Аннотация: Текст из раздела "Первым делом самолеты..."
Наших планов громадье
Не знаю, как в других ведомствах, но мы в авиации пишем очень много всяких планов. Вся наша жизнь сплошное планирование: план полетов, план разборов, план подготовки к осенне-зимней навигации, план подготовки к весеннее-летней навигации, план устранения замечаний инспекции, план мероприятий по снижению себестоимости и увеличению коммерческой эффективности, план проведения учебы, план....план и еще много всяких планов. Планы пронизывают всю нашу жизнь сверху вниз и снизу вверх, а также вглубь и вширь и по вертикали и по горизонтали, а также вдоль, поперек и наискосок.
Сначала пишем планы мероприятий. Затем пишем отчеты о выполнении планов мероприятий.
Планы бывают самые разные и по любому поводу. Бывают сезонные, квартальные, месячные, еженедельные и даже ежедневные планы. В конце зимы мы пишем весенне-летние планы. В конце лета осенне-зимние. Затем квартальные, дальше месячные и до недельных.
В отдельных службах, где начальство особо ретивое и окончательно помешалось на планах, пишутся ежедневные планы. С утра сотрудники отдела начинают писать план работы на день. Каждый сотрудник свой план. Поскольку планирование дело творческое, каждый коптит, пыхтит и потеет, сочиняя свой план на день. К обеду план готов, и если утвержден начальником, то после обеда можно приняться за написание отчета о выполнении плана. И так ежедневно изо дня в день. Некоторые отделы и службы у нас ничего не производят, кроме планов. Так день за днем и проходит наша плановая жизнь.
Нет, ну все равно, сейчас конечно значительно легче с планами. Не сравнить с теми временами, когда "экономика была экономной", а весь советский народ с воодушевлением строил развитой социализм. Вот там это было планирование, не в пример теперешнему. Тогда мы не только планы мероприятий писали, но еще, а вернее более всего писали планы производственные. Тогда еще существовал Госплан - такое министерство по планированию всего и вся. Госплан спускал ведомствам и министерствам контрольные цифры, те в свою очередь по вертикали сверху вниз спускали их управлениям, а управления распределяли эти контрольные цифры предприятиям. Предприятия, получив контрольные цифры, должны были оформить их в конкретные планы по производству продукции в метрах, километрах, тысячах и миллионах тонн. Работа закипала. Складывались и делились, умножались и вычитались: тонны, километры и приведенные единицы. Это в школьном учебнике по арифметике нельзя складывать, или умножать килограммы и расстояния. А мы в своем творческом планировании делали это совершенно безбоязненно, не рискуя получить двойку по арифметике. Мы умножали пассажиров на расстояние. То, что в итоге получалось, называлось удельный пассажирооборот и это сразу же вписывалось в план. Ну а раз Госплан, вопреки школьному задачнику по арифметике разрешает умножать пассажиров на километры, то почему бы нам не перемножить грузы и километры. Что мы и делали и получали тонно - километры. Это не важно, что в жизни таких единиц измерения не встречается, зато в планах они смотрятся как высшая математика, как некое высшее знание недоступное простому смертному. Это в жизни и в школьном учебнике по математике нельзя умножать количество котят на количество километров. А у нас запросто. У нас бы получилась совершенно обалденная единица учета - котята-километры. Ну а чем она хуже пассажиро-километров. Просто замечательная такая единица учета
Мы складывали не складываемое и умножали не умножаемое, а чтобы совместить их пользовались новыми единицами измерения. Это как две жидкости, воду и масло, нельзя смешать, а вот если добавить эмульгатор, то, пожалуйста. Так и у нас, нельзя сложить один час налета на самолете Ту-154 и один час на самолете Ан-2 ("кукурузнике"). Это вещи несовместные их нельзя складывать. Потому, что это как говорят в Одессе "две большие разницы". Но мы их тоже складывали и умножали. А чтобы это сложилось, мы называли это приведенным налетом часов. И в планах приведенный налет часов очень хорошо смотрелся, и объем давал хороший. Потому что один плюс один у нас равнялось семи. Семи часам налета. Ту мы считали за шесть часов, а Ан у нас равнялся одному часу. Вот такая вот плановая арифметика.
Но вот годовой план сверстан. Точнее еще не план, а только проект плана. Потому, что планом он станет только тогда, когда его утвердят наверху и спустят нам для исполнения. Теперь, когда из контрольных цифр мы сложили планы на очередной год, начинается обратное движение планов по вертикали, но теперь уже снизу вверх. Управления суммируют полученные от предприятий тонно-километры, пассажирооборот и приведенные часы и подают это выше в министерство. Там в свою очередь складывают цифры управлений и отправляют все в Госплан. Госплан проверяет цифры управлений, и если все в порядке снова спускает уже утвержденный план вниз по вертикали. Все снова повторяется. Лифт пошел вниз. Министерства управлениям, управления предприятиям. Это если все нормально и на всех остановках вертикали вверх нет замечаний. А если вдруг у вышестоящей конторы на любом этапе возникает сомнение в правильности разработанного предприятием плана, то он возвращается на доработку. Правда, это происходило не часто, как правило, если запланированные цифры оказывались, ниже фактически достигнутых в отчетном году. Или рост по сравнению с отчетным годом был ниже, чем требовалось. Или в преддверии, каких либо юбилейных торжеств по пововоду очередной годовщины. Великой октябрьской социалистической революции или юбилея какого либо классика марксизма-ленинизма необходимо было взять повышенные планы и обязательства. Тогда план возвращался на доработку. Потому, что плановая социалистическая экономика развивалась планово и поступательно в соответствии с теми цифрами, которые рассчитывал Госплан и утверждал Совет министров СССР.
Это у них, на загнивающем западе никакой стабильности в экономике. У них, то взлеты, то падения, то инфляция, то девальвация, то перепроизводство. А все потому, что нету у них, у буржуинов такого мощного интеллектуального центра как Госплан. Поэтому и болтается их экономика из крайности в крайность, как навоз в проруби. А наша развивается планово и поступательно. Благодаря мудрому Госплану и направляющей и определяющей линии партии.
Но это так, отвлечение от основной темы, такая ретроспектива в недалекое прошлое. "Два мира - две системы" - любимый слоган тогдашних политических обозревателей.
Но вернемся снова к нашим планам. Получив утвержденный годовой план, работа по планированию не заканчивалась, а только начиналась. Теперь нужно было на основе одного большого плана составить кучу планов поменьше. Полугодовые, квартальные, месячные, декадные. Затем этот же план, но вид с боку, составлялись планы по видам работ. А работы мы производили самые разнообразные. Перемещение в пространстве и времени пассажирооборота и тонно-километража. Выполнение полетов по обслуживанию отраслей народного хозяйства с помощью авиации специального назначения. Выполнение авиационно-химических работ в сельском хозяйстве и еще много чего помимо этого основного перечня. И это все планировалось, расписывалось когда, сколько чего и где. А поскольку экономика была плановая, то и планы были основными вехами ее развития на год, квартал, пятилетку и до какого-то там года наперед. Планы имели строгую динамику только вверх и никак не вниз. Если в прошедшем году мы выдали план на 120 процентов, то в текущем он будет запланирован с ростом 20 процентов, от достигнутого в прошлом. И так из года в год. Доходило до того, что даже социалистическая экономика не поспевала за плановыми показателями. Нам планировалось обработать пятьсот тысяч гектаров сельхозугодий в сезон авиационно-химических работ. А пахотных земель, пригодных для земледелия было всего около ста тысяч гектаров. Но это нас не смущало и мы все равно выполняли план по гектарам. Потому, что план - закон. А кто же с законом будет спорить. Себе дороже.
Правда, отдельные ответственные руководители, так увлекались выполнением планов, что выполняли их досрочно и с повышенными социалистическими обязательствами и громко об этом рапортовали наверх и получали за это ордена и медали, почести и всякие хорошие дела. Подобное увлечение выполнением и перевыполнением уже на исходе развитого социализма дорого обошлось узбекским руководителям партии и правительства. Они перестарались с выполнением планов настолько, что план по сбору хлопка выполняли и перевыполняли на 200-300-500 процентов. При этом планы были, а хлопка не было, что и привело, в конце концов, к крушению этой пирамиды планового вранья. Пирамида не только рухнула, но и погребла под собой высшую власть республики. Но мы в авиации не хлопок производили, а тонно-километры. А как их взвесишь, измеришь, руками пощупаешь? Никак. Поэтому мы по-прежнему продолжали производить тонно и пассажиро-километры и приведенные часы налета. И производили до тех пор, пока плановая экономика страны вслед за среднеазиатскими республиками не булькнулась и накрылась медным тазом. А следом за экономикой и государство - "колос на госплановских ногах"...
Нет, сейчас, конечно грех жаловаться на планы. Их конечно много, но не сравнить с былинными госплановскими временами.