Обморшев Михаил Геннадьевич : другие произведения.

О самообмане и достоверности в творчестве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О необходимости самообмана в творчестве

О самообмане и достоверности в творчестве

"...кулинаров обычно тошнит от тех деликатесов, которые они готовят - и нанюхаешься, и напробуешься сырого, пока состряпаешь до готовности.

Так же и в искусстве.

Как обмануть себя, увидеть свой полуфабрикат "незамыленным" глазом и понять, чего надо убавить, а чего - прибавить? От чего отталкиваться и на что можно не обращать особого внимания?

Такие вопросы, думаю, может себе поставить любой творческий человек, что помогает преодолеть многие комплексы, в том числе, преклонения перед авторитетами, раскрепостив воображение не в аут распущенности или нигилизм - "тишизм" у В.Орлова в "Альтисте Данилове", а в созидательное, жизнеутверждающее, естественное для индивидуального самовыражения начало."

http://zhurnal.lib.ru/comment/o/obmorshew_m_g/ostilebitlz

Может ли автор в одиночку, без посторонней критики, превзойти самого себя, то есть, открыть в самом себе потенциал творческого роста? Допустим ли для этого творческой постоянный самообман Автора?

Самообман не только допустим - он необходим: налицо гёделева неполнота, ведь Новое - суть иная, непротиворечивая и полная система образов и отношений, отпечатанная в реальности артефактом, который не может выводиться лишь из аксиоматики авторского опыта.

Каждая Новая система всегда должна подпитываться извне, быть неким воздушным замком авторского мироощущения, в который он должен поверить сам, чтобы творить убедительно. Иначе автор, замкнутый в куцых рамках собственного "эго", обречён порождать лишь разноформатные бухотчёты, домыслы, рекламу и сплетни, составляющие основу мемуарного жанра и журналистики (публицистики), справедливо относимых к прикладному творчеству (ремеслу) вследствие конфликта с потребительским спросом на полноценный артефакт.

Индивидуальное авторское необходимо и интересно в качестве атрибута формы, но содержательное начало в искусстве, ценимое обществом, как достояние, всегда выше пределов целостного бытия отдельной личности, какой бы многогранной, осведомлённой и противоречивой та ни была.

Стало быть, правдивое прочтение Нового, отражённое в революционном (для автора) творческом прорыве, всегда лежит за гранью его личного опыта, заставляя художника не просто активно пользоваться опытом внешним, чужим, но и, применяя фантазию, конструировать и играть кардинально Новые роли, осваивать Новые "эго", создавать Новый виртуальный опыт, энергично доказывая при этом их достоверность.

Изложенные тезисы объясняют популярную тягу многих ярких творческих натур к сильным эмоциональным встряскам, наркотикам, алкоголю, нетрадиционному сексу, либо впадание в мистику или зомбирующие религиозные доктрины, помогающие им "уехать", сдвинуть "точку сборки", "оторваться" от привычного Мира и найти фантастические образы "вне себя", за пределами привычного самоощущения.

Тем не менее, можно и нужно избегать этих, калечащих Плоть и Разум истерических излишеств, если понять корень проблемы и рационально принять необходимость её решания в моменты творческой работы. Совсем не обязательно постоянно "витать в облаках", но уметь войти в новую роль и быть искренним в рамках этой роли для каждого автора просто необходимо. Естественно, подразумевается не сценическая роль, а модель внутреннего диалога, то есть, автору нет нужды быть актёром своего внутреннего театра, он должен быть, скорее, режиссёром. Ровно та же разница, как между музыкальным исполнителем и композитором.

Творческая удача художника заключается, очевидно, в том, что его прорыв "наружу", достигнутый самообманом, тем не менее, понятен, приложим, востребован социумом и становится, в конце концов шаблоном общественного мироощущения, как, например, образ Терминатора или Рэмбо.

Таким путём и возникает новое содержание искусства, которое ложится в основу развития культуры и общества, оказывая, в конечном итоге, влияние на Историю.

Художественный самообман применяет любой художник самых реалистических направлений искусства, однако вторая неотъемлемая грань самообмана - достоверность артефакта, отчётливо понимается далеко не всеми художниками даже внутри одного жанра, что, впрочем, отражается и на их месте в развитии культуры и на банальной популярности. Именно по этой причине всё более второстепенное значение занимает поэзия и абстрактные формы искусства, принципиально очищенные от реальности. Зато вполне справедливо процветают малосодержательные, но ярко размалёванные, "осязаемые" ремесленные изделия в художественной упаковке. Шквал готовых теле- и кинообразов резко ослабил способность публики к фантазии, атрофировав тонкое восприятие. На зрительных рефлексах потребителя натёрты мозоли. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Экраны убили впечатлительного читателя и слушателя, его способность "вестись" в камерном антураже, восполняя пробелы собственной фантазией. Немудрено, что потребляется лишь одноразовый "проходной" творческий товар, который, надо отдать должное защитным рефлексам публики, уже не воспринимается, как высокое искусство, не наносит особого вреда интеллекту. То есть, телевизор и кино, изувечив "думающий" глаз, обесценило те музыкальные и литературные произведения, которые эксплуатировали зрительные ассоциации, опирались на образную фантазию.

Но есть и другие перцептивные каналы - слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный, до которого пока "массовое" электронное искусство не дотягивается технически. Очевидно, эти источники и будут в обозримый период питать достоверность литературы. Продолжатся попытки интеграции разных видов или жанров искусства, надо надеяться, более удачные, нежели фентези - монструазный выкидыш научной фантастики и поэзии, например, аудиопостановки, декламация стихов на звуковом фоне и т.п., которые смогут конкурировать с кино и телевидением.

Итак, творческий самообман - не просто необходимое для творческих занятий качество, которым обладает любой автор, вне зависимости от того, осознаёт ли он это, либо самообманывается инстинктивно. Но важным условием творческого успеха была и остаётся достоверность, предметность, сенситивность произведения, коих невозможно добиться без самостоятельного освоения, "проживания" соответствующего чувственного опыта, что является нормальной и важной частью творческой работы и может решаться без спорадического применения химических стимуляторов и стрессов, а сознательным повышением культуры самообмана щадящими здоровье методами ролевого и игрового тренинга, психологической настройки и т.п.


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"