וישמע את-דברי בני-לבן לאמר .1 - И услышал слова сынов Лавана:
Услышал их завистливую клевету (17). Пришло время Якову уходить, и Бог умножил его неприятности (24).
בני-לבן, потомки Лавана: народ Харана. Лаван весьма пожилой человек, на 60-70 лет старше Якова. Его потомки - весь народ Харана. В народе ползла завистливая клевета, как в наши дни живут в народах завистливые слухи о евреях. Мальбим (24): это результат усилий Бога. С ним следует согласиться. Зависть отдельных личностей и целых народов - закон аШема.
לקח יעקב את כל-אשר לאבינו ומאשר לאבינו עשה את כל-הכבד הזה - Забрал Яков все у нашего отца. Все это богатство он сделал за счет нашего отца.
Перехитрил нашего отца (10). "Хитростью" (138). עשה, накопил (1); (3): приобрел. כבד, честь. (6): богатство. (3): золото и серебро. Слово כבוד написано без вав (164). (225; 291): Тора это полная мера почета, символа величия и "полное" написание слова כבוד с ו. Здесь כבד имеет дефект - нехватку почета - "почет" богатого человека. (173): богатство это почет богатых людей. (116): כבד, нагруженный, тяжелый, обилие богатства.
Эти разговоры о евреях постоянны в тысячелетиях. Ничего в мире с тех пор не изменилось.
2. וירא יעקב את-פני לבן והנה איננו עמו כתמול שלשום - И увидел Яков лицо Лавана. А оно не такое как вчера, третьего дня.
Лицо человека - барометр его чувств (12). (17): Лаван не расположен к Якову как прежде.
Настроение Лавана изменилось. Правитель Харана задумался: что-то уж больно разбогател Яков! Возможно, это еще не осознанное предчувствие скорого бегства Якова?
3. ואהיה עמך שוב אל-ארץ אבותיך ולמולדתך ויאמר ה' אל-יעקב - И сказал аШем Якову: Вернись в землю твоих отцов, на твою родину, и Я буду с тобой. (*)
Это откровение следствие изменений Лавана (7). (7): это ангел Бога. Место Шехины - Святая Земля, а это ангел. (**) Вернись домой - родители ждут тебя (6). **) Я защищу тебя в пути (17). В земле отцов Я буду с тобой, а тут Шехина не с тобой (6; 1). ***) Моя защита здесь не действует. Я настроил Лавана и его сыновей, дабы ускорить твой отъезд (***). Там Я защищу тебя (24). ... от Эсава (138). ((*))
(*) Мысленная беседа, плод глубоких раздумий Якова, всплывший из подсознания.
(**) Неверно. аШем многократно являлся Патриархам и Моше вне Эрец Исраэль. Тора получена вне Эрец Исраэль.
**) Ты создал большую семью, разбогател и окреп, выполнил все задачи, пора вернуться домой, на родину.
Казалось, что после эпизода с лестницей на Гар Эль Яков стал общаться с аШем Элоким напрямую, без ангелов-посредников. Но здесь мудрецы относят речь аШема к ангелу? Где основания? Далее диалог Якова с Богом перейдет от аШема к Элоким. Возможно, пока Яков находится в состоянии раздумий, неопределенности, нерешительности: уходить или еще подкопить овец? Окончательное решение пока не принято. А в 13:17 решение уже принято, место аШема занимает Элоким, а Яков переходит к активным шагам.
Автор этих строк в свое время живя в СССР также находился в состоянии раздумий: отправляться ли в Израиль немедленно или еще немного подождать, "подкопить овец" - ведь не горит. Но затем он понял, что всех овец все равно с собой не забрать, обругал себя за нерешительность и меркантильность и решил уйти немедля. Раздумья автора длились около года.
***) Мы полагали, все чудеса Якова со скотом - дело рук Шехины, да и мудрецы говорили об этом. Но оказывается, аШем тут не при чем и не защищает Якова.
(***) Волна антисемитизма в Харане это работа аШема, как считает Мальбим (24), то есть работа Шехины.
Рассуждения комментаторов не всегда логичны. Ведь Яков бежал из Ханаана из-за угроз Эсава, и Бог не заступился за него даже после почетного приема на Гар Эль. Там не было ни слова о защите Якова на родной земле. Яков был сослан в Харан с обещанием защиты и покровительства.
Быстрое умножение семейства Якова и его богатства в Харане разве это не защита, не покровительство Элоким - Шехины? Так откуда домыслы о явлении Шехины на этой земле, на той земле? Слова аШема означают: "Ты выполнил свою миссию в Харане. Пора переходить к следующему этапу развития еврейского народа по плану Элоким. И там Я буду с тобой так же, как здесь - не бойся..."
Совершенно очевидно, что угроза со стороны Эсава в Ханаане был предлогом для ухода "на очередное задание" в Харан. Так же, как нынешняя угроза со стороны Лавана - предлог для возвращения в Ханаан. А в будущем, в Ханаане, Якова ожидает еще большие страхов и угроз - страх Эсава, страх жителей Шхема, страх жителей Ханаана, неожиданная смерть Рахель, страх из-за потери Йосифа, угроза голода и так далее. И аШем не защитит Якова от этих страхов и угроз.
((*)) Бог защитил Якова от Эсава меньше, чем Он защитил его от Лавана в Гилеаде (31:24).
4. וישלח יעקב ויקרא לרחל וללאה השדה אל-צאנו - И послал Яков, и позвал Рахель и Лию в поле, к своему скоту.
Жены пришли к нему в поле (7). Они беседовали тут не вызвая подозрений и не боясь подслушивания (118; 138).
Яков позвал жен в поле, чтобы прямо оттуда бежать, не возвращаясь домой и не вызывая подозрений домочадцев Лавана. Рахель взяла терафим, когда пошла в поле или еще раньше.
5. ויאמר להן ראה אנכי את-פני אביכן כי-איננו אלי כתמל שלשום ואלהי אבי היה עמדי - И сказал им: настроение вашего отца не такое, как вчера-позавчера, и Элокей моего отца был у меня.
6. כי בכל-כחי עבדתי את אביכן ואתנה ידעתן - А вы знаете, что изо всех сил работал я на вашего отца.
7. והחלף את משכרתי עשרת מנים ולא נתנו אלהים להרע עמדי ואביכן התל בי - А ваш отец насмехался надо мной, и изменял оплату десятки раз. Но не дал Элоким навредить мне. *)
(26): Лаван постоянно изменял условия. (2): было множество случаев обмана. В 41 Яков упрекнет Лавана в постоянном изменени оплаты, и Лаван не возразит. (6; 1): עשרת מנים, десятки раз. Но Бог был добр ко мне и путал его планы (2).
*) Слово התל от корня תלל, насмехаться и, возможно, также от корня הלל, хвалить, славить, прославлять, шутить: Ваш отец прославлял меня насмехаясь надо мной... и изменял мою оплату...
В 31:5 глагол после Элоким (Бог) в единственном числе: ואלהי אבי היה עמדי, и Элоким (Бог) моего отца был со мной.
А в 31:7 глагол после Элоким (Боги) во множественном числе: ולא נתנו אלהים להרע עמדי, и не позволили Элоким (Боги) навредить мне.
В чем причина?
8. אם-כה יאמר נקדים יהיה שכרך וילדו כל-הצאן נקדים ואמ-כה יאמר עקדים יהיה שכרך וילדו כל-הצאן עקדים - Если он говорил, что моя зарплата - крапчатые, то все стадо рожало крапчатых; а если он говорил: "опоясанные - твоя оплата", то все стадо рожало опоясанных.
Хотя по началу все мутации были Якова, Лаван не давал ему больше одной мутации. И изменял ее каждый год. Но стада приносили именно тот вид, который был разрешен Якову (2). (2): лишь вмешательство Бога, а не ошкуренные прутья, дали Якову успех и процветание.
Рамбан (2) боится: чтобы мы не подумали, что богатство Якова - плод его рук, а чудеса со скотом - результат усилий Якова. Напрасно он волнуется. Ведь если бы Яков не был причастен к своему успеху с овцами, то он бы мог спокойно остаться в Ханаане и не отправляться в Харан. Там, в Ханаане на месте Бог произвел бы для Якова все необходимое или доставил бы ему из Харана в нужном количестве и качестве. Но Бог почему-то привел Якова в Харан, заставил 20 лет тяжело работать так, что даже своих жен он видел лишь изредка ночами до рассвета. Так чьими же усилиями была создана огромная семья Якова и все его богатство?
Верно: совместными усилиями Якова и Элоким. Лишь они вдвоем могли все это создать. Один без другого никак бы не справился. Якову нужен был Элоким, а Элоким(у) нужен был Яков. Они успешно помогали друг другу. Разведение скота Яковом хороший пример нового принципа Творения после создания Авраама и еврейского народа. Отныне аШем Элоким Творит мир руками человека, руками Якова.
Еврей Яков привлек на землю Харана духовные силы небес и овеществил их в виде своих прекрасных детей и многочисленных овец, изобилия воды для себя и жителей Харана.
Это также прекрасный пример того, что чудо не падает с небес в руки счастливчика. Все чудеса это результат упорного труда человека, благословенного Богом.
А вот и ответ на вопрос, поставленный выше: почему в выражении - ולא נתנו אלהים להרע עמדי, и не позволили Элоким (Боги) навредить мне - глагол стоит во множественном числе?
Множественное число объясняется тем, что в этом деле (не позволили) участвовали двое - Элоким и Яков. Они оба не позволили Лавану ухудшить положение Якова.
9. ויצל אלהים את-מקנה אביכם ויתן-לי - И использовал Элоким скот вашего отца и отдал мне. *) **)
Усилиями Элоким, а не прутьями Якова богатство его возросло вопреки стараниям Лавана. (2;16): יצל спас: Бог дал часть удачи вашего отца мне. Я заработал это своим трудом.
Судьба Якова характерна для судеб евреев во всех изгнаниях. Их, как и Якова, аборигены всегда обманывали, не смотря на то, что евреи начинали с нуля и своим прилежным трудом, сноровкой и с Божьей помощью добивались огромных успехов и процветания, на зависть аборигенам. Все в точности, как с Яковом и Лаваном.
Здесь вновь используется имя Элоким. Творец помогал Якову в его работе над мутациями, превращениями на уровне фундаментальных законов мира, на уровне Элоким. Эти преобразования продолжаются поныне.
Здесь вновь уместно напомнить читателю взаимоотношения между именами Бога и их сутью.
Элоким - обобщающее название всех законов природы, всего Творения.
Эл Шадай - название законов Элоким, которые действуют в живом мире, мире растений и животных.
аШем - название законов Элоким, которые действуют в интеллектуальном мире человека, в его сознании, психике, в человеческом обществе.
аШем это также общий генеральный план, определивший все Творение вцелом.
И так, все, что происходит в мире от привычных циклично повторяющихся явлений, таких, например, как смена суток, смена сезонов и так далее, и до редко случающихся "стихийных бедствий" - все это исполнение законов природы, законов Элоким "воли Элоким".
Но все действия, все мысли, все страсти человека, его поступки, взаимоотношения между людьми и все общественные процессы, революции и войны происходят по законам аШема, "по воле аШема", и, разумеется, в рамках общих законов Элоким.
Как невозможно отделить законы природы от воли Элоким, так точно нельзя отделить поведение человека от воли аШема. Человек это малая доля аШема, человек - исполнитель Его воли, Его "робот".
*) ויצל אלהים את-מקנה אביכם ויתן-לי, и освободил Элоким стадо вашего отца и отдал мне. Совершенно непонятно, почему אביכם, вашего отца в мужском роде, а не в женском роде - אביכן ? Ведь Яков говорит со своими женами. Возможно он обращается и к женам, и к сыновьям. Ведь Лаван отец не только своих дочерей но и их детей (своих внуков), а богатство, накопленное Яковом, принадлежит и его женам, и его детям. Яков рассматривает себя лишь как пассивный инструмент в руках Бога. Не Бог сделал чудо для Якова, но Яков, инструмент в руках Бога, совершил это чудо.
**) ויצל אלהים - слово יצל от корня נצל, спасать, использовать, освобождать. Именно в этом смысле дано классическое толкование. Но мы помним, что слово צל уже использовано в Торе в 1:26: ואמר אלהים נעשה אדם בצלמנו כדמותנו ... , И сказал Элоким: создадим человека в образе подобном нашему ...
Стих 1:26 на основе корня נצל, использовать неожиданно обретает следующий смысл: И сказал Элоким: создадим человека, и используем его, как наше подобие ...
10. עקדים נקדים וברדים והנה העתדים העלים על הצאן ואשא עיני וארא בחלום ויהי בעת יחם הצאן - И было во время спаривания (разгорячения) скота. Поднял я глаза, и увидел во сне как козлы взбираются на скотину, повязанные, пятнистые и пегие.
Этот сон был в начале шестилетнего периода, когда Лаван стал менять оплату Якова (2). *) Лаван удалил этих козлов, чтобы скот Якова не рожал подобный помет (30:35), но ангелы вернули их в стада Якова (1). Слово והנה, и вот сообщает, что сон Якова не был фантазией. Это была гарантия, что Лаван не навредит Якову, и его стада родят потомство любой расцветки, необходимой Якову (2; 3). תישים и עתדים - синонимы, козлы, бараны, весь взрослый скот; фигурально - вожаки среди мужчин.
עתוד, עתדים, תיש, козел, козлы, вождь, вожди (по словарю) - совпадает с зековским определением козлы для руководителей отрядов заключенных. Здесь, видимо, намек на глав семейств или кланов Израиля, родоначальников народа Израиля.
Генетические исследования показали, что все современное человечество произошло от небольшого числа самцов-мужчин далекого прошлого, которые определили наследственные коды всего человечества. Именно этих козлов, создавших будущие "стада" еврейского народа, Яков видел во сне.
*) Яков в 30:31 сам предложил Лавану эту систему оплаты, значит он видел этот сон еще до разговора с Лаваном.
11. ואמר הנני ויאמר אלי מלאך האלהים בחלום יעקב - И сказал мне ангел Элоким во сне:
Яков! И сказал: вот я. (5; 231): Шестой уровень пророчества - связь с ангелом во сне, характерен для большинства пророков.
Вся Тора это послание из будущего, из 7-го дня Творения. Явления ангелов и аШем-Элоким (Господа Бога) Патриархам и пророкам это явления представителей человечества 7-го дня Творения в нужный (поворотный) момент истории для корректировки и укрепления линии Творца. Это нечто вроде урановых, берилиевых и графитовых стержней в атомном реакторе. Ангелы - посланники седьмого дня либо ускоряют историю, усиливая реакции ее участников, либо замедляют течение истории, ослабляя напряжение, поворачивают течение в необходимом направлении, остужают пыл некоторых разгоряченных участников таких, как Фараон (12:17) или Авимелех (20:3) в истории Авраама и Сары, или Лавана в данной главе.
А как эта модель связана с Эрец Исраэль? Видимо эту нуль-транспортировку во времени легче осуществлять на территории Эрец Исраэль.
Возможно, именно эти временные переходы из будущего в прошлое и из прошлого в будущее истории, вызвали всю ту неопределенность с временами глаголов, которая наблюдается в Торе. Необходимо самое тщательное исследование времен глаголов текста Торы на базе такого представления о ее источнике.
12. כי ראיתי את כל-אשר לבן עשה לך ויאמר שא-נא עיניך וראה כל-העתדים העלים על-הצאן עקדים נקדים וברדים - И сказал: подними глаза и увидишь всех своих козлов, взбирающихся на животных: окольцованные, пятнистые и пегие. Ибо Я видел все, что Лаван делал тебе.
(2): Это была Божественная гарантия, что они породят обширное потомство без прутьев Якова. Я, ангел Бога: все козни Лавана ты обернешь на пользу. Тут два разных сна: первый сон (10-12) был в начале шестилетнего срока службы, а второй (13) - в ночь перед встречей Якова с Рахель и Лией. Теперь он рассказал оба сна, чтобы они ушли с ним. Бог создал его богатство и приказал вернуться в Ханаан.
Действительно, Яков бы не предложил Лавану платить пятнистыми овцами, если бы не подсказка ангела. Так, что этот сон был явно до беседы Якова с Лаваном об оплате его труда. Но и прутья, которыми Яков выстилал дно поилок, были сделаны по слову ангела. Иначе бы Яков этим не занимался. Все действия Якова - исполнение воли Бога.
13. אנכי האל בית-אל - Я Бог Бейт Эля.
Бог, что явился тебе в Бейт Эль (7; 21; 24). В выражении האל בית אל, Бог Бейт Эль артикль האל, этот Бог, не нужен. *) (1): он излишен, и отрывок должен быть истолкован, как אנכי אל בית אל, Я Бог Бейт Эль. (18): אנכי האל אל בית אל, Я Бог (Который является) Богом Бейт Эль. (179): Яков сомневался - пророческое откровение не бывает вне Эрец Исраэль. **) Но если пророчество началось в Эрец Исраэль, оно может продолжаться и в другой земле. Это явление Бога Якову: Я אל, Бог, Который явился тебе в Бейт Эле - продолжение пророчества Бейт Эля.
*) אנכי האל בית-אל, Я тот самый Бог из Бейт Эля. Непонятно, почему мудрецы относят эти слова к ангелу, а не к Элоким. Тора подчеркивает: האל, тот самый Бог.
**) Неверно: Авраам получил свое первое пророчество в Харане? Все встречи Бога с Моше были вне Эрец Исраэль, куда Моше так и не попал. Тора была дана на Синае, вдали от Эрец Исраэль.
אשר משחתה שם מצבה אשר נדרת לי שם נדר עתה קום צא מן הארץ הזאת ושוב אל-ארץ מולדתך - Где ты помазал (освятил) колону, где ты дал Мне обет. Теперь встань, уйди из этой земли на твою родину. *)
Помазав, ты освятил ее, как выделяют человека из обычных людей (1). Ты поклялся Богу (7). Ты назвал его Домом Бога, хотел принести там жертвы (1). Исполни клятву, чтобы не навлечь гнев Бога (2). Бог в (3) приказав Якову оставить Харан, не упомянул клятву, а Яков теперь открывает женам свою клятву. (22; 65): у не выполнившего клятву умрет жена; Яков задержался исполнить клятву, и умерла Рахель. Пришло время уйти (19). Я выполнил свое обещание, а ты выполни свое (16).
Яков сообщил женам самые сокровенные подробности своего общения с Богом, которые до этого скрывал от них.
Чтобы не было сомнений, Бог говорит: אנכי האל בית-אל, Я тот самый Бог, которого ты видел в Бейт Эль. И в подтверждение Он приводит детали той встречи: камень, помазанный Яковом, данный им обет. Строгая система доказательств того, что было с Яковом в ту давнюю ночь, и что известно лишь Якову. Они понадобились здесь и сейчас, ибо Яков 20 лет общался с хитрым прорицателем Лаваном, проникшим во многие тайны связи Якова с аШемом. Поэтому Бог представил Якову доказательства Своей аутентичности, напомнив о деталях, известных лишь Якову.
*) עתה קום צא מן הארץ הזאת, теперь встань и выйди из этой земли - поднимись духовно, чтобы суметь подняться в Эрец Исраэль.
Картина умножения скота, представленная Яковом своим женам с такими подробностями, это, по сути, вся будущая история еврейского народа, порожденного ими.
Их потомки на протяжении всей истории будут постоянно изменять свой внешний облик в соответствии с окружающими обстоятельствами и требованиями будущих лаванов. Внешне они будут соответствовать этим требованиям, но внутренне всегда останутся принадлежащими Якову и Торе: они все, всегда и везде будут детьми Якова: потомство любой расцветки, которое понадобится Якову (Рамбан - (2)).
Вспомним стих (27:22): ... и ощупал (Исаак Якова) и сказал: этот голос - голос Якова, а эти руки - руки Эсава. Все будет именно так: внешне потомки Якова будут такими, как требуют от них текущие обстоятельства (руки Эсава), но их (внутренний) голос всегда будет голосом Якова.
14. העוד לנו חלק ונחלת בבית אבינו ותען רחל ולאה ותאמרנה לו - И ответили Рахель и Лия, говоря ему: есть ли у нас часть наследия в доме нашего отца?
Единственное число глагола: они едины. (6; 54): Рахель ответила перед Лией и умерла первой. (122): Рахель умерла первой, из-за проклятия Якова: У кого ты найдешь своих богов, тому не жить. "Зачем откладывать отъезд? Есть ли у нас надежда унаследовать что-либо от отца?" (1).
העוד לנו חלק ונחלת בבית אבינו - (мы подтверждаем, свидетельствуем - העוד) Это наша доля наследия отца. Это не вопрос, а утверждение.
15. ואכל גם-אכול את כספנו הלוא נכריות נחשבנו לו כי מכרנו - Мы чужие ему? Ведь он продал нас. И проел наши деньги! *)
Он продал нас за твою работу (1). А наше приданое? (7) Он не платил тебе за работу. Он получил за нас 14 лет твоей бесплатной службы. Твоя работа это наше приданное (16).
*) Этот стих очень интересен. Лия и Рахель говорят о том, что отец полностью отказался от них, продал их как товар. כספנו, наши деньги а также наше сильное желание, томление, наше долгое ожидание: Лаван обратил 7 лет их ожидания Якова в деньги и проел их. Он обратил в бизнес их желание иметь семью с Яковом. Они полностью на стороне Якова. А каков духовный мир их и их детей?
Лаван назвал ее Рахель רחל - אל רוח - дух бога. Дух какого бога он имел в виду? Дальше Лаван много говорит о боге Нахора и боге Тераха. Не этих ли языческих богов имел в виду Лаван, называя свою дочь Рахель - дух бога? Этот дух бога в Рахель - языческое "духовное наследие" Лавана в ней, которое скоро проявит себя еще в Харане и оставит неизгладимый след во всех поколениях потомков Якова.
16. כל אשר אמר אלהים אליך עשה כי כל-העשר אשר הציל אלהים מאבינו לנו הוא ולבנינו - Ибо все богатство, которое спас Элоким от отца нашего, наше это и наших сыновей. Все, что сказал тебе Элоким, исполни. *)
Мы ничего не получим из собственности отца. Но то, что Бог уже взял у него (и дал тебе) это наше и наших детей. Нам не за чем оставаться здесь (83). Надейся только на Бога (17).
Речь идет о материальных богатствах, и Тора использует имя Элоким.
*) Стих 31:16: הציל אלהים מאבינו, освободил Элоким от нашего отца повторяет стих 31:9: ויצל אלהים את-מקנה אביכם, и освободил Элоким стадо вашего отца.
17. וישא את-בניו ואת-נשיו על-הגמלים - И поднял своих детей и жен на верблюдов.
Видимо, Рахель прихватила терафим Лавана еще до этой беседы, ибо здесь понятно, что вся семья отправилась в Ханаан прямо из поля, сразу после совещания, нигде не останавливаясь и не задерживаясь.
18. לבוא אל יצחק אביו ארצה כנען מקנה קנינו אשר רכש בפדן ארם וינהג את-כל-מקנהו ואת-כל-רכשו אשר רכש И он повел все свои стада и все свое богатство, которое накопил, приобретенную собственность, которую он накопил в Падан Араме, к Ицхаку его отцу, в землю Ханаан.
(18; 1): Яков имел рабов и служанок, верблюдов и ослов, которых он приобрел (מקנה) продавая (קנינו ) скот. (138): В Ханаане он приобретет сразу две вещи: дом отца и Святую Землю.
19. ותגנב רחל את התרפים אשר לאביה ולבן הלך לגזז את-צאנו - А Лаван ушел стричь свой скот. И украла Рахель домашних богов отца. ^)
Скот был в трех днях пути от стад Якова (1). Стрижка овец - праздник семьи. Лаван был вдали, Рахель украла терафим, а Яков бежал (138). Рахель украла, чтобы отучить Лавана от идолопоклонства (1). Цель Рахель благородна: "Я не оставлю отцу идолов для поклонения". Поэтому Тора отмечает этот эпизод (6). (*) Она решила отучить отца от идолов. Если "боги" не могут защитить самих себя от воров, то, как могли они защитить домочадцев? (16) *)) Она украла, чтобы они не рассказали Лавану о бегстве: он через них прорицал (116; 203; 379). *) (18): Чтобы отлучить Лавана от идолов их следовало спрятать, а не брать с собой. **) Рахель привлекла бы внимание, если бы пыталась закопать идолов; (**) поэтому она взяла их в дорогу, разместив под себя, чтобы в дальнейшем распорядиться ими (46; 193). ***) (32) Она боялась, что Лаван не поверит, что Яков не крал идолов, и станет таким неистовым, что ей придется вернуть их. И она оставила их. ****) (3): תגנב, скрыла. (423): глагол גנב, украсть относится к тому, кто прячет чужую собственность для собственного пользования, но Рахель взяла их с возвышенными намерениями.
^) Рахель украла терафим не тогда, когда решила бежать с Яковом, а тогда, когда Лаван ушел стричь овец.
(*) Тора этим эпизодом дает намек, открывает глубокие духовные тайны сыновей Якова, детей Рахель и Лии, всей дальнейшей судьбы Якова и его потомков.
*)) А как объяснить разрушение Храма в Иерусалиме?
*) Забавный аргумент.
**) В случае, если она хотела исключить прорицание Лавана с помощью терафим, ей не следовало брать их с собой, а выбросить где-то в пути или закопать.
(**) Она наверняка по несколько раз в день отлучалась от каравана по нужде и имела прекрасную возможность многократно закопать терафим в землю на всем длинном пути.
***) Она ждала подходящего момента, все 7 дней пути сидела на терафим, что явно неудобно и нелегко.
****) Так зачем было брать их вообще, чтобы потом вернуть успокоив ими отца? Какой-то абсурд.
На первый взгляд, Рахель взяла терафим из мести за унижение, когда ее подменили Лией, и чтобы задержать преследование Якова. Поскольку божки обладали силой прорицания, (по мнению идолопоклонников, среди которых, по всей вероятности, была и Рахель: а иначе, как можно было верить в силу прорицания терафим?) то они легко бы вывели Лавана на след каравана Якова, что было недопустимо. Но почему же она не выбросила их в пути, чтобы запутать Лавана? Наверняка у нее было множество возможностей оставить их в каком-нибудь месте на всем протяжении их семидневного путешествия из Падан Арама в Ханаан.
Первый тезис: отучить Лавана от поклонения терафим - наивен, не выдерживает критики, ибо она не оставила Лавану никакой замены терафим чем-то другим.
Второй тезис: лишить Лавана возможности прорицания, дополненное ее нежеланием выбрасывать, зарывать, оставлять божков где-то в дороге, говорит, что Рахель сама верила в их могущество. А иначе, чего было их опасаться, носить с собой? Ведь от них никакого проку. Пусть себе остаются с отцом. Более того, пусть отец вместо погони пытается через них установить путь каравана Якова. Для тех, кто не верит в них, они никакой силой прорицания не обладают и бесполезны.
Из этой истории ясно, что Рахель верила в силу терафим, боялась оставить их у отца, выбросить или закопать где-то, чтобы не навлечь на себя их гнев и месть, но оставила себе пользоваться ими. Возможно, поэтому у Рахель так долго не было детей. Она в глубине души, возможно, даже не осознанно, оставалась идолопоклонницей, и поэтому Бог так долго удерживал ее от участия в строительстве дома Якова.
Вот что пишут мудрецы: Р. Йосеф Каро (46); Толдот Ицхак (193): она взяла их в дорогу, чтобы в дальнейшем распорядиться ими. А вот мнение Несинат лаГер (423): глагол גנב, украсть - относится к тому, кто прячет чужую собственность для собственного использования.
Так мудрецы Торы сформулировали истинную причину этой кражи: Рахель взяла терафим с собой, чтобы пользоваться ими.
Мы можем добавить к этому, что слово גנב, это не только украсть, но также скрывать, делать украдкой, обманывать, что больше относит это действие Рахель уже не к Лавану, но к Якову. Кроме того, это слово содержит в себе намек на Рай - גן אדן - ב גן, в саду. Таким образом, поступок Рахель Тора приравнивает к событиям в Раю. Тут есть также намек на горб גבן верблюда (гематрия этого слова равна гематрии слова גנב), где Рахель в седельной подушке прятала терафим.
Но более глубокий анализ позволяет сделать заключение, что в основе поступка Рахель было ее нежелание расстаться с привычным ей миром своего отца, со своим прошлым. Уходя из Харана с Яковом она напоследок прихватила с собой кусочек старого мира. Все мы знаем, как трудно расставаться со своим прошлым, которое в значительной степени составляет нашу суть и неотделима от настоящего, и преследует нас всю жизнь.
Кража терафим стала прекрасным поводом для Лавана организовать погоню за бежавшим Яковом, помогла Лавану быстро настичь Якова. Этим поступком Рахель выявила свое подсознательное желание, стала инициатором этого последнего конфликта между Лаваном и Яковом. Ей не хватало заключительного аккорда в их отношениях, ей не хватало прощания с отцом, его благословения. И она все это получила.
(95; 3): терафим, идолы. (2; 157): от корня רפה, слабый. (70; 164; 16): от תרף и תורפה, непристойность: терафим - объект непристойности, низости, грязи. Лаван был большим колдуном и через терафим прорицал. Это домашние боги подобно римским пенатам, они обладали некоторой магической силой. (18; 7): это часы; они предсказывали удачу и определяли время дня. Это изображения, сделанные астрологами, обладавшие речью. Они давали пустые советы магическими средствами, а не речью. Это манекены в человеческом обличье, которые могли поглощать высшие силы. (41): терафим - боги, к ним обращаются во множественном числе. В 30 Лаван назвал их: мои боги. (379): терафим говорят чепуху. Рахель украла их, чтобы они не рассказали Лавану, что Яков сбежал, и удалить идолов из дома отца. *) (53): терафим - медиум для передачи магического, оккультного голоса. (54): Этот магический идол произносит дъявольские советы, и внушает беду, и Рахель боялась, что он даст совет отцу во вред Якову. *) Рахель села на них, и они не могли говорить. *) (2; 112; 181): терафим поклонялись как идолам. Не все терафим - идолы. Они определяли время; маги использовали их для предсказания удачи. Их почитали как идолов и советовались с ними. Лаван был магом: Я узнал магическим путем. (4): Он использовал их для магических упражнений.
*) Рахель верила в их возможности и побаивалась их. Она внесла их в дом Якова. Рахель была главной женой Якова. Чаще всего он бывал у нее, и именно там, рядом с Яковом Рахель прятала терафим Лавана. Мудрецы невольно подчеркивают, что Рахель верила в магические свойства терафим и похитила их, ибо сама была идолопоклонницей.
תרפים возможно происходит от слова תרפא лечение, исправление и является производной от слова רפאים ,רוח-רפאים мертвецы, легендарные великаны, привидения. Возможно, Рахель пользовалась терафим для борьбы с бесплодием.
Видимо, Лаван и его соплеменники поклонялись духам предков, искали у них защиты от болезней и советов на будущее. Многие народы мира поклонялись своим предкам, их изображениям. Терафим, скорее всего, были фигурками - символами умерших предков.
Рахель не избавилась от терафим до столкновения с отцом. Тем более у нее не было оснований избавиться от них после этого. Тора, мудрецы ничего не говорят о дальнейшей судьбе терафим. Возможно, ранняя смерть Рахель объясняется тем, что она оставила их при себе. Но дальнейшая судьба самих терафим уже не важна. Этот короткий рассказ о них нужен, чтобы мы поняли будущую судьбу Якова и еврейского народа, потомков Рахель.
Это хищение в определенной степени раскрывает глубоко скрытую душевную суть Рахель, приоткрывает перед нами загадку того острого и совершенно необъяснимого антагонизма, который возникнет между сыновьями Лии, Шимоном и Леви и сыном Рахель Йосифом. Он напоминает подспудный антагонизм верующих в Бога Якова и язычников. Это хищение объясняет, почему северное Израильское царство так быстро и легко перешло в идолопоклонство, не пытаясь отстаивать свою веру в аШема.
20. על-בלי לגיד לו כי ברח הוא ויגנב יעקב את לב לבן הארמי - И украл Яков сердце Лавана арамеянина, *) не известив его о своем бегстве.
Сердце - место интеллекта в Библейском понимании (4). (13): Он украл знание Лавана; (3): Яков обманул Лавана, узнав, что тот больше не расположен к нему. **) Яков знал: Лаван хитрец и предупредит его бегство, если заподозрит что-то. Поэтому Тора напоминает, что Лаван арамеянин - рамай, плут, обманщик (17). (2): Яков обманул Лавана арамеянина, гордого чародея и хозяина терафим. ***) Он не подозревал, что Яков сбежит. (52; 7): бегство было совершенно неожиданным. (129): Яков обманул Лавана, не сказав, что бежал от Эсава, пришел на время и уйдет. (*) (138): Яков обманул (украл сердце ) Лавана: он не узнал, что Яков сбежит.
Два стиха 31:19 ותגנב רחל את התרפים אשר לאביה, и похитила Рахель терафим своего отца и 31:20: ויגנב יעקב את לב לבן הארמי, и похитил Яков сердце Лавана арамеяниа стоят друг за другом. Тора связывает оба хищения в одну смысловую цепь: бегство Якова и кража Рахель терафим равноценны, хотя взаимно противоположны по своему моральному значению. Так Тора оценивает поступки Якова и Рахель. Но ведь Яков выполнил волю Бога. Следовательно, Рахель тоже таким путем исполнила "волю языческих богов" - терафим. Тора дает моральную оценку поведения Якова с точки зрения Лавана (его сердца и души). Рахель похитила духовные ценности Лавана (его языческую душу), а Яков похитил материальные ценности Лавана, его сердце. Тора объективно оценивает поступки Рахель и Якова.
*) И поразил Яков Лавана в самое сердце... Лаван был уверен, что Яков не уйдет. Он ведь знал проблемы Якова в Ханаане. Уход Якова был для Лавана ударом в самое сердце.
**) Но из этого можно сделать вывод, что раньше Лаван был расположен к Якову. И Яков это знал.
***) Евреи были очень близки к арамеям. Аврам был арамеянином, и все Праматери были арамеянками.
В юго-восточной части Турции у границы с Сирией в районе древнейшего города Харана недавно был обнаружен древнейший на земле храм, возраст которого 12 тысяч лет. Ученые пока затрудняются определить, к какой культуре принадлежит святилище. Район Харана считается одним из древнейших постоянно обитаемых регионов мира. Согласно легендам (небиблейским), там бывали Адам и Ева. В Библии сообщается, что в Харане жил пророк Авраам, там же умер его отец Терах. Здесь сохранились руины древнего учебного заведения, который некоторые ученые называют "древнейшим в мире университетом".
Несомненно, отъезд семьи Якова был ударом для Лавана. Он лишился лучшего в мире работника. Но, прежде всего, Лаван лишился большей части своей семьи, 2-х дочерей и 11-ти внуков. А ведь внуки считаются сыновьями деда. Сердце Лавана, самое дорогое, что было у Лавана, Яков забрал. Недаром его имя לבן Лаван может быть составлено из двух слов: לב и בן - сердце сына. Дети Якова, внуки Лавана были его сердцем. И Яков увез их. Именно в этом корит Лаван Якова при встрече. А тут еще кража терафим. Тяжелейший удар. Поэтому, не смотря на свой весьма пожилой возраст, он бросился в погоню и быстро настиг Якова.
(*) В комментариях к 29:13: ויספר ללבן כל-הדברים האלה ... , ... и рассказал Лавану все эти дела, комментаторы утверждали, что Яков рассказал Лавану, как он обманом забрал первородство у Эсава. А тут комментаторы утверждают прямо противоположное.
21. וישב את-פניו הר הגלעד ויקם ויעבר את הנהר ויברח הוא וכל אשר לו - И бежал он со всем, что имел, и поднялся, и перешел реку. И остановился напротив горы Гилеад.
Яков думал скрыться. Но Лаван узнал о бегстве, преследовал Якова и настиг. Бог спас Якова. Такая защита - общая нить еврейской истории (138). Он перешел реку Евфрат (3; 13). (144): ויקם поднялся: после ухода из Арама, он поднялся духовно. Караван устал, и он остановился отдохнуть на пастбищах Гилеада на восток от реки Иордан.
ויקם ויעבר את הנהר, поднялся и перешел... Тора подчеркивает, что Яков поднялся духовно и совершил такой же переход יעבר, какой совершил в свое время Аврам-аиври - אברם-העברי. Не смотря на богатство и процветание Якова в Харане, он оставил все, поднялся и совершил духовный переход из мира материальной зависимости в мир духовной необходимости для дальнейшего развития семьи и мира. הנהר это не только река, но это также стремиться, течь, сиять, светиться. Это был момент величайшего духовного подъема Якова.
22. ויגד ללבן ביום השלישי כי ברח יעקב - И сообщил Лавану третьего дня, что Яков бежал.
Третьего дня из-за расстояния между стадами (1). (106; 6): это был Амалек, внук Эсава, который потом сообщит Фараону, что евреи бежали (157). И там и тут написано ויגד ... כי ברח. Гематрия выражения כי ברח (=240) равна гематрии имени עמלק, Амалек. (13): пастухи сказали Лавану, осознав, что прежнее обильное благословение прекратилось: в колодцах исчезла вода; они ждали 3 дня, в надежде, что все восстановится. И тогда пришли к Лавану, и он понял, что Яков ушел, ибо праведность Якова переполняла колодцы 20 лет.
Колодцы - символ изобилия и процветания. С уходом Якова - прекратилось изобилие и процветание их края.
23. וידבק אתו בהר הגלעד וירדף אחריו דרך שבעת ימים ויקח את אחיו עמו - И взял с собой братьев, *) и преследовал его по 7-ми дневному пути, настиг его у горы Гилеад.
(1): родственников, а не братьев. (2): родственники Лавана - родня Якова через жен и Нахора, брата Авраама. (200;398): Лаван хотел убить Якова. Злые намерения язычников Бог приравнивает к их осуществлению (1; 398). Жизнь Якова - урок его потомкам (78). В течение 3-х дней, которые посланец ехал к Лавану, Яков продолжал движение. И ко времени, когда посланец добрался до Лавана между ними было расстояние в 6 дней. На 7-мой день (79) Лаван нагнал его. Расстояние, которое Яков покрыл за 7 дней, Лаван покрыл за один день (1). Яков не воспользовался сокращением пути, как Элиезер, чтобы избежать встречи с Лаваном. Бог показал Якову, что не нужно бояться Лавана. (*) (116): Яков двигался медленно со стадами. Лаван перехватил Якова через 7 дней. Лаван покрыл в 4 дня семидневный путь Яков. (2; 1; 6): он начал преследовать не возвращаясь в город. ^) (373): Яков вначале вернулся в город, где жил Лаван. Там Рахель украла терафим. Яков бежал оттуда, а посланник отправился в трехдневную поездку сообщить Лавану. Лаван вернулся домой, потратив 3 дня на поездку, и узнал, что терафим исчезли. К этому времени Яков был в 6 днях поездки от города. Лаван быстро преследовал и перехватил Якова на следующий день, покрыв за день 7-ми дневный путь Якова. Расстояние, которое прошел Яков от Харана до Гилеада - около 30 миль. **) Там Яков остановился пасти скот (138). В канун 7-го дня Лаван достиг подножья горы и увидел лагерь Якова. Той ночью он видел сон и Бог предупредил его во сне (2; 4). Он встретился с Яковом следующим утром (138).
*) Братьев его народа, потерявшего благословение Якова. Это, видимо, старейшины народа, которые формально были равны Лавану, как братья. "Братья" это призыв, с которым Лаван обратился к своим согражданам, объявив им о несчастье, постигшем их: Яков сбежал!
^) Если Лаван не вернулся в город, как он узнал, что похищены терафим?
(*) А разве не Бог приказал Якову уйти от Лавана в Эрец Исраэль? Легенда говорит, что Яков принес в Харан расцвет, и его жители настолько свыклись с этим, что рассматривали Якова и свое благополучие, как данность. И вот, Яков ушел, они лишились благополучия и решили, что он обокрал их, а это значительно серьезней, чем стада и терафим.
**) Судя по Торе, Бог предоставил сверхестественную скорость именно Лавану, который покрыл расстояние в 7 дней пути караванов Якова за 1 день. Лаван кофец, прыгнул, как в свое время Элиезер.
24. מטוב עד רע השמר לך פן תדבר עם-יעקב ויבא אלהים אל לבן הארמי בחלם הלילה - И явился Элоким к Лавану арамеянину в ночном сне: Остерегайся говорить Якову ни плохое, ни хорошее.
(42): Это ангел Михаил со сверкающим мечом. (42; 6; 2): Это Бог пришел к Лавану. Лаван вновь назван הארמי, арамеянин, הרמאי, обманщик. Он был идолопоклонник и колдун, а пророческий сон пришел к нему из-за праведного Якова, так же, как Бог пришел к Авимелеху в честь Авраама. (7): для защиты праведника, Бог приходит к язычникам в пророческих снах. (231): Бог пришел ... ночью во сне это не пророчество, и этот человек не пророк. Так же, как Бог вынуждает человека действовать, так Он вызывает в человеческой памяти во сне некоторые образы. (*)Даже общение запрещено тебе (17). (70): Лаван хотел убить Якова заклинанием. (105): не говори о возвращения в Харан. (1; 345): Не говори даже о хорошем: добро грешника - зло для праведника, дурные намерения. (10; 79): Возвращение в Харан это зло. (304; 345; 1): Бог запретил Лавану спорить об идолах. (2): Я приказал ему вернуться в свою землю. (105; 118; 78): Лаван не предлагал Якову вернуться в Харан, но разговаривал с Яковом, хотя не убил его.
В ту ночь, во сне произошли переговоры на высшем уровне, между ангелом Бога и Лаваном, представителем земного зла. Они делили между собой душу Якова.
25. ולבן תקע את אחיו בהר הגלעד ויעקב תקע את אהלו בהר וישג לבן את יעקב - И настиг Лаван Якова. И Яков поставил свой шатер на горе. А Лаван расположил своих братьев на горе Гилеад. *)
В 23 Лаван приблизился к нему; а утром, он настиг его, и они встретились на склоне горы Гилеад (2; 138; 111).
*) А Лаван расположил старейшин на горе Гилеад. Яков назван дважды. Почему указан шатер Якова но не указан шатер Лавана, но его братьев? Где шатры жен Якова, которые вскоре будут подвергнуты обыску?
Апропо: Рассеяние евреев после разрушения Второго Храма напоминает рассеяние народов земли при строительстве Вавилонской Башни. И евреи Эрец Исраэль были рассеяны по всем землям мира и понесли в мир свое учение, знание и веру, заговорили на языках тех стран, куда они прибыли: на разных языках, но все о том же - о Торе.
Вавилонское рассеяние подготовило почву, создало материальную базу для "духовного распространения" учения евреев. Если вавилонское рассеяние было "физическим рассеянием человечества" по поверхности земного шара, то, с разрушением Второго Храма, произошло "рассеяние еврейского духа среди народов мира", рассеяние Духа Божьего по народам и континентам.
Вавилонское рассеяние народов было подготовкой человечества к засеванию его еврейской мыслью, ибо Дух аШема существует только в душах людей, которых Бог предварительно рассеял по поверхности земли.
Перед захватом Эрец Исраэль Бог сказал евреям, что народы Ханаана живут здесь, чтобы поддержать эту землю в ее красоте и цветении до передачи ее Израилю. И Вавилонское рассеяние народов было совершено для поддержания всего земного шара в состоянии полной готовности к приему духовного мира Бога.
26. ותנהג את בנתי כשביות חרב ויאמר לבן ליעקב מה עשיתה ותגנב את לבבי - И сказал Лаван Якову: что ты сделал, ты украл мое сердце? И увел моих дочерей, как военнопленных?
(18): Ты обманул, сбежал. (138): Пока он говорит о дочерях.
А ведь Лаван прав. Исчезновение терафим - свидетельство, что кто-то из семьи Якова взял их, ибо верует в них. Значит, Яков увел этого человека насильно, захватил в плен.
27. ואשלחך בשמחה ובשרים בתף ובכנור למה נחבאת לברח ותגנב אתי - Почему ты скрытно бежал и обокрал меня? А я бы проводил тебя с радостью, с песнями, с бубнами и с лирой.
28. עתה הסכלת עשו ולא נטשתני לנשק לבני ולבנתי - И не дал мне поцеловать моих сыновей и дочерей. Совершил глупость. *)
Мои сыновья - мои внуки, ибо внуки подобны сыновьям. Совершил глупость (7). Надеялся, что я не буду преследовать тебя? (138).
Интересно, что здесь мудрецы трактуют слово עשו в значении поступил, совершил. Не значит ли это, что имя Эсав (עשו) означает совершенство, решительность, поступок, свершение?
*) Таинственная фраза: עתה הסכלת עשו - дословно: сейчас, теперь (עתה) ты совершил неразумный, глупый (הסכלת) поступок, действие (עשו).