Фэнтези-детектив в мире воинской части расположенной в советской Средней Азии.
Необычное происшествие: срочник Толик Исаков стал предрекать будущее, а потом пропал. Волею начальства главный герой, тоже срочник, втянут в поиски. Исаков сперва появляется ночью и зовёт героя в самоволку, потом шлёт ему письма с просьбой спасти, правда, приходят эти письма из несуществующего дома.
Слабое место в детективе - роль случайностей. Герой случайно знакомится с Иваном Ивановичем, который случайно оказывается и военным в отставке со связями, позволяющими вести следствие и случайно же в курсе истории со змеёй.
Расследование представляет собой использование Иваном Ивановичем одной улики: чтобы узнать, откуда отправлено письмо, куда это заманивают его подопечного, надо посмотреть на штемпель на конверте, плюс, он выявляет общие признаки у тех, кто способен увидеть огромную змею с гривой.
Слабое место в фэнтези - недостаточная логичность мира. В посёлке собирается группа людей с особыми способностями, связанная тайной - и... Что они делают? Какие отношения внутри группы? Как влияют на мир? Зачем они вместе?
Роль IV группы крови мне видится натянутой. Змея - Время - Предсказание или Змея - Свет - Изменение героя, посвящение - тут внутренняя логика есть. Способность увидеть змею в зависимости от группы крови - никак не вписывается.
"Есть легенда, у Иисуса Христа была такая группа, а он чудеса мог творить. Я хотя в это не верю, но дыма без огня не бывает... Есть ещё версия, что мы потомки пришельцев с другой планеты..."
Упоминание легенды про Иисуса Христа и тут же про инопланетян - хорошая стилизация под советский суеверный атеизм 70-х-80-х. Нехорошо то, что намёков на другое возможное объяснение, отличное от мнения необразованного героя, автор не даёт. Линия: Змея - Родство - Передача тайны и способностей - хорошо подходит к внутренней логике мира, но привязка к IV группе крови противоречит ей. Группа крови не передаётся по наследству! Ребёнок с IV группой может родиться у пары со II и III, с IV и IV, c II и IV, или с III и IV.
Сильные стороны: жаркий осязаемый мир; мистическая девушка-змея, сманивающая сперва Исакова, а потом главного героя; военная система ("Порядок бьёт класс") раз за разом, как оказывается, невольно выручающая героя от попадания в плохое место. Язык хороший. Верю герою, во что он в молодости вот так в историю и влип.
Margo
http://samlib.ru/m/margo/aelita.shtml
Аэлита
Юмористический бытовой детектив.
Фантастического пласта нет. Есть обманка, у которой оказывается рациональное объяснение. Марсианский язык я считать фантастикой отказываюсь - мало ли в сети разных фэндомов.
Детективная история вывернута наизнанку (И это интересно!). Следствие ведёт недалёкая героиня, читателю предъявляются улики на то, что Аэлита - механизм, но героиня раз за разом истолковывает их как свидетельства измены мужа.
Непонятная линия с холерой. Просто от того, что у кого-то понос (если дело не в эпидемию происходит, но в эпидемию испытание сельхозтехники отложили бы или бы приняли профилактические меры), без характерных признаков холеры, описанного в рассказе не бывает. Конструкторское бюро так всемогуще, чтобы имитировать опасную болезнь и лечение жены своего сотрудника?! "Не верю". (с) Или здесь холерный (с настоящей холерой) рояль в кустах?
Слабая сторона юмористического пласта - непрописанность грусти, горечи. Поле для этого есть, супруги не понимают друг друга, муж не делится с женой своими проблемами и успехами на работе, жена не рассказывает мужу про свои обиды. Вряд ли такие нелады ограничиваются историей с "Аэлитой". В сильном же юмористическом тексте остаётся место боли и трагикомедии.
История выхода на контакт с древним народом, тайно живущим рядом с людьми. История доверия и сотрудничества. История-перевёртыш: загадочные фигуры оказываются делом рук людей, но людей, живущим в союзе с тайным народцем.
Загадочные обстоятельства изучаются на местности, а также через призму истории места и постепенно находят объяснение.
По фантастике один вопрос.
"Электромагнитный и микролептонный фон просто зашкаливают".
Что это? Сколько? Чем измеряют?
Детектива нет. Есть детективный антураж, прописанный в особенностях рассуждениях следователя и в том, как именно он выручает своих новых знакомцев.
Сильная сторона - нежная тягучесть повествования, чувственность захолустья, где происходят события.
Интересные моменты - технологичность сыска в будущем: применение ИИ, поисковых систем, робота-охранника, робота-партнёра, быстрое поглощение следователем больших объёмов информации и т п. Правда, здесь нет ни новизны фант-допущений, ни многогранности мира, ни свежести деталей. Изюминка есть - Часоед!
Слабые стороны. Литературная недостоверность ("Не верю!") в мотивах героев, что в значимости для Аарона отсутствия генетического родства с вырастившей его женщиной, что в том, что "Слово же старшего родственника для Латифа было равносильно приказу: там, откуда он родом, этого еще придерживаются", что в авантюрности "ловли на живца" устроенной в финале следователем.
Ключиков не видно.
Но есть логика расследования. Следователь выбирает, кто мог бы быть убийцей, провоцирует преступников намёками на то, что дело раскрыто (А преступники с воодушевлением ведутся на подставу!) и ловит их с помощью помощников-роботов, когда злодеи провоцируются и приходят следователя убивать.
Интеллектуальный детектив в антураже фантастики ближнего прицела.
Детективный пласт продуман и детально выстроен. Тут и выявление общности у ряда смертей, и выпадающие из ряда случаи, и ложные линии, и улики вовремя предоставленные читателю, и вычисление преступника путём рассуждений. По мне так персонажи несколько картонны, но для интеллектуального детектива это допустимо, читателя приглашают больше думать, вычислять, чем сопереживать.
Биологический пласт.
В наследственные способности к гипнозу не верю. Тут речь может идти либо о специальных умениях, либо о традиционных знаниях, приёмах. Бывает наследственной склонность, способность в обучении, но обучение гипнозу Петя всё равно должен где-то получить.
В то, что манул, который в живой природе способен задрать зайца, сам оставил бы шею-плечи Дутова без особого вреда - не верю.
В то, как учёный, управляющий дофамином, получил мирного манула не очень ясно. Дофамин - предшественник адреналина. Это человек может сублимировать животные порывы: ярость, страх, стресс, влечения к еде и к сексу в хобби там, в творчество, в достижения, а котику-то куда это всё?? Тут, на мой взгляд, хотя бы литературное обоснование нужно, как эта регуляция гормонов работает.
Ещё о дофамине.
"Достаточно давно удалось выяснить, что комфорт, наслаждение человека вызывается активацией лимбической системы дофамином. Вещество условно назвали молекулой удовольствия. Дофамин выделяют особые рецепторы. Но искусственное управление этим процессом для индивидуума, как утверждает Устин Моргунов, дело будущего"".
Вообще-то за комфорт и наслаждение отвечают разные гормоны: да, дофамин, но также и - серотонин, эндорфины, окситоцин. Рецепторы дофамин не выделяют. Управление процессом выделения дофамина - дело настоящего, он хорошо идёт на новизну, на предвкушение удовольствия и на достижения (человека можно научить хвалить себя за небольшие достижения, за сделанные посильные шаги, регулярно подкармливая организм дофамином). "Умница! Дочитал до сюда? Возьми с полки пирожок" - вот пример современного приёма управления дофамином.
Фантастический пласт.
Управление гормоном, поощряющим достижение (предположим, что обратная сторона подсаживания на дофамин: нет достижений или полетели планы - нет дофамина - упадок сил как-то компенсируется искусственно) приводит к появлению успешных и довольных людей. И примеров таких людей в детективе много! Но нет перехода на социальный уровень: как меняется общество, в котором появляется прослойка довольных и успешных (притом, искусственно довольных) специалистов? И нет выхода на напрашивающийся мировоззренческий пласт: сочетание физиологического и психологического; телесного и социального; животного, обезьяньего и разумного в человеке. Попадания людей на дофамине в криминальные сюжеты тут, на мой взгляд, недостаточно.
Мистиус Мистевич Мистов
http://samlib.ru/m/mistius_m_m/catntrash.shtml
Кэт-н-треш
Приключения про поиски и погоню.
Кэт! Кэт! Кэт! Кэт-н-роооо...
Фантастический пласт.
Фантастического допущения, отличающегося новизной идей, нет, но зато живо, детально, литературно достоверно прописан мир, где творится трэш.
Приключения и герои увлекательны, погоня захватывает.
Детектива, если не считать им детективный антураж, нет: попали в плохую историю - заметили странное - подобрали толкование законов, позволяющее догонять - гнались-преодолевали-превознемогали - догнали! - допросили и получили объяснения.
Хороший многоплановый мир с убедительными героями. Тема расследования эпидемии, погубившей колонию не нова, но здесь интересны детали.
Биологический пласт.
Здорово!
Открыли универсальный мощный бактериофаг, вооружились им, а встретились с грибом!
Шикарная идея спец-агента с видоизменённым андроидным телом, самое ценное в котором - мозг (Вместилище его личности и соответственно - юмора!) хранится в плечевой кости.
Неточности.
Если Mycoplasma - родовое название, то по бинарной номенклатуре, видовое у неё будет с маленькой буквы в родительном падеже. Если не ошибаюсь, вот так: Mycoplasma helenae.
"Из-за стремительного течения болезни (по предварительным данным, до 10 дней), местные санитарно-эпидемиологические службы не успели развернуть защитные мероприятия". - Не успели бы, скорее, мне кажется, из-за высокой заразности, из-за небольшого инкубационного периода (Но у гриба он вряд ли будет небольшим. Если у наших-то обычных микозов инкубационный период от недели, а тут плесени пробираться и пробираться к нервной системе, да ещё и в чужеродном (не освоенном в процессе эволюции) организме с прокаченной, благодаря развитости цивилизации, иммунной системой).
"На третий день возни с ДНК, учёный заметил странную последовательность расположения нуклеотидных триплетов в цепочке. Каждый из них обозначал букву латинского алфавита. Струве не поверил своим глазам, когда прочёл в геноме скрипт с поздравлением: "Если ты читаешь это, то достиг небывалых высот! Ты - лучший!"" - где эта запись в интроне или в экзоне? По логике, в интроне (участке ДНК, который не кодирует аминокислоты организма), но такие участки ДНК - особенность эукариот, то есть, перед профессором чёткий признак, что эпидемию могла вызвать не бактерия, а организм с ядром в клетке. Есть и другие отличия в ДНК про- и эукариот.
Могу предложить подумать в сторону неких аналогов миксобактерий, образующих псевдомицелий и / или в направлении гибридного (по аналогии с лишайником) организма из бактерии и гриба, с распаковкой гриба из спор на поздних стадиях развития.
Боевик.
Мне понравился поединок с участием Иви-Каа; понравилось представление героев, через характеристики, где они служили; понравилась самоирония героя, смысл которой понятен только в развязке: "Впрочем, я сам - лучшее оружие убойного отдела". И отсылка к песне про остров Рыбачий - ах!
Герои.
Интересные герои! Живые. Мне показалось, что на усиление их характеристик (и главных героев, и второстепенных) хорошо играет антитеза Сени и профессора. Один человечен и ироничен, став микс-андроидом и обладая спец-свойствами, у другого при заострённом, заточенном на решение исследовательских задач интеллекте утрачивается человечность. А ещё гриб рвётся в нервные клетки, и умирающий от поражения им Дарин пытается сперва что-то сказать, а в финале встать. Интересный пласт вышел про личность и ум, личность и мозг. И линия взаимодействия, сходства и различия роботов и людей хорошо этот пласт достраивает.
Детектив.
Три детективных линии: Сеня - микс-андроид, с ключиком: "Руку береги". Эпидемия - с ключиками: послание от возбудителя заболевания профессору и с ключиком-антитезой про вирион, который крут, но не сработает. Пропажа Дарина, ставшего у профессора подопытным с ключиками в виде предыстории профессора и невыхода на связь учёных, у которых на первый взгляд, причин что-то скрывать от коллег нет.
Расследование Сени - полицейский детектив, в котором мало места для рассуждений: пробрался, хитростью и ловкостью добыл улики, расспросил, изучил материалы... Но сделано красиво, игра с читателем честная, Сеня убедителен. Здорово.
=====================
Обзор по внеконкурсу.
mek
http://samlib.ru/m/mek/279172apartment13.shtml
Тринадцатая квартира
Детективная байка-заметка.
Фантастического пласта нет, история как раз про то, как 'сами, всё сами...', но рассказ отлично раскрывает тему конкурса: 'Очень странные дела'.
Повествование похоже на последовательность детективных задач: 'Как удрал хакер?' и 'Кто и зачем построил такой удобный для ухода хакера от погони многоквартирный дом?' Невольно или преднамеренно построил? Преднамеренно для хакера? Такой дом, где каждая из квартир ВИП?
Похоже, обе эти, предложенные читателю задачи на то, что в ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) называется 'диверсионный метод' и нередко используется для решения исследовательских задач. Так... Творятся 'очень странные дела'. Придумываем, соблюдая данные условия, 'диверсию' - каким способом такие странные дела устроить? И сверяемся с 'ответом' - дальнейшим повествованием. Увлекательно.
Виртуозное обыгрывание мемов: 'Шанель-5' и 'крокодилы заведутся'. А завелись-то даже и не крокодилы... Мутанты оказываются новым болотным народцем, обидев который, легко погибнуть, но можно и суметь подружиться, получить от них чудесной (А может быть, тоже изготовленной искусственно, как и яд) болотной водицы.
История литературно достоверна в прорисованных деталях (часть из них - улики расследования), в осязаемости, в запахах, во взаимоотношениях героев.
Научная достоверность здесь вроде бы не обязательна - сказка же по мотивам экологических страшилок и мемов, - но она есть. Запах сероводорода (запах тухлых яиц), думаю, да, может чётко восприниматься рядом с запахом растворителя. Тритоны ядовиты, но у них слабый естественный яд. След гигантского тритона будет похож на змеиный из-за низкого расположения тела.
Детективный пласт.
Решение задачи, кому и почему выгодно сохранить экологически-опасный полигон. Появление в финале разумных мутантов, конечно, вычислить нельзя. Но по цепочке событий бытового-естественного уровня всё логично: странная выгода от сохранения полигона для местных - поездки Бичурина на болото и наличие у него же (алкаша, не травника) артефактного снадобья, которым угощает Марфа Петровна - след на ноге Бичурина и странные хвосты и следы рядом с ним... Получается, полигон и болото обладают выгодными для кого-то ресурсами, а местные в доле.
Юмористический пласт.
То самое, что я люблю. Чёрный юмор в эпизодах читательского предвкушения и разрядки. Юмор с глубокой нотой горечи.
Соглашусь с Координатором, что здесь нет ни детектива, ни темы (Более того, многие ключевые моменты даются через отсылки к известным - то есть, обыкновенным, а не странным - читателю обстоятельствам).
Зарисовка мира. Возможно, из неё вырастет потом что-то твёрдофантастическое-шпионское-приключенческое.
Понравившиеся детали: восприятие у европейцев памяти о Земле, как чего-то чужеродного и вражеского; клич на судах Европы: 'Полный вниз!'