Такой вопрос возникает довольно часто при обсуждении темы добра и зла. Казалось бы, что за нелепость? Добро - и вдруг эгоизм. Всем же известно, что эгоизм - это плохо, это забота о себе любимом в ущерб другим людям, в ущерб миру. А добро - это как раз принесение пользы, помощь другим людям и миру. Как-то совсем не сочетаются эти два понятия. Но это только на первый, поверхностный взгляд.
Ведь если проанализировать побудительные мотивы человека, делающего добро, то окажется, что во многих случаях он заботится именно о своём благе. А вовсе не о других людях и не о мире в целом.
Например, если человек верующий, то он может думать о своём будущем райском блаженстве. Или о том, чтобы своим добрым поступком задобрить Бога и получить потом от него помощь. Или о том, чтобы улучшить свою карму и облегчить таким образом свою дальнейшую жизнь.
Если же человек неверующий, он может думать о получении похвалы других людей за своё добро. Или о повышении своей самооценки. Или о том, чтобы выполнить указания своих родителей и учителей, когда-то учивших его добру.
"Ах, какие же они все лицемеры и эгоисты! Прикидываются хорошими, а сами только о своей выгоде и пекутся", - могут воскликнуть строгие судьи. И будут неправы примерно процентов на девяносто. Почему? Давайте разберёмся.
Прежде всего отметим, что называть эгоизмом такое делание добра всё-таки не совсем правильно. Настоящий эгоизм обязательно подразумевает некий паразитизм. То есть достижение своих целей за чужой счёт, причинение кому-то другому вреда или хотя бы отказ кому-то другому в помощи. Ничего этого в рассматриваемом нами случае нет и в помине.
Что же происходит? Человек делает добро. Классический пример - переводит старушку через дорогу. Или честно, на совесть исполняет своё полезное дело. Или даже просто отказывается от участия в злых делах. Кому от этого плохо? Кому это приносит вред? Только силам зла. Но это же прекрасно! Ещё не хватает заботиться об их интересах! Чем им хуже, тем нам всем лучше.
Конечно, в идеале человек должен придерживаться принципа Заратуштры: "Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело". То есть мысли слова и дела должны быть едины. И если совершается благое дело (добро), то и в мыслях должно быть добро, и на словах - тоже добро.
В нашей же ситуации мысли, скажем так, не совсем правильные. Человек думает не о своём добром поступке, не о пользе, приносимой миру, а только о своей пользе. Это несколько снижает ценность совершённого им добра. Но снижает только для самого человека, делающего добро. То есть ему самому этот поступок зачтётся в меньшей степени, чем если бы его мысли и слова тоже были правильные, благие. А вот для мира, для нас это не так уж и важно.
А теперь рассмотрим другую ситуацию. Допустим, какой-то человек делает добро действительно по искреннему побуждению. Делает просто потому, что ему это нравится, что иначе он жить не может. Вот такой идеальный, чистый человек. Это, конечно, редкость, но бывает и такое.
И что интересно, даже такого человека можно обвинить и в эгоизме, и в лицемерии. Ведь любой наш добрый поступок увеличивает количество добра в мире и уменьшает, соответственно, количество зла. А в этом заинтересован не только мир в целом, но и все его части, в том числе и все люди, включая нашего идеального человека. И получается, что он, делая добро, опять же думает о себе. Заботится о том, чтобы его жизнь стала лучше. Только в данном случае любые обвинения в его адрес и вовсе лишены смысла. Такой человек достоин только похвалы.
И что же получается? Получается, что делать добро - это всегда заботиться о себе, всегда приносить пользу себе. Хотите - можете называть это эгоизмом. Но на самом деле, это просто здравый смысл. Это, так сказать, полезный, разумный и даже необходимый эгоизм.
А вот делать зло - это, на самом деле, совершенно неразумно. Потому что увеличение количества зла в мире не нужно никому. Всем от этого в конечном счёте будет хуже. Не говоря уже о неизбежной личной расплате человека, который творит зло. Так уж устроен мир.
Кстати, и при совершении зла, как и в случае делания добра, тоже возможны две ситуации, если рассуждать об эгоизме.
Первая ситуация. Человек может творить зло из чисто эгоистических соображений. Например, чиновник кладёт в свой карман деньги, выделенные на строительство моста. Или же бизнесмен убивает конкурента и всю его семью, чтобы увеличить свою прибыль. Или же торговец продаёт покупателям поддельный товар. Вот это уже настоящий, стопроцентный эгоизм, заслуживающий только осуждения. Он приносит вред другим людям, он является разновидностью паразитизма, он не нужен никому.
Но бывает и другая ситуация. Человек может творить зло совсем не из эгоизма, а просто потому, что ему это нравится, он иначе не может. Пусть даже его зло принесёт вред и ему самому. Например, он взрывает бомбу в самолёте, где летит и сам. Или начинает ядерную войну, в которой погибнут все, в том числе и он. Такой человек - ни в коем случае не эгоист, но он хуже и опаснее любого эгоиста. Лучше уж он был бы эгоистом - больше бы думал о себе и меньше бы делал зла.
Так что эгоизм эгоизму - рознь. И однозначно осуждать любой эгоизм, любую заботу о себе, о своей выгоде просто нелепо.