Конечно, в каждом конкретном случае зло уничтожить можно. Например, вылечить человека, уничтожив его болезнь. Или поймать и изолировать маньяка-убийцу. Или конфисковать у чиновника украденные государственные деньги. Или восстановить вырубленный лес. Это всё понятно. Вопрос в другом: можно ли уничтожить зло в принципе, раз и навсегда, полностью и безвозвратно. Вот этот вопрос уже интересный.
В ответах на него наиболее популярны две крайние точки зрения.
Согласно первой из них, которую можно назвать "активной", убрать зло из мира не только можно, но даже не очень сложно. Достаточно просто уничтожить всех людей, погрязших во зле, а также плоды их деятельности. И проблема будет решена! Конечно, убивать людей нехорошо, но ради такой-то высокой цели - можно. Зато потом наступит вечный рай на Земле, а потомки будут прославлять нас в веках.
Недостатки такого подхода очевидны.
Во-первых, где гарантия того, что бороться мы будем именно с истинным злом, а не с нашими зыбкими представлениями о нём. Например, можно ошибочно объявить злом другую религию, другую расу, другую страну, другие обычаи, частную собственность и т.д. И тогда реальным результатом нашей борьбы будет всего лишь уничтожение людей, разрушение нормальной жизни, рост вражды, ненависти, унижения и т.д. То есть настоящее зло (разрушение гармонии мира) не только не будет уничтожено, наоборот - получит поддержку и разрастётся вширь и вглубь. Миру будет нанесена глубокая и опасная рана.
Во-вторых, даже если мы правильно будем понимать, что такое настоящее зло, где гарантия того, что после нашего "уничтожения" оно не возникнет вновь и вновь? Ведь люди имеют полную свободу выбора между добром и злом, и проконтролировать полностью поведение каждого человека просто невозможно. Не убивать же, в самом деле, человека за малейший шажок в сторону зла. Так ведь и всех перебить можно.
Вторая точка зрения, которую можно назвать "пассивной", прямо противоположна первой. Её сторонники утверждают, что зло можно уничтожить только вместе с человеком, что зло неотделимо от человека, обязательно присуще человеку. Поэтому бороться со злом - это всё равно, что бороться с человеком. И, следовательно, со злом надо смириться, научиться бесконфликтно жить с ним и даже иногда использовать его в своих целях. А людям надо запрещать бороться со злом, их необходимо призывать к терпимости. И тогда наступят на Земле мир и всеобщее благоденствие. Воруют? Так все и всегда воровали и будут воровать. Врут? Так враньё органично присуще человеку. Воюют? Так агрессия у человека в крови. Процветает разврат? Так это основной инстинкт человека.
Такая позиция опять же приводит к торжеству и укреплению зла. Любое ослабление борьбы со злом, тем более полный отказ от борьбы, приводят к расползанию зла, к проникновению его во все поры общества, в умы всех людей. Правда, зло разрастается не так быстро, как в первом случае, но зато внедряется в мир основательно, надёжно, прочно. И победить его, уничтожить его, даже ослабить его становится крайне сложно. Если в первом случае мир получает глубокую рану, то здесь он начинает медленно, но уверенно гнить, разлагаться, разрушаться. Можно сказать, что это не острая, а хроническая болезнь мира, что никак не делает её менее опасной. И для человека она не менее вредна: мы перестаём различать добро и зло, мы не укрепляем гармонию мира и не боремся с её разрушением, то есть не выполняем того главного, ради чего нам дана жизнь.
Интересно, что в реальности "активный" и "пассивный" подходы не только сменяют друг друга, но порой и мирно сосуществуют в одном времени. Например, для своей страны предлагается "пассивный" подход, а для всех остальных стран - "активный". Или для "своих" людей - "пассивный", а для остальных - "активный". Так что мир разрушается острыми и хроническими болезнями как вместе, так и по очереди.
И какой же вывод из всего сказанного? Неужели зло неуничтожимо, и будет разрастаться, что бы мы ни делали, какой бы путь ни выбрали? Неужели от нас ничего не зависит? Нет, конечно же, всё не так плохо. Просто не надо бросаться в крайности, которые, как известно, всегда выгодны только злу.
Да, мы не можем очистить мир от зла полностью и навсегда, так как это противоречит самой природе мира. Пока у человека есть свобода выбора, данная Богом, зло может возникать снова и снова. А только такая свобода даёт нам шанс безграничного развития, приближения к Творцу. И только Бог может решить, когда придёт срок для полного уничтожения мирового зла. Пока же зло настолько сильно, что победить его очень непросто даже силами всего человечества. Но из этого вовсе не следует, что со злом не надо бороться вообще.
Человек по своей природе - это добро, как и любое творение Бога. Зло для него - враг, угроза, поработитель, паразит. Чем меньше зла в мире, тем лучше всем частям мира, в том числе и человеку. И в идеале зла не должно быть вовсе, так как оно не нужно ни миру в целом, ни его частям. Наша совесть постоянно напоминает нам об этом. Никакой грех или порок не может считаться органично присущим человеку. Избавление от любого из них - это благо, очищение, духовный рост человека. А закладывать в основу общества грехи и пороки людей - это страшное преступление, служение злу.
Однако надо всегда помнить, что человек несовершенен, он может ошибаться. Он может поддаться соблазнам сил зла, уговорам и угрозам служителей зла. И сделать неправильный выбор - выбор в сторону разрушения гармонии мира. Поэтому задача состоит в том, чтобы помочь человеку не ошибиться, защитить его от давления и соблазнов, вовремя остановить его на неправильном пути. Тем самым можно лишить зло поддержки, помешать его воспроизводству, не дать ему завербовать новых служителей. А без этого оно начнёт слабеть, чахнуть, вырождаться.
То есть главным содержанием любой деятельности человека должно быть не только уменьшение количества зла в мире, не только борьба с очевидными проявлениями зла, но и помощь людям в правильном выборе между добром и злом, создание препятствий для появления и разрастания зла. Например, если ты политик - принимай законы, которые не позволят ворам, взяточникам, бандитам избежать наказания, а честным людям дадут спокойно жить. Если ты полицейский - борись с преступниками, негодяями, помогай остальным людям, поддерживай порядок на улицах. Если ты работаешь на телевидении - не пропагандируй зло, разврат, насилие, воспитывай зрителей, помогай им делать выбор в сторону добра. Если ты врач - лечи болезни, проводи профилактику, показывай преимущества здорового образа жизни. Если ты писатель - призывай в своих книгах к добру, показывай всю мерзость и пагубность зла. Если ты крестьянин - увеличивай плодородие земли, выращивай только полезные продукты. И так везде и во всём: укрепляй гармонию мира (добро) и не давай злу её разрушать. А иначе проживёшь жизнь напрасно, что, собственно, и нужно злу.