Это первый мой обзор, постараюсь быть вежливым критиком, по возможности оценить проделанную авторами работу, буду рада ответам и обсуждениям.
Вербовая О.Л. Салют с борта теплохода
Впечатление такое: автор использует очень много материала, но очень скупо его раскрывает, словно перед нами не сам очерк, а план-наброски.
В очерке целых четыре линии:
- поездка-путешествие на теплоходе по Москва-реке;
- описание достопримечательностей с маленьким экскурсом в историю;
- политическая линия, где автор выражает свое мнение по трем глобальным политическим вопросам современности;
- День 9 мая как День Победы.
Начну с последнего. Поездка, как я понимаю, связана именно с праздником Победы, но праздника в очерке не ощущается, есть мельком упоминания, вскользь. Ну разве что бокал шампанского да салют. А где же сама атмосфера Дня Победы? Её нет. Героиня очерка словно в стороне от общего праздника.
Политическая линия дана в нескольких предложениях. Я правильно понимаю, что героиня - сторонник оппозиции? Что ж, каждый имеет право на свои убеждения. Но знаете, все эти политические высказывания словно пунктиры - героиня для непонятно кого и с какой целью, отправляясь на прогулку, вдруг перебирает в голове свои политические убеждения, причем краткими, словно лозунги, фразами. Странно также, что героиня едет одна, без подруги, друга или родных. Я лично не представляю, что начну думать о майданах и митингах во время отдыха.
Отдыху нужно отдаваться полностью!
А для очерка - может, нужно было тогда остановиться подробнее на своих убеждениях? Не краткими фразами, а раскрыть полностью позиции? И посвятить очерк не затушеванному Дню Победу, а политической линии?
Вообще, когда начала читать про упомянутые в очерке достопримечательности, думала, что историческая часть будет дана более широко, объемно.
Из этого произведения можно сделать три очерка: День Победы, путешествие-поездка с описанием Москвы, Политическая доктрина автора.
Всё вместе в таком малом объеме смотрится не очень гармонично.
Виноградов П. Пейзаж с влюбленными на фоне окопов
Сначала решила посмотреть фотографии. То далекое время сегодня манит своей загадочностью, сложностью и мало у кого сохранилось столько фотографий.
Удивительно четкие хорошие снимки. Пан Юзек был отличным фотографом!
А ещё сразу, до прочтения, заглянула в раздел к автору - знаете, зачем? Увидеть похожие черты лица. Увидела, кстати.
Невыясненные моменты последних лет жизни Юзефа, как знать, что было в них? Может, и случилась некая встреча с возлюбленной? А, может, и нет.
А необычное щемящее отношение автора очерка и к бабушке, и к её первой любви вполне можно назвать подсознательным. Известны случаи, когда женщина рожала ребенка от одного мужчины, будучи влюблена в другого, и дитя несло в себе черты не родного отца, а того, кого сильно любили.
В любом случае пан Юзеф Козловский достоин памяти, и хорошо, что София Станиславовна и её супруги, а также дети и внуки эту традицию продолжили.
Жаль, что влюбленных разъединили обстоятельства - мировая война, Октябрьская революция. Здесь, как я поняла, не дальней стороной прошла и политика. Пани София тоже была полячкой, да? Иначе бы ей сложно было понять и принять решение любимого остаться в Польше.
Жаль, что милой девушке Соне выпала столь сложная женская судьба. И все же она молодец, выдержала все. Настоящая Женщина. Большая сила ей была дана - любовь.
И Серафим Александрович Новожилов достоин уважения уже из-за того, что за ним пошла в Сибирь такая замечательная женщина.
Автор, меня, если честно, больше всего тронул последний абзац, маленький по объему, но объемный по информации. Хотя и романтическая часть очерка не оставляет читателей равнодушными.
Мудрая Т.А. Ташкентец
Восток - дело тонкое...
А если откровенно: в Восток невозможно не влюбиться. Мы в молодости были в Самарканде - с тех пор особое отношение к узбекской архитектуре, искусству и музыке.
В семидесятые годы в медресе Улугбека в Самарканде было высшее учебное заведение. Так странно было видеть теннисные столы, волейбольную сетку во дворе медресе. Жаль, не поучилось заглянуть вовнутрь. Но молодые парни нам попадались - шел учебный год.
В памяти изумительные мозаики из майолики, восстановить которую, раскрыть технологию пытались в течение многих десятилетий.
А теперь вы открыли мне ещё одну страницу.
Работы Усто изумляют дерзостью, необычностью и каллиграфическим рисунком - настолько выписаны лица, что кажется - это фотографии.
Николаев-Мумин вызывает уважение. Прежде всего, отношением к быту и культуре Узбекистана, и то, что выучил язык и стал носить традиционные для тех мест одежды - это не только необходимость и удобство быта, это признание в любви к народу и городу.
По иронии судьбы Усто оказался разрушителем - традиций местной культуры - своими дерзкими, слишком живыми, работами, а также и вновь зарождаемых традиций советского общества - тем, что предпочитал писать картины не о современном строительстве нового общества, а о старинной национальной культуре. В общем, попал как кур в о щип.
Думаю, мы ни в коем случае не имеем права осуждать художника, обсуждая его судьбу, как, впрочем, не имеет смысла клеймить или слепо одобрять любого человека, а тем более, тех, кто жил в иных условиях, нежели каждый из нас. А судьба выпала на долю Усто Мумина очень нелегкая. Впрочем, творческим людям часто, ох, как нелегко адаптироваться к жизненной прозе. Но главное не это - а то, что, живя где-либо, нельзя оставаться чужим к той земле, по которой ходишь.
Хороший очерк.
Исаченко В.И. Военно-тыловой роман
Издержки войны. Поломанные судьбы. И все же победившие! Всё: неверие, горе, разлуку с любимыми. И сохранившие веру, надежду и любовь. Отличный очерк и в тематику конкурса и в тему номинации. Мне нравится его открытость и правдивость. И даже некая сумбурность изложения не портит впечатление.
Молодец Яков - за любимую надо бороться. А Гриша...ну что ж... Такова жизнь.
Фэлсберг В.А. Почему я понимаю, хотя не поддерживаю, гомофобов
Мне не очень нравится ёрничание по такому серьезному вопросу.
Скажу откровенно: гомосексуализм я не поддерживаю и осуждаю. Если честно, мне, в принципе, все равно, кто с кем спит или живет. Но зачем же об этом хором кричать да ещё на всю Вселенную, махать флагами - это что? С какой стати я и мои родные, друзья должны наблюдать эти шествия? Живете с кем нравится - живите, какие проблемы?
Лично я второй раз замужем, два уже взрослых сына, имеющих свои семьи. Никто из нас не бегает по улицам и не кричит о том, с кем он спит и с кем живет.
А главное - зачем переть против природы? Гомосексуализм - это либо заболевание, либо чистый эгоизм. Скорее, второе. Но опять же - каждому свое. Все мы чем-то больны и немного эгоисты.
Но даже у официальных супругов одного пола детей быть не может. И вот это - главное проявление эгоизма. Жить исключительно для себя. Мало того: засчет других. Почему-то мало кого интересует материальная сторона этого явления. А она ущемляет, и сильно, права остальных, тех, кто создал нормальную семью, родил детей. В чем? Ну не секрет же, что в определенном возрасте людям назначается пенсия, да, в течение жизни формируются средства пенсионных фондов, но живые-то деньги делаются следующими поколениями, а начисленные - это только циферки. На них ничего не купишь.
Получается, что быть человеком с нетрадиционной ориентацией могут без ущерба для общества очень богатые люди. Например, тот же Элтон Джон.
Да, некоторые пары усыновляют брошенных детей. Не буду писать о том, кого они воспитают, вероятнее, себе подобных. Да, обеспечат свою старость, но кто обеспечит старость их детям? Ведь чем больше мы будем пренебрегать главной задачей: создание себе подобных, тем меньше у нас будет будущего.
Возможно, сами по себе эти люди и неплохие, но то, что в последние годы агитация ухода от традиционного брака выросла до небывалых размеров, лично я считаю социально-политическим преступлением на уровне властей, а тех, кто попал в ловушку и выбрал нестандартные отношения - политическими жертвами.
А сам вопрос - актуален, да, и в тему.
Самарина О.Б. Вологодская область. Хроника маленького путешествия
Автор путешествует по по Вологодской области, отражая в очерке впечатления от посещения родины своего отца. Рассказчик автор умелый, пишет хорошо, умеет передать атмосферу места, есть очень интересная информация, в целом очерк номинации соответствует. Хотя для меня маловато истории.
Очень понравились главы про выращенный отцом тополь и про Ферапонтово. Описание леса тоже не оставляют читателя равнодушным. Интересное рассуждение про мужские особи и женщин в провинциальных городках. В принципе верное, но оно таково и в крупных городах, везде!
Но было скучно и неинтересно читать про условия в гостинице, про краны и струйки душа. Да, согласна, что условия во многом в провинциальных городках не ахти, но это занимает не менее 3-5 кб очерка! Вроде мелочь, но в одной из глав очерка это описание занимает две трети текста! Оставшаяся часть главы после нудного описания гостиницы не воспринимается вообще.
Есть такое и далее, например, история с неудавшимся ужином тоже чересчур многословна. Можно было про этот быт упомянуть парой фраз. Никакой информации для читателя это все не несет.
Порою слишком много авторского восприятия, а не картинок путешествия. Вот так и не знаешь, что автор описывает? То ли места, где едет, людей, что встретились, то ли свои какие-то фантазии.
"Портье - молодой мужчина - порадовался, что мы успели застать его в относительно трезвом состоянии" - он так и сказал? Или это ваши мысли?
"Люди замерли с вопросом в глазах: "А чё это вы сюда припёрлись?" - вот так и замерли с таким именно вопросом?
"Закатное солнце золотит и без того золотые кроны." - не понятно. Золотые кроны чего? В Вологодском крае?
"Но эти ночные сто километров среди сов, лис и волков я точно никогда не забуду." - а где они совы, лисы и волки? В мыслях? Или плотным кольцом окружили вашу машину?
Грибы-то довезли? И что сделали с ними?
Беляев Н.В. Призраки прошлого
Коротко, но познавательно.
Моонзунд у меня почему-то связан с Маяковским, Валентина Пикуля не читала и фильм не смотрела. Тем интереснее было прочесть - сейчас - ваш очерк про героев Балтики. Возможно, с возрастом, история становится ближе, как это ни странно.
Я словно вместе с вами побывала у Орисарской дамбы. Даже представила, какое чувство я могла испытать, прикоснувшись к холодным орудиям времен революции и первой мировой войны. Трепетное уважение.
Немного смущает, что порою повествование ведется так, будто автор вспоминает то время, словно является его ровесником.
Если есть фотографии - выкладывайте! Внутри текста можно два снимка разместить. Хотя очерк и так хороший.
Щербак В.П. Память сердца
Отечество держится в большей степени именно на таких людях, как наши бабушки и дедушки, отцы и матери. Они не считали себя героями - работали, растили детей и внуков. Но заслуживают глубокое уважение.
Как замечательно, что вы пишете о своих родных, Валентина Петровна! И как жаль, что из-за многих причин нам порою неизвестны даже имена наших прабабушек и прадедушек.
Невольно задумаешься: как прожить так, чтобы наши внуки вспоминали нас с теплом и уважением? Наверное, любовь к старшему поколению возрастает с взрослением. Верю в это и надеюсь - сужу по себе
Тихонов А.К. Губернатор Томска
Хороший очерк. Действительно, правда бывает неуютной. А у нас, с недомолвками да закрытыми архивами, непростой историей, могут такие открыться данные о родственниках, каких и не ожидали. Но я так думаю: да хоть как не признавайте своих родных, жизнь-то ихнюю не переделать, а осуждать мы не имеем права никого. Тем более, что герой очерка - молодой мужчина, действительно, был умным и талантливым руководителем. Не губернатором, и что?
Беляева С.М. Рассказ про фронтового разведчика
Суховато по стилю, но информативно. А фронтовики, действительно, не любили хвастаться наградами да и о войне говорили мало - больше вспоминали смешные случаи, вот такое поколение.
Гуляев В.Г. Помнить и не забыть
Глубокая благодарность автору за трепетное отношение к памяти своих родных, павших во время войн. Эти люди достойны памяти и уважения.
Но у меня небольшое замечание по стилю произведения. Большое количество имен, дат и краткой информации смотрится несколько суховато, как некий указ или официальный документ. И ещё слишком много поэзии, кстати, кто автор стихов?
Часть поэзии выразить в прозе - и все будет замечательно.
Филиппова Е.Л. Юбилей
Хорошая заметка социально-исторического характера. Читая, невольно вспоминала наши такие же дорожки, которые живут, несмотря ни на что. А если подумать, то кое-кто по этой тропинке ещё в пинетках топал, кто-то пришел из армии в кирзачах, кто то бежал на танцы, утопая в маминых туфельках, а кто-то прошел и свои последние в этой жизни шаги.
А перекапывать такие дорожки бесполезны. Разве что хорошо засеять цветами или кустарником, но пока это все вырастет - охрану приставлять? Да ещё народ и вторую проложит рядом со вспаханной.
Я голосую за удобную дорожку!
Казимиров Е.Д. Глаза в глаза
Очерк-воспоминание социальной направленности. Как хочется, чтобы не перекрывались текущей эпохой родные нашим сердцам улочки, увы...многое безжалостно уничтожается.
Я часто жалею, что не было у нас раньше такой возможности фотографировать, многие места сохранились только в памяти.
А чудо, озарение, да, его лучше не искать нарочито - оно вот так, неожиданно приходит, от того и так сильно действует.
Хорошая работа.
Терехов Б.В. В сердце сердца России
Прочла на одном дыхании. Как замечательно, что нам есть что вспомнить и это настолько дорого, что никогда не забудется. Старые дворы, стадионы, детские приключения, никаких мобильников, планшетов, ни даже домашних телефон - были у немногих.
Каждая улочка несла свое особое очарование, разве можно его увидеть в современных высотках?
А закольцованная история Храма-бассейна-Храма это маленькая часть нашей общей истории - сначала рушим всё до основания, а затем... строим, потом снова рушим, и восстанавливаем то, что разрушили до этого.
Надёжкин А.А. Обратная сторона крыжовника
Перед нами проблемный очерк или фельетон на социально-политическую тему. Очень злободневную, кстати! Сколько уничтожено зеленых насаждений, детских площадок ради автостоянок разного характера. Конечно, жизнь диктует определенные условия - коли есть транспорт, нужны и места для его стоянок, а наши дворы, особенно старые, к этому не приспособлены.
В очерке ещё одна тема - тема барства, и это тоже большая проблема общества.
Есть о чем задуматься.
Следующие два очерка я решила объединить в обзоре.
Это Васильева Т.Н. По линии отца... и М.Г. Габдулла Ушмави
Они наполнены общей идеей: рассказу о своей семье, о дедах и бабушках, об их нелегкой жизни, о борьбе за себя и своих родных.
Как мало нам о них известно и как хорошо, что мы можем всё же написать о них, потому как они как путеводные звездочки - есть что воспринять и чему поучиться. А ещё мне нравится, что оба автора гордятся ими.
Герои очерков разные: у Васильевой Татьяны - люди мастеровые, рабочей закалки, у М.Г. - духовные просветители, но судьбы их во многом перекликаются - вот она, история Земли отцов, наша история.
Спасибо за память!
Оленникова О. Размышления о жизни на Земле
Это мой очерк. Он несколько выбивается из общей, выбранной авторами, тематики, но я всё же решила написать не про конкретных людей или места на Земле, а порассуждать на очень волнующую меня тему.
Нет, правда, откуда люди на Земле?
Работая над очерком, перелопатила кучу материала, сделала для себя много открытий. Кому-то всё это давно известно, кому-то покажутся мои выводы кощунственными, кто-то имеет своё, отличное от моего, мнение.