И познал Каин свою жену, и родила Ханоха. Ханох родил Ирада, Ирад родил Мехуэля, Мехуэль родил Метушаэля, Метушаэль родил Лемеха. Лемех, будучи подслеповат, выстрелил из лука и нечаянно убил Каина.
1. Это книга потомков Адама в день сотворения Элоким человека (Адама) в образе Элоким сделал Он его. 2. Мужчиной и женщиной сделал он их и благословил их и назвал их именем Адам в день их сотворения. 3. И было Адаму сто тридцать лет, и родил подобного и похожего себе, и назвал его Шет (основа), ибо посадил Элоким семя мое взамен Авеля, убитого Каином. 4. И жил Адам после рождения Шета восемьсот лет и родил сыновей и дочерей. И прожил Адам девятьсот тридцать лет и умер. 6. И был Шет сто пяти лет и родил Эноша потому, что начал призывать имя Бога - аШема. Шет родил Эноша. Энош родил Кейнана. Кейнан родил Мегалалэля. Мегалалэл родил Ярада. Ярад родил Ханоха. Ханох родил Метушалаха. Метушалах родил Лемеха. Лемех прожил сто восемьдесят два года и родил сына. И назвал его именем Ной (Ноах, утешение) говоря, это наше утешение и раскаяние в том, что мы совершили, и печалей наших от земли, которая проклята аШемом. И было Ною пятьсот лет, и родил Ной Сима, Хама и Яфета.
По линии Каина Тора обрывает список потомков на Лемехе, который убил Каина. Затем Тора переходит к перечислению потомков Шета, третьего сына Адама. Тора подчеркивает, что Шет был рожден взамен убитого Авеля. По линии Шета Тора обрывает список потомков на другом Лемехе, после которого начинается Потоп, уничтоживший все человечество. Вот такое странное совпадение имен двух различных героев повествования Торы, при которых произошли убийства. При первом Лемехе - убийство Каина, при втором - уничтожение всего человечества.
Глава 6
1. И начал человек умножаться на земле и дочери рождались у них. 2. И увидели сыновья Бога, как (они) хороши и брали их в жены, всех кого хотели. 3. И сказал аШем: никогда не смирится Мой дух в человеке, ибо он плоть, и срок жизни его будет сто двадцать лет. 4. И Нефилим были на земле в те дни и впоследствии, когда приходили сыны Бога к дочерям человеческим и рожали они гигантов.
Очень интересное заявление аШема в 3:
ויאמר יי לא-ידון רוחי האדם לעלם בשגם הוא בשר ויהיו ימיו מאה ועשרים שנה , никогда не смириться Мой дух в человеке, ибо он плоть, и срок его жизни будет 120 лет.
Слово לא-ידון мудрецы трактуют как не смирится. Но в словаре слово от корня דון означает судить, обсуждать, заключать, делать вывод, а это, следует признать, далеко от значения смириться. Нам кажется, что значительно ближе по смыслу этого предложение значение от слов אדון, господин, властелин, хозяин и אדנות, господство, אדני, Господь Бог. В таком случае эта фраза становится более логичной: никогда Мой дух не будет господствовать в человеке, ибо он плоть ...
Здесь аШем признает, что человек, являющий собой плоть, никогда не позволит духу аШема господствовать над собой. Это своеобразное признание аШемом Своего поражения в человеке. И поэтому аШем определил окончательно максимальный срок жизни человека в 120 лет, который раньше определен не был, и поэтому приговоренный к смерти Адам прожил 930 лет. Возможно именно это одна из причин грядущего потопа: убрать с земли все прошлые поколения, которые не удовлетворяют новому определению срока жизни человека.
Мудрецы (291): чего в имени Ной больше: пророческого предчувствия будущего облегчения, или облегчения, наступившего как следствие появления в мире человека по имени Ной?
Имя Ной, נוח, подсказано Лемеху Богом. Смысл его: успокоение - относится не к комфорту и удобству, которые Ной принес человечеству. Бог дал ему это имя потому, что, начиная с Ноя, Сам Бог, наконец-то, примирился с созданным Им человечеством. Потоп, страшная Божья кара, оставил в живых лишь Ноя с семей, и смирившийся Бог больше не насылал на все человечество погибель, а заключил с ним союз, пообещав мир. Так что Ной это знак примирения Бога, знак снятия с человека Божьего проклятия, которое было объявлено Адаму, а затем Каину. Ной - знак прощения человека. Но в этом слове (נח) есть и иной смысл: если это слово от корняמחה , уничтожение, истребление, то при Ное все живое на земле было истреблено.
ПЕРЕД ПОТОПОМ
Причины Потопа неясны. Много раз повторяются слова о грехе и неправедности, но совершенно не ясно, в чем состояли грехи человечества перед Потопом.
По мнению Мудрецов (291), человечество отвернулось от аШема, стало уповать на звезды, веру в Бога заменило верой в созвездия, в гороскоп. Возможно, так и было. Но из текста Торы этого не следует. Более того, в именах, перечисленных выше, часто встречается приставка "эль", Бог, свидетельствующая о том, что народ продолжал уповать на Бога и нет оснований говорить об отходе от Бога. И, тем не менее, Мудрецы утверждают, что народ грешил уходом в язычество. Это подтверждается тем историческим фактом, что все народы земли в древности были язычниками. Но по словам аШема в 3: не может Моя душа править над человеком - можно судить, что человек до Потопа был неуправляем аШемом, и поэтому требовалась радикальная перестройка человека, требовался Потоп.
Потомство Каина размножилось на земле, но не выдержало испытание Потопа, равно как и другие потомки Адама. Лишь потомок Шета Ной возродил заново все человечество после Потопа.
Тора довольно пространно останавливается на истории нефилим, каких-то падших ангелов, спустившихся на землю и, в сочетании с прекрасными земными женщинами, породивших гигантов. Загадочная история, которой посвящено множество рассуждений Мудрецов, пытавшихся объяснить этот весьма туманный рассказ. Кто были эти нефилим? Почему и как они пали? Что это за гиганты, которые возникли в результате связи людей с нефилим? Очень много вопросов, а все ответы на них неубедительны. Ясно одно - рассказ имеет четко выраженный этический оттенок.
Само наименование нефилим содержит в себе коннотацию падения. Некоторые относили это падение к спуску ангелов с небес на землю. Но все последующее повествование говорит не о физическом спуске или падении, но, о падении моральном. Нефилим вели себя аморально. Относясь к сословию богов-элоким (словом элоким Тора называет иногда судей, то есть представителей хотя и высшего сословия, но людей, а не ангелов-богов), они приходили к женщинам из сословия (простых) людей и брали их себе, когда хотели и кого хотели. Подчеркивая этот факт, Тора намекает именно на такое падение-нефилим. Таково падение человечества того периода. Оно проявилось в моральной деградации человека.
Остается неясным, почему Тора называет их сынами Бога, приходившими к дочерям человеческим?
Мудрецы полагают, что так Тора называет прямых потомков Шета или Каина, которые с некоторым допущением могут быть названы сынами Бога, поскольку являлись сыновьями Адама, созданного Самим Богом. Но ведь и все остальные были потомками Адама. Почему их относят к дочерям человеческим? И те, и другие возникли от одного исходного генетического корня - от Адама. Ответ может быть следующим:
Либо на земле были еще люди, которые не относили своих предков к Адаму и Богу а, потому, они считались простыми людьми - плебеями: намек на начало расслоения людей по их происхождению.
Либо на земле появилось два различных человеческих вида. Одни - прямые потомки Адама, все еще обладали долголетием Адама, проживая по восемьсот-девятьсот лет. А другие - их дальние потомки с более коротким сроком жизни - в 120 лет, на что указывает Тора: и срок жизни его (человека) сто двадцать лет.
В этом случае долгожители, перед которыми проходили десятки поколений простых людей, становились в их глазах (выдавали себя за богов) богами, вечно живущими на земле и не изменяющимися в поколениях. Пользуясь своим божественным образом, эти сыны богов приходили к дочерям человеческим и творили с ними любой произвол. Происходило кровосмешение.
В этом, возможно, и состоял главный грех человечества перед Потопом.
И еще один момент.
В результате этих странных браков между сынами богов и дочерьми человеческими на свет появлялись гиганты - некая новая порода людей. Они были необычайно сильными, но, по-видимому, бесплодными, ибо не оставили после себя потомства, и именно поэтому, возможно, никакого продолжения эта история не получила.
Это напоминает скрещивание лошади и осла, когда получаются очень сильные и выносливые животные, мулы, не дающие потомства. Так и в случае сынов богов и дочерей человеческих.
Итак, грехопадение, выразившееся в неэтичном спаривании падших богов с людьми, разрешилось само собой, автоматически, в силу естественных биологических закономерностей. С точки зрения Элоким, грехопадение было, таким образом, наказано и привело к самоликвидации всех его последствий. Тогда зачем же было устраивать Потоп и уничтожать все человечество?
Вряд ли причиной тому было наставление на путь истинный будущего человечества, возвращение его веры к единому Богу. Ведь Ной не был ярым сторонником и пропагандистом Бога. И его дети не стали почитателями Бога. Да, он слышал голос Бога. Но все это было на уровне личности Ноя и его сыновей, и дальнейшего распространения не получило. Вот почему человечество после Потопа продолжало идти неправедными путями. С какой же целью был устроен Потоп?
Целью Потопа, повидимому, было наведение порядка в вопросе генетики человека.
Из рассказов о поколении до Потопа мы видим, что на земле возникло множество различных человеческих рас: (1) потомки Каина; (2) потомки Шета; (3) потомки самого Адама, рожденные после Шета; (4) какие-то непонятные потомки сынов бога; и, наконец, (5) гиганты, результат скрещивания сынов бога с дочерьми человеческими. Мудрецы Торы намекают также на смеси, появившиеся среди животных на земле. То есть все развитие жизни на земле явно пошло не запланированным путем. Формировались очень сложные генетические смеси, меурав, чересполосица. Иными словами, в человечестве наступил в некотором роде генетический хаос, который нужно было упорядочить, получить единую человеческую расу - левакер (бокер). Потоп решил эту проблему. Все людские расы, все виды животных были уничтожены, смыты. Из выбранной Богом одной единственной семьи, семьи Ноя, возникло последующее единое человечество. Так же произошло и с животным миром. Потоп явился для этого идеальным средством. И Бог прибегнул к нему.
Археологические раскопки до некоторой степени поддерживают эту точку зрения. Антропологи обнаружили, существование в прошлом на земле, нескольких различных типов людей: питекантроп, синантроп, неандерталец и кроманьонец. Кроманьонец - это потомок современного человечества. Неандерталец отличался от кроманьонца своим более массивным скелетом, большей физической силой (гиганты), меньшим объемом головного мозга. Он не дожил до наших дней, исчез несколько десятков тысяч лет назад. Иногда в раскопках находят поселения неандертальцев и кроманьонцев, живших бок о бок в одно и то же время. Но нигде не найдены останки тех, кто мог появиться от межрасового (полового) смешения неандертальцев и кроманьонцев. Так, что, не исключено, что история, изложенная в рассказе о человечестве до Потопа, отмечает наличие именно этих двух или более различных человеческих рас на земле перед Потопом, которые затем исчезли, оставив после себя лишь один тип человека - кроманьонца (потомка Ноя).
А был ли Потоп на самом деле? Где и как он произошел?
Археологические находки показывают, что изменение уровня мирового океана на протяжении миллионов лет неоднократно приводило к затоплению обширных участков земли и могло уничтожать целые цивилизации, которые в те далекие времена, как правило, были малочисленными и располагались на ограниченных участках земной поверхности. Вавилонское расселение народов по всей земле произошло уже после Потопа. Поэтому затопление той или иной обширной области земной поверхности вполне могло привести к гибели до-вавилонского человека. Для этого не нужно было заливать водой весь земной шар.
Легенды о Потопе возникли у народов, живших в Месопотамии, у евреев, частично у греков. Это указывает на тот факт, что в Торе отражено событие, связанное с уничтожением человека в районе Ближнего Востока.
Недавно было обнаружено, что весь район Черного моря десятки тысяч лет назад был обширной плодородной низиной с небольшим пресноводным водоемом в центре. Уровень этой суши был ниже уровня мирового океана, как сегодня уровень бассейна Мертвого моря или Каспия. Он был отделен от Средиземного моря высоким хребтом с узким перешейком в районе нынешнего пролива Босфор. Судя по археологическим раскопкам, найденным на дне Черного моря у побережья Болгарии, там обитали развитые цивилизации эпохи раннего неолита.
Очередное всемирное потепление на земле привело к интенсивному таянию ледников и резкому повышению уровня мирового океана, который поднялся на 90 метров. Возможно также, что такое потепление было подхлестнуто падением на поверхность нашей планеты гигантского небесного тела, вызвавшего огромную приливную волну, выделение большого количества тепла, ускорившего процесс глобального потепления.
В результате этой геокосмической катастрофы по поверхности земного шара прокатилась гигантская океанская волна, цунами, захлестнувшая все континенты. При этом воды Средиземного моря перехлестнули через перевал Босфор и хлынули в долину Черного моря, заливая все поселения, расположенные там. Процесс происходил поистине с катастрофической скоростью. Уровень вод в районе Черноморской впадины повысился до уровня мирового океана в течение шести месяцев. Гигантский Босфорский водопад с устрашающим грохотом обрушился на плодородную равнину. Это был настоящий Потоп. Никто не успел спастись. Все население этого района погибло. И не мудрено, что легенда, сохранила название ближайшей к этому месту горы Арарат, где, в конце концов, пристал ковчег Ноя.
Нет сомнения, что подъем уровня океанских вод на 90 метров привел к затоплению обширных земных пространств по всему миру и смыл все цивилизации, в каком бы уголке земного шара они не находились. Потоп был действительно "всемирным". Так что же тогда это было? Естественная планетарная катастрофа, или Перст Божий, наказание человечества за грехи? Вопрос поставлен неправильно. Выше мы уже говорили, что любые события на планете происходят строго в соотвествие с закоными природы, законами Элоким, являются Перстом Божим по определению.
С одной стороны, из-за повышения уровня вод мирового океана и затопления низины Черного моря Потоп можно назвать естественной природной планетарной катастрофой, возникшей в результате падения небесного тела на нашу планету и общего потепления на земле. А тот факт, что он отражен в Торе, в очередной раз подтверждает, что в Торе изложены реальные космические, планетарные, геологические и исторические события и нет ничего фантастического, а также то, что это действительно деяние законов Элоким, законов Природы.
Но с другой стороны, возникает новая загадка: как и чем объяснить предсказание Бога Ною о будущем Потопе, за сто двадцать лет до него?
По данным археологов, все событие с затоплением района Черного моря произошло в считанные "исторические" мгновения - в течение шести месяцев. Интересно, что, согласно Торе, Потоп длился пять месяцев. А до этого ничего о нем не было известно.
Сто двадцать лет - немалый срок. Предвидеть события природной геокатастрофы задолго до их наступления не под силу даже современной науке. Так кто же предвидел, предсказал ее? Такое по силам только Элоким, для которого нет ни прошлого, ни будущего. И тут мы вновь возвращаемся из научно-географических империй на почву твердой веры в существование духовного мира, которому подвластно любое предвидение и предсказание.
"Естественная" геокатастрофа, произошедшая из-за падения небесного тела на землю, и последовавшие за этим изменения климатических условий на земле, есть результат действия физических законов мира, созданного Богом, хорошо известна и предусмотрена законами Элоким (הכל צפוי, аколь цафуй, все предусмотрено - по рабби Акива). И Он предупреждает о грядущей катастрофе и инструктирует Ноя, как ее избежать, спастись. Это предупреждение также один из Его законов, действующих в мире.
Возможно, читатель скептически улыбнулся.
Помните недавнее цунами в Юго-Восточной Азии? Кого Господь предупредил о нем? Кого спас? Только тех, кто услышал Его голос, Его предупреждение, Его сигнал тревоги. Можно допустить, что так было и с Ноем, о котором Тора говорит: Ной был праведным и беспорочным в поколениях человеком. Ной ходил с Элоким.
Ной, тихий и спокойный человек, мало обремененный обычными бытовыми заботами окружающих, их суетными проблемами, больше глядящий внутрь себя, прислушивающийся к голосу Бога в своем сердце, в своем подсознании, услышал предупреждение Бога задолго до Потопа, доверился Ему и начал готовиться к предстоящей катастрофе. Вот, что такое предсказание Потопа и подготовка к нему. Голос Бога в душе Ноя предупредил его о катастрофе.
Используя Потоп, Бог убрал с планеты все сорное, нежелательное и запущенное, весь хлам и мусор, и оставил на ней лишь одну избранную семью, которая услышала Его голос и строго определенный набор животных для дальнейшего заселения земли. Так Бог начал повесть о человеке и животном мире "с чистого листа". Все прошлое было смыто и уничтожено раз и навсегда.
Вот он знаменитый "естественный отбор" по Дарвину. Элоким, естественное развитие вселенной, создал условия катастрофы, и теперь Он по своему (естественному) закону-произволу отбирает тех людей и животных, которым продолжать жизнь на земле. Именно эти виды будут допущены, приведены на Ковчег. Ковчег - символ спасения жизни в условиях глобальной катастрофы, при которой выживает сильнейший, наиболее приспособленный, наиболее подходящий для продолжения жизни на земле, по мнению Элоким. Всемирный Потоп - иллюстрация естественного отбора (по Дарвину) в экстремальных условиях природной катастрофы.
Отметим, что распоряжения Ною, касающиеся предстоящего Потопа, конструкции Ковчега и "состава" его обитателей, отдает Элоким. Тем самым подчеркивается естественный, природный характер предстоящей катастрофы, ибо Элоким, это Творец законов физического мира. И когда Ной построил Ковчег в точном соответствии с приказом Элоким, и Потоп должен был начаться, то уже аШем пригласил Ноя войти в Ковчег и закрыл за ним дверь.
А в конце Потопа именно Элоким "вспомнил" о Ное и прекратил ветер и дождь на земле. Здесь Тора вновь указывает на естественные причины прекращения Потопа. После чего Элоким обращается к Ною и предлагает ему и всей семье выйти из ковчега на землю. Затем Ной приносит жертвы благодарения аШему, а Элоким благословляет Ноя и всю его семью, призывает им плодиться и размножаться и наполнять землю и разрешает им использовать в пищу мясо животных. Элоким, создатель и законодатель материального мира, заключает союз с человеком, обещая в дальнейшем не прибегать к глобальному уничтожению человечества, подобному Потопу, и ознаменовывает Свой союз с человеком грандиозным салютом-радугой.
Ной, восстановивший человеческую расу после Потопа, подобен Адаму, отцу нового человечества:
9. Вот потомство Ноя. Ной был праведным и беспорочным в поколениях человеком. Ной ходил с Элоким. 10. И родил Ной трех сыновей: Сима, Хама и Яфета.
11. И развратилась земля перед Элоким и наполнилась грабежом. 12. И увидел Элоким землю, и вот развратилась она, ибо каждая плоть следует развратным путем по земле. 13. И сказал Элоким Ною: пришел конец всему живущему передо Мной, ибо наполнилась земля грабежом и вот Я уничтожу землю. 14. Сделай себе Ковчег из дерева гефер, отсеки сделай в Ковчеге и покрой его изнутри и снаружи смолой. 15. И вот как сделай: триста локтей длиной, пятьдесят локтей шириной и тридцать локтей высотой (примерно - 120х20х12 метров). 16. Иллюминатор сделай в Ковчеге на уровне одного локтя от верха и вход в Ковчег сбоку, и сделай вторую и третью палубы.
При изгнании Адама из Рая, Бог сам сделал для него и Евы одежды (из шкур животных), хотя это было относительно простым делом. А в случае Потопа Бог доверил Ною изготовить Ковчег, сложнейшее инженерное сооружение, которое требовало большого количества материалов, инструментов, умения, сноровки и огромных трудов. Всю эту работу Ной выполнил самостоятельно.
Отмечая этот факт, Тора показывает, что Ной был намного более искусен в ремесле, нежели Адам. Прошедшие полторы тысячи лет не прошли для человека даром. Он многому научился. Технологический уровень человека стал очень высоким. Человек не только создал это грандиозное сооружение, Ковчег, настоящий "Титаник", но и разместил в нем, содержал там долгое время представителей всего животного мира планеты. Эта сложнейшая работа сочетала тяжелый физический и искусный инженерный труд, животноводческое и организационное дело.
Сооружение Ковчега, сохранение в нем животных земли, явилось реализацией одного из первых и главных указаний Бога человеку: овладевай и правь всеми животными на земле. Теперь человек спасает и сохраняет животный мир от природной катастрофы. Он как бы воссоздает заново весь животный мир, который отныне своим существованием обязан человеку.
И все это достигнуто благодаря технологическим усилиям человека, его уму, его сноровке, трудолюбию. Тут впервые в истории человеческая технология встала на пути планетарной катастрофы и спасла жизнь на земле. Следующая планетарная катастрофа будет голод в Египте и окрестностях, который будет также преодолен благодаря находчивости человека - Йосифа.
Но и это не все. Выше мы пришли к заключению, что Потоп и гибель - это типичная природная катастрофа: Элоким ее создатель. И вот человек, впервые в истории, выступил совместно с Богом, как его партнер по организации мира, по спасению и продолжению жизни на земле. Если бы не Ной, не Ковчег, жизнь на земле вообще бы прекратилась.
17. А Я наведу Потоп воды на землю, чтобы уничтожить всякую плоть, в которой дух жизни под небесами; все, что на земле, уничтожу. 18. А с тобой Я заключил союз и придешь в Ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей с тобой. 19. И от каждого живого, от каждой плоти приведи в Ковчег жить вместе с тобой мужского и женского пола. 20. И из птиц различных и животных различных и всякое насекомое, ползающее по земле, двух от каждого приведи жить с тобой. 21. И возьми разной еды, для себя и для них. 22. И сделал Ной все, что приказал ему Элоким, так он сделал.
Когда-то, в Раю, Бог приводил к Адаму всех животных земли, чтобы он дал им имена. Теперь человек приводит всех животных земли в Ковчег, чтобы спасти.
Весь этот ассказ - аллегория.
Даже современному человеку не под силу в одиночку или небольшим коллективом - Ной и трое его сыновей - изготовить деревянное сооружение таких размеров. Не только Ковчег-корабль, но простой плот таких размеров построить нелегко. Где взять материалы на это фантастическое сооружение, такие, скажем, как цельные деревянные брусья для шпангоутов длиной в 60 метров? Как их транспортировать? Как и чем скреплять, сшивать более короткие деревянные брусья в шпангоуты такой длины?
Как можно было поместить даже в такой большой Ковчег все виды животных земли? Как можно было их всех собрать в Ковчег?
Правда, если вспомнить цунами 2004 года, когда все звери заранее ушли из района катастрофы, так как знали, что она произойдет, то можно предположить, что и в случае Потопа, звери могли сами войти в Ковчег.
Что же касается вместимости Ковчега, то тут наверняка дело не обошлось без генетического банка для хранения генов всех животных земли. Ну, а разве Ной и его сыновья, да и те виды животных, что вошли в Ковчег, не являлись тем самым генетическим банком, в котором помещены гены всех будущих людей и народов, всех будущих животных земли? Мы никогда не задумываемся над тем, что каждый человек, каждое животное по своей сути есть живой, всегда готовый к использованию генетический банк человечества и животного мира.
Интересно, что, указывая Ною на необходимость привести в Ковчег всех животных, Бог намекает на то, что всякая живая душа на земле важна и необходима. Вот они, будущие основы экологии.
Рассказ о Всемирном Потопе это не только история прошлого человечества, но и урок на будущее ("сказка вздор, да в ней намек, добрым молодцам урок"). Недаром ведь Тора так подробно описывает конструкцию Ковчега. Это делается для того, чтобы подчеркнуть, что спасение человека и животного мира от грядущих природных катастроф находится в руках техники и технологии, в умении человека, этого своеобразного клона Бога. Каков в действительности будет этот будущий Ковчег? Мы знаем, что он должен вместить в себя всех животных мира, то есть иметь на своем борту генетический банк. Возможно, именно поэтому аШем Элоким остановил свой выбор именно на Ное и его семье: 9. Вот потомство Ноя. Ной был праведным и беспорочным в поколениях человеком. Ной ходил с Элоким. 10. И родил Ной трех сыновей: Сима, Хама и Яфета.
Эти фразы намекают на то, что ДНК Ноя и его потомства было идеально беспорочным с генетической точки зрения, с физической точки зрения: Ной ходил с Элоким, который отвественнен за генетику (за физическое состояние) Ноя и его потомства.
Мы знаем, что в своем плавании Ковчег должен подняться над всеми самыми высокими горами на земле, то есть подняться над землей в космос. Мы знаем, что он должен иметь запас еды на двенадцать месяцев. Именно столько будет длиться будущая катастрофа на земле.
Глава 7
1. И сказал аШем Ною: войди ты и все домочадцы в Ковчег, ибо ты был праведником из всего этого поколения. 2. Из каждой скотины чистой возьми семерых, семерых мужского и женского рода, и от скотов, которые не чистые, возьми двоих, мужского и женского. 3. Так же из птицы небесной, по семь мужского и женского рода, чтобы произвести потомство для всей земли. 4. Ибо через семь дней я нашлю на землю дожди на сорок дней и сорок ночей и уничтожу все, что создал на поверхности земли.
Такая точность датировки предстоящей катастрофы может намекать на некоторое космическое событие, связанное, например, с падением в океан гигантского метеорита, вызвавшего огромную океанскую приливную волну, цунами, многократно обежавшую земной шар и смывшую с его поверхности все живое.
Особо отметим тот факт, что и здесь, и в других местах, Тора постоянно акцентирует внимание читателя на чисто технических методах решения проблемы.
Бог не использует волшебную палочку-выручалочку, не произносит какие-то тайные слова или заклинания для свершения чуда - уничтожения жизни на земле. Казалось бы, Автору Книги имело смысл напускать как можно больше туману, таинственности и чудес во все поступки Бога, описываемые в Торе. В этом случае деяния Творца были бы действительно величественными, таинственными и непостижимыми для простых смертных, как и подобает Всесильному Чудотворцу Вселенной.
Но Автор постоянно ссылается на простейшие пути и методы получения желаемого результата, причем такие, которые, пусть даже еще не всегда доступны для осуществления, но уже вполне понятны современному человеку. Этот подход Автора Торы удивительно близок к подходу современной науки, которая всегда и везде пытается в первую очередь найти объяснение любому новому неизвестному явлению или феномену действием уже известных законов и явлений. В этом отношении методология современной науки и методология Автора Торы совершенно идентичны.
Вот, к примеру, весь мир Он создал методом, описанным в Теории Большого Взрыва. Временные масштабы эволюции Вселенной и жизни на Земле объяснимы Теорией Относительности. Женщина из Адама произведена методом клонирования.
Уничтожение неугодного человечества произведено с помощью планетарной катастрофы - Потопа и естественного отбора по Дарвину. Ной, его потомство и животный мир спаслись на обычном корабле, построенном руками человека. "Рассечение" моря перед евреями осуществлено с использованием ветра, отогнавшего воду, подобного тому, что частенько нагоняет наводнение в Петербурге. И так далее.
Почему? Зачем эта непонятная маскировка "чудесных" деяний Творца под проявление естественных законов природы и технологических возможностей человека?
Если кто-то и пытался этим и всем остальным поступкам Бога придать таинственность и волшебство, то это были именно Мудрецы (291) и Комментаторы (8) Торы, но не сама Тора, не ее Автор.
Комментаторов можно понять. Они хотели показать величие, всемогущество, всесилие Бога, который способен на все на свете. Это должно вызывать ужас, трепет и благоговение читателей, то, что называется "страх Божий". А иначе человек не поверит в Него.
На наш взгляд, Бога не следует страшиться. Бога следует понимать, любить и уважать! Любовь к Богу, исполнение Его заветов должны проистекать не из страха и ужаса перед Ним, но из уважения к Нему, из любви к Нему, из желания стать Его партнером, стать подобным Ему, стать на Его сторону, из понимания, что Он это мы, это наша жизнь, из желания вместе с Ним строить этот мир по Его законам, единственным законам, которым этот мир подчиняется.
Зогар (70) сравнивает Ноя и Моше: Когда Бог разгневался на евреев в пустыне, Моше выступил на их защиту и просил о снисхождения. Он пошел так далеко, что предложил свою собственную жизнь: "и если Ты не простишь их, то сотри и меня, прошу, из Твоей книги". В результате Бог простил их.
Ной действовал по- иному. Он был готов построить Ковчег и спасти себя одного. Моше называют: "тот, который вывел их из моря", потому что их избавление было сделано благодаря его молитве. Он рисковал своей жизнью ради Израиля. Следует отметить, что, поступив таким образом, и Ной, и Моше исполняли волю Бога.
Приближалась глобальная катастрофа - Всемирный Потоп. Бог остановился свой выбор на Ное потому, что никого лучше Ноя среди людей не было: его генетика, генетика его сыновей была идеальной.
11. Спасение в Ковчеге. Окончательный заход в Ковчег.
11. На шестисотом году жизни Ноя (в год 1056 от Сотворения Мира), во второй месяц Мархешван 17-го числа все источники великих глубин раскрылись; и распахнулись окна небес. 12. И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей. Все подземные источники и все воды стали заполнять долины, и одновременно проливные дожди обрушились с небес с такой силой, как будто "распахнулись все окна небес", вызвав полный хаос и смешение дня и ночи. И был дождь сорок дней и сорок ночей, как и предсказывал Элоким. Пришел Ной с сыновьями и их женами. А Элоким собрал воедино в Ковчеге все живые создания мира. И аШем закрыл за ними. В этот день Бог Элоким сотряс всю землю; потемнело солнце, вырвались фонтаны, засверкали молнии и загремел гром так, как никогда прежде.
Детали этого события больше всего напоминают природную катастрофу, вызванную падением гигантского звездного тела в океан, возникновением огромной приливной волны, цунами необъятных размеров, многократно окатившего весь земной шар и выбросившее в атмосферу гигантское количество испарившейся влаги, что привело к продолжительным дождям на протяжении нескольких месяцев. Отсюда точное указание момента начала этого события. А тот факт, что уже после его начала, Ной все еще находился вне Ковчега, и только затем аШем завел его в Ковчег и закрыл за ним дверь, указывает на промежуток времени, в течение которого возникшая после падения небесного тела в океан волна цунами докатилась до места расположения Ковчега.
Обращает на себя внимание фраза: все воды стали заполнять долины... Не указывает ли это на то, что ковчег и Ной находились в какой-то низине (В низине будущего Черного моря, по одной из моделей).
Это "геокосмическое происшествие" вызвало гигантские сейсмические волны, землетрясения, изменившие весь рельеф земной поверхности. А после окончания всех этих гео- и атмосферных явлений, земная атмосфера была окончательно очищена, "отмыта от первозданной пыли", и приобрела характер, близкий к сегодняшнему строению, с облаками и радугой.
Быстрое потепление на земле, таяние льдов, связанное с этим повышение уровня мирового океана, и, как следствие волны-цунами и повышения уровня океана, затопление низины Черного моря, - могло быть одним из результатов этой катастрофы, принесшей на землю огромное количество тепла из-за удара небесного тела о землю. Может быть, отсюда возникла ссылка еврейских Мудрецов (291), что воды Потопа были горячими как кипяток. Нагрев вод мог происходить и от энергии удара, и от многочисленных лавовых извержений, возникших в результате связанного с ударом нарушения земной коры.
Разрушения Потопа
17. И был Потоп на земле сорок дней. 18. И увеличились воды и подняли Ковчег. И поплыл Ковчег по поверхности вод. 19. И воды усилились очень-очень на земле и покрыли все высокие горы, которые под небесами.
21. И погибло все живое, ползающее по земле и летающее от скотины и животных, и всякое насекомое, ползающее по земле и все люди. 22. Все, в ком дух жизни, все они во множестве умерли. 23. И стерлось все до основания с поверхности земли от человека и до скота, и до ползающих по земле, и до летающих в небе; все они были стерты с лица земли, и остался только Ной и все, кто с ним в Ковчеге. 24. И усиливались воды на земле сто пятьдесят дней.
Глава 8
1. И вспомнил Элоким Ноя и все живое, и всех скотов, которые с ним в Ковчеге, и навел Элоким ветер на землю, и успокоились воды. 2. И закрылись источники бездны и небесные трубы, и прекратился дождь с небес. 3. И вернулись воды земли обратно на место, и прекратились воды в конце ста пятидесяти дней. 4. И остановился Ковчег в седьмой месяц в семнадцатый день месяца на горе Арарат.
И погибло все живое. Воды достигли своего высочайшего уровня на сороковой день, оставались на этом уровне в течение 150 дней, после чего начали спадать.
И вспомнил Бог (Элоким) свой завет с Ноем. Произошло ли это после сорокадневного периода, или через 150 дней, определяется различными Мудрецами (291) по-разному. Отмечая использование здесь слова Элоким, Раши (1): "Это Имя подчеркивает в Нем Его свойство Судьи, которое трансформируется в Свойство Милосердия молитвами праведников". Раши (1): насколько "необычно для данного отрывка то, что Тора, говорит о Божественном сострадании словами "вспомнил Ноя" для того, чтобы использовать имя Бога, которое обозначает Его в прямом Свойстве Правосудия. Имя аШем, которое обозначает Его, как Бога Милосердного, казалось бы, более соответствует этому контексту. Очевидно здесь урок, который следует изучить".
Помните, приведенные выше соображения о смысле "аШем - Элоким" в связи с историей "Каин - Авель"? Тут этот вопрос обсуждает Раши (1).
Если Элоким - это физические законы мира, а аШем - это проблемы, законы морали и человеческого духа, то понятно, почему в истории Потопа участвует Элоким. Его участие лишь подчеркивает, что Потоп - природное явление, проявление физических закономерностей нашего мира, "стихийное бедствие".
А тот факт, что аШем закрыл дверь Ковчега за Ноем, говорит о том, что у последнего были какие-то душевные сомнения и проблемы морального плана, связанные с заходом в Ковчег. На это намекает комментарий Мудрецов (291) о том, что в момент надвигающейся катастрофы в Ковчег рвались тысячи людей, желавших найти в нем спасительное убежище.
Мидраш (6): "Счастливы праведники, которые обращают Свойство Правосудия в Свойство Милосердия". В то время как имя "Элоким" используется для обозначения Свойства Правосудия, читаем: "И Элоким вспомнил Ноя; И Элоким вспомнил Рахель" (30:22); "И Элоким услышал их стенания" (Исход (157) 2:24).
Раши (1): "...молитва праведника обращает Правосудие (Элоким) в Милосердие (аШем), и хотя гнев Его и ярость уничтожили Творение, Он, тем не менее, проявил свое Милосердие (аШем) к Ною и ко всем, кто был в Ковчеге".
Гирш (16): "...термин Правосудие (Элоким) использован потому, что Бог нашел, что Ной заслужил спасение помимо того, что Он заботился о будущем человечества".
Понимая, что у Бога не может быть забывчивости, Мидраш (6) отмечает: "...слово "вспомнил" подразумевает, что Он заметил некоторые добродетельные действия".
Радак (7): "...не может быть забывчивости у Бога, так что термин "вспомнил", в его буквальном смысле, не приложим к Нему. Здесь скорее Тора использует чисто человеческую терминологию. Сравним такие выражения, как "Я напомню им завет их предков" (Левиты (462) 26:45) и "Я вспомню Мой завет с Яковом" (Левиты (462) 42). Эти слова означают, что они уже достаточно страдали в Ковчеге, и поэтому воды должны спадать".
Термин "вспомнил" следует понимать как "пришло время". "Вспомнил Элоким Ноя" - "по законам Элоким пришло время окончания Потопа". Точно так же в приведенных примерах: "Элоким вспомнил Рахель" - "Рахель созрела для беременности"; или "Элоким услышал их стенания" - "Пришло время исхода из Египта".
И прекратил Господь ветер. И утихли воды. И закрылись фонтаны глубин. И прекратился дождь с небес. И вернулись воды с земли. И воды уменьшились в конце ста пятидесяти дней. И ковчег причалил (успокоился) в седьмой месяц на горах Арарат.
Интересно отметить, что Иосиф Флавий (166) упоминает Ноев Ковчег как еще существовавший в то время (в начале нового летоисчисления): "Его остатки наблюдаются там местным населением до этого дня".
Еврейский путешественник 12-го века, Биньямин из Туделы (515), в своих путевых заметках отмечает: "... В двух днях похода от Гезерита Ибн Омара, который окружен Тигрисом, (расположены) горы Арарат. На расстоянии четырех миль есть место, где Ковчег Ноя причалил. Но Омар Бен Хатааб взял Ковчег из двух гор и превратил его в мечеть для Мусульман. Вблизи Ковчега есть синагога Эзры, и на девятый (день) Ава, евреи собираются здесь из города молиться..."
И воды уходили до десятого месяца, и одиннадцатого числа этого месяца показались верхушки гор. И еще через сорок дней открыл Ной окно (иллюминатор) в Ковчеге, которое он устроил. И выпустил из Ковчега ворона, и тот вернулся, не найдя сухого места на земле. И послал он голубя посмотреть, все ли покрыто водой на земле. И не нашел голубь места, где бы можно было присесть, и вернулся в Ковчег, ибо воды были по всей поверхности земли, и простер руку и взял (голубя) и внес его внутрь Ковчега и подождал еще дополнительно семь дней и вновь послал голубя из Ковчега. И вернулся к нему голубь к вечеру, и вот ветка маслины у него в клюве, и узнал Ной, что ушли воды с поверхности земли. И подождал еще семь дополнительных дней и послал голубя, и тот больше не вернулся. И было это в шестьсот первом году первого числа месяца, и освободили воды поверхность земли, и снял Ной верх Ковчега и посмотрел, и вот очищена земля. И во второй месяц в семнадцатый день месяца высохла земля.
Отметим ярко выраженный стихотворный характер текста этого отрывка.
Интересно сравнить Всемирный потоп с переходом через Красное море и потоплением всей армии фараона, а посылку ворона и голубя - с засылкой еврейских разведчиков в Ханаан перед началом сорокалетнего блуждания в пустыне. Есть тут что-то общее.
Мидраш (6): голубь - аллегорический символ Израиля. Подобным образом "он странствует среди народов, но не находит покоя", но если бы Израиль нашел покой, он никогда бы больше не вернулся к Богу и на свою землю. Точно так же, как голубь не нашел себе место покоя, так и Израиль не найдет пристанище для своего отдыха в Изгнании; но точно так же, как голубь вернулся на Ковчег, так же и Израиль вернется из Изгнания на свою землю, перед лицом бремени народов, которые подобны воде. Зогар (70): Шехина в Изгнании означает: "Голубь не нашел покоя" потому, что не было ни одного праведника, который бы дал ей отдохнуть.
Интересно, что карта Эрец Исраэль напоминает Ковчег. Именно здесь должны собраться все евреи земли для спасения от грядущего "Потопа".
И в шестьсот один год, в первый день месяца высохли воды на земле. И снял Ной покрытие Ковчега. И взглянул - и перед ним высохшая חרב (разрушенная) земля. Это второе значение חרב - разрушенная - соответствует одной из основных целей Потопа - стереть с лица земли все следы предыдущей жизни.
15. И обратился Элоким к Ною сказав: 16. выйди из Ковчега ты и твоя жена, и твои сыновья, и их жены. 17. Все живые, что с тобой из плоти, и птицы, и животные, и все насекомые, ползающие по земле, выведи их, и пусть заполняют землю и размножаются и умножаются на земле. 18. И вышел Ной и сыновья его, и жена, и жены сыновей. 19. Все живое, все насекомые, все летающее и все ползающие по земле, и их семьи вышли из Ковчега.
Ной совершает жертвоприношение
20. И построил Ной жертвенник аШему и взял от каждого чистого животного и от каждой чистой птицы и вознес, взойдя на жертвенник. 21. И услышал аШем аромат и сказал аШем в своем сердце: никогда больше не прокляну землю из-за человека, ибо зол человек в своем сердце от рождения, и никогда больше не поражу все живое так, как Я сделал. 22. Во все дни земли (будет) семя и урожай, холод и жара, лето и зима, дни и ночи не прекратятся.
Глава 9
1. И благословил Элоким Ноя и его сыновей, и сказал им: плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю. 2. И в страх ваш, и в удел ваш будут все животные земли и все птицы в небе, и все что движется по земле, и всех рыб морских в ваши руки передам. *) 3. Все движущееся, что живое, будет вам в пищу так же, как зелень трав даю вам все. 4. Но только плоть, в которой душа в крови, ее не ешьте.
5. ואף את-דמכם לנפשתיכם אדרש מיד כל-חיה אדרשנו ומיד איש אחיו אדרש את-נפש האדם: שפך דם האדם באדם דמו ישפך כי בצלם אלהים עשה את-האדם:, И только кровь вашу с душой вашей Я требую немедленно отдать земле. 6. Выливайте кровь в землю, ибо по образу Элоким создан человек. 7. А вы плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и умножайтесь на ней.
*) 2. ומוראכם וחתכם יהיה על כל-חית הארץ ועל כל-עוף השמים בכל אשר תרמש האדמה ובכל-דגי הים בידכם נתנו, И под вашим надзором и вашим решением будут все животные земли и все птицы небесные и все пресмыкающиеся земли и все рыбы морские в ваши руки отданы.
Традиция утверждает, что место, на котором Давид и Соломон построили жертвенник на гумне Аравнаха, было тем самым местом, где Авраам построил свой жертвенник, на котором он собирался принести в жертву Исаака. Это то же самое место, где Ной построил жертвенник после того, как покинул Ковчег, (Зачем Ной ушел так далеко от Ковчега, чтобы устроить свой жертвенник - от горы Арарат и до Иерусалима?) и это было то же самое место, на котором Каин и Авель принесли свои жертвы. Это было то же самое место, на котором Адам принес жертву после того, как он был создан, ибо Адам был создан из этой самой земли, как учили Мудрецы: Адам был создан на том самом месте, где он совершил искупление (Так, где же был Ганн Эден?).
Комментаторы (8): Бог всегда именуется Господь Бог - аШем-Элоким и никогда не Элоким. Гирш (16): Постоянное использование слова аШем (имя, показывающее Атрибут Милосердия) в связи с жертвоприношением доказывает, что приношения направлены к милосердию Бога, который желает жизни, а не смерти и страданий. Цель жертвоприношения - приблизить и посвятить личность Божественному.
То есть евреи приносили жертвы аШему, тому Богу, который может быть смягчен, толерантен и поддается, до некоторой степени, уговорам. А Элоким - это жесткая конструкция законов природы, неизменных и не допускающих никаких, даже малейших, отклонений и поблажек.
Почему кровь, в которой подобие Элоким, необходимо отдавать земле, выливать на землю? Почему жертвенных животных нужно сжигать, а "аромат жертв" ублажает сердце аШема?
Возможно, это связано с тем, что в крови (דם) животного и человека, в их плоти (בשר), действительно содержатся какие-то элементы духа (דומה) аШема, Его возвещение (בשר). Поэтому попадание крови в землю и сжигание плоти на огне есть свидетельство того, что дух аШема в крови и во плоти животного или человека, никоим образом не попадет в кровь и плоть другого человека.
И сказал аШем в Своем сердце (Пришел к заключению): "Я не буду более проклинать, и не буду больше наказывать (землю и все живое на ней) из-за человека (из-за Адама), т.е. из-за грехов человека (Таргум (220)), ибо замыслы человека злы с детства".
А детство человека (человечества) - дни Адама в Ган Эден.
Не напоминает ли изгнание Адама из Рая рождение ребенка? Ребенок находится в утробе матери как в раю. Но приходит время начать ему самому познание окружающего мира, начать самостоятельную жизнь в мире, и его изгоняют из рая, из утробы матери, выталкивают наружу: иди, живи, борись за кусок хлеба. Так начинается жизнь Адама, человека на нашей земле.
Все люди земли проходят стадию жизни в раю прежде, чем выйти в реальный мир для самостоятельной жизни. Мудрецы Торы (291): в утробе матери ребенок усваивает всю Тору, но в момент появления на свет ангел касается его губ, и он забывает все, что выучил в утробе.
Совершенно непонятно, как можно согласовать это мнение Мудрецов Торы (291) с фразой Торы (8:21): 21. И услышал аШем аромат и сказал аШем в своем сердце: никогда больше не прокляну землю из-за человека, ибо зол человек в своем сердце от рождения, и никогда больше не поражу все живое так, как Я сделал ? Отсюда следует, что человек рождается с уже готовой сформировавшейся психикой, со злыми или добрыми устремлениями.
Бог продолжает искать оправдание обстоятельствам и причинам человеческого греха в том, что человек получил Злые Наклонности с рождения, до того, как обрел мудрость и зрелость, чтобы противостоять этому.
Но ведь сам Бог, и никто иной, создал человека таким, какой он есть. Правда, он использовал для этого материал земли. Но Творил-то человека Он Сам. Так подтверждается модель человека, высказанная выше в истории изгнания человека из рая, в котором земное, материальное начало взяло (и постоянно в каждом человеке берет) верх над его духовным началом. Это так называемое "сопротивление материала", проявление естественных свойств материала земли. Впрочем, и этот материал, земля, есть тоже дело рук Творца - Элоким.
Раши (1): מנעריו (с его детства) пишется без "ו", после ע так, что это слово может быть прочитано как относящееся к корню נער, встряхивать, взбалтывать.
Напомним, что родившегося ребенка встряхивают в момент рождения, чтобы привести его в чувство, вынудить его сделать первый вздох, после того ужасного стресса, который он переживает, выходя из рая материнской утробы в наш мир. И эта фраза может быть истолкована как: "человек приобретает свои злые наклонности в момент, когда он пробуждается, побуждается к действию, покидая утробу своей матери". Может быть поэтому женщина виновна в согрешении Адама-человека: ведь это она изгоняет его из рая - из своей райской утробы.
Радак (7): это называется יצר, йецер, инстинкт, склонность, страсть, творение потому, что формируется вместе с ним, ибо, как говорит Мидраш (6), человек, прежде всего, получает свои злые наклонности; и только позже приобретает добрые наклонности. Он не имеет активных склонностей к добру до тех пор, пока постепенно не получит их, ибо он рождается без мудрости, но с наклонностью ко злу. Только позже его сердце действительно начинает развивать добродетели. Таким образом: "Я не разрушу вновь всю жизнь, как Я это уже сделал". Рав Шая Эльдер (516): Каким скверным должно быть тесто, если даже на вкус самого Пекаря оно плохое! Так и Создатель человека говорит: "Потому что помыслы человеческого сердца плохи от самого рождения". Абба Йосе (517): "Как плоха должна быть закваска (общее сравнение злых наклонностей), если Он, замесивший ее, попробовав ее на вкус, назвал плохой!"
Но изготовитель закваски - Сам Бог! На кого же пенять? Трудно согласиться с уважаемыми раввинами. Человек рождается всякий и разный, добрый и злой, как кому суждено. В предыдущей главе было показано, что тесто, закваска, из которой изготовлен человек, а это ארץ, физическая материя, содержит в себе среди прочих свойств исходное, изначальное зло, ненависть צר . У одних оно доминирует, у других - доминируют прочие свойства. И если зло и ненависть являются доминирующими, то никакие духовные усилия, и поучения мудрости уже не в силах их подавить. Это зло и ненависть - как шило в мешке из добрых поучений и всех духовных усилий. Оно обязательно вылезет наружу. Характерный пример этому "дело" Каина и Авеля. Как ни пытался аШем умиротворить Каина, как ни пытался погасить в нем огонь ненависти к Авелю, ничего из этого не вышло (даже у аШема, у Самого Господа Бога!)
В будущем Бог никогда не накажет все человечество как единое целое; отныне Он будет наказывать только отдельных грешников, как Он сделал это позднее с Содомом (Радак (7)).
Но и в Содоме Бог пытался наказать весь город. И только благодаря усилиям Авраама безгрешные были спасены.
А что можно сказать в отношении наказаний еврейского народа? Ведь еврейский народ всю историю несет наказание как единое целое! Видимо на евреев не распространяется правило, данное Элоким после Потопа. Евреи все еще живут по законам существовавшим до Потопа. По крайней мере, с точки зрения аШема. Но еврейские Мудрецы этого не замечают. Почему?
И благословил Элоким Ноя и его сыновей.
Мир пользовался Божьим благословением Адаму, вплоть до отмены его в поколении Потопа из-за грехопадения. Когда Ной покинул Ковчег, Бог возобновил свое благословение, повторив его Ною и сыновьям. Так, стоя вместе со своей семьей на пороге "нового" мира, возрожденного и воссозданного из полного разорения, опустошения и хаоса, Ной получил нижеследующее Благословение Бога:
Плодитесь и умножайтесь и заполняйте землю.
После тотального уничтожения человечества это чудесное благословение гарантировало возможность рожать и вновь населять землю, что было по настоящему замечательно.
Вызвав Потоп, Господь Бог чистой горячей водой, кипятком мыл и скоблил всю землю и полоскал ее на протяжении полугода, обеспечивая вновь чистоту ее покровов. Такой она была когда-то в самом начале Творения человека. Только после этой "стирки" Он позволил вновь ступить на вычищенную и вымытую землю животным и человеку, чтобы начать жизнь заново.
Разрешение есть мясо: Все, что движется, что живое - включая скот, зверей, птиц и даже морских рыб - все, что называется רמש, будет вам в пищу.
Мясо было запрещено Адаму, а теперь разрешено Ною потому, что благодаря Ною Бог пощадил животных; если бы не человек, они бы погибли. "Они были спасены в Ковчеге, который ты построил тяжким трудом, и, таким образом, ты стал их спасителем, поэтому они твои, и ты можешь делать с ними все, что пожелаешь - подобно зеленой траве на поле". Точно так же, как некоторые травы приятны человеку, в то время как другие не съедобны и даже вредны, так и среди многих животных и птиц имеются те, которые Тора разрешает в пищу, и те, которые запрещены:
"... но плоть, в которой душа в ее крови не ешь".
Теперь, когда Бог позволил в пищу все, что движется, Он устанавливает ограничения. Бог запрещает отрывать части от живого животного и поедать их, потому, что это одно из величайших варварств по отношению к животному (Радак (7); Абарбанель (18)). Раши (1): имеется два запрета:
Но плоть, оторванную от живого животного, пока в нем жизнь, или от зарезанного животного прежде, чем дыхание жизни не покинуло его, вы не ешьте. Я разрешаю вам брать жизнь животных, но вашу собственную жизнь вы не можете брать. Я потребую расплаты с того, кто прольет свою собственную кровь.
Так запрещается самоубийство...
Подразумевается, что тело, кровь и жизнь животных ваша и в вашем распоряжении, но ваша собственная кровь, которая принадлежит вашей душе - Моя. Я, Элоким, отомщу за кровь. Я потребую Свое, то, что Мне принадлежит, и потребую отчета за каждую каплю ее. Бог, таким образом, требует право на кровь человека, несущую (в себе) человеческую душу, как на Свою собственность, и отказывает человеку в праве проливать собственную кровь.
И вновь встает все тот же вопрос: как быть в случае Авеля, как быть в случаях миллионов евреев, которые явились авелями своих времен и своих каинов?
Но, помимо этого, бесчисленное множество евреев покончили с собой для освящения имени Бога, чтобы не обратиться в иную веру. Эти жертвы, уважительно названные קדושים, святые, совершили жертвоприношение ради Иудаизма, достигнув духовной высоты, посвященной Богу. Известны случаи, когда в צרות ישראל, смутные времена у евреев, родители убивали своих детей, чтобы они не попадали в руки захватчиков.
כי בצלם אלוהים עשה את אדם - ибо по образу Элоким сделал человека. И, следовательно, проливший кровь повредил божественное подобие (Мидраш (6)). Кто-то может подумать, что, так как убийца также создан по образу Бога, будет ошибкой убивать его. Убийца исключил себя из подобных Богу, вследствие своего отвратительного поступка, и заслуживает смерти.
А как же быть с Каином? Почему он не заслужил смерти?
По образу Элоким сделан человек. А что это за Образ такой? Ведь если предположить, что Элоким - это законы нашего мира, то образ человека представляет собой собрание всех законов мира, подобно Элоким. Как это можно представить? Все законы мира сконцентрированы в человеке.
После создания Адама Господь не давал таких подробных указаний о поведении человека, какие Он отдает теперь Ною. Это означает, что Адам и его потомки были на более низком уровне ментального развития по сравнению с Ноем и потомками. Адаму ничего не разъяснялось, ибо он ничего не понимал. Даже после убийства Авеля Господь задает Каину лишь один вопрос: "Где твой брат Авель?" Из беседы Бога с Каином видно, что тот ничего не понимает. Эти люди еще не были в состоянии воспринимать хотя бы какие-то элементарные моральные правила и нормы. Именно поэтому Адаму был отдан один единственный запрет, да и тот был нарушен. Поэтому Каин не несет никакой ответственности за содеянное, за убийство - он ведь ничего не понимает, он невменяем и по этой причине суду не подлежит.
Но вот спустя десять поколений, Ною, его детям, уже можно отдать какие-то распоряжения и наложить определенные ограничения и запреты. Поэтому все остальное человечество, оставшееся на уровне Адама и Каина, было смыто Потопом, и земля была целиком очищена от него.
Интересно сравнить содержание моральных запретов и указаний Бога Адаму, Каину, и Ною, сложность технологических установок и заданий, которые Бог отдал Адаму и Ною соответственно. Мы ясно видим, что не только технологические проблемы Ноя (ковчег) были во много раз сложней, чем технологические проблемы Адама (одежда из кожи), но и моральные установки Бога Ною были намного сложней моральных установок Бога Адаму (не ешь от дерева познания). Интеллектуальный уровень Ноя был во много раз выше, чем Адама.
Исполнение завета.
И сказал Элоким Ною и его сыновьям, которые с ним, говоря: вот Я заключаю свой договор с вами, с потомством вашим и со всякой живой душой, которая с вами, с птицами и со скотом, и со всеми животными земли, что вышли из Ковчега. И по этому Моему договору с вами не будет искоренена ни одна плоть от вод Потопа, и не будет больше Потопа для уничтожения земли. И сказал Элоким, это свидетельство договора, который Я заключил между Мной и между вами и всякой живой душой, которая с вами на все времена. Радугу (в небе) дал Я вам, и будет она знаком союза между мною и землей. И будут в небе облака над землей, и увидите радугу в облаках. И вспомню Я Свой союз, который между Мной и вами, и всякой живой душой, и с каждой плотью, и не будет больше воды и Потопа для уничтожения плоти. И будет радуга в облаках и увижу ее, чтобы вспомнить вечный союз между Элоким и всякой живой душой, и всякой плотью, которая на земле. И сказал Элоким Ною: это символ союза, который Я установил между Мною и между всякой земной плотью. И сказал Бог Ною и его сыновьям... "И вот Я устанавливаю завет с вами.
Какой сигнал подал Бог евреям, оставшимся в живых после ужаса тотального уничтожения их собратьев во Второй мировой войне?
Бог создал государство Израиль!
При рождении человека Бог заключает с ним союз и берет на Себя определенные обязательства. Как они связаны с заветом и обязательствами Бога перед целым народом?
Радуга - знак Завета. И Я заключу Мой Завет с вами. И никогда больше Я не уничтожу всю плоть.
Радуга в небесах свидетельствует об определенных физических свойствах небесного простора и света в нем. Видимо, после Потопа изменились физические свойства земной атмосферы. Эти свойства существуют поныне. Именно их обещал Бог хранить для человечества в дальнейшем.