Один Современный Автор : другие произведения.

Христианская Церковь. Ч.1 (основы веры)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опыт общедоступного изложения основ Христианской веры. Первые понятия о Боге, о молитве, о храме, о священной истории,о Евангелии и т.д. В первую очередь для верующего читателя, в жанре релилиозных размышлений. В связи с необычностью этого жанра рекомендую перед прочтением ознакомиться с авторским комментарием.


ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

(опыт изложения основ веры для новоначальных)

  

I.

   (вступление)
  
   В мире есть вещи таинственные и непостижимые, которые, тем не менее, играют в нашей жизни чрезвычайно важную роль. К примеру, наши мысли и чувства -- что это такое? Мы их не видим и не слышим, и тем не менее, они, несомненно, существуют, и, более того, чрезвычайно много в нашей жизни значат.
   Еще в большей степени это относится к особой, таинственной способности человека, которая заключается в общении с высшим, невидимым миром, который мы называем духовным. Познанию этого высшего, духовного мира учат различные религии. Все они занимаются тем, что стараются этот мир как-либо описать, и помочь человеку наладить с ним общение -- что должно благотворно отразиться как на его этой, временной жизни, так и на будущей, вечной.
   Многие религии признают, что весь мир имеет своего главу, или Творца -- высшее духовное Существо, сотворившее как духовный, так и материальный мир, и которого обычно называют Богом. Поскольку цель всех религий -- познание высшего духовного мира, то неудивительно, что эти религии сосредотачивают главное свое внимание на познании его главы, т.е. Бога.
   Наконец, среди этих религий есть одна, которая занимает среди них совершенно особое место, это -- Христианство. Эта религия утверждает, что она дает самый прямой и надежный путь познания Бога и духовного мира в целом, и поэтому открывает лучший путь для человека как в этой, временной жизни, так и в жизни вечной. Она говорит, что этот путь открыт людям Самим Богом. Эта религия возникала в начале нашей эры, и с тех пор распространилась по всему миру, став одним из крупнейших мировых религиозных течений.
   Эти страницы посвящены Христианству. Здесь ставится цель описать, хотя бы в самых общих чертах, в чем же заключается суть этой веры -- так, чтобы это было понятно еще не знакомому с ней человеку. Это одна из многих таких попыток, которые за столетия существования Христианства предпринимало великое множество людей. Но здесь и не ставится цели сказать ничего нового, а лишь по возможности ясно и кратко выразить то, во что верило великое множество людей и до этого, с тем, чтобы, быть может, заронить в ком-либо лишь первый интерес. Автор стремился выразить здесь лишь главное и самое простое (но в то же время полезное), с тем, чтобы это понял его современник, и стал бы прилагать к познанию этой темы самостоятельные усилия, основываясь уже на источниках более надежных и достойных. Я буду считать свою задачу исполненной, если эта цель будет достигнута.
  
   (о вере в Единого Бога)
  
   Выглянем в ясный солнечный день из окна своей квартиры. Где бы мы ни находились -- в центре большого города, или в небольшом городке, или в сельской местности -- всегда одна деталь окружающего пейзажа привлечет наше внимание. Это -- раскинувшиеся над головой голубые, огромные и бездонные небеса. Везде, где бы мы ни были, они всегда над нами, и всегда накрывают своим огромным куполом все, что мы видим вокруг. Это естественная и постоянная часть окружающего нас мира. Обычно мы их даже не замечаем -- но так, как не замечаем что-то естественное и привычное, без чего нам совершенно нельзя жить.
   Раскинувшиеся над нами небеса всегда вызывают в нас какое-то особое чувство. С ними для нас каким-то непостижимым образом связаны представления о правде, чистоте, о вечности. Если попытаться сравнить их с чем-то земным, то это, скорее всего, будет океан -- но, в сущности, и океан кажется нам прекрасным, скорее всего, потому, что он напоминает их. Когда они чистые, т.е. когда в них ничего нет и они не представляют никакого разнообразия взгляду, они и кажутся нам наиболее красивыми. В сущности, в мире вообще ничего более прекрасного нет, чем эти бездонные, величественные, раскинувшиеся над головой небеса. Они накрывают весь мир вокруг, как бы царят над ним. Поистине, эта часть окружающего мира, казалось бы, такая естественная и привычная, играет в нашей жизни какую-то совершенно особую роль.
   В какие-то главные, центральные моменты жизни, в минуты наивысшего духовного подъема мы чувствуем присутствие в Небесах какого-то вечного, великого Существа, которое зовет нас к любви, правде, добру. Это великое вечное Существо и есть Бог. Мы ощущаем Его как Главу и Творца всего этого мира, и, в первую очередь, нас самих -- и, кроме того, как некий закон любви, правды, добра, живущий в нас. В нас изначально живет ощущение Высшего, как чего-то главного, центрального, на чем основана наша жизнь. Мы говорим, что та или иная мысль, слово, поступок выше, если в них больше правды. Мы чувствуем, что есть вещи более высокие и более низкие, и употребляем для их различения именно эти пространственные понятия. Неудивительно поэтому, что великий и вечный дух Правды, источник любви и добра во всем этом мире представляется нам высшим всех вещей этого мира, что мы ощущаем Его присутствие именно в Небесах. Только Небеса, в которых великий и вечный Бог обитает -- не эти, видимые, земные -- а высшие, невидимые, духовные.
   Мы чувствуем, что Бог неизмеримо выше нас. Мы лишь ощущаем Его присутствие, но не можем Его до конца познать. Он окружен для нас вечной тайной. Зато Он, как Творец всего мира и человека, знает и видит каждого из нас. Мы, как для Творца, не представляем для Него тайны. Он видит каждого из нас и всегда готов помочь. Но для этого мы должны пожелать помощи. Бог бесконечно уважает каждого человека и не станет помогать ему без его просьбы. Поэтому нам нужно обращаться к Богу со своими бедами и сложностями, просить у Него помощи и вразумления, чтобы Он открыл нам, как поступать. Мы не можем понять, каким образом Он отвечает нам, каким образом приходит помощь. Но опыт множества верующих свидетельствует, что если верить Ему и достаточно настойчиво просить, то помощь непременно придет.
   Также Он желает, чтобы мы становились лучше и добрее. Он ждет от нас усилий в том, чтобы творить Его волю. Поскольку Бог -- это Любовь, Правда, Добро, то и воля Его всегда полна любви, праведная и добрая. Мы должны походить в этом на Него. Он -- наш Творец, и создал нас по Своему образу и подобию. Но мы знаем, как это трудно, и что мы далеко не всегда творим в жизни доброе. Нужны специальные усилия, чтобы правильно использовать эту свободу и научиться с Его помощью творить в жизни больше доброго. Он всегда готов помогать нам в стремлении к тому, что согласно с Его мудрой и высшей волей.
  
   Выйдем в жаркий летний день в поле. Как прекрасен мир вокруг! Колосящиеся травы, цветы, лес на краю поля, и над всем этим -- раскинувшийся голубой купол Небес! Мы любим природу, мы стремимся быть близкими к ней, в нашем сознании она сочетается с чем-то вечным и добрым. Но насколько же наши чувства к ней будут более глубоки, если мы будем сознавать, что вся эта красота возникла в соответствии с единой и мудрой волей, что она несет на себе отголосок, "печать" Творца! Поистине, наше восхищение природой станет еще более глубоким и чистым, если мы будем ощущать за ней присутствие Божие!
   Между людьми возникают глубокие и светлые чувства. Дружба, любовь, товарищество -- эти чувства мы считаем самыми важными, дающими смысл нашей жизни. Они соединяют людей, дают нам радость общения, не дают обществу распасться "на составляющие" -- на отдельных людей. Но если Бог, наш Творец -- Любовь, то значит, эти чувства в нас -- от Него, они -- лишь отражение в нашем сознании Его вечных свойств. Мы имеем эти чувства, поскольку мы сотворены Богом, поскольку на нас тоже лежит Его отголосок, "печать"!.. И как же радостно бывает нам сознавать, что то, что мы в себе считаем самым ценным, что наполняет нашу жизнь радостью -- тоже вложил в нас Бог, мудрый и любящий Творец всего!
   Мы, люди на земле трудимся. В нас заложено стремление что-то создать и оставить после себя -- будь то дом, вспаханное поле или произведение искусства. Но ведь и это стремление в нас -- тоже от Бога, поскольку Он -- Творец! Трудясь, мы только осуществляем то, Им в нас заложено. И как же радостны и глубоки становятся от этого сознания любой труд, любое творчество! Но только нужно помнить, что и трудясь, мы призваны служить Ему, призваны исполнять Его мудрую и благую волю.
   Так и в любой области жизни знание о Боге существенно углубляет и обогащает ее, наполняет радостью и смыслом. Все в мире обретает цельность и завершенность от сознания того, что это есть некоторое отражение воли Творца, что Он некоторым образом присутствует во всем. Правда, мы знаем, что далеко не все в мире является добрым, что в нашей жизни присутствует и зло. Это более сложный вопрос, который мы рассмотрим позднее. А пока обратимся еще к одной теме.
  
   (о храме)
  
   Выйдем из дома на улицу. Если населенный пункт, в котором мы живем, существует достаточно давно, имеет свои традиции и историю, то мы наверняка обнаружим в нем христианский храм. Всюду они стоят по лицу Земли, и в городах, и в селах, на всех материках, самим своим видом напоминая о чем-то великом и вечном, знаком чего они являются. Даже в большом современном городе, где есть здания более внушительные и современные, все-таки именно древние храмы, пожалуй -- самые прекрасные и удивительные из всех строений.
   Случается нам иногда и зайти в храм. На какой-то момент мы отстраняем от себя обычную суету жизни, чтобы посетить место, с которым связано для нас представление о божественном и вечном. Здесь, в этой священной тишине, мы ощущаем вдруг совершенно особую атмосферу.
   Высоко поднимаются древние своды... В сумраке ярко мерцают лампады, свечи. Из глубины храма раздается мерный голос чтеца... И вот -- в каком бы настроении мы не были, что бы перед тем ни ощущали -- здесь мы непременно почувствуем присутствие чего-то таинственного и вечного. Мы как-то невольно задержимся, постоим здесь подольше, быть может, о чем-то задумаемся -- и, вероятно, выйдем отсюда не совсем такими, какими вошли сюда. Может быть, мы скоро вернемся к своим обычным делам; может быть, новые заботы и мысли рассеют в нас это впечатление -- но память о посещении храма, вероятно, останется в нас, как о прикосновении к чему-то высшему -- что, вероятно, побудит нас как-нибудь придти сюда еще раз.
   Тот, Кто привлек нас в храме -- все тот же великий и вечный Бог. С давних времен люди начали строить по лицу Земли храмы, как места, специально предназначенные для общения с Ним. В жизни мы часто бываем рассеяны, многие обстоятельства побуждают нас забыть Того, Кто является причиной мира, Кто сотворил всех нас. Потому люди и создают особые места, которые напоминают нам о Нем, в которые можно приходить специально для встречи с Ним.
   В храмах -- в этих зданиях, построенных специально, чтобы напоминать нам о Творце -- таинственно и незримо присутствует Он Сам. Об этом свидетельствует опыт множества людей, посещавших храмы. Здесь мы встречаемся с Ним лицом к лицу, здесь Он особенно близок нам, здесь он особенно чутко слышит нас. Приглядимся к людям, обычно стоящим в храмах. Они, казалось бы, ничего не делают -- просто пребывают в какой-то особой сосредоточенности и углубленности в себя. И, тем не менее, в их жизни, несомненно, происходит нечто важное. Они общаются с Богом -- таинственно, в глубине сердец -- и Бог им так же незримо отвечает, поддерживает и утешает, помогает решить какие-то важные жизненные вопросы. Это неслышное, невидимое общение с Богом -- важнейшее занятие на Земле для человека. По мере того, как он в нем преуспевает, жизнь его обретает порядок и стройность, ему яснее становятся ее цель и смысл. И нам не должно быть жалко никаких усилий, чтобы это умение приобрести.
   О том, как развить в себе это умение, мы поговорим в дальнейшем. А пока вернемся к другому вопросу -- почему же в мире, кроме добра, существует зло.
  
   (о происхождении зла)
  
   Посмотрим внимательно на жизнь вокруг. Не секрет, что она очень несовершенна. Кроме добрых, высоких чувств -- таких, как дружбы, любви -- между людьми возможны и другие отношения. Жизнь полна борьбы одних людей против других, недоброжелательности одних к другим, в ней есть такие явления, как ложь, преступления, которые в крайнем своем проявлении доходят до физического уничтожения одними людьми других -- таких же живых людей, как они. Такие чувства могут захватывать и целые группы, что приводит в конце концов к массовым проявлениям ненависти -- к войнам. Подобные массовые явления случаются сравнительно редко, но "в малых масштабах" это же происходит и постоянно вокруг нас -- зависть, тщеславие, высокомерие одних к другим часто являются "двигателем" повседневных отношений между людьми.
   Посмотрим на нашу собственную жизнь. На трезвый взгляд она тоже весьма далека от совершенства. Она, быть может, была еще довольно счастлива в детстве, когда мы только открывали для себя этот мир -- но после этого в ней неизбежно наступил период тревог и проблем. Нас беспокоит наша внутренняя неустроенность, отсутствие гармонии в самих себе -- а также проблемы в отношениях с другими людьми. Нами подчас овладевает разочарование, чувство тоски и бессмысленности нашей жизни. Все наши дела, которыми мы столь увлеченно занимаемся, в конце концов перестают увлекать нас, оказываются неспособными по-настоящему наполнить нашу жизнь. Вся эта жизнь подчас может показаться цепью разочарований и ошибок, в которой нет никакого смысла, никакой действительной, подлинной цели. И, в заключение всего, со временем в нас развиваются различные болезни, нас ждет постепенное физическое угасание, и в конце концов -- смерть.
   Почему же все это существует в мире? Почему в нем так мало совершенства? Ведь если Творец его праведен и добр, то мы вправе были бы ожидать другой картины мира -- более светлой, совершенной, доброй?..
   Удивительный ответ на это дает христианское учение. Согласно ему, мир и человек первоначально были сотворены совершенными и добрыми. В мире царила гармония, и все совершалось в нем по Божьей воле. Но человек был совершенным особенным из всех сотворенных Богом существ. Он, единственный из всех существ, был наделен даром богоподобия, т.е. был ближе всех других к Богу, был призван творить на Земле Божью волю. Но это предполагало в нем также собственную свободную волю, поскольку свобода -- важнейшее свойство Божие, а человек был подобен Богу. Свободная же воля предполагает в первую очередь свободу выбора -- т.е. ту таинственную способность, которая позволяет человеку говорить: "Я выбрал, я решил", и исходя из этого самостоятельно строить свою жизнь. Богу угодно было, чтобы человек самостоятельно выбрал верность Ему, самостоятельно избрал Его волю законом своей жизни. Но при действительной свободе выбора этого могло и не произойти.
   Именно это и случилось с первыми людьми. Мы все, конечно, слышали историю об Адаме и Еве, рассказанную в Библии, о том, что они "съели яблоко" -- но, быть может, не понимали до конца смысла этого рассказа. При всей его аллегоричности, при всей возможной таинственности, он говорит нам о чем-то чрезвычайно важном, что произошло тогда. Здесь говорится о том, что людям было предложено творить волю Божию -- а они ее нарушили. Они здесь использовали свою свободную волю и поступили так, как хотели сами. И этим разрушили первоначальную связь с Творцом, отдалили себя от Него, потеряли первоначальное совершенство. Ведь смысл жизни людей, как сотворенных Богом существ состоял именно в единстве с Богом. Именно в этом единстве состояло для них совершенство, гармоничное развитие всех их способностей. Человек был сотворен в некоторой степени независимым, с даром свободной воли -- но он мог достигать совершенства, получала свое полное развитие именно в единстве с Богом, в добровольном подчинении Ему. А люди нарушили Божью заповедь и тем разорвали внутреннюю связь с Ним. Ведь, только чтобы решить поступить не так, как угодно Богу, нужно было внутренне от Него отпасть, частично разорвать эту связь. Ведь именно так происходит, например, когда мы сознательно нарушаем волю какого-нибудь доброго, любящего нас человека, которого мы бесконечно уважаем и считаем бесконечно выше себя. Мы чувствуем, что отдаляемся от него, что какая-то пропасть пролегла между нами. Этот пример хорошо иллюстрирует отношения людей с Богом.
   Нарушив Божью заповедь, первые люди потеряли связь с Богом -- и, в силу этого, стали поврежденными, несовершенными. Но, вместе с тем, они были созданы так, чтобы в какой-то степени могли жить и независимо от Творца. Именно поэтому люди и сохранили способность жить на земле, приносить потомство, мыслить, чувствовать, действовать. Свойства родителей обычно переходят на детей. В семье Бахов, например, все были музыкантами. Точно также в большой семье Адама и Евы (которая представляет собой весь человеческий род) все члены несут на себе главное свойство родителей -- нарушенную, поврежденную связь с Богом, или грехопадение. Мы все -- члены несовершенного, поврежденного рода. Мы с самого рождения, наследственно носим в себе некоторый "дефект". А отсюда понятным становится несовершенство нашей жизни, присутствие в ней противоречий, ее искаженность и поврежденность. Мы, в сущности, живем не той жизнью, которая нам предназначена, для которой был создан человек. Подобие Богу в нас осталось, мы на земле -- единственные существа, обладающие волей, разумом, способностью творчества -- но все это приняло неправильное направление, поскольку оторвалось от своего источника, Творца. Мы, правда, в некоторой степени можем восстановить эту связь, сознательно устремившись к Богу. Но все равно она остается несовершенной, поскольку разрыв этой связи заложен наследственно, в нашей природе.
   В этом и заключается причина зла, которое мы видим в окружающем мире. Ведь все главные проявления этого зла мы находим в своей внутренней жизни и в наших отношениях с другими людьми. Вряд ли какие-нибудь другие проявления несовершенств этого мира могут нас так же сильно беспокоить. В этом и средства, какими можно, по мере сил, исправлять положение. Для неверующего человека -- просто уверовать в Бога и стремиться к восстановлению связи с Ним. А для верующего человека Христианство предлагает еще свои, особые средства, служащие еще более тесной и глубокой связи с Богом, которых не имеет никакая другая религия. О них пойдет речь в дальнейшем.
  
   (отступление о единстве человеческого рода)
  
   Предыдущие размышления могли вызвать один вопрос. В них приводилось как очевидное представление о том, что были прародители человеческого рода, та первая супружеская пара, от которой произошел весь человеческий род. При всей естественности такого взгляда на вещи, всегда находятся люди, которым это кажется странным. Распространенность и разнообразие современного человеческого рода мешают им предположить, что были некогда всего два первых человека, от которых все это разнообразие пошло. Вопрос составляет и приблизительный возраст человечества -- сколько, в самых общих чертах, существует современный человеческий род -- несколько миллионов лет или несколько тысячелетий?
   Чтобы сделать более понятным этот вопрос, приведем следующее размышление. Представьте себе деревню, затерянную в глухих лесах, которая практически не имеет никаких сношений с внешним миром. Приехав в нее, вы обнаруживаете, что все жители ее в чем-то похожи друг на друга, и, кроме того, носят одну и ту же фамилию. Вы делаете естественный вывод, что вся деревня, по существу, представляет собой одну семью, что в эти места приехал когда-то один человек, потомки которого и составляют теперь население этой деревни. При этом, конечно, деревня вряд ли могла быть полностью изолирована в течение всей своей истории. Были, конечно, какие-то сношения с внешним миром, люди приезжали и уезжали, так что вряд ли все ее население представляет в чистом виде одну семью. И все-таки сходство жителей, одинаковая фамилия большинства из них не оставит в нас сомнений относительно главного характера их родственных отношений, главного смысла истории этой деревни. Такая ситуация повторяется на земле довольно редко -- быть может, в случае подобной деревни, или затерянного в океане далекого острова. Но зато она с гораздо большим, даже полным совершенством повторяется в масштабах всей планеты Земля, всего человеческого рода. В самом деле, весь человеческий род действительно совершенно замкнут, в течение всей своей истории развивался только в рамках планеты Земля. Люди действительно представляют собой единый род, непохожий ни на какой род других живых существ -- нет даже никого, кто был бы достаточно близок им. Все побуждает думать, что все человеческое население представляет собой единую семью, находится между собой в родственных связях, и что был когда-то один-единственный человек, от которого все это население и произошло.
   Почему же этот естественный взгляд многим представляется сомнительным? Видимо, потому, что людям в их обычных заботах не свойственно думать о таких вещах, что им вообще свойственно многое забывать. Память о таких событиях не передается наследственно, нужны особые средства, чтобы ее хранить. Ведь мы часто не помним и своей собственной родословной, не знаем своих предков в 3-м или 4-м поколении. Память о таких важнейших сведениях, как происхождение человеческого рода, о первых людях, об изначальном единстве всех людей хранит именно христианская вера. В этом ее ценность -- она сохраняет те изначальные, важнейшие для нашей жизни знания, о которых мы сами, в обычном течении своей жизни склонны забывать.
   Здесь мы не касались того, как возникли первые люди, как именно их сотворил Бог. Видимо, этого мы и не можем понимать. Вера сосредотачивает наше внимание на главном -- что человеческий род имеет родоначальника, что первоначальном источником всего является Бог. Дальше человеческое сознание, как сотворенное Богом, не в силах заглядывать. Мы не можем знать, как произошли первые люди -- но только потому, что нам этого Богом не открыто. Таким образом, христианская вера дает нам совершенно ясную картину того, что нам может быть известно, и признает естественный покров тайны над тем, что нам известно быть не может.
  
   (об истоках веры)
  
   Все эти представления о происхождении человечества, о первых людях, о грехопадении не выдуманы нами. Мы веруем в них потому, что они основаны на древних и надежных источниках. Вспомним -- ведь мы и в обычной жизни склонны доверять тому, что традиционно и надежно. Даже в занятиях наукой и искусством мы в первую очередь стремимся основываться на лучшем, что было достигнуто в предшествующей истории, на том, что сохранила традиция. В этом свойство человеческой культуры -- она копит и хранит все лучшее, что было когда-либо достигнуто человечеством, и именно на этом старается строить что-то новое.
   Так же и в духовной жизни, в религии. Истоки важнейших религиозных традиций теряются в глубине веков. Эти традиции -- то лучшее, что сохранила история человечества, то, что благодаря своей полезности для человека дожило до наших времен. Это касается и веры в Единого Бога. Можно по историческим источникам проследить, как эта вера передавалась из поколения в поколение, и убедиться, что она существует с весьма древних времен, и что ее истоки теряются в глубине веков. У верующих есть замечательная книга -- Библия, в которой описываются чрезвычайно древние события, связанные с происхождением человеческого рода и самыми ранними периодами человеческой истории. Все они изложены с той точки зрения, что Бог существует и непосредственно участвует в них. Из этого следует, что представления о Боге были свойственны, по крайней мере, древним авторам Библии. Правда, любой человек может спросить -- а почему я должен верить Библии? Что побуждает меня серьезно относиться к этой книге, полной достаточно необычных событий? Но дело в том, что многие события, описанные в Библии, вполне исторически достоверны. Были проведены исследования -- раскопки и сравнение письменных источников, которые подтвердили, что многие Библейские события действительно, реально имели место. Но главная причина в другом. Дело в том, что, по опыту множества читавших ее, чтение Библии оказывает совершенно особенное воздействие на человека. Множество людей, в разные века читавшие ее, обрели в буквальном смысле новую жизнь, спасение. Но то, что несет нам такие благотворные результаты, не может быть ложным. Чем бы ни была Библия, как бы ни объясняли нам ее происхождение -- это верный, надежный источник.
   И вот, Библия рассказывает, что мир сотворен Богом. Мы не можем понять, что именно это значит, как именно Бог творил мир. Но это -- самое первое утверждение Библии, то, на чем в ней чрезвычайно много основано, из чего вытекает весь дальнейший рассказ. Можно сказать, что главная "идея" Библии -- присутствие Божие в мире, Его участие в судьбах отдельных людей и народов. Видимо, это одна из главных целей этой Книги -- донести до нас это знание о Боге, сохранить его в поколениях, не дать ему исчезнуть. Таковы цели Книги, которую считают величайшей из существующих на земле.
   Все наводит на мысль, что и действительно это знание важнейшее, среди всех человеческих знаний центральное, то, на котором основаны все другие человеческие знания. Это знание не явилось результатом исследований и открытий, но является изначальным, т.е. заложенным в человека с самого его сотворения, являющимся для него основным, центральным. В самом деле, поскольку человек был создан Богом, то это непременно должно быть так. Поэтому, когда мы говорим о вере в Единого Бога, то мы имеем дело не просто с древним и традиционным знанием, но со знанием, идущим с самого сотворения человека, поистине с самого начала. В этом -- уникальность этого знания, его важнейшее, исключительное значение для всего человеческого рода, в этом же и важность его сохранения.
   Итак, вера в Бога традиционна и надежна. Ее истинность подтверждена опытом поколений. В этом для верующего человека -- еще одно важное ее преимущество. Вера, помимо глубокой и ясной картины мира, дает нам чувство принадлежности -- и не к какому-то одному народу или группе, но ко всему человеческому роду. Чувство это чрезвычайно важно для человека. Мы чрезвычайно ценим свою принадлежность к какой-то группе людей, имеющей свою историю и традиции -- религиозной, профессиональной, национальной... Но что может сравниться в этом отношении с чувством причастности к человечеству, о которой мы, за множеством своих дел, различных других собраний и объединений, так часто склонны забывать! Человек, имеющий это чувство, обретает в жизни поистине нерушимую опору. Он чувствует себя членом единого, хотя и поврежденного рода, идущего от Адама и Евы. И это ни с чем не сравнимое чувство тоже дает нам вера.
   Может быть, вдумчивый читатель скажет, что здесь доказывается истинность веры на основании ее древности и традиционности. Конечно, это бы был неверный прием. Мы не можем утверждать, что что-то истинно и полено только на основании того, что оно древне. Но здесь в действительности не ставилось цели никаких доказательств. Просто здесь обращается внимание на то, что то, что производит столь благотворные изменения в душе человека, полезность чего засвидетельствована таким множеством верующих, является одновременно древним, надежным, традиционным, идущим из самых глубин человеческой истории. А выводы каждый сможет сделать сам.
  
   (о дальнейшей истории человечества)
  
   Библию, о которой говорилось на предыдудщих страницах, нужно в первую очередь просто читать. Чтение это чрезвычайно много дает человеку, который подходит к нему с благоговением и верою. Далее даны будут рекомендации по чтению Библии, которые помогут сделать это чтение наиболее полезным. Мы же пока лишь кратко коснемся ее содержания, тех сведений по истории человеческого рода, лежащих в основании веры, которые она дает. Заранее просим извинения за несовершенства этого пересказа. Его цель -- лишь остановить внимание читателя на самом главном, указать ему лишь некоторые вехи. Предполагается, что он после этого сам обратится к источникам более древним и надежным.
   Итак, потомки первых людей стали распространяться по Земле. Мы имеем сведения о детях Адама и Евы, о последующих поколениях. Особое внимание Библия уделяет присутствию и распространению в человеческом роде греха (т.е. греховной поврежденности, унаследованной от первых людей). Мы читаем о первой вражде между людьми, о первом убийстве (история Каина и Авеля); об общем распространении греха и нечестия среди людей, от которого спасается один праведный человек (история Ноя); о проявлении пренебрежения к родителям (история Хама). Затем мы узнаем (в истории Авраама) о существовании целых городов -- Содома и Гоморры -- жители которых находились под властью греха, предавались нечестию. Есть и другие примеры зла, заблуждения в людях, о которых повествует нам Библия. Все они так или иначе связаны с тем, что человек отворачивался в своей душе от Бога, ставил в своей жизни на первый план свою, а не Божью волю.
   Вместе с тем Библия дает нам примеры праведных людей, на первом месте в жизни которых было стремление жить по-Божьи, творить в своей жизни Его волю. Таковы были уже названный Ной, Авраам, Моисей, святой царь и пророк Давид, более поздние пророки, о которых рассказывает нам эта священная книга. Библия не идеализирует праведных людей, описывая также их ошибки и несовершенства, этим как бы подчеркивая, что греховная поврежденность свойственна всем людям вообще. Отличие праведника от грешника не в том, что он вообще не совершает греха, а в том, что его воля устремлена к Богу, в том, что в нем сильно стремление творить Его волю. Без сомнения, люди рождаются различными, и в то же время каждый человек свободен, что именно в своей жизни ему выбрать -- устремиться всей своей волей к Богу, или же от Него. Так было тогда, так же остается и теперь.
   Около 4000 тысяч лет назад на земле жил праведный человек по имени Авраам. Среди прочих людей он имел особенно сильную веру в Бога, особенно был устремлен к Нему душой. По призыву Бога он оставил свой родной дом и ушел в чужую землю, где положил начало новому народу, который мы теперь называем Израильским, или Иудейским. Главным содержанием жизни этого народа стала вера в Единого Бога, следование в своей жизни Ему. Авраам имел обетование от Бога, что от него произойдет великий народ, в котором в свое время родится Спаситель всех людей -- тот, кто освободит весь человеческий род от власти греха. Название этого народа идет от имен двух из 12 братьев (Израиля и Иуды), детей внука Авраама -- Иакова, который вместе со своими сыновьями переселился на новое будущее место жительства этого народа -- в Египет. Именно от этих 12 братьев, по существу, и берет свое начало весь этот народ.
   Примерно через 400 лет после Авраама в этом народе родился другой великий пророк, Моисей. В это время весь израильский народ находился в Египте, где занимался на тяжелых работах. Моисей стал вождем этого народа, сплотил его вокруг себя и с Божьей помощью вывел из этой чужой страны. Вы слышали, конечно, о 40-летнем странствовании иудейского народа по пустыне. Это было нужно для того, чтобы весь народ избавился от привычек рабства в чужой стране, чтобы ушли поколения, с детства не знавшие о том, что значит быть свободными. Во время странствования по пустыне Моисей получил от Бога мудрые заповеди, призванные регулировать жизнь этого народа, быть правилами личной жизни каждого и отношений между людьми. Это всем известные заповеди "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй", "не пожелай чужого", и многие другие. Они и теперь сохраняют свои силу и значение, выражают то главное, что необходимо для правильной жизни отдельного человека и всего общества. Заповеди эти были предложены всему народу как закон его жизни на все последующие времена.
   Моисей вновь сплотил израильский народ, и, после многолетнего странствия, привел его в землю, предназначенную для его дальнейшего обитания. С этих пор начинается самостоятельная, независимая история этого народа. От других народов он отличался тем, что имел данный ему Моисеем Закон, главный смысл которого был в вере в Единого Бога, исполнении в жизни любого человека и всего народа Его воли. Мы знаем, что вера в Единого Бога и прежде была свойственна человеку. Она хранилась с самого сотворения человека и была, в основном, свойственна отдельным людям, которых мы называем праведниками. Но в первый раз она стала основой жизни целого сообщества людей, которому суждено было существовать много столетий. Поэтому Израильский народ -- именно как целое, как народ -- стал совершенно особым, отличным от всех других народов хранителем веры. В этом смысл того, что этот народ мы называем богоизбранным -- он был как бы выделен Богом из среды всего остального человечества, чтобы Богу некоторым особым образом присутствовать в нем.
   К слову сказать, мы и теперь воспринимаем этот народ как нечто особенное в среде человечества. Даже через 4000 тысячи лет после Авраама, в силу различных исторических обстоятельств рассеянный, уже не имеющий постоянного места обитания, этот народ играет и до сих пор значительную роль в жизни человеческой цивилизации. Значительная часть ученых, деятелей искусства, культуры, политики выходят именно из него. Он и до сих пор сохраняет (несмотря на рассеянность по всему миру) некоторое единство, верность древним традициям -- в первую очередь Закону Моисея. Это явление -- уникальное в человеческой истории, никакие другие народы, в т.ч. самые известные, внесшие значительный вклад в человеческую культуру, не существовали так долго. В силу различных исторических обстоятельств в мире, уже в последние столетия, сложилось самое разное отношение к представителям этого народа. Тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что особое значение этого народа в человеческой истории объективно, что потомкам Авраама действительно были присущи некоторые качества, которые делали это сообщество людей как бы "центральной струей" человеческой истории в течение многих сотен лет -- что выразилось, в первую очередь, в их назначении хранителей веры в Единого Бога.
   Жизнь этого сообщества не была лишена тревог и проблем. В израильском народе тоже рождались люди разные, в большей или меньшей степени склонные творить в своей жизни волю Единого Бога. Как и каждый отдельный человек, весь народ тоже совершал свои ошибки, грехи, отступал время от времени от своего назначения. Тем не менее, благодаря его особым качествам и наличию Закона, этот народ оставался хранителем веры, она всегда занимала в его жизни центральное место. Это, в частности, выражалось в том, что здесь время от времени рождались люди особо крепкой веры, которые укрепляли и наставляли свой народ, призывали его не отступать от Бога, творить в своей жизни Его волю. Таких людей мы называем пророками.
   Сменялись поколения, рождались и умирали пророки, текли века. Но всегда в жизни богоизбранного народа присутствовала одна вера, одна надежда, казалось бы, совершенно необъяснимая, но, как оказывается, чрезвычайно важное для всего человеческого рода, в том числе и для нас. Именно, этот народ верил, что, так же, как когда-то произошло грехопадение, так когда-то произойдет и избавление от него, будет восстановлена утраченная связь с Богом. Так же, как когда-то это произошло через непослушание первого человека, так должен родиться Человек, который во всем будет послушен Богу, и этим откроет путь всем верующим в Него к избавлению от греха. Этот Человек должен принадлежать к израильскому народу, т.е. народу, хранящему веру в Единого Бога. Он должен быть великим Пророком, Учителем. Он должен пострадать от грешных людей, добровольно отдать за них Свою жизнь -- и этим открыть для них путь к Спасению. Многие свойства этой великой Личности, многие обстоятельства Его жизни с большей или меньшей точностью на протяжении сотен лет предсказывали израильские пророки. Были в главных чертах известны заранее обстоятельства Его рождения, даже время Его прихода. И вот, эти ожидания, наконец, сбылись. Около 2000 лет назад в небольшой израильской деревушке родился Человек, которому суждено было действительно открыть человечеству путь избавления от греха, стать основателем новой религии, которая изменила лицо нашего мира. Это -- Иисус Христос, про которого теперь, через 2000 лет после Его рождения, конечно же, слышал всякий человек, живущий на Земле. Именно с Его рождением связан теперь отсчет нашего летоисчисления. Именно Ему посвящены все стоящие по лицу Земли христианские храмы. Без сомнения, это Личность исключительная, единственная, сыгравшая совершенно особую роль в человеческой истории. Поэтому нам нужно хотя бы немного познакомиться с историей Его жизни и с тем, что Он принес в мир.
  
   (о христианской вере)
  
   Как уже было сказано, Иисус Христос тоже принадлежал к израильскому народу. Примерно до 30-летнего возраста Он провел в неизвестности, в своем родном небольшом селении. Когда Ему было около 30 лет, Он вышел на проповедь, стал наставлять, учить людей -- и исцелять. Ему свойственен был необыкновенный дар исцелений, по Его слову вставали с постели расслабленные, немые начинали говорить, глухие -- слышать, слепые -- видеть. Но этим не ограничивались Его удивительные свойства -- за время своего общественного служения Он воскресил нескольких умерших, причем один из них умер 4 дня назад. Также Он проявлял Свою власть над неживой природой -- по Его воле в сети к рыбакам приплывала рыба (?), утихала буря на озере, Он мог, как по суше, ходить по воде. Впрочем, суть Его учения заключалась не в чудесах. Проповедуя, Он учил людей исполнять в своей жизни Божью волю, которая заключалась в том, чтобы жить в братской любви друг к другу, помогать друг другу, не держать на людей зла, стараться все друг другу прощать. Более подробно Его учение изложено в Евангелии. Это учение отличалось особой ясностью и чистотой, которые привлекали к нему многие стремящиеся к правде сердца. Еще во время Своего земного пути Он говорил Своим ученикам, что Ему должно пострадать, добровольно пойти на смерть, чтобы этим открыть путь всем верующим в Него к спасению от власти греха. И по истечении 3 с лишним лет Его земного служения это действительно произошло. Он был взят (арестован) современными Ему иудейскими властями, осужден и приговорен к самой мучительной казни того времени -- распятию на кресте. Претерпев невероятные мучения, Он предал душу Свою Богу -- и, казалось бы, навсегда ушел из этого мира и человеческой истории. Но через некоторое время после этого ученики Его стали разносить по миру удивительную весть -- что Он воскрес. Они обошли с этой вестью весть тогдашний цивилизованный мир, подкрепляя ее чудесами и проповедью Его учения. Весть эта постепенно распространялась в мире, привлекая все новых людей -- и в течение столетий в мире возникла новая мировая (т.е. привлекшая к себе сотни миллионов людей) -- Христианская -- религия. Последователи ее утверждают, что она открывает путь к избавлению от греха, дает человеку поистине новую жизнь, восстанавливает то единство с Богом, которое было утрачено человеком в результате грехопадения. Множество верующих пережили это на собственном опыте и свидетельствуют об этом.
   Каким же образом это могло произойти? Сразу скажем, что, когда речь заходит о непостижимых вещах, связанных с Жизнью, Смертью и Воскресением Спасителя, от человека ожидается просто вера, основанная на доверии опыту множества верующих людей, прошедших христианским путем. Но, поскольку цель этих страниц -- сделать более понятными некоторые положения веры, аргументировать их, то попробуем немного поразмышлять о смерти Спасителя и Его воскресении. Обычно вся история Его жизни более-менее принимается, несмотря на некоторые непостижимые моменты, присутствующие в ней -- недоумение вызывает именно Воскресение. Но если мы принимаем, что Он исцелял других людей, даже -- что Он некоторых из них воскрешал, то мы можем принять и то, что Он мог воскреснуть и Сам. Мы не знаем, как именно это произошло -- впрочем, как большинство из нас не знает, как можно вернуть слух другому человеку, или воскресить умершего -- но мы можем верить, что и то, и другое, и третье могло произойти. Ближайшие Его ученики утверждают, что Он воскрес реально, не как призрак, что Его видели принимающим пищу, что с Ним можно было говорить, до Него можно было дотронуться...
   Почему же избавление от греха совершилось именно через Его мученическую смерть? Этого мы тоже не можем до конца понять. Но мы знаем, что грехопадение произошло через непослушание, через то, что Адам и Ева поставили свою волю выше воли Божьей. Так же избавление от греха могло произойти через то, что некий Человек во всем будет послушен Богу, во всем выполнит в Своей жизни Его волю. Но важнейшее испытание для человека, важнейшая проверка его верности чему-либо -- это смерть. Христос задолго до Своих крестных страданий знал, что Ему суждено умереть, что именно в этом для Него воля Божья. Мы тоже не можем этого понять, как и многое, связанное с таинственной и непостижимой жизнью Спасителя. Далее, опыт столетий показывает, что Христианская вера может спасать человека во всех обстоятельствах его жизни. Она спасительна для человека полностью, от его рождения до смерти. Видимо, это происходит потому, что Сам Спаситель в течение Своей жизни, в общем, испытал на себе все, с чем может столкнуться в своей жизни человек -- был ребенком, юношей, простым работником, Учителем, проводил время в путешествиях, терпел голод, жажду, встречался со множеством разных людей, самым разным образом относящихся к Нему -- и, наконец, претерпел ненависть, пытки, насмешки, несправедливое осуждение, казнь и мучительную смерть -- и ни в чем не отступил от воли Божьей, во всем оставался верен Ему. Таким образом, любой человек всегда, в любых обстоятельствах, даже самых мучительных и тяжелых, может быть уверен, что Спаситель это или нечто подобное претерпел, и поэтому может быть примером ему. Даже в тех обстоятельствах, которые ждут каждого человека, когда душа его будет расставаться с телом и перед ним будет раскрываться таинственный иной мир. Спаситель всегда с нами, в своем неразрушимом единстве с Богом -- и через веру в Него мы можем приобщаться к этому единству.
   Может возникнуть вопрос -- каким образом это происходит? Ведь множество других людей на Земле тоже жило и умерло, но любовь к ним, и даже следование их учениям, пусть даже самым чистым и светлым, не приводит к таким результатам. Здесь дело опять именно в воскресении Спасителя. Мы не можем этого понять, но ученики утверждают, что после Своей смерти Он в течении 40 дней неким таинственным образом вновь присутствовал среди них -- а потом вознесся на Небеса. Это еще меньше может понять только начинающий интересоваться вопросами веры человек -- но церковное учение утверждает, что с тех пор Он уже не умирает, а таинственно пребывает в Небесах с Богом, наполняя, одновременно с этим, так же, как и Бог, весь наш мир. Таким образом, Иисус Христос -- единственный из людей, Который, оставаясь человеком, приобрел свойства Божии, может выполнять для нас ту же роль, что и вечный, управляющий всем миром Бог. Иными словами, Он вечно жив, и теперь всегда пребывает на Небесах, видя каждого человека и откликаясь на его нужды, когда тот с любовью и верой обращается к Нему. Об этом свидетельствует опыт множества в последние 20 столетий уверовавших в Него людей. Множество людей утверждают, что, когда мы обращаемся к Спасителю (внутренне, в душе), отклик бывает существенно иной, чем когда мы пробуем таким же образом общаться с любым другим из прежде живших на земле людей. Это -- опыт христианской Церкви. Любой человек может сам в этом убедиться, пережив это в своей жизни.
   Таким образом произошло спасение человека от греха. То, что Христос всегда творил волю Божию, означает, что Он был безгрешен. Веруя в Него, внутренне общаясь с Ним, мы некоторым образом приобщаемся к Его качествам. Ведь именно таким образом происходит и наше общение с любым обычным человеком -- думая о нем, вспоминая его, мы как бы незримо, внутренне соединяемся с ним. Только Христос пребывает с Богом, в невидимом, духовном мире, и открыт для общения любому из живущих на земле людей. При этом все люди на земле продолжают рождаться поврежденными грехом, оставаясь в этом смысле детьми Адама. Но теперь (последние 2000 лет) для каждого человека существует путь избавление от греха, открытый некогда пришедшим в мир Спасителем. Те из нас, кто уверуют в Него (т.е. искренне и добровольно полюбят Его, признают своим Учителем, поверят в спасительность для них Его смерти и воскресения), получают совершенно особую возможность избавления от греха, соединения с Богом, удивительную возможность начать новую жизнь. В этом причина особой действенности веры во Христа в мире, тех особых плодов, которые принесло в истории Христианство, и этим Спаситель отличается от множества великих людей, живших прежде, пример жизни которых или учение тоже могут в какой-то степени благотворно повлиять на нас. Прошедшие столетия показали, что множество людей, уверовавших во Христа и в спасительное значение Его крестных страданий, действительно чрезвычайно сильно менялись, действительно в полном смысле обретали новую жизнь. Разум не может это понять, но это действительно так. Мы можем лишь поверить этому и испытать на себе благотворное действие этого.
   Мы знаем об этом потому, что Он после Себя оставил своих учеников. Они разнесли по миру весть о Его добровольной смерти и Воскресении, а также проповедали Его учение. Ученики, после Его отшествия из мира, составили сплоченное общество, или Церковь, которая существует в мире до сего дня. Уже 2000 лет она несет миру спасение, удивительную возможность избавления от греха, которому почти с самого своего возникновения порабощен весь человеческий род, что делает ее миссию самой важной и значительной на земле. С самого начала возникновения Христианства вера во Христа неотделима от веры в Его Церковь. Главное в учении Церкви заключается в том, что Христос был Бог, ставший человеком и воплотившийся на земле. И, поскольку Он Бог -- Он открывает нам путь к Себе, к Своей вечной и блаженной жизни, от которой мы были оторваны. А поскольку Он человек, Он близок и понятен нам, мы можем учиться у Него, следовать за Ним, воспринимать те свойства, которые Он имел в Своей земной жизни, Его учение, выраженное в словах. Таким образом и оказывается возможным наше спасение от греха. В этом и смысл пришествия на землю Христа, смысл Его крестной жертвы. О жизни и учении Христианской Церкви мы еще расскажем в дальнейшем.
  

* * *

  
   Неисчислимы следствия, которые приносит в жизнь человека христианская вера. Неисчислимы и следствия, которые произвело Христианство в истории человечества. Достаточно сказать, что самая крупная и глубокая современная культура -- европейская -- во многом основана именно на Христианстве. В течении последних веков христианская вера вдохновила многих величайших европейских поэтов, музыкантов и художников на создание выдающихся произведений. Ее распространение постепенно привело к тому, что некоторые государства и народы целиком стали считать себя Христианскими. Главные достижения современной цивилизации -- забота о человеке, милосердие, гуманность -- в сущности, имеют свое начало в Евангелии.
   Христианская вера открывает возможность новой, более совершенной жизни как для отдельного человека, так и для целых людских сообществ. В жизнь отдельных людей и целых их групп приходят новый смысл, глубина, гармония, которые делают эту жизнь ближе к той, какой она должна быть, какой она задумана Богом. Великое множество людей были в полном смысле спасены через приход к Христианской вере. Поистине ничто в мире не производило таких изменений в жизни отдельных людей и целых обществ, как эта вера.
   Под знаком этой великой Личности проходит вся наша, теперешняя эпоха, все последние 20 веков. В настоящее время в мире веруют сотни миллионов, в то время как в начале распространения Христианства это был лишь сравнительно узкий круг лично знавших Спасителя. Ничто в мире не может воспрепятствовать распространению спасительной веры, которое возвращает людям самое важное -- их утерянное единство с Богом.
   В настоящее время путь обретения этого единства открыт для каждого. На него может стать всякий, кто уверует во Иисуса Христа, пожелает следовать за Ним, стать Его учеником. Единственное, что нужно -- это личное решение, а также собственные усилия на этом пути. Бог глубоко уважает Свое высшее творение, человека -- и не станет спасать никого без его собственной воли. Но другое важнейшее свойство человека -- совершать усилия, трудиться, и без этого так же невозможно спасение.
   До сих пор мы говорили о том, что может помочь человеку принять это решение, обрести веру, пожелать идти по Христианскому пути. Но если решение принято, то на этом пути нужно знать некоторые ориентиры. Их предлагает нам Церковь, которая "аккумулирует" опыт множества прежде принявших веру и уже прошедших этим путем людей. Эти ориентиры помогут нам в том, чтобы наше движение по пути спасения было более верным и успешным. О них и пойдет речь на следующих страницах.
  

* * *

  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"