Баян. Восточно-западный диван
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Искандер Аджиган
БАЯН
Восточно-западный диван
Самара
1980 - 1985
Когда путей нет внешних - в самом себе ты странствуй,
Как лалу - блеск пусть дарит тебе лучистый свод.
Ты в существе, о мастер, своем открой дорогу -
Так к россыпям бесценным в земле открылся ход.
Из горечи суровой ты к сладости проникни -
Как на соленой почве плодов душистый мед.
Руми
Шариат
I. Хаджж
Что Кааба для мусульман, то для тебя душа.
Свершай вкруг этой Каабы обход свой не спеша.
Руми
Первый таваф
1
Сползая вкось по вылизанной змейке,
складной аршин - состав - отмерил ткань.
Игла стучит по черной тюбетейке.
Куда ни ткни - кругом Тмутаракань.
Прибытие - предлог дли поворота
кругом: по кругу в миллиард углов.
Тускла засаленная позолота
лепных полустеблей и полуслов.
Смело самумом смысл для бедуина,
звучание - пучком согласных-стрел.
И шепелявит каждая руина
Самары с выщербленным "р".
2
Наплыв венков - щекоткой на губах.
Надрывное гуденье катафалка
гнездится в раструбах и в праздных рукавах
разбитых механизмов луна-парка,
где что-то лязгает, сверкает и шипит
окрошкою Песка, Огня и Сада
и все - суннит ли, суфий ли, шиит -
пестрят, как этикетки лимонада.
Отравлены колодцы вдоль пути.
Щепоткой соли, толикою блажи
удержит дервиш дерганье культи,
ведь на пути Аллаха нет поклажи.
3
Терновник на заброшенном карьере,
синеющий орнаментами сур,
свиреп и укреплен, как аль-Мансур,
корнями в реставрируемой вере.
По камешку окрашена в цвета
отцов и вся - ворсинкою к ворсинке -
подобрана... Сорви! - уже не та:
то в меле желтизна сквозит, то в синьке
Не выбелить ракушечный костяк.
не высинить воздушные чешуйки:
горят! И окроплен зеленый стяг
поволжской позолотой желчной шутки.
Второй таваф
1
Сириус направил острие
на мою раскрытую тетрадь.
Если я создание Твое,
что тогда такое благодать?
Утро развернуло ворох лент:
солнце, как султана, величать.
Если я искусный инструмент,
почему тогда на мне - печать?
Вся земля сверкает, как алмаз.
беспросветно в тайниках ума.
Если я - Твой филигранный глаз,
почему во мне такая тьма?
2
Славу былых племен,
пепел становищ их,
сотню Твоих имен,
тысячу звезд Твоих,
праведность чистых жен,
пение райских хур,
светоч священных войн
или полночных сур -
все, что могу назвать,
все я назвал бы. Но
"словом и убивать,
и воскрешать дано..."
Я же, немой имам,
темный шаир песков,
слабость, кичась, придам
сонму сыпучих слов:
каждое - тверже ядр,
а под рукой - ручей.
Пейте! Неверным - яд,
праведным - мед речей.
3
Когда - под пятистопный перестук -
меня размелет мельница разлук,
кому, скажи, понадобится эта
мука - щепоть нерастворимых мук?
Третий таваф
1
Говорится хикмет в год от хиджры такой:
одна тысяча триста сорок седьмой,
говорится в Самаре над Волгой-рекой,
говорит Искандер Аджиган.
У кафиров цыган холостит кабанов,
и Самара стоит, как очаг без хуев.
Я обрезан. Теперь я без ков и без -ов.
Ни отцов, ни богов - нет: хитан!
Не один я открыл и запомнил хадис.
Шамсиддин Мухаммад по прозванью Хафиз
меньше знал! Без конца бормотал я девиз
и орал муэззином азан...
Правоверные! Вместо мечети вокзал
свой облупленный купол Аллаху казал,
кыблу щит - помигал, помигал! - указал:
в Туристан - в ресторан - вдрабадан!
Правоверные, прозит! Чеснок - на зубок,
хлеба - Черного камня чернее - кусок,
крепче - белого - Черного камня - глоток,
и айда, куда дует хазан!
2
Мне чужие здесь цветы
Фет
Говорится другой хикмет.
Ночь. Бессонница. Лейлы нет.
Черным глазом на черный свет
красной розы открылась рана.
Аллах, помилуй Аджигана!
Ночь ушербна. Во сне - изъян.
Зачервивел любви тюльпан.
Я ж опять спозаранку пьян
в простынях своего дивана.
Аллах, помилуй Аджигана!
Лейла, черных касыд орда
до утра голосит: "Беда!"
Но михраб твоего бедра
озарен немотой Баяна.
Аллах, помилуй Аджигана!
Лейла, "Фатихи" первый звук
превращен Джабраилом в стук
сердца: лотосом сжатых рук
под луной серебрится - джанна...
Аллах, помилуй Аджигана!
3
Это проповедь маджина:
"Эй, не слушай муэззина!
Вот с утра у магазина
мусульмане голосят.
Если бы в нем были вина,
вылакали бы Сарат!
Час - посту и чан - досугу.
Время тащится по кругу
чашей, переданной другу,
но - троится циферблат.
Присудил к питью пьянчугу
справедливый шариат.
И едва Аллах затеплит
утро, - лихорадка треплет
правоверных. Мир не терпит
пустоты. Часы стоят.
И мулла вслепую лепит
пятерни своих салят.
Лейла фаррашем в шалмане,
будто гуль в Раха Битане,
держит жизнь мою в стакане
в добром жанре хамрийят...
Каждый - клятва на Коране! -
волосок ее - сират."
Четвертый таваф
Абу Нувас
1
Ну послушай, Бишр, что общего у меня с мечом? Война?
Видишь ли, звезде послушен я целиком - светла она!
Нет, дружище, не рассчитывай на меня: я смело трусом
мог себя назвать бы в стычке, где зуботычина нужна.
Если же я неожиданно неприятеля увижу
в этой стороне, покажется вдруг желанней сторона
прямо противоположная моему коню. Нагрудник?
налокотник? шит? шлем?... Господи упаси, - вот имена!
Нет, как только разгораются эти наши войны, право:
как бы драпануть удачнее? - перво-наперво важна
мысль!.. Вот если б было рыцарской доблестью - развеселиться