В одном из выпусков "Городка" супруги ведут диалог: она листает альбом с картинами Поля Гогена изображающими тучных полинезиек лежащих в тени. Знаменитый художник провел долгое время в Полинезии прославив себя как художника, и воспев полинезийскую женскую красоту. Любовь к красоте которая кстати его и погубила.
Поль Гоген умер на острове Хива Оа от сифилиса в то время болезни не излечимой. В сороковых годах, Тур Хейердал, посетивший Маркизские острова, поделился с жителем острова Фату Хива, что за предметы к которым прикасался великий художник можно получить целое состояние на Таити. Островитянин раздобыл для него ружье, с выгравированным на прикладе вензелем с которым охотился Поль. Тур выкупил ружье у полинезийца. Но уже на соседнем острове Нука Хива, полицейский потребовал от путешественника сдать огнестрельное оружие.
Хейердал не растерялся и разъединил приклад со стволом, сдав лишь ствол. Вернувшись в Европу, он в течение 3 лет вел переписку с властями о возвращении ствола. Об этом можно прочитать в книге Фату Хива. Она есть в интернете на русском языке. А мы вернемся в Городок:
Супруга просит отвести ее туда "где жарко, потно пусть..." намекая на Таити или Бора Бора, а он понимает что она очень хочет в баню. Забавный сюжет.
Действительно в Полинезии очень жарко, зелено и влажно. Генетически тучные, по нашим понятиям болезненно, полинезийцы большую часть времени, как морские котики возлежат на боку где придется.
По острову разбросаны многочисленные беседки, для проведения собраний и советов, называемые маньебе, но когда собрания не проводятся, в беседках можно увидеть мирно возлежащих на боку отдыхающих полинезийцев. Они могут ехать на машине по делам, остановиться чтобы полежать, и дальше продолжать свой путь. Буквально на днях в общественной прачечной я наблюдала картину: прямо на полу под мерное журчание 50 работающих стиральных машин лежала тучная женщина, хаотично разбросав руки и ноги. Случись это в другой стране можно было бы подумать, что ей стало плохо и она упала, или настолько сильно пьяна, что рухнула там где стояла, но мерное посапывание говорило об обратном, что она совершенна здорова и расслабленна, просто продуктивно использует время пока стирается белье. Говоря по правде, мы имеем немного неправильное представление о туземцах, будто они ничего не делают, а просто лежат под пальмой и ждут когда упадет кокос, съедят его и дальше продолжают лежать. Но, кокос нужно сорвать взобравшись на пальму и рыбу выловить. Добывание пищи и ее приготовление с использованием примитивных средств, занимает большую часть свободного времени, требует навыков и умений. Меня обучили очищать кокос с помощью деревянного кола и натирать копру кокоса в стружку с помощью заточенных зубцов. Я создавала дизайн татуировок и мечтаю научиться их выкалывать. Обучаться плетению циновок я отказалась, проанализировав сложность и трудоемкость работ. Скажу, что процесс подготовки листьев к плетению и само плетение циновки занимает недели работы и только немногие, очень трудолюбивые женщины продолжают заниматься этим ремеслом. А вот изготавливать сигаретную бумагу из листьев пандануса я научилась, и считаю, что об этом можно рассказать в моих яхтенных хитростях.
Полинезийцы, несмотря на внешнее равноправие полов, сохраняют традиции. Женщина на собрании сидит за спиной мужчины, только мужчина имеет права голоса на собрании, женщина подходит к еде только после того как мужчины насытились. Когда мужчины уходят ловить рыбу, в доме никто не смеется, не играет, не шумит, таким образом они оберегают от опасностей ушедших за добычей мужчин. Девочку во время первой менструации поселяют в отдельное помещение, перевязывают туго живот и поручают тяжелой колотушкой размягчать листья пандануса, давая ей на день в пищу один кокос и стакан воды. Эта традиция строго соблюдается, чтобы девушка не торопилась покинуть дом и выйти замуж. Но если сравнивать обитателей Самоа, где строго выстроена иерархия во главе с матаем, на Кантоне все решения принимает собрание, и никакого явного лидерства мы не наблюдали. Интересно рассказать что на Кантоне произошла ситуация совпадающая с целью осуществляемой нами кругосветной экспедиции. На первом же собрании мы заявили что выступаем за единение христиан и каждое воскресенье посещали сначала католическую службу начинающуюся в 9 часов утра, а в 11 часов шли на протестантскую. Наши действия никто не осуждал, нам были равно рады там и тут. Островитяне примерно поровну делились на протестантов и католиков.
Через месяц после нашего пребывания на острове, католический священник вместе с семьей вынужден был покинуть остров по семейным обстоятельствам. Другого священника епархия не прислала, и католики оставшись без воскресной службы, собирались вместе и читали Библию. С этого момента мы посещали только протестантские службы, а Саша в частных беседах на протяжении всего времени призывал католиков и протестантов проводить совместную воскресную службу.
Остров мы покидали на Святую неделю накануне Пасхи, и островитяне сообщили нам, что планируют встретить великий праздник вместе. Мы считаем что эта наша маленькая победа, крошечный кирпичик, заложенный в единение христиан, на маленьком кусочке земли, лежащем вдалеке от обитаемого мира, в центре Тихого океана....
|