Аннотация: Сценарий, написанный в ноябре-декабре 2002 года под впечатлением от фильма Дэвида Линча "Малхолланд Драйв". Пока не экранизирован. Собираюсь сделать это в будущем.
ПЛЕННИКИ ЧЕРНОГО ГОРОДА
киносценарий
Темнота.
За кадром раздаются звуки города: шум машин, голоса людей. На фоне этих звуков все громче и громче раздается шелест крыльев. Из темноты выплывают красные буквы.
"Не верь глазам своим. Ибо глазам видны лишь ограничивающие нашу свободу оковы. Чтобы рассмотреть главное, нужно пользоваться пониманием. Ты все знаешь, необходимо только понять это. И тогда сразу станет ясно, как летать..."
Ричард БАХ "Чайка Джонатан Ливингстон"
Звуки стихают. Буквы уходят в затемнение.
Сцена 1
Черный фон. Звуки радиопомех. На экране появляется рябь. Кто-то настраивает разные радиостанции. Наконец, на экране появляется качественное изображение, звучит мрачная напряженная музыка. Мы видим полуразмытые кадры города. Сквозь толпу людей пробивается человек. Он стремительно идет по городу. Его лицо размыто. Он очень сильно выделяется среди других людей тем, что он словно оторван от изображения. Все остальные находятся "вне фокуса".
Временами кадры срываются, и на черном фоне появляются титры. Сначала они пишутся красными буквами, потом - черными. Во время титров экран вертикально разделяется на две половины. На одной половине экрана пишется титр, на второй половине резко меняются кадры: рисунки на обрывках бумаги, небрежно и нервно начерканные черным жирным карандашом, рука, нервно рисующая эти картинки. На рисунках можно разглядеть дома, людей, машины, улицы, птиц, некоторые рисунки полностью заштрихованы черным.
Внезапно человек, идущий по улице, резко останавливается и смотрит вверх. Мы видим большое черное высотное здание.
СКЛЕЙКА
Этот человек стоит на крыше здания, на самом краю. Рука его вытянута вперед. На ладони лежит капсула с кровью, красиво переливающаяся на солнце. Человек переворачивает ладонь, и капсула летит вниз. Мы слышим шум полета капсулы. Видим, как она летит вниз. Вдруг перед нами мелькает кадр девушки, которая расставляет свои руки как крылья на фоне белого круга. Быстро и резко. Вдруг эти кадры сбиваются, как будто пленка слетает с кинопроектора. На черном фоне появляются красные буквы:
ПЛЕННИКИ ЧЕРНОГО ГОРОДА
Сцена 2
Крыша высотного здания. Утро. Съемка в стиле телевизионного репортажа. Изредка в кадре мелькают видеопомехи.
Человек поворачивается к нам лицом, попрежнему размытым, и идет по крыше. Он подходит близко к камере и смотрит прямо в нее.
НЕЗНАКОМЕЦ. Что - уже можно?
Он смотрит куда-то в сторону за камеру. Видимо, ему кто-то отвечает.
Человек присаживается на бетонную плиту, которая лежит на краю.
НЕЗНАКОМЕЦ. А это.... Курить можно?...Лучше не надо?...Да?... Ладно... Холодно здесь как-то...Та-а-ак... С чего бы начать?
Он сжимает руки, потирает ладони.
НЕЗНАКОМЕЦ. Короче, представьте. Ранняя осень. Окраина города. Ночь, наполненная томительным ожиданием рассвета. По дороге едет старая "Волга".
Сцена 3
Ночь. Город. Яркий свет фар.
По дороге едет старая "Волга". За рулем сидит небритый полный мужчина лет сорока с явными признаками алкогольной зависимости на лице: мешки под глазами, слегка помятый вид. Он пьет баночное пиво. По радио играет песня "Я сошла с ума". Водителю это не нравится. Он кривит лицо и перестраивает станцию. Радио барахлит, что жутко бесит водителя, он ударяет по нему кулаком, и волна настраивается. Хриплый голос исполняет шансон, и водитель начинает бодренько подпевать исполнителю своим не менеехриплым прокуренным голосом.
Вдруг он замечает, что кто-то голосует, выйдя почти на середину дороги. Водитель жмет по тормозам. Открывает дверь и видит перед собой красивую молодую девушку с большой спортивной сумкой, перекинутой через плечо. Девушка заглядывает в салон машины и приветливо улыбается, не переставая жевать жвачку.
ДЕВУШКА. Друг, до студгородка не подбросишь? (пауза) Только у меня денег нет...
Водитель оценивающим взглядом смотрит на девушку. Потом машет рукой.
ВОДИТЕЛЬ. Ладно, садись. Вдвоем веселей.
Девушка садится и смущается, заметив банку пива в руке водителя. Он улыбается ей во весь рот. Она делает вид, что не замечает этого.
ВОДИТЕЛЬ. Не местная?
ДЕВУШКА. Из Черновска.
ВОДИТЕЛЬ. А здесь какими судьбами?
ДЕВУШКА. В универ поступила, а щас мне в общагу надо оформиться.
ВОДИТЕЛЬ. А тебе не кажется, что опасно по ночам машины тормозить?
ДЕВУШКА. Ну, страшно, конечно. Да я не первый раз уже.
ВОДИТЕЛЬ. Ну-у... раз на раз не приходится! Водители ведь разные попадаются. Некоторые из них могут оказаться и не такими хорошими. Заставят тебя делать плохие вещи. А?
На этих словах он кладет руку ей на колено и начинает медленно гладить. Девушка в оцепенении молчит и не знает, что делать.
ВОДИТЕЛЬ. Очень плохие вещи. Или, может, тебе нравится делать плохие вещи? Любишь? А?
Девушка пытается убрать руку водителя со своего колена.
Внезапно - крепкая мужская рука бьет водителя в лицо. Водитель приходит в себя после удара, открывает глаза и видит перед собой на месте девушки парня. Выглядит парень весьма внушительно: широкие плечи, накаченные мышцы. Он еще раз ударяет водителя.
ПАРЕНЬХ. Говори, сука, где капсула?
ВОДИТЕЛЬ. Что? О чем вы говорите?
ПАРЕНЬХ. Не отпирайся. Мне все про тебя известно. Ты работаешь на Стража.
ВОДИТЕЛЬ. Черный Город!? Ты из Черного Города!?
В этот момент парень хватает водителя за шкирку и вытаскивает его из машины. Он со всего размаха бросает его на асфальт и пинает в бок, от чего жертва стонет и харкает кровью.
ВОДИТЕЛЬ Я...Я не знаю! Мне ничего не сказали! Я больше не в деле!
ПАРЕНЬХ. Врешь, скотина! У меня совсем другие сведения.
ВОДИТЕЛЬ. Ошибка. Здесь какая-то ошибка.
ПАРЕНЬХ. Ошибка!? Да ты сам - сплошная ошибка! (пинок) Где капсула? Говори!
Он отчаянно пинает его в бок. У водителя льется кровь изо рта.
ВОДИТЕЛЬ. Хорошо... Я вспомнил. Дождь. Тебе нужен Дождь! У него капсула!
ПАРЕНЬХ. Дождь?! Кто это?! Где же мне его найти?!
ВОДИТЕЛЬ. Я... Я не знаю! Честно! Не знаю!
ПАРЕНЬХ. Почему я должен тебе верить!?
ВОДИТЕЛЬ. Я... Я все сказал! Все что знал! Я больше ничего не знаю! Честно! Отпустите меня, пожалуйста!
Парень, презрительно взглянув на водителя, отходит от водителя к краю дороги и останавливается, повернувшись спиной к нему.
ГОЛОС ДЕВУШКИ. Отвали ты!
СКЛЕЙКА:
Водила снова сидит за рулем рядом с девушкой. Девушка убирает с колен его руку.
ДЕВУШКА. Отвали, козел! Тормози!
Водила со странным загруженным выражением лица смотрит на нее. Она открывает дверь и выходит из машины.
ДЕВУШКА. Я и сама уже дойду.
Дверца хлопает. Девушка смачно выплевывает жвачку изо рта и уходит прочь. Водитель остается в полном непонимании того, что произошло.
Он провожает девушку задумчивым взглядом.
Сцена 4
Город. Ночь.
Крупно: лицо курящего парня. Он смачно втягивает дым и выпускает колечки прямо в объектив. Как только колечки заполняют экран, начинает играть агрессивный хардкор.
ПАРЕНЬ. Ну, че, люди - погнали?
Рядом с ним стоят еще двое парней. Все одеты по-рэпперски. С большими рюкзаками, наполненными баллончиками с краской. Они бегут по улицам ночного города. Мельком показываются кадры домов, фонари, вывески и т.д. Все выглядит настолько серьезно, словно эти ребята выполняют сверхсекретную правительственную операцию. Они подбегают к большой кирпичной стене и останавливаются возле нее. Парень достает баллончик с краской и принимается "бомбить" девственную стену, двое других стоят нашухере, смотрят, чтобы не было милиции. Мощными штрихами парень вырисовывает белую птицу, широко раскинувшую свои крылья, летящую на встречу солнцу. Она словно обхватывает своими крыльями солнечный круг.
Еще несколько штрихов, и граффити закончено. Довольный парень отходит от стены и радостно разглядывает свой новый шедевр. Два других парня подходят и заценивают граффити.
ПАРЕНЬ. И, наконец - последний штрих!
Он берет банку с черной краской и подписывается:
ДОЖДЬ
ПАРНИ. Да, Дождь, это одна из твоих лучших работ...
Вдруг раздается шум автомобилей, мелькает отдаленный свет фар.
ПАРНИ. Шухер!
Парни быстро хватают сумки и, в спешке толкая друг друга, бегут обратно. Двое убегают вперед, а Дождь отстает от них. Он забегает в один из переулков и теряет их из виду.
ДОЖДЬ (прижимаясь к кирпичной стене дома и бросая взгляд за угол). Черт!
Раздается звук сирен, Дождь сворачивает за угол и со всей силы натыкается на девушку с большой спортивной сумкой, которую мы видели в прошлой сцене.
ДОЖДЬ (заикаясь). Из..извините... Вам помочь?
ДЕВУШКА. Нет... Да... Я не знаю. Я заблудилась. Мне нужно добраться до студгородка.
ДОЖДЬ. Хм... Это не сложная задача. Отсюда всего пара кварталов. Вам, кстати, в какую общагу?
ДЕВУШКА. А где журналисты живут?
ДОЖДЬ. Какое совпадение - мне туда же! Давай знакомиться, меня зовут Сергей.
ДЕВУШКА. Жанна.
ДОЖДЬ. Вот и замечательно! Очень рад знакомству (пожимает ей руку).
Они вместе идут по городу и о чем-то разговаривают. Дождь все время шутит, размахивает руками. Постепенно лицо Жанны меняется с грустного на веселое. Наконец они доходят до общежития. Из ее дверей выпрыгивают два парня, те самые, что убежали вперед.
ПАРНИ. Дождь, а мы думали - тебя уже менты цепанули.
ЖАННА. Дождь?
ДОЖДЬ. Ну... Для друзей - я Дождь...Ладно - потом увидимся.
Парни удаляются. Жанна остается на крыльце и с загадочной улыбкой провожает их.
Сцена 5
Крыша высотного здания.
Мы снова видим парня с размытым лицом. Он сидит напротив камеры и что-то вспоминает.
НЕЗНАКОМЕЦ. Жанна? Хорошая девушка, да... Но слабая... Очень слабая... Она жила фантазиями... Она была рабом своих фантазий... Выросшая в маленьком провинциальном городке, она мечтала попасть в большой мегаполис...
На задне плане, по самому краю крыши идет какая-то девушка в осеннем кожанном плаще. Она находится "вне фокуса", но издали похожа на Жанну. Она балансирует на краю крыши.
Она думала, что город сможет дать ей силу. Это была одна из причин, по которой она поступила в университет. Это позволило ей вырваться из болота, в которое превратился ее родной городишко.
СКЛЕЙКА:
НЕЗНАКОМЕЦ. Нет... Это не помогло ей спрятаться от фантазий. Они продолжали преследовать ее даже здесь.
Жанна останавливается и смотрит в сторону камеры. Она чего-то ждет и в нетерпении шаркает ногой по земле. Рассказчик не обращает на нее никакого внимания, словно ее на самом деле не существует.
СКЛЕЙКА:
НЕЗНАКОМЕЦ. Но нельзя сказать, что город ничего ей не дал. С первых же минут у нее появилось много новых знакомых. С Алиной она познакомилась в общежитии в первый же день...Это был первый шаг в Черный Город.
Жанна резко разворачивается спиной к камере и прыгает с крыши.
СКЛЕЙКА.
Капсула с кровью летит вниз. Мы видим, как она приближается к земле. Вот-вот она разобьется.
Изображение срывается. Звуки радиопомех.
Сцена 6
Коридор общежития. Утро.
Мы видим крупно лицо парня. Его взгляд опущен вниз. На лице - грусть. Он поднимает глаза и пристально смотрит в камеру.
ПАРЕНЬ. Эгоистка... Ты больная эгоистка. Похоже, тебе никто не нужен, кроме тебя самой.
Мы видим другое лицо - девушку, которая сидит в коридоре у противоположной стены. Она язвительно ухмыляется и затягивается сигаретой.
ДЕВУШКА. (выпустив дым в сторону) Как будто ты и раньше этого не знал!
ПАРЕНЬ. Алина, я знал это. Но я любил тебя... и сейчас люблю.
Он опускает глаза вниз и еле слышно вздыхает.
ПАРЕНЬ. Ты снова и снова повторяешь эту историю. Как тебе не надоело? Ты еще не устала?
АЛИНА. Нет, не устала. Зато ты, похоже, устал. Зачем ты бегаешь за мной - ты же знаешь, у нас с тобой нет будущего? И ты понимаешь из-за чего. Я не хочу возвращаться к прошлой жизни, потому что я другая. Мне нужна свобода. Но тебе, Вадим... тебе этого все равно не понять. Мы с тобой никогда не понимали друг друга. Хм... (усмехается)... Да разве вы, мужики, можете нас понять?
Алина пристально смотрит Вадиму в глаза. Потом резко ее взгляд переключается на книжку, которую она держит в руках.
Это Ричард Бах "Чайка Джонатан Ливингстон". Вадим укоряюще смотрит на нее, уткнувшись подбородком в свои колени.
ВАДИМ. Знаю, я тебе уже надоел. Прогони меня, и я сразу же уйду.
В ответ Алина только выпускает облако дыма. В этот момент в конце коридора появляется Жанна с большой спортивной сумкой. Она подходит к ним.
ЖАННА. Вы не подскажете, где здесь комната 310?
АЛИНА. Вон, в другую сторону. Ты случайно не заселяешься?
ЖАННА. Ну, да...заселяюсь.
АЛИНА. О, будем соседями! Прикольно... Давай знакомиться. Меня Алиной зовут.
ЖАННА. Жанна.
АЛИНА. А этого парня - Вадим. Только ты на него не смотри - он занят.
ЖАННА. Вы что - парень с девушкой?
АЛИНА. Нет, вот только он этого понять не может. Все бегает за мной, бедный.
Алина подмигивает Вадиму. В ответ Вадим делает недовольное лицо. Заметив это еле уловимое противоборство, Жанна чувствует себя неудобно.
ЖАННА (уходя). Ладно, еще увидимся.
АЛИНА. (задумчиво, провожая ее взглядом) Да-а... Прикольная девчонка...
ВАДИМ. Опять ты за свое?
Алина кидает на Вадима недовольный взгляд.
Жанна подходит к комнате 310. Она собирается постучать, но дверь резко распахивается, и оттуда вылетает взъерошенный парень, держась за щеку со следами пощечины.
КРИК ИЗ-ЗА ДВЕРЕЙ. Пошел в жопу, козел!
ПАРЕНЬ (чуть не сбивая с ног Жанну). Сама иди, дура!
Жанна осторожно заходит в комнату. Посреди нее стоит взлохмаченная девушка в ночной рубашке и что-то бурчит.
ДЕВУШКА. Ишь ты не нравится ему, как я разговариваю. Привередливый какой нашелся. А, пошел он! (Жанне) А тебе чего надо?
ЖАННА (запинаясь). Я.... Это... Твоя новая соседка.
ДЕВУШКА. А... Понятно.... Ну, привет! Меня Аней зовут!
ЖАННА. А я - Жанна!
ХОРОМ. Очень приятно (смеются).
АНЯ. Ты не обращай внимания, это мой парень был. Саня.
ЖАННА. Не очень то ты с ним ласкова.
АНЯ. А-а... С этими придурками только так и можно обращаться. Чтобы не распускались.
ЖАННА. Ну, не знаю. Я так не могу.
АНЯ. Тебя просто жизнь еще не научила... Ну, что ты стоишь? Заходи! Устраивайся! You are wellcome!
Аня пытается улыбнуться, но улыбка у нее получается до безобразия глупая.