аШем в одиночестве непостижим (Исайя (154 - 2:17)).
И остался Яков в одиночестве (Берейшит Раба (172 - 77:1)).
Слова Якова אדני עשו, мой господин, Эсав, *) искренни, но Яков страдает. (209): Яков 8 раз повторил это, и потому потомки Эсава произведут 8 царей прежде, чем Яков произведет одного. Яков убежден в превосходстве Эсава. Это открытая лесть. Любое заявление Якова - отражение его сути. **)
*) Обращение אדני, мой господин общепринятое вежливое обращение на иврите так же, как в русском "уважаемый", "здравствуйте", а на английском "Sir", "How do you do!" В этой фразе нет ни унижения, ни лести.
**) Евреи, потомки Якова всегда полагали потомков Эсава, образцом для подражания.
Яков сочувствовал страданию Эсава, лишенного благословения, *) молился о спасении и готовился к битве. Израиль в изгнании должен быть всегда готов к неожиданостям.
Яков в тот момент был в Эрец Исраэль, а не в изгнании!
Но Израиль всегда в изгнании, где бы он ни жил.
А где обещанная защита Элоким? Он не сделал даже того, что сделал с Лаваном - не поговорил с Эсавом по душам.
*) Но Эсав не был лишен благословения. Исаак благословил Эсава почти так же, как Якова. Эсаву не досталось лишь первородства, наследие Эрец Исраэль, которое досталось Якову.
В этой главе Яков борется с ангелом Эсава. Ангел атаковал одинокого Якова. (6): (Яков) так далеко отошел от мирских дел современников, как Сам Бог. Простой человек даже одинокий на острове думает о человеческих проблемах, но не Яков. (318): У хасида, глубоко вовлеченного человека даже в толпе сердце и мысль с истиной, над суетой толпы. *) Ангел атаковал Якова, одинокого в толпе. *) Если бы Яков был часть толпы, Сатан прошел бы мимо. Но одиночество Якова, как одиночество Бога, не дало ангелу покоя.
*) Что с ангелом, совершенно непонятно: ведь ангел это послушный исполнитель воли Бога. Какую именно волю Бога он Это мог быть внушаемый страх, ужас. Атака ангела это глубокие сомнения и тревоги Якова о будущем потомков.
(426; 23): Борьба Якова с ангелом имеет космический смысл: ויאבק, и он боролся, от слова אבק, пыль: пыль от их ног поднялась до Трона Славы. *) (*) (116): "пыль" - низший уровень материи, а "Трон Славы" - высший духовный уровень. Последствия схватки уходят в бесконечность. Эти события, воздействуют на потомков Якова тысячелетиями, всю мировую историю вплоть до суда, открытого Даниилу (391): Я видел до самого трона, где находился, и Древние Дни сидели. Суд начался и открыли книги.
Борьба охватит все духовные уровни, от самого низкого и до Самого Бога. **)
*) Эта борьба предсказана Богом в третьей главе Торы (3:15):
ואיבה אשית בינך ובין האשה ובין זרעך ובין זרעה הוא ישפך ראש ואתה תשופנו עקב:,
и личная вражда между тобой и между женщиной, и между твоим потомством и ее потомством, оно поразит твою голову, а ты поразишь его пяту.
Яков сражался с ангелом Эсава, который даже по гематрии есть Сатан. И пыль этой схватки от ног Якова, от его пят (Яков - пята), поднялась до самого Трона Славы. Мы помним слова аШема Якову (28:14): והיה זרעך כעפר הערץ..., и будет твое потомство, как пыль земли. Эта пыль, потомство Якова, поднимется до Трона Божественной Славы.
Уже поднялась и сегодня мы имеем первые результаты этой борьбы и этой "поднявшейся пыли".
Мудрецы в некоторых случаях допускают замену буквы א на букву ע. При такой замене слово אבק, пыль превращается в слово עבק и по гематрии эквивалентно слову עקב, пята, символу Якова. Яков в своей борьбе поднялся до Трона Божественной Славы.
(*) Но поскольку эта борьба не только физическая но и ментальная, духовная, то אבק, пыль это аллегория мельчайших деталей и подробностей духовного мира, из которых, по сути, состоит все наше духовное бытие. Это не только великие идеи и стремления, которые существуют вдали на горизонте, как маяки и путеводные звезды. Но и те ежедневные и бытовые мелочи, которые являют человеческую повседневность: дьявол в мелочах.
**) Пророк Даниил (391) и мудрецы Торы (291) предсказали вечную в тысячелетиях борьбу потомков Якова с потомками Эсава на всех духовных уровнях, от нижайшего и до Трона Божественной Славы. С момента предсказания пророка прошло 3000 лет. Эти годы подтвердили правоту пророчества. Нет оснований полагать, что в будущем пророчество потеряет силу.
Впервые борьба добра и зла была такой интенсивной. Яков сказал о ней: Ибо я видел Божественный Лик, лицом к лицу, и остался жив. Странное замечание. Яков видел ангелов в Эрец Исраэль и в Харане, он даже посылал их к Эсаву. Почему теперь он горд тем, что выжил при виде ангела? Ключевым словом здесь является פנים, лицо, подразумевая פנימיות, внутреннюю сокровенную сущность. *) Чтобы пережить такой взгляд, нужно быть Яковом.
Что такое внутренняя сущность ангела?
Яков сквозь послание ангела понял, узрел суть Источника, Который послал ангела, узрел будущее до конца веков.
Сражение Якова с ангелом это борьба всех его потомков. Именно эту ужасную внутреннюю сущность увидел Яков. Если бы Яков тогда не выдержал, то не выдержали бы и мы, его потомки. Но он выдержал, и мы тоже выдержим.
*) Ангел это послание, сообщение, информация к размышлению. Яков говорит о сути послания: не о пшат, но о его глубоком смысле. Яков проник во внутренний смысл, в его суть и остался жив. Можно представить, какой ужасной была эта суть, если остаться в живых после ее познания - величайший подвиг Якова. Но зачем фантазировать по поводу этой внутренней сути? Достаточно оглянуться на историю еврейского народа. В ней - вся эта сокровенная сущность, начиная с египетской каторги строительства пирамид и кончая газовыми камерами нацистских лагерей уничтожения.
Свойство Якова - אמת, правда, истина. Правде принадлежит נצח, вечность, величие, נצחון, победа. Истина, вечность и триумф тесно связаны между собой. Истина это вечность. Толпа следует лжи. Бог создал зло, чтобы поразить его. Сатан соблазняет и обманывает человека, а человек должен постичь глубины духовных источников и отвергнуть ложь. *) Препятствия даны для преодоления. Если человек падает на препятствиях, он сходит с дистанции. Сатан ставит препятствия по воле Бога и ищет человека, который преодолеет их. Пораженный Сатан сказал Якову: Отпусти меня, я ангел, пришло мое время пропеть песню хвалы (Богу).
*) Заглянуть в глубины духовных источников, как Яков взглянул в лицо ангела, извлечь оттуда истину и отвергнуть всю ложь, что лежит на поверхности. Ложь это пробный оселок, полоса препятствий, устроенная Богом для испытания и тренировки человека.
Одним из таких ангелов смерти Эсава был Адольф Эйхман, и Яков-Израиль заглянул ему в душу. Мы помним, что Эйхман на поверку оказался рядовым чиновником, неукоснительно и строго исполняющим приказы начальства, своего бога так же, как ангел Эсава, исполнял Волю Бога.
Ангел исполнил свою миссию, и "песня хвалы" Богу является ее завершением. *) Ангел зла создан Богом для испытания человека. (*) А человек должен поразить его. Человек, изображенный на Троне Бога, оправдал Творение, и Сатан поднимется к Богу, пропеть хвалу человеку, который одолел людей и поразил ангелов. **) Эсав уже не навредит Якову, который продолжит путь в Эрец Исраэль. ***) (2): он окончательно преодолел все преследования. Жизнь Якова - символ всех будущих изгнаний Израиля. Израиль страдает, но никогда не будет поражен, его изгнание окончится, он победит зло. ****)
*) Каждый человек - ангел во плоти - создан для исполнения своей миссии и пения хвалы Богу по ее завершению - доклад начальству об исполнении задания.
(*) Это касается и злых людей.
**) Вот откуда христианская идея человека, Христа, который стал целью всего Творения. Яков-Израиль, еврейский народ - цель Творения. Он принял на себя все грехи и страдания других народов и искупил их тысячелетиями страданий. Ему песня хвалы ангела зла. Но будет это еще не скоро. Впереди два с лишним столетия (230 лет) испытаний.
***) И путь этот в Эрец Исраэль будет длиться очень долго, ибо Эрец Исраэль это понятие не географическое, а духовное. Но эта цель приближается: физически евреи уже в Эрец Исраэль.
Встреча Якова с ангелом, а затем с Эсавом - своеобразный экзамен Якова перед допуском в Эрец Исраэль. Этот кровавый экзамен был сдан Яковом в средине 20-го века в годы 2-ой мировой войны. Яков наших дней встретил ангела Эсава - нацизм, победил его, понеся тяжелые потери, и основал государство Израиль.
****) Патриарх Яков в Торе, символ всего еврейского народа, так и не насладился плодами победы над злом: за каждым взятым трудным перевалом по пути вверх, в небо, встает (перед его потомками) новый еще более трудный перевал. И вместо наслаждения плодами победы предстоят все новые препятствия, преодоления и так до бесконечности. Молодое государство Израиль постоянно отбивается от наседающих на него врагов.
Яков уникален и несравненнен! - ויותר יעקב לבדו, и остался Яков один. *) Он поднялся над действительностью и остался над всем, что угрожало столкнуть его с Трона Славы в канаву материальных ценностей. **) Это качество необходимо для выживания Израиля. Даже Билъам сказал (427 - (22:9)): ... этот народ проживает отделенно; среди народов он не числится.
*) И тяжело задумался Яков над будущим своих потомков, известным лишь ему одному. В таком духовном одиночестве жил Исаак.
**) Речь тут о духовной борьбе Торы с язычеством и материализмом народов мира. В этой борьбе Яков один против всех народов.
Через всю историю Израиль являет свою уникальность. Народ, избранный быть священником и святостью, служит другим народам лишь сохраняя себя отдельно. Моше: И будет жить Израиль спокойно, надежно в стороне (398 - 33:28). Отделение безопасно, объедининение с народами - опасно. Изоляция нужна Израилю для выживания. Бог вынуждает Израиль, если он сам не видит эту мудрость.
Даже в прошлые времена изоляция, отделенность евреев была делом непростым. А в эпоху глобализации это в миллионы раз сложнее. Вот почему антисемитизм так обострился сегодня, и с каждым днем все более непримирим. Глобализация разрушает преграды между евреями и народами. Конфликт евреев и остального мира стал глобальным и неизбежным. Глобализация это последний экзамен на духовную и физическую прочность Израиля.
Несомненно, речь идет не о материальной и экономической изоляции, которая невозможна в эпоху глобализации. Речь об объединении народов мира под знаменем Торы.
Сегодня народы в процессе глобализации вынесли на общий рынок все свои духовные идеалы и ценности. И задача евреев не только сохранить свой уникальный духовный опыт, свои уникальные источники и духовные основы, но самим своим существованием явить духовный источник, основание духовных идеалов и духовных ценностей иудаизма, Торы, для всех народов. В эпоху глобализации иудаизм и Тора должны стать идеальным источником истинного духа аШем-Элоким на земле. Не в изоляции от других народов, но в открытом соревновании с их духовными основами, духовный мир евреев, Тора должна выстоять, окрепнуть и объединить народы земли под знаменем Торы. Всей своей жизнью в глобальном мире евреи должны не только сохранить и укрепить высокие духовные идеалы Торы, но и принести их другим народам. В этом борьба ангела Эсава (народов мира) с Яковом. В этом суть победы Якова над ангелом.
Но захотят, смогут ли другие народы терпеть рядом с собой еврейский народ, народ, который стоит особо от других народов, как маяк, указующий путь в будущее, или же они сметут и затопчут этот светочь на своего пути?
В эпоху глобализации слова Элоким: "Да будет свет!" как никогда актуальны. Этот свет Торы евреи несут народам мира.
(22): "Мы испачканый грязью сброд, изгнанный из наших домов в беспомощной и ничтожной судьбе. Мы построили наши дома и общества на новой земле, построили нашу Тору и религиозные институты в небывалом окружении. А затем мы выглянули наружу на окружающее общество и решили стать его частью, сделать его источником нашей культуры, мы сказали: "Берлин это истинный Иерусалим". После этих страшных слов, чтобы сохранить нас, Бог должен был повернуть наших хозяев против нас, напомнить нам, кто мы такие, и изгнать нас. Больно, трагично, но так мы сохранили свою идентичность и начали все заново. Антисемитизм это сохранение Богом Своего народа. Царь Давид назвал египетскую ненависть евреев, которые вложили так много в их землю: הפך לבם לשנא עמו, Он (Бог) обратил их сердца в ненависть к Своему народу (384 - 105:25). По мере приближения дней Машиаха нам необходимы уроки Якова.
(1): С Яковом боролся Самаэль, ангел хранитель Эсава. (291): Самаэль - зло для уничтожения Якова. Он сражался не просто с братом Эсава, получившим его благословение и наследие. Он сражался с человеком, который довел до кульминации традицию Патриархов. Яков был трехжильной нитью, которую не так легко порвать (428). Яков объединил качества трех Патриархов и был неразрушаемым столпом будущего евреев.
Но почему дьявол ждал Якова, а не начал атаку против Авраама или Исаака? *) Нельзя сказать, что Авраам и Исаак не чувствовали силу дьявола. Они были испытаны и победили. Наиболее сложным из десяти испытаний Авраама была Акедат, проверка границ преданности Авраама Богу. Но самый ожесточенный штурм был против Якова.
Акедат Ицхак, связывание Исаака это не только проверка Авраама и происки Сатаны, но глубокая духовная проверка и прививка Исааку и его потомству неразрывной вечной духовной связи, акедат с аШем Элоким.
*) Почему дьявол, ангел Эсава, не атаковал Авраама и Исаака, но набросился на Якова? Потому, что при Аврааме и Исааке дьявол (ангел Эсава) все еще находился внутри них, все еще был частью их генетики. Эсав (его ангел) был в составе Авраама и Исаака. Он еще не выделился из них.
Дьявол сидел в человеке уже со времен Адама, который был меурав, смесь добра и зла. (Напомним, что дьявол вошел в Адама при поедании плода дерева познания добра и зла в Раю.) И только из Исаака он вышел наружу в виде Эсава. Троекратной генетической очисткой, "рафинированием и возгонкой" Бог выделил из наследственного материала Авраама вначале примесь Ишмаэля, а затем - примесь Эсава. В результате был получен окончательно очищенный генетический материал - Яков, пригодный для основания еврейского народа. Сатан, как часть Авраама и Исаака, проявил себя в попытке Авраама убить Исаака, и в любви Исаака к Эсаву. Лишь с рождением Эсава-Якова Сатан был отделен от наследия Якова и начал открытую борьбу с ним. Теперь дьявол направил свой удар против этого чистого генетического материала, чтобы его разрушить.
Человек постоянно воюет со Злыми Наклонностями. Бог: Я создал Злые Наклонности и Тору - их противоядие (302). (291): наибольший грех Израиля - пренебрежение Торой. Духовная сила Торы воздействует даже на грешников: ее духовное сияние вернет их к праведности (429 - 1:7). Тора это способность еврея сражаться со злом. (252): "Зло не проходит, если еврей постится, плачет и молится целый день, но не изучает Тору!" Авраам это доброта. Исаак - служение. Могучие но не критические опоры мира (123 - 1:2). Яков это Тора. Без Торы битва проиграна. Лишь те, кто учат своих детей Торе, выживут и преуспеют в изгнании. Яков, Тора - главная цель Сатаны. Ангел не победил Якова, но ранил его бедро. Это символ будущего всего народа. Бедро это: (а) источник будущих поколений; (б) опора тела, опора Торы. Яков - будущее народа. Сатан продолжит атаки.
Борьба Якова с Эсавом началась на Ярмуке и длится тысячелетия. Имя ангела - смесь добра и зла: סמאל, Самаэль, из двух слов: סם, яд, и אל, Божественный ангел. *) Ангел не сумел одолеть Якова и решил нанести смертельный удар еврейскому народу, поразив еврейских детей. Он ранил Якова в область зарождения новых поколений. **) Тысячелетиями еврейский ребенок - главное поле битвы Якова с Эсавом, добра и зла. Всю свою жизнь Яков тяжело работал в изгнании, чтобы произвести праведное поколение; ангел Эсава искал, ищет и будет искать до Конца Дней, как искоренить его (430).
*) Смесь добра и зла, меурав, Самаэль - да ведь это не что иное, как плод древа познания добра и зла. Яков оказался перед испытанием Ган Эден. Самаэль - это Сила Зла.
**) Теперь Яков отверг, предложенный ему סם, яд, и ангел зла терпит поражение. Вот почему Бог так долго ждал появления Авраама, Исаака и Якова. Его цель достигнута. Он создал человека, способного вернуться в Ган Эден, откуда он был изгнан происками Сатаны. И хотя впереди еще длинный путь, Яков, первый еврей на земле, уже вступил на него.
Но ангел зла поразил Якова в пах, поразил его детей. Это попытка помешать евреям, потомкам Якова, исполнять основную заповедь Элоким: плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю. Сатан не смирился со своим поражением и продолжит свои атаки против потомков Якова.
Мы помним, что аШем-Элоким, при изгнании Адама из Рая, предсказал борьбу между потомством жены Адама, теперь это потомство Якова, и потомством змея, теперь это потомство Эсава, представленного ангелом зла. Борьба, предсказанная Богом в Ган Эден, продолжается: это борьба народов мира с евреями.
(431): 248 позитивных команд равны 248 органам и частям тела (רמ''ח אברים) - физическая демонстрация высшего духовного единства. Каждая мицва обеспечивает духовную основу определенной части тела, а доброе дело и орган, исполняя свою функцию, благоприятно воздействуя на высшие миры. 365 негативных команд равны числу главных сухожилий и кровеносных сосудов (שס''ה גידין) и 365 дням солнечного календаря - земная демонстрация 365 духовных сил строго суда. *) Соблюдение негативной команды сдерживает разрушительный эффект Небесного суда в определенный день года. (230): день Теша беАв, день еврейских страданий, переплетен с командой не есть גיד הנשה, сухожилие бедра. Самаэль, ангел смерти, пытается любым путем навредить Якову. Но он может преуспеть лишь 9-го Ава, пораженного злом. Теша беАв стал добычей сил суда на тысячелетия.
*) רמ''ח = 248 позитивных команд равны гематрии слова רחם, рехем, любить, жалеть, утроба, чрево, матка. שס''ה = 365 негативных команд равны гематрии слова שסה, шеса, грабить, расхищать, подстрекать, натравливать, вредить. Исполняя позитивные команды, человек проявляет любовь к ближнему, к Творцу, принимает участие в Творении. Нарушая негативные команды, не навреди, человек грабит, расхищает ближнего, Божественное Творение, разрушает его.
248 позитивных команд и органов тела человека и 365 негативных команд и главных сухожилий и кровеносных сосудов человека связаны с его подсознанием, с восприятием духовного мира. Исполнение 613 команд снижает шумы тела человека - סאן, шуметь, סאון, шум, гул; שסה, которые шумят, подавляя слабые сигналы духовного мира аШема в подсознании человека.
1. ויפגעו-בו מלאכי אלהים ויעקב הלך לדרכו - И пошел Яков своим путем. *)
И встретили его ангелы Элоким. Помочь в пути (4). 20 лет назад на пути в Харан Якова ויפגע, встретил Бог (28:11). Теперь его встретили ангелы. (*) Тогда Бог велел ему сделать землю обителью Шехины. Ангелы пришли приветствовать - первую семью обитель Шехины. (21): ангелы пришли охранять Якова: Ибо Он дал ангелам задание охранять тебя на всех путях. Они понесут тебя на руках, чтобы ты не разбил ноги о камни (384 - 91:11). Это ангелы Эрец Исраэль. Они проведут его в Святую Землю (1; 6). Ангелы Харана проводили Якова до границы. (398): И аШем показал ему всю землю от Гилеада до Дана. (2): Якову предстоял долгий путь в Святую Землю: после реки Ябок он должен пересечь границы Амона и Моава, чтобы достичь Шхема. Ангелы пришли, чтобы он не боялся Эсава (18). (169): מלאכים - посланцы Ривки с известием об Эсаве.
*) Яков продолжил выполнять свой долг. Эти ангелы - члены маханаим - лагеря Якова, его потомства. Они пришли подбодрить Якова, сообщить о будущем.
(*) 20 лет назад Якова встретил (ויפגע במקום) Бог на Бейт Эль. Теперь Якова встретили Его ангелы ויפגעו-בו מלאכי אלהים.
Слово אלהים, Элоким, Бог и слово מלאכי, малахей, ангелы очень близки. Их различие лишь в одной букве: ה в Элоким вместо כ в малахей. Интересно, что слово אלהים по ортодоксальной традиции произносится как Элоким: вместо буквы ה произносится буква כ. То есть, в устной традиции малахим и Элоким - одно и то же. Но так и должно быть: Элоким это название общего Законодательства Мироздания, Свода Законов, а малахим это определенные специфические законы (выдержки) из Свода Законов. В данном случае свидание Якова с малахим есть некое определенное откровение, открытие нового неизвестного закона, посетившее Якова по пути домой, в Ханаан.
Гематрия слова חוק, закон равна 114. Гематрия слов Господь Бог יהוה אלהים, равна 26+86 = 112. Близость гематрий подтверждает, что Господь Бог это Закон(ы) Вселенной!
2. מחנה אלהים זה כאשר ראם ויאמר יעקב - И сказал Яков, увидав их: это лагерь Элоким. *)
Единственное число глагола ראם, увидав их - лишь Яков видел их (4). Этих ангелов он видел на лестнице во сне. כאשר ראם, узнал их, ибо видел раньше (21). "Это лагерь святых ангелов Бога для защиты от врагов" (13; 9). (169): Это лагерь мне от Бога.
*) Это тот лагерь Бога, что я видел в Бейт Эль. Тора сообщает о возникновении у Якова божественной прозорливости, видения высших духовных сил. Она предваряет для нас все последующие события и видения Якова. Яков будет многократно наблюдать мир в перспективе грядущего. Ведь ангелы это послания, сообщения, описания. Яков первым на земле увидел будущее мира. "Лагерь ангелов - маханаим" - это целая книга будущей истории потомков Якова, их отношений с потомками Эсава - со всем человечеством.
מחנים ויקרה שם-המקום ההוא - И назвал это место "Маханаим". *)
Два лагеря ангелов: одни провожали его к святой Земли, другие - встретили в Святой Земле (1; 164). Маханаим это часть Святой Земли (138;, 448). Маханаим относится к двум лагерям: Якова и ангелов. И оба - благословенные лагеря Бога. Праведники на земле равны ангелам в небесах в исполнении Его воли (21).
*) Это место духовного прозрения Якова.
Маханаим - два лагеря ангелов, встреченных Яковом. Первый - он встретил в Бейт Эль на пути в Харан, а это второй, такой же, на пути домой. Дальше Яков сам разделит свой лагерь надвое.
Маханаим, מחנים это не только два лагеря или двойной лагерь. Но это также и двойная минха, מנחה удвоенная жертва, жертвоприношение. Это образ жизни потомства Якова в будущем.
Евреи - своеобразный маханаим, живут "на два дома", существуют и на земле, и на небе. В Бейт Эль Элоким показал Якову суть маханаим. Теперь Яков сам узрел его.
(16): Яков, его семья были по пути на родину, где Бог обещал быть с ними. Они были מחנה, временный лагерь, в поисках Божественного Присутствия. Ангелы были лагерем в поисках человеческого общества, в котором Бог пребудет на земле. Место их встречи Яков назвал "Маханаим", два лагеря: מחנה ישראל, лагерь Израиля, и מחנה אלהים, лагерь Элоким.
Маханаим важный город в Гилеаде, город Левитов (203), царский город Ишбошета, сына Саула (370), в нем жил царь Давид, бежавший от Авшалома. Он на территории Гада, между потоками Ябок и Ярмук против Бейт Шеана (41).
Тора сообщает, что Яков вернулся на родную землю со всеми ее проблемами и перспективами, старое начиналось сызнова, а недавнее прошлое осталось позади. Видение двух лагерей означает, что Яков выполнил задачу, возложенную на него аШемом: представлять Бога на земле. Он создал первую еврейскую семью, основу будущего народа и базу Бога на земле. Маханаим это лагерь ангелов Бога, закрепившийся на земле.
3. וישלח יעקב מלאכים לפניו - И послал Яков ангелов впереди себя. *)
Чтобы испугать Эсава (6). מלאכים, ангелы или человеческие посланники? (1; 6): Это ангелы из предыдущей фразы. לפניו - он выбрал ангелов, которые были перед ним (28; 32; 103; 187; 10). (21): "ангелы вернулись" едва ушли, завершив миссию. **) (4; 7; 53; 3): это посыльные, слуги Якова. (164): Яков хотел отправить к Эсаву людей. Но они боялись, и Яков послал ангелов их сопроводить (248).
אל עשו אחיו ארצה שעיר שדה אדום - К Эсаву, своему брату в землю Сеир, в поле Эдома.
Яков, так боялся Лавана, что тайно сбежал от него. Но едва спасшись от Лавана, он тут же затевает новый еще более опасный конфликт с Эсавом, которого очень боится. Зачем?
Почему Яков послал ангелов к Эсаву, но не к родителям? Для родителей сообщение о его возвращенни было бы необычайно радостным. А для Эсава это как красная тряпка перед носом разъяренного быка. Зачем он сделал это?
Почему Яков вообще отправился навстречу Эсаву? Тора отмечает, что Эсав жил в земле Сеир, вдали от Ханаана. А Яков, вернувшись в Ханаан, первым делом отправился к Эсаву, вновь покидая Ханаан. Ведь если бы Эсав не пошел ему на встречу, Якову пришлось бы вести свой огромный караван прочь из Ханаана в далекий Сеир. Как это объяснить? Речь тут вовсе не о географии и не о человеческих посыльных.
*) На основе открывшихся ему духовных законов Яков пытается познать будущее и посылает ангелов в землю Сеир, поле Эдома - посылает в будущее, чреватое бурями, שעיר, сеир, катастрофами, войнами (שדה אדום, окровавленное поле).
**) Увы, прогноз очевиден: ангелы тут же вернулись.
Почему Яков возобновляет эту связь с Эсавом и разжигает старую ненависть?
(2): Исаак был на юге Ханаана возле Эдома, и Яков должен был пройти через Эдом или рядом по пути к Исааку. *) Эсав мог узнать об этом, и Яков послал посыльных для его умиротворения. (6): Яков "взял собаку за ухо". Он мог пойти другим путем и избежать встречи с Эсавом *): "Эсав занимался своим делом, а ты сообщил ему: "... твой слуга Яков". Этим ты признал в нем хозяина!" (70): Яков хотел примирения, пока жив Исаак. Эсав уважал отца и не огорчал его. (169): мать предупредила Якова о намерении Эсава убить его. (18): Караван из Сеира сообщил Якову, что Эсав и 400 бойцов идут на него. Это были מלאכי אלהים, человеческие посланники Бога. И Яков послал встретить и успокоить Эсава.
*) Но, как выяснилось дальше, Яков не пошел к Исааку, а отправился в противоположном направлении - в Шхем. Так зачем Яков тормошил Эсава?
Нечто неотвратимо подталкивает Якова к Эсаву. Яков нес это в своем сердце все годы изгнания. Оно не давало ему покоя вопреки трудностям и невзгодам. Нечто жгучее, острое, безотлагательное. Едва Яков расстался с Лаваном, как это чувство захлестнуло его. В конце главы станет ясно, что так влекло Якова к Эсаву.
Глубокое чувство вины Якова перед своим братом, перед потомками Эсава, перед народами земли, потомки Якова, евреи несут в себе сквозь тысячелетия. Чувство своей вины евреи передали народам, которые обвиняют евреев во всех своих грехах.
Но не только это подгоняет Якова вопреки жуткому страху. Яков подобен кролику, ползущему в пасть удава (Эсава), желая ценой собственной шкуры замолить грехи перед ним и снять камень с души. Это какое-то наваждение тысячелетиями не дающее евреям покоя, парализующее их волю, веру в свои силы, в свою праведность. Где источник наваждения? Кто внушает его Якову и потомкам? Можно лишь догадываться.
Вот недавно профессор Тель-Авивского университета Занд написал книгу "Кто и как изобрел еврейский народ", в которой он опровергает факт самого существования еврейского народа: "Нет такого народа в мире вообще. Это все выдумки кого угодно: сионистов в наши дни, Авраама, Исаака и Якова в библейские дни, Моисея и Фараона в дни исхода из Египта, пророка Билъама в годы скитаний по пустыне, Иисуса Навина в дни завоевания Ханаана, пророка Самуила в эпоху Судей, царя Давида в эпоху царств, царя Ирода в эпоху Второго Храма, Крестоносцев в эпоху Крестовых Походов, святой инквизиции в эпоху Инквизиции, Испанских королей в эпоху изгнания евреев из Испании, Богдана Хмельницкого и гайдамак в эпоху смут в Украине, Гитлера и Сталина в средине прошлого века. Евреи физически не существуют и никогда не существовали. Это народ чисто виртуальный, как Его Книга и Его Патриархи".
Да тут явно просматривается чувство вины евреев за все неудавшееся человечество. Но ведь мы помним, что человек вообще, а еврей, в особенности, это частица Бога, который сказал в Шестой день Творения (1:36): Создадим человека по образу и подобию нашему... В этой фразе исток ответственности и вины Бога за все происходящее. А еврей - представитель Бога на земле, и он, как Бог, виноват в том, что тут происходит. Вот почему Яков, величайший из евреев, так страдает от того, что Эсав - символ всего человечества не удался. И Яков пытается всеми силами исправить неудачу Бога, загладить вину, притупить остроту конфликта.
Но Яковом движет и другое, более сильное чувство. Это чувство величайшей ответственности основателя нового народа за судьбу потомства, его будущее. Именно туда засылает Яков посланцев-ангелов. И об этом прогноз будущего потомства.
אל עשו אחיו ארצה שעיר שדה אדום וישלח יעקב מלאכים לפניו, И послал Яков ангелов впереди себя к Эсаву, своему брату в землю Сеир в поле Эдома. Слово לפניו, впереди себя, имеет не только пространственый смысл: вперед по времени, в будущее: И послал Яков ангелов в будущее, осуществленное, превращенное (Эсавом) его братьями в бурю, содрогание, потрясение всей жизни на земле (в земле Сеир в поле Эдома).
Это то путешествие во времени, о котором уже говорилось выше.
Ангелы, информационные сообщения, совершают этот вояж во времени. С их помощью Яков проник в грядущее и ужаснулся. Недаром Тора говорит, что ангелы вернулись с отчетом, не упоминая встречи с Эсавом. Ибо они побывали в осуществленном (עשו, эсав) будущем земли (Эдом) и сообщили, что ждет там Якова и его потомков. Это сообщение испугало Якова. Он увидел там страшную угрозу.
ארצה שעיר - В землю Сеир. (*)
Гористая местность от Мертвого моря южнее Залива Акаба, дом Эсава и его потомков, плодородная земля, упомянутая в благословении Исаака (7).
שדה אדום - Поле Эдома. (**) *) (^)
Часть Сеир заселена Эсавом (Эдом). В других районах Сеир еще были сеириты. Первоначально Сеир Хорит населял всю землю. Эсав прищел в Сеир и поселился на равнине, в поле Эдома, а его жители ушли в горы и не позволяли ему селиться выше. Дети и жены Эсава оставались в Ханаане, и Эсав наезжал к ним и к отцу. После возвращения Якова Эсав переселился в Сеир. Он захватил всю страну, изгнал сеиритов и сделал там свою резиденцию. Это были владения Эсава по Божественному постановлению (398 - 2:5, 2:21; 118; 2; 17; 138). **) (138): Эсав получил эту область в приданое, женившись на праправнучке Сеира. Она названа полем из-за Эсава, человека поля и охотника. ***) Поле Эдома еще не было постоянной резиденцией Эсава, но Яков знал, что Эсав там (71).
Напомним, что Эсав родился весь покрытый сеар волосом. И вот теперь он поселился в земле Сеир. И хотя никто ему не завещал землю Сеир, Эсав поселился в ней, изгнав оттуда прежних обитатетелей без каких-либо проблем и сантиментов, равно, как и из всех остальных земель мира при своем расселении по Европе, Америке, Австралии и так далее.
(*) В потрясенную землю, наполненную бурями и штормами (שעיר). Либо, в землю, которая (ש) один сплошной город (עיר).
(**) Когда будет поставлена под вопрос сама жизнь (שדה) на земле (אדום). Недаром Яков назван так, ибо идет вслед (עקב) Эсаву.
(^) Не значит ли это, что катастрофа разразится в горах Эдома, на границе нынешних Иордании и Саудовской Аравии?
*) Ба-ба-ба! Тора (427 - (20:20)) поселила Эсава в "Эдом", чтобы мы поняли, что он выступает как представитель, как символ земли (адама) и человека (Адам), родоначальника человечества - первородного. А Яков представляет Авраама. Именно в этом качестве они сейчас встречаются: Яков - символ Неба и Бога, нечто совершенно духовное на этой грешной земле, גר, вечный и повсеместный чужеземец, упавший с неба на землю, и Эсав - символ Материи, Земли и Человека-Адама. Лишь после этой встречи Бог присвоил Якову его новое высокое звание Израиль.
Адама - одно из общих названий материи. Тора говорит, что Адам сделан из земли, из адама, из материи. И лишь затем Бог вдохнул в него душу живую, Духовное Начало - частичку Неба. Так, что в человеке первичным (первородным) является его материальная суть, а духовная составляющая - вторична, и претендует на благословение первородства. Соперничество между потомками Якова и Эсава это борьба души и тела человека в масштабах человечества за главенство в жизни.
Если это так, то предположение мудрецов о том, что Яков победит Эсава лишь в мире грядущем, свидетельствует: мудрецы не верят в возможность победы души человека над его телесной материальной сутью в нашем мире, не верят в возможность человека побороть свои материальные инстинкты, стать идеалом, соотвествующим исходному духовному замыслу.
**) Разумеется, успехи Эсава возможны только с благословения аШема, равно как и подъемы империй (народов Эсава) в разные периоды истории человечества. То есть, аШем позволяет Эсаву и другим народам подниматься в своем величии, несмотря на их, мягко говоря, низкий моральный статус и пренебрежение законами Торы. Ничего подобного нет в отношении евреев. Их подъем заказан априори, из-за их "некошерности", из-за их грехов и нарушений мицвот, из-за их недостаточной чистоты.
И это понятно. Ведь евреи это душа народов. А душа должна быть абсолютно чистой и светлой при любых обстоятельствах.
***) Яков тоже мог получить Харан, как приданое своих жен. Это не произошло, хотя жители Харана были бы необычайно довольны таким поворотом событий. Ведь Яков принес в Харан благословение и изобилие. Но аШем категорически против и отозвал Якова в Ханаан вот на эту встречу с Эсавом. В чем причина разного отношения Бога к обоим братьям? С кем из братьев истинное благословение аШема: с Эсавом или с Яковом?
4. ויצו אתם לאמר - И приказал им говоря:
(52; 6; 111): это устное послание Якова будущим поколениям: *) в делах с потомками Эсава не стойте несгибаемо твердо перед надвигающейся волной, ибо будете сломлены; сгибайтесь, пропускайте волну над собой. Яков умиротворяет Эсава: **) он ничего не выиграл от первородства и благословения Исаака, он уважает старшего брата, чья ненависть напрасна.
*) Мудрецы Мидраша (52; 6; 111) также отмечают, что эта "засылка" ангелов была не в пространстве (к Эсаву в землю Сеир), но во времени, к его потомкам. Вот оно путешествие во времени, о котором мы говорили выше. Эти ангелы - информационные сообщения, прогноз будущего.
**) Уже тысячелетия все попытки евреев умиротворить народы, Эсава, "пропустить волну над собой", безполезны. Эсав все настойчивей пытается полностью искоренить евреев.
כה תאמרון לאדני לעשו - Так скажите: "Господину моему, Эсаву". *) (*)
(7;, 52): Эсав всегда "мой господин". (2): скажите: "Моему господину Эсаву", "мы принадлежим нашему господину Эсаву", "мы отправлены к нашему господину Эсаву". Эсав поймет, что пользуется высочайшим уважением и почетом Якова. Яков обращался через посланников к Эсаву: "мой господин" (4). Яков об Эсаве даже в его отсутствие говорит только уважительно (2).
(*) לאדני לעשו, моему господину Эсаву - это сегодня обычное вежливое обращение на иврите к любому человеку.
*) Что означает это תאמרון: если представится возможность, говоря (תאמרון) ему? Почему окончание в женском роде - ן ? Ангелы или посланники в женском роде?
Слово תאמרון можно представить в виде двух слов: תאם, согласовывать, приурочивать, быть подходящим, согласованно; и רון, пение, воспевание, молитва. В этом случае Яков говорит ангелам, посланным к Эсаву: так согласованно, соответственно пропойте, помолитесь моему господину Эсаву.
Эти фразы - раскрытие генетического кода, генома, формируемого Яковом. Он станет подлинным наследием потомков.
Ранее Авраам и Исаак формировали элементы генома потомков (Ишмаэля и Исаака, Эсава и Якова), а теперь Яков вносит свой вклад в их генетическое наследие.
Что значит он послал ангелов со словами, с приказом так сказать Эсаву, его господину...? или ... так пропойте, помолитесь моему господину...?
Так Яков создает геном, определяет детали поведения потомков в отношении окружающих народов. Мы знаем, что генетические детали наследственности человека определяют все его поведение, все его реакции и все его будущее в мире.
כה אמר עבדך יעקב - Так сказал твой раб Яков. (*)
Яков воздает Эсаву честь, уважает Эсава (289;157 - 20:12). Благословение Исаака ничего не значит (2). *) Яков оставляет эти благословения потомкам, как будущее наследие (70). **) (6): Яков унизил себя перед грешником Эсавом. Он назвал его "Мой господин", и Бог сказал: "Ты унизил себя, назвав Эсава мой господин 8 раз. Я возведу 8 царей из его потомков над твоими потомками!" (6; 2): Яков унизил себя, ибо Бог обещал: старший будет служить младшему (25:23), и Бог осуществил его слова: потомки Эсава доминируют над потомками Якова в этом мире, а потомки Якова будут доминировать над потомками Эсава в Мире Грядущем. ***)
(*) Душа (Яков) полностью признает свое подчиненное, второстепенное положение перед телом (Эсавом)? На определенном этапе жизни так оно и есть.
В детстве душа имеет мизерное влияние на тело человека. Лишь по мере взросления душа постепенно оказывает все более определяющее главенствующее влияние на человека. Лишь у зрелого человека душа приобретает руководящее положение. Яков займет положение первородного лишь в период зрелости человечества.
Но сегодня человечество все еще в состоянии младенца. Оно пока не может оторваться от материнской груди - от земли. И как младенец сосет молоко из груди матери, так человечество пьет сок матери-земли - нефть, газ, уголь и прочие полезные ископаемые - из ее недр. Лишь тогда, когда человечество сможет, наконец, оторваться от земных недр, прекратит пить ее соки - нефть, станет воспроизводить все необходимое для существования самостоятельно, только тогда оно станет достаточно взрослым и самостоятельным, а его душа (евреи) станет полноправным хозяином тела (человечества). Лишь тогда евреи займут руководящую место среди народов земли.
Судя по тому, что наука и технология становятся все более определяющими в жизни человечества, а в этой области евреи занимают все более выдающуюся роль, время "взросления и возмужания" человечества приближается.
*) Это полностью противоречит словам благословения Якова Исааком в (27:29): ... והוה גביר לאחיך וישתחוו לך בני אמך..., ...и станешь властелином твоего брата, и поклонятся тебе сыновья твоей матери...
Из слов Твой раб Яков следует, что Яков пока не принял благословение Исаака. Пока душа человечества мало определяет поведение его тела.
Из слов сыновья твоей матери... , братья, следует, что речь тут обо всех народах, которые имеют такую же гематрию, что и слово братья, ахим.
**) Комментаторы невольно сравнивают послание Якова потомкам с наследственным генетическим кодом, геномом. Унизительные жесты Якова перед Эсавом по наследству перейдут к его потомкам. Видно, что Яков (пока) не придает какого-либо значения первородству, полученному от Исаака, и вытекающих из него прав наследия. Значит, Яков действительно (пока) не уважает своих родителей, Исаака и Ривку.
***) Но разве благословение Исаака (росой небесной и туком земли) относится лишь к грядущему миру? Тогда зачем и о чем вообще все эти конфликты и страсти на протяжении 4000 лет? В таком случае братья совершенно честно поделили между собой миры: Эсаву, его потомкам достался нынешний, реальный земной мир, а Якову и потомкам достался мир грядущего, неземной рай. Что же они делят между собой сегодня, здесь, на земле, из-за чего конфликтуют? Совершенно непонятно!
Но тук земли и роса небес это параметры реального земного мира, а не как не мира духовного, мира будущего. Тело человека (Эсав) питается земными соками, ее туком, ее телом. Но душа человека (Яков) потребляет росу небес, небесное вдохновение, небесное предписание. Так кто же здесь главный: тело или душа?
עם-לבן גרתי - Я жил с Лаваном. (*)
גרתי, я жил чужаком (גר, чужой), не имел покоя. Днем меня сжигал зной, ночью я мерз от холода (111). *) Я остался чужаком. Перестань ненавидеть меня из-за благословения отца: Будь моим властелином. Гематрия слова גרתי, равна 613, и смысл: живя (גרתי) у Лавана, я соблюдал 613 Божественных Команд, не грешил (1).
(*) Я наказан, прошел галут, изгнание, отчуждение.
*) Яков ссылается на жизнь у Лавана, как на наказание за свой проступок, как на ссылку и каторгу за похищение первородства. Он достаточно настрадался и теперь полностью очищен от своего греха: לבן, очищать, отбеливать, "отмывать". Я был очищен до 613 (גרתי) заповедей. Напомним: Лаван это символ всех изгнаний потомков Якова. Прощание с Лаваном, исход из Харана это конец всех галутов, всех изгнаний еврейского народа. Слова עם-לבן גרתי, я жил в галуте, в изгнании, намекают Эсаву, народам мира, что настала пора возвращения Якова на родную землю, в Эрец Исраэль. Это как знаменитое иду на Вы князя Святослава: и вот я пришел.
(1): Благословения не дали мне ничего; я остался גר, чужак. Но я соблюдал 613 предписаний. *) Видимо, благословения отца относятся только к тем, кому они предназначены изначально. Нет причин для ненависти (10). (217): Исаак обещал: если я нарушу Тору, ты сбросишь мое ярмо. Но я был верен Торе. **)
*) Перед кем оправдывается Яков? Кому доказывает свою праведность? - Своему начальнику, своему телу. Телу следует знать, что его душа чиста.
Нет, эти слова вовсе не предназначены молодому Эсаву, который с ног до головы сплошное идолопоклонство и нарушение всех и всяческих запретов, которому наплевать на все законы Торы. Яков ищет оправдание и прощение своему поступку в будущем, когда Эсав уже возмужал, поумнел и понимает, что ему не жить без своей совести, без своей души, без Якова. Туда Яков отправил своих посланников - ангелов, свои сообщения.
Может быть Яков потому чужак Лавану, Эсаву и всему миру, что он вопреки своим трудам и страданиям у Лавана еще не достоин первородства?
Это хорошо видно в данном месте Торы. Этот мир предназначен "в первую очередь" для первородного? Но Яков, получив первородство, не стал им, остался изгоем.
Яков пока не достоин перовородства. Его нужно заслужить, заработать, выработать в своем сердце, в душе. Первородство это как благородство, как гордость, как достоинство. Оно либо есть в человеке, либо отсутствует. Его нельзя назначить, как нельзя назначить, присвоить человеку гордость. Это свойство души, если его нет от рождения, человек должен выработать, воспитать, заслужить его упорным тяжелым трудом и страданиями.
Так и первородство. Соблюдение законов Торы это лишь путь к приобретению первородства. Но это еще не первородство. Яков (его потомки) не родился первородным и должен долго и упорно воспитывать в себе, выращивать в себе достоинство, гордость и чувство первородства. Тора показывает: Яков, получив отцовское благословение первородства, первородным стал лишь потенциально, но не фактически (27:19): אנכי עשו בכרך, я стану (сделаюсь) твоим первородным (твоим благословением). Яков обещает отцу превратиться в первородного, в благословенного. Но для этого ему и потомкам потребуется много времени, страданий и свершений в условиях жесткого прессинга потомков Эсава. Якову, всем его потомкам в тысячелетиях предстоить пройти через миллионы тяжких испытаний, чтобы заслужить свое первородство в глазах и сердцах других народов.
Душа человечества, евреи должна очиститься в испытаниях, чтобы стать достойной его тела. Возможно, это те самые 613 тяжких испытаний, через которые душе предстоит пройти. Одним из таких испытаний была гибель 6-ти миллионов евреев в годы 2-ой мировой войны. И разумеется, само человечество должно еще заслужить, должно стать достойным такой высокой души.
**) Трудно говорить о ярме Якова над Эсавом, о ярме души над телом в прошедшие тысячелетия. Истинная проблема Якова и евреев в том, что им уготована роль вечной жертвы. Почему, для чего? Хороший вопрос. Ответ на него лежит в акедат Ицхак.
Зачем Бог устроил над Ицхаком эту жестокую "шутку"?
А затем, чтобы он понял, что его жизнь всегда висит на волоске, целиком находится в руках Бога. В тот раз нашелся на замену баран, а в следующий раз - как получится. Вот и пустил Бог на заклание 6 миллионов ицхаков. Надо, Ицик, надо!
(6; 44): Яков ушел в Харан по команде родителей и соблюдал 613 заповедей. (*) (432): Я принимаю для своих потомков 613 заповедей. (116): "Я был у Лавана по команде родителей".
ואחר עד-עתה - И задержался поныне. *)
Не пришел раньше (17). (164): Поныне - пока не родился Йосиф, противник Эсава. Яков пророчески увидел, что Йосиф будет противником Эсава, и храбро вернулся, встретить гнев Эсава. **) (16): Яков сообщил Эсаву о трудной жизни у Лавана, о 20-ти годах борьбы, чтобы скопить свое достояние. ***) Эти 20 лет - искупление печали Эсава. (**)
(Вставка из главы 30:26)
Согласно Мидраш (6) (хотя время служения Якова закончилось (2-ой семилетний период) и теоретически он мог уйти в любое время) Яков ждал специально пока не родился Йосиф, ибо только после рождения Йосифа, которого Яков пророчески видел как победителя Эсава, Яков почувствовал, что может благополучно вернуться домой и смело встретить ярость Эсава.
Как выражается Раши (1): Когда Рахель родила Йосифа - который был предназначен стать соперником, противником Эсава (то есть силой, которая повергнет его), как написано (р. Овадья т.18 - (331-т.18)): И Дом Якова будет огнем, и Дом Йосифа -пламя, и Дом Эсава будет соломой. Огонь (=Яков) без пламени (=Йосиф) не эффективен издали (то есть, только с рождением Йосифа, который подобен пламени мог Яков надеяться победить Эсава.) Соответственно, только когда родился Йосиф Яков поверил Богу и решил вернуться домой (Баба Басра 123б - (313-123б)).
(*) Мидраш (6) и Даат Зкеним (44) подчеркивают: нынешнее рассеяние - результат решения наших "родителей", наших предков.
*) И был там до сих пор, до нынешнего возвращения в Эрец Исраэль. Эти 20 лет = 2000 лет галута, чтобы накопить свое духовное достояние, духовную зрелость, сформировать свой статус и достоинство первородного.
**) Выводы Мидраш, р. Овадья и Раши (6; 331; 1) относительно Йосифа, как будущего противника Эсава, совершенно не следуют из Торы. Ведь Яков не вернулся сразу после рождения Йосифа. Да, он решил вернуться после рождения Йосифа, но не потому, что родился Йосиф, а потому, что окончились вторые семь лет службы за жен. Но Яков не вернулся, ибо Лаван уговорил его остаться на заработки. Так, что ни откуда не следует, что Йосиф это будущий победитель Эсава. Не следует этот вывод и из того факта, что Йосиф возглавил похоронную процессию Якова из Египта в пещеру Махпела и настоял перед Эсавом на праве Якова быть похороненным там. Разве в этом выражается роль Йосифа, как победителя Эсава?
Блестящий, гениальный Йосиф это нынешние ашкеназы - достойный противник Эсава, народов земли, ООН. И если это действительно так и Йосиф это нынешние ашкеназы, то вывод, что Йосиф будущий победитель Эсава, есть совершенно блестящее пророчество наших мудрецов - Мидраш, р. Овадья, Раши (6; 331; 1).
***) Рабби Гирш (16): ... о 20-ти годах борьбы, чтобы скопить свое достояние. "О мудрейшие комментаторы!" Да эти 2000 лет шла борьба за накопление нашей духовной зрелости, нашего духовного достояния, за формирование нашего статуса первородного.
(**) Эти 2000 лет и 6 миллионов последних жертв - все во искупление печали Эсава.
5. ויהי-לי שור וחמור צאן ועבד ושפחה - (*) И были у меня быки и ослы, овцы и рабы, и служанки.
(1): Отец благословил меня росой небесной и туком земным, но мои приобретения не с неба и не с земли. Эти владения пришли ко мне не благословением отца, и нет основания ненавидеть меня из-за этого. *)
(*) И были у меня враги (שור) и тяжкие испытания (וחמור), и мелкие проблемы (צאן), и рабство (ועבד), и презрение, и болезни (ושפחה).
*) Комментарий Раши (1) противоречит словам молитвы:
И Я дам вашей земле дожди в их сроки, ранние дожди и поздние дожди, и соберешь твое зерно и виноград, и оливковое масло. И Я дам траву в твоем поле для твоей скотины. И будешь есть и насытишься.
Яков продолжает отчет Эсаву, пытается обольстить его своим богатством, достоянием, которое (далее) он готов передать в виде выкупа за понесенный моральный ущерб. Но это прямой результат полученного благословения. Он готов разделить его со своим "господином" - с Эсавом. Яков сообщает, что довольно настрадался, прошел множество испытаний и теперь вполне достоин занять положение души человечества.
ואשלחה להגיד לאדני למצא חן בעיניך - И послал сказать моему господину, чтобы найти милость в твоих глазах.
(1): сделать все, что ты прикажешь. (2): эта фраза переворачивает предыдущую фразу о богатстве Якова: "Я посылаю сказать моему господину, что я владею всем этим достоянием и ищу твою милость - ты можешь делать с ним, все что пожелаешь". *) Это о подарках Эсаву. Когда Эсав спросит (33:8): "Зачем весь этот лагерь, который я встретил?", Яков ответит: "Найти милость в глазах моего господина". (17): сообщается о богатстве Якова: "У меня быки и ослы ... и я посылаю сказать тебе, мой господин (о моем богатстве), найти милость в твоих глазах". (163; 10): Лишь богатство могло произвести впечатление на Эсава. Яков назвался слугой Эсава, а вся собственность слуги принадлежит хозяину. Эсав поражен обильным имуществом слуги.
*) Это сообщение не только о материальном богатстве, но о страданиях - о богатстве духовном.
6. באנו אל אחיך אל עשו וישבו המלאכים אל-יעקב לאמר - И вернулись ангелы к Якову говоря: мы пришли к твоему брату, к Эсаву.
(21): эти ангелы завершили свою миссию мгновенно: вернулись едва ушли: мы пришли к твоему брату, но он, как грешный Эсав, хранит ненависть (6; 1).