Хочу высказаться на эту тему с полной ясностью и откровенностью. Мы все принимаем участие в какой-то жизненной борьбе. Но борющиеся в мире люди не распадаются на два лагеря так, что один заслуживает морального поощрения, а другой - порицания. Люди ведут борьбу в составе бесчисленных групп, находящихся в самых различных отношениях. Человек может занимать в своей ситуации борьбы позицию, которая морально безупречна, но группа, внутри которой он борется, может занимать в целом морально порицаемое положение в более сложной борьбе. Я начал бунтовать с юности. Но это не значит, что я хотел свергнуть советский строй. Мне такая идея в голову не приходила. Да и сейчас не приходит. Не приходит вовсе не потому, что я люблю этот строй, а потому, что это - не моё дело, я субъективно не вовлечён в борьбу в этом разрезе жизни. Мой бунт заключается в желании рассказать правду о том обществе, в котором я родился и вырос, - о моём обществе. Я и сейчас свои цели ограничиваю главным образом этим. Я уверен, что от знания правды об этом обществе выиграют и те, кто живёт в нём и принимает его, а не только его враги. Может быть, даже не столько враги. Я много лет работал как учёный. Моё желание было очень простое с точки зрения его понимания: улучшить ситуацию в моей области пауки, создать оригинальную отечественную (советскую) школу в логике и философии, которая заняла бы почётное место в мировой науке. Так что я хотел тем самым укрепления престижа советской науки, а значит - и самого советского общества. И я не вижу до сих пор в этом ничего аморального. Как человек русский, я хотел, чтобы жизненные условия русского народа улучшились, чтобы он активнее начал сражаться за лучшую жизнь. Я критикую советское общество и его идеологию, я даже издеваюсь над ними. Но из этого никак не следует, что я ставлю своей целью их уничтожение. Для меня это - естественная среда моего появления и существования и объект моих размышлений. А всякие там эпитеты "просоветский", "антисоветский", "промарксистский", "антимарксистский" и т. п. я отвергаю просто как бессмысленные в моём случае. Я высказался на эту тему так подробно не столько потому, что это касается лично меня, сколько потому, что такая позиция характерна для многих тысяч и даже миллионов советских людей. Вот, кстати сказать, пример моим суждениям о качествах советского человека. На моём примере можно хорошо видеть то, что сознание советского человека ориентировано во многом иначе, чем сознание людей западных. Потому довольно трудно добиться полного взаимопонимания.