Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Откуда взялось зло?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

   Вопрос о происхождении зла не является центральным, главным и абсолютно необходимым для человека. Гораздо важнее то, как человек относится к злу и добру, что он выбирает, что считает для себя самым важным в этой жизни. Гораздо более важны вопросы о том, как отличить добро от зла, как не ошибиться в выборе между ними, как выбор между добром и злом влияет на нашу судьбу. Даже совсем не зная о том, откуда взялось зло, вполне можно быть духовно развитым и добродетельным человеком. Ведь откуда бы зло ни появилось, человек должен с ним активно бороться, а не помогать ему. Тем не менее, представление о происхождении зла занимает заметное место в любом более или менее развитом мировоззрении, поэтому совсем отказываться от рассмотрения этого вопроса было бы неверным.
  
   Для начала сформулируем вкратце представления о происхождении зла, предлагаемые некоторыми религиями и попробуем оценить их чисто логически.
   Итак, христианство и иудаизм говорят о том, что зло (дьявол) возникло вследствие бунта против Бога одного из ангелов. То есть зло возникло после начала сотворения мира, а его носитель, дьявол, был изначально порожден Богом как ангел, но затем пошел против Бога.
  
   Правда, не совсем ясно, почему Бог сразу же не пресек этот бунт, почему другие ангелы позволили дьяволу набрать такую силу. Неясно также, было ли запланировано появление зла еще в начале Творения, или же это непредвиденная ситуация, трагическая случайность.
  
   Посмотрим, что говорит о происхождении зла зороастризм, первая религия, сказавшая о противостоянии добра и зла.
  
   Современный ортодоксальный зороастризм придерживается точки зрения, что зло (дьявол) в качестве непроявленной, потенциальной возможности разрушения существовало еще до начала Творения мира. И как только мир стал воплощаться, дьявол вторгся в мир и начал его разрушать.
  
   Но тогда возникает вопрос, не является ли в этом случае зло первоосновой, соизмеримой с Богом, ведь его появление никак не связано с началом Творения, с существованием мира. Вторжение зла в мир в этом случае объявляется неизбежным, никак не связанным с волей Творца. Получается, что зло представляет собой некий абсолютно самостоятельный принцип, некую ни от кого не зависящую силу.
   Несколько другой позиции придерживается зерванизм, эзотерическое направление зороастризма.
  
   Бог еще до начала сотворения мира решил положить в основу мира принцип свободы всех своих творений. Он вовсе не хотел сделать свои творения послушными марионетками. Творения, и прежде всего человек, имеют возможность развития, все более полного приближения к Творцу. А для такого развития им необходима полная свобода, в том числе и свобода выбора против воли Бога, в сторону разрушения мира, то есть в сторону зла. Таким образом, потенциальная возможность зла является следствием воли Бога. Существование зла с самого начала сознательно разрешается Богом, заботящимся о свободе развития творений. А вторжение зла в мир, то есть начало разрушения мира происходит именно из-за неправильного выбора творений.
  
   Нетрудно заметить, что такая позиция примиряет позиции христианства и ортодоксального зороастризма. Зло не является первоосновой, соизмеримой с Творцом, ни от кого не зависящей силой, его возникновение прямо связано с волей Творца. В этом смысле можно считать, что первоисточником возникновения зла, дьявола, духа разрушения является Бог (как и в христианстве). Однако зло не было создано Творцом в виде ангела, который затем неожиданно и необъяснимо пошел против Бога. Творец с самого начала знал о разрушительной сути дьявола (как и в ортодоксальном зороастризме). Однако Бог не препятствовал существованию зла, так как полное запрещение зла лишало бы человека свободы выбора, возможности полноценного развития. А то, что дьявол набрал в дальнейшем такую силу, было следствием неправильного выбора творений, в первую очередь людей.
  
   Что касается представлений о том, какой будет судьба зла в будущем, то здесь все светлые религии едины. Зло в конце времен будет полностью побеждено, в мире восторжествует добро. Дьявол будет повержен и уже никогда не сможет проявиться в мире. И это также гораздо важнее вопроса о происхождении зла.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"