОТНЯНЫЙ ГОРОДОК. - Москва, 1961.
  
   Голицын С.М. СКАЗАНИЕ О БЕЛЫХ КАМНЯХ. - Москва, 1980.
  
   Голицын С.М. СКАЗАНИЕ О ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ. - Москва, 1987.
  
   Голицын С.М. СОЛНЕЧНАЯ ПАЛИТРА. - Москва, 1967.
  
   Голицын С.М. СОРОК ИЗЫСКАТЕЛЕЙ. - Москва, 1966.
  
   Иванько С.С. ФЕНИМОР КУПЕР. - Москва, 1990.
  
   Кент Рокуэлл В ДИКОМ КРАЮ__ДНЕВНИК МИРНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ НА АЛЯСКЕ. - Москва, 1965.
  
   Купер Д.Ф. ЛОЦМАН. - Москва, 1959.
  
   Купер Д.Ф. ПИОНЕРЫ, или У ИСТОКОВ САСКУИХАННЫ. - Москва, 1979.
  
   Купер Д.Ф. ШПИОН, или ПОВЕСТЬ О НЕЙТРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ. - Москва, 1991.
  
   Торо Г.Д. КАК ОБРЕСТИ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ СВОБОДУ
  
   Торо Г.Д. УОЛДЕН, или ЖИЗНЬ В ЛЕСУ. - Москва, 1962.
  
   Новиков А.Н. КОШКА МАША ИЗ ОБОРОНЫ в № 4 газеты "Зоомагазин". - Москва, 2002.
  
   Песков В.М. + Стрельников Б.Г. БЕЛЫЕ ЖУРАВЛИ в № 12 журнала "Наука и Жизнь". - Москва, 1974.
  
   Песков В.М. + Сетон-Томпсон Э. В ГОСТЯХ У СЕТОН-ТОМПСОНА + КАЛТУГ - ДИТЯ СНЕГОВ в № 11 журнала "Наука и Жизнь". - Москва, 1974.
  
   Сетон-Томпсон Эрнест МАЛЕНЬКИЕ ДИКАРИ. - Петроград, 1903.
  
   Сетон-Томпсон Эрнест МОЯ ЖИЗНЬ & МАЛЕНЬКИЕ ДИКАРИ. - Москва, 1991.
  
   Сетон-Томпсон Эрнест МАЛЕНЬКИЕ ДИКАРИ. - Москва, 1960.
  
   Сетон-Томпсон Эрнест РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ. - Москва, 1955.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"