Действие происходит в наши дни в двух смежных квартирах многоэтажного дома. Сцена в глубине посередине частично разделена стеной на две части, то есть на две комнаты. Левая часть сцены в тексте обозначена 1-Я КОМНАТА, правая - 2-Я КОМНАТА. К общей разделительной стене, с двух сторон, напротив друг друга, установлены два книжных шкафа. По ходу действия они сдвигаются вдоль стены, образуя проход между квартирами. Стена-перегородка разделяет сцену с долей условности, чтобы не мешать обзору двух комнат. Иной раз действие происходит одновременно в двух частях сцены.
В 1-Й КОМНАТЕ из обстановки, необходимой по ходу действия, должны быть, как минимум: по центру входная дверь, слева дверь, ведущая в спальню и окно с форточкой. Есть диван, стол, стул, в углу компьютерный стол с креслом.
Во 2-Й КОМНАТЕ по центру входная дверь, справа -- дверь, уходящая в спальню, и балконная дверь. Есть диван, два кресла, туалетный столик с ящичками и зеркалом. Столик расположен у входной двери. На столике ваза с цветами. Также в комнате имеется платяной шкаф.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
1-Я КОМНАТА
(Входят АЛАН и ДАНИИЛ.)
АЛАН. Наконец-то я хоть немного вздохну! (Садится к компьютерному столу, включает компьютер.)
ДАНИИЛ (недоуменно оглядываясь). Погоди. Вы что, сделали перестановку? Тут все было по-другому.
АЛАН. Все как и раньше. Это у тебя файлы в голове перепутались.
ДАНИИЛ. С головой у меня все нормально, в отличие от тебя. Вот этот шкаф стоял... но стоял в другом месте. А остальное вижу впервые.
АЛАН. Даниил, отстань. Принимай таблетки.
(Из динамика слышится музыкальная заставка загрузки Windows. Даниил начинает играть в компьютерную войну, слышны специфические звуки виртуального сражения: взрывы, автоматные очереди.)
ДАНИИЛ. Алан...
АЛАН. Да не скрипи ты! Дай еще одного гаврика уложу.
ДАНИИЛ. Не понимаю, серьезный человек, глава партии "За честь, закон и справедливость", а в голове кавардак -- свихнулся на детских забавах.
АЛАН (в пылу игры). Получай, мерзавец! Думал, не замечу?!
ДАНИИЛ (безнадежно махнув рукой, подходит к книжному шкафу, берет книгу с полки, отворачивается от шкафа.) Чудеса! Эммануил Кант! Критика чистого разума... (Шкаф за спиной Даниила отодвигается в сторону, образовав проем. Услышав странное гудение, Даниил поворачивается к шкафу, от неожиданности роняет книгу.)
АЛАН (выпрыгивая с кресла). Положи! Положи на место! (Заглянув в проем, поднимает книгу и засовывает ее на полку. Шкаф задвигается.)
ДАНИИЛ. Что это?.. Шкаф... (Изображает рукой движение шкафа.)
АЛАН. В пограничном состоянии всякое видится. Тебе ли, психотерапевту, этого не знать?
ДАНИИЛ. Не шути.
АЛАН. Какие шутки! Я тебя еще в школе предупреждал, когда ты собирался в медицинский, общение с психами к добру не приведет.
ДАНИИЛ. Я все понял! Ну конечно! Там за стеной живет твоя любовница.
АЛАН. Что за бред! Там за стеной живу я и моя жена! И моя разлюбезная теща. И не смотри так, словно не знаешь Берту и Марину Петровну.
ДАНИИЛ. А здесь?
АЛАН. А здесь живу я - Алан Громобойников.
ДАНИИЛ. А там?
АЛАН. А там я и Берта.
ДАНИИЛ. Ничего не понял.
АЛАН (в негодовании бегает по комнате). Это надо же! Канта ему почитать захотелось! А если бы они оказались дома?!
ДАНИИЛ. Успокойся. Глубоко вдохни и задержи дыхание на четыре секунды.
АЛАН. Я к тебе на прием не записывался.
ДАНИИЛ. Особо тяжелых принимаю без записи.
АЛАН (в негодовании все еще вертит головой). Критика чистого разума! Я думал, в этом городе скорее схватятся за оголенный провод!
ДАНИИЛ. Да не томи, рассказывай. (Показывает в сторону зрительного зала.) Зрители ожидают.
АЛАН. Ты хочешь, чтобы я вот так, при всех, открыл свою тайну?
ДАНИИЛ. А почему бы и нет?
АЛАН. Я не анонимный алкоголик.
ДАНИИЛ. Тем более. Расскажи избирателям, как живется партийному боссу?
АЛАН. Хреново! Очень хреново! Намного хуже, чем психотерапевту.
ДАНИИЛ. Слава богу, не наоборот.
АЛАН. Людям всякой ерундой голову морочите!
ДАНИИЛ. Ты о коллегах по партии?
АЛАН. О тебе и о твоих дружках горе-психиатрах. Посмотри на свой живот. Какой набрюшник наел!
ДАНИИЛ. Согласен. У Канта поменьше был. Но белый халатик надену и ничего - животик замаскирован. (Любовно поглаживает свой живот.)
АЛАН. Я бы таким пастырям от медицины, как ты, посоветовал ходить в черном.
ДАНИИЛ. Я подумаю, сын мой. А сейчас пришло время исповедаться. Зачем тебе две квартиры, притом - в разных подъездах?
АЛАН. Зачем?! А ты знаешь, сколько у меня врагов?!
ДАНИИЛ. У тебя враги?! Избиратели?
АЛАН. Причем здесь избиратели? Они меня любят и обязательно выберут!
ДАНИИЛ. Конкуренты из других партий?
АЛАН. Какие конкуренты? Застройщики! Ведь наша партия в городком общественном совете. И стоит мне, например, выступить против выделения земельного участка какой-нибудь компании вроде "Строй-чертеепобери-инвест", и все -- у меня смертельный враг! А эти застройщики... о-о-о!.. эти застрельщики, (подносит палец к виску) шутить не любят!
(Раздается дверной звонок. Звонок короткий, мелодичный, приятный на слух.)
АЛАН (испуганно). Это они!
ДАНИИЛ. Кто они?
АЛАН. Не знаю. Кто-то угрожает меня убить. Я уже получил два письма.
(Вновь слышится дверной звонок.)
ДАНИИЛ. Не смеши. Кого надо, того щелкают без всяких записок. Я пойду открою.
АЛАН. Если что, меня здесь нет. (Прячется в спальню.)
(ДАНИИЛ отворяет входную дверь. На пороге с портфелем в руках стоит ТЕОДОР - председатель домового комитета.)
ТЕОДОР. Здравствуйте!
ДАНИИЛ. Здравствуйте!
ТЕОДОР. Я председатель домового комитета - Теодор Романовский... (не спрашивая разрешения, входит в комнату.) ...и, к моему несчастью, ваш сосед по подъезду.
ДАНИИЛ. Очень приятно, Даниил.
ТЕОДОР. А вот мне не очень! У вас всю прошлую неделю работал отбойный молоток. Вы решили развалить этот дом раньше октября?
ДАНИИЛ. Какого октября?
ТЕОДОР. Будущего. И не смотрите так, словно не слышали о реновации?
ДАНИИЛ. Извините, о чем?
ТЕОДОР. О ре-но-ва-ции! О переселении! Этот дом к чертовой бабушке снесут, а нас переселят в какую-нибудь тьмутаракань.
ДАНИИЛ. Этот дом разломают?
ТЕОДОР. Вы как с Луны свалились... с отбойным молотком. Господи! Что за народ?! Я тут бегаю, собираю подписи, уговариваю их остаться на месте...
ДАНИИЛ. Вы не хотите жить в новом доме? Предпочитаете слушать, как работает... (Изображает работу отбойного молотка.)
ТЕОДОР. В новом доме еще не такого наслушаетесь. Там на два-три года уют обеспечен. Но ты, как я понимаю, на нашей стороне, иначе бы не затевал ремонт. (Осматривает комнату, подходит к разделительной стене, прикладывает к ней ухо.)
ДАНИИЛ. Не волнуйтесь, там не ремонтируют.
ТЕОДОР. Я знаю.
ДАНИИЛ. Что вы знаете?
ТЕОДОР. Что там окопался этот мерзавец.
ДАНИИЛ. Какой мерзавец?
ТЕОДОР. Партийный! Который за честь... Я его зачту и вычту!
ДАНИИЛ. Да что же он вам сделал?
ТЕОДОР. И не только мне. Издевается над своей обворожительной супругой. К тому же, изменяет ей.
ДАНИИЛ. Изменяет?! Алан?! (Спохватившись.) А... ладно вам. Мало ли кто кому изменяет. Может и она...
ТЕОДОР (хватает Даниила за ворот рубахи). Не смей!
ДАНИИЛ. Все, все. Я, кажется, понимаю.
ТЕОДОР. Что ты понимаешь?!
ДАНИИЛ. Да вы влюблены в нее.
ТЕОДОР (расплывается в улыбке). А ты откуда знаешь?
ДАНИИЛ (поправляет одежду). Опыт. Видите ли, я психотерапевт.
ТЕОДОР. О-о-о, коллега! Тоже работаете с народом -- сочувствую. Тогда ладно. (Вынимает из портфеля два листа бумаги.) Подписывай.
ДАНИИЛ. Несогласие с переселением? Но почему?
ТЕОДОР. Да потому, что одних расселят сюда, а вторых -- туда. А я хочу жить рядом с ней! Понимаешь, рядом с ней!
ДАНИИЛ. Но она... у нее, как бы... есть муж.
ТЕОДОР. Лучше не вспоминай о нем! Именно он внес наш, почти новехонький дом, в списки на слом. Я его выведу на чистую воду! Я ему устрою справедливость -- задушу вот этими руками!
ДАНИИЛ. Ванная. (Кричит в сторону спальни.) Дорогая, будь осторожна, у нас гости.
АЛАН (из спальни грубым мужским голосом). Я слышу, дорогой! Сейчас закроюсь!
ТЕОДОР. Та-а-а-кс! Этого еще не хватало! Нигде от вас спасенья нет. Да ладно, я толерантный, всякого насмотрелся, по квартирам бегая. (Указывает на бумаги.) Подписывай!
ДАНИИЛ. Э-э-э... А-а-а...
ТЕОДОР. Подписывай, иначе я за себя не отвечаю!
(ДАНИИЛ подписывает бумагу. ТЕОДОР прячет лист в портфель, при этом один лист забывает на столе.)
ТЕОДОР (направляется к двери, с издевкой). Привет жене. (Добавляет на пороге.) И будь осторожен. Я не о том, о чем ты подумал. В нашем доме работает вор-домушник. (Уходит.)
(Из спальни осторожно выглядывает, а затем выходит АЛАН.)
АЛАН. Что это было? Я все слышал.
ДАНИИЛ. И про твою измену?
АЛАН. Господи! Какая измена! Это же психически больной. Тебе ли не знать таких?
ДАНИИЛ. А, по-моему, он говорил правду, в отличие от тебя.
АЛАН. Ну, хорошо, хорошо. Предположим, я изменяю жене.
ДАНИИЛ. Ты уж как-то определись, или предположим, или изменяю.
АЛАН. Ты психотерапевт или психоаналитик?
ДАНИИЛ. Это одно и то же. Я един во всех ликах.
АЛАН. В таком случае, всевышний, скоро здесь появится еще одна твоя ипостась.
ДАНИИЛ. Кто такой?
АЛАН. Кто такая... Богиня.
ДАНИИЛ. И сколько ей лет?
АЛАН. Примерно двадцать.
ДАНИИЛ. Молодая будет для богини.
АЛАН. Нормальная. Учится в театральном училище.
ДАНИИЛ. На каком курсе?
АЛАН. Да какая разница! Судя по бюсту, на последнем.
ДАНИИЛ. А ты, партиец, каким боком к театру?
АЛАН. Я не виноват. Меня представили как режиссера.
ДАНИИЛ. И ты, конечно, не стал разубеждать.
АЛАН. Да что я изверг, крушить девичьи надежды.
ДАНИИЛ. А что об этом думает Берта?
АЛАН. Вот скажи, я похож на монстра, способного травмировать Берту?
(Раздается дверной звонок.)
АЛАН. Это она! (Направляется к двери). Умоляю: я режиссер, а ты - продюсер!
ДАНИИЛ. Не впутывай меня в свои делишки.
АЛАН. Все-все. Решено - ты продюсер, а я режиссер.
(АЛАН отворяет дверь, на пороге стоит ЖАННА с сумочкой в руках.)
АЛАН. А вот и наша Жанночка. Добрый день, красавица.
ЖАННА. Здравствуйте!
АЛАН. Знакомься, это мой друг Даниил, продюсер. Я тебе рассказывал о нем. Тот самый, который не знает счета своим деньгам и разбирается в людях лучше всех этих жуликов-психотерапевтов. Владеет гипнозом, а Фрейда знает, как отче наш.
ДАНИИЛ (смущенно). Алан, как всегда, немного преувеличивает.
АЛАН. Не скромничай.
ЖАННА. Как интересно. (Даниилу.) А может ли гипноз, предположим, добавить уверенности на съемочной площадке?
АЛАН. Конечно, моя дорогая.
ДАНИИЛ. Разумеется. Вот сейчас, например, Алан находится в трансе и по этой причине так словоохотлив. Но мне пора уходить.
АЛАН. У него встреча с итальянцами. Макаронники решили снять продолжение "Крестного отца". Даниил настаивает, чтобы в сценарий добавили пару постельных сцен. В противном случае откажется финансировать.
ДАНИИЛ. Зачем открываешь мои профессиональные секреты? А вдруг я раскрою твои.
АЛАН. Все, все. Я молчу, как немое кино.
ЖАННА (Даниилу). Пожалуйста, не уходите. Может быть, попробуете меня усыпить?
АЛАН. Ты что, дома не выспалась?
ЖАННА. Я хочу быть раскрепощенной на съемочной площадке.
АЛАН. Что с тобой поделать. Даниил, а ну, продемонстрируй свои способности.
ДАНИИЛ (вздыхая). Хорошо. Садитесь удобно на диван и попытайтесь расслабиться.
(ЖАННА садится на диван, придерживая руками сумочку.)
ДАНИИЛ. Сумочку можете оставить.
(АЛАН забирает сумочку, садится на противоположный край дивана. ДАНИИЛ начинает говорить замогильным голосом гипнотизера, покачивая руками перед глазами Жанны.)
ДАНИИЛ. Вы расслаблены... Вы совершенно свободны... По вашему телу разливается приятное тепло. Вы спите, вы спите, вы спите... вам приятно, вам тепло...
(Сумочка со стуком падает из рук АЛАНА. ДАНИИЛ поднимает ее, ставит на диван между Аланом и Жанной. Смотрит на Алана, застывшего в гипнотическом трансе, водит руками пред его глазами, но тот не реагирует. Жанна тоже не двигается. Махнув рукой на Алана, Даниил продолжает сеанс, обращаясь к Жанне.)
ДАНИИЛ. Жанна, вы совершенно спокойны... Уверенность все больше наполняет вас. Она приходит к вам с каждым вдохом. Отныне вы не боитесь оператора, он вам симпатичен. Вам симпатичен и режиссер. Режиссер вам очень нравится ...
ЖАННА (сонным голосом). Мне нравится продюсер...
ДАНИИЛ. Вам нравится Алан.
ЖАННА. Алан изменяет жене... Мне нравится продюсер.
ДАНИИЛ. Какой продюсер?
ЖАННА. Мне нравитесь вы...
ДАНИИЛ. Господи!
ЖАННА. Да-да. Вы божественно красивы.
ДАНИИЛ. Жанна, Жанна, выбросьте это из головы!
ЖАННА. Я не Жанна, я Джульетта.
ДАНИИЛ. Вы Жанна - студентка театрального училища.
ЖАННА. Это прикрытие. Я Джульетта - частный детектив.
ДАНИИЛ. Боже мой!
ЖАННА. Да, да! Вы божественно красивы. Я без ума от вас.
ДАНИИЛ. Этого еще не хватало! На кого вы работаете?
ЖАННА. На Берту - жену Алана. Надо выключить диктофон.
ДАНИИЛ. Какой диктофон?
ЖАННА. Он в сумочке.
(ДАНИИЛ расстегивает сумочку, вынимает диктофон, выключает его и кладет обратно. И только теперь замечает на столе лист бумаги, оставленный Теодором.)
ДАНИИЛ. Что это? (Читает.) Дорогая Берта, я уже два года не могу жить без вас.
ЖАННА. ...И я не могу жить без вас.
ДАНИИЛ (продолжает читать). Я знаю, что при встрече с вами не смогу и слова вымолвить от смущения... Поэтому решил написать.... (Отрываясь от письма.) Да это же письмо идиота-управдома! (Складывает письмо, прячет его в карман. Обращается к Жанне.) Жанна, просыпаемся, медленно просыпаемся.
АЛАН (зевает, поднимается, сонным голосом Даниилу). Ты оставайся, а пойду домой, немного вздремну. Я уверен в себе... Я постоянно уверен в себе... Уверенность все больше наполняет меня...
(В это время ЖАННА ложится на диван с намерением поспать.)
ДАНИИЛ. Жанна, или как вас там, просыпаемся!
(АЛАН за спиной Даниила покидает квартиру через входную дверь. ДАНИИЛ бросается к Алану, но опаздывает.)
ДАНИИЛ (возвращается к Жанне, склоняется над ней).
Про-сы-па-емся, про-сы-па-емся...
(Входит ТЕОДОР, видит склоненного Даниила, застывает на пороге.)
ТЕОДОР. Что это? Еще одна твоя жена?
ДАНИИЛ (раздраженно). Да! Вторая!
ТЕОДОР. А первая где?
ДАНИИЛ. Ушла изменница.
ТЕОДОР. Да-а-с! Хорош психотерапевт. Я тут в вашем гареме оставил письмо.
ДАНИИЛ. Какое письмо?
ТЕОДОР. Признание в любви. Многоженцам это должно быть особенно понятно.
ДАНИИЛ. И кому оно адресовано?
ТЕОДОР. Ну, конечно, не второй, и уж точно не первой твоей жене. А прелестной женщине, которая живет за этой стеной. Над которой вы оба, с ее мужем, издеваетесь: он изменяет, а ты неделями долбишь стену отбойным молотком.
(ЖАННА просыпается.)
ЖАННА. Где я? Кто этот мужчина?
ДАНИИЛ. Любовник Берты.
ТЕОДОР. Что ты городишь?!
ДАНИИЛ. Будущий. Пока еще в стадии обожателя.
ТЕОДОР (показывая на Жанну). Она знает Берту?
ДАНИИЛ. Откуда ей знать. Она из театра, а Берта -- манекенщица.
ТЕОДОР. А ты откуда знаешь, что Берта манекенщица?