Панов4 Владимир Петрович : другие произведения.

. . . . Возвращайся, браток! (Захаров М.)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отклики на статью Зиновьева А.А.
    Газета "Комсомольская правда", 20 сентября 1990 года

  
  
   Марк Захаров
  "Возвращайся, браток!"
  
   Нахожусь под шоковым впечатлением от эссе А. Зиновьева "Я хочу рассказать вам о Западе" ("Комсомольская правда", 15.9.1990)
  
  
   Это второй шок в моей жизни. Первый состоялся, когда Генрих Боровик привёз к нам своего любимого и самого несчастного безработного из США, чтобы тот рассказал нам об ужасах зарубежной жизни и о том, что он не женился, потому что ему не хватило денег. Помню, как почти все население страны почувствовало тогда соленый спазм в горле и, несмотря на подозрительную физиономию безработного и даже сомнения - а нужно ли ему жениться, - многие рабочие, кажется, из Череповца или Нижнего Тагила, попросту, по-рабочему сказали полюбившемуся им пролетарию: "Оставайся у нас, браток! Чего тебе там мучиться?!"
  
   "Браток" отказался от предложенной ему гарантированной работы при любом качестве её выполнения и вскоре комфортабельным авиалайнером отбыл обратно в ненавистный всем честным людям капиталистический Нью-Йорк.
  
   Я не хочу бросить тень на А. Зиновьева, жителя ФРГ, автора "Зияющих высот" и других книг об ужасах построенного нами тоталитарно-люмпенского социализма. Я не сомневаюсь в его выдающихся интеллектуальных качествах и литературной одаренности, но неожиданное и новаторское эссе на страницах "Комсомольской правды" леденит душу. Оказывается, тот многотрудный путь освобождения от рабства и крепостничества, на который ступила Россия в конце прошлого столетия, мучительно взращивая ростки общественной свободы, продвигаясь через легальный марксизм к целебным истокам православной русской философии, осваивая прозападные реформы великого Столыпина, проявляя гигантское напряжение духа при строительстве демократических гражданских структур и познания реальных экономических законов земной цивилизации, - вся эта историческая перестройка экономики и национального сознания, включая нынешние перестроечные процессы, ведёт лишь, по мнению А. Зиновьева, в ещё более страшную и беспросветную капиталистическую бездну. Ужас охватывает читателя даже при исторических пассажах, свойственных А. Зиновьеву: "Ещё Гоголь писал, что в России не было недостатка в проектах преобразований, но все они превращались в ничто в реальном исполнении".
  
   Конечно, с Гоголем спорить глупо, но даже его гениальный сатирический нрав не может охватить все стороны, пусть временами бездарного, однако бурного развития огромного многонационального государства. В противном случае как объяснить дореволюционный рост производства до 18 % в год, стремительный расцвет российской торговли, хлебопашества, гигантские успехи в строительстве железных дорог и высочайший авторитет золотого рубля? Пусть это и захлебнувшийся - но впечатляющий этап в движении от феодального рабства к новому обществу! Он прекрасен хотя бы тем, что служит доказательством не безнадежности исторических усилий, что предпринимали наши пращуры и деды. Мы, конечно, уступаем своим работящим предкам, но окончательно ли и бесповоротно, или есть надежда на иную участь? Такой надежды, увы, А. Зиновьев нам не оставляет.
  
   Я не настолько наивен, чтобы выступать его серьезным оппонентом. А. Зиновьев - бесспорный знаток западного образа жизни. Хочу лишь чистосердечно поведать А. Зиновьеву: то, что в экономически развитых и даже преуспевающих государствах Европы, Азии и Америки не построен земной рай - знает не один он. Но как бы ни обижался А. Зиновьев на современные рыночные структуры, многие люди в Советском Союзе и странах Восточной Европы хорошо ощущают, что, если решительным образом не вырваться из цепких лап тоталитаризма и маразматирующей экономики, если не создать сегодня предпосылок к единому планетарному хозяйству, голубая планета с дрогнувшим озоновым слоем и работающим Чернобылем прикажет долго жить.
  
   Надо ли нам выбираться из своего прежнего псевдосоциалистического состояния? А. Зиновьев убеждает: не надо, вы слишком наивны, ничего хорошего вас не ждет.
  
   За рубежом есть тюрьмы, где удобные камеры имеют канализацию, телевизор, а заключенные - питание, превосходящее по своим качествам спецпайки нашего партаппарата. Знаю, что некоторые узники по истечения определенного количества лет часто не хотят покидать своих камер, понимая, что за их стенами теряются тюремные гарантии и располагается мир более сложный и непредсказуемый. Хочу сразу признаться А. Зиновьеву, таких тюрем у нас пока нет, о них мы только мечтаем. Такие заведения нам ещё строить и строить. И наверняка в Северной и Южной Корее, несмотря на колоссальные экономические и политические различия, количество человеческих невзгод и терзаний может быть примерно равным. И это тоже знает не один А. Зиновьев. Читая его эссе, мне показалось, что можно о том же самом, но много короче. Как у пушкинского Сальери:
   Все говорят: нет правды на земле,
   Но правды нет - и выше.
  
   Здесь, кроме зиновьевского откровения, сделанного до него А.С. Пушкиным, есть ещё и дерзкое поэтическое предчувствие недостатков космической программы, по которой развивается Вселенная. Весьма возможно, что космический Разум (о чем размышляли Циолковский, Вернадский, Эйнштейн и другие великие мыслители) имеет свои непознанные странности, ошибки и, возможно, кризисные зоны.
  
   Очень хочется соблюсти объективность по отношению к незаурядному литератору и прекрасному публицисту. Поэтому убеждён в крайней важности и полезности антирыночной аргументаций А. Зиновьева. Именно это обстоятельство делает его возможное возвращение на родину теперь крайне желательным и даже для многих нынешних советских мыслителей - необходимым. Особенно пригодится его убийственный приговор разным видам собственности и, конечно, самой ненавистной - частной. Охотно верю А. Зиновьеву, что ихний фермер или другой несчастный собственник может мучиться и даже страдать от посещающих его сомнений, в то время как нашему колхознику сомневаться нет повода - он всё знает наперед.
  
   То, что А. Зиновьев призывает не ходить на выучку к зарубежной организации дела, думаю, особенно порадует экспертов от агропрома, несмотря на то, что плотные контакты с лучшими мировыми достижениями во всех областях человеческого созидания осуществляли все великие российские реформаторы со времён Киевской Руси до ленинского нэпа.
  
   А. Зиновьев с редким сарказмом разоблачает "выразителей" идейного и морального кризиса советского общества, что призывают "пойти на выучку к западному капитализму". Не поспоришь, такое случается. Недавно в стране произошло очередное и явное заимствование из капиталистического права: людям, насильственно депортированным за рубеж или лишенным советского гражданства без их ходатайства, возвращено прежнее гражданство. Правда, само восстановление справедливости не обошлось без некоторой правовой топорности, неделикатности в ряде нюансов, но в целом дело сделано, и если государственные инстанции не проявили умения приносить публичные извинения, это сделаем мы, оставшиеся в Союзе, на ком лежит печать сопричастности постыдным актам беззакония.
  
   Вопрос нравственного очищения и покаяния сложен, не буду сейчас углубляться в эту болезненную сферу. Главное, что Вы, Александр Александрович, можете вернуться и работать дома.
  
   Я убеждён, Вы должны покинуть ненавистное Вам общество. Не советую только возвращаться в крупные промышленные центры. Чтобы окончательно и практически укрепиться в рекомендациях, которые Вы дали нашим читателям 15 сентября, ехать надо в среднерусскую глубинку. Вы давно не были на родине, и Вам будет интересно. У нас Вы сумеете с ещё большей силой разоблачить ненавистную Вам частную собственность на землю, тем более что она у нас ещё не возникла.
  
   Если Вы действительно искренни в своем эссе, живописующем ужасы западноевропейской экономики и права, я уверен, Вы обязательно бросите мир толстосумов, джазменов, биржевых маклеров и эксплуататоров человека человеком. Если курящий - захватите с собой курево, у нас свой путь, своя экономическая и политическая гордость, и мы её вряд ли поменяем до Вашего приезда. Если "Комсомольская правда" печатала бы те выражения, которыми Вы так обильно оснастили свои "Зияющие высоты", я бы выразился от души, широко и размашисто, особенно по адресу Вашего нынешнего местожительства. Я бы не остановился перед длинной вереницей деепричастных оборотов и сочных выражений по поводу буржуазной демократии, свободно конвертируемой валюты, политического устройства ФРГ и её нынешнего экономического положения. Но пока имею право, только скромно: приезжайте, Александр Александрович, не пожалеете!
  
   Марк ЗАХАРОВ,
   художественный руководитель
   московского театра "Ленком",
   народный депутат СССР
  
  ОТ РЕДАКЦИИ. Что за жизнь! Приходится философов читать, как политиков, а у политиков искать ну хоть какую-то философию. Прав Марк Анатольевич, в нынешнем контексте многие утверждения А. Зиновьева воспринимаются как подпорка правым. Но давайте философов только читать...
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"