Аннотация: Сноски с пояснениями, терминами и комментариями так просто не отражает. Так что они здесь.
ГЛОССАРИЙ К ЛЭРДУ
--
Таршет - демон Подложного мира, особо пакостная разновидность.
--
Золотой Род - название аристократической семьи страны, где происходит действие. Предок нынешнего Императора не был затейлив и страну назвал просто и лаконично: Империя. Позднее его потомки постарались и добавили к названию любимое ими прилагательное "золотая". Так и повелось, что Золотая Империя имеет Золотого (и безымянного, только порядковый номер) Императора и 10 Золотых Родов, каждый из которых находится в той или иной степени родства с императорской семьей. Каждый из Родов имеет отдельного покровителя, наименование которого и является названием клана, вместе со словом Золотой, разумеется.
--
Распустить шнурки - Тут следует остановиться подробнее! Шнурки - ритуальная часть одежды для Поединка, в случае, если шнурки распускаются, а сделать это нечаянно невозможно, это свидетельствует о сдаче, а если они распущены еще до начала боя, то символизируют отказ от действий и отдачу себя на милость противника.
--
Хапуга - птица известная своей жадностью, хватает все что блестит и все, что плохо лежит.
--
Терп - огромная саблезубая кошка. По легендам водилась в окрестностях Золотой Империи около тысячи оборотов (см. Календарь Золотой Империи) назад. На данное время упоминания о ней хоть и встречаются, но до сих пор все оказывались ложными. Предположительно - вымерла.
--
Най, полностью - Найол - обращение слуг к главе клана и его ближайшим родственникам.
--
Привратник - вопреки названию, должность включает в себя куда больший объем работ, нежели простое открывание ворот, для того стража имеется! В обязанности Привратника входит обеспечение центрального имения или главной усадьбы клана, а точнее его (клана) главы и клановой элиты всем необходимым для комфортного существования, а также надзор за прочей прислугой в доме и ближайшей прилегающей к нему округой. Особенно почетна должность Золотого Привратника, думаю, не стоит пояснять, главе какого клана таковой служит? Впрочем, мороки таковая приносит так же на порядок больше, по утверждению Хаббса.
--
Малый оборот - единица измерения суточного времени равен 1/25 суток и содержит 60 вспышек. В народе считается, что в течение каждого малого оборота светило на небе вспыхивает 60 раз, отсюда и название.
--
Контилоны - конгломерат племен дикарей, частично расположенный на южной границе Империи, а частью - за ее пределами. По договоренности с Императором имеют нечто вроде условной автономии. Просто от того, что никакие усилия не стоят полного покорения диких идиотов на бесплодной земле. По крайней мере, так считают жители самой Империи.
--
Кисть - древковый вид оружия, действительно несколько смахивающий на инструмент художника. Древко около локтя без ладони и пучок тончайших гибких лезвий разной длины. В зависимости от мастерства длина этих последних варьируется от полутора локтей, до двух с половиной. Маленькая деталь: "Кисть" не применяют в Империи уже около шестисот лет. Да и до того его применение было ограничено дуэлями-казнями. Владели этим оружием исключительно старые аристократы и редкие мастера. Мать описанного нашим героем Стейна никак не могла принадлежать к таковым, поскольку даже не каждый из Золотых Родов может похвастаться подобной генеалогией. На время действия кисть полностью вышла из употребления. Достаточно гибкими лезвия мог сделать лишь мастер-кузнец, специализирующийся на конкретном оружии и обладающий Даром. Искусство создания "кисти" считается утерянным.
--
Мастер живописи, "мастер письма" - человек, овладевший кистью на высоком уровне мастерства, способный "расписать" оппонента, либо заживо спустить с него кожу. Собственно из-за этой кровавости такая дуэль чаще приводилась вместо казни. Наш герой окончить обучение не сумел или не успел. А откуда вообще узнал сию диковину? О том мы пока умолчим. А герой говорит разное, в зависимости от того, с кем разговаривает. Кисть и искусство ее применения вышли из употребления, когда в моду вошло врагов тихо устранять чужими руками, а не калечить на дуэли собственноручно.
--
Морские странники - купцы и авантюристы пересекающие океан в не самом узком между континентами месте, а не следующие вдоль берега. Это сильно экономит время, но и чревато серьезными бедствиями.
--
Кхорт - пушной зверек, быстрый и ловкий хищник, на которого любили охотиться представители Родов. Крестьянам и просторожденным промысел этого зверя запрещен.
--
Круг, Танец, Песня - дуэль до первой крови, до серьезной раны или сдачи, либо же до смерти соответственно.
--
Наш герой тут не врет, он действительно не подмастерье - такого ранга среди владеющих кистью просто нет.
--
Кхур - что-то вроде собаки. Но в диком виде опасный стайный хищник. Любит нападать внезапно. Кхурово время - предрассветное, несколько малых оборотов перед появлением Файнор, утренней звезды, что появляется за три часа до, а затухает через три часа после рассвета.
--
Мален - нежить. Что-то напоминающее лича, но никогда не бывшее живым, как собственно и мертвым. Колдуном тоже не является, но колдовать ему это не мешает. Хотя его способности в этом плане весьма ограничены. Впрочем, неосторожным путникам обычно хватает. Разумен, способен даже договариваться с теми, кто не стал его жертвой. Постоянного облика не имеет. Потребляет энергию, иногда и плоть людей. В агрессии к животным замечен не был, но в крайних случаях способен "разнообразить" рацион и какой-нибудь бедной тварью поумнее. Судя по всему, изначально малены были экспериментом, и только несколько вырвавшихся на свободу экземпляров смогли размножиться и стать настоящим бичом путников. Тайна их размножения не известна. Так же, как и довольно развитого разума.