Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек 7
1.1. Готовность к школьному обучению как интегративная проблема педагогической, возрастной и гендерной психологии 7
1.2. Проблемы мотивационной сферы личности в зарубежной и отечественной психологии 14
1.3. Общее и особенное в мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек 26
Глава 2. Анализ результатов экспериментальных исследований мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 38
2.1. Методическое обеспечение экспериментально-
психологического обследования детей дошкольного и
предшкольного возраста 38
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 40
2.3. Выводы рекомендации 49
Заключение 54
Приложение 57
ВВЕДЕНИЕ
Одной из стержневых проблем в психологии является проблема мотивации как важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения. Ее исследованию придается важное значение, как современной психологической наукой, так и общественной практикой. Особую значимость проблема мотивации приобретает в связи с возрастанием значимости проблем развития личности, ибо решение стоящих перед обществом задач прямо зависит от личности, ядром которой является ее мотивационная сфера.реф/курс/дип/канд/докт. Учитесь с нами! 88insur@mail.ru
Становление и формирование личности тесно связано с формированием устойчивого поведения в положительно мотивированной, лично и социально значимой деятельности. В деятельности ребенок вступает в систему общественных отношений, начинает функционировать в контакте с другими людьми. Неслучайно А.Н. Леонтьев связывал изучение личности с изучением деятельности и даже ставил последнюю на первое место в своей книге "Деятельность. Сознание. Личность". В дошкольном возрасте, по его словам, завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство - единство личности [62]. Подход к деятельности дошкольников как деятельности, направленной на формирование готовности к школьному обучению ставит проблему исследования роли личностных компонентов в ней. Одним из таких компонентов являются мотивы. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость строить рассмотрение проблемы психического развития ребенка на базе изучения динамического единства его мотивационно-потребностной сферы, деятельности и поведения [26, 27, 28].
Понятие "готовность" к выполнению какой-либо деятельности, несмотря на его широкую распространенность, имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию: готовность рассматривается через качества и свойства личности - "целостная система свойств личности" (В.В. Сериков), "интегральное качество личности (И.Л. Яцукова), структурированная система качеств личности (О.В. Госсе). В аспекте педагогической психологии большое теоретическое и практическое значение имеют работы П.К. Анохина [11], В.Г. Асеева [14], Л.И. Божович [18, 19], А.Н. Леонтьева [63, 64, 65], Б.Ф. Ломова [67, 68, 69], А.К. Марковой [71, 72], Х. Хекхаузена и др.
В последние годы в психологии дошкольного возраста намечается тенденция по преодолению подхода к изучению мотивов как таких образований, которые лишь сопутствуют определенной деятельности или стоят вне ее. С позиций современных воззрений мотив рассматривается как одно из важнейших структурных образований самой деятельности.
Проблема развития мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек (гендерный подход) относится к числу малоразработанных.
На современном уровне научно-технического прогресса психологами и педагогами предпринимаются попытки компьютеризации психолого-педагогического сопровождения развития ребенка. Это различные интерент-сайты с описанием мотивационной сферы дошкольника и младшего школьника, с комплексом доступных тестов. Это и программные комплексы для стандартизации либо дополнения обычных методов обследования ребенка, такие как экспертная система индивидуального сопровождения развития ребенка "Лонгитюд", экспериментально-диагностический комплекс ЭДК, созданные на факультете психологии СПбГУ [123].
Таким образом, существующее противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к уровню мотивационной готовности к обучению в начальной школе, и недостаточной нацеленностью педагогического процесса в ДОУ на учет психологических особенностей формирования мотивационной готовности у мальчиков и девочек является прямым обоснованием актуальности проблематики нашего исследования и выбора темы: "Особенности развития мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек".
Объектом исследования является мотивационная сфера дошкольников в ее гендерном аспекте.
Предмет нашего исследования - мотивационная готовность к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучение особенностей развития мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек.
Гипотеза: мотивационная готовность мальчиков и девочек к школьному обучению характеризуется психологическими особенностями гендерного характера, которые следует учитывать в работе дошкольных образовательных учреждений.
Исходя из понимания проблемы, цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:
- теоретический анализ проблемы мотивационной готовности к школьному обучению;
- определение методов исследования;
- экспериментальное исследование мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек;
- разработка рекомендаций.
Методологическая основа исследования:
- личностно-деятельностная теория (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- системный подход к анализу механизмов высших психических функций и интегративной индивидуальности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия);
- концепция психического развития ребенка, в основе которой положено понятие центральных психологических новообразований (Л.С. Выготский, В.Д. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
- теория мотивации деятельности (Х. Хекхаузен).
В работе использовались методы: теоретический анализ научной литературы; психологический эксперимент; психологическое наблюдение; психологическое тестирование; анкетирование; беседы; статистический анализ результатов.
Опытно-экспериментальной базой послужило дошкольное образовательное учреждение ? 165 г. Владивостока.
Теоретическая значимость исследования нам представляется в уточнении понятия "мотивационная готовность к обучению в школе", в его интегративном рассмотрении с позиций педагогической, возрастной и гендерной психологии.
Практическая значимость исследования обусловлена внедрением полученных результатов в практику работы воспитателей участвовавших в нем групп дошкольников, их позитивным влиянием на процесс формирования мотивационной готовности с учетом гендерных психологических особенностей развития детей.
Решение поставленных задач определило структуру дипломной работы. Последняя состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 123 наименований, 12 приложений. Объем работы 87 страниц машинописного текста, содержащего 8 таблиц.