Новиков Роман Викторович : другие произведения.

23-19 (9) Миссионерская суперпозиция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  - Многомировая интерпретация или интерпретация Эверетта - это интерпретация квантовой механики, которая предполагает существование, в некотором смысле, "параллельных вселенных", в каждой из которых действуют одни и те же законы природы и которым свойственны одни и те же мировые постоянные, то есть постоянные величины, входящие в уравнения, описывающие фундаментальные законы природы и свойства материи, но которые находятся в различных состояниях. Исходную формулировку в 1957 году породил небезызвестный для вас Хью Эверетт - в честь него в Светлякове уже несколько лет, как назвали улицу. - Амфитеатр старенькой институтской аудитории был буквально забит разномастными слушателями - как мне сказали сотрудники, научно-популярные лекции профессора Орлова пользовались немалым успехом у жителей и гостей Светлякова. Первые ряды занимали люди в белоснежных свитерах, аккуратно записывавшие каждую реплику лектора. Выше них сидели люди в офицерских кителях - различия в цветах и погонах позволили понять, что военная каста представлена не только воинами доблестной Российской Армии. Синие, серые, зеленые вояки со всевозможными лычками, звёздами, узорами и рисунками на форме напряжённое вслушивались в каждое слово, пытаясь понять хотя бы треть словоформ, состоящих более, чем из двух слогов. У них за спинами, ярусом выше, сидели военные в камуфляже - их, как бойцов, не отличившихся множеством дисциплинарных взысканий, в награду повели послушать теории о том, что же вокруг них такое происходит. Информацию солдатики особо не воспринимали, но дисциплина не позволяла им мешать профессору читать лекцию, а солдатская выучка подсказывала, что времяпрепровождение в НИИСНА в любом случае лучше, чем чистка сортиров зубной щёткой. На верхних ярусах сидели остальные жители Светлякова, интересовавшиеся научным объяснением происходящего: ночники, сменившие "снарягу" и камуфляж на потёртые джинсы и растянутые пиджачишки; представители криминалитета, облачённые в привычные спортивные костюмы, с лицами выражавшими ещё большее умственное напряжение, чем у военных чинов; рядовые жители Светлякова, решившие заглянуть на бесплатную лекцию, чтобы лучше понять то, ради чего их отцы, братья и сыновья уходят по ночам и самозабвенно пьют водку по утрам.
  
  - А ранее улица в честь кого называлась? - задал вопрос паренёк в белоснежном свитере с первой парты.
  - В честь Ленина, Юсупов, в честь Ленина. - Выдержка профессора Орлова поражала. Учёный был первым проинформирован о событиях, произошедшим на Планете Обезьян, но панике не поддавался и виду не подавал - продолжал разжёвывать несведущим в физике людям терминологические основы квантовой механики, способные пролить свет хотя бы на самые основные теории появления Светляковских аномалий и отвечать на дурацкие вопросы аудитории. - Как я уже говорил, научное исследование проблемы многомирия началось в 1957 году, когда американский физик Хью Эверетт III опубликовал тезисы своей докторской диссертации, названной "Формулировка квантовой механики через относительность состояний". Причиной появления работы Эверетта стало давнее противоречие между двумя разными квантовомеханическими формулировками - волновой и матричной. Эверетт это противоречие разрешил, и его исследование привело почти через полвека к появлению в физике концепции Мультиверсума - или Мультивселенной. Эта концепция заключается в следующем: при любом акте выбора реально осуществляются, с той или иной вероятностью, ВСЕ мыслимые варианты этого выбора. Но каждый вариант осуществляется в своей вселенной, отличающейся от всех прочих именно этим выбором. И неважно, что или кто выбирает: электрон ли, в результате ветвления волновой функции, или человек, решающий, выпить утром чай, кофе или рюмку коньяка. Реально существуют все решения волновых уравнений и все варианты человеческого выбора.
  - То есть, одновременно я существую здесь и сейчас, выпимши с утра кофейку, - заговорил один из офицеров в российской форме, - и в другом месте сижу дома со стаканом коньяка.
  - Совершенно верно, Сергей Борисович, с точки зрения эвереттической интерпретации - это так. Перекладывая эту концепцию на Светляковскую аномалию, мы можем предположить, что инвариантность Ночей создалась в результате различных изменений событийного ряда истории нашей планеты - к примеру, могли взять и не вымереть динозавры. Или насекомые могли начать вырастать из своих привычных размеров, поглощая всё больше биомассы и мутируя в тех самых чудовищ, которых мы можем наблюдать в так называемую "Жучью Ночь".
  - А как же быть с древнегреческими Богами? Какой "выбор" должен был быть совершён, чтобы заброшенный винокуренный завод занял древний Дионис? - с задней парты вещал Джокер. Аудитория отреагировала сдержанным гулом.
  - А чем нам человеческая вера - не один из методов создания альтернативной реальности? Если мы лицезреем проложение пути между нашим миром, и миром, где эволюция пошла по другому пути, можем ли мы себе позволить считать, что миры, которые мы некогда считали "воображаемыми" - к примеру, Ад и Рай, Асгард и Йотунхейм, Олимп и Хадес - не реально существующие параллельные измерения? Помещение действия в альтернативный мир, по сравнению с описанием будущего или прошлого нашего мира, позволяет обойтись без усилий, связанных с достижением наукообразного обоснования картины будущего или соответствующей историческим источникам картины прошлого, при этом предоставляя практически безграничные возможности в построении необходимой автору "сцены" для описываемого действия - это могло помочь создать нашим предкам все те дивные мифологические системы, которые мы изучаем ещё будучи детьми и, возможно, породить таким образом целые измерения. Не исключено, что порождения вселенной Олимпа знали о нас, как о своих прародителях, либо наоборот, подавали знаки нашим далёким предками, которые в итоге формулировали свою мифологию в соответствии со скудными знаниями о мире и информацией, которую им предоставляли жители других миров. В некоторых исторических источниках речь заходит о том, что мифическую реку Стикс, протекающую через эллинский загробный мир, видели и каким-то образом идентифицировали в потоке близ Нонакриса, в северной Аркадии, говорили, что этой водой был отравлен Александр Македонский. С учётом результатов наблюдений за Светляковскими аномалиями, не исключено, что грант на изучение грунтовых вод Центрального Пелопоннеса принесёт в нашу науку и миропонимание в целом много нового. В прочем, у нас и здесь, в Светлякова, по большому счёту, конь не валялся. Исследований по уже собранному материалу - ещё на сотни и тысячи человеко-часов.
  
  - Кстати о Светлякове, - вопрос пыталась задать пожилая женщина с верхнего яруса. - Как же так произошло, что все эти напасти с этими вашими "другими мирами" именно у нас проявились? Что им тут, мёдом помазано?
  - Некоторые авторы допускают возможность последующей "состыковки" параллельных реальностей: предполагается, что через некоторое время после воздействия, изменившего ход событий, результаты этого воздействия могут нивелироваться - созданный параллельный мир окажется эквивалентен исходному и сольётся с ним. Параллельная реальность оказывается неким подобием "объездного пути" на дороге, - отделившись однажды, она некоторое время существует самостоятельно, но потом возвращается к своей основе. В этом случае возникает интересное следствие: оказывается, что прошлое, которое мы полагаем однозначным и неизменным, может быть столь же многовариантным, как и будущее, - может существовать несколько вариантов прошлого одного и того же мира, при этом невозможно сказать, какой из вариантов правилен, а какой ложен. В НИИ есть мнение, что в Светлякове вселенная пытается свести многие порождённые реальности к общему знаменателю - создать квантовую суперпозицию мультиверсионного мироздания, так сказать.
  - Миссионерскую суперпозицию мультипликационного сверхсознания, - бездумно произносил один из посетителей за собой то, что записывал.
  - То есть часть из того, о чём вы нам здесь рассказываете - это гипотезы и научная фантастика? А не научно доказанные факты. - Встрепенулся молодой человек в белоснежном свитере, поправляя огромные роговые очки.
  - Мы не в том положении, молодой человек, чтобы отказываться от гипотез, предложенных фантастами. Наука регулярно открывает то, что они предугадывают раньше на несколько десятков лет. Фантастика предвидела появление эвереттизма, эвереттизм же, утвердившись в физике, позволяет прийти к выводу об онтологической ценности всякой литературной фантазии, поскольку в результате практически бесконечного количества ветвлений мироздания, произошедших после Большого взрыва, в Мультиверсуме могут существовать все или большая часть описанных писателями универсумов. В этом смысле фантастическая литература, создаваемая авторами в нашей Вселенной, может быть сугубо реалистической прозой в другой части Мультиверсума.
  - ... и вообще вы все нереальны, мультиверсум - это порождение моей фантазии, а сам я лежу на межгалактическом матрасе с двумя кубиками вселенского героина в вене. - Съязвил один из белых свитеров.
  - Если мы посчитаем нужным это предположить, то мы с вами, коллега, скатимся в сраный солипсизм. А солипсизм, как мы с вами уже постулировали - для безвольных пидарасов. - осадил другой белый свитер своего приятеля. Военные в камуфляже, услышав знакомое слово, разразились дружным хохотом, прекратившимся мгновенно после одного строгого взгляда, брошенного на них с офицерского яруса.
  - Вообще, склонен обратить ваше внимание на то, что Светляковские аномалии редко демонстрируют нам вариации реальности, связанные с человеческими фантазиями, завязанными на одном конкретном индивиде. К большому нашему счастью, к примеру, обошлось без воплощения в Светляковских ночах параллельных миров, созданных Говардом Лавкрафтом или Стивеном Кингом - уверен, наши доблестные ночники чаще возвращались бы домой с пустыми руками. Впрочем, небезызвестен факт, что Национальным управлением океанических и атмосферных исследований США летом 1997 года был несколько раз зафиксирован низкочастотный звук, предположительно изданный гигантским неизвестным науке существом на невероятной глубине. Любопытно то, что координаты источника звука находятся приблизительно в двух тысячах километров от того места, которое Говард Лавкрафт указал для подводного города Р"льех, в котором спит древнее божество Ктулху. Впрочем, это всего лишь забавные домыслы. - Профессор хитро ухмыльнулся, хотя некоторые из ночников на галёрке нервно сглотнули слюну.
  
  - С теорией на сегодня всё. Продолжим на следующей неделе, в среду в то же время. Прежде чем мы закончим, позвольте представить вам нашего нового лектора по предмету "Журналистика". Вячеслав Андреевич, спуститесь пожалуйста! - Профессор Орлов указал на меня рукой - жест больше напоминал руку, протянутую для пожатия, чем указание для остальных присутствующих. Аудитория обернулась на "галёрку". Я вышел из-за стола и не торопясь спустился вниз. Профессор пожал мне руку.
  - Этот молодой человек сравнительно недавно прибыл к нам с Большой Земли. Окончил Могилёвский Государственный Университет по специальности "Журналистика" и готов поделиться своими знаниями со всеми нами. Уверен, многим эти знания пригодятся как в написании отчётов, - Орлов строго посмотрел на офицеров, - так и в написании научных и публицистических статей. Вячеслав Андреевич, просим! - в зале раздались сухие аплодисменты. Профессор уступил мне место у кафедры. Встав к кафедре, я заметил множество сосредоточенных взглядов... в море взглядов полных безразличия.
  - Господа, прежде чем мы начнём, я бы хотел попросить покинуть зал всех, кто не собирается о происходящем писать ни статей, ни брошюр, ни отчётов - я вряд ли буду говорить что-то интересное для людей, с искусством слова не связанных, и не хочу растрачивать ваше время попусту. - Над аудиторией повисла гробовая тишина. Слушатели переглядывались и выжидающе смотрели друг на друга - никто не хотел уходить первым. - Для начала, господа офицеры, отпустите вы, наконец, своих солдатиков. Ну, ребята же курить хотят, аж с кафедры видно. А с территории они, боясь вашего праведного гнева, вряд ли куда-то убегут.
  
  Офицеры переглянулись между собой и, обернувшись к солдатскому ярусу, синхронно кивнули. Солдаты так же синхронно встали и, несмотря на принадлежность к войсковым соединениям разных стран и военных блоков, буквально строем покинули аудиторию. За ними следом вышли некоторые ночники и жители городка постарше. Белые свитера на первых партах остались в полном составе. С галёрки улыбкой чеширского кота меня одаривал Джокер.
  - Я не думаю, что всем вам будут полезны техника и технология СМИ или теории массовых коммуникаций - у вас в Светлякове и того, и другого кот наплакал. Больше всего я уповаю на то, что многие из присутствующих будут отражать происходящие вокруг невообразимые события на бумаге - товарищам военным необходимо регулярно писать отчёты начальству, не всегда сводящиеся к сухой выжимке потребленных продуктов, использованных боеприпасов и, к сожалению потерь. Господа в белом наверняка грезят о многочисленных диссертациях и научных статьях о Ночи, написанных очевидцами происходящего. Ну, а все остальные, будь то любители "прогуляться" по ночному Светлякову или люди, запирающие двери на семь замков, пытаясь защитить от неизвестного семью и детей, могут написать прекрасные статьи в любые газеты или журналы Большой Земли, а качественно написанные мемуары жителя этого городка через несколько лет могут принести автору целое состояние! - По галёрке прошёл возбуждённый гул. Военные с завистью обратили туда свои опечаленные взоры.
  
  Я достал из кармана заранее заготовленную бумагу - я не планировал первую лекцию по журналистике прямо сегодня, но к приветственному слову был морально готов.
  - Не желаю забивать вам головы журналистикой после столь содержательной лекции профессора Орлова. Для начала, хотел бы зачитать некоторые постулаты из следующего текста. Многие авторы пытались составить "Кодекс журналиста" или что-нибудь в этом роде, но больше всего мне нравится, в некотором сокращении и современной обработке, текст "Клятвы журналиста", составленной редактором отдела культуры "Огонька" Андреем Архангельским. Выдержками из этой клятвы я бы хотел с вами поделиться сегодня. - Я окинул аудиторию взглядом. Лица слушателей не выражали особого интереса к тому, что я говорил. Не удивительно - их о лекции по журналистике никто не предупреждал, так что многие остались на своих местах скорее из вежливости, чем из жажды знаний. Лишь белые свитера всё так же прилежно записывали, боясь упустить сквозь пальцы хоть крупицу доступного им знания.
  - "Если я хочу стать хорошим журналистом, то обещаю никогда не заменять по просьбе редактора слова "Россия" и "мы" на слова "в некоторых странах" и "некоторые люди". - Офицерский ярус неравно зашевелился. Конкретика в их деятельности часто приводила к опасным выводам начальства. "Пусть", - думал я. - Может, хоть один из них начнёт докладывать начальству честно и открыто, не юля и не пытаясь в первую очередь защитить должность, а не невинных людей". - "Не интересоваться личным мнением начальства по поводу темы или героя материала, прежде чем написать статью".
  - А, простите, почему бы и нет? - не выдержал один из офицеров. - Иерархия и субординация для нас - главное и основное.
  - Если вы будете таковым интересоваться до написания статьи - она и написана будет через призму отношения вашего начальства. Это уже не статья, а заказной фельетон какой-то, - парировал я, оставив военного размышлять над новым литературным термином. - "Возможно, вам придётся обманывать, изворачиваться, юлить, предавать, идти на подкуп и шантаж, лизать задницу начальству - но сделать всё, чтобы текст вышел именно таким, каким его задумали вы, а не твое начальство. С вашей интонацией, вашими паузами, вашими ошибками на каждой странице, с вашими нелепыми фактами и вашими убогими комментариями - но вашими, а не чужими. Помнить, что за текст несете ответственность только вы - и, в первую очередь, перед своей совестью, а не перед начальством, страной или родиной". - Военные притихли, приняв за очевидность тот факт, что журналистика с военной службой в офицерском чине совмещаются достаточно сложно. - "Необходимо помнить, что читатель будет ровно настолько умным или глупым, насколько ты его считаешь таковым - потому что вначале появляется текст, а потом уже - читатель". Теоретически, и лекция о мультивселенной, разъясняющая физические явления, породившие саму возможность появления Светляковской аномалии, и заметка о текстуре шерсти тигров в Ночи - Планете Обезьян, могут быть одинаково востребованы. Вопрос в том, что лично Вы хотите об этом сказать и Кому вы об этом хотите сказать.
  
  Я искренне верил в то, что говорил аудитории. Глаза некоторых белых свитеров горели в сладостном предчувствии, военные супились всё сильнее, лишь Джокер грел зал всё той же улыбкой чеширского кота.
  - "Старайся писать даже о том, о чем писать ну совершенно уж никак "нельзя" - потому что в противном случае писать тебе не дадут вообще ни о чем".
  - Профессор Орлов нам говорил об осторожности в выборе тем и написании статей. Никак не о статьях о чём угодно. - Возмутился один из белоснежных свитеров.
  - Профессор Орлов, безусловно, прав, когда напоминает вам об осторожности. Но в данном контексте это скорее означает правильное формулирование темы, чтобы не напугать читателя. Мы с вами прекрасно понимаем что журналистика - это, в том числе, работа с общественным мнением. Проблема в том, что в наши дни, работа с общественным мнением в журналистике потихоньку переросла в манипуляцию. А манипуляция общественным мнением - это, как известно, уже пропаганда. Или, на худой конец, реклама. Когда вы пишете статью, очерк или заметку, необходимо максимально беспристрастно демонстрировать читателю событийный ряд - не нужно давить на эмоции, заставляя читателя занять вашу позицию.
  - А если наша позиция - правильная? - угрюмо спросили с офицерского яруса.
  - В том то и дело! - Я резко обернулся к военным, заставив некоторых из них привычным движением потянуться к табельному, слава богу, сданному ещё при входе в НИИСНА. - у журналиста не должно быть и не может быть "правильной" и "неправильной" позиции. Журналист ставит себе целью донести до населения информацию - о фактах, о точках зрения и так далее - но никак не об их правильности или неправильности. Позвольте вашему читателю разобраться в информации, предоставленной вами, и принять решение самостоятельно - что он по этому поводу думает и чувствует. Или по крайней мере, в противном случае, не называйте то, что вы делаете журналистикой. Поверьте мне - это уже не журналистика. При этом не нужно забывать, что за правду журналистов обзывают дурными словами, бьют, судят и иногда даже убивают. Но писать всё равно нужно правду.
  - То есть своей точки зрения у журналиста быть не может? - руку с задних рядов поднял мужчина лет пятидесяти.
  - Может. Вообще, нельзя верить людям, которые говорят, что "журналистика должна быть объективной". Правда всегда субъективна, но от этого она не перестает быть правдой. Да и сам журналист, в любом случае, пропускает информацию через себя - в этом нет ничего удивительного. Точка зрения, подача информации через призму собственного кругозора, багажа знаний и опыта - это вещи, в купе с манерой написания текста, и отличают журналистов между собой, делают их уникальными. Главное не скатиться при этом "в сраный солипсизм". - Я подмигнул белоснежным свитерам, те благодарно хихикнули. - "Не надо слушать тех, кто говорит, что журналист обязан излагать только "голые факты" - голых фактов в природе не существует, как не существует и фактов "объективных" или "однозначных". Любой факт нуждается в интерпретации и комментарии - иначе никакой журналистики вообще не существовало бы". Не забываем о том, что "правильной" и "неправильной" позиции для журналиста не существует.
  
  - А о людях-то как тогда писать? - Встрепенулся молодой парень на галёрке. - Никакой критики, мол, это "у него такая позиция и она не может быть правильной и неправильной"?
  - Не верно. Критика - это ведь анализ, оценка и суждение о каких-либо явлениях. Она выявляет противоречия, ищет ошибки. Ведь "дважды два - пять" - это не позиция, это ошибка. И не нужно в своих статьях уходить в примирительное "у каждого своя позиция по вопросу произведения чисел два и два". Потому что именно такая позиция журналиста приводит к тому, что ошибка в вопросе, в котором существуют установленные наукой бесспорные факты, становится "точкой зрения, имеющей право на существование". Людей вообще не нужно критиковать ни при каких обстоятельствах - критиковать нужно их поступки, слова, может быть. Критиковать, в свою очередь, можно поведение любого человека, но ни в коем случае нельзя такого человека унижать. Как бы ты ни ненавидел человека, ты не имеешь права трогать его семью, его личную жизнь, его национальность, смеяться над его физиологией или фамилией. Это - просто низость и я надеюсь, что присутствующим никогда не пришло бы нечто подобное в голову, даже если бы я об этом ничего не сказал. - Многие одобрительно закивали, молодой человек на галёрке запретом на унижения был явно не доволен.
  - Резюмируя всё выше сказанное, я прошу вас не забывать, что слово на пост-советском пространстве было и остается очень грозным оружием; его до сих пор боятся начальники всех уровней и обладатели любых состояний. Слово - это, вероятно, почти единственное, чего они боятся сегодня. А честному журналисту, в отличие от них, бояться нечего. - На заднем ряду поднялась одинокая рука. Рука Джокера.
  - Вячеслав Андреевич, - ехидно протянул он, - а вам самим не кажется, что всё, что вы сейчас нам перечислили и предложили принять как непреложную истину этой вашей "журналистики" - всего лишь набор достаточно условных точек зрения, переполненных критических противоречий и взаимоисключающих параграфов. - Я улыбнулся настолько загадочно, насколько мне позволяло моё скудное лицедейское мастерство. - А в этом, мой друг, и заключается тайна и прелесть "этой моей журналистики".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"