Аннотация: Отклики на статью Зиновьева А.А. Газета "Комсомольская правда", N 51 (20051), 5 марта 1991 года
Завершаем дискуссию по статье А.Зиновьева "Я хочу рассказать вам о Западе"
Сначала пришла телеграмма. "Огромное спасибо за статью настоящего советского патриота товарища Зиновьева... необходимо добиться, чтобы каждый советский человек... внимательно вник... куда пихают страну словоблуды перестройки... в прошлом штурман самолета ныне пенсионер Горбатов Георгий Васильевич".
Дальше - сотни писем и полнейший разнобой. От товарища - к господину. От поддержки - к отторжению. От благодарности - к поношениям. И обратно.
Одни "плакали, читая статью", в ответ - сокровенное: "Нужен опять Сталин с Берией, иначе разные Буничи, Поповы, Собчаки дорвутся до власти" (И. Ф. Лысенко из Сумской области, 58 лет, из них 25 проработал шофером, теперь агроном в совхозе). Другие, желая "обнять и расцеловать изгнанника за его шедевр", уверены, что "так же поступили бы с автором Ленин, Маркс, Энгельс" (младший научный сотрудник из Тбилиси В.М. Сальникер, 39 лет). Третьи огорчены, что "число сторонников всяких реформ в нашей стране значительно поубавится - такой отрезвляющий ушат холодной воды вылил автор на головы соотечественников" (А.А.Левада из Луганска); "после подобных публикаций некоторым не захочется жить, ни здесь, ни на Западе, вообще не захочется" (А.Г.Чернов из Тюменской области). Четвертые: "в голове - каша... что нам нужно... капитализм, коммунизм или ещё что-то?..". (Вера Вавилова, студентка, 17 лет из Ельца). Пятые, шестые, седьмые считали, что Зиновьев - утопист-революционер; хочет привлечь к себе внимание любой ценой; охвачен ностальгией по Родине; пророк из Ибанска (город, придуманный Зиновьевым же); истинный сын России.
Вот парадокс. Разномыслие о фильме, о моде, даже о тексте статьи - ладно, куда ни шло. Но о стране, в которой живем, о строе!! Это для многих и многих по-прежнему "табу". И не только для истых и лживых ревнителей "чистоты идеологии", как говорится, имевших и продолжающих иметь с этого. Но для искренних и честных, за счет которых имеют, которых обманывают, а они продолжают обманываться. Один из уже упоминавшихся авторов писем: "Или пишете, что Советская власть ничего не дала, а кто думал, что в любую хату, где бы она ни стояла, проведут свет...". Не знаю, как Вам, а мне больно читать подобное. Как же надо заморочить людям голову, чтоб до сих пор - так слепы: всю жизнь горбились, производя и свет, и тепло, и хлеб, и не устают благодарить за это "доброго дядю", а не себя! Однако слепы не все. Рассказывая А.Зиновьеву об СССР, Ирина Чернецова из Новосибирска сообщает буднично: "Три дня не было хлеба. Несколько месяцев не отоварены талоны на сахар. Не стоит дальше перечислять, есть места, где много хуже". И в ответ на зиновьевские констатации: "Что лучше, выплачивать с молодости за нормальное жильё или, проработав на заводе 20-30 лет, поселиться в клетушке, лично тебе и не принадлежащей? "Бесплатно" дали! И образование, и медицина "бесплатные"! Какое доброе государство! И где только деньги берёт нам на подарки!" Очень просто: с головы на ноги. "Нужно быть абсолютно примитивными, чтобы, наблюдая махровое процветание жлобства (ненавидят и завидуют даже нищему, когда ему кто-то подаёт), жестокости, жульничества в теперешнем нашем немилосердном обществе, ещё надеяться дотянуться рукой до светлого будущего. И всё же, как заклинание, повторяют наши забитые, обобранные, света божьего не видевшие старухи даже в чернобыльских зонах, что у них всё есть и живут хорошо" (А.Антонюк, физик 53 лет, безработная, Днепропетровск). "Нам внушали, что мы появились на свет для радости в такой благодатной стране, где всё принадлежит народу и всё для народа. И все блага распределяются сверху по мудрому распоряжению руководства строго проверенной группой людей, определенных этой же самой строго определенной элитной номенклатурой..." (А.Уткин из Ашхабада).
Горькая ирония. Горькое знание. Но знающими, прозревающими, зрячими осуществляется движение жизни. Сегодня и всегда. Честное слово, бодрящим было чтение всех откликов на статью А. Зиновьева, начиная с коротких записок и кончая трактатами, и хочется поблагодарить каждого участника дискуссии, независимо от того, согласна с ним или нет. Не знаю, результат ли это последних 70 лет или таково свойство национального характера, но стремление "каждой кухарки управлять государством", а иными словами, беспокоиться о том, что в стране и со страною, и шире, в мире и с миром, так, словно это в семье и с семьёю, лично меня глубоко трогает. Другое дело, если б мы жили как люди, заботясь о себе и о семье в первую очередь, обладая такой возможность ю,- может, страна бы давно уже имела другой облик, не столь убогий, где на деле никому ни до чего. Безусловно, разделяю мнение читателей, которые видят в обращении А.Зиновьева к нам тревогу и муку, отметая тщеславные или иные низкие мотивы. Мне по душе деликатное, тонкое письмо кандидата технических наук Л.Кустова из Воронежа: "Он мыслитель, пытающийся постичь глубину и разнообразие мира; предостерегающий от упрощенчества, ошибок, духовной пустоты... Желание построить цивилизованное общество начинается с самого простого - с желания иметь добрые человеческие отношения, испытывать уважение к оппоненту и его мнению...".
Можно понять тех, кто, сравнивая жизнь Запада и нашу, взорвался, с гневом поведав о каждодневном проклятии реальности, в какой замучились. "Уважаемый Александр! Нашли, чем пугать нас. Всё плохое, что есть на Западе, есть и у нас (неужели забыли уже?). Только что правда, то правда: наши женщины не лечатся у психиатров, некогда им, в очередях стоят, заколачивают костыли в железнодорожные шпалы, разбрасывают горячий асфальт на дорогах, заняты на самых грязных, монотонных, изнурительных работах" (А.А.Левада). Таких писем множество. Они крик.
Думается, однако, дело не в том, что "уважаемый Александр забыл". А в том, что - по видимости бесстрастно - предложил другой уровень разговора. Как ученый он видит то, что есть. И не его вина, что оно есть. Объективно. Реально. Исторически сложилось. У них. И у нас. Те, что у нас,- он называет "коммунизмом". Не в том смысле, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Вообще не в пропагандистском смысле. А в строго научном. Он считает, что строй, созданный в СССР, и есть коммунистический. Другое дело, что строй этот оказался далеко не так сладок, как пророчили основатели. Оказалось, что есть оборотная сторона его достижений, за которые приходится платить: свободой, инициативой, то есть тем, из чего, собственно, и состоит человек. А стало быть, платить человеком.
Возражая против зиновьевского определения "перестроечного помутнения умов", авторы огромного числа писем убеждают в обратном - идёт процесс национального оздоровления умов. Свое тёмное дело сделало вовсе не высвобождение сознания - его сотворили многолетний пресс идеологического оболванивания, несвобода и страх, которые вели к деградации личности и общества. "Я удивляюсь тому, что в этих условиях народ ещё сохранил какое-то достоинство" (А.А.Шейхов из Махачкалы). "Диву даешься, откуда у нашей земли силы рожать, кроме мутантов, талантливых, бескорыстных, самоотверженных!" (А.Актонюк). На зиновьевский упрек в очернении нашей истории следует спокойный ответ: "Мы не черним свою историю, мы пытаемся её отмыть от белил, которыми её раскрашивали нечистые руки, и она, отмытая, сама предстает пред очами потрясенных потомков чёрной. И тут уж - какая есть. Но и делать вид, что она по-прежнему белая, нельзя" (А.А.Левада).
Самобытный или западный путь? Для многих вопрос стоит в этой плоскости. Так же его рассматривают наши ученые и неученые "славянофилы" и "западники". В том числе в почте "Комсомолки". Думается, есть смысл уточнить: по существу, речь об изоляционизме, о продолжении изоляционистской политики или об открытом обществе, о вступлении в "общий дом", о возвращении в семью цивилизованных народов.
"Россия являет собой спасение человеческой мысли, кладовой этой мысли. Из России идут токи жизни для всех людей земли" (В.А.Кулдашев из Брянска). Гордое заявление. Если иметь в виду светлые головы, которыми, несмотря ни на что, поистине богата моя земля, подписываюсь под ним. Если опять наш "особый путь", да ещё, не дай Бог, сопровождаемый агрессией и угрозами, - тут опасность. "Светочем" мы давно перестали быть, даже если были когда-то. Посмотрите, к нам не бегут. Бегут от нас. И неужто только за материальным достатком? "Вы уж там отвыкли от состояния вечного каторжника, оттого и расчувствовались. "У них" есть смысл в труде - "у нас" его нет. Я, советский человек, согласен работать тяжело и за гроши, лишь бы мой труд приносил кому-то пользу, благо! Кому? Меня это интересует!" (заключенный В.М. из Кировограда). "Нас освободили, дали свободу. Но никто не освободил наши души. Они опутаны колючим тернием и кровоточат. Я не люблю свою Родину. Это страшно - равносильно ненависти к родной матери. Отдаю себе в этом отчет. Но не хочу погибнуть. Вначале духовно. Пьянство и насилие жмут всё сильнее, а сдавшись, скотскую жизнь вести не имеет смысла. Неужели вы не чувствуете ритм толпы? Ведь народа уже нет. Он развращён. Аритмия во всём. В делах, в мыслях, в работе и любви. Раз нельзя здесь любить - нужно уйти" (Владимир Стралит, 30 лет, без адреса).
Такие полюсы. На одном - гордость, на другом - безмерное отчаяние. А между ними - пространство и время для жизни и обдумывания, что же мы такое и что нам с собою делать.
Сейчас то и дело слышим: народ надо накормить, это снимет все проблемы. До того, чтобы не кормить свой народ, не додумывался, кажется, ещё никто. Подобное противоестественное положение - при обильном-то богатстве! - сдаётся, впервые в мире. Но и дав людям еду, одежду, обувь - вообразим такое,- государство не сможет потирать усмешливо руки. Ни в чём основном оно не изменилось. Тайные пружины работают, как и раньше. А. Зиновьев объявил нам, что "в коммунистическом обществе нет такого скрытого механизма самоорганизации, как в обществе капиталистическом", нет "ядра системы власти". Есть. И ещё более изощренное и совершенное, потому что создавалось более скрытно, за самой плотной и надежной ширмой высокоидейной демагогии и спекуляции, за границей представлений о совести и порядочности.
"Россия не примет Запада, говорите вы? Она примет всё, что даст реальные результаты. Я не говорю о немедленном изобилии, нам его и не надо, нам будет плохо, нас может вытошнить. Но надо начинать жить нормально".
Это написал нам Алексей Пинаев, председатель производственного кооператива из Нижнего Новгорода. Его письмо вместе с некоторыми другими легло в папку с надписью "новые люди". Письма "новых людей" отличает особая интонация.
Сперва Наталья Алехина из Иркутска коротко рассказывает, как жила до 85-го: "Это были 26 лет стояния в очередях, мечты о конфетах, о путешествиях на юг, на которые не было денег у родителей, о книгах, которых не было в продаже, о своём угле, который заиметь было в принципе невозможно". Теперь переводчик-референт итальянского и немецкого языка, Алехина, переехав вместе с мужем-программистом "с благословенной Украины в голодную Сибирь", зарабатывает в день по контрактам до 150 рублей ("иногда, правда, ничего, работа то есть, то нет"). Люди, вкусившие новой жизни, с возможностью воли и инициативы, знают себе цену и получают адекватное объективное её подтверждение. Отсюда оптимизм и чувство собственного достоинства.
Василий Грибанов из Ялты, работающий в виноградно-винодельческой отрасли, сперва всё посылал сигналы в различные инстанции, а затем решил: вместо того чтобы загружать почту, начать внедрять собственные проекты на месте. И стало получаться! "Нельзя съесть яичницу, не разбив яйца. Нельзя перейти к рыночным отношениям, не заплатив за это. Колоссальный прорыв к экономическому мышлению уже произошел, и нет пути назад".
Близок ли выход из кризиса? Как избежать тупиковых ловушек, в которые увлекают за собою слепцы, вольные и невольные, и выйти так и туда, куда и как зовут зрячие?
М.В.Баглай, доктор юридических наук, первый проректор Академии труда и социальных отношений, уверен, что у нас сейчас есть действительно уникальная возможность свободного выбора. Нельзя сдаваться. Нельзя говорить себе, что этого выбора уже нет, момент пройден, все консервативные силы, воспряв от ступора, сплачиваются, чтобы опять - в "наш последний и решительный", что либо отбросит нас вновь чёрт знает куда, либо вовсе выбросит за пределы цивилизации, да и не нас одних. В конце концов не дадим себе забыть, что речь идет о распаде ядерной сверхдержавы. "Во что бы то ни стало избежать гражданской войны, которая стала бы гибельной для всех!" (А.Гогузев). Однако демократическая добрая воля входит в обстоятельствах так же, как недобрая реакционная. При эволюционном, а не революционном преобразовании государства и общества довольно длительное существование бок о бок старого и нового - норма. И норма - постепенное вытеснение одного другим, а вовсе не кровавая битва до последнего. Идея порядка, которую начали упорно внедрять вместо идеи реформ, может работать только вместе с последней.
"То, что сейчас происходит у нас,- процессы необыкновенной сложности. Описывать их невозможно: ситуация будет устаревшей с написанием каждой следующей строки. Да, хаос, разруха, стрельба, да, неуютно и страшно, но ситуация уникальна..." (из письма А.В.Панаева).
Просто и трогательно написал А. А. Шейхов: "Я никоим образом не претендую на монополию истины. Если что не так, пусть не злятся. Я один, и жизнь одна, написал, как понимаю. Ах, как бы я хотел, чтобы у нас всё было хорошо! Говорят, за хорошую жизнь надо бороться. Может, отчасти это письмо и есть борьба".
И напоследок. Лично я думаю, что к Истине не приходят скопом. Её несёт и открывает кто-то один. Но сонм голосов, жаждущих Её, - предвестник того, что Она на пороге.