Идёт телепередача о правилах выбора арбузов. Ведущий предупреждает, что нельзя покупать слишком ранние и большие арбузы, так как они перекормлены удобрениями и наколоты химикатами. Поэтому они могут вызвать тяжёлые отравления вплоть до смертельного исхода. Приглашённая фермерша подтверждает, что она так и делает: сыплет лопатами удобрения и делает арбузам уколы, чтобы они были покрупнее и покраснее. И поясняет: "Это я ради денег!". Присутствующие в зале понимающе улыбаются и аплодируют отравительнице.
Другая телепередача о способах обмана покупателей в магазинах. Приглашённый бывший продавец рассказывает и показывает, как добиться товарного вида заплесневевшей колбасы, как надо накачивать водой куски мяса, чем обрабатывать начавшую протухать рыбу. "Работа такая, деньги-то нужны", - оправдывается он. Все уважительно слушают эксперта-мошенника.
Случайно услышанный разговор в магазине. Мужчина говорит своей спутнице: "Эти консервы никогда не покупай, их делаем мы, в них такое понамешано! Бери вот эти консервы наших конкурентов, они, вроде, соблюдают стандарты".
Радиоинтервью с бывшим рекламщиком. "Это такая грязь, такое враньё, что я отработал пять лет и больше не смог", - говорит он. Конечно, он же врал нам ради денег, надо его понять.
Статья о чиновниках, отвечающих за оборудование детских площадок. Эти ловкачи перевозят с площадки на площадку одни и те же деревянные скульптуры сказочных персонажей. И уверяют начальство, что скульптурами укомплектованы все детские площадки. Журналист, конечно, стыдит их, но как-то вяло, и совсем не призывает к увольнению очковтирателей. Хотя всем понятно, в чьи карманы попали деньги, выделенные на скульптуры.
Ещё сюжет о чиновниках. После торжественной церемонии возложения венков к памятнику павшим воинам главный чиновник уезжает на машине. А мелкие чиновники забирают только что возложенный венок и несут в свою машину. Люди их стыдят: "Совесть у вас есть? Позор!". А они спокойно отвечают: "Нам приказали". Видимо, будут возлагать венок ещё раз к другому памятнику. Ради денег готовы на любую подлость.
Интервью с профессиональным киллером, отбывающим пожизненное заключение. "Мне нужны были деньги, а тут мне предложили эту хорошо оплачиваемую работу", - откровенничает убийца. Видимо, уверен, что мы поймём его и простим ему десятки смертей его клиентов.
Конечно же, зло существовало всегда, везде и во всех формах. И нет ничего удивительного в том, что оно существует у нас и сегодня. Интересно во всех описанных случаях другое.
Общественное мнение явно склоняется к тому, что можно простить любое зло, любую гадость, подлость и мерзость, если человек совершает их ради денег. Это уже что-то новое: корыстные побуждения стали считаться не отягчающим, а смягчающим вину обстоятельством. То есть тебя, твоих детей, родственников, друзей обманывают, грабят, травят, калечат, убивают. Но ты готов всё это понять и простить, только потому, что всем этим негодяям захотелось иметь побольше денег. Уму непостижимо!
Всегда считалось, что если поведение человека объясняется не ошибкой, не незнанием, не убеждениями, не высокими чувствами, а только корыстью, то этот человек достоин только презрения. Жадность, алчность никогда не объявлялись достоинствами или даже просто нейтральными человеческими качествами.
Кстати, один из излюбленных сюжетов мировой литературы ― разоблачение и наказание корысти. Например, жених клянётся невесте в вечной любви, но в последний момент выясняется, что он женится только ради денег, и свадьба не состоится. Или друг дома изображает из себя святошу, искренне желающего всем добра, но на самом деле он только хочет присвоить имущество хозяина дома и с позором изгоняется. Или молодой человек рьяно демонстрирует заботу о пожилом родственнике, но на самом деле его терпеть не может, и думает только о том, как получить наследство. А вот теперь корысть у нас ― это не недостаток, не грех, а даже достоинство, или в лучшем случае ― вполне простительная слабость.
Более того, люди, отказывающиеся от денег по разным причинам, объявляются теперь чудаками, глупцами, сумасшедшими, или наоборот ― героями. Кто-то выбирает интересную, полезную людям, но низкооплачиваемую работу. Кто-то хочет посвятить свою жизнь творчеству, развитию своего таланта. Кто-то выбирает заботу о больных родственниках, родителях, детях. Кто-то уезжает из города, чтобы жить поближе к природе. И все они считаются не вполне нормальными, не понимающими очевидных вещей, утерявшими жизненные ориентиры.
Да и в современном прочтении старых литературных шедевров, в постановках спектаклей и фильмов по ним, ясно прослеживается та же тенденция ― выявить корыстные побуждения даже у самых положительных героев. А иначе, мол, современный зритель не поймёт их поведения, не сможет им сочувствовать, не будет стремиться им подражать.
Конечно, было бы ошибкой считать, что люди сейчас вдруг стали неизмеримо более корыстными, чем в прошлом. Раньше корысти тоже было более чем достаточно. Но она считалась неприличной, её надо было скрывать под маской добродетели, чтобы избежать насмешек и презрения большинства людей. Просто сейчас активно разрушаются все моральные устои. При этом все грехи и пороки объявляются разновидностями нормы, неотъемлемой частью настоящей жизни. Корысть ― это просто наиболее очевидный пример. И вот это моральное разложение, усиленно навязываемое всем нам, опасно не только для отдельных людей, но и для мира в целом.