1. И было Авраму 99 лет, и увидел аШем Аврама и сказал ему: Я Эль Шаддай - Бог Всемогущий, ты ходил передо мной и был беспорочен. 2. И заключу союз между мной и тобой. И умножу тебя чрезвычайно. 3. И упал Аврам на свое лицо, и беседовал с ним Элоким говоря: 4. Я, вот Мой союз с тобой (???) и будешь отцом многих народов. 5. И впредь не будет твое имя Аврам, но будет твое имя Авраам, ибо множество народов дам тебе. 6. И сделаю тебя весьма плодородным, и дам тебя народам, и цари выйдут из тебя. 7. И заключу Мой союз между Мной и тобой, и твоим потомством, что после тебя в поколениях, и союз вечный с Элоким будет у тебя и у других твоих потомков. 8. И Я даю тебе и твоему потомству, что после тебя, эту Землю для твоего проживания, весь Эрец Ханаан в вечное владение, и буду Я им Элоким. 9. И сказал Элоким Аврааму: а ты храни Мой союз, ты и потомки твои, что после тебя в поколениях. 10. Это Мой союз, который храните, между Мной и между вами, и между твоим потомством после тебя. И обрежь их всех мужского рода. 11. И обрежь крайнюю плоть и будет знаком союза между Мной и между вами. 12. И восьмидневного обрежь у них каждого мужского пола и выкупи серебром каждого мужского рода, который не твоего потомства. 13. И обрезая обрежь рожденного в твоем доме, и купленного тобою серебром и будет Мой союз на вашем теле, союз вечный. 14. И мужчину, у которого не будет обрезана крайняя плоть, Я уничтожу душу его из народа, как нарушившего Мой союз.
1. Завет Обрезания
ויהי אברם בן-תשעים שנה ותשע שנים - И было Авраму 99 лет.
(2047 год с момента Творения, Ишмаэлю 13 лет и Саре 89 лет). Этот момент очень важного завета требует точной датировки (41). Исаак родится, когда Аврааму будет сто лет, подчеркивая чудо. Обрезание старого и немощного Авраама покажет его любовь к Богу. Приказ отдан до рождения Исаака, чтобы его зарождение произошло в святости, и Авраам зачал ребенка даже после того, как его орган был ослаблен (7). Бог сделал Исаака святым с момента зачатия (24).
Возраст 99 лет указан здесь, чтобы показать, что только к этому времени в Аврааме созрели наследственные характеристики, необходимые для создания нового святого народа. Для окончательного оформления этих характеристик не хватало лишь последнего штриха - обрезания.
וירא יהוה אל אברם - и явился аШем перед Аврамом.
יהוה - аШем - Законы Духа, Ментальности определяются временем, историей, постоянно изменяются, перетекая из одного состояния в другое.
אלהים - Элоким - физические законы, всеобщие основополагающие законы пространства и материи, Мировые Константы.
Казалось бы без Элоким, без законов пространства- материи невозможны и законы аШема. То есть, Элоким первичен, а аШем - вторичен. Но это не так.
Ведь Элоким - законы есть следствие аШема, следствие Духа уже по определению: вначале возникли законы устройства мира, то есть аШем, а только потом - мир Элоким, в соотвествие с этими законами.
Но если разделить законы аШема на законы Духа, охватывающие идею мира, как такового со всеми его законами (законами Элоким), и на законы ментальности, охватывающие духовный мир человека, который еще не постиг и в малой степени законы Духа, то можно сказать, что законы ментальности современного человека вторичны относительно законов Элоким.
До сих пор Аврам был знаком, общался лишь с аШемом. Теперь ему предстоят более серьезные и глубокие изменения, и аШем знакомит его с Основой всех мировых констант, с Элоким. Но это знакомство осуществляется не напрямик, не через "голову", а "по субординации". аШем знакомит Аврама с Эль Шадай, с Источником Законов Жизни, со своим непосредственным "шефом". А Эль Шадай уже знакомит Аврама с "Самим Боссом" - с Элоким.
Все дальнейшие преобразования, в которых участвует Аврам происходят на уровне Мировых Констант, на уровне Элоким. Элоким и Авраам совместно вносят поправки в физические Константы. Таков "ранг" преобразований, произведенных ими в мире.
אני-אל שדי - Я Эль Шадай - Я Бог Всемогущий.
Комментаторы расходятся в интерпретации этого Имени. Общепринятая трактовка считает: Бог Всемогущий. Я Тот, в Чьей Божественности имеется достаточность (שיש די) для каждого существа (30). Ходи передо Мной, и Я буду твоим Богом и Защитником (1). (6): Я Бог, Который сказал Моему миру (в момент Творения): די, достаточно! Небеса и земля продолжали расширяться вплоть до этого дня. *)
Имя Бога שדי выводится из выражения: Тот Который сказал Своему миру: "Хватит!" (70, 25, 27). В простейшем понимании это касается физического расширения земли. Творение началось с одной точки на земле, אבן שתיה, Эвен Штия, Краеугольного Камня, скалы в Святая Святых в Храме, на котором располагался Ковчег Завета. Он получил это название потому, что от него земля распространилась "во все стороны". **)
*) אל שדי - Эль Шадай, очень интересное определение! Откуда оно? Мудрецы полагают, оно связано с тем, что каждое существо ограничено и самодостаточно. В этом есть логика.
При анализе процесса Творения мира в главе 1, мы отмечали, что Элоким, создавая мир, боролся с энтропией усложняя материю, отделяя - מבדיל - одни свойства и категории материи от других. Операция הבדלה разделения материального мира - одно из основных действий Элоким при сотворении мира. Дифференцируя материальный мир, Элоким вводил границы, пределы категорий и предметов, выделяя их из общего исходного неопределенного материального фона, из тогу вабогу, из хаоса. В этом суть Творения материального мира. Естественно, что процесс Творения - выделения сопровождался формированием законов мира, осуществляющих это выделение.
Имя שדי, Шадай - производная от слова מבדיל - мавдиль, выделение, отделение, разделение. Имя Шадай подчеркивает функцию выделения, отделения, выполненную Элоким при Творении мира. И каждое явление или предмет материального мира, есть определенная часть, выделенная, сформированная и обособленная из исходного тогу вабогу. Это выделение категорий, предметов и явлений из общего начала, оформление их границ и пределов, и есть процесс создания мира.
С этой точки зрения процесс обрезания Авраама и его потомства, есть процесс создания нового народа путем операции הבדלה, hавдала, отделения, которую Элоким проводил, создавая мир все шесть дней Творения, отделяя каждое новое свойство, новое явление мира, новую духовную категорию, новое создание от тех, что уже имеются. Именно так поступает Элоким и теперь, выделяя Авраама и будущий народ из всех остальных народов земли, нанесением на них Своей особой метки - обрезанием. Поэтому Он в самом начале назвал себя אל שדי - Бог אל , Который ש, отделяет, выделяет די.
Но почему здесь использовано имя Эль Шадай, которое мы отнесли по своей функции к Законам живого (растительного и животного) мира, а не имя аШем?
Обрезание это прежде всего физическое и биологическое преобразование, и лишь, как следствие этого, изменение законов ментальности. Мы говорили, что каждое растение и животное это классический пример отделенности, "самости", "персональности" от всего остального мира. Вот почему здесь вышел на сцену Эль Шадай, а затем и Сам Элоким, источник Мировых Констант.
Микеланджело рассказал однажды, как он создает свои скульптуры: он берет бесформенный кусок скалы и отсекает от него все лишнее, оставляя лишь скульптурный образ. Именно так действует Творец-Элоким, выделяя из общей массы неоформленной материи, из тогу вабогу определенное Творение, такое, как свет, светила, земля, день и ночь, моря, растения, животных и тому подобное. Так Элоким поступил и при создании избранного народа: отделил Авраама из всех народов, отсекая от него лишнее - крайнюю плоть.
И еще одна существенная деталь. Гематрия слова מבדיל равна 86, а гематрия слова מילה, обрезание крайней плоти равна 85 - оба эти понятия почти аналогичны по смыслу: обрезание, выполненное Авраамом по слову Элоким, аналогично операции отделения, которую выполняет Элоким при Творении мира.
**) Очень интересная мысль (о расширении мира из одной точки)! Она свидетельствует о том, что уже далекие времена Мидраша (7), Зогар (70), Песикта (25) и Танхума (27), то есть за две тысячи лет до возникновения научной теории красного смещения и расширения вселенной, Мудрецы уже знали, что наш мир расширился из одной точки - из "Эвен Штия". Невероятно!
Я Тот, кто приказал Моему миру - Хватит! - теперь говорю твоему страданию из-за бездетности - Хватит! Это особое Имя было выбрано, чтобы вдохновить (поразить) Аврама ужасом, чтобы он мог принять команду обрезания. (4): Имя Шадай согласуется с Его Четырехбуквенным Именем יהוה (аШем) и является определяющим, устанавливая границы атрибутам этого Имени, ибо Он создает (совместно) с аШемом, и Он завоевывает, контролирует и ограничивает с Шадай. Мир состоит из этих двух Имен. (2): Имя Шадай - это атрибут мощи, которая управляет миром.
Здесь имя Шадай использовано вслед за именем аШем, но сразу после этого текст переходит к давно уже не использованному Торой имени Элоким. И далее имя Элоким используется на протяжении всей главы без возврата к имени аШем. Это таинственная загадка.
Вначале к Авраму обращается аШем, который многократно общался с Аврамом в предыдущие "сеансы связи" между ними, и с которым Аврам хорошо знаком.
В тезисах о языке иврит, как о языке связи Аврама с Богом, отмечалось, что иврит был секретным кодом связи между ними, чтобы непосвященный не мог выдать себя за аШема и не выступить перед Аврамом как лже-бог. Иврит был гарантией, что никто не вклинится в их строго конфиденциальные отношения.
Но вот настала пора осуществить новые материальные шаги для укрепления союза Бога c Аврамом. Теперь его нельзя ограничить лишь ментальным обменом знаками, словами. Наступила пора совершить физические действия.
В этот момент на сцену вновь выходит Элоким, Творец материального мира. Но Аврам еще не знаком с Элоким. До сих пор Аврам общался с аШемом - своим Духовным Поводырем.
Поскольку дальнейшие шаги по укреплению союза Аврама с Богом связаны с существенными физическими изменениями в мире, с дополнительной переделкой мира, с его достройкой и усовершенствованием, которые в силах осуществить лишь Элоким, то теперь Авраму предстоит познакомиться с Ним. Это знакомство, представление осуществляет известный Авраму аШем. Именно Он встречает Аврама - וירא יהוה אל אברם, и представляет ему Свою другую сторону - Элоким, объясняя Авраму Свои новые, еще не знакомые ему, стороны и свойства: אני-אל שדי, Я Бог Всемогущий, формирующий, отделяющий, Творящий. Естественно, Аврам падает перед новым не знакомым ему явлением Эль Шадай ниц из страха и благоговения.
Обсуждая причины ухода Аврама в Египет, его странное поведение в Египте, мы сделали предположение, что Аврам еще не понимал, насколько могуч и всесилен Бог. Теперешний отрывок подтверждает это предположение. Бог начинает раскрывать перед Аврамом свои свойства и возможности.
Из Торы известно, что именно Элоким создал физические законы, весь мир и Адама. Но Аврам Тору не читал. Он познает Бога опытным путем, и это еще один шаг Аврама и всего человечества на пути познании законов мира - Бога.
В первой главе о шести днях Творения отмечалось, что Элоким, Могучему Творцу материи, пространства, времени, энергии и всех законов материального мира, не чужды качественные оценки Своих трудов, которым Он неоднократно давал чисто эстетические определения. Вся первая глава Торы пересказана в мажорных, возвышенных, ярких, красочных тонах.
Но затем, когда на сцене явился аШем, повествование стало прозаическим, сухим, деловым, без высоких эпитетов, каким-то черно-белым.
И вот здесь мы вновь сталкиваемся с возвышенными эпитетами, явно возвращающими нас к первой главе Торы, к деятельности Элоким.
Вот Он характеризует жизнь и поступки Аврама как תמים, беспорочные, цельные, чистые. Давно мы не встречали в Торе качественных оценок. Мы даже отмечали после возвращения Аврама из Египта, что (аШем) Тора описывает все происходящее сухим и строгим языком судьи, не пользуясь эпитетами. Появление эпитетов еще один признак того, что на сцену вновь вышел Элоким.
(2): Шадай это не иное определение Эль, как полагает (4), но это отчетливое, отличное от других Божественное Имя. (5): это Имя означает "Он, который самодостаточен", полностью независим от любой другой сущности. (21): давая Аврааму способность зарождать детей изменением его מזל, созвездия, Бог осуществил чудо, ибо необычно для такого старого человека зародить ребенка. Это событие опрокинуло естественный закон. (76): Имя Шадай содержит чудеса. Бог явил Себя Авраму как Всемогущий, Который может согнуть силы природы для Своих целей. *) Он дает возможность Авраму преодолеть его естественную бездетность **), породить детей, с которыми будет вечный завет. Поэтому Бог теперь выходит на связь с Аврамом под Именем Шадай. Это отличие от чудес, показаных Моше: десяти казней, рассечения моря, мана, и т.д., которые ясно показали Божественное вмешательство. Это "открытые чудеса", в которых была ясно побеждена природа и были совершены с помощью Четырех Буквенного Имени, открытого Моше (157 - 6:3). (77): Имя, подразумевающее Мощь, использовано для команды на обрезание, ибо человек слабеет, когда обрезан: Я Бог гарантирую тебе и твоим потомкам достаточную силу для победы над врагами.
О значении имени Шадай сказано выше и будет еще сказано ниже.
*) Зачем сгибать силы природы? Ведь Элоким это и есть вся эта природа и вся эта сила. Весь материальный мир от звезд и до крайней плоти человека, до его семени находится во власти законов Элоким. Именно Элоким, Его законы Всемогущи. Вот почему аШем представляет теперь свою иную, не знакомую до сих пор Авраму, сторону - сторону могущественных законов физического мира, на которых держится и по которым развивается Вселенная, сторону Элоким.
Чтобы Аврам понял, о чем тут речь, Бог представляется как Шадай - Всемогущий. И немудрено, ведь ради Аврама Он передвинет в небе целые созвездия. А сам Аврам во имя Бога врежет в свое тело Его знак, тавро, знак избранности и неразрывного взаимного обязательства - обрежет свою крайнюю плоть.
**) Это не совсем так. Аврам уже породил сына, Ишмаэля. Он уже не бездетный. А вот Сарай еще предстоит преодолеть судьбу бездетности. Именно для Сарай и для будущего избранного потомства Аврам делает это обрезание.
התהלך לפני והיה תמים - Ходи передо Мной и будь непорочным.
Останься верным Мне (1). (6): Сейчас ты не целен, не совершенен в моральном смысле *). (4): Выполнив обрезание ты станешь безпорочным, а твоя плоть будет иметь знак посвящения Мне. Это символ Завета с Богом. Ибо обрезание выполняется человеком с пролитием крови. Турнус Руфус (римский генерал) спросил Рабби Акиву: Если ваш Бог желает обрезания, почему ребенок не рождается обрезанным? Рабби Акива: Бог дал мицву Израилю только для того, чтобы очистить его. Бог хотел, чтобы человек достиг совершенства собственными усилиями, исполняя эту команду (75).
(2): будь непорочным с твоим аШем Элоким. **) (1): Ходи перед Ним непорочный, с чистым сердцем, положись на Него и не заглядывай в будущее; прими чистосердечно и непорочно все, что суждено тебе. Тогда ты будешь вместе с Ним и станешь Его частью. ***) (17): во всех твоих делах ходи передо Мной, стремись к Моим путям со всей силой. Будь непорочен: ищи высшей степени совершенства, достижимого человеком, через познание Меня. Именно такой была цель Творения, когда Элоким сказал (1:26): Создадим Человека в образе Нашем и подобии Нашем.
*) До обрезания Аврам несовершеннен не только в моральном, но в физическом плане. Именно поэтому теперь с ним имеет дело Элоким. А иначе с этой проблемой бы справился аШем. Обрезание это и физическое и моральное исправление несовершенства Авраама.
**) תמים, - תם, - תמה - там, тамим, беспорочный, цельный, невинный, наивный, простодушный, честность. Сравним со словом בר - бар, чистый, неоскверненный, чистота, непорочность. Оба слова - синонимы слова ברך - браха, Твое благословение, Твоя чистота, Твоя непорочность.
***) Прекрасные слова Раши (1), Пс. 16:8, Сфорно (17): доверься Ему во всем, представляй аШема перед собой всегда.
ואתנה בריתי ביני ובינך - И Я дам Мой завет (союз) между Мной и между тобой.
Слово завет имеет собирательный смысл (32): Завет любви и завет получения этой Земли в наследство твоим детям через обрезание (1). Теперь Бог передает Аврааму все заветы, уже заключенные с человечеством. Авраам стал совершенным инструментом для их выполнения, тем зародышем, из которого будут развиваться эти заветы (16). Завет о Земле в 15:18 был односторонним обещанием Бога, не требовавшим никаких взаимных действий со стороны Аврама. Завет обрезания обязателен для Авраама, ибо он между Мной и тобой. Он и его потомки станут инструментом совершенствования Работы Творения, и эта работа начнется со своего собственного "крошечного мира" - со своего тела (24). Обе стороны завета ясно определены. Обязательства Бога перечислены в 4-8. Обязательства Авраама и его потомков перечислены в 9-14.
וארבה אותך במאד מאד - и Я умножу тебя во множестве.
Верное этому завету потомство будет многочисленным (11; 7).
3. ויפל אברם על פניו - и упал Аврам на свое лицо.
Не обрезаный, Аврам не мог стоять в присутствии Святого Духа, и упал на землю (13; 1). (7): Авраам пал из почтения к Завету и Божественному Обещанию. (16): Авраам принимает все требования Завета. *) В 12:7 Аврам не упал, когда Бог появился перед ним. Тора описывает лишь то, что необходимо для передачи глубокого смысла повествования. *) Тора упоминает об этом, подчеркивая, что необрезанный он лишен силы стоять перед Божественным Присутствием. После обрезания, однако, фраза говорит специально 18:22: Авраам остался стоять перед аШемом (79). Моше и Иошуа также бросались наземь: и услышал Моше и упал ниц (181 - 16:4); и Иешуа пал ниц (203 - 5:14), потому, что они полностью приняли волю Бога и гарантировали обрезание народа: Моше перед Исходом, а Иешуа перед вхождением в Землю. Оба раза народ не был обрезан; в Египте - из-за жестокости порабощения, а после 40 лет пустыни из-за опасности с медицинской точки зрения **) (80).
*) Аврам пал ниц перед новой еще не знакомой ему Сущностью Всемогущего Бога - перед Элоким. аШем ему уже был знаком, и перед Ним он не падал.
**) О какой медицинской точки зрения идет речь? Каких медицинских правил придерживался Авраам во время своего обрезания и обрезания всех остальных? Несоблюдение правила обрезания в пустыне вызвано чем-то другим, более важным и глубоким, чем эта странная "медицинская" точка зрения.
Все предыдущие встречи с Богом, с аШемом происходили у Аврама вероятно во сне или в мечтах, в полубессознательном состоянии. Данная встреча с Элоким впервые описывается как встреча персональная, тет-а-тет, наяву. Элоким стоял перед Аврамом лицом к лицу. Чтобы подчеркнуть этот факт, Тора уточняет, что Аврам ויפל אברם על פניו - закрыл свое лицо или упал на свое лицо, ибо не мог взглянуть "в лицо" Стоящему пред ним. Уточнение мы найдем дальше в этом отрывке.
וידבר אתו אלהים לאמר - И говорил с ним Элоким, сказав,
чтобы он передал послание своим потомкам (7; 16). Здесь вновь использовано имя Бога Элоким. (81): это Имя, демонстрирующее атрибут Правосудия, означает, что все обещания, данные Аврааму, были заслужены. (24): Элоким (Бог) является единственным Именем, связанным с Творением, и, таким образом, Бог Авраама есть Бог Вселенной. Ибо Элоким означает Бог появления мира. Когда человек демонстрирует Божественную святость, тогда он становится продолжением Бога. Аналогично, законы природы, вселенной есть демонстрация Божьего Провидения. Кроме того, слово אתו, с ним, подразумевает степень единых действий, или партнерство. Таким образом, Бог признал в Аврааме своего партнера в демонстрации Его Присутствия на земле. (16): использование Имени Элоким, означает решающее изменение природы Авраама. До завета, Аврам, мог отказаться от обязательств, возложенных на Израиль. Теперь, войдя в Завет, он был обязан исполнять Свойства Правосудия.
Это интереснейший момент!
Тора начинается именем Элоким - законов материального мира. Это Он, Его законы создали мир, вселенную, пространство и время, небеса, звезды, землю, всю земную жизнь, человека.
Затем в рассказе о рае возникает новое имя Бога - аШем Элоким. Рай это органическое единство материальных Элоким и духовных аШем законов нашего мира.
Адам совершил свой грех в раю, был изгнан, познал Еву, и родилось у них двое сыновей: Каин и Авель. Далее идет повествование о жизни этих братьев. Теперь Тора использует только одно имя Бога - аШем. Имя Элоким не используется вообще за исключением катастрофы Потопа. Адам своим грехом не только изгнал себя из Рая, но расколол исходное Единство мира на две части: мир Элоким и мир аШема.
Но вот здесь мы вновь встречаем имя Бога - Элоким. Так, как будто мы вернулись к рассказу о сотворении мира и продолжаем его в том, в прежнем ключе. Авраам пытается вернуть миру его исходное единство.
Впервые после создания человека Элоким заключает договор с Авраамом, как с Творением, созданным в шестой день процесса Творения. Как будто бы не было всего того, что предшествовало этому событию, где действующим лицом был аШем. То есть приостановка Творения из-за греха Адама в раю, как будто бы преодолена. И все продолжается так, как было задумано в самом начале и без малейшего сбоя.
Как уже подчеркивалось, Элоким - законы физического мира. Это очень строгие и точные законы, физические константы, нарушение которых ведет к разрушению физического мира. Мудрецы называют их "законы строгого правосудия" Бога.
аШем - это законы духовного мира, законы времени, истории, которые менее жестки и строги, допускают некоторые отклонения при их исполнении. Мудрецы называют их "свойствами милосердия" Бога. Их нарушение не ведет непосредственно к разрушению мира.
Более того, поскольку исполнение законов Элоким постепенно приводит к накоплению в мире значительной разности потенциалов, противоречий, которые в социальной, духовной сфере чреваты "пробоем" и угрожают тяжкими последствиями в духовном и физическом мирах, аШем, в соответствие со Своим "свойством милосердия", сглаживает, уменьшает эти глубокие противоречия, разности потенциалов, которые накапливаются в результате действий законов Элоким. Вот откуда взялась эта характеристика аШема: Бог "милосердия".
Мудрецы Торы: Мальбим (24), Гирш (16), признают, что завет обрезания окончательно превратил Авраама в партнера Элоким и наместника на земле, в Творца мира.
4. Подробности Завета
אני הנה בריתי אתך - Я, Вот Мой завет с тобой,
Фразы 4-8 - Божественные обязательства по этому завету, а фразы 9-14 - обязательства Авраама и его потомков (16). Завет обрезания подробно изложен далее (2). Я уже имею завет с тобой - Завет Между Частями: ты станешь отцом множества народов. Теперь Я объявляю нечто большее: изменив твое имя, Я превратил тебя в нового человека гигантского значения. Этот Завет включает твоих потомков и наследников, безотносительно времени и места (12; 18).
אני הנה בריתי אתך - Я имею удовольствие заключить союз с тобой. Здесь мы вновь видим эпитет הנה - имею удовольствие, от корня להנות, что характерно для Элоким.
Но есть тут также странный грамматический момент. Почему-то здесь, впервые, и больше пока нигде, при обращении к Авраму Бог называет его в женском роде: הנה בריתי אתך - под буквой ך нет огласовки "а"- "итха", как в мужском роде, а стоит отточие, шва - огласовка женского рода "итах". Может быть это - опечатка, описка? Нет. Такая же огласовка этого слова и в других изданиях. Тогда, что это такое? Почему здесь Бог обращается к Аврааму в женском роде? Подобная огласовка встречается также в главе 35, когда Элоким (да и там именно Элоким) благословляет Якова и всех его потомков и обращается к ним в женском роде: פרה ורבה, плодись и размножайся.
Возможно, тут и там имеется в виду завет со всем еврейским народом, который Мудрецами называется иногда невестой, возлюбленной аШема? Возможно также, что здесь выражена суть слов аШема в 3:15: ... и личная вражда между тобой и между женщиной и между твоим потомством и ее потомством... И здесь, благословляя потомство Авраама, Элоким подчеркивает, что это ее потомство - потомство женщины упомянутой в 3:15. И дальше мы увидим, что это действительно ее потомство - потомство Сары.
והייתה לאב המון גויים - И ты будешь отцом множества народов
(как прямой результат этого договора). Каждый, кто пройдет обрезание будет считать тебя своим Патриархом (40).
5. ולא יקרא עוד את-שמך אברם והיה שמך אברהם - И не будешь теперь называться Аврам, но будет имя твое Авраам.
Твои современники и последующие поколения не будут называть тебя твоим прежним именем. Я изменил твое имя, и чудо Мое станет манифестом для всех поколений навечно (7).
Здесь дважды стоит слово שמך, твое имя, и оба раза в мужском роде - шимха, как и следовало ожидать.
כי אב המון גוים נתתיך - Ибо Я сделаю тебя отцом множества народов.
Слово נתתיך (Я сделал тебя) в прошедшем времени, но подразумевает будущие действия. Божественные обещания подобны свершившемуся факту (19). Таким образом, его новое имя этимологически отражает его новую роль: Имя אברהם, Авраам, является аббревиатурой его нового статуса, как אב המון, Ав hамон, отец множества, в то время как אברם Аврам, отражал его прежний статус, אב ארם, Ав Арам, отец Арама, его родины. Буква ר, рейш, из прежнего имени остается (хотя в ней нет необходимости), чтобы показать статус, обозначенный новым именем (и теперь, для любой цели представляется излишней) (1).
Аббревиатура есть метод сокрытия, в котором слова разрываются, и буквы или слоги используются как аббревиатуры. В этом отношении только общая форма слов изменяется, в то время как определенные буквы могут игнорироваться. (23): аббревиатура разрешенный метод сокрытия, и наша версия свидетельствует, что имя Авраам выведено из Ав hамон (гоим), вопреки присутствию излишнего рейш. (1): теперь в этом нет необходимости. (4): буква рейш не лишняя и является интегральной частью нового имени, которое выводится из אביר המון גוים, могущественный для множества (народов). Новое имя дано не для того, чтобы убрать букву (считать ее излишней), как полагает Раши (1), но добавить! (41) цитирует взгляды тех, кто интерпретирует это имя как расширение אב רהם, раhам древнее арабское слово, означающим орды, полчища. Древнееврейский эквивалент רהם может быть исчез со временем, когда Тора была передана Моше, и поэтому возникла необходимость объяснения этимологии, как произошедшее от слова המון, множество. (39): причина того, что имя Авраам не основано на имени Аврам, состоит в том, что это имя было дано ему до того, как он стал предтечей еврейского народа. Почему имена Аврама и Яакова изменены, а имя Исаака неизменно? Так как эти оба были названы человеком, Бог изменил их имена, отразив их новую миссию. Имя Исаака не изменено, ибо оно было дано Богом еще до его рождения (9).
Имя אברהם, Авраам, присвоенное Богом, является составным, и включает в себя три слова: אני ברה העם, Я посею этот Народ, или אני ברה הם Я посею их (народы), или ברא הם, сотворю их (народы). Здесь впервые после долгого перерыва в тексте Торы вновь возникает это волшебное слово бара - создание, творение, планирование чего-то определенного из ничего, из духа, из идеи. И не удивительно. Мы помним, что слово бара использовалось только в первой главе Торы, которая рассказывала о Творчестве, о Деяниях Элоким. В Торе только Элоким пользуется словом ברא. И вот теперь вновь на сцену вышел Элоким, и Авраам совместно с Элоким становится Творцом. Они вместе создают новый небывалый народ, и Авраам - его творец, его зерно и его сеятель. Из семени Авраама будет создан этот народ и многие другие народы. Именно об этом говорит его имя: אברהם - Творец, Сеятель Народа и Народов.
Мы помним, что сказала Тора в начале повествования глава ב стих ד :
- אלה תולדות השמים והארץ בהבראם ביום עשות יהוה אלקים ארץ ושמים -
это произведения небес и земли при их сотворении в день создания аШем Элоким земли (материи) и небес (пространства и духа).
Слово הבראם - их сотворение очень напоминает имя אברהם - Авраам. Оба слова написаны и звучат практически одинаково, с одинаковой гематрией, чтобы показать нам, что это эквивалентные одинаковые понятия. Интересно, что в приведенном выше предложении и в стихе 5 о переименовании Аврама в Авраама, совместно действуют совершенно одинаковые духовные атрибуты Бога - аШем и Элоким. Причем, действуют они в том же самом порядке упоминания, а именно: аШем и Элоким.
Все это указывает на то, что весь мир, вся вселенная, все Творение аШем Элоким было выполнено только ради
создания Авраама: אברהם של הבראם - и его потомства.
А сам Авраам не только результат Творения, но и такой же Творец ברא, как аШем Элоким. И Авраам - אברהם - создаст - ברא - избранный народ - העם - еврейский народ.
Но и это еще не все.
Мы помним, что большую часть своей жизни - до 99 лет Авраам носил имя Аврам - אברם, и только затем, на оставшиеся 76 лет он получил имя Авраам - אברהם, в которое Бог добавил букву ה. Именно поэтому в слове הבראם, символ имени Авраам, буква ה маленькая.
Не думай, что обрезание ослабит твой потенциал. Наоборот, Я сделаю тебя чрезвычайно плодовитым! (24) Аврааму уже обещали обильное потомство. Это благословение о том, что его потомки будут находиться в каждом углу мира, чтобы обучать народы истинной Вере (66).
Слова והפרתי אתך от корня פרה, להפרות, давать плод, быть плодотворным, оплодотворять. Но имеется еще один возможный корень для образования этого слова - פור, הפרה жребий, нарушать, нарушение. Основываясь на этом прочтении, которое имеет право на определенную степень вероятности при определенных условиях, получаем: и поставлю тебя множество раз перед нарушениями, поставлю тебя перед выбором множество раз.
ונתתיך לגוים - И отдам тебя народам.
Израиль (потомки Яакова) и Эдом (потомки Эсава). Ишмаэль уже жил и объявление о будущих потомках к нему не относится (1). (2): Эсав, основатель Эдома, не был обрезан и сюда не относится. Скорее народы здесь, несмотря на множественное число, относятся лишь к Израилю. В других фразах тоже Израиль упоминается как коллективный термин גוים - нации и עמים - народы. (9): "Я сделаю племена от тебя". (7): это потомки Авраама от Кетуры.
Но тут ясно сказано: отдам тебя народам. Не Авраам, который умрет через 76 лет, но его потомки (от Исаака и Якова) будут отданы народам: будут жить среди других народов. Выше сказано: из тебя произойдут народы. А здесь речь о том, что ты будешь отдан народам, о рассеянии потомков Авраама, евреев среди других народов. И это немедленно подтверждается следующей фразой: и цари произойдут от тебя, от твоих потомков (у этих народов). Дальше, в истории Эсава (глава 37) ясно показано, каким именно образом происходила эта операция: отдам тебя народам.
ומלכים ממך יצאו - и цари произойдут от тебя.
(66): Кроме мудрецов, которые будут обучать народы, произойдут от тебя монархи, наделенные властью над народами: правление царя Соломона, эпоха Царя Машиаха.
7. להיות לך לאלוהים לדרתם לברית עולם והקמתי את-בריתי - И Я основал Мой союз в поколениях как вечный обязательство быть тебе Элоким-Творцом-Законодателем.
Завет быть твоим Богом (1). Эта концепция двусмысленна: Быть с одной стороны объектом твоего поклонения и благоговения, а с другой стороны, быть твоим Богом, Защитником и Благодетелем (83).
להיות לך לאלוהים - быть тебе принадлежащим, быть частью Элоким, подлежать строгим физическим Законам, как Творец и Законодатель всего мира, без поблажек, а не мягким законам человеческой ментальности и милосердия аШема. Вот почему евреям всегда достается сильнее, чем всем остальным - они подлежат иной "юрисдикции", чем остальные народы, "юрисдикции" Элоким. Это то, что сегодня принято называть "системой двойных стандартов" - один подход мягкий, "гуманный" для народов, и совершенно другой, значительно более строгий и беспощадный для евреев.
Теперь понятно, почему судьба евреев в мире столь трагична. Их жизнь подчинена законам Элоким. А мы помним, что эти безкомпромисные жесткие законы - источник накопления в мире огромных разностей потенциалом, огромных противоречий. Вот эти разности потенциалов, эти противоречия между евреями и другими народами и есть источник всей трагической судьбы еврев. В то время как другие народы подчинены законам аШема - законам милосердия, и испытывают в истории значительно более мягкие сглаженные напряженности и конфликты.
8. Из этой фразы ясно, что Израиль унаследовал землю Ханаан как результат обрезания. Поэтому Бог приказал Йешуа обрезать всех израильтян, когда они вошли в Землю Обетованную (203 - 5:2-9), ибо необрезанными, они не смогли бы войти туда (84).
ארץ מגריך לאחזת עולם - земля твоего проживания в вечное пользование.
Земля, в которой ты живешь как גר, чужой, временный житель - כל ארץ כנען - всю землю Ханаана. Это не значит, что они будут жить вечно в этой Земле и никогда не будут изгнаны. Но Земля останется в их неотъемлемом владении даже тогда, когда они будут изгнаны. Она будет принадлежать им всегда; они окончательно вернутся востребовать ее, и аШем будет их Богом (7). Это дополнительное обещание вечного владения, подразумевающее собственность и окончательное возвращение после изгнания. Я буду их Богом уже из предыдущей фразы повторяется здесь в связи с землей (28). (1): только в земле их вечного достояния Я буду их Богом; а тот, кто проживает за пределами Эрец Исраэль, не имеет Бога.
Значит, и сам Раши (1), живший во Франции, Бога не имел? Тут Раши явно "перегнул палку". Это еще одно упоминание того распространенного еврейскими Мудрецами восприятия, что Бог Авраама, еврейский Бог - это Бог определенной местности, Земли Ханаана. И его власть не распространяется за пределы Святой Земли.
Это особенно странно теперь, после того, как Бог Элоким, Творец всего мира Сам беседовал с Авраамом, заключил с ним Свой союз и пообещал свою защиту и покровительство. Что еще нужно евреям, чтобы понять, что они партнеры Творца Всего Мира. Да их земля это земля Ханаана, но их Бог, их Покровитель и Защитник Всесилен и следит за ними, беспокоится о них повсюду, где бы они ни жили.
Выражение לאחזת עולם помимо значения в вечное пользование имеет еще одно величественное значение: для поддержки мира (вселенной), придавая евреям космическое значение элемента, столпа, держащего на себе все мироустройство: атланты держат небо на каменных плечах поется в песне Александра Городницкого - это, в действительности, о евреях. И хотя это чисто личная, авторская трактовка этой фразы, среди религиозных евреев бытует мнение, что весь наш мир держится лишь благодаря тому, что в нем есть праведники, которые постоянно возносят молитвы Богу. Именно они до сих пор и хранят наш мир. Приведенная выше трактовка слов Элокимלאחזת עולם из Торы подтверждает это мнение с совершенно неожиданной стороны.
והייתי להם לאלוהים - и буду для них Элоким.
(24): Когда они будут согласны с заветом и возьмут в наследие эту землю, тогда они будут достойны своего собственного права, чтобы Я был их Богом, не только потому, что Я был Богом их отцов. В этот момент они сами будут достойны Святости; аШем имя Бога Израиля вследствие их святости и праведности.
Опять тут путаница у Мальбим (24) между аШем и Элоким. Элоким - Творец физических законов мира, Творец Вселенной, а теперь он еще и Творец потомков Авраама, евреев, фундамента будущего человечества. аШем - Творец духовных законов мира. Можно согласиться с Мальбим (24) лишь в том, что духовные законы мира неотделимы от общих физических законов.
9. Обязательство со стороны Авраама.
ואתה את בריתי תשמר - А ты храни Мой завет.
(1): слово ואתה начинается союзом вав, и, подразумевая объединение с предыдущей фразой: "Я взял обязательства в отношении тебя (4-8); а ты должен исполнять свои обязательства в отношении Меня". (16): Бог сделал Его обещание вечным, и Авраам и потомки всегда были достойны Божественного дара, записанного в Завете. Это обязательство поколений твоих потомков после тебя (навсегда) (24). (23): ואתה, а что касается тебя, וזרעך אחריך, и твоих потомков после тебя (1), то есть линии Авраама. (85): Отдельный статус Израиля начинается с Передачи Закона на Синае (462 - 12:3) и относится только к Израилю. "На восьмой день плоть на крайней плоти должна быть обрезана", это было особое учение, позволяющее делать обрезание даже в Субботу, если это восьмой день. С момента повторения на Синае это уже особое учение, предназначенное исключительно для евреев. Вы будете хранить Мой завет - ваше потомство будете хранить его. А Ишмаэль? - Нет, ибо Писание утверждает 21:12 : Исаак будет твоим потомком. Тогда дети Эсава (сына Исаака) будут предметом этого Закона! - Нет, 21:12 разъяет: ביצחק, в Исааке, но не во всех (потомках) Авраама. (2): Фундаментальный принцип: Все, что мы делаем сегодня есть результат Божественного распоряжения, данного нам через Моше на Синае. Мы делаем обрезание не потому, что Авраам сделал это себе и своим домочадцам, но потому, что Бог скомандовал Моше (157 - 12:3), обрезать нас так, как это сделал Авраам.
10. Определение Завета.
זאת בריתי אשר תשמרו - это Мой завет, который вы будете хранить.
Возможно, Бог показал Аврааму, видением или по-иному, как проводить обрезание. (1): זאת אות הברית, это сигнал завета. Бог показал Ною радугу и сказал ему: Это сигнал, о котором Я говорил (45). (86) описывает Бога с ножом для (обрезания) Авраама, а Авраам режет. Бог, держащий нож, дал Аврааму силы пройти через этот акт (63). Обряд обрезания - אות הברית, внешний символ завета. Имеется множество объяснений смысла акта обрезания: как мера против избыточного сладострастия, как гигиеническое мероприятие. Все они не объясняют цель этой команды Бога. Это символ взаимности Израиля и его Небесного Отца, как радуга. Каковы бы ни были естественные причины радуги - главное значение ее - Бог дал видимый символ завета с Ноем. *) (16): расхождение между 10-ой фразой: Это Мой завет, который храните между Мной и между вами и между твоими потомками - обрежь у них всех мужчин; и 11-ой: И обрежте их крайнюю плоть и будет знаком завета между Мной и между ними. В 10-ой сказано: Мой Завет, подразумевая, что физический акт обрезания является существенным исполнением завета. Но этот акт есть также символ, как подчеркнуто в 11-ой фразе: Акт обрезания - символ вечной связи между Богом и Израилем.
Это чисто физическое действие и связанный с ним духовный символ еще раз объясняет, почему здесь Авраам, а, в дальнейшем, весь еврейский народ, имеют дело с Элоким, а не с аШем.
*) Но имеется и явное, существенное отличие между символом, данным Ною - радугой в небе, и символом, нанесенным на тело Авраама и его потомков. Это отличие не только чисто физическое, ибо радуга в небе сильно отличается от следа обрезания на мужском половом органе. Но самое главное отличие между ними в том, что небесная радуга, и так это объяснено в Торе, есть символ окончания всех бурь и мытарств Ноя и его потомков, человечества. А символ обрезания на теле еврея, произведенный на восьмой день его жизни, есть символ начала бурь и штормов, которые ему предстоят.
ביני וביניכם ובין זרעך אחריך המול לכם כל זכר - Между Мной и вами, и между твоими потомками после тебя. Обрежь у них всех мужского пола.
теми, в ком ты будешь жить, кто родится от тебя (1).
Слово זכר это не только самец, но также память. И тут сказано: вырежи у каждого их них в памяти (заруби каждому из них на .... носу).
Цель Обрезания
Обряд обрезания это закон, חוק, основания которого не даны в Торе. Но еврейские философы пытались определить смысл этого деяния. Вот классические комментарии:
(30): совершенство подразумевает условие, не содержащее ни избыток, ни недостаток. Создатель создал эту часть тела с избытком; когда избыток срезается, устраняется дефект, и человек становится совершенным.
(5): команда не дана "для исправления физического недостатка, но как средство улучшения морального недостатка человека: обрезание - противодействие излишнему сладострастию".
(87): Основа команды - аШем *) желал установить определенный знак на теле народа, который Он создал, как Свой собственный. Этот специальный знак отличает их тела, точно так же, как отличаются их души, чтобы показать, что их источник и их миссия отличаются от источника и миссии других народов. Этот символ поставлен на репродуктивный орган и представляет вечность расы. Бог пожелал сделать свой Избранный Народ совершенным, но Он желает, чтобы это совершенство было завершено деянием человеческого существа: и как тело должно быть совершенно, так и народ должен стремиться к духовному совершенству.
(88): Команда обрезания дана как внешний знак завета, связывающего Бога и потомков Авраама, с которыми Он установил Свой завет. Этот знак существует непрерывно в нашем народе и показывает, что волшебная связь все еще с нами.
(6): Авраам сидит в воротах Преисподней и предотвращает попадание туда обрезанных. Благодаря этому знаку Завета мы не теряем надежду на искупление, ибо это точка связи между Богом и нами. Через эту связь народ вернется к своей первоначальной силе и придет к Богу, как было предсказано.
*) Здесь не аШем, но Элоким.
11. ונמלתם את בשר ערלתכם - и обрежьте тело на вашей крайней плоти.
Каждый отец обязан обрезать своего сына, и каждый ребенок должен быть обрезанным (7). ערלה, крайняя плоть, излишек. Но эта обычная трактовка не может быть ни в коем случае считаться буквальной. *) (7;101): ערלה относится к чему-то излишнему, подлежащему уничтожению. Соответственно слово ערלה может обозначать любую часть тела, что является расходной или удаляемой. (16): ערלה это "помеха", и относится к чему-то, что препятствует духовному развитию. (8) Авраам понял из контекста предложения, какая часть тела должна быть удалена. Так как обещание множества потомков было повторено Аврааму (7) в связи с обрезанием, он посчитал, что команда относится к той части анатомии, которая воспроизводит потомков, и путем обрезания он также станет תמים чистосердечным и совершенным, как Бог скомандовал.
*) Здесь и далее ярчайший пример того, что иврит познавали, изучали и продолжают познавать через Тору.
(4): слово ערלה всегда относится к репродуктивному органу, если оно не используется как часть грамматической конструкции такой, как "ораля сердца" (398 - 10:16), в котором смысл ясен из текста. (2;14): Тора абсолютно не оставляет места для двусмысленности, вы обрежьте вашу орала (то, что препятствует). Не говорится орала твоей плоти - препятствие вашей плоти, как этого образно сказано (398 - 10:16) - ораля твоего сердца. Вместо этого, фраза читается совершенно ясно: орала твоей плоти, которая относится к плоти, которая препятствует: в теле нет другой излишней плоти, которая бы препятствовала и закрывала орган за исключением плоти, которая закрывает мужской орган.
והיה לאות ברית - и будет знаком завета,
с помощью которого каждый может отличить тебя, как семя, благословенное Богом (59). Таким образом, обрезание - символ и знак. Этот высший и ни с чем не сравнимый знак "впечатан" в тело человека (7). Это тавро Хозяина на теле раба (17). (89): выражения אות, знак, ברית, завет и לדרתם, в поколениях, используются как в связи с обрезанием, так и в связи с Субботой, ибо Суббота есть знак (אות) между Мной и тобой - (157 -. 31:13); дети Израиля должны соблюдать субботу для вечного завета (ברית). Отсюда: обрезание (на восьмой день) заменяет Шабат.
Слово מול обрезать (крайнюю плоть) от того же корня, что слово מלה слово. И словосочетание ברית מילה означает не только завет обрезания, но и слово завета. И, объединяя эти значения вместе, получаем материально-духовный союз.
Слово נפש - душа состоит из двух слов: אש - огонь иנפח - раздуть, вдувать: נפש = אש + נפח. В Торе так и сказано: и вдул в него душу живую. Таким образом, слово нефеш означает вдутый или раздутый духовный огонь. Частичку огня, которым пылает вся Вселенная, Элоким помещает в душу человека при его зачатии, и этот огонь души движет человеком на протяжении всей его жизни. И название человека איש (мужчина) или אשה (женщина) означает его или ее пламя, огонь, который горит в душе каждого из них до окончания жизни. Именно этот огонь приводит в действие их тела, придает им страсть и желания, вынуждает идти вперед к какой-то неизвестной, но манящей цели, ибо в душе каждого человека горит неугасимый огонь его души, вздутый в нем Элоким в момент его сотворения - зачатия.
Человек типичный представитель двигателя внутреннего душевного горения.
Но вот, оказывается, что этого пламени живой души, которое раздувает Элоким в человеке, недостаточно. Помимо этого, и для того, чтобы эта душа не бродила бесцельно в темноте, родители, а не Элоким, должны ее окольцевать, привязать вечным союзом с Элоким, сделать ей "брит мила" - "духовно-материальный союз" - обрезание, а точнее обручение с Элоким (вот почему там стоит женский род!). Только после этого есть надежда, что этот огонь поведет человека по пути, предначертанному Элоким.
12. ומקנת כסף יליד בית ובן-שמונה ימים ימול לכם כל-זכר לדרתיכם - и ребенка восьми дней обрежь каждого мужского пола во всех твоих поколениях, рожденный в доме или купленный за деньги.
Ребенок должен быть обрезан отцом (7; 1; 4). Рабы также должны быть обрезаны, ибо рождены в твоем доме или приобретены за твои деньги (18).
13. המול ימול יליד ביתך ומקנת כספך - обрезая, обрежь, родившегося в твоем доме и купленного за твои деньги.
(8; 90): המול ימול, обрезает только обрезанный.
והיתה בריתי בבשרכם לברית עולם - и будет Мой завет на вашей плоти вечным союзом.
И как символ Моего Завета будет на вашем теле всю вашу жизнь, так и сам завет будет вечным (53).
Другой вариант толкования этого предложения והיתה בריתי בבשרכם לברית עולם : И будет Мой завет провозглашен вами как вечный союз.
14. ונכרתה הנפש ההוא מעמיה אשר לא ימול את בשר ערלתו וערל זכר - и необрезанный мужчина, который не обрезал свою крайнюю плоть, и искорени эту душу из народа твоего.
Наказание изгнание - путем вырезания из среды народа - приводит к бездетности и преждевременной смерти (91; 1). Тот, кто имеет детей, считается живым, и его имя не искореняется (4). (32): будет вырезан - будет бездетным. Однако наказание осуществляется не только в Этом Мире. Оно распространяется и за его Пределы. Самое суровое возмездие, после которого уже не может быть наказания - душа должна быть вырезана и не достигнет грядущей жизни. Кроме духовного забвения в Грядущем Мире, (23) изгнанный, умрет в возрасте от пятидесяти до шестидесяти лет. Таков смысл слов "эта душа будет вырезана".
את בריתי הפר - он нарушил Мой завет.
Он лишил себя вечного благословения Авраама (16).
הפר нарушил, (параллельно с размножил) тут это пример возможного нарушения завета, на который мы ссылались, как на одну из возможных трактовок фразы והפרתי אתך במאד מאד как возможный при определенных условиях вариант и будет у тебя очень много нарушений (этого завета). Не спроста Тора поставила эти два однокоренных, но разных по смыслу слова рядом.
15. Обещание Саре
15. И сказал Элоким Аврааму: Сарай жену твою не называй по имени Сарай, ибо ее имя Сара. 16. И Я благословил ее и также дал от нее тебе сына. И благословил его, и произойдут от него цари народов. 17. И упал Авраам ниц и засмеялся и сказал в сердце своем, может ли девяносто девяти летний зародить, и разве Сара девяносталетняя родит? 18. И сказал Авраам Элоким(у): разве не был прежде Ишмаэль? 19. И сказал Элоким: но Сара, жена твоя, родит тебе сына, и назовешь его именем Ицхак, и Я заключу с ним Мой Завет, Завет вечный для его потомства. 20. А с Ишмаэлем, ты знаешь, благословил Я его, и распложу его, и умножу его много-много, двенадцать правителей он родит и станет большим народом. 21. А завет Мой Я установлю с Ицхаком, которого родит тебе Сара к этому дню через год. 22. И закончил Элоким говорить с ним и поднялся Элоким над Авраамом. 23. И взял Авраам Ишмаэля, сына своего и всех, кто родился в его доме и всех, кого купил за деньги, всех мужчин из дома Авраама и обрезал крайнюю плоть до настоящего времени так, как говорил ему Элоким. 24. А Авраам был девяносто девяти лет в момент обрезания своей крайней плоти. 25. А Ишмаэль, сын его, тринадцатилетний и ему обрезали крайнюю плоть. 26. И до сегодняшнего дня обрезаны Авраам и Ишмаэль, сын его. 27. И все люди в его доме, рожденные в доме и купленные за деньги у чужих, все обрезаны.
Рождение Исаака
Здесь мы встречаем несколько раз словосочетание מלה את בשר, что буквально означает: обрезал плоть. Но в тут имеется и иной смысл.
Слово מלה это не только обрезание, но еще и слово. А слово בשר - это не только плоть, но еще и извещать, возвещать. И в таком варианте этих слов словосочетание מלת בשר можно понимать как слово возвещения или извещения. То есть акт обрезания крайней плоти у Авраама и всего его потомства есть их своеобразное послание Элоким, Богу об их принадлежности к Его народу, и об их причастности к Его Завету. Акт обрезания есть духовный акт клятвы и возвещения: "Я с Тобой, я Твой". И это явствует из самого этого действия, которое есть оформление слова, сообщения и передача его Элоким для соответствующей регистрации очередного участника Завета. Это своеобразный Акт записи духовно-физического состояния.
Но и это еще не все.
Слово מלה очень близко по написанию слову מלא, что означает наполнить, дополнить, полнота. И в таком случае, вышеприведенное сочетание может быть воспринято как дополнение или полнота тела, т.е. совершенство тела человека, которое в своем исходном состоянии не достаточно совершенно и полно и требует дополнения до идеала. Именно обрезанием крайней плоти завершает процесс совершенствования тела человека. Вот такой вывод можно сделать о необходимости обрезания крайней плоти, которую осуществил Авраам и его потомки по слову Элоким. В результате обрезания человек стал идеально совершенным, законченным. Этим последним актом, с помощью Авраама Элоким завершил процесс Творения человека.