Актуальность исследования. Проблема обеспечения надлежащей эф-фективности функционирования специалистов государственной службы в условиях крупных политических и социально-экономических преобразова-ний в России является сегодня одной из самых острых. Успех реформ во многом определяется наличием высокопрофессиональных кадров в органах государственной власти и управления, нахождением более эффективных подходов к решению кадровых проблем.
Социально-экономическая и политическая ситуация в России предъяв-ляет повышенные требования к персоналу государственной службы, его зна-ниям, умениям, навыкам и профессионально важным качествам. Она одно-временно требует и учета уровня профессионализма и компетентности госу-дарственных служащих при определении их соответствия занимаемым долж-ностям, выявления слабо выраженных или недостаточно развитых качеств, решения вопросов аттестации, карьерного продвижения, переподготовки кадров в социальной системе государственной службы.
Одним из важнейших направлений оптимизации аттестации кадров государственной службы является разработка средств и методов оценки специалистов государственных служб, их профессиональной деятельности.
Данное исследование будет неполным без анализа нормативно-правовой базы, которая включает в себя: Конституцию РФ, Федеральный закон " Об основах государственной службы РФ" определяющий основные положения проведения аттестации государственных служащих в Российской Федерации, Закон Приморского края "О государственной службе Приморского края", утвердил основные положения проведения аттестации государственных служащих в Приморском крае, Закон "Об аттестации муниципальных служащих в Приморском крае" устанавливает основные требования проведения аттестации муниципальных служащих в Приморском крае.1 В "Сборник нормативных документов", изданного в 2001 г. включены соответствующее положение о проведении аттестации федерального государственного служащего.
Вопрос аттестации был изучен многими исследователями. Одними из первых по этой проблеме были работы В.И. Курилова, Х.Т. Мелешко, В.А. Глозмана, А.П. Жирова, Л.И. Лазор, Ф.П. Негру2 и других ученых. Труды этих ученых относятся к тому периоду, когда правовое регулирование трудовых и тесно связанных с ними отношений осуществлялось, как правило, в централизованном порядке, то есть государством.
Среди современных ученых занимающихся изучением государственной службы, а в частности, как одной из ее составляющей, аттестацией являются работы Манохина В.М., Ноздрачева А.Ф., Старилова Ю.Н., Овсянко Д.М.2 и других авторов. Каждый из них понимает аттестацию по-своему, но в то же время есть много общих моментов объединяющих представления ученых в изучаемом вопросе.
Правовые проблемы аттестации служащих, а именно принципы ее правового регулирования раскрывались в работах Х.Т. Мелешко, В.А. Глозмана, В.М. Манохина, Жирова А.П., Р. 3. Лившица3 и В. И. Никитинского4.
В них раскрыто понятие "принцип права", "принцип правового регулирования аттестации", значение основных принципов правового регулирования аттестации государственных служащих.
Труды Оболонского А.В., Пронкина С.В., Смолькова В.Г.1, использованы в освещении вопроса аттестации государственных служащих зарубежных стран: Японии, Франции, США, КНР, Германии.
Опубликованные в периодической печати статьи Копкова А, Скрипника К, Смолькова В.Г., Старобинского Э, Чекалева М., Клюшиной И, Хныкиной Г.2 касающиеся организации проведения аттестации были так же использованы в написании дипломной работы.
Однако, несмотря на столь широ-кий спектр исследований, связанных с аттестацией служащих, некоторые вопросы аттестации до их пор остаются не следованными до конца, требующие подробного анализа (например, исследования оптимальных методов оценки соответствия государственного служащего его профессио-нальной деятельности).
Цель исследования состоит в определении путей оптимизации аттестации государственного служащего.
Объект исследования процедура аттестации в деятельности аттестационной комиссии.
Предмет исследования выступает аттестация государственных служащих.
Задачи исследования:
- анализ сущности понятия аттестация ее значение применительно к государственным служащим;
- изучение принципов правового регулирования аттестации;
- определение методов аттестации государственных служащих;
- рассмотрение процедуры аттестации и исполнение решений по результатам аттестации;
- ознакомление с зарубежным опытом проведения аттестации государственных служащих;
- изучение на примере администрации Приморского края деятельности аттестационной комиссии.
Методы работы. В качестве основных методов исследования
применялись следующие:
обобщение и интерпретация научных данных, эмпирические методы (анализ документов, наблюдение, собеседование). Использовались статистические методы анализа данных.
Структура дипломного сочинения состоит из Введения, где раскрывается актуальность темы, обзор использованной литературы, методы исследования и структура дипломной работы.
В первой главе "Сущность и содержание аттестации государственных служащих" рассматривается понятие и назначение аттестации, принципы правового регулирования аттестации государственных служащих, методы оценки аттестуемых государственных служащих, проведение аттестации и исполнение решений по результатам аттестации служащих, зарубежный опыт проведения аттестации государственных служащих.
Во второй главе "Проведение аттестации государственных служащих в Администрации Приморского края" приведен анализ содержания работы аттестационной комиссии по аттестации государственных служащих, определены пути оптимизации процедуры аттестации.
В заключении дипломной работы сделаны выводы исследования, определены основные направления разрешения проблем в области аттестации государственных служащих.