Наверное, уже все наслышаны, что существует такой общемировой, вселенский закон, как закон свободы воли. Его часто упоминают в различных обсуждениях, спорах, статьях. С его помощью пытаются объяснить все происходящие в мире события. Вот только при ближайшем знакомстве с рассуждениями об этом законе выясняется, что разные люди понимают его совершенно по-разному. Так есть ли он на самом деле и в чём его суть? Как он влияет на нашу жизнь? Как учитывать его влияние на нас? Давайте разбираться.
Да, такой закон, несомненно, существует. Об этом говорят практически все существующие религии и многие мудрецы всех времён и народов. Без такого закона наша жизнь была бы совершенно иной. Мало того, без такого закона создание и существование мира вообще не имели бы никакого смысла. Закон этот установлен Богом и никто не имеет права его нарушать.
В чём же он состоит? Творениям Бога предоставлена свобода выбора, в том числе, выбора между добром и злом. При этом самым совершенным творениям, то есть людям, свобода предоставлена максимальная. Это сделано для того, чтобы каждый человек имел возможности безграничного развития, в идеале - до уровня самого Творца. Богу были бы совсем не интересны, даже просто не нужны творения, не имеющие свободы, послушные и полностью предсказуемые марионетки. Он хочет, чтобы его дети стремились стать похожими на него, а в идеале - стали бы такими же совершенными, как он сам.
Из существования закона свободы воли вытекают два обязательных следствия.
Во-первых, в мире вполне возможно появление, разрастание и усиление зла. Так что можно считать, что существование зла допускается Богом. Ведь люди вполне могут выбрать путь разрушения гармонии созданного Богом мира, и тогда сформируется, окрепнет и распространится разрушительная сила зла, то есть дьявол. А он обязательно породит себе помощников - бесов и вместе с ними начнёт активно разрушать мир, причём желательно - нашими руками. То есть Бог сознательно разрешает своим пока ещё несовершенным творениям временно разрушать созданный им мир. Это нужно для нашего свободного обучения. Но когда период обучения закончится, Бог уничтожит всё зло мира, а нас очистит от зла для вечной жизни.
Во-вторых, свобода выбора не бывает без ответственности за свой выбор. Иначе она не приведёт ни к какому развитию. Поэтому за каждый свой поступок человек обязательно отвечает по полной программе или при жизни (оптимальный вариант), или после смерти. Никаких оправданий, никакого освобождения от ответственности не предусмотрено на весь период нашего обучения. Именно поэтому после смерти каждого человека ждёт суд, в результате которого его душа может попасть в рай или в ад.
Вот так обстоят дела с реальным законом свободы воли, если говорить совсем кратко. А теперь посмотрим, как этот закон некоторые "специалисты" формулируют и трактуют неправильно, переворачивая его в полную противоположность.
Итак, по их мнению, закон свободы воли состоит в том, что никакое зло, направленное против человека, никто не может сделать без свободного согласия этого человека. Другими словами, если человек не соглашается на зло, то он полностью защищён от любого зла. Зато если он на зло соглашается, то он освобождает от ответственности того, кто делает это зло. Такая вот красивая, но совершенно лживая сказка. Мол, свобода наша состоит в том, что мы можем согласиться на зло или отказаться от него. И потому во всех своих несчастьях виноваты только мы сами, так как дали на них своё согласие злодеям, врагам, негодяям и прочим преступникам.
На самом же деле, понятие зла объективно, неизменно и абсолютно. И оно никак не зависит от нашего согласия или несогласия. Зло - это разрушение гармонии мира и всех частей мира. Если некий злодей прежде чем сделать зло, получает на это согласие своей жертвы, то это никак не уменьшает тяжести его преступления, не снижает вред от сделанного им зла. Просто вместо одного преступника против мира их становится двое. Один - исполнитель, другой - его пособник, соучастник. Конечно, ответственность их будет различна: у исполнителя - больше, у пособника, соглашателя - меньше. Но вред от такого совместного исполнения преступления никак не уменьшается.
Рассмотрим несколько примеров из жизни.
Допустим, к человеку в тёмной подворотне подходит грабитель и требует отдать деньги. В результате деньги преступник забирает. Но что изменится от того, по своей воле человек отдал ему кошелёк или грабитель забрал его силой? Для грабителя - ровным счётом ничего, он останется преступником в обоих случаях. Просто если человек свободно захотел помочь грабителю, свободно согласился отдать деньги, он сам тоже стал соучастником ограбления. И за это ему также придётся ответить.
Допустим, начальник вызывает своего подчинённого и говорит, что тот должен привиться от болезни, иначе будет уволен. И вот человек идёт в прививочный пункт, подписывает там добровольное согласие на прививку и на то, что ответственность полностью берёт на себя. Ему делают прививку, а через некоторое время он умирает. Снимается ли с начальника и с прививальщиков ответственность за смерть человека из-за того, что тот сам согласился на это? Нет, не только не снимается, но даже нисколько не уменьшается. Просто умерший человек взял и на себя тоже ответственность за свою смерть, позволил себя убить. Это, несомненно, более лёгкий грех, чем убийство, но тоже грех.
Допустим два человека предаются какому-то пороку, причём делают это по своей свободной воле, по взаимному согласию, даже ко взаимному удовольствию. Например, пьют стаканами водку, наливая друг другу и уважая друг друга. Например, колют шприцем друг другу наркотики, ловя от этого кайф. Например, занимаются однополым сексом, получая взаимное наслаждение. Например, дают и берут взятки ко взаимной выгоде. Снижается ли тяжесть совершаемых ими грехов от того, что здесь всё делается по свободной воле, без принуждения, без насилия, для удовольствия? Конечно же, нет. Просто преступников, равных соучастников преступления здесь двое. Поэтому одинаковую ответственность будут нести они оба. А вот если один из двух не соглашается, сопротивляется, если есть насилие, то преступником будет только насильник.
И последнее, о чём нужно сказать. Совсем уж наивно полагать, что любое зло с нами совершается только с нашего согласия. Достаточно вспомнить о всевозможных болезнях, в том числе и смертельных. Или о войнах, репрессиях, о голоде, о гибели природы. Никто в здравом рассудке на такое зло никогда согласия не даст, тем не менее, от него страдают миллионы людей. Таким образом, свобода воли состоит только в том, что человек всегда может выбирать, что ему делать - добро или зло. Если выбрал зло - стал преступником, обязательно ответишь за это независимо от того, соглашались твои жертвы или нет. А вот зло, которое причиняют тебе, совсем не обязательно делается по твоему согласию. Если ты на него не соглашаешься, ты за него ответственности не несёшь, ты всё сделал правильно. Но если согласился, то стал соучастником преступления, за что ответишь вместе с преступником, пусть и в меньшей степени. Ссылки на глупость, слабость, нежелание конфликтовать и т.д. здесь не пройдут. Каждый человек должен быть умным и сильным воином добра.