Воскрешение Лиственницы Сценарий
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Жанр - литературный сценарий. Это,пожалуй,первая попытка киноосмысления прозы Варлама Шаламова. Рассказы Шаламова освещены из трех временных координат:из нашего времени, наполненного глубинными неразрешенными конфликтами и противоречиями,из времени,когда писатель создавал свои рассказы и изнутри самих рассказов. Канву истории составляет поиск следов о человеке,исчезнувшим в годы сталинских репрессий. Здесь каждый читатель - он же и зритель. Часть 1 и 2.
|
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ.Литературный Сценарий.
Париж. Лето. Многокилометровая автомобильная пробка.Нервные
лица водителей. Жара. Смог. Крист, сидя в своем автомобиле,
автоматически следовал нервным импульсам гигантской змеи,
расцвеченной чешуей из тысяч автомобилей, не замечая ее
изматывающего напряжения - возможности броска.Крист -
молодой мужчина лет тридцати пяти; роста выше среднего,
спортивного сложения темноволосый, кареглазый, с правильными
чертами лица, высоким лбом, прямым носом, тонкими губами, с
ямкой на подбородке. Владимир Крист по профессии журналист и
литератор. Крист русский, хотя генеалогия фамилии восходит к
обрусевшим немцам. Крист услышал, как водитель, рядом
стоящего в пробке автомобиля, раздраженно произнес:
Нет этот день никогда не
закончится!
Крист, задумавшись, машинально повторяет фразу,
произнесенную водителем:
Крист
Этот день никогда не
закончится....
Он начинает вспоминать весь сегодняшний день. Крист работает
в русском литературном журнале, издаваемом во Франции.
Заведует отделом публицистики и литературной критики, и сам
часто публикует статьи. Его излюбленная тема - русская
литература девятнадцатого века. Утром его вызвал шеф. Крист
вошел в кабинет главного редактора - просторный и солнечный
с открывающейся из окон фантастической панорамой города.
Поль - полный, улыбчивый, подвижный, жизнерадостный мужчина
лет пятидесяти пяти, круглолицый, с небольшой лысиной, с
быстрыми живыми карими глазами. Несмотря на разницу в
возрасте у Поля с Владимиром давно сложились дружеские
отношения. Поль хорошо знал родителей Владимира. Они
эмигрировали из России в тревожные восьмидесятые годы, как
диссиденты. Отец Владимира философ и литератор публиковался
в разных журналах, в том числе и в "Русском Вестнике",
возглавляемом ныне Полем. Сам Поль был русским по деду,
который оказался во Франции после окончания
братоубийственной гражданской войны. Россия миллионными
людскими волнами выплескивала из себя все талантливое,
самобытное, мятежное и непокорное. Тревожная судьба русского
человека, трагическая судьба России - вот что питало дружбу
Поля и Криста. Объединяла их и любовь к великому русскому
языку. И сейчас, при встрече, они говорили на русском языке.
Поль сидел за столом перед компьютером. Увидев Криста, он
кивнул ему на кресло:
поль
Садись, Крист. Я сейчас освобожусь.
Вот просматриваю последний номер
журнала. Здесь, кстати, и твоя
статья "Наслаждение словом" - о
прозе Гоголя. Неплохо. Очень
неплохо!
Поль продолжает работать в компьютере. Крист, удобно
устроившись, сидит в кресле, перелистывает иллюстрированный
журнал. Зазвеневший на столе телефон прервает паузу. Поль
разговаривает по телефону
поль
- Да я редактор " Русского
Вестника"...... С момента образования
журнал издается на двух языках; на
русском и французском.... Да,
конечно, присылайте вашу статью.
Поль отключает компьютер. Некоторое время сидит молча.
Затем обращается к Кристу.
поль
- Крист, что ты знаешь о
творчестве Варлама Шаламова? -
Крист, удивленный серьезностью Поля, обычно веселого,
остроумного, сыплящего шутками, ответил.
Крист
- Все в рамках университетской
программы. Несколько рассказов и
штампы - Достоевский двадцатого
века, Данте и тому подобное... Но ты
ведь знаешь, Поль - это не моя
территория. Пусть я категоричен, но
Колыма, Освенцим, Хиросима - вне
литературы.
Поль
- И все-же, такая литература есть,
Крист.
крист
- К чему ты клонишь, Поль?
Поль
- Крист, в Москве проводится
симпозиум, посвященный творчеству
Шаламова - будешь освещать его
ход. Подготовишь и прочтешь
небольшой доклад.
крист
- Но почему я, Поль?
поль
- Так решил редакционный совет.
крист
- Я знаю этот редакцинный совет -
все решаешь ты сам, - с горячностью
начал Крист, - почему я, Поль? У
меня почти готова новая статья. И
вообще - масса планов. Почему я?
поль
- Крист, ты блестяще знаешь
русскую литературу, работаешь
быстро и профессионально, у тебя
есть опыт работы в журналистике. В
общем, ты подходишь как нельзя
лучше... И, потом, помнишь, как
говорил твой отец: "Чтобы двигаться
вперед, нужно надышаться "русским
духом".
крист
- Ностальгия не передается по
наследству, Поль.
поль
- Есть еще одна причина для твоей
поездки в Москву, Крист, - после
небольшой паузы произнес Поль.
крист
- Что за причина?
поль
- "Вчера я разговаривал с
женщиной, моим давним другом,
замечательным, неординарным
человеком. Ее зовут Анна.....Анна
Валевская. Мы говорили о тебе. Она
просила, умоляла о встрече с тобой.
Для нее это очень важно!
крист
- Хорошо, Поль, когда я могу с ней
встретиться?
поль
- Сегодня, сейчас, после утреннего
совещания.
В дверь кабинета, оживленно разговаривая, уже входили
несколько человек - сотрудников редакции......
Крист вздрогнул от пронзительно сигналящих автомобилей.
Пробка чуть сдвинулась, медленно набирая всей своей
многотысячетонной железной массой разбег, но снова,
повинуясь невидимому дирижеру, безропотно застыла. Крист
нашел нужный диск, включил музыку. Он снова погрузился в
воспоминание о сегодняшнем дне.
Крист и Поль подъезжают к дому, в котором проживала Анна
Валевская. Через уютный дворик с зеленой лужайкой, с
деревьями, с аккуратно подстриженными кустами, по дорожке
они прошли к парадной. Дверь открыла женщина, видимо,
домработница, давно здесь работающая. Она улыбнулась Полю,
как хорошему знакомому:
домработница
- Вас ждут, - сказала она и
проводила обоих в гостиную.
Поль и Крист вошли в просторную гостиную. Навстречу им с
дивана поднялась женщина; на вид - лет 60 - 65, элегантно
одетая, сухощавая, стройная, седая, с тонким
аристократическими чертами лица, с живыми глубокими
выразительными темно - серыми глазами. Она порывисто подошла
к Полю и Кристу и взволнованно заговорила, пожимая им
руки:
анна
- Как хорошо, что вы приехали! -
Я очень ждала вас и - волнуюсь!
Не обращайте на это внимания. А вы
- Владимир Крист. Да? Поль много
рассказывал мне о вас - о вас и
ваших родителях, - продолжала так
же взволнованно говорить женщина.
- Прошу вас, садитесь, - она
показала на удобные кресла возле
столика. - Сейчас будет кофе.
Женщина тоже села в кресло напротив.
анна
- Володя,можно я буду называть
вас так?
крист
- Конечно, Анна, конечно!
анна
- Володя, ведь мы с Полем давние
друзья, - снова заговорила женщина,
- и я преданный читатель вашего
журнала. Я читала ваши
замечательные, талантливые статьи о
золотом веке русской литературы.
Это не комплимент, - Анна
предупредительным жестом
остановила, попытавшегося возразить
Криста. - Это не комплимент,
Володя. Вы по - настоящему
талантливы и, я уверена, очень
добрый человек. От Поля я узнала о
вашей возможной поездке в Москву и
настояла на встрече с вами....Я
решилась обратиться к вам с
необычной просьбой...
После паузы Анна снова заговорила.
анна
- Владимир, там, в России, в
период сталинских репрессий, пропал
мой отец - Александр Валевский. Его
арестовали в 38 году. - Дело
коминтерновцев. Он был тоже русским
и был журналистом. Мама и я.... с тех
пор.... мы о нем ничего не знаем, -
прерывающимся от волнения голосом,
продолжала говорить Анна. - Потом
были годы ожидания и надежды. До
самой смерти мать надеялась
получить хоть весточку о любимом