На сцене группа женщин - Милена, Ирина, Светлана, Юля, Чугункина и Вера. Посередине склеенный из бумаги самолет, размером примерно метра два в длину. Юля пишет текст, сидя за компьютером, Вера пытается крутиться то при ней, то при Чугункиной. Чугункина осуществляет надзор за тем, что делают Милена, Ирина и Света, и пытается ими руководить. Светлана рисует фломастером окна и людей на самолете. Милена хочет приклеить колесо. Ирина старательно вычерчивает что-то на бумаге.
ЧУГУНКИНА. Колесо кривое получилось. А ведь колесо - это тоже символ. Символы не создаются абы как.
МИЛЕНА. Я хочу пить, курить, писать и... домой.
ЮЛЯ. Слышали неоднократно, не стоило озвучивать.
ИРИНА. (Пищит). Ну вот, я знала, знала, что меня напрасно взяли. Я все сломаю, у меня нет силы воли. Или просто силы?
ЮЛЯ. Ш-ш-ш. У вас все хорошо.
ИРИНА. Вы думаете?
ЮЛЯ. Да.
МИЛЕНА. Но почему я в свой законный отпуск должна клеить какой-то самолет?
ЮЛЯ. Елена Вячеславовна сказала клеить самолет. Значит, будем клеить.
ЧУГУНКИНА. Ты не права, Юля. Клеить самолет? Нет! Мы создаем символ. Символ школы! Летящей в новый мир! Мир современных технологий. Ни в одной школе нет такой идеи портфолио. Мы раздадим уменьшенные модели самолета каждому ребенку. Он будет класть в него свои мечты и достижения.
МИЛЕНА. Ребенку это надо?
ЧУГУНКИНА. Еще как.
МИЛЕНА. А он об этом знает?
ЧУГУНКИНА. Мы подскажем. Он узнает. Мы строим школу будущего. В мире конкурентной борьбы, борьбы за каждого ребенка, победит тот, кто не стоит на месте. У кого есть цель, современность мысли! Ребенок должен быть все время занят в школе. Он приходит на урок и достает свой самолет, читает лозунг дня, что вывешен при входе в этот день, и что ему вложили в самолет, и сразу же настраивается на урок. А самолет, как символ тяги к знаниям, полета в мир науки, современности, прогресса. Он достает из самолета все задания, кладет туда идеи, мысли, делится мыслями с другими. Выйдя на перемену, он изучает самолет, планирует, что ему делать дальше, не бегает, не курит в туалете, не сквернословит. Потому что у него есть самолет. Не бэйджик, не портфель, а самолет. Он обсуждает самолет с друзьями. Развивает коллективное сознание. Ребенок в деле.
МИЛЕНА. Какой ребенок?
ЧУГУНКИНА. Каждый.
МИЛЕНА. Ты его видела?
ЧУГУНКИНА. В каком смысле?
МИЛЕНА. На уроке видела ребенка?
ЧУГУНКИНА. Я не веду уроков. Я зам по воспитательной работе.
МИЛЕНА. Вот то-то и оно.
ЧУГУНКИНА. На перемене видела.
МИЛЕНА. Ну и как он тебе?
ЧУГУНКИНА. Пока не очень. Но ведь у него нет самолета.
МИЛЕНА. Ах, вот, оказывается, где собака зарыта.
ЧУГУНКИНА. Вы против прогресса и модульно-компетентностного подхода в педагогике, Милена Михайловна?
МИЛЕНА. Против... чего?... Ах, это... Что вы! Сначала бы выговорить. А потом уж против. Ну, ж гениальная ж идея! Тренинг с самолетом вместо отпуска? Кому обязаны?
ЮЛЯ. Елене Вячеславовне.
ИРИНА. Она приедет!?
ВЕРА (разговаривает с портретом). Да. Когда мы будем выступать. Она приедет, обязательно приедет. Я так рада. Она увидит, что мы старались, так старались...
ИРИНА. (разговаривает с портретом). Она приедет, а мое крыло отвалится. Точно отвалится. У меня руки не туда пришиты. Если б надо было стихотворение прочитать. "Я вас любил, любовь еще, быть может, в моей душе угасла не совсем". Я ведь умею, умею читать стихи. Это тоже важно для учителя литературы?
ЮЛЯ. Ну, конечно, конечно, это тоже важно.
ЧУГУНКИНА. Читать стихи умеет каждый. А вот создать идею, идеал!
ИРИНА. Я клеить не умею совсем. Меня больше никуда, никогда, ни на какой семинар не возьмут. И будут считать, что я не способна ни на что.
МИЛЕНА. Тебе это надо?
ИРИНА. Что?
МИЛЕНА. Чтоб тебя вместо отпуска брали на семинар?
ИРИНА. Надо.
МИЛЕНА. Зачем?
ИРИНА. Ну, как же?!
МИЛЕНА. Вместо моря клеить самолет?!
ИРИНА. Не самолет, а... (смотрит на ЧУГУНКИНу) символ?
МИЛЕНА. Да, отдыхать, пить, курить и пИсать ради символа не нужно.
ЮЛЯ. Опять вы о своем.
МИЛЕНА. Юль, не понимаю, ты серьезно? Мы ж с тобой 15 лет, как в этой школе.
ЮЛЯ (разговаривает с портретом). Я делаю дело. А дело надо делать.
ЧУГУНКИНА. (разговаривает с портретом). В условиях конкуренции, когда за каждого ребенка идет борьба, когда создаются новые технологии для привлечения субъекта потребления, не разговаривать надо с оппозицией, а...
СВЕТЛАНА. Уф. Все. Какая красота! Почти настоящий самолет.
ИРИНА. У меня все, все валится из рук. Я так боюсь...
СВЕТЛАНА. А краски есть? Фломастером объема не добьешься. Такой серый, стальной цвет бы размыть. И вот тут слегка желтым. А фломастерами так, для обводки.
ВЕРА. Елена Вячеславовна приедет, увидит самолет и так обрадуется. Как здорово! Как здорово!
СВЕТЛАНА. Юль, ты нашла картинки в Интернете? А то я рисую, рисую, а, может, мое представление о самолетах не совпадает с реальностью. После семинара можем в школе повесить его в зале.
МИЛЕНА. С надписью "пикирующий бомбардировщик". Прилетит и всех раздавит.
СВЕТЛАНА. О чем она?
ЮЛЯ. Хочет пить, курить и пИсать.
СВЕТЛАНА. А что, тут туалета нет?
ЧУГУНКИНА. Некогда по туалетам ходить. Еще надо готовить речь для выступления.
СВЕТЛАНА. Так я напишу.
ЧУГУНКИНА. Светлана Николаевна. Это очень непедагогичный подход. Уж вы-то, как опытный педагог, должны бы знать. Почему кто-то должен клеить и писАть? А кто-то будет пИсать и курить?
СВЕТЛАНА. Хороший вопрос. Мы с Миленой и Ирой клеим и рисуем. Юля ищет информацию. А вы чем занимаетесь с Верой?
ЧУГУНКИНА. Вера - начинающий зам директора. Она перенимает опыт. Я осуществляю руководство.
СВЕТЛАНА. На семинаре мы все члены команды.
ЧУГУНКИНА. Школьной команды, заметьте. А идея с самолетом моя.
ВЕРА. (разговаривает с портретом, с нажимом, очень четко). Идея Елены Вячеславовны. Она так обрадуется, когда увидит, как ее идея воплощается в жизнь.
ЧУГУНКИНА. (разговаривает с портретом). Ну да, ну да, а я что сказала? Конечно, идея Елены Вячеславовны. И мы должны очень четко показать на выступлении саму суть этой идеи. Каждый покажет, как он проводит урок, используя при этом самолет. Вот Вы, Ирина Анатольевна, как видите урок литературы?
ИРИНА. Я опозорюсь, опозорюсь! Ах! И школу опозорю.
МИЛЕНА. Брось ты, Ира!
ЧУГУНКИНА. Нет, вам надо собраться. Непременно. Школа будущего слабости не терпит. Если не сможете, желающих работать в режиме эксперимента много. (Портрет показывает, что ЧУГУНКИНа говорит правильно, но немного погорячилась.) А нам бы совсем не хотелось терять опытного педагога.
СВЕТЛАНА. Заслуженного, между прочим.
ЧУГУНКИНА. Да, заслуги имеют значение. Но... В новом течение времени, в новом стремлении к звездам, оставим старые прения, забудем старые вёсны. Елена Вячеславовна написала. (Портрет удивляется - я?)
ВЕРА. (хлопает в ладоши) Здорово, здорово! Сколько талантов у Елены Вячеславовны. (Портрет гордо поворачивается в профиль.Чугункиной.)А может тебе литературу преподавать?
ЧУГУНКИНА. Я могла бы. Но у меня так много других обязанностей. Объясняю, какое должно быть планирование урока в свете нового, модульно-компетентностного подхода.
МИЛЕНА. Помедленнее, я записываю.
ЮЛЯ. Вообще-то, модульно-компетентностный подход к нам никакого...
ЧУГУНКИНА(перебивает). Юлия Сергеевна! (Остальным.) Дети медленно, дружно заходят в класс, неся в правой руке белый бумажный самолет - символ полета в будущее.
МИЛЕНА. Немного посеревший от многочисленных падений во время перемены на пол.
ЧУГУНКИНА. Если дети будут кидать символ на пол, то это провал нашей педагогической деятельности!
МИЛЕНА. И что ты предлагаешь? Как мы заставим их этого не делать?
ЧУГУНКИНА. Не заставим, а личным примером, личным авторитетом покажем, как много значит для нас самолет. Во время перемены наши педагоги выходят в коридор со своим личным самолетом, достают из него свои записи, планы на сегодняшний день. И если вдруг увидят, что кто-то из детей кидает самолет, то тут же подходят и тихо, спокойно, не срываясь на крик, объясняют, как это плохо.
МИЛЕНА. Крошка сын к отцу пришел, и сказала кроха: "Кинуть в тетю самолет - это, типа, плохо?"
ИРИНА. Я не смогу, не смогу. Я, наверное, закричу, если увижу, как бросают символ. Ведь это то же самое, как топтать знамя, как глумиться над могилами предков, как говорить: "А кто делать будет, Пушкин?"
МИЛЕНА. А если кидающих будет много?
ЧУГУНКИНА. Что значит много? Как такое вообще можно предположить?! Значит, в начале каждого урока каждый учитель начинает с того, что объясняет, как много для нас значит этот самолет!
МИЛЕНА. Сколько минут?
ЧУГУНКИНА. Сколько надо, столько и объясняет. 15, 20 минут, или даже весь урок, не важно. Ведь учитель - не только и не столько преподаватель. Он - воспитатель. И воспитательные цели куда более важные, чем образовательные. А как только мы привьем детям ответственность за самолет, так все, все у нас пойдет на лад. Их мотивации в процессе обучения, их адаптационные способности к жизни будут другие. Владимир Владимирович Путин на третьем съезде нового молодежного движения сказал: "...".
МИЛЕНА. А-а-а! Помогите! Умираю! Описаюсь!
ЧУГУНКИНА. Все слышали, что кричала Милена Михайловна при имени премьер министра?!
ИРИНА. Ой, я слышала, слышала, но ничего не поняла. Ничего. Я так волнуюсь перед выступлением, что вроде слышу и не слышу одновременно.
СВЕТЛАНА. А что, крики при имени премьера теперь считаются нелояльностью и караются законом? Девочки, что тут происходит? Давайте уже не будем митинговать, а доделаем самолет и сядем писать речь.
ЧУГУНКИНА. Все так думают? Все думают, как Светлана, что доделать самолет и написать речь от балды важнее, (разговаривает с портретом) чем услышать и прочувствовать новую генеральную идеологическую линию школы будущего, предложенную Еленой Вячеславовной?
ИРИНА. Я ничего не думаю, ничего.
ВЕРА (разговаривает с портретом). Это было бы просто недопустимым по отношению к Елене Вячеславовне. Она так для нас старается. Так хочет, чтобы у нас все было хорошо!
ЧУГУНКИНА. Ты что думаешь, Юля?
ЮЛЯ. Я зам. директора по другой, не идеологической линии. Мое дело не думать, а работать.
ЧУГУНКИНА. То есть, я могу продолжить?
МИЛЕНА. Продолжай, кто тебя теперь остановит? 11 сентября уж на носу.
ЮЛЯ. Может, выпустим ее все же в туалет?
ЧУГУНКИНА. Выпустим. Когда договорю.
ЮЛЯ. Описается, будет вонять.
СВЕТЛАНА (иронизирует). Вонять? При имени премьера? Идеологическая бомба!
ВЕРА (разговаривает с портретом). Непременно, непременно скажу Елене Вячеславовне. (Искренне плачет.) Недопустимо, недопустимо! Кошмар! Как я посмотрю ей в глаза?
СВЕТЛАНА. Ну да, мы знаем, как смотрят в глаза в свете нового расклада - 30 % фонда зарплаты на усмотрение директора.
ВЕРА (задыхается от возмущения). Да как вы смеете?!.. Про меня?!,, Я так искренне... Елена Вячеславовна, великий рационализатор педагогического образования... Я забесплатно готова...
СВЕТЛАНА. У-у-у. Брежнев жил, Брежнев жив, Брежнев будет жить.
МИЛЕНА. То-то я ноль получу. А что, насчет 30 %... Точно будет?
СВЕТЛАНА. Ты как с луны.
МИЛЕНА. 30 % это, сколько рублей? (Считает в уме. Чугункиной.) А что, пожалуй, самолет и впрямь неплохой символ. Символ полета. И не важно, что придется потратить 15-20 минут от урока.
ВЕРА. Ну, давайте же, давайте же репетировать!
ЧУГУНКИНА (вдохновенно, работая на виртуальных детей). Дети, вы заходите стройными рядами в класс, неся белоснежный символ светлого будущего, к которому движется школа и Россия. Садитесь за парты, ставите перед собою самолет. Достаете листочки-планы, которые написали накануне. Подробно расчерченный, разграфленный, описанный сегодняшний день. Сегодня Юра планировал изучить по биологии отряд длинношерстых червей. И вот, когда объявлена тема урока, он ставит рядом с пунктом о червях маленькую галочку. Он планировал также ответить на вопросы, которые задаст учитель после объяснения. Он поднимает руку и пытается ответить. Если его вызвал учитель, он ставит большую галку напротив пункта об ответе. Если его не вызвали, ставит минус. Это плохо. Не худший вариант, но все же. Конечно, вы можете сказать: "Лучше, бы он руку не тянул, и тогда минус никакой не надо ставить". Но отрицательный результат, он тоже результат. Юра должен в этом случае понять, что он не выполнил записанный в планах пункт. Он должен дома в дневнике отметить - я старался, но, значит, недостаточно. Он должен сделать подробный анализ: записать причины, по которым ему не удалось осуществить свои планы. Так же он должен описать, что он будет делать в следующий раз, чтобы добиться успеха в выполнении задуманного плана.
СВЕТЛАНА. А если у всех записан этот пункт, а учитель может вызвать только двух? То весь класс должен дома писать подробный анализ?
ЧУГУНКИНА. Именно! Именно что должен! Тут мы ловим сразу двух китов. Ребенок учится анализировать. Ребенок не гуляет на улице.
СВЕТЛАНА. Ангидрить твой марганец.
ЧУГУНКИНА. Что Вы сказали, Светлана?! Повторите!
СВЕТЛАНА. Спросила, что ребенок мог сделать, чтобы выделиться из 30 человек, чтобы вызвали именно его?
ЧУГУНКИНА. Он должен быть инициативным, настойчивым, предприимчивым. Новый мир - это не просто себе так. Ничего с неба никому не упадет. Ты должен вырвать свое, вырвать свое, вырвать свое...
Чугункина заводится, никак не может остановиться, все время повторяя последнюю фразу. Вера заводится тоже, повторяя фразу: "вырвать свое". Через некоторое время в ее голове что-то переключается, она подходит к портрету и начинает нашептывать ему что-то на ухо, указывая на ЧУГУНКИНу. Портрет подозрительно смотрит на ЧУГУНКИНу и кивает.
СВЕТЛАНА. (пытается словом остановить Чугункину). А как же дружба, взаимопомощь? Или устарело?
ЧУГУНКИНА. ННе путайте 2 понятия, Светлана Ивановна. Не перебивайте! Надо выделить главное и не очень. Главное, вырвать успех. Все остальное вторично. В наше время.
СВЕТЛАНА. А нужно ли детям гулять? Или делать уроки к примеру?
ЧУГУНКИНА. Гулять? По улице? У нас приличная школа. Делать уроки? В свободное от анализа время.
МИЛЕНА. Ну что ты, Свет, правда, заводишься?
ЮЛЯ. Ну, сядем мы наконец-то писать текст?
МИЛЕНА. У нас времени осталось с гулькин нос.
ИРИНА. А все из-за тебя, Света. Я сейчас ничего не успею. Я опозорюсь, опозорюсь перед всеми.
Все, кроме Чугункинойой, поднимают самолет и изображают его полет.
ЧУГУНКИНА. Ничего! Надо только собраться. Импровизация тоже хорошо. Наш самолет взлетит! Он доставит нас в новое время! Он принесет нам большие дивиденды! Мы вырастим поколение новых, сильных, компетентностно-модульных. Лети!