Диалоги (сценарий для короткометражного фильма) из 8 сцен.
? Адиль Нурмаков, 2004 (adil_an@hotmail.com)
Сцена 1.
Молодой человек один в пустой квартире. Слоняется, валяется, курит.Телевизор молчит, но играет музыка. Он не знает, чем себя занять.
Голос за кадром - его размышления:
Когда все это кончится? Работа - пожалуйста, сделай это, и не так, а вот так, впрочем, ты сам все знаешь. Естественно, знаю, даже лучше, чем мой напыщенный кретин-босс, считающий, что степень интеллектуальности написанного текста измеряется количеством запятых. (Берет в руки лист бумаги, весь испечатанный только запятыми). В чем вообще смысл того, что я делаю? Работник гребаного умственного труда - а нужен ли кому-нибудь продукт этого моего труда? Конечно, кроме моего босса, он вообще не в счет, потому что сам он вряд ли когда-нибудь задумывался о пользе своего существования. Кому важно, или кто станет более счастлив от этого? Зачем эти мысли (вертит в руках пачку (крупными буквами) мюсли), черт, я слишком много думаю... Сейчас никто никому не приносит пользы, кроме той, которую он зарабатывает, загорбатывает, заколачивает, забирает для себя самого. Так чего же напрягаться, я ведь не святой (план снизу, голова на уровне с люстрой, получается подобие нимба, и дым от сигареты).
Нет, все-таки, когда все это дерьмо кончится - погода мерзкая уже который... год. (за окном проливной дождь). Дом этот... Когда я мечтал о своей квартире, я представлял ее совсем не такой - но приходится жить не там, где хочется. (вид на дурацкую совковую "стенку" и стул). Вечно так - с детства не мог себе подобрать одежду, потому что никогда не было моих размеров. Ужасно выбирать не из того, что нравится, а из того, что у них есть моего размера. Теперь ограниченность выбора еще и в ограниченности чертовых денег, во вкусах моей подруги, тоже ограниченных... (фото) Нет, я, конечно, ее люблю и хочу прожить с ней всю жизнь и умереть в один день и нарожать кучу неудачников, но... В последнее время замечаю, что меня раздражает - сначала раздражало кое-что (волос и зубная паста на раковине), потом еще кое-как (огрызок на пульте от ТВ), потом еще какая-то мелочь (огромнаябезобразная мягкая игрушка), и эти мелочи накапливаются так, что, боюсь, вся эта перспектива обернется для меня...
Друзья... Когда не остается ничего (заглядывает в пустую кастрюлю), останутся с тобой твои друзья, ну за дружбу, никогда не забывай нас и прочая хрень. Порой кажется, что все это годится только для тостов на пьянках (наливает себе).И те уже осточертели. Меня поражает, как могут измениться люди. Ведь раньше нам было до чертиков интересно друг с другом (смотрит в зеркало). С утра до... утра что-то делали, не знаю, придумывали, о чем-то разговаривали же, в конце концов! (меряет шляпы, шарфы). А сейчас - привет-привет-как-дела-да-ниче-как-дома-да-пойдет. И молчат. Или заведут шарманку про машины. Тут уже я затыкаюсь (натягивает шарф на нижнюю часть лица). Нет, я не претендую на роль какого-то гуру, которому ужасно одиноко в приюте для УО. Мне тоже не хочется трещать о смысле жизни или бессмысленности смерти, но поговорить хоть о чем-то же можно (смотрит на телефон). В принципе, я понимаю, что дружбу не меряют болтовней, но ведь объемом выпитого и выкуренного тоже! (подносит бокал ко рту, обвязанному шарфом, медлит и выливает в раковину). Ай, черт с ним, одному хорошо, но пора бы и развлечься (крупно: телефон, пронзительный звонок).
Сцена 2.
Двое молодых людей - герой и его друг в баре. Пьют. Рассматривают девушек, не смотрят друг на друга, курят. Сидят уже некоторое время, но молчат.
- Слушай, ну как выходные-то прошлые?
- Да ниче...
- Ходил куда-нибудь?
- Да так...
- Поди, здесь был как всегда? Интересно хоть было?
- Да пойдет...
- Мда... Слушай у тебя вообще все нормально?
- Да ниче... А че?
- Какой-то ты... Тоска прямо во плоти.
- Да ты на себя посмотри лучше - ты что, в депрессии?
- С чего бы? Хотя... Черт его знает. Знаешь, мне все надоело. Как псих повторяю один и тот же вопрос про себя - когда все это кончится.
- Кончится - что?
- Да все. Все остановилось, понимаешь, перестало двигаться... Недавно читал вакансии в Корпус мира - Зимбабве, Сомали, Перу... Подумал - свалить что ли, пожить среди простых незачморенных прогрессом людей. Помогать им там, не знаю, что-нибудь делать...
- И что?
- И ничего. Квалификации нет у меня должной. Там врачи нужны, учителя английского...
- Ты же давал уроки английского?
- Давал, но...
- Но ломает тебя, старик, ехать в эту жопу, ломает так, что волком вой. Ты, скажу тебе как друг без всяких, задрал уже со своей идеалистической дребеденью, за которой ни хрена нет. Почему-то ты считаешь себя умнее всех остальных - я допускаю, что ты умнее меня, но меня бесит твоя эта манера показывать свое превосходство - скромно, потупив взгляд, с улыбочкой: я отвез вещи в детдом, когда я пел в рок-группе, когда я начал читать в три года, сейчас пишу сценарий...
- Эй, я тебе, что говорил, что я начал читать в три года?
- Ну, нет... Предки твои сказали.
- Ха-ха. Ну, вот тебя и прорвало. Молчал года, как универ закончили - не считая рассказов про машину, конечно, потому что это были разговоры тебя с тобой, а я как воображаемая аудитория присутствовал, потому что ни хрена не понимал во всех этих инопланетянских терминах. Молчал-молчал... Копил что ли?
- Да ничего я не копил, мы же друзья. Просто, правда, бывает, раздражает меня это.
- Ты гонишь, старикашка. Никакого превосходства я не показываю, хотя бы потому, что не испытываю такового, ясно? Просто я говорю, говорю, понимаешь, разговариваю. Делюсь, рассказываю, общаюсь. А еще я очень хотел бы слу-у-у-ушать. Но получается так, что говорю только я, а других это бесит, они думают я выпендриваюсь. Позвоню-ка я подруге своей.
- Угу. С ней ты можешь трепаться часами.
- Жизнями, дорогой, жизнями.
- О чем?
- Обо всем.
- Ты очень от нее зависишь, ты знаешь об этом? Ты весь в ней, и так было с тобой и твоими подругами всегда. Всегда! Тебе это ни о чем не говорит?
- Только одно - мне пора (Уходит, цедя сквозь зубы: "Когда все это кончится?").
Сцена 3.
Герой и его подруга в кафе. Он улыбается и смотрит на нее, смешит ее.
- Господи, какой же ты смешной!
- О да, это для меня самая лестная похвала. Люблю смешить, особенно тебя. Знаешь, у меня в последнее время какое-то настроение... Черт-те что, усталость какая-то, сам не знаю.
- Ты устал? От чего же?
- От фигни всякой, забудь! Вот, кстати, каламбурчик из свеженького - Я не комплексую, просто ненавижу себя (смеется).
- Ха-ха. Прикольно! Но... почему ты это придумал?
- Да нипочему. Просто как всегда всякая дурь лезет в башку. И это мишутка.
- Мишутка?
- Не шутка.
(смеются).
- Послушай, давай поговорим...
- То есть? Мы будем говорить слова задом наперед или просто перейдем на суахили?
- Нет, мы, конечно, и так говорим, но я хочу с тобой поговорить о... нас.
- Это хорошая тема.
- Не совсем. Тебе не кажется, что наши отношения в последнее время... А?
- Еще более укрепились и стали еще более нежно-розовыми.
- Ну, нет! Будь же серьезным хоть раз!
- Я серьезен как сфинкс, разрази меня гром! О чем ты вообще говоришь?
- Наши отношения стали просто дружескими. Это, конечно, неплохо, но я чувствую, что все прошло.
- То есть ты НЕ чувствуешь того, что было?
- (сбивчиво) Да. И я не знаю, может это временно...
- Если появляются такие мысли. Да еще вслух. То не временно.
- И я не могу заниматься с тобой любовью...
- Определенно не временно.
- Потому что не люблю тебя. Это кончилось. Ну, неужели ты тоже этого не чувствуешь!
- Нет. Я думал, это только началось. Я знаю, тебе было бы легче, если бы я сказал, что я тоже так думаю. Но сейчас я не могу сделать так, как хочешь ты. ЭТОГО я не чувствую.
- Прости меня, пожалуйста. Я не хотела причинять тебе боль. Мне так тебя жалко...
- Хэй, хэй, только вот этого прошу не надо. Все! Все нормально, все понятно. Это бывает, не будем делать мелодраму. Меня нельзя жалеть, ясно? Я тебя тоже не виню, все окей.
- Правда?
- Мишутка.
- Будем друзьями?
- Конечно. Ведь, по твоим словам, мы и так уже друзья.
- Да... Ты такой хороший, просто нет слов.
- Да-да, ты тысячу раз права. Сам поражаюсь. У тебя кто-то есть?
- Нет. А у тебя?
- Ты с ума сошла. У меня есть ты.
- Не говори так, мне плохо. Меня у тебя уже нет.
- Ты уже не думаешь, что это временно, да?
- Не знаю.
- Я знаю. Я знаю тебя лучше, чем ты себя. Это конец.
Сцена 4.
Подвыпивший герой идет по переулку и разговаривает сам с собой. Голос за кадром - его размышления:
Останемся друзьями... Просто так, очень просто. Что-то есть, тебе кажется, что оно есть, (навстречу идет прохожая девушка, герой показывает на нее пальцем). Потом это проходит, (девушка удаляется) и так бывает всегда. У тебя остается только эта улица, пустая дурацкая улица. В чем смысл? А? В чем тогда, мать его, смысл всей этой прогулки? Я иду, строю какие-то планы, куда-то свернуть (поворачивает), где-то остановиться (останавливается), с кем-то встретиться... (смотрит на горящее окно) или не встречаться (идет дальше). А тут столько случайностей... Все планы без толку. Машины сбивают пешеходов, сосульки падают на головы, люди убивают людей, бешеные собаки кусают бешеных прохожих... У меня с собой (ощупывает себя, хлопает по карманам)... скажем, пачка сигочек. Нам хорошо вдвоем - я ее курю, она меня губит (закуривает). И вот однажды она мне говорит: "Гуд бай!", и уходит (роняет пачку в лужу). Но перед этим она скажет: "Останемся друзьями". Но ведь тебя уже нет, нет! И все мои радужные мечты о том, что мы дойдем с тобой до конца, я достану из тебя последнюю сигарету и умру от рака легких в ту же секунду - все эти мечты, нет, планы, я-то считал их реальными - все эти планы отправляются в эту вот помойку (проходит мимо помойки).
Ну, что делать с этими всеми случайностями? (заходит в парк). Не хочется расстраиваться. И расстраивать. Спланировать все? Все-все (жестикулирует, имитируя учителя у доски). И всегда знать, что делать, если что-то, мною заранее предвиденное, произошло. Мда, пока я это проверну, не останется времени пожить по своим заветам (устраивается на ночлег на скамейке). А для потомков уже неохота стараться. В детстве думал, вот бы заболеть одновременно всеми болезнями от А до Я, (жутко кашляет) включая родильную горячку, только, чтоб ими больше никто никогда не болел. А сейчас... Сейчас хочу, чтобы не болели только мои бедные милые родители. Я просто мерзавец, что не провожу с ними достаточно времени. Единственное, о чем я жалею, и буду жалеть, пока все не кончится, пока меня не убьет, предварительно крепко изнасиловав, какой-нибудь маньяк сегодня ночью в этом сказочном парке... (план парка, пруд).
Сцена 5.
Утро. Парк. Над героем склонился благородного вида бомж (крупным планом). Герой просыпается и в ужасе отстраняется от бомжа.
- Бодрое утро.
- Утрое бодро. Вы кто?
- Я лесная фея. И эта фееричная скамейка закреплена за мной. Хочешь, справку покажу?
- Спасибо, не надо. То есть, извините. Я не знал, что она ваша. Вы здесь были всю ночь?
- Конечно. Это была роскошная ночь...
- (в ужасе) То есть? Вы... Я... (ощупывает ремень на джинсах, озирается).
- (обиженно) Да ты что? Я, между прочим, потомственный дворянин.
- (развеселившись) С каких таких дворов?
- А ты язва. Молодец. Ну, выкладывай, что стряслось?
- Я, что, похож на человека, у которого не все нормально?
- Нет, ты похож на побитую дворняжку, у которой все отлично.
- Эй! Полегче! Я в полном порядке. Просто все осточертело. Работа...
- Работа???
- Дом...
- Дом??? Да ты просто нахал. Ты посмотри, кому ты жалуешься.
- Я не жалуюсь. Вы же сами спросили. Не знаю, чего хочу, знаете ли. Зачем живу, если глубже посмотреть.
- Глубже не надо. Вылезать долго. Знаешь, что говаривал мой дедушка?
- Нет. Я даже представить не могу, что у вас был дедушка.
- Не хами! Он говорил - если не знаешь, зачем жить, найди то, за что не в западло умереть.
- Хм. И как - вы нашли?
- Нет. Я знаю, зачем живу.
- Неужели? И зачем же?
- Не скажу. Не твое собачье дело. Твое дело - это твоя жизнь.
- О, когда все это кончится...
- Когда захочешь. Конец - это начало. Начни! И тогда все кончится.
- ...
- Не понял, дурик. Поймешь. Когда надоест корчить из себя мученика.
- Никого я из себя не корчу, слушай. Кончай меня лечить. Скамейка нужна - я ухожу!
- Обижаться не надо. Я же дворянин. Могу перчатку в тебя кинуть. А могу и скамейку.
- Ха-ха. Ладно. Так что же мне начать?
- Начни жить, а не думать о жизни. Как говорил мой дед, жизнь странная штука.
- (иронично) Ах, так вот кто это сказал!
- (серьезно) Да, это все он. Пива купишь психоаналитику?
- Он же - дворянин?
- Он же - лесная фея.
- Ха-ха. Вы смешной.
- Ты тоже. Вырастешь, будешь как я.
- (пристально глядя на него) Надеюсь.
Сцена 6.
Герой и его подруга гуляют по улице.
- Ну, как ты?
- Оставь этот тон заботливой медсестры. У меня все просто превосходно. Ты представить себе не можешь.
- Быстро же ты отошел.
- Не быстрее, чем ты, разве не так?
- Как ты думаешь, мы сейчас друзья?
- Посмотри, какое чистое небо! Ни одной летающей тарелки!..
- Я тебе задала вопрос.
- Люди очень редко смотрят на небо, а оно такое красивое. И всегда разное...
- Ответь же мне! Мы друзья или нет?
- Слушай, ты слишком много думаешь. Какая разница как это называется? Не в словах дело. Я столько раз злоупотреблял одним словом, что теперь буду очень осторожным с ним. Какой мерзавец напридумывал такую массу слов - любовь, симпатия, дружба, страсть... Голову всем заморочил. Хочешь честно - да, думаю, мы друзья.
- А я так не думаю.
- Я думаю, дружба - это когда нет такого выяснения отношений, разборок, заморочек. Зато есть желание помочь в случае чего и посмеяться, разумеется. Мда, пожалуй, если так, то мы действительно недодрузья.
- Господи, какой же ты идеалист. Ты послушай себя! Детский сад, трусы на лямках.
- А мне нравится! (смеется).
- А мне тоже! (смеется).
- Но знаешь, я понимаю, почему тебе так хорошо сейчас. Ты стал свободен... И у тебя всегда была куча подружек, к которым я тебя страшно ревновала...
- Я знаю, знаю. Только давай не будем заниматься разжиганием сексизма и сеять межполовую рознь. И - слушай, я не пойму, теперь ты хочешь побыть брошенной жертвой прекрасной несбывшейся любви? Это нечестно! А хотя - забирай, я этой ролью уже сыт по горло.
- Ужас, ты - циник.
- Нет, я идеалист, ты сама сказала. От дураков меня бесит, но я научился сдержанности. От дур меня тошнит, но я научился делать комплименты. Все остальные люди мне крайне симпатичны. А насчет твоей ревности, то это все-таки была твоя проблема, а не моя. Я не обманывал, и не собирался.
- Ладно. Все-таки хорошо, что это все было, правда, вся эта история?
- Конечно. История пучит, как говорится. Выше орган! Нас ждет счастье. Ну, то есть, нас по отдельности, конечно. Кстати, о дружбе. Я договорился встретиться, и мне уже пора.
- Ты уходишь?
- Да. Я ухожу - ты остаешься. Тебе что-то кажется непривычным в этом? Ты должна была уйти первой?
Друг сидит перед ТВ, смотрит матч. Герой подходит, садится рядом. Они пьют пиво и по ходу комментируют игру.
- Хай.
- Здорово, ты чего опаздываешь? Нашим уже два гола забили.
- Эх, жалко не видел.
- Да, один был вообще красивый. Жопой забили.
- Класс. Ты за кого болеешь?
- Я - за дружбу.
- Это как?
- Ну, это, чтобы хотя бы ничью эти балбесы сделали.
- Ха-ха. Слышь, я с подругой порвал.
- Давно?
- Да, три месяца уже.
- Мне очень жаль.
- Серьезно?
- Не-а. Что с твоей депрессией? В горячие точки больше не хочешь?
- Не-е-т. Я лучше тебя учить буду английскому. Или русскому, ты его еще хуже знаешь.
(смеются)
- Ну, ты реально лучше выглядишь. Рад за тебя, старик.
- Спасибо. А ты вот что-то хреново выглядишь. Обрюзг, тебе спортом надо заняться.
- Да уж. Щеки растут...
- Какие щеки? Вон, одна щечка уже выросла. С пупком посередине.
(смеются)
Д: - Нет, я не могу смотреть на это. Как тараканы, когда свет включишь, вот то же самое.
Г: - Да ладно. Слушай, а ты серьезно считаешь, что я самовлюбленный?
- Конечно. Может не влюбленный, но нравишься себе очень!
- Я просто друг. Себе. Ха-ха. Мы друзья. Ха-ха. Что у тебя с машиной твоей?
- Да опять поменять кое-что надо.
- Слушай, ты должен дать ей имя. Чтобы не ломалась. Ты знаешь, что компьютерщики дают имена своим компам, мне кажется это мило.
- Ладно. Назову в честь тебя.
- Ты шутишь? У нас с ней взаимная неприязнь.
- Вот именно поэтому. Может, подружитесь, тезки!
(смеются)
Д: - Давай сходим как-нибудь на футбол, а? На стадион?
Г: - Давай. Я хочу мячик поймать на трибуне, как вон тот чувак.
- А я хочу на верхнюю трибуну. Чтобы поссать на нижнюю.
- Эй, там же я буду сидеть! И потом, это же вандализм. До пяти лет с конфискацией орудия преступления.
(смеются)
- Так ты как сейчас? После разрыва?
- Превосходно. Было хреново.
- Ха-ха, узнаю тебя - (передразнивая) "Превосходно, было хреново". Понимаю, сердцу не прикажешь.
- Это перцу не прикажешь (смеются). Нет, серьезно, клево все. Сейчас, подожди-ка, я позвоню домой.
- Ты что? Подожди, последние пятнадцать минут осталось, самое интересное пропустишь!
- По-моему, самое интересное, включая жопный гол, я уже пропустил.
(выходит, достает телефон, набирает номер)
- Привет, мама! Ты дома? Шучу (хихикает). Как твоя рука? Я тебе никогда не прощу, что ты мне не сказала про перелом. Нет, правда, что как маленькая. Слушай, мам, а у нас дома случайно телефон не изменился? Шучу (хихикает). Как отец? Не обижает? Шучу (хихикает). Как на работе? Ну, ты же умничка у меня! Я тебя очень люблю мама... Да, я знаю. Да все в порядке у меня. В полном. Кстати, я вообще-то по делу звоню. Скажи мне, мама, счастливы ли львы? Ха-ха. Вот я дурной у тебя, да? Как там наша кошка? Она, поди, огромная уже стала? Ты сфотай ее, и фотку пришли, окей? Или отксерь лучше. Шучу (хихикает). Ксерится с трудом, да? (хихикает). Ладно. Береги себя. Целую. Папику дай?
Пап, здорово. Что расскажешь? Как здоровье? Это хорошо. Ну да, ты же у меня мамонт. Шучу (хихикает). Как работа? Ха-ха, все нормально, больные болеют, ты их лечишь! Молодечик! Я тут каламбурчик придумал, слушай: Что такое больничная утка? Вот и нет, это сомнительный слух, который бродит по больнице (хихикает). Что? Какой сон?... Папа, ты серьезно? Тебе приснилось, что я нажрался водки, и меня забрали в вытрезвитель? Ну, знаешь, твоя интуиция запоздала года на три. Нет, исключено, конечно. Не выдумывай. У меня все хорошо. Я, между прочим, еще и курить бросаю. Что? Ага, в святые готовлюсь. Давай, созвонимся, береги маму.
(возвращается к другу)
- Ну, какой счет?
- Не скажу.
- Почему?
- Потому что стыдно.
- Ладно, не расстраивайся. Я пойду, пройдусь пешком. Погода - чудо.
- Давай, звони.
- Ты тоже.
- Подожди!
- Ау?
- Так, что, когда все это кончится?
(смеется, машет рукой).
Сцена 8.
Герой идет по улице, планы - улица, чистое небо, солнце, река. Играет музыка. Надпись на экране (просветление) - КОНЕЦ.