Этот вопрос в разных вариантах возникает довольно часто, причём с каждым годом всё чаще. "Зачем Бог создал этого человека?", "С какой целью Бог создаёт людей с такими взглядами?", "Для чего Бог создал этот народ?" и ещё много подобных вопросов.
Например, верующие часто недоумевают, зачем Богу вдруг понадобилось создавать атеистов, агностиков или приверженцев всех других религий. Ведь как было бы хорошо, чтобы все люди придерживались одной-единственной правильной религии. Для каких же неведомых нам целей созданы все эти иноверцы?
Националисты ломают голову над вопросом, зачем Богу вдруг понадобились все остальные народы кроме самого лучшего, нашего. Был бы всего один великий, могучий и мудрый народ, тогда не было бы вражды между людьми и странами, не было бы захвата чужих земель, геноцида, навязывания чужих религий, порабощения народов.
Ещё чаще у людей возникает вопрос о том, зачем Бог создаёт всяких преступников: убийц, воров, мошенников, вымогателей и прочих негодяев. Ведь любому же ясно, что без них жизнь на Земле была бы гораздо спокойнее, гармоничнее и счастливее. Не было бы тогда множества бед и несчастий, не было бы лжи, вражды, войн, нищеты и вообще любого зла.
С другой стороны, и все упомянутые негодяи задаются точно таким же вопросом. Мол, если бы Бог не хотел, чтобы мы обманывали, обворовывали, убивали людей, он не создал бы большинство из них такими покорными, глупыми, доверчивыми, слабыми и ленивыми. А раз уж все эти "овцы" созданы, просто глупо не стричь их и не прореживать их стада. Наверное, так уж им предначертано свыше.
Ещё один популярнейший вариант этого вопроса: "Зачем Бог создаёт больных и слабых людей? Ведь они только мучаются сами и мучают других".
Наконец, любой человек вполне может спросить: "Зачем Бог создал именно меня? Какое место отведено мне в мире? Что я должен делать по замыслу Творца? Как мне не ошибиться со своим предназначением?".
Во всех перечисленных и им подобных случаях мы имеем дело с одним глубоким заблуждением. Почему-то люди считают, что Бог создаёт каждого человека для каких-то особых целей. Причём раз и навсегда жёстко определяет его место и роль в обществе, а также правила его жизни. Видимо, Богу нужно, чтобы наше существование не было слишком уж скучным и однообразным, поэтому он и создаёт самых разных людей: от чистых праведников до закоренелых грешников, от величайших мудрецов до последних глупцов. Наша же задача состоит в том, чтобы разгадать замысел Творца, выявить ту роль, которая каждому человеку отведена, и понять, как надо к нему относиться. А пытаться переделывать людей - это большая глупость, или даже тяжкое преступление против замысла Бога.
Кстати, их этого заблуждения делается порой очень опасный вывод. Если человеку действительно от рождения уготованы место и роль в жизни, то ведь можно же его вовремя остановить. Достаточно научиться ещё в раннем детстве выяснять, что за человека послал в мир Бог, тогда самых отъявленных негодяев можно убивать ещё в колыбели. И не будет тогда нового Гитлера, Сталина или Пол Пота, миллионы людей будут спасены. Возможно, это и будет против воли Творца, но зато на пользу всем людям.
Так зачем же создаются люди на самом деле?
Конечно, можно сколько угодно повторять, что нам не доступно понимание намерений, замыслов, целей Бога. И одновременно настойчиво приписывать Богу своё понимание мира. Однако есть довольно простое и логичное объяснение всему происходящему. И объяснение это выявляет абсолютную бессмысленность всех перечисленных здесь "сложнейших" вопросов.
Итак, надо принять раз и навсегда две важнейшие истины. Во-первых, Бог просто не умеет делать зла, потому что он совершенен и мудр. Во-вторых, Бог одинаково любит всех людей, свои самые совершенные творения.
Из этих двух положений следуют важнейшие выводы.
Все люди изначально создаются полностью свободными от зла. Никаких негодяев и мерзавцев Бог не способен создать в принципе. Богу просто чуждо и враждебно любое зло.
Всем создаваемым людям Бог даёт одинаковую максимальную свободу выбора, чтобы они имели возможность безгранично развиваться вплоть до уровня самого Творца. Важнейшая составная часть этой свободы - это свобода выбора между добром и злом. То есть мы имеем полную возможность ошибаться, разрушать созданный Богом гармоничный мир и даже самих себя. Но, исправляя затем свои и чужие ошибки, мы должны научиться всегда выбирать добро и отказываться от зла, тем самым приближаясь к самому Творцу. И при этом надо твёрдо помнить, что свобода без ответственности бессмысленна, поэтому за каждый свой выбор человек неизбежно будет отвечать перед Богом.
Ни в какие жёсткие рамки Бог не загоняет ни одного из созданного им людей. Никакое особое место, никакая тесная ячейка для человека не предусмотрена. Каждый человек сам выбирает свою веру, религию, свою профессию, свой образ жизни, свою судьбу. Ни один преступник не рождается таковым, это его свободный неправильный выбор. Ни одному человеку не предписано свыше быть покорным, глупым или трусливым, он сам делает себя таким. Ни один человек не создан для того, чтобы ему делали зло, чтобы ему врали, его унижали, били, убивали, каждый достоин уважения. А вот если человек выбрал зло, стал закоренелым злодеем, он должен за это обязательно ответить перед Богом и людьми.
Принадлежность к любому народу вовсе не программирует жёстко жизнь человека. В любом народе есть как чистые, праведные, мудрые и сильные люди, так и грязные, грешные, глупые и слабые люди. Долг каждого человека - улучшать свой народ, направлять свой народ на путь добра, очищать от зла свою страну. И не пытаться при этом сформировать образ врага из всех других народов, не считать другие народы хуже своего, тем более, не уничтожать их.
Совершенно бессмысленно пытаться уже в младенцах распознать признаки будущих злодеев и убивать тех из них, кому якобы предписаны наибольшие злодейства. Никто и никогда не может знать, какой путь свободно выберет тот или иной ребёнок в будущем. Зато, убивая младенцев, любой человек сам становится великим злодеем.
Но тут возникает вполне логичный вопрос: "Неужели все люди рождаются совсем уж одинаковыми?". Нет, это не так. У каждого из нас от рождения есть свои склонности, способности, особенности судьбы, особенности психики, черты характера, сильные и слабые стороны. Но при этом не существует жёстко расписанной программы жизни, предписанного выбора между добром и злом. Именно поэтому Бог никогда не знает заранее, как человек распорядится своими задатками, какой путь он выберет, добро или зло он предпочтёт в следующий момент, как он справится с искушениями и с попытками порабощения его силами зла. Бог за каждого из нас переживает, радуется нашим победам, огорчается из-за наших ошибок. Никому из нас не закрыт путь совершенствования, развития, приближения к Богу. Но не закрыт и путь деградации, отказа от своей свободы, превращения в раба зла. Выбирать эти пути нам приходится многократно в каждый момент своей жизни, здесь всё зависит только от нас.
Что касается больных и слабых людей, то Бог не создаёт их такими. Бог даёт каждому человеку здоровую и сильную основу: тело, душу, дух. А вот силы зла могут эту основу осквернять, разрушать, убивать. Причём эти разрушения могут вноситься в человека даже во внутриутробном периоде его развития. Вот потому и рождаются ослабленные, больные, уродливые дети. Бог нисколько не виноват во всех этих недостатках. Да, это большое горе для всех людей, но таково уж состояние нашего мира, сильно поражённого злом. Не случайно же и все мы подвержены болезням, не защищены от страданий, старения и смерти.
Таким образом, всех людей до единого Бог создаёт с одной целью: дать им шанс безграничного свободного развития. Не обязать, не заставить, не ограничить, не приказать, а позволить самим выбирать свои пути и свою судьбу. Поэтому выискивать особенные причины для создания какого бы то ни было человека - просто глупо. Мы все - любимые дети Бога, которых в конце концов он обязательно спасёт, очистит от зла и сделает бессмертными. Правда, до этого многим из нас придётся расплачиваться за сделанное нами зло. Это обязательный этап нашего обучения в мире.