1. Последнее испытание. Биньямин обвинен в воровстве.
Отношение братьев к Биньямину убедило Йосифа, что они уже не озлоблены. Но готовы ли они жертвовать ради ребенка Рахель? Если так, он простит их (422). (2 - 42:9): Йосиф не хотел вызвать у них дальнейшее отчаяние. Он боялся, что они завидовали Биньямину, любимчику Якова, точно так же, как завидовали ему. Если это так, то опасно отпускать Биньямина с ними в путь. Для проверки он обвинил Биньямина в краже.
Вся эта история с похищением и продажей Йосифа показывает, что его братья еще не были верующими в Бога в достаточной мере, в понимании Воли Бога. Они рассматривали Йосифа и самих себя, как частных лиц, не имеющих никакого отношения к Богу. Бог где-то там, сам по себе, а мы здесь сами по себе, и не имеем ни какого отношения к Богу, точно так же, как Он не имеет никакого отношения к нам. Мы исправно молимся Ему три раза в день, и этого вполне достаточно для наших отношений с Ним. Все остальные наши поступки - наше личное дело, с Ним никак не связанное. Такова логика поступков братьев. Но ведь это логика людей, не до конца верующих в Бога, или, точнее, не до конца понимающих взаимодействие Бога с миром, в котором они живут.
ויצו את-אשר על-ביתו מלא את-אמתחת האנשים אכל כאשר יוכלו שאת ושים כסף-איש בפי אמתחתו - И он приказал тому, кто в доме. Наполни их мешки таким количеством еды, какое они могут увезти. И положи деньги каждого в горловину их мешков.
Все это для прикрытия мнимой кражи кубка (83). Операция с деньгами - расплата за их грубое отношение к Йосифу в прошлом. Наполненные мешки запечатывали, и братья не могли открыть их и обнаружить серебряный кубок, подброшенный в мешок Биньямина (2). *) (18): слуга вернул все их деньги, даже те, которые они вернули после их первого посещения.
Но они не вернули деньги, найденные в мешках после первого посещения. Их у них не приняли.
*) Но если мешки запечатывали, то как можно было похитить кубок и спрятать его в запечатанный властями мешок?
2. ויעש כדבר יוסף אשר דבר תשים בפי אמתחת הקטן ואת כסף שברו ואת-גביעי גביע הכסף - А мой кубок, серебряный кубок положи в устье мешка младшего и деньги за его покупку. И исполнил в точности по словам Йосифа.
Это был серебряный царский кубок (250). В Египте серебро было ценнее золота (47). הקטן, младший - Биньямин (59).
3. המה וחמריהם והאנשים שלחו הבקר אור - На рассвете и людей отослали. Рано утром. Их и их ослов.
Йосиф хотел, чтобы они уехали пораньше и не обнаружили кубок. Но не ночью, ибо под покровом темноты они убьют человека, которого он пошлет за ними в погоню (12; 17). *) Их проводили с почетом (1). Страх, что Йосиф отберет их ослов (43:18) был необоснован (70).
*) Нравы комментаторов оставляют желать лучшего. Неужели же Йосиф послал в погоню восьмилетнего ребенка, который вернул всех братьев? А если он послал его с охраной, то неужели охрана боялась темноты?
4. למה שלמתם רעה תחת טובה והשגתם ואמרת אלהם קום רדף אחרי האנשים הם יצאו את-העיר לא הרחיקו - Они не далеко отошли от города. Отправляйся, в погоню за этими людьми. Когда вы догоните их, скажи им: Зачем отлатили злом за добро?
Если они уйдут далеко, их уже не вернешь (209). Пока в них еще страх города (164). Он обвинил их в неблагодарности, что хуже, чем кража. Слова выговора сломают их мужество и заставят защищаться. "Мой господин пригласил вас на трапезу, дал вам пищу и вино, а вы украли его посуду!" (59).
Видно, что погоня была организована многочисленная. А поручение дано только одному человеку, предположительно Менаше, которому было 8 лет.
5. הרעתם אשר עשיתם והוא נחש ינחש בו הלוא זה אשר ישתה אדני בו - Ведь это тот, из которого пил мой господин. И он разгадал загадку. Зло, которое вы совершили.
По законам Египта никто, кроме царских чиновников, не может пить из серебряного кубка (250). Слуга не упомянул кубок, но говорил так, как если очевидно, что они взяли его. Из 8 и 9 видно, что они не знали, о чем речь (2). Как они посмели украсть его личный волшебный кубок! (12; 271). (2): тот самый, из которого пьет мой господин и делает волшебным его суждения. Он спросил у заклинателей, кто украл его и узнал, что вы престпуники. (4): נחש в основном имеет смысл проверка, испытание и смысл этой фразы: "и это кубок, которым он действительно испытывает вас", он намеренно показал его вам. Украв кубок вы разрушили добрую репутацию, которую заслужили, вернув деньги (52). *)
Необычайно интересный вариант слова נחש, змей, ворожба, догадка, колдовство. Но вот Ибн Эзра (4) считает, что слово נחש имеет также смысл: проверка, испытание. В таком случае становится совершенно очевидным смысл имени "героя" названого змей, נחש в сцене Адама, Евы и змея в раю: это было типичное испытание, проверка, тест Бога, которым он проверил, испытал Адама и Еву на зрелость. Совершенно рядовая, обычная проверка, каких тысячи мы находим на страницах Торы, подобной визиту Бога и ангелов к Аврааму, подобной Акедат Ицхак и множеству других.
И вот в данной главе мы находим очередное такое испытание человека, а точнее, последнее испытание братьев, сыновей Якова основателей будущего народа Израиля.
На такое испытание указывает использование Торой слов נחש ינחש, точно так же, как в сцене испытания Евы и самого Адама в Ган Эден. На такое испытание указывает также использование здесь в качестве испытательного средства кубка גביע, гематрия которого равна 85 и близка гематрии дерева познания в Ган Эден הדעה, гематрия которого равна 84. Таким образом кубок в данной сцене является эквивалентом дерева познания в Ган Эден. А "змеем искусителем" в данной сцене является Йосиф, подбросивший братьям этот кубок.
Следует подчеркнуть, что этот "выпускной экзамен" основатели народа Израиля выдержали с честью. Они не позволили поработить Биньямина, которого Йосиф от имени аШем Элоким хотел обвинить в воровстве и оставить у себя в "рабстве". Они все предложили себя в рабы во имя спасения чести Биньямина и чести семьи. Так успешно завершилось это испытание семьи Якова - Израиля, и начался новый исторический этап количественного развития евреев и всего человечества. Если бы братья не выдержали этот экзамен, будущий еврейский народ вел бы свою родословную лишь от одного из братьев - от Биньямина.
Выше мы уже отмечали, что Йосиф был олицетворением Бога аШема в тот период развития мира и еврейского народа. Именно это мы наблюдаем здесь при испытании Йосифом братьев, аналогичной по смыслу сцене испытания Адама и Евы в Раю.
Материал из которого сделан кубок испытаний, а именно серебро כסף, несет в себе целый ряд намеков. Один из них: כי סוף, как окончание, конец Этапа Патриархов в истории евреев. Другой: כ-סף, как порог, как чаша, которую предстоит испить потомкам сынов Израиля, на пути в будущее, а Израиль был на пороге своей гибели - ספה, но выбрал путь умножения и развития - ספה. И, наконец, слово כסף отражает страсть, тоску, томление Йосифа, его долгое ожидание встречи с братьями и осуществления его юношеских снов. Такие же чувства испытывали все братья Йосифа по отношению к нему.
Это примеры логос-голографического характера иврита и Торы.
*) Непонятно! Ведь Йосиф и его слуга утверждали, что братья заплатили сполна, и не взяли деньги, которые они пытались возвратить. Где был в это время Ор аХаим (52)?
6. וישגם וידבר אלהם את-הדברים האלה - И смутил их и сказал им все это.
7. חלילה לעבדיך מעשות כדבר הזה למה ידבר אדני בדברים האלה ויאמרו אליו - И сказали ему. Почему мой господин говорит подобные вещи? Боже сохрани твоим рабам совершать подобные дела!
Ты сам сказал, что мы честные люди (53). Нас не заботят деньги (18). Нам стыдно делать подобное! (3): חלילה, Боже сохрани! (16): Это смертельный удар по нашему моральному образу.
О значимости и наполненности иврита.
Слово חלל содержит множество понятий, раскрывающих суть этого мира: Убитый, погибший, пустой, полый, пустота, полость, космос, пробел, начинать, убивать, осквернять, нарушать, осквернение.
Наше тело (после смерти) и все пространство это пустота, которую оставил Дух божий. Без него это пространство полое, пустое, незаполненное.
8. ואיך נגנב מבית אדניך כסף או זהב כסף אשר מצאנו בפי אמתחתינו השיבנו אליך מארץ כנען הן - Вот. Деньги, которые мы нашли в наших мешках мы вернули тебе из земли Ханаана. Так как же мы украдем из дома господина твоего серебро или золото?
(1): это один из 10 аргументов Торы. Все они - в (172). Другие 9 - в (6). Эти аргументы, из Талмудической литературы - каль ва-хомер ("из малого большое"), основаны на простой логике: Если они доказали свою честность, вернув из Ханаана деньги, которые они даже не брали, то как их теперь обвинять в краже?
9. Братья отвергли обвинение и готовы к суровому наказанию, если кубок найдут у них:
אשר ימצא אתו מעבדיך ומת וגם-אנחנו נהיה לאדני לעבדים - Тот из твоих рабов, у кого найдешь, умрет. И мы станем рабами нашего господина.
Они повторили Якова, который отрицал виновность своей свиты перед Лаваном (31:32): У кого найдешь своих богов, умрет (584). Почему Биньямин не умер преждевременно из-за этого проклятия, как умерла Рахель из-за проклятия Якова? Рахель совершила кражу, а Биньямин был невиновен, ибо слуга положил кубок в его мешок. Но почему братья произнесли это проклятие, ведь кто-то мог подложить кубок в их мешки? (554). *) Они были уверены в своей невиновности (53). **) Они были так уверены друг в друге, что предложили себя в рабство (584).
*) Если процедура загрузки зерна в мешки была той, что описал Рамбан (2), когда мешки после загрузки закрывали египтяне, то все претензии к братьям нерелевантны. Следовало лишь проверить хорошо ли запечатаны мешки, не сорваны ли печати. И если печати на мешках целы, то все петензии должны быть к тем, кто загружал и запечатывал мешки.
**) Из последующих комментариев, где написано, что братья били Биньямина за найденный в его мешке кубок, следует, что они не были абсолютно уверены в своей невиновности.
10. ואתם תהיו נקים אשר ימצא אתו יהיה לי עבד גם-עתה כדבריכם כן-הוא -Вот теперь будь по вашему. У кого найду его, будет у меня рабом. А вы будете чисты.
(6): Вся группа будет арестована за грех одного из них. (2): גם-עתה, вот теперь, вы все вместе участвовали в краже и виновны. Хотя вы готовы стать рабами, я освобожу всех за исключением виновного. (17): Украденный предмет принадлежит правителю, но я буду снисходительным и не исполню полную меру правосудия. *) Он говорит от имени Йосифа. (1): по закону вы виновны, но я накажу лишь вора. (2): Хотя вы не отвечаете за преступления одного из вас, но виновны все. Вы будете в заключении, пока я не установлю вашу вину; но я задержу лишь вора. Он будет рабом. (44): Вы не виновны, ибо вернули деньги. Но младший брат мог украсть без вашего ведома: тот, у кого я найду, станет рабом, а остальные будут оправданы. Слуга знал, в чьем мешке он спрятал кубок (16). А вы вернетесь домой. Это было испытание: покинут ли они Биньямина (138).
*) Это слова из уст 8-ми летнего ребенка! Это то самое испытание, о котором Тора сказала: נחש ינחש
11. ויפתחו איש אמתחתו ויורדו איש את-אמתחתו ארצהימהרו - И поспешили и сняли на землю свои мешки. И каждый открыл свой мешок.
Доказать невиновность (70). Чтобы быстрее оправдать себя. Каждый открыл свой мешок и предложил обыскать его (584).
Интересная интерпретация слова אמתחת = אמת + חת = удостоверять, подтверждать + страх (חת) или грех (חטא).
12. וימצא הגביע באמתחת בנימן בגדול החל ובקטן כלה ויחפש - И он искал. Начав со старшего и закончив младшим. И нашел кубок в мешке Биньямина.
Делал вид, что ищет (6). Чтобы не заподозрили, что он знает, где спрятано (1; 83). (6): когда кубок нашли, опозоренные братья стали выговаривать Биньямину: "Ой, вор! Сын воровки! Ты опозорил нас воровством, как твоя мать опозорила отца, украв терафимы" (*). Биньямин назвал их ворами, продавшими брата. *) Он подозревал, что они могли украсть кубок и подложить в его мешок, чтобы обвинить его, как Йосифа (585). Другое мнение: они избивали его, пока он не поклялся жизнью отца, что не виновен. После этого они поверили. **)
Что же это за семейка такая и что же это за отношения в семье?
Но какой чудный комментарий Мудрецов!
(*) Тут уже вообще полная путаница. Ведь никто из них Тору не читал и потому никто не знал, что Рахель украла терафим Лавана, которых так и не нашли. Кроме того:
*) Как Биньямин узнал о том, что они продали Йосифа? Ведь была клятва молчания?
**) Если верить этим комментариям, подозрения Йосифа в отношении братьев и Биньмина были весьма обоснованными.
13. וישבו העירה ויעמס איש על חמרו ויקרעו שמלתם - И они разорвали свои одежды. И каждый навьючил своего осла. И вернулись в город.
Они были в отчаянии от смертельного горя Якова, когда узнает (53; 18). (6): это было возмездие: Якова разорвал одежды, когда они прислали ему окровавленную тунику Йосифа. Менаше, агент Йосифа, устроивший это, также был наказан: его территория в Эрец Исраэль была "разорвана", рассечена рекой Иордан (164). *) Менаше назван "слуга", во избежание ненависти со стороны колен из-за этого горя (349). И Биньямин был поврежден. (209; 494): потомок Биньямина Мордехай порвал свои одежды в Шушан из-за постановление Амана об уничтожении евреев.
*) Логос - голографический характер Торы.
14. ויפלו לפניו ארצה והוא עודנו שם ויבא יהודה ואחיו ביתה יוסף - И пришел Иуда и братья в дом Йосифа. И он был еще там. И упали перед ним на землю.
Иуда ответственный за Биньямина (53). Йосиф ожидал их (1). (164): сон Йосифа об одиннадцати кланяющихся звездах.
Но нет солнца и луны.
15. הלוא ידעתם כי-נחש ינחש איש אשר כמני מה המעשה הזה אשר עשיתם - Что это вы такое наделали? Разве вы не понимали, что чародей вроде меня узнает?
Это и грех и глупость: вы должны были знать, что будете пойманы (17).
Вот пример логос-голограммы. Как в голограмме, когда любой кусочек ее восстанавливает всю картину в целом, так и здесь, Йосиф подобно Богу в Ган Эден, который говорил с Адамом, говорит братьям: Что же вы натворили, неужели вы полагали, что я не узнаю, этого. Этот отрывок, напоминающий события в Ган Эден, намекает, что испытания Адама и Евы там подобны нынешним испытаниям братьев Йосифом: то есть этот злополучный кубок - синоним дерева познания в Раю, которое было подсунуто Адаму и Еве с чисто провокационной целью - проверить их на духовную зрелость.
Вот слова Господа Бога в Ган Эден женщине: ... מה זאת עשית ..., что же ты наделала...? А вот слова Йосифа братьям: ... מה המעשה הזה אשר עשיתם ..., что вы такое наделали... ? Эта сцена - зеркальное отражение сцены в Раю. И Йосиф тут в отношении братьев выступает в роли Господа - в роли аШема.
16.גם אנחנו גם אשר נמצא הגביע בידו הנני עבדים לאדני האלהים מצא את עון עבדיך מה נאמר לאדני מה נדבר ומה-נצטדק ויאמר יהודה
- И сказал Иуда. Что нам сказать нашему господину? Что говорить и как оправдаться? Бог раскрыл грех твоих рабов. Вот мы рабы моего господина. Мы все, так же, как тот, у которого был найден кубок. *)
Как доказать, что обвинение сфабриковано? (17) Иуда использовал три выражения: נאמר: что сказать, чтобы коснулось твоего сердца; נדבר: что говорить; נצטדק: как оправдаться: хотя мы не виновны тут, но мы грешны в другом деле, за которое наказаны теперь. Это наказание - ирония. Биньямин был приглашен для установления истины, а оказался вором. Когда Йосиф заявил, что лишь Биньямин будет наказан, Иуда начал спор (16). Что мы можем сказать моему господину в свое оправдание? Как нам говорить с отцом, которому я обещал вернуть Биньямина? Как оправдаться перед Божественным Присутствием? (75) аЭлоким с артиклем ה: Этот Бог - Бог Чистого Правосудия. "Мы знаем, что неправы. Бог обрушился на нас, чтобы наказать за другой грех. Тот грех поджидал нас и теперь стал действовать. "Творец востребовал Свой долг" (1; 6). "Бог исполняет наказание за грех твоих слуг". Мы виновны не в хищении кубка, но в продаже Йосифа, совершенном давным давно, и теперь Бог расплачивается руками египетского правителя (187; 17). Мы виновны перед Богом, за старый грех, который не забыт. עון, вина, наказание грех, и Бог теперь наказывает нас за это (4). Мы не виновны в этом деле, но будем твоими рабами (18). Иуда, отвечает за Биньямина, но они все останутся в рабстве, чтобы вместе найти путь к спасению (12). Ибо, невиновные в равной степени, мы наказаны Богом за совсем иной грех. Раньше мы хотели смерти тому, у кого будет кубок, а теперь мы все твои рабы (12).
*) Этим заявлением Иуда подтверждает наше предположение, что Йосиф выступает здесь в роли Бога, Бога Правосудия.
Иуда относит все несчастья семьи Израиля к наказанию за ее прошлый грех (продажу Йосифа): не имеет значения, что и кто сейчас совершил или не совершил - важно, что вся семья грешна, и это наказание именно за тот прошлый грех семьи.
И порабощение, о котором так просит сейчас Иуда, осуществилось, произошло с их потомками в Египте. Так, что просьба Иуды от имени всех братьев была удовлетворена Богом. И инициировал его... Йосиф, которого мы уже назвали Богом.
И хотя в продаже Йосифа не участвовали Реувен и Биньямин. И Иуда это хорошо знал, но просит наказать всех братьев без разбора, как семью. История показала, что евреев всегда наказывают коллективно безотносительно к их вине.
17. Йосиф объявляет, что оставит Биньямина одного.
חלילה לי מעשות זאת האיש הוא יהיה לי עבד ואתם עלו לשלום אל אביכם - Упаси меня от таких дел. Этот человек. Он будет моим рабом. А вы идите с миром к своему отцу.
Нельзя наказывать вас за прежний грех и самому стать грешником (17). Биньямин полностью ответственнен за свои поступки. Он не קטן, невинный малыш, как вы называете его (83). Он будет наказан (17). (22): это намек: он знает, что Биньямин не вор: кто позволит вору быть слугой в своем доме? Невинный человек превращается в слугу. И Иуда предлагает себя взамен. (74; 78 - 43). Теперь Иуда понимает, что это не Божественное наказание за их прошлый грех, ибо все они должны быть порабощены. Это каприз правителя, или результат какого-то греха Биньямина. И Иуда начинает выполнять свое обязательство - защитить Биньямина всеми силами (138). Он предлагает себя вместо Биньямина.
Несколько моментов.
Наказание Биньямина Йосифом, провокация с кубком, помимо проверки отношения братьев к детям Рахели имеет под собой также иную основу.
Йосиф обожал свою мать, которую потерял в 8-ми летнем возрасте, и по которой тосковал всю жизнь, и из-за которой братья наказали его - продали в рабство. Биньямин был невольным виновником смерти Рахели, матери Йосифа. Где-то на подсознательном уровне Йосиф видел в Биньямине причину своих несчастий, причину потери матери. Будь она жива, Йосиф не прошел бы через все эти испытания и страдания. Поэтому провокация с кубком на подсознательном уровне отражает отношение Йосифа к Биньямину, как к убийце матери. Йосиф невольно хочет наказать Биньямина за это.
Связка, которая образовалась между Иудой и Биньямином отражает будущую тесную связь колена Биньямина с коленом Иуды, которая осталась неразрывной в тысячелетиях не смотря на все невзгоды истории.
Храм, который построил царь Соломон из колена Иуды, находился на земле, принадлежащей колену Биньямина, и эту землю отвоевал для Биньямина царь Давид, из колена Иуды.
А этот кубок גביע, который Йосиф подсунул в мешок Биньямина, символизирует собой холм גבע, на котором будет построен будущий Храм, который גבה возвеличит и вознесет весь еврейский народ ко Всевышнему - גבה.
Глава 44
Каждому из сыновей Якова был назначен специфический вид служения, специальная роль в исполнении национальной миссии Израиля. Народ есть мозаика из этих частей. Израиль подобен колесу с Деревом Жизни в его центре, и двенадцатью коленами спицами, сверкающими на нем. Спицы эти важны каждая сама по себе, но наибольшее их значение лежит в их пересечении. *) Яков, и Моше благословили колена, и каждое колено сыграло уникальную роль в национальной судьбе: Иуда имел монархию; Иссахар - Тору; Зевулон - коммерцию; и так далее. Конечно, особые благословения, наложенные на одно племя не исключают его от распределения по другим. Яков дал своим сыновьям объединенное благословение, и каждый должен был разделить свой Дар с другими братьями. Все племена будут получать радость от царственной природы Иуды, селькохозяйственных успехов Нафтали и так далее. Но каждое племя будет выдающимся своей особой характеристикой, упомянутой в его благословении.
*) Не смотря на то, что 10 спиц этого "колеса" оторвались от него и исчезли в пучине истории, оставшиеся три "спицы" Иуды, Леви и Биньямина вобрали в себя все свойства исчезнувших спиц и успешно продолжили историческое развитие народа Израиля в последующие 2500 лет.
(20): Авраам, Исаак и Яков это написанная открытая Тора, духовная основа народа, эпоха в Израиле, фундамент самого существования народа. Новое творение началось с Патриархов; евреи это не потомки Ноя, как остальные народы; они потомки Авраама, Исаака и Якова. После Патриархов, начиная с Двенадцати Колен, каждый из которых имеет свою собственную роль в пределах главной линии Торы, началась новая эпоха. (20): Колена это 13 принципов толкования Торы. Каждый принцип имеет свое предназначение, но толковать Тору следует используя все эти принципы одновременно. Каждый принцип играет свою специфическую роль, и он не может рассматриваться в отрыве от других. Они дополняют друг друга, обеспечивая полное точное понимание Закона.
Племена дополняли друг друга, объединяя свою в корне различную природу, создавая единый народ, и соответствовали многим сторонам Устного Закона, все исходя из Писаной Торы, чтобы сформировать единое целое. Действуя согласовано, племена подобны на земле Единству Самого Бога.
Каждый день еврей принимает на себя ярмо, иго верховной власти Бога путем повторения Шма: Слушай, Израиль! аШем, Который наш Бог Один и Только Один. Многие комментаторы отмечают, что буквы слова אחד, Один, намекают на все-охватывающую силу, которая делает Бога уникальным. Буква א, равна 1, намекает на Его абсолютную неделимость и Единство. Буква ח, равна 8, относится к 7 небесам, представляющим различные уровни духовности, и землю; буква ד, равна 4, - 4-е направления компаса - власть Бога повсюду. Таким образом, полное слово представляет концепцию, что Бог Един, как выражение его абсолютной силы во всех 12 областях и направлениях: 7 небесах вверху, земли внизу и по всем 4 направлениям.
Это же слово אחד, один, описывает Израиль, ибо сказано, кто подобен Твоему народу Израиля, единственному народу в мире (358). (6) выстраивает параллель между Израильской единственностью (уникальностью) и Богом. Израиль, также описывает народ буквами слова אחד. Его последние две буквы равны 12, 12 коленам, а буква א, один, относится к единству народа. Его племена разделены и различны, как они и должны быть, если каждое выполняет свою индивидуальную функцию, но когда они работают вместе, как единый народ, они сливаются в цельное единство.
Необходимость единства была открыта Якову в момент его видения лестницы и обещание Бога, вернуть его невредимым из изгнания в дом Лавана. Когда он лег спать на Горе Мория, он сложил камни под головой. Мудрецы учат, что Яков взял 12 камней; если бы они слились в один камень, он бы узнал, что его семья, в отличие от Авраама и Исаака, будет едина и станет предтечей Израиля (42; 172). И камни слились и Яков узнал: Народ начнется с его детей - но их должно быть 12, они должны быть едины и достойны стать частью אבן ישראל, (единой) скалы Израиля.
Поэтому понятна тревога Якова, что один из его сыновей недостоен. Он, боялся, что "камень из 12 частей" Израиля будет разрушен, подвергая опасности судьбу всего народа. И сыновья хорошо понимая его, ответили повторением фразы из Шма, провозглашая свою полную веру и верность Богу:
כשם שאין בלבך אלא אחד, כך אין בלבנו אלא אחד
Точно так же, как нет в твоем сердце ничего, кроме Единого (Бога), точно так же в наших сердцах нет ничего, кроме единого (Бога) (236).
В их ответе была еще одна грань единства. Бог Един и Израиль един. Наше выражение Его Единства менее завершено, если Израиль расколот. На Горе Мория Якову было показано, что 12 отдельных частей его семьи должны стать единым национальным единством, если он преуспеет в создании народа Израиля. Теперь, когда его телесная жизнь подошла к концу, он убеждал своих сыновей собраться вместе в братском единстве, чтобы он мог благословить их и открыть им величие будущего. Знание Конца Дней было закрыто перед ним, но дети заверили его в единстве, и провозгласили Единство Бога.
Единство существенно для судьбы Израиля. Двумя главными единяющими факторами являются Храм - фокус Израильской преданности месту Шехины (Божественного Присутствия), и народный лидер - судья или пророк, ответственный за направление Израиля к Богу и удержания его от заблуждения.
Когда Йосиф открыл себя братьям и убедил их в отсутствие злых желаний, он и Биньямин упали на шею друг друга и рыдали. (1): "шея" - метафора Храма. Биньямин рыдал о разрушении Скрижалей Шило на территории Йосифа, а Йосиф рыдал о разрушении обоих Храмов на территории Биньямина.
Храм, как синоним духа и идеи аШема!
Яков и Эсав изначально по наследству получили от Исаака идею аШема.
Яков ушел в вынужденное изгнание, был изгнан из Эрец Исраэль и 20 лет жил во враждебном окружении. Тем не менее он не только не растерял свою связь с аШемом, но напротив еще больше укрепил ее, сблизился с Богом сильнее, чем до изгнания. Изгнание Якова не только не ослабило его веру, но укрепило его связь с аШемом.
Эсава, напротив, никто не изгонял из Эрец Исраэль, но он сам первоначально еще в Эрец Исраэль потерял связь с Богом, а затем добровольно ушел оттуда в окружающий мир, окончательно разорвав эту духовную связь.
Нечто подобное произошло с 10-ю коленами Израиля. Они первоначально отойдя от Иудеи и Храма порвали связь с Богом, а затем, при изгнании из Эрец Исраэль, окончательно разорвали эту связь.
С другой стороны, иудеи после разрушения Храма и изгнания из Эрец Исраэль подобно Якову не только не потеряли духовную связь с Богом, но, наоборот, находясь в изгнании лишь укрепили свой дух и свою связь с Богом и Эрец Исраэль. Вот почему они при первой возможности вернулись туда и восстановили Храм.
Но что позволяло изгнанным иудеям хранить верность аШему, хранить связь с Эрец Исраэль?
У них, как у Патриарха Якова, Храм, через который они держали связь с аШемом находился в сердце, в душе. А точнее: для них храмом была их ДНК, наследственность, сфомированая их предками.
Да Храмом иудеев изгнания стала наследственность, успешно заменившая им в изгнании Храм. Именно ДНК-Храм дал им и потомкам вечную неистребимую связь с аШемом.
Вавилонское изгнание показало высокую эффективность работы ДНК-Храма, хотя и потребовало еще некоторой доработки духовной конструкции ДНК-Храма.
История Иудеи в историческом промежутке между Первым и Вторым Храмом довела ДНК-Храм до совершенства. И разрушение Второго Храма произошло уже в первую очередь из-за ненужности физического воплощения этого священного атрибута еврейского народа того периода. К моменту разрушения Второго Храма этот Храм уже полностью разместился в ДНК еврейского народа, в его сердце, в его молитвах, которые заменили жертвоприношения в Храме.
2000 лет изгнания евреев после разрушения Второго Храма показали, что Третий Храм евреев обрел устойчивое надежное место в ДНК народа, который отныне вообще не нуждается во внешних атрибутах Храма. Нет более надежного, прочного и с окровенного места Третьему Храму, чем сердце еврейского народа. И самым верным доказательством этого феномена является сохранение еврейского народа после 2000 лет изгнания, его возвращение в Эрец Исраэль и создание государства Израиль на земле Эрец Исраэль.
Пророческим видением братья знали, что они должны следовать за Иудой; он был их лидер, их царь, их сердце. По контрасту с Реувеном, Иуда предложил продать Йосифа, а не убивать (291). Он должен был настоять и вернуть Йосифа отцу. Реувен, первородный, не мог командовать братьями, но Иуда, "царь", мог. Почему он не сделал этого? (172)
Тора всегда почти что напрямик излагает свою позицию - позицию аШема. В истории продажи Йосифа она состоит в том, что тот, кто предложил братьям наиболее верное решение проблемы Йосифа, и направил течение истории в правильное русло, был Иуда.
Тора специально предлагает несколько вариантов решения этой "проблемы":
1. Не придавать значение рассказам Йосифа, игнорировать их;
2. Убить его, как будущую угрозу всем братьям;
3. Вернуть его Якову и см. п. 1;
4. Продать его в рабство и, тем самым, избавиться от этой докуки.
В конце-концов, жребий не без помощи аШема пал на наиболее "мудрый" вариант Љ 4. А тот, кто предложил его и осуществил, Иуда, получил вознаграждение в виде наследия царства над всеми братьями. То есть, Тора однозначно свидетельствует, что лишь вариант, предложенный Иудой, требовался для дальнейшего развития истории еврейского народа. И никакой другой вариант для этой цели не годился и не был запланирован. Именно поэтому тот, кто этот вариант развития событий осуществил, получил в награду за это вечное царство и власть над всем еврейским народом в прошлом, и будущем, и его именем был называн весь еврейский народ - иудеи.
Отметим немаловажный момент.
Спор Иуды с Йосифом напоминает спор Авраама с аШемом накануне гибели Содома. Мы уже отмечали, что Йосиф выступает теперь как Сам Бог Элоким, и Иуда теперь играет роль Авраама. Он аргументирует в защиту грешников братьев и убеждает Йосифа, как в свое время Авраам убедил аШема, в необходимости милосердия к братьям.
Там, в Содоме благодаря Аврааму был спасен Лот и его дочери. Тут, в Египте благодаря Иуде были спасены евреи.
Мнение еврейских Мудрецов, осудивших Иуду, за предложение продать Йосифа в рабство, равносилен осуждению аШема за спланированную и осуществленную Им историю еврейского народа.
Но вот, что странно. Если расмотреть ход этой истории в переспективе, то увидим, что борьба между тенденцией Йосифа и тенденцией Иуды не завершилась на этапе Египетского изгнания и возникновения царства Иудеи. Эта борьба продолжается и поныне.
Мы помним, что там в Ханаане Иуда взял верх над Иосифом: именно его предложение было принято братьями, и Йосифа продали в рабство. Но затем Йосиф стал влиятельным вождем в Египте и все братья попали под его правление. Через 400 лет все колена Израиля вышли из Египта и после завоевания Эрец Исраэль и эпохи судей попали вначале под правление царя Саула (колено Йосифа) а затем - под правление царя Давида (колено Иуды).
Но потом возник раскол между коленами. Северное царство - Израиль возглавил царь Иеровоам из колена Йосифа. А южное царство - Иудея возглавил царь Реховоам, сын Соломона из колена Иуды.
Затем Израиль был разгромлен и исчез навсегда. Все его жители были уведены в рабство на восток, растворившись среди местных народов. Это изгнание и исчезновение напоминало продажу Йосифа в рабство с таким же результатом. Только теперь в рабство продали всех братьев. Это изгнание и исчезновение напоминает также уход детей Авраама, рожденных ему Кетурой. Несомненно, что из потомков тех бывших "израильтян" вышли многочисленные йосифы местных народов. Именно с ними имела дело древняя Иудея и евреи всех последующих периодов истории вплоть до наших дней. Таким образом, борьба между течениями Йосифа и Иуды среди евреев и в мире не прекратилась и продолжается поныне. Видимо, как и в те давние времена, так и сегодня в этом одна из загадочных целей Бога.
Вопрос царствования был решающим в горьком диспуте братьев с Йосифом. *) В снах и своим поведением Йосиф показал **), что он будет управлять всей семьей. Братья ошиблись, посчитав его эгоистом, угрожающим семье. Они боялись, что он - еще один Ишмаэль или Эсав, и хотели удержать его от разрушения семьи.
*) А никакого диспута между братьями и не было. Никто не обсуждал сны Йосифа.
**) Йосиф не мог "показать" что-то в своих снах. Он не управлял своими снами. Это было "дежавю". Это аШем показывал через сны Йосифа его и их будущее. А Йосиф выступал здесь лишь в роли экрана телевизора, на котором (через его сны) аШем демонстрировал будущие роли каждого из участников истории.
И братья по сути не ошиблись. Это хорошо видно на примере продажи Йосифа и неудачной попытки прозреть будущее Яковом на смертном одре. Действительно, в среде братьев существовала тенденция разрушения единства семьи. Но она находилась не в Йосифе, а в них самих, во всех братьях вместе взятых. Каждый из них был врагом всех остальных, и именно поэтому они так легко объединились вначале против Йосифа, а затем против Иуды. Им всем было чуждо единство ради общей единой идеи. Они, по сути, были братья - אחים, что означает (по гематрии) - גוים, народы.
Им значительно важнее была независимость, основанная на эгоизме и взаимной ненависти, чем единство и подавление эгоизма во благо общих интересов духовного единства.
Братья точно так же, как их предшественники Ишмаэль и Эсав, раскололи потомков Якова и ушли в небытие, точнее, слились, объединились с потомками Ишмаэля и Эсава в борьбе против Иуды, ибо иного пути у них не было. Так, что и в Якове был заложен раскол точно такой же, как в Исааке и Аврааме.
Вот почему борьба между Иудой (иудаизмом) и Йосифом (народами) продолжается поныне.
У них было еще одно основание не доверять его протестам о невиновности. (*) Пророчески одаренные братья воспринимали Йосифа, как семя его потомка Иеровоама, который оторвал Десять Колен от монархии Давида (385). *) Иеровоам начал, как истинно великий мудрец и цадик, такой сильный, что после того, как он начал грешить Бог явился к нему, умоляя о раскаянии:
(Бог) сказал ему: "Раскайся, и тогда Я и ты, и сын твой Ишай, будем гулять вместе в Саду Эденском".(Иеровоам) ответил Ему: "Кто будет впереди?" (Бог) ответил ему: "Твой сын Ишай будет впереди". "Если так (ответил Иеровоам), я не хочу" (82 - 102а). **) Раскол Иеровоама был предопределен Богом через пророка Ахия Шилонита. Бог приказал Иеровоаму унаследовать трон потому, что Реховоам, сын Соломона и потомок, был недостоен мантии Давида и Соломона. Но команда Бога Иеровоаму включала предостережение, что его правление было не постоянным. Лишь династия Давида была вечной (385). Но праведный Иеровоам не смог воспротивиться вкусу власти. Став царем он наслаждался троном.
(*) Так ведь Йосиф и не протестовал о своей невиновности. Тора ничего об этом не пишет. Его вообще никто из братьев не спрашивал ни о чем и не слушал. Его просто схватили, раздели и бросили в яму, без малейшего суда и следствия.
*) Братья обладали более глубоким пророческим даром, чем Бог! Они знали о будущем расколе Иудейского царства, а Бог не знал! Видимо это происходило потому, что сами братья и устроили этот будущий раскол. Так кому же, как не им знать будущее и валить всю свою вину на потомков Йосифа. "Бедный" Бог не догадывался, что Иеровоам узурпирует власть, и 10 колен Израилевых исчезнут навсегда.
**) Бедный, бедный Бог так и не смог убедить Иеровоама!
Спустя 22 года, братья подверглись мукам и обвинениям *) "правителем Египта", и отнесли это к своему обращению с Йосифом: "Мы виновны перед нашим братом: он в отчаянии умолял нас, а мы не обратили ни малейшего внимания" (42:21).
*) И это называется муки? А каково было Йосифу, которого они раздели и бросили в колодец, наполненный гадами, которого они хотели убить, которого они продали в рабство?!
Вопрос: братья были мудрыми и праведными людьми: они поняли, что наказаны за поступок с Йосифом, но почему они не поняли, что не правы в оценке его намерений? Почему они не распознали истинного Йосифа, даже когда их наказали за это? (474): Когда они увидели пристрастность Якова к Йосифу, они возненавидели его; а когда возникли его сны, их ненависть возросла. Тора уже не говорит о ненависти: но об их зависти. (21; 83; 52): они ощутили, что сны это не фантазия, но пророчество о его превосходстве и власти над ними. Зная это, они не согласились с духовным величием Йосифа. Им помешала зависть. Они увидели в Йосифе наихудшую крайность Иеровоама.
То есть они увидели в Йосифе, как в зеркале, самих себя. Они судили о Йосифе, по себе, как они сами себе это представляли. Ведь Иеровоам возглавил царство 10 колен Израиля, то есть тех 10 братьев, которые хотели убить Йосифа.
Интересно, что в началах взаимоотношений братьев заложена, как в голограмме, вся последующая история еврейского народа, точно так же, как в начальных главах Торы, как в голограмме, заложена вся история Творения.
Среди братьев было две царские фигуры: Йосиф и Иуда. Они воплощали важные характеристики еврейского народа, но и раскол. Он произошел при первом Храме и привел к вечному изгнанию Десяти Колен. Но вначале он произошел при Якове: братья сплотились вокруг Иуды и отвергли Йосифа.
Они отвергли сны Йосифа и намек на его руководство. Разрыв продолжался 22 года. Семья Израиля находилась в духовном забвении, заточении, Яков не получал никаких пророческих видений, а Тора не называла его именем Израиль. Колена слились вновь, лишь когда вожди приблизились друг к другу и растопили ледяной барьер подозрения. Воссоединение Йосифа и Иуды спасло семью от антагонизма и изоляции и создало гигантский и могущественный народ Израиля.
(6): освобождение из текущего, последнего изгнания, предвещано в египетском опыте. (291): нынешнее изгнание - следствие שנאת חנם, необоснованной ненависти. *) Ясно, что Йосиф также был жертвой этой ненависти, и вся семья Израиля страдала. Их испытания закончились примирением, и наши (закончатся) только, если наступит примирение.
*) Вопрос о причинах раскола между братьями действительно непонятный, загадочный. Он возник, казалось бы, совершенно на ровном месте, когда не было никаких оснований для ссоры.
Тора пытается сформулировать основания для ссоры между Йосифом и братьями: излишняя предпочтение Яковом Йосифа, и сны с намеками на будущую власть Йосифа.
Но излишнее предпочтение проходит красной линией через всю Тору.
аШем предпочитал Авраама другим героям Торы, и, в частности, Лоту. Лота аШем предпочел жителям Содома. Авраам предпочел Агарь Саре. Авраам предпочел Ишмаэля Исааку. Исаак предпочитал Эсава Якову. Временами аШем лично вмешивался в события, корректируя эти предпочтения: Он вынудил Авраама исполнить волю Сары и изгнать Агарь с Ишмаэлем; Он вынудил Якова с помощью Ривки похитить первородство, уготованное Эсаву.
И вот теперь Яков в предпочитает Йосифа остальным братьям. Все как прежде. Но если в случае Авраама и Исаака их жены, Сара и Ривка помогали скорректировать возникшие предпочтения, то Йосифу помочь ему некому. Происходит то, что могло произойти с Исааком и Яковом, если бы не вмешательство их матерей: братья мстят ненавистному любимчику. Но откуда эта ненависть к Йосифу?
Беспричинная ненависть שנאת חנם возникает из зависти братьев.
Они завидуют Йосифу, завидуют всему: и пророческими снами, и близости к отцу и даже рубашке, всему, чего они лишены. Их зависть имеет под собой явные материальные и духовные основания. Как же можно назвать эту зависть беспричинной, безосновательной? Нет, у братьев есть все основания завидовать Йосифу.
Вопрос в другом: почему зависть перерастает в ненависть?
Все люди на земле рождаются разными. Нет в мире двух одинаковых людей. Но разве различие людей является основанием для их взаимной ненависти? Оказывается, да. Различия людей порождают их взаимную зависть и ненависть. Основания для такого утверждения можно найти в иврите.
Слово разный, различный, отличающийся, изменяться, быть иным на иврите это שונה, שנה. А слово ненавистник, наприятель, враг, ненавидеть, ненависть, вражда на иврите это שונא, שנא. Гематрии этих слов очень близки. Кстати и слово сон, что видел Йосиф, на иврите пишется так же: שנה.
Так, что у братьев были все основания для ненависти к Йосифу - он был другим, сильно отличался от них, да еще видел сны об их будущих отношениях. Отношение Якова к Йосифу лишь подливало масла в огонь ненависти братьев, который и без того уже жарко пылал.
Добавим, что ненависть - одно из наиболее характерных свойств человеческих взаимоотношений. Ненависть заложена в само основание человеческого существа.
Человек на иврите אנוש, энош. Человеческий, гуманный на иврите אנושי, эноши. Не трудно заметить, что гематрии слов אנוש, человек и שונא, ненависть равны = 357. Эти слова - синонимы. То есть, человек - символ ненависти. Человечество неотделимо от ненависти. Ненависть - характерная особенность именно человека, единственного из всех живых существ на земле, обладающего этим свойством.
Теперь мы понимаем, что братья ненавидели Йосифа во-первых как обычные люди, а во-вторых, из-за его отличий. То есть, их ненависть к Йосифу естественна, объяснима.
Вопрос в другом.
Почему они не проявляли ненавсить друг к другу? Почему десять братьев были сплочены, а не разобщены, тесно связаны и дружны друг с другом?
Ответ следующий.
Все братья были весьма подобны друг другу, без особых отличий. Кроме того, их объединяла общая ненависть к Йосифу, которая легко сглаживала их незначительные отличия.
В подверждение этому рассмотрим случай Иуды. Как только Иуда выбился, стал отличаться чем-то от своих братьев, он сразу же был вытолкнут ими из их круга, отделился от них, начал самостоятельную жизнь. Об этом рассказ Торы в главе 38 (Тамар).
Так будет и в дальнейшей истории народа. Как только возникла физическая возможность (Иудея ослабела) отделиться от Иуды, так сразу же 10 остальных колен ушли и объединились против Иуды в отдельное государство - Северное царство.
Тора возвращается к Иуде и его активности в главе 43. Где Иуда выступит с инициативой по спасению семьи от голодной смерти. Он обещает охранять Биньямина от любых случайностей и вернуть его невредимым Якову. А в главе 45 он берет на себя всю главную роль и восстанавливает единство семьи, разрушенное братьями из-за ненависти к Йосифу.
Интересно, что инициаторами ненависти к Йосифу Мудрецы называют Леви и Шимона. Остальные братья были в той или иной степени индеферентны к Йосифу. Реувен был даже робко против остальных, а Иуда ощутил на себе силы Провидения, подсказавшие ему идею продажи Йосифа в рабство. Так Бог очень умело использовал естественные чувства людей для осуществления Своих Стратегических Планов.
Увы, продажей Йосифа в рабство история разногласий братьев не заканчивается. В дальнейшем, примерно лет через 800 после этих событий старые разногласия вспыхнут с новой силой. На этот раз 10 братьев объединятся в единое царство Израиль и ополчатся против Иуды, к которому присоединился Биньямин. Но если в первый раз Провидение отправило братьев в Египетское изгнание, то во второй раз братья отправлены в Ассирию и исчезли.
Несомненно, оба изгнания - дело рук Божественного Провидения. Вопрос в том, почему братья, ушедшие во второе изгнание, исчезли со страниц истории?
Возможный ответ: исчезла надобность в них, они выполнил свою задачу. По сути, 10 колен Израиля стали выполнять роль Эсава: передали окружающим народам весь генетический фонд, накопленный за истекшие 800 лет семейством Израиля. Возможно, в этом и была их задача. Они не могли укрепить идеи иудаизма, укрепить колено Иуды. И в этом, по-видимому, уже не было необходимости. Но они могли укрепить "допировать" (от слова "допинг") остальные народы идеями иудаизма, как в свое время это сделал Эсав.
Итак, этот раскол и последующее исчезновение 10 колен было следствием Высших планов Бога так же, как в свое время с Эсавом.
Когда Биньямин был "явлен" как вор, братья потеряли дар речи. Они покорились судьбе и правителю. Иуда: "Что мы можем сказать, мой господин? Как мы можем говорить? И как мы можем оправдать себя? Бог раскрыл грех твоих слуг. Вот мы: мы готовы стать рабами моего господина...". Но еще через две фразы Иуда оспаривает Йосифа, что никто кроме "вора" не будет порабощен. Смиренный Иуда неожиданно стал воинственным и логичным. Что произошло?
(587): возражение Иуды Йосифу было молитвой о помощи Бога. Лишь Божественное наказание могло нагромоздить такую нелепость против них, и только Бог мог спасти их. Слова Иуды обращены к Йосифу, но в сердце он разговаривал с Богом. Иуда пытался проникнуть в сердце правителя, добраться до глубоких внутренних чувств Йосифа.
(70; 6; 172): גש אליו יהודה, и приблизился к нему Иуда (44:18): он достиг самых (сокровенных) глубин Йосифа; אליו подразумевает наиболее интимный вид ощущений (290;133). Йосиф хотел скрыть свою идентичность до момента, когда он расскажет им, что они братья, но Иуда вытащил этот секрет из Йосифа, и светлая новость, что Йосиф найден, и что он все еще их брат, вырвалась наружу напоить всю семью. Это столкновение закончилось известием, что Йосиф "царь" этого периода еврейской истории, но царственный Иуда доказал свое величие в эти напряженные моменты! Особая милость царя в том, что он координирует поведение многих различных людей для достижения гармонии ними.
מלך, царь, властвовать, обдумывать, советоваться.
Как глубоки древние, первоначальные воды совета, которые погружены в глубине человеческой психики! Бог создал человека прямым и честным, но они нашли много интриг, говорит (428). Человек предал себя, построив крепости из мечты и снов, основанные на извращенной логике. В глубине каждого человека бассейн чистой, освежающей честности, хотя иногда он кажется безнадежно недосягаем. Тогда приходит Иуда - разумный человек, и находит пути вывести ее на поверхность.
Это не совсем верно. Люди оттолкнулись друг от друга, рассорились и разошлись в период Вавилонской Башни, когда Бог и Его ангелы спустились на землю и изменили "языки" людей так, что они "перестали понимать" друг друга. Вот это "непонимание" людей, внедренное в них Богом и Его ангелами, и явилось источником их взаимной ненависти.
Так Иуда использовал свою мудрость и такт мудрого царя. Йосиф еще не хотел раскрыться. (2): Йосиф ждал исполнения своих пророческих снов и продолжал жесткое поведение так долго, вынудил привести в Египет Биньямина. Но Иуда переломил сопротивление Йосифа: и не смог Йосиф удержаться. Иуда содрал с него его внешнюю суровость и открыл в нем любящего брата и сына.
Вопрос с именем Иуды поучителен. (23) объясняет наличие четырех букв в имени Иуды ссылкой на событие, произошедшее через 250 лет после его рождения. Тора дает различные основания его имени. Когда он родился, его мать, Лия, почувствовала особую волну благодарности к Богу. Семья Якова знала, что ему суждено иметь 12 сыновей; каждая из 4 жен должна была родить 3 сына. Когда Лия родила четвертого, она воскликнула: "На этот раз позволь мне благодарственно приветствовать аШема". Поэтому она назвала его Иуда (29:35). Имя Иуда на иврите относится к הודאה, похвальная благодарность. Появление четвертого сына означало, что ей гарантирована большая, чем ожидалась доля в создании еврейского народа, и она использовала имя своего ребенка как средство выражения своей благодарности.
Это типичный пример голографического характера иврита и Торы: Каждое слово Торы, каждое ее предложение несет в себе невероятный объем информации, тысячекратно превосходящий информацию, содержащуюся в первом прочтении этого слова или предложения.
Имя אושר, Ошер, счастливый, содержит в себе также такие понятия, как אור, свет; שר, правитель, министр; אש, огонь; ראש, глава; שואר, закваска, соль земли.