Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Соглашаясь с Сократом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно

  
  Древнегреческий философ Сократ, живший в пятом веке до нашей эры, уже давно признан одним из главных учителей человечества. Насколько известно, сам он никогда ничего не писал, просто не считал нужным. Поэтому все его мысли известны нам только по записям его учеников и последователей. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что некоторые утверждения, приписываемые Сократу, вызывают ожесточённые споры, непонимание и даже отторжение. Но несмотря ни на что, основная часть его высказываний восхищает людей своей краткостью, наполненностью, глубиной и мудростью. Если, конечно, правильно их понимать.
  
  Рассмотрим для примера всего несколько из наиболее популярных цитат Сократа.
  
  1. "Мудрость - царица неба и земли".
  
  Поверхностное понимание этой цитаты может привести к неверным выводам. Мол, если человек достаточно мудр, он становится царём неба и земли. На самом же деле речь в данном случае идёт о совершенной мудрости Творца нашего мира. Именно он создал и небо, и Землю, и всю вселенную. Именно он установил законы мира. Именно он определил этапы развития мира и роль человека на каждом из этих этапов. Вот только всё это вместе и можно назвать истинным царствованием над миром. Обычный же человек может стать настоящим царём мира только в том случае, если он достигнет в своём развитии уровня мудрости Бога-Творца.
  
  2. "Действительно мудр лишь Бог, а человеку дано быть лишь только любителем мудрости".
  
  Вот и подтверждение предыдущим рассуждениям. Только Бог обладает всей полнотой мудрости, глубоким пониманием всего происходящего в мире, полным контролем над судьбами мира, абсолютным знанием обо всех поступках каждого человека и возможностью оценивать жизнь каждого из нас. А все наши умствования и мудрствования лишь частично могут совпадать с недоступной для нас абсолютной истиной. Все наши стремления управлять миром и поведением людей оборачиваются разрушениями гармонии мира, то есть злом. Поэтому мы должны не строить собственные системы миропонимания, а стараться понять и принять замыслы и заповеди Бога. Только в этом случае наше поведение можно будет назвать истинно мудрым.
  
  3. "Кто мудр, тот и добр".
  
  Это высказывание кажется многим непонятным, а иногда и глубоко неверным. Ведь у нас сейчас принято называть мудрыми всяких успешных и изворотливых мерзавцев и негодяев. Жестокие завоеватели, кровавые тираны, пронырливые воры, бессовестные чиновники, создатели ложных идеологий - всех их принято считать не просто умными, а именно мудрыми. Но Сократ формулирует чётко и недвусмысленно: мудрец не может быть злодеем. Мудрость автоматически подразумевает служение добру, утверждение добра, творение добра. Истинно мудрый человек просто не умеет делать зла. Точно так же и сам Бог, обладающий абсолютной мудростью, просто не способен делать ни зла, ни глупостей. Простейшая аналогия: ни один здравомыслящий человек не способен навредить своему телу: отрезать себе здоровую руку или ногу, выколоть себе глаза, оторвать себе уши. Нет, теоретически и физически он, конечно, способен на такую дурь, но если он сделает это, его уже никак нельзя будет назвать здравомыслящим.
  
  4. "Высшая мудрость - различать добро и зло".
  
  Ещё одно высказывание, с которым любят поспорить современные умники-исследователи. Они почему-то вбили себе в голову, что добро и зло - для каждого свои. Поэтому то, что для одного человека - добро, для другого - зло. А раз так, то теряет всякий смысл умение различать добро и зло, которое так превозносит Сократ. На самом же деле, добро и зло - понятия абсолютные и неизменные. Добро - это гармония мира, зло - разрушение гармонии мира. А если мы не понимаем этой простой истины, то рискуем совершать зло ради своей кажущейся сиюминутной выгоды. Мы также рискуем вообще встать на путь деградации, а не развития. К тому же мы рискуем внести новые разрушения в мир, идеально приспособленный Творцом для нашей жизни, и в результате прожить свою жизнь напрасно.
  
  5. "Существует лишь одно добро - знание; существует лишь одно зло - невежество".
  
  Это ещё одно высказывание, вызывающее много споров. Действительно, как это можно отождествлять знание с добром, а зло - с невежеством? Как будто все высокообразованные люди всегда добры, а малообразованные - обязательно злы. Как будто в высокоинтеллектуальных кругах не бывает злобы, зависти, подлости и предательства. Как будто среди малограмотных людей нет сочувствия, взаимопомощи, стремления к справедливости. Да и наибольшие разрушения в мир вносят как раз самые большие умники. Ни один невежда не может нанести столько вреда миру, как высокоумный негодяй. Может быть, на этот раз Сократ ошибся? Да нет, всё гораздо проще. Сократ здесь говорит вовсе не о любых и не об узкоспециальных знаниях. Здесь речь идёт о знании мировых законов. Причём не о простом знании, а ещё и о следовании этим знаниям. Поэтому с Сократом снова приходится согласиться. Если человек знает законы мира, знает свою задачу на Земле, умеет отличать добро от зла, помнит об ответственности за каждый свой поступок, он обязательно будет делать добро. А вот если он считает, что все законы, заповеди, запреты, предписания, голос совести - это глупые выдумки, то он будет постоянно вредить миру и людям, совершать зло.
  
  6. "Никто не делает зла добровольно, а только по незнанию".
  
  Опять же здесь возможно неправильное понимание этого высказывания. Ведь многие люди вполне сознательно выбирают путь зла, по своей свободной воле вредят самим себе, окружающим, обществу, природе, миру. При этом они вполне могут обладать обширнейшими знаниями, что нисколько не мешает им быть настоящими злодеями. Но Сократ, как и в предыдущем случае, говорит о другом знании - о знании мировых законов. Если их знать, принимать и им следовать, то человек уже просто не сможет делать зло. Потому что по природе своей каждый человек - это добро, ведь он создан Богом, просто не умеющим делать зла. Да, человек может выбрать путь зла по собственной глупости, по подсказкам своего внутреннего зла или по принуждению внешних сил зла. Но если у него есть правильные знания о мире, он такой убийственный для себя выбор просто не сможет сделать.
  
  7. "Три основных добродетели: умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие)".
  
  А вот и прямое объяснение того, что Сократ понимает под истинным знанием. Если человек умеет ограничивать свои потребности, умеет бесстрашно бороться со злом, да к тому же следует моральным законам мира, то он вполне может считаться добродетельным, то есть идущим по пути укрепления добра, по пути самосовершенствования и улучшения мира.
  
  8. "Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью".
  
  Здесь снова говорится о всевозможных бесполезных и вредных знаниях. Если знания не приправлены добром, если они не направлены на улучшение себя, людей и мира, то они вполне могут служить лжи, вражде, унижению, порабощению, уничтожению гармонии мира. Так что знания знаниям - рознь.
  
  9. "Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь".
  
  Ещё одно подтверждение предыдущих рассуждений. Можно знать очень много, но при этом не понимать своего места в мире, своих возможностей, своей ответственности за каждый поступок, своего предназначения. А ещё можно быть высокообразованным, но при этом страдать гордыней и наивно полагать себя всезнающим и всемогущим. И в том, и в другом случае человека вполне справедливо назвать обыкновенным глупцом.
  
  10. "Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать".
  
  Вот этим мудрым замечанием Сократа мы и закончим. Человек всегда учится только сам. Никакой учитель, никакие тексты не могут заставить человека стать лучше, умнее, мудрее. Зато если человек сам захочет учиться, развиваться, приближаться к Богу, то он обязательно найдёт и учителей, и тексты, наконец он самостоятельно дойдёт до многих истин. Однако направить, подтолкнуть человека на этот правильный путь учитель всё-таки способен. Особенно если этот учитель - мудрый Сократ.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"