По следам Тита Ливия
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Давным-давно, в стародавние времена, когда пала знаменитая Троя, когда отгремели бои за Елену Прекрасную, когда истлели останки воинов на полях сражений, на берег древней Италии высадился народец.
Если присмотреться к нему повнимательней, то можно узнать в них предков знаменитых римлян. У народа не было ничего кроме кораблей, штанов и мечей. Как сказали бы современные барышни - материально не обремененные женихи.
Родни в чужих краях никто не имел. Идти им было некуда. Поэтому они порешили поселиться там, куда глаза их смотрят.
Погоды стояли в древнем мире просто чудные. Экологии всякой навалом. А уж дикая, нетронутая природа так и лезла в окна своими буйными ветвями, бывало и медведями, но это впрочем, редко.
Вот посреди этой благодати и зажили будущие римляне.
Царствовал тогда над этим народом Амулий.
Как говорит Тит Ливий, царек этот был самым младшеньким в семье. Но до того смышленым и способным ко всяческим интригам, что оттер он от трона своего старшего брата Нумитора, истребил всех его детей - мальчиков, а единственную лапочку дочку, Рею Сильвию, назначил весталкой в монастырь. От мужиков подальше. И замуж ей не светило и с парнями на сеновале - тоже нельзя было. В общем, стала жить она среди женского коллектива, да среди статуй всяческих богов.
И вот лежит как-то этот самый царь Амулий попой к огню, винцо потягивает, пузо волосатое почесывает, на танцы живота смотрит и слушает, как музыка райская тренькает.
Расправился он, значит, со всеми. На душе у него тепло и уютно.
Но приходит тут к царю депутация:
- Вот, - говорят, - Ваше сиятельство, племянница-то Ваша, того.
И пальцами этак многозначительно крутят.
- Чего это - ТОГО? - спрашивает царь, а сам жмурится как кот.
--
Да с Богами чей-то у ней ни того, напортачила че-то она с ними.
И жмутся этак неловко, словно в туалет хотят.
- Чего это напортачила? - спрашивает уже раздраженно царь.
- Да, - говорят, - вроде как технику безопасности работы с богами нарушила - и того.
- Не понял! - воскликнул царь, - Выражайтесь яснее, вы мне вино мешаете пить. Сами знаете как у меня: либо пить, либо трепаться. Так чего там с племянницей?
- Да так, двойня у нее родилась.
Тут царь подавился, вино расплескал, вскочил и закашлялся. Посетители покраснели, кто со стыда, кто со страху.
- Вот и мы думаем - многовато что-то, - подхватили они в смущении.
Царь меж тем откашлялся, отдышался и спрашивает змеиным голосом:
- Папашу, надеюсь, уже нашли?
--
Дык, это, - говорят, - сложновато искать-то. Она говорит, что от самого Марса понесла-то. У него ж не спросишь.
И снова покраснели все, засмущались, глазками в пол уставились.
- Мда-а-а-а, - протянул царь в задумчивости и открыл новую бутылку винца.
Всем тоже захотелось и вздохнуть, и выпить. Но никто не решился.
Амулий помолчал немного, отпил из свежего бокала и начал так:
--
Я, конечно человек древний, по понятиям далеких потомков, человек и вовсе необразованный и темный. Чего греха таить. Многого, конечно не знаю. Льва Толстого не читал, про Бориса Акунина и Дарью Донцову вообще не слышал, не знаю, например, что у планеты Марс есть спутник Фобус, да и вообще есть ли жизнь на этом самом Марсе - мне неизвестно.... но уж откуда дети берутся - это-то я уж наверняка знаю! И что? я должен поверить, что моя племянница Рея, сиротинушка и можно сказать кровинушка, - понесла от невесть кого? От Марса? От планеты? Да надо мной все потомки и их друганы просто хохотать будут!
И Амулий с размаху шмякнул кубок на стол.
- Дык это, - робко вмешались посетители, - че делать-то тогда? Отечество-то в опасности. Че о нас тогда все эти потомки, как вы говорите, подумают. Позор на всю Древнюю Европу с блоком НАТО в придачу.
Вздохнул царь Амулий. Рукою дал знать, что танцовщицы с музыкантами свободны и после заговорил:
--
Вы братаны и друганы мои - свидетели. Не хотел никого трогать. Сами видели: лежал, винцо попивал, двадцать восьмую серию танца живота смотрел, а тут вы с этими родами. Некстати.... Некстати все это. В общем давайте побырому, эту сиротку в наручники и под охрану, пока она нас на всю округу не ославила, а детей ентих - в корзинку и в пруд, то бишь в реку, в Тибр. Только смотрите никому ни гу-гу. А то Гаагский трибунал, ОБСЕ и все-такое. Сами понимаете.... рейтинг у меня должен быть стабильным.
И завертелось тут, завелось. Пришли к жрице Рее тайные агенты царя, наручники ей - КЛЯМС - на ручки тонкия и тихонько так в сырой тюремный закуток, где одна солома под голову, да крысы в друзья.
Слуги повздыхали, сложили детей марсовых в корзинку, рогожкой прикрыли сверху, что б неприметно было и так посвистывая, словно они по грибы собрались да ягоды - пошли к речке детоубийство учинять.
Но Тит Ливий (наш древний историк) пишет нам из глубины веков, что в ту пору Тибр разлился широченно. Слуги бродили с корзинкой по колено, вздыхали и ругались меж собой тихонько: где топить-то, а? Во работа: они контрацепцию не соблюдают, а нам последствия топить приходится. Вот мать-перемать, и утопить-то никого нельзя сейчас по-человечески.
Да, думают, меняется климат-то е-мое. Глобальное видать потепление. И так за разговором о погоде, о виде на урожай положили они корзинку с детями на какую-то кочку (пусть мол - надо будет - сами утопнут), и пошли домой. Рабочий день у них к тому же закончился.
Место, где они оставили корзинку потомки прозвали Руминальской смоковницей.
Вот что случилось дальше. Как пишет Тит Ливий: "Пустынны и безлюдны были тогда эти места". А от себя добавим: и только шпана всякая шарилась тут в поисках заблудших прохожих.
Рассказывают, что, когда вода схлынула, лоток с детьми очутился на суше. Волчица, проживавшая аккурат на соседнем холме, бежала, как-то к водопою. Хвостиком виляет, глазками по сторонам стреляет - и тут - ЕПРСТ! Встала столбом:
- Мясо! - подумала мать-волчица.
Но тут дети как завопят из корзинки.
- Маугли! - дошло до нее.
--
Хотя, нет. Их же двое. Мдя-я-я. Какая-то непонятная сказка, - подумала волчица, - Двое Мауглей - это чересчур.
Почесала она себе задумчиво задней лапой за ухом и вспомнила:
--
Да это ж основатели Рима! Эти два сосунка, ну-да, ну-да - все сходится. Фу-у-у, - перевела волчица дух, - Аж перепугалась от неожиданности. Ну, ладно с этим разобрались. А че мне дальше-то надо делать?
Присела она опять и почесала другой задней лапой за ухом другим ухом. Смотрит кругом: ни тебе Красного креста, ни "Врачей без границ", даже Британского географического общества поблизости не видать.
- Ну, - думает, - Придется самой что ль кормить оглоедов? Вот всегда так!
Дала она братьям свои сосцы, и зачмокало тотчас по всей округе эхом. Минут через пять шел теми местами "смотритель царских стад". А проще говоря, пастух шел с барской свинофермы. Звали его Фавстул. Идет он по безлюдному месту, вдруг слышит: кто-то что-то громко жует, глотает да причмокивает. Похолодело у него все внутри. Проснулись в душе суеверия всякие. Огляделся пастух осторожно, глядь - волчица кормит детенышей.
Фавстул вздохнул облегченно:
- Чуть не околел зараза.
Волчица, увидев пастуха, решила, что с нее достаточно и побежала на водопой, навсегда исчезая из этой сказки.
Взял Фавстул корзинку и понес детей к себе домой. Воспитанием братьев-сироток занялась, естественно, его женушка по имени Ларенция.
Правда, альтернативные историки древности (не стоит удивляться, завистники существовали всегда) так вот кое-кто из них стал язвить, что это Ларенцию звали "волчицей". Мол, от пастухов пошло прозвище. Ларенция жила с ними можно сказать по очереди. Да и вообще, мол, за шашлычок - с кем угодно. Но мы эту некрасивую версию с негодованием отметаем.
Лишь только сорванцы подросли, стали они работать в хлевах, пасли коров и охотились по окрестным лесам. Накачались и закалились они за этой работенкой не хуже, чем в спортивной секции. Говорят, имели склонность к языкам. Особенно к телячьим. Натерпелись от них все. И не только зверушкам невмоготу стало в окрестных лесах, но и разбойникам влетало порой по первое число.
Всякий раз, как шпана ограбит кого-нибудь на темной тропинке, идет себе, посвистывая, и гигикая добро пропивать, тюки здоровенные так и тянут к земле, а тут эти близняшки из кустов - ТЫГДЫМ-ТЫГДЫМ и промеж рогов им давай стучать до слез и слюней кровавых.
Отберут они добро и поделят его среди пастухов, с коими творили труды праведные.
Шайка близнецов, сказывают, богатела и расширялась с каждым днем. Осерчала шпана. Проходу им братья не дают, воровской промысел с авторитетом подрывают. И стали замышлять они коварный план отмщенья.
Предание гласит, что в те времена на Палатинском холме каждый год справляли празднество Луперкалии. Во время него молодые юноши стыдно сказать, бегали нагишом по холму, трясли срамными местами и вообще прикалывались всяк на свой манер, чествуя Ликейского Пана. Обычай этот (срамной по нашим понятиям и непотребный) был известен всем.
Обозленные разбойники подстерегли братьев на том холме и в самый разгар утехи бросились на них с кулаками. Затруднение вышло у братьев: то ли биться, то ли срамное место прикрывать. В общем, Ромул сверкая кулаками и ягодицами кое-как отбился. А вот Рема разбойники схватили, кое за что (впрочем, история не уточняет за что именно) и передали его царю Амулию.
Царь надо сказать к тому времени ужо изрядно поистаскался и постарел. Верил всему, как дитя неразумное. И рассказали ему разбойники, что Рем с братом во главе шайки угоняли скот.
Рема передают брату царя: землевладельцу и плантатору, фермеру и барину Нумитору.
Рема решают казнить, как разбойника.
Приемный папаша Фавстул с самого начала подозревал, что в его доме воспитываются царские отпрыски. А еще Фавстул прочел где-то в секретном справочнике царских указов о выброшенных младенцах. Он не хотел болтать об этом раньше времени. Мало ли чего?
Но тут надо вроде как спасать сорванцов. Оставил он свой теплый диван. Сложил газетку и позвал Ромула. Так и так говорит. Не родной ты мне. Нашел я вас среди кочек и кочережек. Помню мол, волчица была там еще. А сами вы с братцем царской крови.
- Ну-у-у-у, - думает Ромул, - Спятил, значит, папаня наш. Работа на свиноферме без выходных совсем мозги ему набекрень поставила. Жаль. Во, мля, время настало! Братана заточили, папаня сбрендил. Не иначе как экология портится, значит продукты немытыми руками есть и вправду нельзя.
Но тут случилось так, что барин Нумитор, которому отдали Рема для расправы, любил все подсчитывать-рассчитывать. Дебет с кредитом сводить. Недаром помещиком был. Подсчитал он на досуге, на мешках с наворованным богатством, что по летам братья-то и взаправду могут быть царской крови. Задумался барин. Воля царская что трость на ветру колеблемая, что зыбь по воде, что дым из печи. Сегодня казнить - завтра обниматься-лобызаться лезет. Не поймешь вобчем этих аристократов.
Решил Нумитор не трогать сорванца. Царю-то батюшке все равно помирать скоро. Старенький он, мозги одрябли, руки дрожат. А этот - молодой. Да и братан его с друганами поблизости шляется. В общем было ему над чем задуматься.
Тем временем Ромул попросил друзей своих пастухов собраться по утру возле царского дома. Причем идти туда надо было разными тропками. Чтобы не вызывать подозрений. А из Нумиторова дома пришел на помощь Рем с другим отрядом.
Так еще до утреннего кофе бубликами и расслабляющего душа старенький царь-батюшка оказался в окружении.
Поднялось тут на улицах смятение. Застучали закрываемые ставни и ворота. Побежали с полей крестьяне. Нумитор, завопил, как резаный: враги, мол ворвались в город и напали на царский дом. Он увел всех мужчин города Альбы в крепость, которую-де по его словам надо срочно занять и удерживать оружьем.
Потом смотрит, выходят из царского дома Ромул и Рем.
--
Ну, думает, - капец царю батюшке, ихнему дедушке, брату моему подлому. Кровопролитье свершилось. Преступленье налицо.
А юноши меж тем идут, балагурят, руки об фартук вытирают, мечи в ножны пихают и уже издалека орут Нумитору:
- Ну, ты, мля дед даешь. Старый-старый, а в крепость сиганул, как будто всю жисть легкой атлетикой занимался и чужие яблони обворовывал. Проверить бы тебя на допинг, ну уж ладно. Заслужил, - сказали они с улыбкою и похлопали его по плечу.
Нумитор смотрит братья вроде, как подобрели. Смягчились. Собрал тогда дед Нумитор сходку народную и все о братниных преступлениях рассказал как на духу. Говорил он громко, с придыханием, точно его прорвало и дали всем свободу слова. Покаялся в общем он за брата. А о себе не забыл помянуть, как о зачинщике всего бунтарского дела.
Тут на сходку народную братья заглянули. Ромул с Ремом спорить с дедом не стали. Поздоровкались, почмокались, почеломкались по их старинному обычаю и давай деда при всех царем называть: все царь да царь, ваше высокородие, не угодно ли, шарфик подверните -застудитесь, счастья вы наш учредитель, царь царей над царями царскими. И все в таком духе.
В общем заморочили народу голову. Ну, вот люди-то и привыкли. Стали и сами Нумитора царем называть. А расходясь по домам чесали затылки, репу морщили и спрашивали друг друга:
- Если Нумитор царь, тогда кого ж этим утром прибили в царском доме?
А потом сказали:
- Ну, да ладно, люди мы маленькие, не по нашей зарплате вопрос и вообще пора домой идти. А то скотина не кормлена, жена не доена. А может и наоборот все. Тьфу ты - заморочили голову этими царями. На ровном месте спотыкаться уже начали.
*********************
Получил значит на старость лет Нумитор царство Альбанское. Собрались Ромул с Ремом и говорят дружка дружке:
--
Ну вот получил дедулька царство. И че? О том ли мы братан мечтали? Дедок старый. Мы сами живем чисто, как в доме престарелых. Пора основать свой город. В котором потом будут жить всякие великие люди: художники, писатели, поэты, актеры, может даже философы. Туристы, наверное, толпами будут шляться по нашим древним улицам. Короче, пора жилье себе отдельное подыскивать.
И такое желание охватило их, такая тоска, что даже кушать они не могли, на девчонок совсем не смотрели, засыпали с трудом и часто ворочаясь.
Поутру, выйдя за город, братья направились к тому месту, где когда-то их не добила царская охранка. Буйными волнами колыхалась трава по холмам, как всклокоченные головы торчали тут и там головки репейника. Шумели не стриженые кроны деревьев. Небо, словно свеже нарисованное, переливалось и проваливалось ввысь, тащились лениво клубчатые облака.
У братьев сердце защемило от таких красот и ностальгии. Сошлись на том, что город надо основать непременно здесь.
Как рассказывает древний историк Тит Ливий, у альбанцев и латинов было много лишнего народу (совсем как в России). И вообще им мало, кто был нужен. Собрали братья переселенцев и стали решать, кто станет отцом основателем их города.
Вдвоем быть отцами основателями было им вроде как неловко. Меж переселенцами слышались на этот счет смешки, ухмылки украдкой, и вырывались даже словечки "групповуха" и "разврат". Темные люди.
Впрочем, братьям самим хотелось единолично царствовать. Тут еще одно непреодолимое обстоятельство мешало этому делу. Ромул и Рем были близнецами. Их по трезвому-то люди с трудом отличали один от другого. А выпимши так и вообще народу казалось, что в глазах двоится. Одному царствовать так же не было никакой возможности. Второй близнец из озорства всегда бы сограждан дурил и отдавал противоречивые приказы.
Решили тогда братья испытать судьбу свою гаданием. Самой модной методой было гадание на птицах. Отчего последние весьма страдали. Так как редко могли понять, что от них хотят. Уже тогда птицы и люди жили разной жизнью. Птицы расстраивались, когда люди порой начинали драться и швыряли в них, чем ни попадя, стоило им приземлиться на чью-нибудь крышу.
Старинный способ гадания таков: испытуемый намечал мысленно пределы и действия, которые должны произвести птицы в этих местах.
Вышли переселенцы с братьями в поле и расселись, как в кинотеатре.
Ромул местом наблюдения за птицами избрал холм Палатин, а Рем - Авентин.
В тот день в сторону зрителей летели две стаи коршунов. Два враждующих семейства. Одна стая была вдвое больше другой. Надо сказать, что коршуны эти не дружили настолько, что как люди на одном поле ни за что не присели бы.
И вот спикировали они из-за облаков и приготовились к посадке, как видят: два холма, посередке люди сидят и таращатся вверх. Коршуны посмотрели назад: может на небе, чего показывают? Небо молчало. Оглядели себя: может у них расстегнулось чего-нить? Но перья сидели, как влитые.
Тогда снедаемая нехорошим предчувствием, маленькая стая первой спикировала на холм Авентин. Люди молчали.
Наши источники из глубины древних веков подтверждают, что Рему явилось именно это знамение. Шесть коршунов сели на его холм. Через несколько секунд толпа взорвалась криками, вскинулись к небу руки, полетела чья-то тюбетейка. Коршуны занервничали.
Но тут вторая стая из 12 коршунов устала парить и решила сесть на соседний холм - Палатин. И тогда толпа завопила еще пуще. Сторонники Ромула ликовали. Коршуны забеспокоились еще больше. Предчувствие их не обмануло.
Каждого из братьев толпа приверженцев провозгласила царем. Одни орали, что придают значение только первенству знамения, другие посылали их на римском матерном, и брызжа слюной от волнения говорили, что в количестве коршунов и есть суть знамения.
Началась перебранка. Потом, как всегда, кто-то кого-то толкнул. Кто-то упал и не встал. Кто-то кричал и онемел навсегда. Появились палки, ножи, брызнула кровь.
Коршуны с удивлением смотрели вниз, как люди мутузят друг друга и все из-за того, что они, коршуны не захотели присесть друг с другом на одном холме. Сидят они по разным холмам и думают:
- Опять, ведь, эти древние историки все на нас свалят.
В сумятице Рем получил от кого-то исподтишка смертельный удар. Причины спора за трон отпали сами собой.
**********************
Оппоненты римских историков заявляют, что все на самом деле было по-другому. Рем в насмешку над братом перескочил через новые стены и Ромул в гневе убил его, воскликнув при этом: "Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены".
Как бы там ни было, но единственным властителем остался Ромул. Новый город получил названье от имени своего основателя.
Воздав должное богам, Ромул созвал толпу на собрание.
- Приходите сыны нового, молодого отечества. Я вам кое-кто приготовил!
Прошел слушок по народу, что будут раздавать подарки. Повалили новые граждане, стали в очередь выстраиваться. Вышел Ромул на середину с мешком. Там что-то глухо гремело. Все жадно напряглись. Подались вперед.
- Выпивон, - понеслось чуть слышно, - Нет, украшения. Ишь, как брякает, - беззвучно удивлялись другие.
Запустил Ромул руку в мешок и достал каменную табличку. В оглавлении кто-то из полу грамотных прочитал по слогам: "за-ко-ны".
Толпа оторопела.
--
Ничем, кроме законов, не могу я сплотить вас, - сказал Ромул, - Кому не нравится, может спросить у моего братца, как я поступаю с недовольными.
--
Да мы сами тебя щас отправим за братцем, - понеслось вокруг. Кто-то даже замахнулся на Ромула первой статьей налогового кодекса.
Так разрозненная толпа превратилась в сплоченный народ.
Ромул успел бежать. Он понимал, что для неотесанного люда законы святы, когда есть власть. Поэтому Ромул пошил себе шевроны, галуны, эполеты и много чего всякого отличающего знатного барина от простого холопа.
Ромул стал держаться более важно, говорил растопыривая пальцы в стороны. Он уже не пил из горла, не сморкался при всех на улице, зажав одну ноздрю пальцем, не чесал прилюдно яйца, разговаривая о делах государства. Кроме того, он обвешался золотыми цепями, стал причесываться по утрам и мыть ноги на ночь. Более того, граждане заметили как-то, что Ромул пошил себе костюм хорошего сукна, не рыгал за столом. Так что подданные еще больше дивились и говорили:
- Барин-то наш поди еще и стишки про любов сочиняет.
Но тут они явно хватили. Не сочинял Ромул никакой литературы кроме законодательной.
Чем дольше народ смотрел на своего царя Ромула, тем более диву давался, говоря меж собой: "во, мля, новая аристократия нарождается, а говорят: что господа давно в Париже. Ну, погоди, ужо устроим мы тебе борьбу труда и капитала".
Чтобы Ромула случаем не побили его беспокойные сограждане, за выпендреж и презрение к коллективу, он завел себе 12 не менее буйных помощников. И назвал их "ликторами".
*********************
Город рос и расширялся. Занимая укреплениями все новые и новые места. Вообще-то укрепляли город больше в расчете на будущее многолюдство. Многие кварталы представляли собой пустырь, где собиралась всяческая шпана. Чтобы огромный город не пустовал, Ромул воспользовался старой хитростью основателей городов: стал созывать всех кому надоел их прежний образ жизни, кому опостылели цари, кому нужна была отдельная квартира, свобода и новая жена. В Рим от соседних народов сразу же сбежались все, как говорит Тит Ливий: "жаждущие перемен - свободные и рабы без разбора,- и тем была заложена первая основа великой мощи".
Когда о силах тревожиться было уже нечего, Ромул учредил сенат. Чтобы в случае политических неудач можно было все свалить на него. Избрали сто старейшин. Прозвали их Отцами. Потомство их получило имя "патрициев". Все остальные сделались у них холопами - то есть плебеями по-римски.
*******************
Теперь Рим стал так силен, что мог на равных воевать с любым из соседних городов. Люди радовались, пили винцо, ковыряли пятерней в носу, торговали, дрались, опохмелялись, спали до обеда, в общем вели себя свободно и непринужденно. Однако, некоторые из них стали тосковать по вечерам. Пить-то можно было сколько угодно, а вот по бабам ходить некуда.
Ромул, глядя на эти грустные попойки, думал примерно о том же: срок этому могуществу - человеческий век. Риму позарез нужны роженицы, то есть женщины. А их в городе мало и на потомство римляне надеяться не могли. Брачных связей с соседями тоже не было. Ромул посовещался с отцами и послал по окрестным племенам послов.
Приходят одни такие в соседний город, лыбу давят, на баб заглядываются и говорят: хотим с вашими отцами за жисть покалякать. Поклоны от наших графьев передать. Спросить кой-чаво.
Привели этих послов в государственное учреждение. Они встали, ножку отставили и говорят:
- Отцы радетели, основатели и учредители счастия народного! Послали нас к вам послами, чтобы мы объяснили вам, как тяжело складывается у нас будущее Рима. Города, мол, как все прочее, родятся из самого низменного, а потом уж те, кому помогою собственная доблесть и боги, достигают великой силы и великой славы. Римляне хорошо знают, что не без помощи богов родился их город и доблестью скуден не будет. Так пусть не гнушаются люди с людьми мешать свою кровь и род.
Переглянулись отцы и спрашивают:
- Чего с кем мешать? И вообще-то мы и так никогда не смешиваем. Пьем все в чистом виде. И вообще че хотите то от нас? Нация вы новая как мы поглядим. Ясно выражаться еще не умеете. Но так и быть даем вам вторую попытку. Итак?
Тут выступил один из посольства:
- Короче я не Сократ, но попытаюсь донести до вас основную так сказать мысль. Вы вино пьете?
Отцы переглянулись и дружно закивали.
- Дык, вот мы тоже пьем. А когда выпьете, то чего вам, например хочется?
Отцы тут загалдели:
- Чтобы спинку почесали! Рыбки соленой схрумкать! По бабам естессно тянет!
- Ну вот, нас тоже тянет, а баб то и нету!
Отцы говорят:
- А мы то тут причем?
- Ну как же? Это ж просто! Жениться мы хотим. Хотим, чтобы детишки мал-мала бегали, чтобы носки нам стирали, чтобы завтрак, обед, ужин готовили, что бы там танец живота и все прочее смотреть. Телехвизоров-то нету. Да и не скоро будут.
Тут до отцов доперло.
- Какой это такой танец живота? Чтобы наши дочери стирали ваши вонючие носки? А внучата что б вам за пивом бегали?
Посольские насупились, покраснели.
--
Да не бывать такому! - орали отцы. - Голь безродная, псы помойные! Сами вы сукины дети и даже могила вас не исправит. И вообще вам надо презервативы бесплатно выдавать, как вы, размножаться вообще не должны.
В запальчивости хотели этих посольских даже побить, но вовремя вспомнили о дипломатической неприкосновенности и отпустили, плюнув им только вслед.
И так повсюду. Ни одно посольство нигде не нашло благосклонного приема. Иным советовали нанять проституток. Другим тренировать руки. Третьим использовать животных.
Римляне были тяжко оскорблены. Все говорили друг другу:
- Это что ж значит всем можно по бабам шляться, а нам нельзя что ли? У них значит танцы живота кажный вечер, а у нас что? Кукишь иноземный? Мы ж не педики. Не извращенцы какие-нибудь. Нам тоже хочется дедовскими методами размножаться.
Галдели они так галдели и дело явно клонилось к насилию.
Ромул, тоже затаил неподъемную обиду на соседей. И стал усердно готовить возмездие.
Вскоре объявили в Риме торжественные игры в честь Нептуна Конного. Горожане назвали его Консуалиями.
Ромул собирает этих же послов и говорит им:
- Раз вы с бабами облажались, - идите теперь в рекламные агенты. То бишь, про праздник слышали? Идите, туда откель пришли и зазывайте на праздничное гуляние. Объясните, что у нас город новый, беспошлинной торговли, низкие налоги и все такое. Не забудьте рассказать, что будут всякие там фокусы-покусы, барышник это любят. Рулетка будет и покерный салон, призы за стрельбы из лука и метания топора. Мол, все настолько красиво и красочно и по такой дешевке - что просто грех не пойти. Кто не придет - сам потом жалеть будет и рвать себе волосья во всех местах. Уяснили?
Послы все тщательно записали, хоть и не знали грамоты, и пошли снова соблазнять соседние народы.
*********************
Развлечений в древние века было не так много. Да еще многие соседи попутали основание Рима с основанием Лас-Вегаса. Поэтому пришли на праздник безбоязненно, с женами и дочерьми. Некоторые гости хотели просто посмотреть новый город. Особо много народу пришло из ближайших мест. Были там: ценинцы, крустуминцы, антемняне. Все многочисленное племя сабинян явилось с детьми и женами. Их гостеприимно приглашали в дома, наливали помногу, беседовали за жисть, обсуждали курс акций и все такое. Так как женщин у римлян не было, то на площадях устроили танец мужских ягодиц. Кто-то из гостей спьяну ухмылялся глядя на это, дородные матроны, конечно плевались в негодовании, дочки вроде тоже не одобряли, но так незаметно для мамань стреляли глазками с интересом.
В общем, к вечеру все набрались основательно. И тут, когда подошло время игр, которые заняли собою все помыслы и взоры, тут-то, как было условлено, и случилось насилие. По знаку римские юноши бросились похищать девиц. Хватали без разбора. Особо красивых, приносили в дома простолюдины, которым за это было заплачено. Одну из девиц, самую красивую и привлекательную, похитили, как рассказывают, люди некоего Талассия, и многие спрашивали, кому несут эту крошку, а те, опасаясь потерять добычу, то и дело выкрикивали, что несут ее Талассию; отсюда и происходит этот древнейший свадебный возглас.
Проснулись обманутые соседи поутру кто-де: в канаве, на сеновале, в бочке с рассолом и прочих неожиданных местах. Голова трещит, глаза еле размыкаются, даже губы схватило, как при морозе: ни слова не вымолвить, ни водички попить.
Гости вокруг себя руками шарят, а жен с дочерями найти не могут. Правда стоит сказать, что некоторых жен (особенно страшных и кривоногих) гости потерять так и не смогли.
Похмельный страх вдруг полоснул по ранимым душам алкоголиков - гостей Рима. Мир показался жестоким и черствым на ощупь, слишком резким на свет. С проклятиями бежали они домой. Проклинали преступников, поправших закон гостеприимства и собутыльства. Взывали к богам, в чью честь они нажрались в усмерть.
У похищенных девиц тоже был некоторый шок. Но сам доблестный Ромул общался с каждой в отдельности и объяснял, что горевать не стоит. Какая, мол, разница чьи носки стирать: отцовы или мужнины. Ноги у всех мужиков воняют одинаково, в чем они (невесты) вскоре убедятся самолично и, мол, поймут, что он, Ромул, их не обманывает. А еще отец римской нации приводил в пример недавний праздник: отцы-то ваши сами, мол видели, как нажрались. Так какая вам разница с какими алкоголиками жить? Зато будут жить они в законном браке, общим с мужьями будет у них имущество, гражданство. Можно будет отбирать у мужей всю зарплату, и тратить ее на красивые шмотки и духи. Можно будет разводить детей в доме, и получать от правительства бесплатные молочные продукты. Можно будет пилить мужа с утра до ночи и изводить его глупыми просьбами и советами. А с отцами - попробуй так. Сразу оплеух навешают. Пусть, мол невесты смягчат свой гнев. А то все это может нехорошим закончиться. А тем, кому жребий отдал их тела, пусть отдадут и свои души, чего мелочиться-то?
Невесты горевали, конечно. Глазки закатывали, вздыхали тайком, пуговки на платьях боязливо теребили. Но слушали очень внимательно. Особенно им понравилось то место, где Ромул помянул шмотки, зарплаты и бесплатную помощь правительства.
Царь продолжал:
--
Со временем, из обиды часто родится привязанность, а мужья у Вас будут тем лучшие, что каждый будет стараться не только исполнить свои обязанности, но и успокоить тоску жены по родителям и отечеству. (При этих словах кто-то загромыхал пустой посудой за стеной, послышался мат, а потом лихое пение).
Потом присоединились к речам своего царя и новые мужья. Сколько царская охрана не отгоняла их от двери кому-то из них удалось пролезть в окно. Глазки у них были пьяненько-слезливые, говорили они вкрадчиво, обещали любовь до гроба (при этом почему-то хихикали в кулачок) и страсть всамделишную, с бриллиантами. В этом месте невест совсем повело. Они уши сразу растопырили и римляне не долго думая, любовной лапши им сразу навешали килограммами. Так у них слюбилось и зажилось помаленьку. Без бриллиантов пока что.
************************
Похищенные уже совсем смягчились. Особенно те, для кого секс был в новинку. А в это самое время их родители, облачившись в скорбные одежды, сеяли смятение в городах слезами и упреками местным властям и районным префектам. Отовсюду собирались они к царю сабинян Титу Тацию. Имя его было в тех краях самым громким.
Негодующие разделились на два лагеря: первые были недовольны, что у них украли жен и дочерей красавиц, вторые (у которых жены с дочерьми были страшными как Годзилла ночью) негодовали почему у них ничего не пропало? Раз уж злодейство, так должно быть для всех одинаково.
Особенно страдали племена ценинцев, крустуминцев, антемнян. Этим трем народам казалось, что Таций с сабинянами слишком медлительны, и они стали готовить войну сами. Однако, перед пылом и гневом ценинцев недостаточно расторопны были
даже крустуминцы с антемнянами, и ценинский народ нападал на римские земли в одиночку. Шли они беспорядочно, разоряли поля, глумились над ни в чем не повинными животными и тут ХРЯСЬ! - лоб в лоб встречают они Ромула с войском.
- Чегой-то вы творите безобразие на моих полях? - спросил Ромул.
- Дык, это, жены где наши? - ответили ценины, и друг дружку вперед пихали.
- Какие жены? - удивился Ромул, - Чьи? Наши жены - дома сидят, а ваши где - я не знаю, я в ваш гарем не нанимался.
- Хорош дурака включать! - осмелели ценины, - Это наши жены и дочери у вас сидят, возвращай их взад, или мы за себя не ручаемся!
- Ха-ха-ха! Все это враки. Если вы сейчас не пойдете искать своих жен в другом месте, я начну зверствовать! И вообще я вас впервые вижу. Может вы педики, и никаких жен у вас никогда и не было?
Не стерпели ценины такой обиды и как бросятся на римлян с мечами наперевес. Но Ромул уже обучил своих людей знаменитой римской фаланге. Сшиблись они, инда треск и вопль по земле римской пошел. И ценины получили в тот день по мордам изрядно.
Царя ценинов вообще догнали и убили на фиг. Ромул снял с него доспехи. А затем направил войско на город ценинов. Разорил его слегка и поглумился немножко над теми, кто спрятаться не успел.
Возвратившись с победоносным войском, Ромул, взошел на Капитолий. Доспехи убитого неприятельского вождя, развесил на остове, положил их у священного для пастухов дуба. И тут же определил тут место для храма Юпитера. К имени бога прибавил прозвание: "Юпитер Феретрийский".
--
Юпитер,- сказал он,- Я, Ромул, победоносный царь, приношу тебе царское это оружье и посвящаю тебе храм в пределах, которые только что мысленно обозначил.
Тут все жрецы поперхнулись от неожиданности. Кто ж знает: чего он там себе представил?
--
А обозначил я дофига. Поэтому народ мой еще покарячится, чтобы не изнывал от безделья.
Тут уж народ насторожился: чего он там, на холме орет?
--
Да станет Храм вместилищем для тучных доспехов, какие будут приносить вслед за мной, Первым, потомки, убивая неприятельских царей и вождей".
Концовка всем очень понравилась, и народ зааплодировал от души.
***************************
Война с сабинянами из-за барышень пришла последней и оказалась самой тяжелой. Сабиняне не стали пускать слюни и канючить, а основательно подготовились к мордобою.
Начальником над одной римской крепостью был Спурий Тарпей. Царь сабинян Таций подкупил золотом его дочь, чтобы она впустила воинов в крепость (она как раз вышла за стену за водою для священнодействий). Сабиняне, которых она впустила, умертвили ее, завалив щитами. Пока они удерживали крепость, римское войско выстроилось по тревоге на поле меж Палатинским и Капитолийскими
холмами. Сабинянское войско тоже вышло на битву.
С обеих сторон вожди повели войска в атаку. С сабинской - Меттий Курций, с римской - Гостий Гостилий. Невзирая на невыгодную местность, Гостий без страха и устали бился в первых рядах, одушевляя при этом своих:
- Мужи Рима! Терять нам нечего! Акромя своих жен. Вот до чего женщины доводят!
Он бы еще сказал чего-нибудь ободряющего, но неожиданно получил промеж ушей чем-то тяжелым. Строй римлян тут же дрогнул и подался. Воины в беспорядке кинулись к старым воротам Палатина. Ромул, влекомый толпою бегущих, поднял к небу свой щит и меч и возопил к небесам:
- Юпитер! ЕПРСТ! Я ж повиновался твоим знамениям! И здесь, на Палатине, заложил я первые камни города. Но сабиняне ценой преступления завладели крепостью, теперь они с оружием в руках стремятся сюда. Но хотя бы отсюда е-мое, отец богов и людей, отрази ты врага. А то ведь потом их не вытащишь из наших кабаков! Освободи римлян от страха, останови постыдное бегство! А я обещаю тебе здесь храм Юпитера Становителя, который для потомков будет напоминаньем о том, как быстрою твоею помощью был спасен Рим, - и добавил при этом Ромул много непечатных римских слов по поводу бегущих воинов.
Вознеся эту мольбу, Ромул, как будто почувствовал, что его молитва услышана и снова завопил на всю округу:
- Здесь, римляне, Юпитер Всеблагой Величайший повелевает вам остановиться и возобновить сражение!
И действительно. Все остановились. Заслушались, как виртуозно кроет Ромул врагов нехорошими словами.
Ромул поспешил к передовым фалангам. С сабинской стороны первым вышел Меттий Курций и рассеял потерявших строй римлян. Теперь он был уже недалеко от ворот Палатина и громко кричал:
- Мы победили этих бабских похитителей, волков тряпошных! Вероломных хозяев, малодушных противников, любителей порнухи и клубнички. Знают они теперь, что одно дело девицам лапшу вешать и совсем другое - биться с мужами.
И при этом он сделал замысловатый знак руками.
Пока он так бахвалился, на него налетел Ромул с горсткою самых
дерзких юношей-приколистов. Меттий как раз был на коне. Ромул поднял кобылке хвост, и она от неожиданности, подумала, что сейчас прямо на поле битвы над ней с особым цинизмом надругаются римляне. Кобылка заржала и рванула прочь. Ромул с юношами побежали безобразничать дальше. И все римское войско, воспламененное храбростью своего царя, рассеяло противника. А кобылка, испуганная топотом многих ног и шумом погони, понеслась не хуже Шумахера на гонках. Вместе с ней Меттий влетел в болото. Все остановились и стали смотреть, чем кончится болотная эпопея героя.
Меттию сабиняне кричали, что бы он поскорее вылезал, делали даже ободряющие знаки. Сочувствие толпы придало ему духу, и он решил выбраться.
Посреди долины, разделяющей два холма, римляне и сабиняне вновь сошлись в бою. Но перевес теперь оставался за римлянами.
Сабинские женщины, из-за которых и началась война, видя как их браться, отцы и мужья колют и пыряют друг друга чем ни попадя, калечат и убивают, поняли вдруг чем все обернется, если они потеряют всех разом. Ни тебе мужей, ни пенсий.
Женщины распустили волосы (отчего стали еще страшнее), разорвали одежды пониже талии, и позабывши страх, отважно бросились прямо под копья и стрелы наперерез бойцам, чтобы разнять два строя:
- Что же это вы удумали ироды! Сами нажрались, детей нам наделали, а теперь убивать дружка дружку? Без денех и пособий хотите нас оставить? Слинять от нас на тот свет решили? Вот значит как?
Войска остановились.
- Да вы чего дочурки? - заговорили в сабинянском строю, - Мы ж вас освобождать пришли.
- Да? А детей нянчить, одевать, обувать, кормить, вы что ли потом будете? Да вашей пенсии папаши, нам на помаду даже не хватит! Если вы считаете, что не можете быть родственниками друг другу - тогда мы сами уйдем от вас всех: е...итесь как хотите, нас не ищите!
- Да они ж над вами глумятся! - вновь заговорили папаши, - Танец живота заставляют показывать, спинку чесать, носки вонючие стирать!
- Да у них и носок-то нету! - захохотали женщины, - Не носят они! Мы ж у них всю зарплату отбираем и себе шмотки прикупаем, а они не то что носок, исподнего купить не могут!
Растроганы были не только воины такой речью, но и вожди. Все вдруг смолкло и замерло. Даже птицы со смеху падали с неба. Потом вожди вышли, чтобы заключить договор, и не просто
примирились, но из двух государств решили составить одно. Царствовать порешили сообща, средоточьем всей власти сделали Рим. Так город удвоился, а чтобы не обидно было и сабинянам, то по названию их города граждане получили имя "квиритов".
Война, столь горестная, кончилась вдруг радостным миром. И в квартиру к римским мужьям переехали их многочисленные родственники из сабинянской провинции.
Оттого, замечает древний историк Тит Ливий: "сабинянки стали еще дороже мужьям". А прежде всех - самому Ромулу.
Когда стали делить народ на тридцать курий, то куриям Ромул решил дать имена сабинских женщин. Без сомнения, их было гораздо больше тридцати, и по старшинству ли были выбраны из них те, кто передал куриям свои имена, по достоинству ли, собственному либо мужей, или по жребию, об этом преданье молчит. Но вся история Рима говорит о том, что женщины стали просто исторической причиной всего происходящего в государстве.
В ту же пору были составлены и три центурии всадников: Рамны,
названые так по Ромулу, Тиции - по Титу Тацию, и Луцеры, чье имя, как и происхождение, остается темным.
*******************************
Оба царя правили не только совместно, но и в согласии.
Что было несколько подозрительно окружающим. Несколько лет спустя, родственники царя Тация обидели лаврентских послов. Лаврентяне стали искать управы законным порядком, как принято между народами, но пристрастие Тация к многочисленным родственникам взяли верх. Тем самым он обратил возмездие на себя. Приехал он как-то в Лавиний на ежегодное жертвоприношение. И как бы невзначай его убила толпа фанатиков.
Ромул легко перенес эту утрату. То ли меж царями дружба ненадежна, то ли считал это убийство дипломатически демаршем.
Но от войны он воздержался, а чтобы оскорбленье послов и убийство царя не остались без искупления, договор меж двумя городами, Римом и Лавинием, Ромул заключил заново.
Годы бежали скоро, как эти строчки перед глазами. И вот созвал как-то Ромул, сходку на поле у Козьего болота. Провел смотр войск, отдал распоряжения и тут, внезапно с громом и грохотом поднялась буря. По словам древних историков, она окутала царя густым облаком, скрыв его от глаз. Все чихали, кашляли, но строя не покинули. Когда же мгла рассеялась, а пыль осела, римляне увидели царское кресло пустым и теплым. Словно он отошел на время.
Отцы нации вернулись в город и сказали народу, что царь был унесен вихрем.
Потом провозгласили Ромула богом, богом рожденного. Стали молить его о мире. Чтобы всегда хранил он свое потомство.
Но уже в ту пору, затесался в народные души червячок сомнения. Кое-кто втихомолку, не так чтобы явно, но и не особенно скрываясь говорил, что царь был растерзан Отцами. Что Ромул хотел пресечь власть олигархов, хотел бороться с коррупцией, но ему не дали.
Отцы, правда, избежали смерти. И спас их простой римский человек.
Как-то раз, когда сидели Отцы и особенно сильно горевали о случившемся, явился к собранию некто Прокул Юлий.
- Чего тебе, - спросили Отцы и вздохнули. У них было предчувствие, что народ за них очень скоро возьмется своей пролетарской рукой.
- Я может быть слово сказать желаю.
- А зачем? Шибко умный? Или че-нибудь дельное Отцам хочешь присоветовать?
- Ну, не знаю, таперича вам спорить некогда. Слыхал я, возьмутся за вас скоро. Каждого разъяснят в отдельности и окончательно. Токмо, пока этого не случилось, хочу доложить, что видение у меня было.
- Тебе здесь, что - клуб сновидений что ли? - спросили Отцы уныло, - Или ты нас с литературным кружком перепутал?
- Дело в том, что я видел сегодня Ромула.
Все как-то напряглись сразу.
- И чего?
- Квириты, шел я сегодня, по нашим не мощеным загородным улицам, похмелье душило меня, и обуревала только одна мысль, как бы мне не расплескать остатки своего здоровья по этим выбоинам и канавам. Вдруг, ХРЕНА-АК! Пыль столбом, дым коромыслом, молния крест-накрест, гром стереофонический....
- Это у тебя в голове ХРЕНАК! - прервали его Отцы. Давай, покороче.
- Не могу я покороче. Задание у меня.