Одиночество иллюзии: шедевры классической музыки на партитуре голографической Вселенной
Я - свет; ах, если бы быть мне ночью! Но в том и одиночество моё, что опоясан я светом. ..я живу в своём собственном свете, я вновь поглощаю пламя, что исходит из меня. .. Ночь: ах, зачем я должен быть светом! И жаждою тьмы! И одиночеством!
Так пел Заратустра.
Ницше
Один из моих любимых фильмов "Легенда о пианисте" рассказывает о судьбе гениального пианиста, который родился и прожил всю жизнь на трансатлантическом лайнере, никогда не сойдя на сушу. Его имя - Дэнни Будмен Т. Д. Лемон Новеченто, или просто Новеченто. Он обладал удивительным музыкальным талантом и исполнял неповторимые импровизации на рояле, завораживая публику. Его друг и коллега по оркестру, трубач Макс Туни, рассказывает о его жизни и легенде, которая окружает его. Фильм основан на книге Алессандро Барикко "Новеченто" и снят итальянским режиссером Джузеппе Торнаторе. Это фильм-эпопея, в котором на одном корабле уместилась целая эпоха и целый мир.
Иллизию мира за бортом океанского лайнера пианист заменил иллюзией музыки, поскольку в ней, говорит он "есть край" ( "в клавиатуре всего лишь 84 клавиши"), а мир бесконечен и непостижим. Хорошо видеть бескрайний океан из узкого иллюминатора тесной каюты корабля, сочиняя и играя за роялем вновь и вновь замечательные мелодии красоты.
Пианист произносит монолог, смысл и настроение которого можно описать так:
Я никогда не видел моря. Я видел только океан. Океан - это не то же самое, что море. Океан - это бесконечность, которая пугает и завораживает. Океан - это музыка, которая звучит в каждой волне, в каждом шторме, в каждом закате. Океан - это мой дом, мой мир, моя жизнь.
Я никогда не видел землю. Я видел только корабль. Корабль - это не то же самое, что земля. Корабль - это ограниченность, которая удобна и скучна. Корабль - это сцена, на которой я играю свои импровизации, свои фантазии, свои сны. Корабль - это мой инструмент, мой друг, мой судьба.
Я никогда не видел любви. Я видел только женщин. Женщины - это не то же самое, что любовь. Женщины - это искушение, которое манит и разочаровывает. Женщины - это мелодии, которые я слышу в их голосах, в их взглядах, в их поцелуях. Женщины - это мои музы, мои вдохновения, мои ошибки.
Я никогда не видел себя. Я видел только пианиста. Пианист - это не то же самое, что я. Пианист - это легенда, которая восхищает и одиноко. Пианист - это гений, который играет лучше всех, но никому не принадлежит. Пианист - это мой псевдоним, мой образ, мой плен.
Я никогда не видел ничего, кроме океана, корабля, женщин и пианиста. Я не знаю, что такое море, земля, любовь и я. Я не знаю, что такое жить. Я знаю только, что такое играть. Играть на рояле, играть в жизнь, играть в себя. Играть до конца, до того, как корабль уйдет на дно, до того, как рояль замолчит, до того, как пианист исчезнет. Играть, потому что это единственное, что я умею делать. Играть, потому что это единственное, что я люблю делать. Играть, потому что это единственное, что я есть.
...Вся жизнь есть чередование тяжелой действительности со скоропроходящими сновидениями и грезами о счастье... Пристани нет... Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою.
Пётр Ильич Чайковский
Монолог из фильма Легенда о пианисте - YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=I7d11S5-cao.
Легенда о пианисте онлайн бесплатно в хорошем качестве. https://rezka.ag/films/drama/1232-legenda-o-pianiste-1998.html.
Легенда о пианисте (1998) - Фильм.ру. https://www.film.ru/movies/legenda-o-pianiste.
Легенда о пианисте (Фильм 1998) https://www.ivi.ru/watch/100028.
За жизнь я зацепиться забываю,
Невольным одиночеством объят.
И это одиночество нейдет
На убыль, а скорей наоборот -
Так сумеречны белые просторы
Что ничего не знаешь наперед.
Поэтому пугаете напрасно
Тем, что миры безмерны и безглас
И небеса мертвы. Здесь, за дверьми,
Пространства столь же пусты и ужасны.
Фрост
Душа находится там, где мир внутренний соприкасается с миром внешним. Никто не сможет познать себя, если не будет собой и другим одновременно. Новалис
На корабле пианист пытается познакомиться с бедной девушкой - пассажиркой, в которую он влюбился, и хочет подарить ей свою пластинку с лучшей и красивейшей мелодией. Это нежная и грустная мелодия, которая выражает чувства героев, которые не могут быть вместе из-за разных миров, в которых они живут. Композиция называется "Играя любовь" (Playing Love) и была написана знаменитым итальянским композитором Эннио Морриконе, который также написал всю музыку к фильму. Морриконе получил за свою работу награду Золотой глобус в 2000 году.
Э.Морриконе, Играя Любовь (из к/ф "Легенда о пианисте"). https://www.youtube.com/watch?v=C_kSofDlwJs.
Пианит в монологе задает "вечные вопросы" философии познания:
* Что есть "я"?
* Что есть истина?
* Что есть человек?
* Что есть душа?
* Что есть мир?
Необходимость найти ответ на вопросы:
* "В чём состоят жизненные ценности?",
* "Что является целью (чьей-то) жизни?" (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека ''вообще''),
* "Зачем (Для чего) мне жить?".
Результатом процесса восприятия мира пианиста становится построенный образ.
''Образ'' - субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.
Получив образ, человек (или другой субъект) производит ''определение ситуации'', то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении как актера написанной пьесы.
Весь мир занимается лицедейством. Петроний Арбитр
Духовное одиночество - результат глубокого трагического осознания того, что мир - иллюзия
"Основная трудность при любой попытке установить истинное положение вещей коренится в том, что человек, который подозревает, что мир вокруг него является ненастоящим, вынужден действовать в одиночку... В нем не может в одно и то же время находиться более чем один человек, так же как невозможно, чтобы два реальных человека пребывали в одном и том же сне...
Лем. Сумма технологии
Потребность в одиночестве - фундаментальная необходимость в поисках смысла жизни. Понять и принять одиночество как погружения в мир иллюзии может только человек- Прометей.
Одиночество есть жребий всех выдающихся умов. Шопенгауэр
Если б врата познания были открыты, людям открылась бы бесконечность. Но люди укрылись от мира и видят его лишь в узкие щели своих пещер.
(У. Блейк. Бракосочетание рая и ада)
Российский философ и филолог Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) утверждает: "Человек изнутри самого себя не может ни понимать себя, ни даже стать собой. Мой дух изнутри себя не "видит" своих границ, не имеет образа себя. Только других я вижу как объекты - в целом и среди других объектов, т.е. вижу их границы, имею их образы. Сам для себя я не могу быть объектом. Я не вхожу в свой собственный кругозор. Даже когда смотрю на себя в зеркало, поражаюсь призрачности, нереальности видимого, чувствую раздвоение, несовпадение меня, видимого в зеркале, и меня, переживаемого изнутри. Только другие люди видят меня в целости. Чтобы охватить личность в целом, нужна позиция вненаходимости. Я вижу мир, вижу других в мире, но не себя в мире; другой видит меня в мире и обладает, таким образом, избытком видения по сравнению со мной. При встрече с другими мой дух (и дух другого) выявляет свои границы и тем самым оплотняется в душу. Изнутри меня самого души как целого нет. Я вхожу в мир как главное действующее лицо, я вызываю у других удивление, восхищение, испуг, любовь, вижу у других выражение этих отношений ко мне, но себя не вижу. Мы ловим отражения нашей жизни в сознании других людей. Можно сказать, что другие дарят мне меня как нечто цельное и определенное".
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. М.: Искусство, 1979. С. 7-180.
Мир - иллюзия. Это утверждение может показаться смелым, провокационным или даже безумным, но оно имеет свои основания в разных философских, религиозных и научных традициях. Например, в буддизме существует понятие майи, которое означает иллюзорность мирского существования, которое скрывает истинную природу вещей. В буддизме Шуньята ( sa.IAST|sunyata; пали: ''sunnata'', буквально - "пустота, ничто, не-существование") - понятие философии буддизма, полагающее отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) в виду их обусловленности и взаимозависимости.
Постижение "пустоты" - важная цель буддийских медитаций
В Буддизм Дхарма - универсальный закон бытия, открытый Буддой.
Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведет к усилению страдания, испытываемого человеком. Чтобы полностью прекратить волнение и интерференцию дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного - ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это все не только понято, но и осознано, процесс "бывания" прекращается, и достигается нирвана - состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением.
Согласно Индуизму индивидуальные души (дживы) являются частичками Брахмана.
Брахман принимается как конечная и единственная реальность в этом мире, - всё остальное рассматривается как иллюзия. Когда джива пытается постичь не имеющего качеств и атрибутов Брахмана с помощью своего ума, посредством своей иллюзорной энергии майи Брахман проявляется в форме личностного Бога Ишвары или Бхагавана.
Большинство последователей индуизма верят в то, что Ишвара является Единым Личностным Богом.
Он создатель этого мира, его правитель и его разрушитель. Он вечный и неизменный. Он управляет миром с помощью майи(ллюзии). Он - господин майи и она всегда находится под его контролем. Майя ( sa. "maya", букв. "не это") - в индуизме - философская категория, постулирующая, что мир вещей, феноменов и людей есть лишь морок, иллюзия.
Человек из-за своего неведения строит в уме ложное представление о существующем мире, такое представление о мире является майей. Человек часто пытается такое представление о мире натянуть на реальный мир, предаётся иллюзиям, майе.
Майя - созданная творцом иллюзия, череда перемен, цепь страданий, и цель адепта путем отречения от соблазнов, постижения высшего начала преодолеть цепи майи, выйти из бесконечного круговорота самсары.
Дживы (души) в своём обусловленном состоянии являются слугами майи в форме невежества. Это невежество выступает как причина страданий и греховной деятельности в материальном мире.
В философии адвайты утверждается, что после того как индивид осознаёт единство всего сущего, он получает возможность выйти из под влияния иллюзии различия и разделения Бога и осознать своё единство с Брахманом. Истинной же реальностью является Единое ( sa., букв. "единственное бытие") или Брахман.
Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975.- 367 с. с ил.
Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. Пер. с анг. М., 1994.-416 с.
Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта "Древняя индийская философия. Часть первая".
"Так как эта Вселенная в конце концов не имеет реального существования, все вещи и понятия в ней -- подобие и различие, грубость и тонкость, ничтожество и величие, причина и следствие, жизненные признаки и вещество -- воображаемы. Все это -- как горшки, сделанные из одной и той же субстанции -- земли, но названные по-разному... Знай, что все вокруг -- просто механические проявления субстанции первоматерии".
Высшей истиной является знание о Едином. (Бхагавата-пурана 5.12)
Электронная библиотека ведической литературы http://vyasa.ru/books/
В античном платонизме также существует понятие идеи, которое означает высшую реальность, которая лежит за пределами чувственного мира, который является лишь тенью идеи.
Системообразующими принципами у Уайтхед выступают тезисы о том, что действительность всегда есть ее становление ("принцип процесса"), а всякая объективность есть возможность для становления ("принцип относительности"), требующие преобразования представлений о реальности.
Природа едина в своем становлении. Истина - это соотношение видимости (чувственного восприятия) и реальности. Таким образом, подлинная действительность проявляется в процессе самостановления, в ходе формирования опыта субъектов.
События атомарны, собственная жизнь "действительных происшествий" эфемерна, они возникают и исчезают. Следовательно, нет непрерывности становления, но есть становление непрерывности, обеспечиваемое "вечными объектами", переходящими из одного субъективного единства в другое и создающими структурную определенность.
По Уайтхеду, "процесс творчества является формой единства универсума".
В переживаемом опыте проецируются друг на друга мир деятельности (множества конечных событий) и мир ценности (единство скоординированности различных возможностей).
Уайтхед, А. Н.'' Избранные работы по философии / Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. М. А. Кисселя. - М. : Прогресс, 1990.
Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущности вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным, если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее. Мыслю так.
Достоевский Федор Михайлович. Братья Карамазовы.
III. ИЗ БЕСЕД И ПОУЧЕНИЙ СТАРЦА ЗОСИМЫ
Мир - иллюзия.
Жизнь и сновидения - страницы одной и той же книги.
Артур Шопенгауэр
Духовное одиночество - это состояние, когда человек чувствует себя оторванным от окружающего мира и от самого себя.
Духовное одиночество может быть результатом глубокого трагического осознания того, что мир - иллюзия, потому что такое осознание подрывает смысл и ценность жизни, разрушает связь с реальностью и собой, и приводит к отчаянию и безысходности.
- Если мир - иллюзия, то все, что мы видим, слышим, чувствуем и делаем, не имеет объективной реальности и истины. Все наши восприятия, память, мышление и действия - это лишь проекции нашего сознания, которое может быть обмануто или управляемо.
- Если мир - иллюзия, то все, что мы ценим, любим, стремимся и достигаем, не имеет абсолютной важности и цели. Все наши ценности, чувства, мотивы и результаты - это лишь отражения наших желаний, которые могут быть нереалистичными или бесполезными.
- Если мир - иллюзия, то все, что мы знаем, верим, учимся и понимаем, не имеет универсальной истины и смысла. Все наши знания, веры, умения и понимание - это лишь конструкты нашего разума, которые могут быть ошибочными или бессмысленными.
Глубокое трагическое осознание того, что мир - иллюзия, разрушает связь с реальностью и собой.
- Если мир - иллюзия, то мы не можем доверять нашим чувствам и разуму, которые являются нашими основными инструментами познания и взаимодействия с миром. Мы не можем быть уверены, что то, что мы видим, слышим, чувствуем и думаем, соответствует действительности, а не нашим иллюзиям.
- Если мир - иллюзия, то мы не можем находить общий язык и понимание с другими людьми, которые являются нашими основными источниками общения и поддержки в мире. Мы не можем быть уверены, что то, что мы говорим, слушаем, чувствуем и понимаем, совпадает с тем, что говорят, слушают, чувствуют и понимают другие люди, а не нашими иллюзиями.
- Если мир - иллюзия, то мы не можем находить свою идентичность и целостность, которые являются нашими основными ценностями и целями в мире. Мы не можем быть уверены, что то, что мы знаем, верим, хотим и делаем, отражает нашу сущность, а не наши иллюзии.
Прочность карточного домика не зависит от количества козырей.
Лешек Кумор
Глубокое трагическое осознание того, что мир - иллюзия, приводит к отчаянию и безысходности.
Физик Стивен Вайнберг в своей книге "Три первые минуты" пишет: "Попытка понять вселенную является одной из тех немногих вещей, которые поднимают человеческую жизнь над уровнем фарса и придают ей некоторую трагическую изящность".
Когда я вижу ночи звездный лик
И оттого в отчаянье немею,
Что символов огромных не постиг
И никогда постигнуть не сумею,
И чувствую, что, созданный на час,
Расстанусь и с тобою, незабвенной,
Что власть любви уже не свяжет нас, -
Тогда один на берегу вселенной
Стою, стою и думаю - и вновь
В Ничто уходят Слава и Любовь.
С Высоким ты один запанибрата.
Нам, слабым, целовать тебе ступню.
Знак божества взвился в лучах заката -
Толпа не прекратила болтовню,
Но ты увидел свет его крылатый
И к явленной звезде велел лететь коню.
Китс
Смысла жизни не существует, мне придется самому создавать его! Жан-Поль Шарль Эмар Сартр
Сознание, музыка, антропный принцип и голографическая Вселенная.
Сознание - это одна из самых загадочных и сложных тем в философии, психологии и нейронауке. Что такое сознание и как оно возникает в нашем мозге? Как мы можем измерить и сравнить сознание разных существ? Как сознание связано с реальностью, которую мы воспринимаем?
Сознанием может называться все, что способно генерировать, или получать, или использовать информацию. Так, животные, вирусы, ДНК, машины (искусственный интеллект и т. п.) и так называемые неживые объекты - все они принимают участие в создании реальности. Как сознание оперирует в мире иллюзии?
Голографическая Вселенная - это гипотеза, которая предполагает, что все информация и физические законы, описывающие трехмерное пространство, могут быть закодированы на двумерной поверхности, которая его ограничивает. Это означает, что трехмерное пространство - это иллюзия, а реальность - это голограмма, которая создается с помощью волновых функций. Нейрофизиолог из стэндфордского университета Karl Pribram, работающий в области исследования мозга, также склоняется к голографической картине мира. Pribram пришел к этому заключению, размышляя над загадкой, где и как в мозге хранятся воспоминания. Многочисленные эксперименты на протяжении десятилетий показали, что информация хранится не в каком-то определенном участке мозга, а рассредоточена по всему объему мозга. В ряде решающих экспериментов в 20-х годах исследователь мозга Karl Lashley обнаружил, что независимо от того, какой участок мозга крысы он удалял, он не мог добиться исчезновения условных рефлексов, выработанных у крысы до операции. Единственной проблемой оставалось то, что никто не смог предложить механизм, объясняющий это забавное свойство памяти "все в каждой части". Позже, в 60-х, Pribram столкнулся с принципом голографии и понял, что он нашел объяснение, которое искали нейрофизиологи. Pribram уверен, что память содержится не в нейронах и не в группах нейронов, а в сериях нервных импульсов, "оплетающих" мозг, подобно тому, как луч лазера "оплетает" кусочек голограммы, содержащий все изображение целиком. Другими словами, Pribram уверен, что мозг есть голограмма. Теория Pribram также объясняет, как человеческий мозг может хранить так много воспоминаний в таком маленьком объеме. Предполагается, что человеческий мозг способен запомнить порядка 10 миллиардов бит за всю жизнь (что соответствует примерно объему информации, содержащемуся в 5 комплектах Британской энциклопедии). Hаша сверъестественная способность быстро отыскивать нужную информацию из громадного объема нашей памяти становится более понятной, если принять, что мозг работает по принципу голограммы. Hо самый потрясающий аспект голографической модели мозга Pribram выявляется, если ее сопоставить с теорией физика Бом. Согласно Бому, кажущаяся разделенность сознания и материи - иллюзия, феномен, который проявляется только после того, как сознание и материя развернулись во внешнем мире, где облеклись формой и временной последовательностью. Если сознание и материя нераздельны , то вполне вероятно, что пробегающая сквозь сознание реальность может оставлять следы глубокой внутренней связи. Как сказал один бушмен - обитатель пустыни Калахари: "Мир - это сон, который видит себя во сне".
David Bohm, "Hidden Variables and the Implicate Order", in Quantum Implications, ed. Basil J. Hiley and F. David Peat (London: Routledge & Kegan Paul, 1987
Hа самом деле мы "приемники", плывущие в калейдоскопическом море частот, и все, что мы извлекаем из этого моря и превращаем в физическую реальность, всего лишь один частотный канал из множества, извлеченный из голограммы. Эта поразительная новая картина реальности, синтез взглядов Bohm и Pribram, названа голографической или холотропной парадигмой, и хотя многие ученые восприняли ее скептически, других она воодушевила. Во вселенной, в которой отдельный мозг есть фактически неделимая часть, "квант" большой голограммы и все бесконечно связано со всем. Возможно, что сознание взаимодействует с голографической Вселенной через волновые функции, которые кодируют информацию о трехмерном пространстве на двумерной поверхности. Согласно теории Бома, весь мир устроен как голограмма, и все явления, включая сознание и материю, активно влияют на целое, а посредством целого и на все составляющие.
"Контекстом слова является весь мир" (Станислав Ежи Лец).
http://www.crystalinks.com/holog raphic.html
Karl H. Pribram, "The Implicate Brain", in Quantum Implications, ed. Basil J. Hiley and F. David Peat (London: Routledge & Kegan Paul, 1987), p. 367
Голограммы, вселенная и человеческое сознание. https://nrpsy.ru/teoria_soznanie_gologramma.html.
Голограммы, вселенная и человеческое сознание. https://nrpsy.ru/teoria_soznanie_gologramma.html.
Мы живем в голограмме: самые странные теории о Вселенной, которые могут .... https://nangs.org/news/technologies/my-zhivem-v-gologramme-samye-strannye-teorii-o-vselennoj-kotorye-mogut-okazatsya-pravdoj.
Голограммы, вселенная и человеческое сознание. Статья о теории Дэвида Бома и Карла Прибрама о голографической природе сознания и реальности.
https://nrpsy.ru/teoria_soznanie_gologramma.html.
Голографическая вселенная. Статья о гипотезе, которая утверждает, что наша трехмерная реальность - это проекция двумерной поверхности, на которой закодирована вся информация о ней.
https://matrixinfo.ru/galograf-vsel.
Голографическая модель Вселенной - Дэвид Бом. статья о том, как Бом пришел к выводу, что отдельное человеческое сознание взаимодействует с сознанием других людей голографическим способом.
Статья Сознание и модель голографической вселенной | Научно .... научная статья, которая анализирует связь между сознанием и голографической вселенной с точки зрения физики, психологии и философии.
Обнаружено первое доказательство в пользу голографической модели Вселенной. https://hi-news.ru/research-development/obnaruzheno-pervoe-dokazatelstvo-v-polzu-golograficheskoj-modeli-vselennoj.html.
Гипотеза голографической Вселенной - Живой Космос. https://alivespace.ru/gipoteza-golograficheskoj-vselennoj/.
Заметка: Голографическая теория Вселенной | by Vlad Chernus | Medium. https://medium.com/@chernushchenko.vlady/заметка-голографическая-теория-вселенной-4f8b25cd39de.
"Признавая, что сознание - активный фактор, своего рода агент, посредством которого проявляются элементарные частицы, такие, как электрон, мы не должны делать вывод, что мы - единственные агенты в этом творческом процессе",- предупреждал физик Джон Уилер , учитель легендарного Ричарда Феймана. "Мы создаем элементарные частицы и, следовательно, всю вселенную",- говорит Уилер, "но, в свою очередь, они создают нас; каждый создает другого в этой "самоотносящейся космологии" (self-reference cosmology)
Музыка и одиночество
Тема одиночества - это одна из самых глубоких и универсальных тем в музыке, которая затрагивает чувства и переживания многих людей. Великие композиторы классической музыки использовали разные музыкальные приемы, чтобы выразить эту тему в своих произведениях. Некоторые из этих приемов можно назвать следующими:
- **Минорный лад** - это лад, который обычно ассоциируется с печалью, тоской, грустью и одиночеством. Многие композиторы выбирали минорный лад для своих произведений, которые отражали эти настроения. Например, Людвиг ван Бетховен написал свою знаменитую "Лунную сонату" в до-диез миноре, которая считается одним из самых грустных и одиноких произведений в истории музыки.
- **Хроматизм** - это прием, который заключается в использовании полутонов, то есть нот, которые не входят в основной лад. Хроматизм создает эффект неустойчивости, напряжения, диссонанса и беспокойства, которые могут передавать чувство одиночества и отчаяния. Например, Фредерик Шопен использовал хроматизм в своих прелюдиях, особенно в в до миноре, которая называется "Похоронный марш" и является одним из самых трагических и одиноких произведений в его творчестве.
- **Одинокий инструмент** - это прием, который заключается в том, что один инструмент играет соло или выделяется из оркестра, создавая контраст и акцентируя чувство одиночества. Например, Иоганн Себастьян Бах написал свои знаменитые сюиты для виолончели соло, которые являются одними из самых сложных и выразительных произведений для этого инструмента. В этих сюитах виолончель звучит как одинокий голос, который выражает разные эмоции, от радости до горя.
Музыкальная культура: история, формирование и развитие. https://fb.ru/article/443968/muzyikalnaya-kultura-istoriya-formirovanie-i-razvitie.
Эмоции, которые испытывает типичный слушатель классической музыки, могут быть разными в зависимости от личных предпочтений, настроения, образования, культуры и других факторов.
Прослушивание классической музыки может вызывать чувства спокойствия, расслабления и эмоционального подъема. Музыкальные произведения с медленным темпом и нежными мелодиями могут помочь снять напряжение, уменьшить тревогу и улучшить настроение. Например, многие люди любят слушать "Лунную сонату" Бетховена, "Времена года" Вивальди или "Канон" Пахельбеля для релаксации и медитации.
Прослушивание классической музыки также может вызывать чувства грусти, одиночества, ностальгии и воспоминаний. Музыкальные произведения с минорным ладом, хроматизмом, одиноким инструментом или трагическим сюжетом могут передавать эти настроения и эмоции. Например, многие люди испытывают глубокое впечатление от прослушивания "Токкаты и фуги ре минор" Баха, "Реквиема" Моцарта или "Симфонии No6" Чайковского.
Почему музыка так сильно влияет на наши эмоции. https://www.bbc.com/russian/science/2015/10/151008_vert_fut_why_music_has_hotline_to_our_emotions.
Влияние классической музыки на настроение и эмоции. https://dzen.ru/a/ZGoAJ09XGTdwCXbi.
Гипотеза восприятия музыки человеком: что дает нам музыка и почему мы .... https://stereo.ru/p/bxemr-gipoteza-vospriyatiya-muzyki-chelovekom-chto-daet-nam-muzyka-i-pochemu-my-eyo-tak.
Какие чувства вызывает музыка?. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/675371-kakie-chuvstva-vyzyvaet-muzyka.html.
Почему музыка так сильно влияет на наши эмоции. https://www.bbc.com/russian/science/2015/10/151008_vert_fut_why_music_has_hotline_to_our_emotions.
Как музыка влияет на память, концентрацию и интеллект. https://trends.rbc.ru/trends/social/607f023f9a79474c6c92a076.
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА - Современные наукоемкие технологии (научный .... https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32203.
Существуют многие научные исследования, которые изучают влияние музыки на человеческий организм, психику и поведение. Музыка может воздействовать на нашу физиологию, влияя на наш пульс, давление, дыхание, меняя уровень гормонов и нейротрансмиттеров в организме..
Некоторые из областей, в которых музыка может оказывать влияние на эмоции и здоровье людей, это:
- Настроение и эмоциональное состояние: Музыка может повышать или снижать наше настроение, вызывая радость, грусть, восторг, страх, гнев или расслабление. Музыка может также помогать нам справляться с негативными эмоциями, такими как стресс, тревога, депрессия или одиночество. Исследования показывают, что музыка может влиять на нашу физиологию, влияя на наш пульс, давление, дыхание, гормоны и нейротрансмиттеры. Музыка может стимулировать выработку эндорфинов - гормонов счастья - которые улучшают наше самочувствие и укрепляют иммунитет. Музыка также может активировать амигдалу - часть мозга, ответственную за эмоциональную память - которая помогает нам припоминать приятные или неприятные события из прошлого.
Как музыка об одиночестве воздействует на стуктуры мозга, связанные с чувствами и эмоциями.
Музыка об одиночестве выражает чувства грусти, тоски, разлуки, неприятия или изоляции. Такая музыка может воздействовать на структуры мозга, связанные с эмоциями и чувствами, разными способами. Вот некоторые из них:
- Музыка об одиночестве может вызывать эмпатию к исполнителю или персонажам песни, активируя такие области мозга, как префронтальная кора, теменная доля и височная доля. Эти области отвечают за понимание чужих мыслей, чувств и намерений, а также за восприятие себя и других.
- Музыка об одиночестве может также усиливать собственные чувства одиночества или депрессии, воздействуя на лимбическую систему. Эта система включает в себя такие структуры, как гиппокамп, миндалевидное тело и гипоталамус, которые регулируют эмоции, память и стрессовую реакцию. Музыка об одиночестве может стимулировать выделение гормона стресса кортизола, который снижает настроение и ухудшает самочувствие.
- Однако музыка об одиночестве может также иметь положительный эффект на психологическое состояние, если она помогает выразить или осознать свои эмоции, а также найти поддержку или утешение. В этом случае музыка об одиночестве может способствовать выработке гормона счастья дофамина, который повышает настроение и мотивацию. Музыка об одиночестве может также активировать наградную систему мозга, которая включает в себя продолговатое ядро, обонятельный бугорок и орбитофронтальную кору. Эта система отвечает за получение удовольствия, удовлетворение и желание.
Как музыка влияет на память, концентрацию и интеллект. https://trends.rbc.ru/trends/social/607f023f9a79474c6c92a076.
Как влияет музыка на мозг человека и зачем её слушать.
https://journal.tinkoff.ru/list/music-and-brain/.
Влияние музыки на мозг человека: факты, исследования, теории. https://zaochnik.ru/blog/kak-muzyka-vliyaet-na-mozg-fakty-issledovaniya-teorii/
Почему музыка так сильно влияет на наши эмоции. https://www.bbc.com/russian/science/2015/10/151008_vert_fut_why_music_has_hotline_to_our_emotions.
Ты - музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку радостью такой?
Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упреком одиночеству звучат?
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, -
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
ШЕКСПИР
Музыка и сознание
Музыка можно определить как звуковой язык, который передает эмоции, идеи и настроения через ритм, мелодию, гармонию и тембр. Музыка - это не просто набор звуков, это способ выражения и коммуникации.