Вадим Панов. Поводыри на распутье. - М.: Эксмо, 2006. - 480 с.
Читая "Московский клуб" - первую книгу нового цикла Вадима Панова "Анклавы", я, грешным делом, подумал, что автор решил стать на путь Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона. После городской (точнее даже - московской) фэнтези "Тайного города" с его многочисленными расами нечеловеческих существ, новый цикл поразил типично киберпанковскими антуражем и атмосферой. Мир будущего, наступившего после жесточайшего нефтяного кризиса. Будущего, в котором национальные государства утратили былое влияние и мировая политика определяется транснациональными корпорациями, располагающимися в экстерриториальных Анклавах, где сосредоточен основной научно-технический потенциал человечества. Именно сюда стремятся все, кто хочет достичь в своей жизни чего-то действительно выдающегося. И в своём стремлении порой становятся игрушками в руках могущественных сил. В первой книге цикла эти силы вполне материалистичны: корпорации, спецслужбы Анклавов и Российской Федерации, трансконтинентальные преступные организации... Лёгкий оттенок мистики в некоторых эпизодах лишь подчёркивает эту материалистичность, а сверхспособности отдельных персонажей вполне объясняются достижениями био- и нанотехнологий. Однако во второй книге "Анклавов" - "Поводыри на распутье" - Вадим Панов, похоже, возвращается на круги своя. В киберпанковских декорациях Анклава Москва разворачивается традиционно фэтезийная охота на Чудовище - убийцу богов, оплот древней Традиции. Многие материалистические объяснения первой книги оказываются не более чем дымовой завесой, а действия целого ряда героев получают совершенно другие объяснения. Однако, при всей своей мистичности, вторая книга, подобно первой, читается как увлекательнейший политический боевик о борьбе сильных мира сего. Борьбе, от исхода которой зависит ни много, ни мало - дальнейший путь развития всего человечества. Удачным ли окажется этот синтез киберпанка и фэнтези покажет будущее - автор явно не собирается останавливаться на второй книге. Пока же могу рекомендовать новый цикл всем любителям добротной фантастики, удачно избежавшей как Сциллы псевдоглубокомысленной зауми, так и Харибды тупой "развлекухи" и бессмысленной "месиловки".