Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Добро и зло для 5 класса?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

   Среди поисковых запросов в интернете на тему добра и зла один из самых популярных - "Добро и зло для пятого класса". Впрочем, бывают и для третьего, для четвёртого, для восьмого - это не меняет сути дела. Понятно, что чаще всего это запросы от учителей, которым дали указание провести урок или классный час на тему добра и зла. Или от родителей, которые пытаются написать за своего ребёнка-оболтуса сочинение на тему добра и зла. И вот они судорожно ищут, как объяснить эти самые добро и зло ребёнку заданного возраста или написать текст, который якобы такому ребёнку принадлежит.
  
   Абсурдность этой ситуации становится понятной, если попытаться ответить на два простейших вопроса.
  
   Во-первых, чем добро и зло для, к примеру, 10-летнего ребёнка отличается от добра и зла для 2-летнего ребёнка, для 15-летнего подростка, для 50-летнего взрослого? Или с течением времени то, что было для человека добром, становится для него злом, а то, что было злом, вдруг станет добром? Но тогда какой смысл забивать детские головы тем, что через несколько лет станет ложью? Какой смысл в проведении уроков, классных часов, в написании сочинений о таких эфемерных вещах, как добро и зло?
  
   Во-вторых, а знают ли сами учителя и родители, что такое добро и зло? Ведь не только в интернете, но даже в самых "серьёзных" научных трудах единства мнений по данному вопросу нет и не было никогда. Как-то подразумевается, что все взрослые люди отлично разбираются в любых жизненных вопросах, и задача состоит только в том, чтобы доходчиво объяснить всё это несмышлёным детишкам. На самом же деле, это совсем не так. Беспомощность взрослых, даже самых образованных и опытных людей в этих вопросах бывает просто поразительной.
  
   Так вот, поискали эти учителя и родители в интернете, нашли информацию, подготовили урок или написали сочинение. И что же мы получаем в результате?
  
   Безусловно, там будут определения добра и зла, взятые из словарей и энциклопедий. Как правило, они очень поверхностны, обтекаемы и неконкретны. А других в словарях и быть не может.
  
   Наверняка будут и цитаты известных людей, а также пословицы и поговорки. Правда, разные известные люди во все времена спорили друг с другом и не всегда соглашались с пословицами.
  
   Обязательно будут одна-две притчи на тему добра и зла. Причём притчи эти очень часто туманны, неоднозначны, а порой даже глупы и прямо вредны. Да ещё и противоречат друг другу.
  
   Конечно же, там будут и правильные слова. Мол, добро - это дружба, любовь, помощь, уважение, бескорыстие и т.д. А зло - это ложь, зависть, жадность, предательство, война и т.д.
  
   Всё замечательно, все довольны. Учителя получат похвалу начальства, а сочинения - хорошие оценки. А дальше можно считать тему закрытой и заниматься другими вопросами. Ведь есть кое-что поважнее добра и зла. Но вот есть ли на самом деле?
  
   После всех этих уроков-сочинений совершенно нераскрытыми остаются некоторые важнейшие вопросы. Всего три примера.
  
   1. Как нам понять, с чем мы имеем дело в каждой конкретной жизненной ситуации? Ведь никто не в силах составить исчерпывающий список того, что относится к добру, а что к злу. Цитат, притч и словарных определений тут явно недостаточно.
  
   2. А почему, собственно, человек должен выбирать добро, а не зло? Потому что так сказали учительница, родители, писатели и философы? Так они, возможно, просто не понимают современной жизни. А в реальности все мы видим, что успеха, власти, денег добиваются совсем не те, кто выбирает добро. Путь зла гораздо проще и выгоднее. А если люди за это осудят - так это их проблемы.
  
   3. Почему практически никто не затрагивает вопрос о том, что человек должен не только делать добро, но ещё и бороться со злом? Ведь давно известно, что каждому из нас надо быть не послушным, услужливым, "позитивно" настроенным рабом, а активным воином добра, стремящимся улучшить мир, очистить его от зла. Потому что в противном случае зло будет одерживать всё новые и новые победы несмотря на все наши уроки и сочинения.
  
   И ещё много столь же принципиально важных вопросов, остающихся без ответа.
  
   Что же я предлагаю? Да всё очень просто.
  
   Не надо считать тему добра и зла легкодоступной, необязательной, факультативной, давно и полностью исследованной. За один урок невозможно не только раскрыть её полностью, но даже затронуть все её грани. Строго говоря, изучение этой темы должно быть основным стержнем всего процесса воспитания детей. И роль школы в этом далеко не последняя. Школа должна возвращаться к вопросам выбора между добром и злом постоянно, каждый день, желательно даже на каждом уроке. Только так можно воспитать настоящего человека, понимающего и мир, и своё место в нём.
  
   Конечно, знания по всем традиционным школьным предметам тоже важны. Но надо чётко понимать, что все они - лишь мельчайшие крупицы истины о мироустройстве. Все они могут совершенно не пригодиться детям в дальнейшей жизни. Все они могут в дальнейшем оказаться только частичной истиной или даже прямой ложью. Поэтому видеть исключительно в них смысл школьного образования просто нелепо.
  
   А вот правильное понимание добра и зла обязательно будет иметь принципиальное значение для каждого человека в течение всей его жизни, кем бы он ни стал, чем бы он ни занимался. Эта истина со временем не меняется. А без неё жизнь просто теряет смысл, без неё нет ни цели, ни ориентиров жизни, без неё человек не может выполнить свою миссию на Земле.
  
   И, конечно же, прежде чем объяснять тему добра и зла детям любого возраста, родителям и учителям не мешало бы самим досконально изучить её. Чтобы быть готовым ответить, если не на все, то на очень многие вопросы любознательных детей. А самое правильное - начать изучение этой темы задолго до принятия решения стать родителем или учителем. А если ещё не только изучать, но и самим делать добро и бороться со злом - вообще будет не жизнь, а сказка, где станут совсем ненужными сочинения и уроки о добре и зле.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"