Оболенская Светлана Валериановна : другие произведения.

О равнодушии. Трагедия в Питерском метро

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Видеокамера, установленная на платформе станции питерского метро, зафиксировала такой момент. Из вагонов остановившегося поезда выходили люди и толпой двигались к выходу. Около одной из дверей - мгновенная заминка, и все идут дальше, спешат на волю из душного подземелья. Только две молодые женщины остановились, отошли, задержались на минутку, потом быстро повернулись и скрылись из поля зрения видеокамеры. Они увидели то, что почему-то не заметили другие: кто-то упал на рельсы между дверью и платформой. Это была молодая девушка, студентка, хорошая, правильная девочка, которой предстояла, может быть, долгая и счастливая жизнь. Если бы... Если бы эти две женщины, понявшие, что происходит, стали хотя бы кричать, кинулись бы к двери вагона и крикнули бы, чтобы там стоп-кран нажали... Они этого не сделали. Когда я увидела этот репортаж, в мозгу пронеслось: " Что же это с людьми делается!" Но это лишь восклицание.
  Говорят: всегда так было. А то еще и хуже было. Да, конечно, если поглубже в прошлое заглянуть, и не то найдем. Толпы равнодушных собирались поглазеть на публичные казни, равнодушные старушки подбрасывали хворост в костер, на котором поджаривали еретиков. Но там было совсем другое, старушки были благочестивые и верили, что делают доброе дело.
  А здесь - равнодушие в чистом виде. Страх? Да кого или чего этим двум женщинам было бояться в этот момент? Что их в свидетели запишут? Но ведь человек погибал!
  Невольно думается - да что человек? Чего он стоит? Кому он нужен? У самих дел по горло, время ли останавливаться и спасать другого? На это специалисты имеются.
  Может быть, в данном случае дело не в том, что нашей жестокой историей понимание бесконечной ценности человеческой жизни, более чем в других странах, сведено до минимума. Но все же задумаемся над тем, какое место занимает ценность человеческой жизни в общем объеме ценностей, запечатленном в человеческом сознании, и как изменяется во времени ее место в этом объеме.
  Опустим века, минувшие после эпохи Возрождения, когда величайшие умы своего времени задумались над ценностью человеческой личности и выразили свои размышления в широко распространившихся идеях гуманизма.
   Обратимся к веку ХХ. Две мировые войны, действия двух государств со зверскими тоталитарными режимами, холокост, ГУЛАГ. Разве не менялось понимание ценности человеческой личности? Интересно было бы проследить, когда появилось выражение "пушечное мясо". Наверное, во время потрясшей человечество Первой мировой войны.
  Стало ясно, что вечный "моральный закон внутри нас", о котором говорил Кант, хоть и остается вечным, но в зависимости от обстановки, по-видимому, меняет смысл в сознании очень многих людей.
   Вот и сейчас, на рубеже ХХ и ХХI веков происходит очередной слом, перелом в сознании людей, меняются их ценностные ориентации. Стремительно меняется содержание и характер деятельности человека - в природе, в науке, в промышленности. Новые технологии, новые средства коммуникации, новые открытия и изобретения, всемирная паутина Интернета, позволяющая нам обсуждать насущные человеческие проблемы на мировом уровне - разве все это не меняет человека, его понимание самого себя и своих задач? Его отношений с окружающими? Это процесс всемирный.
   Россия переживает все это позднее других и, может быть, потому - болезненнее. Разве не происходит у нас такой гигантский перелом, разлом, приносящий столько нового, что его и осмыслить-то пока невозможно? И разве он не меняет моральный облик жителей нашей страны?
   Я возьму только одну сторону. От проблемы просто выживания люди молодые и средних лет перешли к задаче повышения качества своей жизни. Они стремятся достигнуть успеха в делах, стать богаче, улучшить бытовые условия своей жизни, путешествовать, давать хорошее образование детям и т.д. Но крутые перемены в понимании и постановке жизненных задач - это испытание для их нравственных установок. И если даже речь идет сначала лишь о намерениях, его выдерживают не все. А, может быть, испытание не выдерживают сами эти прежние установки, которые часто объявляются просто устаревшими? Многим кажется, что именно так и обстоит дело - не человек должен придерживаться твердых нравственных принципов, а принципам пора меняться. БОльшая часть успешных, делающих карьеру людей, меняются сами и, как-то незаметно даже для самих себя, изменяют свои оценки происходящего, свое отношение к моральным принципам, традиционным правилам поведения.
   Цинизм становится нормой - в делах, в отношениях, в оценках, в искусстве. И даже считается, что иначе и быть не может и не должно. Вот что я слышу от вполне порядочных, хорошо знакомых мне людей и что я сама вижу в окружающих: " А что Вы хотите? Иначе не достигнуть успеха и не построить правильные, взаимовыгодные отношения с другими людьми - партнерами ли по бизнесу, сотрудниками ли своей лаборатории и даже с близкими людьми". А законы конкуренции? Разве они - увы - не жестоки и не требуют цинического отношения и равнодушия в отношении к противнику? А без конкуренции - как достигнуть процветания? И личного процветания, и процветания общества? Конечно, говорят, меру надо знать и законы соблюдать, но...
  Но естественным и непременным спутником цинизма является равнодушие. Оно растет в нашем обществе. Разве вы не видите, что это действительно происходит? Разве вы не слышите, что простая гуманность часто объявляется смешной, глупой и даже вредной? Толерантность - чушь и вред, нищим подавать - ну, это ваще....
   А примеры цинизма и равнодушия к человеческим бедам, которые проявляют наши власти предержащие? Чему они учат?
  Нет, дело не в вечной природе человека и не в том, что бывают люди плохие, а бывают хорошие. Такое объяснение того случая в питерском метро меня не удовлетворяет. Мне кажется, что этот случай отражает объективные процессы, развивающиеся во всем мире и болезненно протекающие у нас.
  Я все это говорю не потому, что претендую на знание: как надо. Отнюдь нет.
  Но мне хочется сказать две главные вещи. Не смейтесь над Дон-Кихотами. Уважайте их, помогайте им, ибо общество не падает в бездну безнравственности именно благодаря им. И больше думайте о себе - как сохранить лично в себе неизменным этот вечный моральный закон, о котором писал Кант, закон, известный всякому человеку - любой национальности, любого вероисповедания и любого социального положения. И, достигая успеха в делах, которого я Вам искренне желаю, бойтесь собственного равнодушия и цинизма.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"